Евгений Гришковец Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение СодержаниеБиографияДетство и юностьТеатр и творчествоЛюбящий муж и отецВ настоящее времяСвязь с КемеровоПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Кто такой Евгений Гришковец?

Евгений Валерьевич Гришковец — писатель, драматург и сценарист, режиссер и актер театра и кино. Родился 17 февраля 1967 года в Кемерово. Евгений — не только успешный писатель и режиссер, о чем свидетельствует полученная им театральная премия «Золотая маска» и включение его романа «Рубашка» в лонг-лист престижнейшей Букеровской премии, но и почетный гражданин сразу двух российских городов — Калининграда и Кемерово.

Гришковец — писатель

Первая книга Евгений Гришковца увидела свет в 2004-м году. В скором времени роман «Рубашка» был назван дебютом года в России, а также включен в число номинантов премии «Букер». Весьма популярна стала и его вторая книга – «Асфальт», которая принесла своему автору престижную премию «Серебряный слиток». Помимо этого в библиографии нашего сегодняшнего героя значится также множество новелл и повестей, а также целый цикл рассказов, опубликованных в Интернете.

Завершая рассказ о творчестве Евгения Гришковца, нельзя не упомянуть и о его кинематографических работах. В общей сложности за свою карьеру наш сегодняшний герой исполнил роли в девяти фильмах, а также в нескольких видеоадаптациях своих спектаклей. Однако, глядя на то, как развивается творчество актера, можно уже сейчас точно сказать, что это далеко не предел.

Биография

Евгений Гришковец родился в Кемерово и с тех пор успел пожить в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде), на Дальнем Востоке и в Калининграде. В северную столицу семья Гришковцов приехала всего на несколько лет, пока отец писателя обучался в Ленинградском финансово-экономическом институте. Большую часть детства и юности Евгений провел в шахтерском Кемерово. По окончании школы поступил на филфак КемГУ, откуда на втором году обучения его и призвали в армию.

Служил Евгений в Тихоокеанском флоте в небольшом поселке на берегу Советской Гавани и на известном сейчас острове Русский. Отсюда, можно сказать, стартовала его творческая карьера, ведь армейские наблюдения легли в основу одного из самых успешных его спектаклей — «Как я съел собаку». Во время службы Евгений участвовал в местной самодеятельности. По возвращении из армии продолжил учебу в университете, где присоединился к студенческой студии пантомимы.

В 1990 году при Кузбасском политехническом университете Евгений Гришковец основывает небольшой театр «Ложа». За годы работы в этом проекте начинающий режиссер ставит с десяток спектаклей, в которых сам играет крайне редко, успевает объехать с гастролями Россию, а также участвует в различных театральных фестивалях.

Детство и юность

Местом рождения будущего писателя и драматурга является сибирский промышленный город Кемерово. Здесь зимой 1967 года в молодой семье студентов второго курса Валерия и Софьи Гришковец появился первенец Женя. Родители мальчика часто переезжали из одной съёмной квартиры в другую, но эти моменты не казались ему негативными. Всё потому, что мама и папа всегда жили дружно и везде брали сына с собой, будь то учёба или работа. Несмотря на скромный материальный доход, Женя всегда считал свою семью самой благополучной.

Несколько лет Гришковцы прожили в Ленинграде по причине учёбы отца в ФИНЭК, но затем снова вернулись в Кемерово, где мальчик вначале окончил гимназию, а затем стал студентом филологического факультета Кемеровского государственного университета.

На втором курсе студента призвали на воинскую службу, которая проходила в рядах Тихоокеанского флота: на Русском острове и в посёлке «Заветы Ильича» (Советско-Гаванский район). Впоследствии воспоминания о годах службы стали основой для первого моноспектакля Гришковца «Как я съел собаку».

После армии Евгений окончил учёбу в университете и стал дипломированным филологом.

