Как жил и чем сейчас занимается 82-летний Михаил Ножкин

Биография

Михаил Ножкин появился на свет в довоенное время в семье фронтовика, рабочего и медсестры. Мальчик с детства любил литературу, рано начал сочинять стихи, хорошо пел. «Впервые вышел на публику в пять лет, в госпитале… Под первую бомбежку попал в Тульской области, где мы с братом и родителями отдыхали в санатории. Мы слышали, что где-то идет война. Но серьезно не воспринимали. И вот, четко помню, вечером кино показывали. Эстрада открытая, в землю врытые лавочки. Сижу у прохода, рядом киноустановка. И вдруг гул. Все громче и громче. Думал, машина в парк въехала. Нет, самолет. Немцы летели на оружейные заводы Тулы, видят – светлое пятно, куча людей, сбросили несколько бомб и направились дальше. Спасло нас только то, что упали они за эстрадой, принявшей основной удар на себя. И все равно: раненые, погибшие, паника. На следующий день собрали шмотки – и домой», – вспоминает Ножкин.

В военные годы пока мама и старший брат работали, Миша занимался домашними обязанностями: он должен был отстоять с карточками за хлебом, мукой, керосином, дров натаскать, убрать квартиру…

Его отец попал на фронт с первых же дней. Начинал он как солдат, потом старшина, лейтенант. Но в одном из боев его контузило. Хорошо, что старшина содрал у него лейтенантские лычки, – это спасло Ножкину-старшему жизнь. Его забрали в плен в Польшу, он прошел несколько тюрем. Во второй половине 44-го – Дахау, 45 год – Бухенвальд. Его освободила Красная армия в филиале Бухенвальда. Домой он приехал 9 декабря 1945-го. Родные все это время не знали о его судьбе, фактически попрощались с ним. Михаил признался, что первое время не мог поверить, присматривался к отцу. После школы юноша получил профессию строителя в техникуме Моссовета, работал прорабом на стройке. При этом активно участвовал в самодеятельности. В 1961 году окончил Театральную студию эстрадных искусств Московского театра эстрады.

Кинематограф

Дебютировал в кино Михаил Ножкин в спортивной ленте «На два часа раньше» , сыграв тренера «моржей». «Я пришел в кино в 1967 году уже очень известным человеком, прежде всего как эстрадный драматург и поэт. Поэтому у меня была возможность выбирать роли. На протяжении всей своей карьеры в кино я отказался от десятков ролей, потому что они были мне неинтересны. В основном, это были отрицательные герои. Мне никогда не хотелось играть негодяев. Для этого нужна иная жизненная философия, чем моя. Ведь каждая роль – это еще одна жизнь, небольшая, но прожитая тобой», –утверждает актер. Широкую известность получил после съемок в детективных фильмах Вениамина Дормана «Ошибка резидента» и «Судьба резидента». Его герой – советский контрразведчик Павел Синицын по прозвищу «Бекас». Знаменитой стала и песня, которую он исполнял в фильме – «Я в весеннем лесу пил березовый сок…».

Сценарий картины был основан на реальных событиях, на действительно проведенной КГБ операции. По словам Ножкина, ему доводилось встречаться с людьми, которые в этой операции участвовали: «Мой герой Павел Синицин, Бекас – яркий представитель своего поколения, один из тех, кто сознательно и бескорыстно пришел служить обществу и исполнял свой долг верой и правдой».

«Каждый вечер в одиннадцать»

Михаил сыграл научного сотрудника – Станислава Николаевича Николаева в мелодраме «Каждый вечер в одиннадцать» режиссера Самсона Самсонова. Фильм снят по мотивам рассказа писателя Анара Рзаева «Я, ты, он и телефон».

Сюжет: Стас и предположить не мог, что один короткий телефонный разговор может изменить жизнь. Однажды, скучая дома, Стас наугад набрал номер и услышал в трубке… ее. Нежный, вежливый и немного уставший женский голос пробудил в душе мужчины до этого неизвестные чувства. И Стас понял, что нашел ту единственную, о которой мечтал всю жизнь. Между мужчиной и женщиной начался телефонный роман… Лента получила огромную популярность у зрителей: «Очень люблю эту картину. Фильм прошел, рецензии были так себе, средние, на четверку. А зрительский вал – фантастический. Мешки писем. Его смотрели по пять-шесть раз. Мы коснулись очень важной темы: как найти свою половину, создать семью, подойти к понравившейся девушке. Именно человеческая история людей тронула. Чистота отношений. И вот результат – через полгода пришло грозное письмо из Министерства связи в Союз кинематографистов: «Вы понимаете, что у нас уже полгода все телефонные линии с десяти вечера до часа ночи забиты? Никто не может дозвониться». Ко мне столько раз люди подходили и говорили – мы благодаря вам и вашему фильму познакомились по телефону и очень дружно живем. Вы у нас как крестный отец. Чистое влияние искусства». Главные роли исполнили: Маргарита Володина, Лариса Виккел, Изольда Извицкая, Зоя Степанова, Михаил Бовин, Алексей Головин, Леонид Каневский. После этого артист снялся в таких лентах: «У озера», «Надежда», «Земля, до востребования».

