Детство и семья Валерия Ободзинского
Будущий великий тенор родился в Одессе, в годы её оккупации фашистами в начале 1942-го года. Родители мальчика ушли на фронт, поэтому маленького Валеру воспитывала бабушка. Его дядя, который был немного старше, украл как-то у немца колбасу, что вызвало сильнейший гнев последнего. Немец чуть было не пристрелил обоих малышей. От смерти их спасла подоспевшая бабушка Ободзинского.
В школу Валерий пошёл в 1949-ом году, однако учился плохо. Это было голодное время. Во многом из-за этого, а так же ради лёгкой наживы, подросток связался с местной шпаной. Валера уже тогда прекрасно пел и сам выучился игре на контрабасе. Орава мальчишек приходила на местный пляж, Ободзинский начинал петь, отвлекая этим отдыхающих, а мальчишки ловко обчищали их карманы. Весь «навар» маленькие воришки делили поровну.
Пластинки Ободзинского расходились миллионными тиражами
Известно, что впервые серьёзно напился Ободзинский в возрасте пятнадцати лет. У него быстро образовалась эта пагубная привычка, с которой он прожил всю жизнь.
Кличка Ободзинского в подростковом возрасте – Цуна. Его нередко можно было видеть в середине пятидесятых годов на Приморском бульваре в окружении мальчишек. Валерий играл на гитаре, которую освоил самостоятельно, и пел. Позже мальчик оказался в бродячей группе, где пел и играл на контрабасе. Некоторое время он учился в музыкальном костромском училище.
Гонения и запреты
Вместе с числом поклонников множилось и число недоброжелателей.
Пресса все чаще размещала негативные статьи об Ободзинском, количество концертов резко сократилось.
Судьба артиста в то время зачастую зависела не только от его таланта, а и от представлений о прекрасном великой Фурцевой, тогдашнего министра культуры СССР.
Валерий Владимирович, к сожалению, не избежал участи тех, кто раздражал Екатерину Алексеевну. Однажды министр нанесла визит на , прошлась по цехам, где в производстве была лишь одна пластинка. Это был диск Валерия Ободзинского. Фурцева была вне себя от гнева: «У вас что, весь завод на одного Ободзинского работает?!» По распоряжению властной Екатерины Алексеевны все пластинки исполнителя размагнитили.
Концертные площадки столицы закрылись для певца. Ему разрешили выступать только на провинциальных сценах. Телепередачи с участием опального артиста больше не показывали.
В преддверии 1976 года Ободзинский запил. Душевное неравновесие отражалось на выступлениях певца. Группа «Верные друзья», с которой работал Валерий, ушла от него. В 1986-м артист покинул сцену.
Первые песни Валерия Ободзинского
Поворотной точкой в творческой жизни певца стала встреча в 1964-ом году с Павлом Шахнаровичем. Они познакомились в Норильске. Шахнарович тогда выступал в оркестре Олега Лундстрема, а Ободзинский пел и играл на контрабасе, будучи никому не известным исполнителем. Приятный голос молодого певца произвёл впечатление на Шахнаровича, и он порекомендовал его Лундстрему сразу после возвращения в столицу. Вскоре Ободзинский начал работу в оркестре Лундстрема, что сделало его профессионалом.
Главный хит Валерия Ободзинского — Эти глаза напротив
Познакомившись в столице с музыкальной тусовкой, Валерий стал исполнять песни молодых авторов. Надо отметить, что маститые авторы не желали в то время работать с «безродным» начинающим исполнителем.
Рост, вес, возраст, Сколько лет Валерию Ободзинскому
Многие современные почитатели таланта певца хотят знать каким именно был этот легендарный человек. Их интересуют такие вопросы, как рост, вес, возраст. Сколько лет Валерию Ободзинскому было, когда он ушел из жизни – не менее востребованный вопрос.
Итак, официальные источники говорят о том, что рост певца составлял 172 сантиметра, при весе в 62 килограмма. Однако в последние годы жизни певец прибавил в весе до 85 килограмм, именно такими физическими данными, при жизни обладал Валерий Ободзинский. Фото в молодости и сейчас, ко всеобщему сожалению, не удастся, ведь артист ушел из жизни в 55-летнем возрасте.
