У этого термина существуют и другие значения, см. Данте (значения).
Данте Алигьери | |
итал. Dante Alighieri | |
Портрет работы Сандро Боттичелли (1495) | |
Имя при рождении | итал. Durante di Alighiero degli Alighieri |
Дата рождения | не ранее 21 мая 1265 и не позднее 1 июня 1265 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 14 сентября 1321[1][2](56 лет) |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | прозаик, поэт |
Годы творчества | 1292—1321 |
Язык произведений | староитальянский, латинский |
Произведения в Викитеке | |
Файлы на Викискладе | |
Цитаты в Викицитатнике |
Да́нте Алигье́ри
(итал. Dante Alighieri, полное имя
Дуранте дельи Алигьери,
последняя декада мая[⇨] 1265 — в ночь с на 14 сентября 1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры[3].
Содержание
- 1 Биография 1.1 Во Флоренции
- 1.2 Годы изгнания
- 1.3 Смерть
- 1.4 Краткая хронология жизни и творчества
- 3.1 «Новая жизнь»
- 4.1 Сочинения
Биография
Во Флоренции
Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов, вернулся в родной город в 1266 году, после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто. Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.
Данте на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо (1450, Галерея Уффици)
Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Бокаччо[комм. 1], Данте родился в мае 1265 года. Сам Данте сообщал о себе (Комедия, Рай, 22), что родился под знаком Близнецов, который начинается с 21 мая. В современных источниках чаще всего приводятся даты второй половины мая[комм. 2]1265 года. Также известно, что Данте был крещён 25 марта[4] 1266 года (в первую страстную субботу) под именем Дуранте.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.
С достаточно большой степенью достоверности предполагается, что в 1286—1287 годах Данте жил несколько месяцев в Болонье поблизости от сохранившихся доныне башен Гаризенда и Азинелли. В отсутствие каких-либо документальных подтверждений исследователи допускают, что наиболее вероятной причиной его пребывания в этом городе могло быть обучение в знаменитом университете[5].
Ближайшим другом Данте был поэт Гвидо Кавальканти. Ему Данте посвятил множество стихов и фрагментов поэмы «Новая жизнь».
Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 году он был избран приором. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции вместе со своей партией белых гвельфов[6]. Он никогда более не увидел своего родного города и умер в изгнании.
Годы изгнания
Памятник Данте 1865 г. Флоренция. Работа скульптора Э. Пацци
Годы изгнания были для Данте годами скитальчества. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля» — Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др. Его «La Vita Nuova (Новая жизнь)» уже была написана; изгнание сделало его более серьёзным и строгим. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном языке, или красноречии («De vulgari eloquentia»).
В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывался в Равенне, и нет ничего невероятного в рассказе Боккаччо, что после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.
О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии. Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308—1309 гг. очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию (вероятно, в 1310-м либо в начале 1311 года), чая ей обновления, себе — возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался (1313), а 6 ноября 1315 г. Раньери ди Заккария из Орвьетто, наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев.
Надгробие Данте в Равенне
С 1316—1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая.
Смерть
Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с на 14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 г. Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый.
Внешние изображения | |
Данте | |
(Посмертная маска) | |
Краткая хронология жизни и творчества
- 1265 — рождение.
- 1274 — первая встреча с Беатриче.
- 1283 — вторая встреча с Беатриче.
- 1290 — смерть Беатриче.
- 1292 — создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»).
- 1296/ — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле.
- 1298 — женитьба на Джемме Донати.
- 1300/ — приор Флоренции.
- 1302 — изгнан из Флоренции.
- 1304—1307 — Трактат «Пир».
- 1304—1306 — трактат «О народном красноречии».
- 1306—1321 — создание «Божественной комедии».
- 1308/ — Париж.
- 1310/ — возвращение в Италию.
- 1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции.
- 1316—1317 — поселился в Равенне.
