Альберт Леонидович Филозов: биография, карьера и личная жизнь


История семьи

Отец будущего актера, поляк по происхождению, в 1933 году приехал в СССР, чтобы участвовать в строительстве нового, социалистического мира. Он, как и многие европейцы, идеализировал советскую власть и жестоко поплатился за это. Он работал на кондитерской фабрике и был арестован по обвинению в шпионаже и расстрелян осенью 1937 года, когда сыну было всего несколько месяцев. Поэтому Альберт Филозов вырос, не зная своего отца. Его мама происходила из зажиточной украинской семьи. Ее родители еще во времена столыпинских реформ перебрались в Сибирь. Когда началась коллективизация, дед Альберта под угрозой раскулачивания уехал в Свердловск.

Альберт Филозов

Родился 25 июня 1937 года в Свердловске. Предки Альберта Филозова по материнской линии были зажиточными крестьянами с Украины. В начале 30-х годов ХХ века они, опасаясь раскулачивания, перебрались на Урал, в Свердловск. Здесь мама Альберта познакомилась с его отцом, приехавшим из Польши в Россию строить социализм. Альберт Леонидович рассказывает, что совсем не помнит отца – того арестовали и расстреляли, как «врага народа», в 1937 году. Альберту Филозову на тот момент не было и полугода…

К счастью, положение «сына врага народа» не очень сказалось на юном Альберте. Его детство прошло, как и у других мальчишек того времени: играл во дворе, гонял футбол, дрался. А еще он очень любил читать и постоянно бегал за книжками в библиотеку. Правда, когда всех принимали в Комсомол, юноша долго не подавал заявление, считая себя недостойным, и решился вступить лишь, когда умер Сталин.

Альберт Филозов рано стал самостоятельным. Время было тяжелое, голодное, и он после седьмого класса пошел работать на шарикоподшипниковый завод, где получил профессию токаря. Среднее же образование юноша, как и многие, получил в вечерней школе.

Об актерской профессии Альберт Филозов никогда не задумывался, хотя и слушал по радио с увлечением программу «Театр у микрофона». Тогда часто передавали радиоверсии спектаклей Малого театра, МХАТа, Театра Вахтангова. Как вспоминает Альберт Леонидович, особенно ему нравился «Клоп» Театра сатиры: он даже выучил целый акт наизусть.

Поступление в театральный вуз получилось спонтанным. В 1955 году в Свердловск приехал на гастроли МХАТ, и был объявлен набор в Школу-студию. Альберт Леонидович вспоминает: «В то время я только-только закончил школу. Друг буквально силой затащил меня на экзамены, за компанию. Понятно, что я совершенно не волновался, поэтому успешно прошёл все три отборочных тура и поехал в Москву сдавать общеобразовательные предметы. Москва мне понравилась сразу, и я решил, что больше никогда из неё не уеду…»

Учиться Альберту Филозову довелось на курсе блестящего мхатовского актера Виктора Станицына. Быт тогдашних студентов был суров: холод, голод. Жили в бывших казармах, где раньше размещали пленных австрийцев. Горячей воды не было, а зимой и вовсе в оконные щели валил снег. Но все это отходило на второй план перед упоением от учебы. А учеба продолжалась круглые сутки: с утра до вечера на лекциях, а вечером в общежитии студенты разыгрывали этюды. Наверное, именно в таких условиях и рождаются настоящие Мастера. Ведь на курсе вместе с Филозовым учились: Анатолий Ромашин, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова – будущий цвет отечественного кино и театра.

На третьем курсе мог состояться дебют Альберта Филозова в кино. Молодой актер удачно прошел пробы к фильму «Зеленый фургон» и был утвержден на роль. Единственное, чего он сильно боялся – это реакции руководства Школы-студии МХАТ, ведь студентам категорически запрещалось сниматься в кино. На этот вопрос создатели фильма пообещали урегулировать.

Филозов вылетел в Одессу подписывать контракт (на всякий случай запасшись обратным билетом). Его встретили в аэропорту, там же дали бланк: «Заполни здесь, поставь подпись». «А как с институтом?» — спросил юноша. И тут оказалось, что они ни о чем не договорились. Про свое дальнейшее поведение актер до сих пор вспоминает со стыдом: «…я отошел попить воды и… сбежал. Уже объявили посадку, я бежал через все летное поле, а директор с администратором бежали за мной. Подбегаю к самолету, а трап уже отвели, машу билетом, кричу… Хорошо, самолет был небольшой, я подпрыгнул, ухватился, подтянулся и влез в незакрытую ещё дверцу. И улетел. В наказание за мою трусость меня десять лет не снимали — пробовали, обещали, но до съемок дело не доходило…»

Окончив учебу в 1959 году, Альберт Филозов устроился в Московский драматический театр им. К.С.Станиславского. Молодого актера стали вводить на роли Евгения Леонова, который к тому времени начал много сниматься в кино. Филозова это не очень устраивало: «Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»!» По словам актера, он «промучился» год и перешел в Театр им. М. Н. Ермоловой.

Еще одно примечательное событие того периода – женитьба Альберта Филозова. Со своей первой супругой он познакомился в компании. Сам актер о том браке почти не рассказывает, отмечая лишь, что жена не имела никакого отношения к искусству.