Лучшие хиты Валерия Ободзинского
Ободзинский обратил на себя внимание во время выступления в Болгарии, где он исполнил песню «Луна на солнечном берегу». Спустя три года исполнитель получил приглашение перейти в филармонию города Донецка. В её составе он объездил всю страну. О певце Ободзинском узнали миллионы. Его выступления имели огромный успех. В те годы и даже сегодня люди помнят такие песни, как «Эти глаза напротив», «Колдовство», «Восточная песня».
Первая пластинка певца вышла тиражом тринадцать миллионов в конце шестидесятых годов. Рост популярности привёл к росту критики в официальных изданиях. Нередко его вырезали из концертов и записи «Новогодних огоньков».
Музыка
Большой успех пришел к Валерию Ободзинскому в 1967 году после гастролей по Сибири и Приморскому краю. Закрепила популярность поездка в Болгарию, где певец исполнил ставшую достаточно модной песню «Луна на солнечном берегу». Когда же в конце 60-х вышла первая долгоиграющая пластинка «Поёт Валерий Ободзинский», весь тираж был моментально раскуплен.
Валерий Ободзинский на сцене
Государство обогатилось за счет таланта молодого исполнителя на 30 миллионов, а самому певцу достался гонорар всего лишь в 150 рублей. Финансовая несправедливость будет заботить Ободзинского до конца карьеры. Все последующие диски с записями певца расходились мгновенно. Феноменальный интерес к нему можно объяснить необычной манерой исполнения, бархатным голосом и отменным лирическим тембром.
Причем вокалу Ободзинский никогда не обучался и при пении пользовался скорее врожденным слухом и музыкальным чутьём. Кроме того, следует отметить высокий профессионализм и трудоспособность артиста. Он мог репетировать один куплет по нескольку часов, оставаясь неутомимым в то время, когда музыканты оркестра уже валились с ног.
Валерий Ободзинский с ансамблем
Все это вместе привело к тому, что популярность Валерия Ободзиского в 70-х годах была невероятной. До сегодняшнего дня дошли гремевшие тогда песни «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», написанные Давидом Тухмановым, «Сколько девчонок на свете» и «Марш десантников», автором которых был Александр Зацепин.
Кроме того, Валерий знакомил советского слушателя с песнями из репертуара «Битлз», Карела Готта, Джо Дассена, Тома Джонса и многих других западных звезд, музыка которых была в СССР практически недоступна. Причем Ободзинский не просто перепевал их песни на русском языке, а придавал этим композициям свой собственный чувственный, страстный и несколько гротескный стиль.
«Травля» Ободзинского
Часто в прессе осуждалось слишком раскованное поведение Ободзинского на сцене, такое поведение называли «западным». Его песни рассказывали о любви, но не о любви к партии и Родине. Около года все выступления исполнителя были под запретом в СССР. Такое положение смог исправить только Шауро, возглавляющий в то время Отдел культуры ЦК КПСС. Творчество Ободзинского ему очень нравилось, поэтому тот вновь получил возможность выходить на сцену.
И всё же, недоброжелателей у певца было много. О нём продолжали писать в прессе в негативном ключе, его концерты сокращали. У министра культуры Екатерины Фурцевой так же было к Ободзинскому негативное отношение.
Многое изменила статья в газете «Советская культура» об Ободзинском. После её опубликования у исполнителя появилось много концертов и гастролей. Всё «обрушилось» в канун 1976-го года. Ободзинский запил. Это, конечно же, не могло не отражаться на его выступлениях. От него ушла работающая с ним группа «Верные друзья». Концертов было всё меньше. В 1986-ом году Ободзинский совсем ушёл со сцены.
Советская «верхушка» против Ободзинского
Такая всенародная любовь к артисту не всем пришлась по вкусу. Его выступления стали вырезать из телевизионных и радиоэфиров, перестали включать в состав гастрольных групп, его концерты просто запрещались. Партию возмущало «западническое» поведение и творчество певца, если он поет о любви, то это должна быть любовь к Родине. Все попытки организовать гастроли на западе жестко пресекались. Но Ободзинский себе не изменил и остался верен своему искусству. Но давление «сверху» все же сказалось на физическом и психологическом состоянии певца. Он стал злоупотреблять спиртным, наркотиками, его концертный директор Павел Шахнарович даже клал его в психиатрические отделения под чужим именем. Но состояние артиста было надломлено, к середине 1980-х он окончательно ушел со сцены.