«Хождения по мукам»

В 1974 году на экраны вышел фильм Василия Ордынского «Хождения по мукам», в котором он примерял образ Вадима Петровича Рощина. Многосерийная историческая драма снята по одноименной трилогии классика русской литературы Алексея Николаевича Толстого.

Писатель создавал свое монументальное произведение более 20 лет. В 1919 году в эмиграции он приступил к работе над первой книгой трилогии – романом «Сестры», а 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, была дописана последняя страница романа «Хмурое утро».

Действие романа начинается в 1914 году в Петербурге и заканчивается спустя 20 лет в Москве. В центре повествования – перипетии жизни двух сестер – Кати и Дарьи Булавиных. По признанию актера, персонаж Рощина один из его любимых: «Мне изначально предлагали сыграть Телегина. Он тоже хороший, но Рощин более глубокий, что ли. Мне говорят, это вчерашний тип. Нет, он сегодняшний и всегдашний. Такие люди нужны вчера, сегодня и будут необходимы завтра. Он один из тех, кто не может жить бессмысленно. Он должен понимать, зачем живет, для чего, с кем он, против кого, какие ценности защищает. Что составляет суть его существования. Не просто вперед, за белых, за красных. Он ищет смысл. И сегодня подобные люди есть. Им тяжело, они ищут: где же все-таки правда, зачем я родился на свет. Рощин – думающий, культурный, интеллигентный, настоящий герой. Два года он воевал на передовой. В окопах. Не просто штабной какой-то парень дежурный. Я про таких говорю: с ними можно идти не только в разведку, но и во власть». Его партнерами по съемочной площадке были: Светлана Пенкина, Ирина Алферова, Юрий Соломин, Вячеслав Езепов, Михаил Козаков, Инна Гулая, Александр Лазарев, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Ролан Быков. В 1980 году Ножкин появился в военной драме «В начале славных дел» и историческом фильме «Юность Петра», где перевоплотился в князя Бориса Алексеевича Голицына.

«Одиночное плавание»

Режиссер Михаил Туманишвили пригласил артиста в боевик «Одиночное плавание». Ему доверили героя – майора Шатохина. С участием – Александра Фатюшина, Владимира Симонова, Арниса Лицитиса. Сюжет: Советский военный корабль, закончив многомесячный поход, возвращается на базу. Неожиданно командир корабля получает сигнал SOS и, изменив курс, идет на помощь потерпевшему бедствие судну.

Однако на месте выясняется, что никто не пострадал, а все это – провокация, четко спланированная американской разведкой. Морякам придется вступить в настоящий бой… После этого фильма персонаж Михаила попал десятку лучших киногероев, спасших мир. Его стали называть – «русский Рембо».

Михаил Ножкин

Михаил Ножкин

Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ножкину было 4 года. Отца забрали на фронт, мать — старшая операционная сестра — сутки напролет проводила в госпитале. Маленького Мишу и его старшего брата должны были эвакуировать, но чудом они остались в Москве.

Михаил: Тогда берегли, думали о завтрашнем дне и детей собирали, забирали, ну бегают там, не беспризорные. Родители то ли ушли на фронт, то ли куда-то там, в бомбежке погибли, ну мало ли что. На работу детей собирали по дворам и увозили подальше куда-нибудь, в Среднюю Азию, на Урал, куда угодно. Думали о завтрашнем дне, детей берегли. А бабка моя, царствие ей божие, когда немцы стояли рядом под Москвой, сказала: «Клашка, немцу в Москве не бывать, детей спрячь, месяца через два-три его отгонят». Вот на самом деле, честное слово. И мать спрятала нас, мы вечером выходили подышать, прятали где-то в сарайчике.

Звуки его детства — это вой сирен. Вместо игрушек — настоящие пистолеты с настоящими патронами. В его детстве было много настоящего: самолеты в небе, звуки рвущихся снарядов.

Михаил Ножкин

Михаил: Бомбежки помню, их не так много было, но помню отчетливо, четко помню вой сирен, на главном копесе стояли сирены, и первое время мы ходили в бомбоубежище на Курский вокзал, ближе не было метро, а на Курский — это от Яузской через землянку, наверх в гору идешь-идешь — отбой, только назад прошел — опять тревога, придешь туда, в метро спустишься на какое-то время — отбой.

А идти далеко, мальчишки спали на полу, бросят какие-то тряпку, матрас, одеяло… И потом сказали: знаешь, не будем ходить, разбомбят — и там разбомбят, как будет, как господь даст. И не стали ходить. Походили месяц, может, и не стали ходить. Но запах метро я после войны еще лет десять не мог переносить

Этот дом конца 19-го века в годы войны стал первым военным госпиталем. Здесь работали мама Михаила Ножкина и дед, который был врачом. Во дворе именно этой больницы и прошли первые годы войны семьи Ножкиных.