В Театре Ермоловой складывалось все нормально, актер готовил премьеру, тем неожиданнее для него явилось в 1961 году известие о призыве в армию. Служить Филозову поначалу довелось в саперном батальоне. «Тянул лямку, как все, так и не признавшись, что я артист, — вспоминает Альберт Леонидович. — Трудно было: полное бесправие, жестокость, чуть зазеваешься — останешься без еды. Но я через это прошел». И все же, несмотря на трудности, он считает, что армия мужчине нужна, поскольку закаляет мужчину.

В саперном батальоне Филозов прослужил недолго. Его жена ходила по всяким инстанциям, писала бумаги с просьбой использовать мужа по профессии. В конце концов Филозова перевели в Рязанское училище связи, назначив командовать военным оркестром. Последние же пол года он и вовсе провел в Москве, служил младшим сержантом в «Матросской тишине». «Офицеры на ночь уходили домой, а мы по очереди бегали через забор в самоволку, а утром до подъема возвращались. Ни разу не попался», — вспоминает Альберт Леонидович.

Демобилизовавшись, Альберт Филозов не стал возвращаться в Театр им.Ермоловой. Режиссера, который брал его в труппу, «съели», и поэтому Филозов предпочел вновь устроиться в театр Станиславского. Там он и прослужил следующие двадцать лет. Театралы помнят его роли в спектаклях Анатолия Васильева «Первый вариант «Вассы Железновой» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979), ставшими вехой в истории отечественного театра.

Вскоре после армии Альберт Филозов женился во второй раз. Алла была театроведом, работала во ВГИКе. В этом браке у Альберта Леонидовича родился сын Андрей, впоследствии ставший журналистом.

С кино у Альберта Филозова долгое время не ладилось. Пробы, пробы и очередные отказы… В 60-е годы ему удалось лишь пару раз сняться на киностудии «Узбекфильм» в картинах «Сыны отечества» (Отто Тальвиг) и «Яблоки 41-го года» (Федька). Сегодня вряд ли кто вспомнит эти ленты.

Ситуация изменилась совершенно неожиданно. Создатели картины «Вид на жительство» долго искали актера «с ненадежной внешностью». Дело в том, что героем фильма должен был стать молодой ученый Ростислав Савельев, который, воспользовавшись туристической поездкой, остается в одной из европейских стран. Не найдя работы по специальности, он вынужден согласиться на предложение из школы диверсантов… Вот эту роль и предложили сыграть Альберту Филозову. А партнершей актера по фильму стала актриса Виктория Федорова.

Несмотря на определенную заданность и прямолинейность драматургии, персонаж получился живым и интересным. На актера обратили внимание другие режиссеры, и приглашения не заставили себя долго ждать. В последующие годы Альберт Филозов снялся в лирической комедии «Тихоня» (Василий Чебан), телефильме «Великий укротитель» (Савелий Петрович Куликов), детективе «Страх высоты» (Илья Рождественский) и других лентах.

Очень скоро определилось амплуа актера, и «виной» тому стала удачно сыгранная роль в уже упомянутой картине «Тихоня», где Альберт Филозов создал образ скромного и тихого мужчины, которого незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка. Хотя герой фильма и не являлся отцом, он решает материально помогать Наде…

Амплуа «невзрачного тихони» впоследствии буквально приклеилось к актеру. В сочетании с блестящим талантом Филозова оно всячески трансформировалось, позволяя создавать незабываемые образы. Кто не помнит его забитого подкаблучника Константина Лавочкина, отца Ромы из великолепной мелодрамы «Вам и не снилось», или педантичного и вместе с тем нерешительного мистера Бэнкса в детском музыкальном фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»

Актер нередко снимался в детских картинах, а ведь, как известно, дети – самый требовательный зритель, не допускающий и малейшей фальши. Среди героев Филозова: учитель словесности Иван Карлович, он же «Чернушка» в фильме-сказке «Черная курица, или Подземные жители» (1980), Папа-лис Ларсен в сказке «Рыжий, честный, влюблённый», князь в сказке «Ледяная внучка», король в детском музыкальном фильме «Про кота…», канцлер граф Давиль в сказке «Не покидай» и другие.

До поры до времени в послужном списке Филозова превалировали положительные герои. В 1977 году он сыграл свою первую отрицательную роль — Петухова в детективной драме «И это все о нем», в 1980 году актера пригласили на роль нациста Шернера в картину «Тегеран-43». Актер не сразу согласился. «Мне казалось, что, соглашаясь на отрицательную роль, я тем самым перехожу какой-то рубеж», — вспоминает Альберт Леонидович. Однако роль показалась ему интересной, да и к тому же партнером Филозова по фильму утвердили знаменитого французского актера Алена Делона. Ну, как отказаться от удовольствия поработать со звездой мировой величины?!

По сюжету картины персонажи Филозова и Делона общались по-французски, и нашему актеру, не знающему этого языка, пришлось наизусть заучивать незнакомые фразы. Получилось все настолько достоверно, что вряд ли кто-то заподозрил Филозова в незнании французского.

После успеха в картине «Тегеран-43» талант Альберта Филозова еще много раз использовали для создания образов всяческих мерзавцев, негодяев, шпионов и т.п.