На первом канале прошел показ многосерийного фильма о судьбе Ободзинского
Переломная встреча со второй женой
Ободзинский развёлся с женой. Он устроился на галстучную фабрику, где работал сторожем и жил там же во времянке. Положение изменила встреча с его давней поклонницей Анной Есениной.
Валерий Ободзинский со второй женой
Благодаря Есениной Ободзинский вновь начал петь. Он обратился к песням, написанным Вертинским. Сначала исполнил два его произведения, а позже записал целую аудиокассету.
В концертном зале «Россия» в 1994-ом году певец собрал зрителей, которые аплодировали ему стоя. Ободзинский стал часто ездить на гастроли, однако запои всё же случались у него время от времени.
Творческий кризис
Со второй половины 70-х годов в карьере Ободзинского наметился очевидный спад. «Я начал чувствовать, что нахожусь в тупике. Мне стало скучно», — вспоминал артист. Он понял, что в жизни нужно что-то менять. Валерий пытался поставить музыкальный спектакль по сонетам Шекспира на музыку композитора Филиппова, но не нашел поддержки своего начинания. Певец стал много выпивать и быстро почувствовал, что сцена и зритель начинают отворачиваться от него. Срыв после 15-летней паузы случился в новогоднюю ночь 1976 года, после чего остановиться было трудно. Бороться за былую славу он не стал и в 1987 году полностью ушел с эстрады. После этого Ободзинский успел поработать сторожем на складе и галстучной фабрике. Попытки покинуть страну и эмигрировать в США также ни к чему не привели.
Выйти из крутого пике Ободзинскому помогали единицы. Большинство из тех, с кем раньше работал певец, старались не замечать его проблем. Одним из немногих, кто протянул руку помощи Валерию, стал Л. Дербенев, специально для него написавший несколько песен. Позднее благодаря настойчивости гражданской супруги А. Есениной он записал девять песен А. Вертинского. В 1994 году Валерий Владимирович выступил перед широкой публикой в концертном зале «Россия». Это был первый выход на сцену после долгого перерыва. Несмотря на употребление алкоголя и наркотиков, Ободзинский сумел сохранить свой феноменальный голос, сорвав бурные аплодисменты собравшейся публики.
Затем певец возобновил гастрольную деятельность и проехал по сценическим площадкам нескольких российских городов. Последним публичным выступлением певца стали съемки в телепередаче «Золотой шлягер». Валерий Ободзинский скончался от инфаркта 26 апреля 1997 года. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.
Личная жизнь Валерия Ободзинского
Первой женой Валерия Ободзинского стала свердловчанка Нелли Кучкильдина. В марте 1961 года певец выступал с концертом в Иркутске и обратил внимание на девушку, сидящую во втором ряду. Не спуская глаз со зрительницы, Валерий начал исполнять песни из репертуара Элвиса Пресли и лихо вертеть контрабас.
На фото: первая жена Ободзинского Нелли Кучкильдина
Симпатия оказалась обоюдной, и после отъезда Ободзинского Нелли каждый вечер получала телеграмму, письмо или долгожданный телефонный звонок. Через два месяца Валерий пригласил Нелли в Караганду – встретить майские праздники вместе. Там он сделал девушке предложение, и после летней сессии в вузе Нелли переехала в Одессу к возлюбленному. В браке появилось две дочери – Анжелика (в четь песни Ободзинского «Анжела») и Валерия (в честь самого певца). Брак Валерия и Нелли не пережил постоянных измен Ободзинского и его страшного пристрастия к алкоголю. В 1979 году супруги развелись.
Валерий Ободзинский с дочерью Анжелой
Следующие два года Валерий находился в гражданском браке с юной красавицей Лолитой Кравцовой, дочкой начальника Черноморского пароходства, но построенные исключительно на страсти отношения не вытерпели проверку повседневностью. В 1984 году Ободзинский, пройдя курс лечения от алкоголизма, вернулся к первой жене, взявшей с него обещание больше никогда не пить.