В жизни юноши был период, когда он решил эмигрировать в Германию и даже просил политического убежища. Но ожидания от жизни за границей не совпали с реальностью, и в 1990 году Гришковец вернулся домой, где вскоре основал независимый театр «Ложа».

Профессиональная деятельность

В 1998 году Евгений Гришковец перебирается из Сибири в европейскую часть России, но для жизни выбирает не шумную Москву, а спокойный Калининград. В столице он представляет собственный моноспектакль «Как я съел собаку». Театральная публика хорошо принимает постановку, и популярность Евгения Гришковца начинает стремительно расти.

Помимо работы над собственными моноспектаклями и большими постановками на сценах именитых московских театров, Евгений пишет сценарии и снимается в кино, выпускает романы, сборники пьес и рассказов, сочиняет стихи и участвует в записи музыкальных альбомов, а также ведет собственные телепрограммы. Но обо всем по порядку!

Спектакли Евгения Гришковца

Несмотря на то, что у широкой публики Евгений Гришковец известен, в первую очередь, как писатель, театральная режиссура — один из его основных видов деятельности. Как правило, постановки Гришковца — это моноспектакли, где он выступает сразу драматургом, режиссером и актером. Проходят они в формате своеобразного диалога со зрителями, где Евгений со сцены делится собственными жизненными наблюдениями и переживаниями. В постановках других режиссеров Гришковец почти не играет, разве что в кино.

Дебютный моноспектакль «Как я съел собаку» Евгений представил в Москве в 1998 году. Два года спустя за него он получил «Золотую маску», причем, сразу в двух номинациях! Кроме того, за «пропаганду российского флота» в этой постановке матроса Гришковца повысили в звании до старшины 2 статьи, что в сухопутных войсках приравнивается к младшему сержанту.

Еще за два спектакля «Планета» и «ОдноврЕмЕнно» Евгений был награжден научным сообществом за «популяризацию знаний и развитие научного мировоззрения». Позднее от моноспектаклей Гришковец перешел к игре в составе труппы: «По По» и «Планета». В отдельных постановках Евгений выступает только в роли драматурга и режиссера, а сам на сцену не выходит. Например, его спектакль «Весы», который идет на сцене МХТ им. Чехова.

1998 Как я съел собаку
1999 Зима | ОдноврЕмЕнно | Записки русского путешественника
2001 Планета | Дредноуты | Город
2003 Осада
2004 Дядя Отто болен
2005 По По
2009 Дом | +1
2012 Прощание с бумагой
2015 Шепот сердца
2017 Весы
2018 Предисловие

Библиография

За театральным успехом Евгения Гришковца последовало и признание его писательского таланта. В 2004 году увидела свет его первая книга «Рубашка». Этот городской роман в России назвали «Дебютом года». Кроме того, он был переведен на английский язык и прошел отбор на самую престижную литературную премию мира — «Букер». Второй роман «Асфальт», вышедший в 2008 году, тоже не остался без внимания публики и получил заслуженные награды.

Помимо романов и рассказов, Евгений Гришковец выпустил сборники пьес, ставшие основой для его театральных постановок: «Зима», «Весы» и «Как я съел собаку». На основе его записей в ЖЖ, который был необычайно популярен в период расцвета сервиса, было издано несколько сборников в жанре мемуаров: «Год жжизни», «Лето-лето и другие времена года», «151 эпизод ЖЖизни».

В печатном виде вышел и сценарий к фильму «Сатисфакция», рассказывающий про двух друзей-бизнесменов. Режиссером кинодрамы стала Анна Матисон, вместе с которой годом ранее Евгений поставил спектакль «Дом». Ну и отдельной частью писательской карьеры Евгения Гришковца стали стихи, которые позднее превратились в популярные музыкальные произведения.