Михаил: Я видел войну в лицо, потому что с передовой привозили раненых, перебитых, переломанных. Я много раз об этом говорил и никогда не устану повторять, что помню фронтовиков, всех замотанных в эти шины, струбцины, всякие палки, костыли, боль, конечно, сплошная. И врачи — вот самое яркое впечатление: застиранные, рыжие от крови халаты, кровь впитывалась, и не успевали отстирывать, халат белый и вроде рыжий, рукава рыжие, потому что некогда было, не хватало…

Бинты перестирывали заново, рыжий цвет вымытой крови, рыжие халаты от крови. И я не помню злых людей. Больные, перебитые, переломанные, но с улыбкой, с шуткой, друг друга подначивали, говорили о чем угодно.

Михаил Ножкин

Еще Ножкин отчетливо помнит ненавистные карточки, по которым выдавались продукты. Долгое время мальчишке снился один и тот же сон: кусочек черного хлеба, поверх которого тоненький кусочек белого. Это было самое большое, недоступное лакомство.

Михаил: Я никак не мог представить, как без карточек можно прийти и купить, что хочешь и сколько хочешь. Это фантазия была просто абсолютная, нереальная фантазия. И вот я пришел, а карточек нет. То ли потерял, то ли украли, Бог его знает. А это было два дня, еще пять дней оставалось жить без карточек. Это было так плохо, что мать меня не ругала, не лупила. Для меня было самым страшным наказанием такое психологическое воздействие. Она не специально, просто бей, бей — все равно. Выкарабкались, родные помогли, дружно жили. Кто кусок, кто се, пятое-десятое. Но она выдрала бы, отругала, что угодно… Она просто спокойно сказала: «Ну что делать…» Прыгнуть со второго этажа готов был, только чтобы наказали. Нет, никто ничего не сказал, ни брат старший, ничего. Вот это было для меня самым большим наказанием.

Здесь же, в палатах Яузской больницы, начались первые выступления симпатичного Михаила Ножкина: мальчишка взбирался на табурет и читал стихи. Лучшей наградой для Михаила были улыбки и аплодисменты взрослых. В юности у Ножкина были все предпосылки пойти в актеры. Но разве тогда это была профессия? Сильные рабочие руки — вот чего не хватало послевоенной стране.

Михаил Ножкин

Михаил: У меня договоренность была с родителями: мужику нужна профессия нормальная, потому что сцена то ли получится, то ли не получится, это уж как все, чего от Бога у актера. Ну а вдруг не получилось бы? Ну и что, бегал бы, как несчастный человек, в общество: «Народ не понимает великий талант». Я занимался самодеятельностью, лауреат всяких конкурсов, фестивалей и т. д., но мужику нужна нормальная профессия.

За солидной профессией Ножкин отправился в строительный техникум Моссовета, где овладел сразу тремя специальностями.

Михаил: Я стал работать ежевечерне, потому что я же пошел работать мастером, прорабом и потом инженером ПТО немного работал, «Черемушки» строил два корпуса, фундамент клал немного, потом… В общем, я поработал. У меня была профессия хорошая, на практике был арматурщиком, вязал пояса, потом еще чего-то делал, на деревообделочном работал.

Нас очень хорошо воспитывали, помимо теории практика обязательно была, так что у меня самые простые профессии рабочие примерно три есть точно: арматурщик, деревообделочный, фрезеровщик по дереву… И давали разряд третий или не давали. Вот мне давали, я помню. И поэтому у меня профессий было несколько, сколько лет я мог бы себя обеспечить.

Михаил Ножкин

Утром стройка, вечером занятия в театральной студии. Целый день, проведенный в окружении чертежей и стройматериалов, сменял вечер мимики, танцев, голоса и игры. Энергичному молодому человеку — разностороннюю жизнь.

Михаил: А потом пошел в Театр эстрады к Смирнову-Сокольскому, студию заканчивал и параллельно уже стал играть главную роль в спектакле. И партнеры сразу: Миронова, Менакер, Алексей Георгиевич Алексеев, знаменитый был конферансье, он был и худруком оперетты, сценарии писал. Он долго-долго жил, его все знают, Бог знает, сколько он прожил и доброго сделал, очень интересный был человек, легендарная личность.

После студии я работал в Театре эстрады в штате, на Маяковке наш театр был, потом там «Современник» после нас, нас перевели в Берсеньевку — от театра там ничего не осталось, помещение было, клуб Совмина. И потом два-три спектакля сыграл помимо эстрадных программ, там каждый год обновлялась программа, разные фестивали и т. д. Я уже стал писать много, писать для себя, для всех писал, эстрадным драматургом был.

За короткое время Михаил Ножкин стал одним из самых популярных артистов эстрады. Он выступал и как автор, и как исполнитель. Его песни вначале своей карьеры даже исполнял Владимир Высоцкий. Михаил: Работал я все время и много. Потом уже стал работать не только номером отделения, но и сольный делал спектакль. «Шут с тобой» называлась программа, после которой меня фактически выгнали со сцены.

Михаил Ножкин

Это был 1967 год. Первая сольная авторская программа Ножкина «Шут с тобой» стала на сцене последней. Но даже после ухода из Театра эстрады давление на Ножкина не уменьшилось, а в 1970-м всемирно известный журнал Time поместил заметку «Музыкальные диссиденты Советского Союза», где, конечно же, оказалась фамилия Ножкина.