Валерий Ободзинский с первой женой (на переднем плане)
Летом 1990 года Валерий нарушил данное супруге слово и снова расстался с Нелли – на этот раз навсегда. Ободзинский оказался в бедственном положении: карьера певца была похоронена еще в 1986 году, жена выгнала его из дома, рядом больше не было верного плеча, на которое можно было бы опереться. Валерий устроился сторожем на галстучную фабрику и поселился там же, во времянке на территории завода. В это время о злоключениях опального певца узнала его давняя поклонница Анна Есенина и решила разыскать кумира. Она нашла номер телефона Валерия, позвонила ему, завязался непринужденный диалог… Вскоре Ободзинский сам начал звонить Анне, приглашать женщину в гости на галстучную фабрику, а через некоторое время они стали жить в гражданском браке.
Валерий Ободзинский и Анна Есенина
Есенина имела выход на радио и телевидение и решила дать угаснувшей звезде второй шанс. Ее старания не пропали втуне: Ободзинский записал новый альбом на стихи Александра Вертинского. Анна Есенина оставалась спутницей жизни Валерия до самого дня его смерти.
Жил как грешник, умер как святой. Валерий Ободзинский
© Виолетта Баша, Еженедельник «Моя семья»
Жил как грешник, умер как святой
В семидесятые годы песни в исполнении Валерия Ободзинского звучали из всех окон, на всех дискотеках. Он был немыслимо популярен. Его называли любимцем всех советских женщин. Прекрасный от природы голос, быстрый взлет, и столь же стремительное забвение на долгие годы. Водка ли сгубила его талант или звездная жизнь и внутренне недовольство требовали выхода? Когда вторая жена нашла его после его исчезновения, он был простым сторожем и радовался этому! Он умер в 55 лет, когда иные мужчины женятся по третьему и более разу. А мог бы и сегодня петь про “Эти глаза напротив”, и, без сомнения, был бы по-прежнему любимцем дам.
Валерий Ободзинский родился 24 января 1942-й года в городе, который дал целую плеяду юмористов, литераторов и эстрадных исполнителей, – в Одессе! Никогда и нигде Ободзинский не учился пению. Он был невероятно музыкален. Абсолютно новые песни запоминал с одного раза, просто взяв в руки текст. Он и ноты узнал только в процессе работы, хотя они ему и не очень-то были нужны. Он все делал по слуху. В юности самоучкой освоил контрабас, а под него и запел. Впервые Валерий вышел на сцену артистом молодежной театральной студии одесского дома культуры медицинских работников. Про Ободзинского ходили всякие слухи. Он вспоминал, что все почему-то считали его евреем, хотя он был наполовину поляк, наполовину украинец. Сам он шутил: “У меня папа-мама русские, а я — еврей”. Бог с ней, с национальностью! А вот увлечение “русским народным напитком” (водкой) сыграло в его жизни зловещую роль. Но позднее. А пока… летом он пел на пляже, и , конечно, при такой работе, знакомых у него было — пол-Одессы. Может, отсюда и увлечение спиртным? По слухам, когда Ободзинский пел, люди заслушивались, и пляжные воришки “чистили” карманы отдыхающих. Сам певец мог и не подозревать этого. Одно время Валерию пришлось работать кочегаром. Однако, контрабас всегда оставался его увлечением. Решив все-таки довести хобби до уровня профессии, он поступил в Одесское музыкальное училище, окончив которое, работал скромным контрабасистом в инструментальном ансамбле. Участники ансамбля развлекали пассажиров туристического теплохода, курсировавшего между Батуми и Одессой. В послужном списке Ободзинского есть и должность массовика-затейника на затонувшем впоследствии теплоходе “Адмирал Нахимов”.
Страна узнала Ободзинского
Тогда певцам было принято “числиться” при какой-либо областной филармонии. И Ободзинский “числился” при Донецкой, а по некоторым данным еще (или позднее) при Томской филармонии. Но это лишь формально. А реально последовало турне по городам Сибири и Дальнего Востока (Красноярск, Томск, Хабаровск, Владивосток). Неожиданно турне стало его сенсационным успехом, — публика встретила неизвестного исполнителя восторженно, страна узнала Ободзинского. “Крестным отцом” Валерия Ободзинского стал руководитель джазового оркестра Олег Лундстрем. В его оркестре работал Павел Шахиврович. Однажды в Норильске он увидел в одном из концертов мальчика, неплохо игравшего на контрабасе и очень приятно певшего. Это был Ободзинский. Вернувшись в Москву, Шахиврович порекомендовал его Лундстрему. В 1964 году Олег Лундстрем предложил Валерию работать вместе. С Лундстремом Ободзинский работал почти три года. На международной эстраде Валерий впервые заявил о себе в 1964 году на фестивале в Болгарии с песней Карадимчева “Луна на солнечном берегу”. Популярность Ободзинского росла, все чаще его приглашали на радио и телевидение.