- 1321 — как посол Равенны отправляется в Венецию.
- В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну.
Смерть
Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 г. Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый.
Личная жизнь
В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую юношескую любовь — Беатриче Портинари, которая умерла в 1290 году в 24-летнем возрасте. Данте и Беатриче стали символом любви, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.
В 1274 году девятилетний Данте залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари — это его первое биографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.
Семья Данте держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партией Донати. Но Данте женился на Джемме Донати, дочери Манетто Донати. Точная дата его женитьбы неизвестна. Известно, что в 1301 году у него уже было трое детей (Пьетро, Якопо и Антония)[7]. Когда Данте был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния.
В дальнейшем, когда Данте слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Антония; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте, обобщил всё это: будто Данте женился по принуждению и уговорам, а потому в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания — его общественные и политические взгляды и их архаизм.
Краткая хронология жизни и творчества
1265 — рождение Данте. 1274 — первая встреча с Беатриче. 1283 — вторая встреча с Беатриче. 1290 — смерть Беатриче. 1292 — создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»). 1296/97 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле. 1298 — женитьба Данте на Джемме Донати. 1300/01 — приор Флоренции. 1302 — изгнан из Флоренции. 1304—1307 — «Пир». 1304—1306 — трактат «О народном красноречии». 1306—1321 — создание «Божественной комедии». 1308/09 — Париж. 1310/11 — возвращение в Италию. 1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции. 1316—1317 — поселился в Равенне. 1321 — как посол Равенны отправляется в Венецию. В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну.
Творчество
Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиального основания всему, что происходило в нём самом и вокруг него, именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности.
Любовь к Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждое произведение. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами. В 1292 году им была написана повесть об обновившей его любви «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленная из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. «Новая жизнь» считается первой в истории мировой литературы автобиографией. Уже в изгнании Данте пишет трактат «Пир» (Il convivio, 1304—1307).
Создавал Алигьери и политические трактаты. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»). Данное произведение — своеобразный апофеоз императора-гуманиста, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик. Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия».
«Новая жизнь»
Данте на фасаде галереи Уффици
Основная статья: Новая жизнь (Данте)
В этом первом в Европе психологическом романе чувство любви приобретает небывалую еще высоту и духовность. Это первое воплощение того простого и вместе необыкновенно сложного, чреватого многими последствиями чувства, которое определило развитие заветнейших сторон дантовской души. Любовь Данте трогательна по своей наивности и свежести, однако вместе с тем в ней чувствуются веяние сурового и внимательного к себе духа, рука художника, думающего сразу о многом, переживающего сложнейшие драмы сердца. Образные описания добродетелей и достоинств Беатриче, проникновенный анализ экстатического обожания Данте своей возлюбленной придают яркость и одухотворенность его схематическим литературным приемам.[8].
«Пир»
Основная статья: Пир (трактат Данте)
Почтовая марка Румынии, посвящённая Данте Алигьери
В «Пире» (между 1304 и 1307 гг.) — и это весьма характерно для исторического своеобразия периода Предвозрождения, эстетически реализованного в творчестве Данте, — политика органически соединяется не только с этикой, но и с поэтикой и лингвистикой[9].
Ренессансные теории стиля у Данте предваряет идея о важности духовной опоры на «образцовых», «правильных поэтов». Данте по-гуманистически верил в безграничность созидательных сил отдельной творческой личности, черпающей вдохновение в народной культуре и близкой народным нуждам и мировоззрению, воплощающей его истинные, «разумные» стремления в поэзии, ее стиле и языке. Грамматически организованный народный язык новой литературы и культуры, который в трактате «О народном красноречии» провозглашается «исконным» и именуется «блистательной итальянской народной речью», должен был сформироваться из живой разговорной речи регионов Италии под влиянием культурной и литературной деятельности писателей. Первый трактат «Пира» заканчивается мыслью о том, что этот язык станет «новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное; и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12)[9].