Михаил: Так вот, главные диссиденты: Солженицын, второй — Ножкин, третий — Галич и четвертый — Владимир Высоцкий. Вот фотографии: Володя Высоцкий, моя фотография. Это очень интересный аргумент.

Но диссидентом Ножкин никогда не был.

Михаил: Я воевал всегда с этими негодяями, а не со страной и с народом. Я очень люблю Россию, люблю наше государство, верю в него и т. д. А мерзавцы были и тогда, и сейчас, они все и развалили, по большому счету.

Михаил Ножкин

Ножкин — человек, не боящийся говорить правду. Выгнали из театра, диссидентом в американском журнале назвали — ничего, справился.

Михаил: Безработным я не боялся остаться, потому что у меня профессий много. Исполняли мои стихи, песни, какие-то скетчи, все формы писал, все, что касается слова на эстраде, я был очень популярным эстрадным драматургом. И большие формы уже стал писать. Я перешел в профессиональный комитет московских драматургов, т. е. я де-факто не числился безработным, потому что, если два месяца не работаешь, могли взять за шкирку и отправить тебя куда угодно. Не получилось.

Не получилось, ибо более мудрые режиссеры были, для которых талант в человеке был важнее любых идеологических предрассудков.

Михаил: Несколько театров приглашали меня, я прошел, в 1950 каком-то году, на выпуске 1959 год, в Театре Моссовета сидел Завадский, сидела Ревзина, Оленин… Сидели они на площади Журавлева, Театр Моссовета там был временно. И вот я там проходил худсовет, и меня приняли, и я не пошел.

После Ножкина пригласили на пробы в ленинградский Театр комедии. В один прекрасный день он тайком выехали из Москвы, оставив дела, чтобы попасть на худсовет.

Михаил Ножкин

Михаил: Забавная история, это телезрителю будет интересно. Молодой, волнуешься все равно, хоть я уже главную роль играл, но тем не менее. И я пришел, такой коридорчик, как сейчас помню, на втором этаже, дверь, и сидит человек, руки то так, то сяк, то так сядет, то так — волнуется. Я посмотрел, думаю, знакомый человек, он или не он? И бумажка на двери, написано «Заседание худсовета.

Два вопроса, первый вопрос: просмотр артиста Ножкина на предмет приема в театр. Второй — о безобразном поведении артиста Сергея Филиппова». Филиппов сидел, знаменитый комик наш, а он очередной раз Осипа только играл в «Ревизоре», и он на съемке где-то задержался, так получилось, и в очередной раз его выгоняли.

И он мне говорит: «А тебе что, тебя примут, я знаю, ты все уже, ты не волнуйся». А я его успокаиваю: «Ну куда мы без вас, вы же — это имя, касса, билеты». В общем, мы сидели, друг друга с ним успокаивали. Меня приняли, ему выговор, 597-е предупреждение, конечно, оставили. Вот это памятно очень.

Но и в этом театре Ножкин не остался, следом поступило очень выгодное приглашение в московскую оперетту, где был необходим такой артист, как Ножкин, поющий и танцующий. Но артист и тут остался верен эстрадному искусству. С 1966 года Михаил Ножкин снимается в кино. Первой работой становится «Новогодний телевизионный мюзикл».


Михаил Ножкин в фильме «Хождение по мукам»

Михаил: Сюжет такой, что Новый год приходит на два часа раньше и всех застает врасплох, не успели еще подготовиться. Там были эстрадные номера, популярные, актер Райкин там был и т. д. А у меня была роль сквозная через весь этот сюжет, я играл тренера (тогда моржи появились, закаливание холодной водой…) по моржизму. Я там в плавках, здоровый мужик был, все что-то изображал, делал и написал куплеты с рефреном «ура, товарищи, ура» (шестой диск будут делать или седьмой, я включу обязательно), очень острый, я очень острым был человеком, поэтому меня выгнали, социально острым был.

Я написал куплеты, и из-за этих куплетов фильм чуть не выпустили, но потом кое-как подрезали, меня выбросили конечно, оставили чуть-чуть буквально, но все остальное, что я делал… А я еще на съемках что делал, я добавил, что роль — тренер по морженизму.

А худосовет за голову схватился: «Какой морженизм! С ума сошел!» Озорство было, конечно, и, слава Богу, оно еще осталось. И эти куплеты, и сзади такой смешной хор танцующий, с трубами, в плавках, тренер по морженизму, я там танцевал канкан и пел: «В 20-м веке мы шагаем в ногу с модой, о вкусах спорим до утра, у женщин юбки все короче с каждым годом, ура, товарищи, ура».

Михаил Ножкин

Спустя год Ножкин снялся у Юрия Озерова в «Ошибке резидента».Этот фильм принес ему телевизионную славу, Ножкин сыграл в двух частях картины — в «Ошибке резидента» и в «Судьбе резидента». Но в продолжении играть отказался.