1998 пьесы Как я съел собаку
2004 роман Рубашка
2005 повесть Реки
2005 пьесы Зима
2006 рассказы Планка
2007 рассказы Следы на мне
2008 роман Асфальт
2008 дневник Год жжизни
2009 дневник Продолжение жжизни
2010 повесть А…..а
2010 сценарий Сатисфакция
2011 мемуары 151 эпизод ЖЖизни
2012 мемуары От жжизни к жизни
2012 эссе Письма к Андрею. Записки об искусстве
2013 мемуары Почти рукописная жизнь
2014 сборник Боль
2014 пьесы Уик энд
2014 дневник Одновременно: жизнь
2015 дневник Избранные записи
2017 дневник Лето-лето и другие времена года
2018 пьесы Весы и другие пьесы
2018 роман Театр отчаяния. Отчаянный театр

Литературная деятельность

Евгений Гришковец писал не только театральные пьесы: издан и довольно популярен его сценарий фильма «Сатисфакция».

Драматургия Гришковца больше напоминает философскую прозу. Именно в таком жанре была написана его первая книга «Рубашка», изданная в 2004 году, а также «Река» — в какой-то мере это автобиографическая повесть, где Евгений Гришковец анализирует собственный опыт. Через пару лет были изданы все пьесы драматурга в сборнике «Зима». Стиль изложения Гришковца более похож на дневники или мемуары, поэтому его блог в Живом журнале, а позже собственный стал довольно популярен.

Опыт блогера пригодился Евгению в 2012 году, в арктической экспедиции, результатом которой явилась еще одна книга «Почти рукописная жизнь», в основу которой лег экспедиционный дневник. С литературным творчеством Евгений не расставался даже на телевидении, где вел авторскую программу: в каждом выпуске звучал хотя бы один монолог в исполнении драматурга.

Гришковец активно пишет и издается до сих пор.

Фильмы Евгения Гришковца

2002 детектив Азазель Ахимас Вельде, наемный убийца
2003 мелодрама Прогулка Сева
2005 мелодрама Не хлебом единым Следователь
2005 драма В круге первом Писатель Галахов
2008 криминальная драма XIII месяцев Друг главного героя Штейн
2009 мелодрама Окна Литературный редактор Александр Семенович
2009 комедия Настроение улучшилось Рассказчик
2010 мелодрама Сатисфакция Бизнесмен Верхозин, главный герой
2014 документальный фильм Я – местный. Кемерово Рассказчик
2016 драма Разбуди меня Голова
2017 телесериал Частица вселенной Священник на Байконуре — отец Иоанн
2018 телесериал Обычная женщина Артем, муж главной героини

Творческий подъём

Авторский театр «Ложа» под руководством Евгения Гришковца просуществовал семь лет и выпустил 10 спектаклей. Гастроли труппы проходили в России и за рубежом, и везде постановки зрители встречали очень тепло. Но со временем Евгению стало тесно в рамках существующего проекта, он чувствовал необходимость двигаться дальше и решил начать новую творческую жизнь в Москве. Там он перед двумя десятками зрителей, в основном из числа знакомых, впервые выступил со спектаклем «Как я съел собаку».

Это событие, по признанию Гришковца, стало судьбоносным для его творческой карьеры. Позже постановку драматург показывал во многих российских городах. Тогда же сформировался авторский стиль общения Евгения с публикой, ранее никто не демонстрировал ничего подобного. Первые 10 минут каждой постановки актёр просил не выключать свет в зале, чтобы получше разглядеть, кто пришёл к нему на спектакль.

Евгений Гришковец строит свои постановки в форме монологов, в каждом из которых зритель часто узнаёт себя и произошедшие с ним аналогичные жизненные ситуации. После успеха первой работы, отмеченной премией «Золотая маска», появился не менее успешный спектакль Гришковца «ОдноврЕмЕнно», после которого актёр и драматург стал любимцем публики не только в России, но и за рубежом. Билеты на его представления раскупались задолго до дня показа.

Кроме упомянутых, на сегодняшний день в активе Евгения 7 авторских постановок:

  • «Планета» (2001).
  • «Дредноуты» (2001).
  • «По-По» (2005).
  • «+1» (2009).
  • «Прощание с бумагой».
  • «Шёпот сердца».
  • «Предисловие» (2018).