В «Пире» между новыми идеями и поисками нового стиля и языка есть прочная связь. Когда Данте создает новый итальянский литературный язык и «прекрасный стиль», он заботится и об их соответствии с требованиями «благородной дамы», именуемой им (в начале третьей канцоны) «мадонной философией». В канцоне и в сопровождающих ее рассуждениях Данте углубляет и демократизирует антисословные представления о благородстве как своего рода благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу; его концепция «божественности» человека приобретает, безусловно, гуманистическую суть. Благородство у Данте предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в всемирной и единодержавной империи, ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством, и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо, ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4)[9].
Мысль о том, что счастье заключается в земном существовании человека, и «что цель каждой добродетели в том, чтобы сделать нашу жизнь радостней» (там же, I, VIII, 12), несомненно революционна; можно вспомнить, что в «Пире» идея общественной мировой гармонии — «каждый человек каждому другому человеку от природы — друг» (I, I, — обоснована идеей гармоничности отдельного индивидуума, обычного земного человека. Истинное, духовное благородство у Данте предполагает телесную красоту, благородство плоти (IV, XXV, 12—13). Такого рода идеи предвосхищают жизнеутверждающее миропонимание итальянского Возрождения и также служат предпосылками для формирования ренессансного стиля[9].
«Божественная комедия»
Анализ
Элизабет Сонрель. Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери
По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространенный жанр в средневековой литературе. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершенных на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений[комм. 3]. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие[комм. 4]. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии[комм. 5] (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум[комм. 6], посланный к поэту Беатриче (которая здесь предстает как символ божественного провидения[комм. 7]). Вергилий ведёт Данте через в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать (Беатриче в пер. с ит. — благодатная) ведет к вечному блаженству.
«Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник многих зол[10]. Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная — Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды). Терцины «Чистилища», сопутствующие появлению Сорделло (Чистилище, Песнь VI) — это хвалебный гимн гибеллинизму. Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI); эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры, и в частности для Генриха VII Люксембургского, которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить ее на феодальных началах. К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть; некоторые папы оказываются в аду. Вера Данте — католичество, хотя в неё вторгается уже личный элемент, враждебный старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, принимаемые со всей страстью, также резко отклоняются от собственно католицизма. Его философия — теология, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Идеалы аскетизма в Данте ещё не мертвы, и поэтому он почитает грехом свободную любовь (Ад, Песнь V, эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом[комм. 8]. Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал.
Своё видение Данте создавал из кусков реальной жизни. Конструкция загробного мира составлена из отдельных уголков Италии[11], размещенных в нём чёткими графическими контурами. В поэме изображено столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, столько выразительных и впечатляющих сцен, эпизодов, что искусство и в последующие века, и даже в наше время продолжает черпать оттуда[8]. Смотря на огромную галерею исторических деятелей и лиц, изображенных Данте в «Комедии», заключаешь, что нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. В эпоху Данте Флоренция переживала эру напряжённого экономического и культурного расцвета. То необычное по остроте ощущение человека и пейзажа в «Комедии», которому мир учился у Данте, было возможно только в общественной обстановке Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса. Отдельные эпизоды, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскалённой могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс, очень не похожие на античные образы, Чёрный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своём камне, и теперь производят сильное впечатление.[12].
Влияние на культуру
Как указывается в Новейшем философском словаре, поэзия Данте «сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C. Соловьева)»[13].
Интересные факты из жизни Данте Алигьери
- Имя жены Данте ни разу не упоминает ни в одном из своих произведений, однако Беатриче он посвятил большинство сонетов и канцон из сборника La Vita Nuova («Новая жизнь») и она является одним из главных персонажей «Божественной комедии».
- Данте и Беатриче стали символом любовной пары, таким как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.
- Со своей возлюбленной Беатриче Данте виделся лишь дважды в жизни – в 9 и 18 лет.