Михаил: Потому что совсем слабо был придуманный, там нечего совсем мне делать было, и я предлагал, ну давайте переделаем… Договоренность, я их заранее предупреждал, я дружил очень с Дорманом, режиссером, и когда хотели третью, я говорю: давай третью, Вень, запускай, но только давай сделаем что-нибудь, потому что второй уже был собирательный.

Если первый был один к одному в жизни, этим он очень сильный, второй уже был собирательный, что-то было из других ситуаций, придумывали что-то. А третий, я не читал еще даже сценарий, мне рассказали, я говорю: «Ну смотрите, что делать, не надо все хорошее размазывать потом по тарелке». Мне не давали сценарий, потом дали, я почитал и сказал: «Я не могу». Как постфактум, куда тебе деваться, ну вроде некуда деваться, но нашлось, уговор дороже денег.

А следом роли в картинах «Освобождение» и «Хождение по мукам».

Михаил Ножкин

Михаил: Ордынский на самом деле предложил мне сначала играть Телегина. А я очень любил кино и люблю кино, я всю эту кухню, как говорят, киношную, телевизионную, уже тогда первый «Голубой огонек» параллельно шел, с 1962 года на телевидении в передачах участвовал и т. д.

Я, конечно, его с удовольствием играл, к сожалению, многие кадры не вошли в кино, хорошие, не вошли, по разным соображениям, по дурацким некоторым соображениям. Например, сцена была роскошная, долго снимали в Алабино, на лошадях я скакал, рубил, и сцена, когда я вытаскиваю шашку, выхватываю шашку, и когда у него осечка была, хотел застрелиться, а я говорю: «Ты что устроил спектакль перед всеми?» Потому что его ругали, полк пропал, и вроде бы хотел застрелиться, не получилось, осечка, у него действительно осечка была, и я его чуть не зарубил, ухо, половину, часть уха отрубил лошади, завелся, я тоже заводной, на съемках…

В общем, лихая сцена была, лошадь у меня еще такая капризная, заводная была, никак не встает, я нервничаю, она нервничает, передается же, крутится вокруг. Ну и результат. Кто-то сказал: «Это нехорошо, командиры на виду ссорятся, да еще так крупно, какой пример солдатам подают?» Какой солдат? Из-за такой чепухи вырезали роскошную сцену.

Роль Рощина в «Хождении по мукам» — любимая роль Михаила Ивановича. Команда, вспоминает он, подобралась отличная. Михаил: Рабочий момент (для операторов), кадр, который обошел все, интересный момент. «Хождение по мукам» играл, и я бегу в атаку с винтовкой, и он (Коля Васильков, знаменитый оператор) рядом с камерой, пока не грохнулись оба, не споткнулись.

А за картину «Одиночное плавание» 1985 года Ножкина спустя 20 лет в журнале Playboy окрестили русским Рэмбо. Михаил: Обошел весь мир этот фильм, и из CNN приезжали даже, Питер Арнетт, военный обозреватель, 3 часа мы с ним сидели, и первое, что он сказал, было: «Зачем же вы, раскрученный герой, закончили существование на первой серии?

Можно же было крутить…» Нам это в голову не пришло. Так вот эта фотография — там много фотографий — прошла в Шпигеле, обошла весь мир: это монтаж, Рэмбо с ручным пулеметом, а я с гранатометом, ствол в ствол. Я забыл уже фильм и т. д., вдруг в позапрошлом году, мне говорят: «Михаил Иванович, Playboy»

Разместить заметку:

Сценарист

Михаил написал сценарий к фильму «Золотые рога», снятый режиссером Александром Роу в 1972 году. Сказка о том, как Баба-Яга утащила у Евдокии двух маленьких дочерей, Машеньку и Дашеньку, и превратила в ланей. Но у бесстрашной Евдокии оказалось много помощников – Солнце, Месяц, Ветер, Золотые Рога и сама Земля русская, а самый главный – сын Кирюша… В главных ролях участие принимали – Раиса Рязанова, Володя Белов, Ира Чигринова, Лена Чигринова, Георгий Милляр, Алексей Смирнов, Лев Потемкин, Александр Хвыля, Борис Сичкин, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров. Также он создал сценарий к документальной ленте под названием «Ради жизни на земле», за которую получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.

Поэт

Михаил Иванович писал стихи, в основном, положенные на музыку и ставшие песнями. В его копилку лучших музыкальных композиций вошли: «Последний бой», «Последняя электричка», «А ты люби ее, свою девчонку», «Я в весеннем лесу пил березовый сок», «Я люблю тебя, Россия», «И снова выборы» и многих других. Эти произведения становились любимыми хитами в репертуаре таких артистов, как: Людмила Зыкина, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Владимир Высоцкий, Стас Намин. На его песнях выросло ни одно поколение, хотя большинству зрителей он больше известен как актер: «У меня еще масса песен, о которых никто не знает. Обижаться бесполезно, это все от бескультурья. Про авторов стихов регулярно забывают. А что такое песня? Это мысль. Нужно же придумать, о чем петь. Появилась идея, ты стараешься ее развить, уложить, выстроить архитектуру будущей песни.