Альберт Леонидович признается, что были в его биографии и роли, за которые ему стыдно. Одна из таких – странствующий певец с гитарой Оскар в детском фильме «Расмус-бродяга» (1978), которую озвучивал за него Олег Даль. Актер вспоминает: «…меня пробовали нормально с моими неухоженными волосами, всклокоченная борода была наклеена. А потом почему-то, может редакторы заставили, режиссерша сделала из меня красавца. На меня надели парик белокурый, как потом выяснилось, от Дорониной. Шили на нее, но она забраковала. Можете себе представить. Накрасили мне ресницы. Ужас! И более того, еще меня озвучили Далем. Олег, когда меня встречал, ему было неловко несколько. А он звонко всегда разговаривает, а я такой мрачноватый, глуховатый. То есть смотреть я не могу на это». Возможно, Альберт Леонидович в чем-то прав, и роль во многом «не его», но многим зрителям картина, тем не менее, понравилась.

Были и роли, так сказать «на преодолении». Так в исторической ленте Сергея Юткевича и Леонида Эйдлина «Ленин в Париже» Филозов сыграл вожака анархистов. «Его должен был играть Андрей Миронов, но он то ли заболел, то ли что, Юткевич попросил меня. Совершенно ничего общего. То есть истерика сплошная, все время на крике, на выдохе таком. И вот это совершенно несвойственно. Я попробовал, несмотря на весь идеологизм фильма…», — вспоминает Альберт Леонидович. В 1983 году картина была удостоена Государственной премии СССР, но у зрителей особой любви не снискала и впоследствии «благополучно» забылась.

В 1987 году Альберта Филозова пригласили в Киев на съемки картины «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Популярному актеру предстояло сыграть сразу две главные роли: короля Артура и Мерлина. На вокзале актера встретила белокурая красавица Наталья, оказавшаяся заместителем директора картины. Филозов влюбился с первого взгляда и тут же назначил девушке свидание.

Филозов к тому времени как раз разводился со своей второй женой. Их отношения давно зашли в тупик, и единственное, что связывало супругов – это сын Андрей. Теперь же, когда мальчик вырос, можно было подумать и о личной жизни.

В Москву Альберт Леонидович возвращался уже с новой женой. Свою квартиру он оставил прежней семье, а сам с Натальей поселился в гримерке. Квартиру уважаемому артисту предоставили лишь после рождения в 1994 году дочери Насти. А в 1998 году у счастливых родителей родилась еще одна дочь – Анна.

Начало 90-х принесло в актив Альберта Филозова ряд интересных ролей. В первую очередь стоит отметить Алексея Юрьевича Силина в трагикомедии Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Ночные забавы». Герой Филозова попадает в щекотливую ситуацию – он застает свою жену с любовником, который является его начальником. Все это происходит на глазах у взрослой дочери. Актер гениально сыграл психологические метаморфозы своего персонажа, вызывая у зрителей целый спектр чувств – от сочувствия и жалости до презрения.

Среди других работ начала 90-х: полковник милиции Авдей Петрович Кафтанов в детективе «Последняя осень», Эндрю Бэйнс в приключенческой мелодраме «Одиссея капитана Блада», Клавдий Иванович в картине «Допинг для ангелов», профессор Хайд в фантастическом фильме «Ариэль», адмирал Дорон Тальвиг в детективе «Фирма приключений», граф Хотек в исторической ленте «Сыщик петербургской полиции» и другие.

К середине 90-х с развалом отечественного кинематографа ролей стало значительно меньше. Альберт Леонидович играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы» (куда перешел из театра Станиславского еще в 1989 году), а также занимался преподавательской деятельностью во ВГИКе и РАТИ. Впрочем, преподавательская деятельность особого удовольствия, по его собственному признанию, не доставляла.

Талант Альберта Филозова вновь стал востребован уже в новом веке. Стоит заметить, что актер достаточно критично подходит к предложениям. Снимается он регулярно, но при этом, как правило, в качественных лентах. К его несомненным удачам можно отнести роли в сериалах «Пятый ангел» (Моисей, отец Григория Плоткина) и «Бедная Настя» (Иван Иванович Корф, герой войны 1812 года), в исторической драме «Печорин. Герой нашего времени» по роману Ю.М.Лермонтова (полковник Ильяшенко), в многосерийном фильме «В круге первом» (дядюшка Аверин), в фильме Глеба Панфилова «Без вины виноватые» по пьесе Островского (барин Нил Стратоныч Дудукин) и ряд других ролей.

Весьма плодотворно Альберт Леонидович работал в Театре «Школа современной пьесы». Зрители могли лицезреть его в спектаклях: «Дом» по пьесе Евг.Гришковца, «Вишневое варенье» по пьесе Л.Урицкой (Дюдо), «Пришел мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова, «Чайка» А.П. Чехова (доктор Дорн). В 2007 году Альберт Филозов дебютировал на сцене этого театра в качестве режиссера, поставив совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2*2=5».

Последние лучшие фильмы

Хранить вечно
Дюймовочка
Сверчок за очагом
Новогодние приключения(Новогодние приключения)
Одиссея капитана Блада

Детство

25 июня 1937 года в Свердловске в семье выходца из Польши родился мальчик – Филозов Альберт Леонидович. После смерти отца у его матери возникли большие проблемы с работой, ей часто приходилось менять место службы. Какое-то время она работала киномехаником, и Альберт мог сколько угодно смотреть кино из аппаратной. Мальчика воспитывали бабушка и мама, хотя больше всего на него влияла улица. К счастью, он очень рано увлекся чтением и проводил много времени за книгой. Хотя в его детстве были и драки, и даже небольшие кражи, и очарование тюремной романтикой. В это время в Свердловске было очень много бывших заключенных, и дети с раннего возраста понимали, что их будущее – это срок. Мало кому удавалось вырваться. Альберт вспоминал о том, что все детство его преследовало неотступное чувство голода. И даже уже во взрослом возрасте его не раз охватывала паника от того, что вдруг может не быть еды. У Филозова в детстве был неплохой голос и его взяли в хор. Но во время переходного возраста голос пропал, и Альберт пошел в драматический кружок.