В нем что-то есть…
С оркестром Лундстрема в те годы гастролировала начинающая тогда певица …и будущая примадонна Алла Пугачева. Вместе с ними часто ездил и Валерий Ободзинский — любимый певец всех советских женщин. Когда Ободзинский выступал, Алла наблюдала за ним из-за кулис и думала: “Ну ведь ничего такого особенного, почему же он так популярен?”. Потом слышала бурю аплодисментов после очередной песни. “Нет, значит, что-то есть”, – думала она. В 1967 году Валерий ушел из ансамбля Лундстрема и создал свою сольную программу, с которой совершил поездку по городам Урала и Сибири. С сентября он стал солистом джазового ансамбля под руководством Бориса Рычкова. Как жил кумир семидесятых? Его официальная ставка за концерт была 13 рублей 50 копеек, с надбавками получалось около 40 рублей. Но Ободзинский умудрялся зарабатывать по три-четыре тысячи в месяц. В те времена эта было стоимость приличного автомобиля! Чтобы “заманить” всесоюзную звезду, ему из своих загашников доплачивали местные филармонии. У него была абсолютно звездная жизнь. Такого количества концертов и таких аншлагов, пожалуй, не было ни у кого. В те годы с ним не мог соперничать даже Муслим Магомаев. В течении десятидневных гастролей могло быть и14 концертов, то есть зачастую по два концерта в день, и это при полном аншлаге! Приходилось даже продавать сверх нормы процентов двадцать входных билетов. Вот что такое тогда был Ободзинский. Молодежь составляла основную часть публики, и особенно девочки. “Девочки — это был наш бич, — вспоминает Шахиврович. – Мы переезжаем из города в город — за нами человек десять девочек едут всегда”.
Ее звали Неля
В 1961 году Валерий встретил свою первую настоящую любовь. И …даже бросил пить. Девушку звали Неля. Когда она стала его женой, Ободзинскому было только девятнадцать! И он еще не был знаменитым. Он дал Неле слово не пить, и даже когда они расписывались ( это было в Красноярске), он не выпил ни одного глотка шампанского. У них родились две дочки: Анжелика и Валерия. Позднее, когда Ободзинский пел очень нежную итальянскую песню “Анжела, ты на счастье мне дана…”, его поклонницы гадали, о ком так проникновенно он поет, и мало кто догадывался, что он думал о своей дочери. Впрочем, другую дочь Валерию он любил не меньше. А жене Ободзинского пришлось смириться с необыкновенным успехом мужа … среди дам. Став популярным, Ободзинский создал собственный ансамбль “Верные друзья”. Он был непохож на певцов своего времени. Рецензенты отмечали его врожденный артистизм, а чиновники бранили за “безыдейный” репертуар. На рубеже 60-70 годов в карьере Ободзинского все складывалось очень не просто. На телевидении кадры с его участием стали вырезать. Поэт Леонид Дербенев рассказывал, как на просмотре отснятых материалов новогоднего “Огонька” тогдашний председатель Гостелерадио Лапин сморщился, увидев Ободзинского: “Уберите Градского!”. Ему ответили: “Да это не Градский, это Ободзинский”. “Тем более”, – отрезал Лапин. Лапин перекрыл ему путь на телевидение. Но этим дело не ограничилось. В 1971 году на концерт Ободзинского пришел министр культуры РСФСР Попов и был шокирован “западничеством” певца. Попов издал распоряжение, запрещающее певцу работать в РСФСР. Оставались только союзные республики. Длилось это около года. Однажды на его концерт пришел заведующий отделом культуры ЦК КПСС Шауро. Шахнарович предложил ему выйти на сцену и “выдать на всю катушку”, а затем замолвил за певца слово перед всесильным человеком. Ободзинского “реабилитировали”.