Кроме того, его авторству принадлежат пьесы «Осада» и «Весы», поставленные в МХТ им. Чехова.

Театр и творчество

В родном городе он организовал театр «Ложа», выпустивший за 7 лет существования 10 спектаклей, которые пользовались успехом у зрителей как в России, так и за рубежом. К 1998 году идея театра «Ложа» начала изживать себя, времени им заниматься становилось все меньше. Тогда он решил уехать из Кемерово. В этот период возник спектакль «Как я съел собаку», зрительская аудитория которого составила всего 17 человек, но этот момент Евгений Гришковец считает поворотным в своей судьбе.

Спектакль Евгения Гришковца «Как я съел собаку»

Позднее с этой постановкой драматург побывал на гастролях во многих городах России, от Владивостока до Калининграда. Тогда же выкристаллизовались главные черты авторского театра Гришковца, его интерес к публике, который он выражает буквальным способом – первые 10 минут каждого выступления не выключает в зрительном зале свет, чтобы подробнее рассмотреть пришедших на спектакль людей.

Всего за 4 года Евгений Гришковец превратился из приезжего режиссера в любимца публики. За первый спектакль драматург удостоился премии «Золотая маска». Следующая его работа, названная «ОдноврЕмЕнно», повторяет успех дебютной постановки и в полной мере раскрывает творческую манеру Гришковца-драматурга.

Спектакль Евгения Гришковца «Одновременно»

Пьесы Евгения Гришковца наследуют лучшие традиции русской литературы, в них прослеживаются интонации Антона Чехова, Василия Шукшина, тонкая ирония и монологи Сергея Довлатова.

Как удачно отметил литературный критик Ян Шекман, проза Евгения Гришковца является лучшим лекарством для человека, уставшего от жизненной гонки, за которой он не успевает остановиться и взглянуть на себя в зеркало. Но, соприкасаясь с отражением собственной жизни в литературных героях Гришковца, зритель понимает, что даже незначительные эпизоды, если посмотреть на них с юмором и наблюдательностью, приобретают новый глубокий смысл.

Спектакль Евгения Гришковца «Прощание с бумагой»

В 2014 году вышел спектакль «Прощание с бумагой», в котором Гришковец размышляет о том, как электронные носители вытесняют бумажные. Пустота, по мнению автора спектакля, сопровождает технический прогресс и ведет каждого отдельного человека к небытию. Через год Гришковец представляет спектакль «Шепот сердца», где вполголоса, даже шепотом, автор рассуждает о жизни от имени «сердца». Во многих постановках автор использует излюбленную форму общения с публикой – монолог.

На сегодня Евгений Гришковец является автором нескольких романов. Первая его книга «Рубашка» была выпущена в Москве в 2004 году. В этой работе перед читателем раскрывается уже знакомый мир Гришковца, наполненный размышлениями о сути вещей, беседами, остроумными жизненными ситуациями и оптимизмом, который неизменно помогает главному герою находить выход из любых сложных обстоятельств.

Спектакль Евгения Гришковца «Шёпот сердца»

Работа «Реки» была издана год спустя. В 2006 году отдельной книгой были изданы все существующие на тот момент пьесы Гришковца. Кроме того, Евгений написал и издал сценарий фильма «Сатисфакция».

К 2008 году был готов к выходу роман «Асфальт». Мнения читателей и рецензентов по поводу этой книги разделились, но в целом литературное произведение было принято тепло. Сюжет выстроен вокруг обыденной жизни героя Миши, который узнает о самоубийстве давней знакомой Юли. В этом же году появилась пьеса «Дредноуты», по которой Гришковец создал моноспектакль.

Спектакль Евгения Гришковца «Дредноуты»

Еще одна грань творчества Евгения Гришковца раскрылась в 2002 году. Драматург записал альбом совместно с группой «Бигуди», исполняющей электронную музыку. Сам Евгений признался, что не умеет петь, но любит слушать, как поют другие.