Роли в театре

  • 1978 — М. Горький. «Первый вариант „Вассы Железновой“», реж. А. Васильев / Московский драматический театр им. К. С. Станиславского
  • 1979 — В. Славкин. «Взрослая дочь молодого человека», реж. А. Васильев — Бэмс / Московский драматический театр им. К. С. Станиславского
  • 1985 — В. Славкин. «Серсо», реж. А. Васильев — Петушок / Театр на Таганке
  • 1989 — С. Злотников. «Пришёл мужчина к женщине», реж. И. Райхельгауз — Виктор Петрович / Театр «Школа современной пьесы»
  • 1992 — Д. Сухарев, C. Никитин. «А чой-то ты во фраке?», реж. И. Райхельгауз — Иван Васильевич Ломов / Театр «Школа современной пьесы»
  • 1997 — «Дон Педро», по пьесе С. Носова, — Антон Антонович
  • 2012 — А. Могучий, М. Исаев, «Circo Ambulante», реж. А. Могучий — Антон / Государственный театр наций

«Школа современной пьесы»

  • «Пришел мужчина к женщине» — Мужчина
  • «А чой-то ты во фраке?» — Иван Васильевич Ломов, Степан Степанович Чубуков
  • «Без зеркал» — Павел Павлович
  • «С приветом, Дон Кихот!» — Дон Кихот
  • «Другой человек»
  • «Антон Чехов. Чайка» — Дорн
  • «Записки русского путешественника» — Алик
  • «Прекрасное лекарство от тоски» — Александр
  • «Борис Акунин. Чайка» — Дорн
  • «Город» — Отец
  • «Кремль, иди ко мне!» — Николай Оннов, Полковник Одуванчиков, Цезарь Брутович, Аглая Леопольдовна
  • «Чайка. Настоящая оперетка» — Дорн
  • «Одержимые»
  • «Своими словами»
  • «Холостой Мольер»
  • «Русское варенье» — Андрей Иванович Лепёхин (Дидюля), пенсионер
  • «Москва. Психо» — Ясон
  • «Дом» — Папа Оли и дедушка Игоря
  • «Звездная болезнь» — Юбиляр
  • «Медведь» — Миша Григорьев
  • «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» — сюжет «Юбиляр»
  • «Последний ацтек» — Мистер Гольдинер