Документ эпохи
Но в верхах о Валерии уже сложилось мнение как о несерьезном певце, репертуар и манера которого не соответствуют “величию эпохи”. Мэтр эстрады Никита Богословский заступился за певца 22 марта 1974 года в газете “Советская культура” была опубликована его статья под заголовком: “Давайте замечать хорошее!”. Это был удивительный документ эпохи, свидетельство того, как жилось артистам в условиях цензуры. Богословский пишет: “Валерия Ободзинского мы давно не слышали на столичных площадках. Несколько лет назад он был справедливо подвергнут серьезной критике, в основном за дешевую манеру исполнения, за легковесность репертуара. Последний концерт сказал о многом. Артист явно пересмотрел свои творческие позиции. За исключением двух-трех произведений, репертуар его отмечен хорошим вкусом, постепенно складывается индивидуальный творческий почерк певца, своя манера. Во всем ощущаются самокритичность, требовательность к себе. В программу было включено небольшое попурри из недавних шлягеров Ободзинского. И нужно сказать, что оно прозвучало на фоне новых работ довольно бесцветно. Ясно, что “Эти глаза напротив” отошли в прошлое…”. Далее мудрый мэтр прибег к ссылкам на авторитеты: “…Ободзинский много и плодотворно работает с композитором Давидом Тухмановым. Следует упомянуть необычную по форме, мелодически изобретательную песню “Играет орган” (слова Михаила Пляцковского). Тепло и выразительно прозвучали отличные песни “Мелодия” Александры Пахмутовой (слова Николая Добронравова), “Гляжу в озера синие” Л. Афанасьева (слова Игоря Шаферана), “Колдовство” А. Флярковского (слова Леонида Дербенева) и особенно — прелестная песня Эдуарда Колмановского “Алеша” (на стихи Константина Ваншенкина)”
Она приносила розы на каждый его концерт
Что бы ни считали власти, но самой любимой в народе была песня “Эти глаза напротив”. Она доносилась из всех окон, звучала на дискотеках. А ее исполнитель стал кумиром всех женщин. На концерты Ободзинского трудно было достать билет, поклонницы не давали ему прохода. Анна Есенина была “профессиональной” фанаткой. Ее самозабвенное преклонение перед любимым певцом неожиданно для нее самой обернулось чем-то гораздо более серьезным. В том же переломном для Валерия 1975-м Анна стояла на набережной возле Театра эстрады и “стреляла” лишний билетик. “Лишний билетик ” спрашивали по всему Каменному мосту. Анна увидела рядом с Ободзинским некоего господина. Им оказался Павел Шахнарович. Как выяснилось, Ободзинский и Шахнарович ее уже запомнили, ведь эта девушка на каждый концерт носила Валерию розы. Анна подошла и попросила помочь с билетом, а Павел взял ее за руку, подвел к Валерию Владимировичу. Она стала его второй женой. Роковой Новый год В самом зените славы певец стал спиваться… А ведь он держался ровно пятнадцать лет! С первой свадьбы. Во время встречи нового, 1976 года Ободзинский заявил: “Я сейчас выпью водки”. Стали его умолять, жена плакала. Но он выпил. И покатилось… В Омске Шахнарович положил его в психушку под чужой фамилией. На концерты его привозила медсестра, затем уводила в больницу. Шахнарович следил, чтобы он не выходил на сцену пьяным. Но однажды не углядел и певец вышел пьяным на сцену. Шахнарович перестал с ним работать. Постепенно от него отвернулись все, кроме близких. Он мог посреди гастрольной поездки запить и исчезнуть. Он менялся на глазах. Даже жена не всегда знала, где его искать.
Складской сторож
Его жена искала его и нашла в июле 1991-го года. Увидела, и была в шоке. Если бы встретила его на улице — не узнала бы. Он работал сторожем на складе галстучной фабрики. Ему там нравилось — его никто не трогал. После встречи с женой он вернулся домой. На все ее уговоры вернуться на сцену, он отвечал отказом. Петь он больше не хотел. Почему? Анна чувствовала, что муж устал: с одной стороны — безумная популярность, с другой — унижение перед начальством. Она вспоминает: “Он как будто забыл, что был певцом. Говорил: хочу быть простым мужиком. Ему было больно. Ему нравилось готовить, дома сидеть, с собакой гулять — дворняжкой Фимой”.