В своем желании приобщиться к этому искусству он разработал концепцию вплетения в музыкальную фактуру голоса непоющего человека, который читает текст, где смысловая нагрузка ощутимо выше, чем общепринятые тексты популярных песен. Фактически это небольшие эссе, прочитанные под музыку и организованные в куплетную форму. Одной из таких работ стал трек «Настроение улучшилось».

Спектакль Евгения Гришковеца »Настроение улучшилось»

В 2008 году совместно с Ренарсом Кауперсом из группы «Brainstorm» Гришковец записал свою версию песни «Альянса» «На заре». А в 2013-м совместно с грузинским коллективом «Мгзавреби» он записал альбом «Ждать жить ждать».

С 2008 года литератор ведет собственный блог, который получил название «Одновременно. Дневник Евгения Гришковца». Здесь писатель выкладывает небольшие заметки, рассказы и фото из повседневной жизни. Есть персональный профиль у автора и в «Живом Журнале», а в «Фейсбуке» размещена фан-страница писателя.

«На заре» — Гришковец и «Бигуди»

В общей сложности Гришковец снялся уже в 10 картинах и в нескольких видеоадаптациях собственных спектаклей. Участие в самой известной широкой публике ленте «Азазель» по роману Бориса Акунина Евгений Валерьевич вспоминать не любит. По его словам, снимали сериал весело, а фильм получился скверным.

В 2003 году он сыграл Севу в «Прогулке» Алексея Учителя. В 2005-м Гришковец сыграл писателя Галахова в сериале «В круге первом», снятом по мотивам одноименного романа Александра Солженицына.

Евгений Гришковец в фильме “Азазель”

В 2016-м Гришковец снялся в документальном фильме – «Разбуди меня». Спустя два года в эфире Первого канала вышел психологический многосерийный триллер «Частица вселенной», где драматург сыграл отца Иоанна. Сюжет телефильма был построен вокруг истории с запуском космического корабля, на борту которого разыгралась настоящая драма. Главные роли исполнили Виктория Исакова, Алексей Макаров и Сергей Пускепалис.

Писательская деятельность

По мнению литературного критика Яна Шекмана, проза Евгения Гришковца — это лучшее лекарство для человека, который устал от бесконечной жизненной гонки, которая не даёт возможности остановиться и просто посмотреть на себя со стороны. Но наблюдая за зеркальным отражением своей жизни в лице литературных героев Евгения, зритель осознаёт важность даже самых незначительных эпизодов, которые показаны с юмором и в деталях.

Сегодня в продаже можно найти 18 книг Евгения Гришковца. Выпуск первой из них — «Рубашки» — датирован 2004 годом. В этом издании читатель знакомится с миром Гришковца, который состоит из размышлений о сути вещей, из бесед, остроумных жизненных ситуаций и оптимизма, с которым главный герой находит выход из любой трудной жизненной ситуации.

В 2005 году вышла в свет повесть «Реки», а ещё год спустя — сборник пьес «Зима».

В 2006 году был опубликован первый сборник рассказов «Планка», а в 2007 — второй, под названием «Следы на мне». В него вошло девять рассказов («Начальник», «Михалыч», «Декан Данков» и др.), в которых отражены различные события из детства и юности писателя.

2008 год был отмечен для писателя выходом романа «Асфальт», который читатели встретили тепло, несмотря на полярные рецензии к книге. Из краткого содержания можно узнать, что основная сюжетная линия строится вокруг будничной жизни главного героя по имени Миша, которому становится известно, что его давняя знакомая Юля покончила жизнь самоубийством.

В 2010 году Гришковец выпустил книгу «Сатисфакция», которая по сути является сценарием к одноимённому фильму.

ЖЖизнь

Год ЖЖизни

Основой для создания этого романа был Интернет-дневник Евгения Гришковца.

Этот текст практически документ. 12 месяцев жизни.