- В 2008 году власти Флоренции, почти через 690 лет после смерти Данте Алигьери, отменили решение об изгнании поэта из города. Однако это решение наткнулось на большую критику и общественность назвала его коммерческим трюком для привлечения туристов.
- Его предки происходили из римского рода Элизео, принимавшего участие в основании Флоренции. Прапрадед Данте, Каччагвида, даже участвовал в крестовом походе Конрада III, был посвящен в рыцари и погиб в бою с мусульманами.
- При транспортировке праха Данте из Равенны в родную Флоренцию урну похитили монахи-францисканцы из соседнего монастыря, которые не желали расставаться с поэтом.
- Над «Божественной комедией» Данте трудился 15 лет.
- Алигьери повлиял своим творчеством на таких известных писателей, как Уильям Шекспир, Джеффри Чосер и Джон Милтон.
- Благодаря «Божественной комедии» именно родной для Данте тосканский диалект по сей день служит основой литературного итальянского языка.
- Каждая из трех частей «Божественной комедии» заканчивается словом «звезды».
- Самым страшным грехом, которому соответствовал бы 9-й круг ада, Данте называет измену. Даже воры и убийцы находятся выше.
- «Божественная комедия» упоминается во многих произведениях, однако одним из самых популярных является роман Дэна Брауна «Инферно» 2013 года. Он был включен в список бестселлеров по версии Publishers Weekly. Главную роль в экранизации романа сыграл американский актер Том Хэнкс.
Том Хэнкс и Рита УилсонDepositphotos
Напомним, ранее 5.ua сообщал, как незрячая 10-летняя девочка написала свою первую книгу.
Библиография
Сочинения
- 1292 «Новая жизнь» (итал. Vita nuova)
- 1306—1321 «Божественная комедия» — (итал. Divina Commedia): Ад,
- Чистилище,
- Рай
De vulgari eloquentia
, 1577
) фр. аллегорический роман XIII века
- Стихотворения флорентийского периода:
Русские переводы
«Божественная комедия»
- А. С. Норов, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);
- Ф. Фан-Дим, «Ад», перевод с итальянского (Санкт-Петербург, 1842-48; прозой);
- Д. Е. Мин «Ад», перевод размером подлинника (Москва, 1856);
- Д. Е. Мин, «Первая песнь Чистилища» («Русск. вест.», 1865, 9);
- В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, Санкт-Петербург, 1871, 3-е издание 1872; перев. только «Ад»);
- Д. Минаев, «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами); переиздание — М., 2006
- П. И. Вейнберг, «Ад», песнь 3-я, «Вестн. Евр.», 1875, № 5);
- В. В. Чуйко, «Божественная комедия», прозаический перевод, три части изданы отдельными книгами, СПб., 1894;
- М. А. Горбов, Божественной комедии часть вторая : С объясн. и примеч. М., 1898. («Чистилище»);
- Голованов Н. Н., «Божественная комедия» (1899—1902);
- Чюмина О. Н., «Божественная комедия». СПб., 1900, перев. не с подлинника (переиздание — М., 2007). Половинная Пушкинская премия (1901)
- М. Л. Лозинский, «Божественная комедия» (1946, Сталинская премия)[14];
- Б. К. Зайцев, «Божественная комедия. Ад», подстрочный перевод (прозой, 1913—1918, первая публикация отдельных песен в 1928 и 1931, первая полная публикация в 1961)[15];
- А. А. Илюшин (создавался с 1960-х по 1980, первая частичная публикация в 1988, полное издание в 1995)[16];
- В. С. Лемпорт, «Божественная комедия» (закончен в 1997)[17];
- В. Г. Маранцман, (Санкт-Петербург, 2006)
Русские переводы