Сначала в советское время говорили: стихи Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского, затем просто стали объявлять – песня композитора Дунаевского. Мы забыли, что для песни нужны двое. Поэт и композитор. Сейчас говорят: песня Никиты Богословского «Темная ночь». А кто автор стихов? Владимир Агатов себя обессмертил этими словами. А имени его никто и не вспомнит. Без него не было бы песни. Это абсолютное наплевательство на смысл. Спеть может любой, кто-то лучше, кто-то хуже. Музыку написать – далеко не каждый, а стихи и подавно. Значит, все-таки главный поэт, затем композитор, а уж потом исполнитель». Тексты песен поэта звучат и в фильмах советского кинематографа – «Золотые рога», «Сибирячка», «Семья Ивановых», «Финист — Ясный Сокол», «Баламут», «Одиночное плавание». Кроме того, Ножкин выпустил огромное количество альбомов, в которых звучали его знаменитые хиты.

Творчество

Когда учеба была окончена, Ножкина с радостью приняли в основную труппу театра. Позволив себе заняться творчеством, он не довольствовался одними только театральными подмостками – Михаил также занялся написанием песен, эстрадной драматургии. Многие из написанных им композиций исполнял известный певец Владимир Высоцкий. Другие стали популярными саундтреками к советским фильмам тех лет.

С 1964 года Михаил Иванович работал в «Москонцерте», а с 1967-го перестал работать в конкретной труппе определенного театра, предпочтя такому формату работу по договорам. Отчасти это было обусловлено тем, что с 1968 года Ножкин начал покорять кинематограф.

Михаил Ножкин в картине «Ошибка резидента»

Его дебютом на большом экране стала роль контрразведчика Павла Синицына в драматическом детективе «Ошибка резидента», который снял Вениамин Дорман. Снимаясь в киноленте о разведке, актер испытал на себе действие детектора лжи. Интересно, что сам аппарат на экраны не попал. По негласным правилам, фильмы о тайных агентах в обязательном порядке смотрят и анализируют разведчики других стран, поэтому с демонстрацией научных достижений на экране в советское время не рисковали.

Через год Михаил получил главную роль в романтической мелодраме под названием «Каждый вечер в одиннадцать». Его персонаж, биофизик по имени Стас, однажды в шутку позвонил по придуманному номеру и неожиданно влюбился в голос, ответивший ему на другом конце провода. Главную женскую роль в картине сыграла Маргарита Володина. Критики встретили мелодраму прохладно, но исполнителям главных ролей благодарные зрители присылали мешки писем.

Михаил Ножкин и Маргарита Володина в фильме «Каждый вечер в одиннадцать»

Также Ножкин сыграл лейтенанта Ярцева в кинотрилогии «Освобождение», Василия Цветкова в фильме «Земля, до востребования», Вадима Рощина в кинокартине «Хождение по мукам» и ряд других персонажей. В середине восьмидесятых он перестал сниматься, решив посвятить себя общественной деятельности и литературе.

Михаил Ножкин в фильме «Хождение по мукам»

Последней работой в фильмографии артиста стала роль майора Шатохина в боевике «Одиночное плавание». Персонажу Ножкина удается предотвратить катастрофу, спровоцированную американскими спецслужбами. Мужественный, спортивного телосложения, высокого роста герой запомнился публике. Игру советского артиста отметили даже американские критики. После этого фильма персонаж Михаила попал десятку лучших киногероев, спасших мир. Михаила Ножкина так и начали называть – «русский Рембо».

Широко известны многие стихи Михаила Ивановича, преимущественно положенные на музыку и ставшие песнями. Это музыкальные композиции «И снова выборы», «Я в весеннем лесу», «Последняя электричка», «Мы вам честно сказать хотим», «Я люблю тебя, Россия», «Под городом Ржевом», «А на кладбище все спокойненько» и другие. Эти произведения становились любимыми песнями в репертуаре Людмилы Зыкиной, Эдуарда Хиля, Юрия Гуляева, лидера группы «Цветы» Стаса Намина.

«Я в весеннем лесу пил березовый сок» — стихи Михаила Ножкина

Некоторые из этих композиций стали саундтреками к тем же фильмам, в которых снимался сам Ножкин. Так, песня «Последний бой» прозвучала в кинокартине «Освобождение». У артиста набралась целая дискография, в состав которой вошли альбомы с подобными песнями.

Писатель

Стихотворения Ножкина печатались в журналах «Молодая гвардия», «Дружба», «Аврора». В 2014 году Михаил Иванович написал книги «Точка опоры» и «Будь Человеком!». В двухтомник вошли – собрание стихов, поэмы, новеллы, статьи и многое другое. «Про жизнь. Я ее не специально писал. Это собрание стихов, одной поэмы, нескольких новелл, публицистики (нескольких статей). Есть пьеса в книге, киноповесть, состоящая из двух частей… Потом есть сценарий мюзикла. То есть, в них представлены разные жанры, в которых я работал, а это практически все – от пародий до драматургии», – уточняет публицист. В его активе «Большая литературная премия России» за многолетнее служение отечественной литературе и другие.