Обычной человеческой жизни, с проблемами, переживаниями, радостями и бедами, фильмами, музыкой, поездками. Всем тем, что, как правило, и происходит в обыденной жизни.

Продолжение ЖЖизни

Издание «Продолжение ЖЖизни» также было написано на основе интернет-блога Евгения Гришковца.

Новый год его жизни. Простой человеческой жизни, в которую вплетаются ненормальности и странности жизни творческой личности.

Возможность немного отмотать назад и задержаться на мгновение. Сравнить впечатления от того, что пережил или наблюдал. Обрадоваться совпадению или поспорить. Рассмотреть. Ощутить…

151 эпизод ЖЖизни

«151 эпизод ЖЖизни» является романом, который был издан на основе блога Евгения Гришковца в Сети, как и 2 прошлые книги: «Год ЖЖизни» и «Продолжение ЖЖизни».

Изучая этот дневник, вы поразитесь плотности ушедшего года.

Книга позволит досмотреть, додумать, домыслить события, которые так скоротечно проходили в реальном времени, на которые не было сил или возможностей, поразительным образом добавляя уже прожитые часы и дни к пережитым.

От ЖЖизни к жизни

Представляем вашему вниманию 4-е издание, которое было основано на интернет-дневнике Евгения Гришковца.

Половина издания взята со страниц блога в лайвжурнале, а другая половина – из дневника на авторском сайте.

В книге также представлены — история «Ангина», эссе про водку и эссе о шампанском.

Личная жизнь

Семья для Евгения Валерьевича значит очень много, хотя он и не любит распространяться об этой части своей биографии.

Его мама Софья Николаевна имеет звание доцента, а папа Валерий Борисович — степень кандидата экономических наук. У Евгения также есть младший брат Алексей, разница в возрасте с которым составляет больше 20 лет.

Со своей женой Еленой Евгений познакомился во время учёбы на филологическом факультете КГУ. Во времена существования театра «Ложа» она отвечала за музыкальную составляющую постановок. Также Елена какое-то время пела в группе «Бигуди». Бо́льшую часть времени женщина посвящает дому и воспитанию троих детей:

  • старшей дочери Натальи, 1995 года рождения;
  • сына Александра, родившегося в 2004 году;
  • младшей дочки Марии, появившейся на свет в 2010 году.

В 1998 году семья из Кемерово переехала в Калининград, где и проживает сегодня.

В 2020 году Евгению Гришковцу исполнилось 50 лет. За эти годы он преуспел в писательской, режиссёрской, музыкальной и актёрской деятельности. Его работы девять раз были отмечены различными престижными премиями. Но останавливаться на достигнутом Евгений Валерьевич не собирается. Он находится в постоянном творческом движении и уже наверняка вынашивает новую идею хорошего романа или обсуждает съёмки в очередной картине.

Я открыла для себя творчество Евгения после спектаклей «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно» и с тех пор являюсь неизменной поклонницей его творчества. Спектакли и книги Гришковца покоряют добрым и немного ироничным стилем повествования, после них всегда остаются смешанные, но светлые чувства, нет никакой злобы и агрессии. Это очень большая редкость для современного мира. Из последних работ понравился сериал «Обычная женщина», Евгений Валерьевич и Анна Михалкова сыграли чудесно, и сценарий Бориса Хлебникова отличный получился!

Ольга

В 2008 году мне посчастливилось побывать на спектакле «+1», когда Евгений Валерьевич приезжал с гастролями в Донецк. Могу сказать, что это одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни. Я видела все видеоверсии его спектаклей, но, соприкоснувшись вживую с творчеством этого талантливого человека, испытала совершенно другие ощущения: смеялась, плакала и узнавала себя в герое на сцене.

Татьяна

После просмотра фильма «Сатисфакция» впечатления остались двоякие. Да, Евгений и его партнёр по площадке хорошо сыграли, но сам сценарий немного скучноват, не хватает юмора и динамики развития.

Андрей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]