А. С. Норова, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30); его же, «Предсказания Д.» (из XVII песни поэмы Рай. «Литературные листы», 1824, Л» IV, 175); его же, «Граф Угодин» («Новости литер.», 1825, кн. XII, июнь). «Ад», пер. с итал. Ф. Фан-Дим (Е. В. Кологривова; СПб. 1842-48; прозой). «Ад», пер. с итал. размером подлинника Д. Мина (М., 1856). Д. Мин, «Первая песнь Чистилища» («Русск. вест., 1865, 9). В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, СПб., 1871, 3-е изд. 1872; перев. только Ад). Д. Минаев, «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами). «Ад», песнь 3-я, перев. П. Вейнберга («Вестн. Евр.», 1875, № 5). «Паоло и Франческа» (Ад, дерев. А. Орлов, «Вестн. Евр.» 1875, № 8); «Божественная комедия» («Ад», изложение С. Зарудного, с объяснениями и дополнениями, СПб., 1887). «Чистилище», перев. А. Соломона («Русское обозрение», 1892 г., белыми стихами, но в форме терцин). Перевод и пересказ Vita Nuova в книге С., «Триумфы женщины» (СПб., 1892). Голованов Н. Н. «Божественная Комедия» (1899—1902). М. Л. Лозинский «Божественная комедия» (1946 Сталинская премия). Илюшин, Александр Анатольевич. («Божественная Комедия») (1995). Лемпорт Владимир Сергеевич «Божественная комедия» (1996—1997).
Память
Почтовый конверт России, 2020 год
- В 1970 году именем Данте был назван кратер на обратной стороне Луны.
- В 2008 году вышла компьютерная игра Dante’s Inferno, являющаяся вольной трактовкой одной из частей Божественной комедии.
- В 2010 году вышел анимационный мультфильм Ад Данте:Анимированный эпос[18].
- В 2020 году Банк России выпустил монеты (в обычном и специальном исполнении), посвященные 750-летию со дня рождения Данте Алигьери[19].
- В 2020 году в его честь в России был выпущен почтовый конверт.
Монеты Банка России
«Божественная комедия»
Это произведение Данте считается шедевром не только итальянской, но и мировой литературы, а также настоящей энциклопедией средневековья. В трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») Данте описал свое путешествие к Богу. Спутником Данте выступает римский поэт Вергилий, позже Данте сопровождает Беатриче, которая олицетворяет милость Божию.
Данте решил написать «Божественную комедию» ради духовного спасения человека и всего мира. Он писал: «Спасти людей от позорного состояния и провести их к счастью». Он провозглашал высокие идеалы Добра, Любви, Милосердия, Разума, которые, по его мнению, могут изменить жизнь общества.
Часть «Рай» он дописывал в Равенне во время изгнания. После смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли найти тринадцать последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.
В Украине «Божественную комедию» в основном переводили по частям, однако впоследствии вышло несколько полных версий перевода всех трех частей. Среди переводчиков были Иван Франко, отец Павел Штокало, Владимир Самойленко, Игорь Костецкий, Василий Барка, Михаил Драй-Хмара и другие. Полный перевод всех трех частей выполнил в 1976 году Евгений Дробязко.
Интересно, что «Божественная комедия» называется «комедией» только потому, что написана на вульгарном итальянском языке, а не благородной латыни, а «божественной» только потому, что этот эпитет позднее использовал по отношению к ней Джованни Бокаччо.
Данте АлигьериDepositphotos
Примечания
Комментарии
- Голенищев-Кутузов И. Н., 1968: Бокаччо получил сведения от нотариуса Пьеро Джардини.
- Философский энциклопедический словарь (2010) приводит дату 30 мая. Новая философская энциклопедия (В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001) указывает дату рождения между 18 мая и 17 июня. Роберт Холландер в статье «Данте» («Dictionary of the Middle Ages», 4 том, 1984) пишет, что Данте Алигьери родился «вероятно, в конце мая». И. Н. Голенищев-Кутузов (Голенищев-Кутузов И. Н., 1968) указывает на вторую половину мая.