Михаил Ножкин и его творчество

Когда Михаил наконец начал полноценно заниматься творчеством, то не стал ограничиваться лишь театром. Он также писал песни, которые становились саундтреками картин того времени. Также показателем состоятельности Ножкина на этом поприще может служить тот факт, что его композиции исполнял сам Высоцкий.

View this post on Instagram

Сегодня,19 января,отмечает день рождения Михаил Иванович Ножкин (83 года).Родился в Москве.Вспомним фильмы с его участием:»Ошибка резидента»,»Каждый вечер в одиннадцать»,»У озера»,»Освобождение»,»Хождение по мукам»,»Юность Петра»,»Одиночное плавание» и другие. Пожелаем ему здоровья и успехов. #актер #киноактер #СССР #советскийсоюз #михаилножкин #ошибкарезидента #судьбарезидента #каждыйвечерводиннадцать #хождениепомукам #юностьпетра #одиночноеплавание #actor #USSR

A post shared by Иван Садовников. From Russia. (@ivan.sadovnikov) on Jan 18, 2020 at 10:12pm PST

С 1967 года Ножкин начал работать с театрами по договорам, перестав быть постоянной часть какого-то коллектива. Всё из-за того, что мужчина начал пробовать свои силы в кинематографе. Наиболее известные фильмы с его участием: «Ошибка резидента», «Каждый вечер в одиннадцать», «Хождение по мукам» и другие.

Личная жизнь

В личной жизни артиста была одна единственная любовь, которую он пронес через всю свою жизнь. Ее звали Лариса Голубина, она заведовала литературной частью в Театре эстрады. Михаил встретил ее, когда ему было 22 года. Она – на 16 лет старше. Вместе они прожили 45 лет. «Она была невероятно светлым человеком. Мне про нее очень трудно самому рассказывать. О ней хорошо мои друзья сказали: она нас всех дисциплинировала не словами, а одним фактом своего присутствия. Не могли лишний раз выругаться, что-то скабрезное произнести. Просто Лариса всех подтягивала. И меня заодно. Она же была литературным редактором. Иногда советовала что-то. Работала в Министерстве культуры. Потом вместе со Смирновым-Сокольским создавала Театр эстрады, служила там завлитом. Ее все знали как умного, достойного человека. Мы познакомились в театре, я пришел в студию, один раз глянули друг другу в глаза и все поняли», – вспоминает Ножкин. Совместных детей у пары не было, но поэт-песенник стал настоящим отцом приемному сыну Дмитрию Голубину. Молодой человек тоже стал успешным артистом. Лариса ушла из жизни в 2004-ом. «Но она всегда за плечом. Ангел-хранитель. Я всегда ее чувствую. Она все время рядышком», – признается актер. Подробности личной жизни Михаил Ножкин рассказал в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» на телеканале «Россия 1».

«Я люблю тебя, Россия…»

Отучившись в строительном техникуме Моссовета («у мужика должна быть нормальная профессия!»), поработав на стройках, Ножкин поступил в театральную студию, а затем – в театр Эстрады. Быстро стал очень популярным у публики. Но в 1967-м сделал сольный спектакль «Шут с тобой», который очень не понравился «наверху». Михаила Ивановича практически выгнали со сцены. Английский журнал «Тайм» тогда поставил его фото в один ряд с Высоцким, Галичем, Солженицыным, назвав диссидентом.

– Диссидента мне приписали! – не соглашается артист. – Я воевал не с государством, а с негодяями, которые потом страну развалили! Я никуда не уезжал. В этом моё спасение…

А то, что из театра выгнали, так это даже хорошо! Я работаю только на себя, залы полные собираю до сих пор. Правда, вкалывать приходится, пашу как лошадь! Меня иногда журналисты спрашивают: «Вы, наверное, фитнесом занимаетесь, чтобы быть таким подтянутым, активным?» Отвечаю: мой фитнес – это бег на длинные дистанции за куском хлеба. Всю жизнь бегаю…

…Я всегда жил и живу тем, чем живёт Россия. Хорошо стране, и мне хорошо. Хреново ей, и мне неймется. В Россию надо верить. На деле это значит верить в себя, в друзей, в прошлое, в будущее своё, в то, что мы сможем одолеть в себе лень, предательство, внешних и внутренних врагов. Наша национальная идея – победа, иного не дано.

Фото Максима Котенева

Интересные факты

  • Народный артист – один из организаторов движения «Бессмертный полк России», он вошел в его Центральный штаб. Также написал песню, посвященную этому движению, и снял клип
  • С 1995 года – член Союза писателей России, а с 2015-го – почетный член Союза писателей ДНР
  • Актер попал в список советских диссидентов, опубликованном в журнале «Тайм» за 1970 год. «В 70-м году мне показали вырванную тайком из журнала «Тайм» статью: «Самые знаменитые диссиденты Советского Союза: Солженицын, Ножкин, Галич, Окуджава, Высоцкий». Но господа просчитались. С родным государством я не воевал никогда. «Бомбил» только мерзавцев и предателей», – признается Ножкин
  • Михаил Иванович – активный общественный деятель, сторонник КПРФ. Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации

Примечания

  1. Уварова, 2004, с. 451.
  2. Несчастливая судьба песни «Я в весеннем лесу»
  3. Я в весеннем лесу пил березовый сок — Ошибка резидента
  4. Народный артист РСФСР Михаил Ножкин принят в почетные члены Союза писателей ДНР (неопр.)
    .
    Донецкое агентство новостей
    (14 апреля 2015). Дата обращения 17 марта 2020.
  5. Состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации (по состоянию на 21.07.2017) (неопр.)
    (doc).
    Следственный комитет РФ
    . Следственный комитет Российской Федерации (21 июля 2017). Дата обращения 27 августа 2020.
  6. Орден Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского. именные списки 1978-2005. — М., 2006 год. — С. 425. — 495 с. — 500 экз. — ISBN 5-98738-031-6.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2007 г. № 430 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  8. Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2011 г. № 1019 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  9. В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры / Новости / П …
  10. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
    В праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Телиха) во епископа Маардуского
    (неопр.)
    .
    Русская Православная Церковь
    (5 февраля 2017). Дата обращения 17 марта 2020.

Интервью

Знакомство с Высоцким

«Он же гораздо позже меня пришел на сцену с песнями. Вначале пел чужие, в том числе и мои. Они остались в записи. «На кладбище все спокойненько», «Нам нового начальника назначили» и другие. Виделись часто и много. Правда, друзьями близкими не стали. Все-таки разный взгляд у нас был на многие вещи. И потом, он был более тусовочный человек, а я никогда эту богемную тусовку не любил. Я считаю, эта тусовка его и погубила, друзья именитые, которые ни одного стиха его не помогли при жизни опубликовать, считали их пьяной ерундой. Это сейчас и Евтушенко, и Вознесенский, и другие его вспоминают, подчеркивая свою близость, а при жизни никогда ему не помогали. Они его просто эксплуатировали по-черному, не жалели, не щадили».

Об истории и языке

«Что такое язык? Это продолжение культуры, цивилизации, векового наследия. А история – опыт поколений, фундамент. Есть такой постулат: если выстрелить в прошлое из пистолета, будущее ответит нам из пушек. Это не просто зловещая формулировка… Мы же позволили расстрелять наше прошлое не из пистолета, а из ракетных установок. Особенно советское прошлое. Нужно понимать, что нет отдельно России, Советского Союза, новой России. Не бывает истории с нуля. Должна быть связь времен. Чтобы каждый раз не наступать на грабли, надо знать, кто твои недруги, а кто друзья, и как себя вести в той или иной обстановке. Из тысячи лет, историки подсчитали, мы воевали 650. Каждый век какие-то конфликты. И в основном агрессия идет с Запада. Вспомните, Отечественная война 1812 года, Крымская кампания, Великая Отечественная…

Все – англичане, французы, немцы – между собой воевали, но против нас дружны. Гитлер же не сам по себе. За ним банки стояли английские, европейские, его накачивали. Американцы, наши союзники, между прочим, всю войну снабжали его горючим для танков, для самолетов. Нам они тоже помощь оказали, только мы за нее платили золотом, платиной. Союзники не торопились открывать второй фронт, помогали всем по мере возможности, дожидаясь, пока в войне определится победитель. Ничего личного, бизнес. Они не хорошие и не плохие – практичные. Никаких претензий к ним быть не может. А вот заслон фальсификации истории надо поставить прочный. Нужно, наконец, сказать, что с Гитлером к нам пришла вся Европа: итальянцы, финны, румыны, венгры, испанцы и даже французы. Вы представляете уровень подлости? Они воевали все против нас: в Чехословакии делали танки, пулеметы, французские специалисты вахтовым методом ездили в Германию. Об этом не задумываемся. Многие не знают. В итоге – свыше 27 миллионов погибших наших граждан, из них 8 644 000 военных пали на фронтах, в тылу, пропали без вести. А 18 500 000 погибло мирных людей, семнадцать миллионов из которых – это славяне. Прошло 75 лет. А про геноцид нашего народа ни слова вслух. И мы это позволяем. Что же мы обижаемся на них, если сами себя предали. Разговор с Европой, которая постоянно нас учит жить, должен быть коротким. Будьте добры, ответьте за геноцид нашего народа. И пусть они оправдываются перед историей, своими внуками, детьми, пусть объяснят, почему никто из них за это не ответил».

Премии и награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011)
  • «Большая литературная премия России» СП России, премия «На благо России» (2007)
  • Орден Почета (2007)
  • Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1982 – за сценарий документального фильма «Ради жизни на земле»)
  • Народный артист РСФСР (1980)
  • Заслуженный деятель культуры ПНР (1975)
  • Заслуженный артист РСФСР (1974)
  • Орден «Знак Почета»
  • Лауреат награды «Ангел трубящий» Всероссийского музыкального праздника «Ангельский голос России»

По материалам Википедии и сайтов: , kino-teatr.ru, portal-kultura.ru, biographe.ru, ivi.ru, cycyron.livejournal.com, proza.ru, booklot.org.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]