Фильмография

  • 1960 — Испытательный срок — комсорг на субботнике (в титрах нет)
  • 1968 — Сыны отечества — Отто Тальвиг
  • 1969 — Яблоки сорок первого года — Федька
  • 1972 — Вид на жительство — Ростислав Савельев
  • 1973 — Тихоня — Василий Чебан
  • 1974 — Великий укротитель — Савва Куликов
  • 1974 — Они будут счастливы / Mshvidobiani dgeebi —Владимир Ковалёв
  • 1975 — Страх высоты — Илья Рождественский
  • 1977 — Пропал и нашёлся — дядя Шура
  • 1977 — И это всё о нём — технорук Петухов
  • 1977 — Отклонение — ноль — Виноградов
  • 1977 — Смешные люди! — Иван Иванович
  • 1978 — Расмус-бродяга — Оскар Перекати-Поле
  • 1978 — Жизнь Бетховена (ТВ) — Фердинанд Рис
  • 1979 — Взлёт — Панин
  • 1979 — Зелёная куколка (Короткометражный в к/а «Молодость № 2»)
  • 1979 — Дикая охота короля Стаха — Игнатий Гацевич
  • 1980 — Вам и не снилось — Костя Лавочкин, отец Ромки
  • 1980 — Тихие троечники — Герман
  • 1980 — Идеальный муж — Том Траффорд
  • 1980 — Три года — Фёдор Лаптев
  • 1980 — История одного подзатыльника — Николай Иванович Козлов, папа Славика
  • 1980 — Ледяная внучка — Князь
  • 1980 — Чёрная курица, или Подземные жители — Чернушка / учитель Иван Карлович[6]
  • 1981 — Тегеран-43 / Téhéran 43 / Teheran 43 — Шернер
  • 1981 — Брелок с секретом — Пескарёв[6]
  • 1981 — И с вами снова я — П. А. Вяземский
  • 1981 — Ленин в Париже — вожак анархистов / русский посол
  • 1981 — Транзит — Пётр Матвеевич Кузьмин
  • 1982 — Никколо Паганини — Шмидт
  • 1983 — Васса — Юрий Васильевич Мельников
  • 1983 — Две главы из семейной хроники — Рудольф
  • 1983 — Мэри Поппинс, до свидания! — мистер Джордж Бэнкс
  • 1984 — Рыжий, честный, влюблённый — Ларссон-отец
  • 1985 — Про кота… — Король
  • 1986 — Золотая баба — Коврин
  • 1986 — Капитан «Пилигрима» — кузен Бенедикт
  • 1986 — Охота на дракона — Берт
  • 1986 — Люби меня, как я тебя
  • 1986 — Последняя дорога — Уваров
  • 1986 — Путь к себе — Савельев
  • 1987 — Человек с бульвара Капуцинов — мистер Секонд
  • 1988 — Командировка — Перегудов
  • 1988 — Дама с попугаем — Аристарх
  • 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — король Артур / Мерлин
  • 1988 — Трагедия в стиле рок — кесарь
  • 1989 — Операция «Вундерланд» — Бюхнер
  • 1989 — Не покидай… — канцлер-граф Давиль
  • 1990 — Битва трёх королей / Batalla de los Tres Reyes, La —королевский библиотекарь
  • 1990 — Допинг для ангелов — Клавдий Иванович Родимцев
  • 1990 — Красное вино победы — главврач
  • 1990 — Последняя осень — Кафтанов
  • 1990 — Провинциальный анекдот (к/м) — Хомутов
  • 1991 — Затерянный в Сибири / Lost in Siberia — отец Лильки
  • 1991 — Ночные забавы — Силин
  • 1991 — Одиссея капитана Блада — Бейнс
  • 1991 — Фирма приключений — адмирал Дарон
  • 1991 — Окно напротив — Сэм
  • 1991 — Сыщик Петербургской полиции — Хотек
  • 1992 — Ариэль — Хайд
  • 1992 — Градус чёрной луны — президент
  • 1992 — Мелодрама с покушением на убийство — Андрей Малышев
  • 1992 — Прекрасная незнакомка / Piekna nieznajoma —англичанин
  • 1993 — Завтрак с видом на Эльбрус — Барабаш
  • 1994 — Каштанка (Короткометражный)
  • 1996 — Карьера Артуро Уи. Новая версия — Догсборо
  • 1996 — Неживой зверь (к/м)
  • 1996 — Короли российского сыска
  • 1997 — Всё то, о чём мы так долго мечтали
  • 1998 — Кто, если не мы — Анатолий Игнатьич
  • 1999 — Послушай, не идёт ли дождь… — врач-психотерапевт
  • 2000 — В августе 44-го… — овощевод
  • 2001 — Бедовая бабушка (телевизионный, в цикле «Русский водевиль»)
  • 2001 — Вицмундиръ (телевизионный, в цикле «Русский водевиль»)
  • 2001 — Сверчок за очагом — Калеб Пламмер
  • 2001 — Кобра. Антитеррор
  • 2001 — Сыщики 1. Серия «Страсть» — Копейкин, нумизмат.
  • 2002 — Новогодние приключения
  • 2003 — Ледниковый период — Каплевич
  • 2003 — Бедная Настя — Барон Иван Иваныч Корф
  • 2003 — Пятый Ангел — Моисей Абрамович
  • 2003 — Сыщик без лицензии — Академик Архипов
  • 2004 — Апокриф: Музыка для Петра и Павла — Николай Васильевич Давыдов
  • 2005 — В круге первом — дядя Авенир
  • 2005 — Убойная сила-6 (серия «Казачий разъезд») —Плисов
  • 2005 — Мошенники — Гинзбург
  • 2005 — Покушение — Николай Павлович Сухов, следователь Генпрокуратуры
  • 2006 — Глазами волка
  • 2006 — Сделка
  • 2006 — Горыныч и Виктория
  • 2006 — Важнее, чем любовь
  • 2006 — Охотник
  • 2006 — Герой нашего времени — полковник Ильяшенко
  • 2006 — Убить Змея
  • 2007 — Лилии для Лилии — Лёнчик
  • 2007 — Два цвета страсти — Виктор Сергеевич
  • 2007 — Дюймовочка — Маэстро
  • 2008 — Без вины виноватые — Дудукин
  • 2008 — Русичи — Белый Колдун / Вечный Дед
  • 2008 — Форсаж Да Винчи — Хранитель
  • 2008 — Абонент временно недоступен — Вилен Андреевич, академик
  • 2008 — Два цвета страсти — Виктор Сергеевич, учитель
  • 2008 — Смерть шпионам. Крым — Генрих Юнкер
  • 2009 — Москва, я люблю тебя! — бухгалтер
  • 2009 — Кромовъ — бухгалтер
  • 2009 — Правдивая история об Алых парусах — Тильс
  • 2009 — Похищение богини — Карлов
  • 2010 — Легенда острова Двид — отшельник
  • 2010 — Энигма — Вадим Кириллович, руководитель секретной организации «Энигма»
  • 2011 — Дом с башенкой — старик в пенсне
  • 2012 — Одесса-мама — Пинхус Срульевич Горовиц
  • 2014 — Тётушки
  • 2014 — Ёлки 1914 — Василий Григорьевич

Телеспектакли

  • 1985 — Серсо (телеспектакль) — Петушок
  • 1993 — А чой-то ты во фраке? (телеспектакль) — Ломов

Учеба

Учился в школе Альберт Филозов средне. По материальным причинам он окончил только 8 классов и пошел работать на шарикоподшипниковый завод. Параллельно он учился в вечерней школе. Однажды в Свердловск приехали представители Школы-студии МХАТ, друзья настоятельно советовали Филозову сходить на прослушивание. Он совершенно не видел себя актером, поэтому пошел на показ спокойно. И, видимо, это помогло ему. Он довольно легко прошел все туры, хотя комиссия была более чем строгая: Грибов, Яншин. Филозов сдал экзамены и поступил в Школу-студию в мастерскую В. Станицына. Курс у него подобрался блестящий: Ромашин, Лазарев, Гребенщиков, Лаврова, Покровская. Они очень сдружились между собой, и все свои силы отдавали учебе. Времена были непростые, жили только на небольшую стипендию, Филозову приходилось занимать денег, они даже компанией иногда подворовывали еду на вокзале. Он очень стеснялся своего провинциального происхождения и изо всех сил постигал все науки и искусства, преподаваемые в Школе.