- См. комментарий М. Лозинского к строке 13, Песнь I, Ад
- См. комментарий М. Лозинского к строкам 31-60, Песнь I, Ад
- Cм. трактат Данте «О монархии»
- См. комментарий М. Лозинского к строке 62, Песнь I, Ад
- См. комментарий М. Лозинского к строке 70, Песнь II, Ад
- Cм. «Новую жизнь» Данте
Примечания
- ↑ 123Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др.
Record #118523708 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″> - AA.VV.
Dizionario Biografico degli Italiani — 1960.https://wikidata.org/Track:Q1128537″>https://wikidata.org/Track:Q2818964″>https://wikidata.org/Track:P1986″>
- А. Дживелегов.
ДАНТЕ АЛИГИЕРИ. - Голенищев-Кутузов И. Н., 1968.
- Marco Santagata, 2020, pp. 73—74.
- Malcolm Moore «Dante’s infernal crimes forgiven», Daily Telegraph
, June 17, 2008. Retrieved on June 18, 2008. - Siro A. Chimenz.
ALIGHIERI, Dante (итал.).
Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 2
. Treccani (1960). Проверено 18 марта 2020. - ↑ 12Комментарий Б. Кржевского к «Божественной комедии»
- ↑ 1234Голенищев-Кутузов И. Н., Хлодовский Р. И.
Данте Алигьери // Литература Италии : Литература XIII-XIV вв. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1985. — Т. 3. — С. 57—58 из 51—68. — (История всемирной литературы : в 9 т. ; 1983—1994). - И. Н. Голенищев-Кутузов «Данте и мировая культура»/Данте в России, с. 490
- Все места Италии в «Божественной комедии»
- ФЭБ:Данте Алигиери/Литературная энциклопедия, Т. 3 — 1930
- Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
- И. Н. Голенищев-Кутузов «Данте и мировая культура»/Данте в России
- «Русский Ад Бориса Зайцева»
- Данте размером подлинника
- Новый перевод Данте
- «Ад Данте:Анимированный эпос» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Пресс-релиз Банка России от 29.06.2015
Литература
- Баренбойм П. Д. «Конституционные идеи Данте», Законодательство и экономика, № 6, 2005, C. 64—69
- Генон Р.
Эзотеризм Данте // Философские науки. — 1991. — № 8. — С. 132—170. - Голенищев-Кутузов И. Н.
Данте. — Молодая Гвардия, 1967. — (Жизнь замечательных людей). - Голенищев-Кутузов И. Н.
Жизнь Данте и его малые произведения // Данте Алигьери. Малые произведения. — М., 1968. — С. 419—447. - Голенищев-Кутузов И. Н.
Данте в России ; Данте в советской культуре // Творчество Данте и мировая культура. — М., 1971. — С. 454—486, 487 — 515. - Голенищев-Кутузов И. Н.
Творчество Данте и мировая культура / Под редакцией и послесловием академика В. М. Жирмунского. — Наука, 1971. - Голенищев-Кутузов И. Н., Хлодовский Р. И.
Данте Алигьери // Литература Италии : Литература XIII-XIV вв. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1985. — Т. 3. — С. 51—68. — (История всемирной литературы : в 9 т. ; 1983—1994). - Данте и всемирная литература. М., 1967.
- Дживелегов А. К.
Данте, 1933. — 176 с. (Жизнь замечательных людей) - Доброхотов А. Л.
Данте Алигьери.- М.: Мысль, 1990.- 207,[1]c.-(Мыслители прошлого) ISBN 5-244-00261-9 - Елина Н. Г.
Данте. М., 1965. - Зайцев Б. К.
Данте и его поэма. М., 1922. - Рабинович В. Л.
«Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения. М., 1985. - Santagata M.
Dante. Il romanzo della sua vita. — Milano: Oscar Mondadori, 2015. — 467 p. — ISBN 978-88-04-63182-8.