Я — святой
В сентябре 1994 году Ободзинский последний раз вышел на сцену в сборном концерте в престижном зале “Россия”. Он запел так, как будто никакого перерыва не было. Ему устроили овацию. А пел он песни… Александра Вертинского, но не подражая ему, а в своей манере. Однажды Ободзинский позвонил Шахнаровичу и сказал странную вещь: “Я звоню тебе из Сергиевской лавры. Я — святой”. Валерий Ободзинский умер 4 апреля 1997 года в возрасте 55 лет. Похоронен он на Кунцевском кладбище. Проводить певца пришли человек триста, среди них Иосиф Кобзон и Лев Лещенко. Похороны были необычными. С лифтом, ведущим… в могилу. Но вот что удивительно: когда Ободзинский отпевали, священник сказал: “Умереть так, как он, мечтает каждый священнослужитель — он умер под Пасху. А это значит, что с него сняты все грехи”.
Муз. фон — «Эти глаза напротив», поет Валерий Ободзинский
Смерть Ободзинского
Ободзинский умер неожиданно для многих. Это произошло 26 апреля 1997-го года, когда исполнителю было всего 55 лет. У него не было серьёзных заболеваний – Валерию резко стало плохо с сердцем.
Анна попыталась уговорить мужа вызвать скорую, но тот наотрез отказался, свернулся под одеялом и пролежал так всю ночь. До утра Валерий не дожил – сердечная недостаточность.
Почти три сотни человек пришли проститься с певцом, среди них – его коллеги по эстраде,: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и другие, резко забывшие о травле в прошлом и пустившиеся в откровенные воспоминания. В самый разгар панихиды рамка с фотографией Ободзинского упала на пол и с грохотом разлетелась на куски, положив конец речам собравшихся.
Могила Валерия Ободзинского
Похоронили Валерия Ободзинского на Кунцевском кладбище.
«Владимирыч, дернем по 100?!»
Нет, он не исчез. Жил в Москве. Точнее, существовал. Квартиры у него к тому времени уже не было, семьи — тоже: жена ушла. Жил он во времянке на галстучной фабрике, где работал… сторожем. Пил почти каждый день. Пока в июле 1991 года судьба не послала ему встречу с одной из самых верных и преданных поклонниц — Анной Есениной. «Как только узнала, где он находится, тут же поехала к нему на склад. Когда увидела его, была в шоке. Если бы встретила на улице — не узнала. Его утро начиналось так: «Эй, Владимирыч, дернем по 100 грамм?!» И еще, еще, еще. Он как будто забыл, что был певцом. Говорил: хочу быть простым мужиком. Ему нравилось, что его никто не трогал».
Несмотря на безумную популярность Ободзинского, Анна долгое время понятия не имела, что это за певец. С детства она любила Петра Лещенко, Вадима Козина, Марио Ланца, Лолиту Торрес. А современной советской эстрадой никогда не интересовалась. И когда однажды в середине 70-х подружка позвала ее в Театр эстрады на концерт какого-то Ободзинского, воскликнула: «Ты в своем уме?! Чтоб я слушала какого-то советского певца?!» Но все-таки пошла на концерт. И с того дня начала ходить на все московские концерты Ободзинского. И каждый раз вне зависимости от времени года дарила ему розы.
Валерий и Нелли Ободзинские
Анна Есенина: «Когда я нашла его, мы посидели, выпили. А через два дня он сам мне позвонил: «Деточка, выручай!» Я взяла водку, закуску — и снова на склад! Так я стала ездить к нему регулярно. Потом Валера стал закрывать склад и на ночь приезжать ко мне. А осенью он решил, что ему ни к чему мотаться туда-сюда и вообще ни к чему там работать. Я тогда ездила в качестве костюмера на гастроли с Борисом Рубашкиным. Деньги у меня были. И Валера зажил у меня, как в раю.
На самом деле я нисколько не стремилась, чтобы он жил со мной. И даже некоторое время сопротивлялась этому. Но он хорошо мной сманипулировал. «Вот ты всем помогаешь, — сказал он, — а мне помочь не хочешь». И тут я сломалась. Он ведь совершенно никому не был нужен. Даже собственным дочерям. Младшая Лерка его толком и не знала. Когда в 1979 году Валера разводился с Нелей, она только родилась. Уже потом я их с Анжелкой, его старшей дочерью, сюда приволокла».