Детство и юность

Альберт Филозов родился в Свердловске в 1937 году, 25 июня. Определенную роль в выборе его будущей профессии сыграло то, что мать работала механиком в местном кинотеатре. Так что мальчик имел уникальную возможность ежедневно просматривать наиболее понравившиеся ему картины.

В школе Альберт Филозов записался в пионерский хор, так как обладал неплохими вокальными данными. Ему часто поручали выступать сольно. Некоторые концерты школьного коллектива транслировались на местной радиостанции. Но популярность не приносила в то время его семье никакого дохода.

Родители жили бедно, поэтому юношу уже после седьмого класса отправили подрабатывать на шарикоподшипниковый завод. Там его обучили токарному делу. Среднее образование он завершал уже в вечерней школе.

Начало пути

В 1959 году Альберт Филозов, биография, семья которого были совсем далеки от театра и искусства, окончил Школу-студию. По распределению он попал в театр им. К. Станиславского к преподавателю Школы М. Яншину. Его вводили на роли, которые играл уже очень популярный тогда Е. Леонов. Но публика хотела видеть знаменитого актера, а не начинающего Филозова. Через год он решил перейти в театр им. Ермоловой. Там ему главный режиссер Л. Варпаховский предложил очень хорошую роль в спектакле «Продолжение». Альберт Филозов проработал в театре 1,5 сезона, как по нелепой случайности его уже взрослого 27-летнего человека призвали в армию. Он два года отслужил в саперных войсках. По его воспоминаниям, это было очень тяжелое время, ему пришлось перенести немало унижений и трудностей. Но это еще больше закалило характер актера.

Творчество

Критик Нина Цыркун заметила:

«Ускользающая характерность как бы смытых черт, отрешённый взгляд белесоватых, почти прозрачных глаз — „знаковый“ облик Альберта Филозова задал ему амплуа постороннего: иностранца (первая роль в кино — Отто Тальвиг из Сынов Отечества) или чужого среди своих (инженер Петухов из телесериала И это всё о нём). А. Ф., впрочем, и сам прекрасно понимает, что он „другой“, и в стаю не тянется. Представитель редкого у нас племени перфекционистов, искатель совершенства — прежде всего в себе самом. Уже известный актёр, он профессионально обучался музыке и танцам — чтобы сыграть, может быть, единственную роль, где эти умения пригодятся. В кино у него сложились доверительные отношения с режиссёрами негромкой славы, но, видимо, одной с ним группы крови. Скорлупка детского кино (Чёрная курица…, Вам и не снилось, Мэри Поппинс…, Рыжий честный влюблённый) стала для него уютным прибежищем, тем „отдельным“ миром, где ему дозволено вести частное существование, играя некую свою историю для самого себя. Он добровольно запер себя в футляр немецкой фабрикации, объявив тихую войну излишествам — узорчатой пластике, игривости голосовых модуляций: даже в самых камерных ролях А. Ф. не опускается до утеплённой „проникновенности“, даже в самых патетических эпизодах не глаголет и не рубит руками воздух. Но его футляр — штука в высшей степени практичная: он впору и негодяю-перебежчику (Вид на жительство), и добропорядочному секретарю (Никколо Паганини), и фашиствующему изуверу (Тегеран-43), и рохле (Вам и не снилось), и монструозному директору новорусского колледжа (Кто, если не мы). Фокус — в незаметной подсветке изнутри, преображающей матовую поверхность. Скупость не наличных, но востребованных средств; богатство скудного — режиссёр Гамлет Датский остался бы доволен актёром А. Ф. Тем более что главное сыграно им всё же не в кино, а в театре — во „Взрослой дочери молодого человека“ и в „Серсо“ уАнатолия Васильева. Здесь у него другая жизнь; здесь он заодно с самыми знаменитыми и модными режиссёрами, здесь он отважно пускается в самые отчаянные авантюры» — Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Том III. СПб, «Сеанс», 2001.

Театральная жизнь

Из армии Альберт Филозов вернулся в театр им. Ермоловой, но там сменился главный режиссер и отношения у актера с ним не сложились. В это время в театре им. Станиславского начал работать молодой режиссер Б. Львов-Анохин, у него в труппе было несколько однокашников Филозова, в том числе земляк Ю. Гребенщиков. Они и уговорили режиссера забрать Альберта в свою труппу. Это был счастливый момент для актера, в этом театре он прослужил более 20 лет. С приходом режиссера Андрея Попова началась очень насыщенная и интересная творческая жизнь. Попов привел своих учеников: И. Райхельгауза, А. Васильева, Б. Морозова. Их спектакли были настоящим открытием в театральном искусстве и возможностью для актеров показать свой талант. Филозов сыграл во многих знаковых постановках того времени: «Взрослая дочь молодого человека», «Васса Железнова». В течение 3-х лет репетировал у А. Васильева в спектакле «Серсо» в театре «На Таганке» и в 1985 году трудный спектакль, наконец, увидел зритель. В 1989 году Иосиф Райхельгауз создает собственный театр «Школу современной пьесы», куда приглашает нескольких актеров, в том числе Филозова. Так начинается счастливейший театральный период артиста. Здесь он сыграл свои лучшие роли. На его спектакли ходила вся Москва, достаточно вспомнить такие работы, как «Пришел мужчина к женщине», «А чой-то ты во фраке?», «Город», «Русское варенье», «С приветом, Дон Кихот». Всего Филозов выпустил 23 спектакля, каждый из которых стал событием в театральном искусстве. Несколько раз актер принимал приглашения других режиссеров и играл в спектаклях других театров. Очень много Альберт Филозов работал в антрепризе, объездив не только всю страну, но и многие ближние государства.

Попробовал себя Филозов и в роли театрального режиссера. Он поставил два спектакля: «2х2=5» и «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей».

Педагогическая деятельность

Со временем Филозов и сам начал заниматься преподавательской работой. Он был, вместе с Арменом Джигарханяном, мастером одного из актерских курсов ВГИКа, который выпустил в 1995 году. После обучал студентов азам актерского мастерства с Российской академии театрального искусства в должности профессора кафедры режиссуры.

В 2007 году осуществилась его давняя мечта. Филозов попробовал себя в качестве режиссера. На сцене столичного театра «Школа современной пьесы» он поставил спектакль под названием «2х2=5». Дебют оценили и зрители, и критики, так что вскоре Филозов в качестве режиссера выпустил еще одну работу — «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей».

Работа в кино

Не менее успешно реализовался актер и в кинематографе. Альберт Филозов, фильмы которого знает и любит множество зрителей, впервые попытался сняться в кино еще во время учебы в Школе-студии МХАТ, хотя руководство учебного заведения это категорически не приветствовало. Но дебют не сложился, и еще 10 лет Филозов ходил на пробы, но ролей не получал. Стартом своей кинокарьеры сам актер считал картину «Вид на жительство» (1971). Лента снималась в ГДР, это стало для актера тоже новым опытом. Фильм получил признание, и с этого времени Филозов стал сниматься регулярно. Всего его фильмография насчитывает почти 120 картин. Из них самыми известными являются: «Тегеран-43», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Рыжий, честный, влюбленный», «Вам и не снилось». Не раз Альберт Филозов, фильмы которого получают огромную известность, работает на озвучивании других актеров и мультфильмов. Его работоспособность была невероятной, при этом каждую роль, даже микроскопическую, он стремился довести до совершенства.

«Мэри Поппинс, до свидания!»

Амплуа тихони, которое когда-то прославило Филозова, оставалось за ним примерно до начала 80-х годов. Как правило, режиссеры приглашали его только на роли, схожие по типажу.

Например, именно такой отец Ромы в мелодраме о школьной любви Ильи Фрэза «Вам и не снилось…». Подобный образ он создает и в музыкальном фильме-сказке Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания!», исполнив роль отца семейства мистера Бэнкса, в которое заглавная героиня устраивается на работу в качестве няни.

Со временем, к удовольствию самого Филозова, амплуа, наконец, несколько меняется. Ему начинают получать роли и совершенно других по характеру персонажей. Актеру удается доказать, что он способен играть харизматичных героев. В политическом детективе Владимира Наумова и Александра Алова «Тегеран-43» он появляется в образе нациста Шернера.

После этого во многих его актерских работах появляются яркость и острота, которые ранее были не присущи мягкотелым героям. Самыми заметными становятся Бюхнер из «Операции «Вундерланд» и король Артур из приключенческого фильма Виктора Греся «Новые приключения янки при дворе короля Артура».

Личная жизнь

Актер Альберт Филозов, личная жизнь которого интересовала миллионы зрительниц, был трижды женат. В первый раз он вступил в брак в 1961 году, его невестой стала Лидия, врач-анестезиолог. Пара познакомилась в компании и быстро вступила в брак. Лидия приезжала к Филозову, когда тот служил в армии. Но продержался брак недолго. Вернувшись из армии, Альберт погружается в новую театральную жизнь и встречает Аллу, которая работала театроведом в ГИТИСе. Пара поженилась и прожила вместе более 20 лет, в этом браке у актера родился сын Андрей. В 1986 году в Киеве на съемках фильма Филозов познакомился с Натальей Стоцкой, она была заместителем директора картины. Разница в 20 лет не смутила актера, он решил, что нашел свой идеал. Довольно быстро он развелся и женился в третий раз. В браке родилось две дочери. Пара прошла через многие бытовые трудности, какое-то время им пришлось жить в общежитии, потом в небольшой квартире. Филозов, при огромной занятости в театре и кино, сам нередко занимался хозяйством, забирал детей из садика и школы, всегда спешил домой. Альберт Филозов, личная жизнь, дети для которого стали самым важным, всегда очень заботливо и трепетно относился к своей третьей жене, которая вела себя, как маленькая девочка.

Кинокарьера

С кинематографом отношения у Филозова поначалу не заладились. На третьем курсе его утвердили на одну из ведущих ролей в фильме «Зеленый фургон», съемки которого должны были проходить в Одессе. Но по приезду Альберт узнал, что съемочная группа не поставила в известность руководство института, и ему грозит отчисление. Филозов сбежал в Москву, бросив съемки, и на целых десять лет попал в немилость режиссеров, которые посчитали такое поведение непрофессиональным.

Альберт Филозов в фильме «Вам и не снилось»

Уход и память

В последний год своей жизни актер сильно болел, у него была онкология, но при этом он ни на день не оставлял работу. Он считал, что артист может не выйти на сцену только в случае своей смерти. Когда боли стали невыносимыми, его госпитализировали. За два дня до кончины актера выписали из больницы, но жена Наталья отказалась забирать его домой, объясняя, что не вынесет этого. Поэтому последние дни Филозов Альберт Леонидович провел в доме своей второй жены Аллы, где до последней минуты рядом с ним был сын. 11 апреля 2016 года актер скончался, его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Фильмы

Кинематографическая биография Альберта Филозова началась в 1960 году с эпизодических ролей в фильмах «Испытательный срок», «Яблоки сорок первого года». Но первая несостоявшаяся роль досталась Альберту еще в 1957 году.

Альберт Филозов в фильме «Сыны отечества»

Будучи студентом второго курса, Филозов получил приглашение на съемки, которые проходили в Одессе. Так как в Школе-студии отрицательно относились к работе студентов в кино, Филозов заранее заручился обещанием режиссера в том, что юношу официально отпросят в ректорате вуза. Когда работа над фильмом уже шла полным ходом, Альберт узнал, что просьба не выполнена. Не медля ни минуты, артист бросился на самолет, вылетающий в Москву. Выговора от преподавателей не последовало, но кинематографисты еще долго отказывались от сотрудничества с актером.

Первой главной ролью для Альберта Филозова стала работа в картине «Сыны отечества», где артист примерил образ гауптштурмфюрера Отто фон Тальвига, немца по национальности. В драме раскрывалась тема лагерей смерти и жертв фашизма. Затем последовала работа в кинокартине «Вид на жительство», где актер сыграл ученого Ростислава Савельева, который попросил политическое убежище в Европе. Не найдя на новом месте подходящей работы, врач становится учащимся школы диверсантов.

Альберт Филозов в фильме «Вид на жительство»

В середине 70-х годов актер снялся в комедийной мелодраме «Тихоня». В фильме речь пошла о молдаванине Василии Чебане, которому приписали курортный роман с девушкой Надей (Евгения Ветлова). В это же время выходит еще одна мелодраматическая картина с участием Альберта Филозова «Великий укротитель», в которой актер предстал перед зрителями в образе дрессировщика животных Саввы Куликова.

В детективной ленте «Страх высоты» артист появился в роли Ильи Рождественского, друга детства главного героя Антона (Андрей Мягков), ученого, покончившего жизнь самоубийством. В фильме также снялись звезды советского экрана – Анатолий Папанов, Ирина Мирошниченко, Владимир Зельдин, Жанна Прохоренко.

Альберт Филозов в фильме «Вам и не снилось»

В конце 70-х годов фильмография артиста пополнилась ролями в биографической ленте «Жизнь Бетховена», приключенческом детском фильме «Расмус-бродяга». В кинокартине «Взлет», рассказывающей о жизни ученого Константина Циолковского, Альберт исполнил роль друга главного героя. Самого теоретика космонавтики сыграл Евгений Евтушенко.

Амплуа тихони тянулось за Филозовым до начала 1980-х. Типичный герой Альберта Леонидовича – это отец Ромы в мелодраме «Вам и не снилось». Похожий образ артист создал в картине «Мэри Поппинс, до свидания!». Но в начале 1980-х амплуа несколько изменилось: после роли нациста Шернера в фильме «Тегеран-43» Филозову начали предлагать характерные образы. Можно сказать, что в середине и конце 1980-х артисту удалось разнообразить экранные образы, внеся в них остроту и яркость. Это заметно по фильмам «Новые приключения янки при дворе короля Артура» и «Операция «Вундерланд».

Альберт Филозов в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»

Не потерялся артист и в 2000-ых. Созданные Филозовым образы в нашумевших сериалах «Пятый ангел» и «Бедная Настя» надолго запомнились зрителям. Яркая роль досталась Филозову в исторической драме «Печорин. Герой нашего времени» и в сериале «В круге первом» по роману Александра Солженицына.

Среди лент, в которых актер снялся в последние годы жизни, выделяются картина «Без вины виноватые», вышедшая на экраны в 2008 году, и сериал «Энигма», увиденный зрителями в 2010 году. Позднее артист появился в эпизоде телефильма «Сделано в СССР», и в образе деда Бориса в криминальном фильме «Одесса-мама». Образ дедушки актер примерил также в мелодраме «Если любишь – прости», а также в сериале «Тетушки». В 2014 году Альберт Филозов засветился в комедийном киноальманахе «Елки 1914», где главные роли сыграли Иван Ургант, Сергей Светлаков и Евгения Брик.

Альберт Филозов в фильме «Избранница»

Последними работами мастера стали эпизодическая роль в украинском фильме «Песнь песней» о первой любви Шимека и Бузи (Арсений Семенов и Арина Постолова), которой не подвластны ни время, ни обстоятельства, а также роль старика Ивана Павловича в мелодраме «Избранница».

Биография

Родился 25 июня 1937 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье поляка-эмигранта, который в 1933 году приехал в СССР строить новый мир. В 1937 году отца репрессировали. Мать, украинка, происходила из зажиточной семьи столыпинских переселенцев в Сибирь; в период коллективизации дед по материнской линии переехал в Свердловск.

После смерти мужа мать Филозова часто поневоле меняла работу, была и киномехаником. Так маленький Альберт пристрастился к кино, смотря фильмы из кинобудки. Он рано увлёкся книгами, благодаря хорошему голосу попал в хор; в переходном возрасте голос пропал, и Альберт перешёл в театральный кружок. Окончив 8 классов (учился он средне), Альберт устроился токарем на Государственный подшипниковый завод № 6, среднее образование завершал в вечерней школе[2].

В 1955 году вместе с Юрием Гребенщиковым был принят выездной комиссией в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Станицына), его однокурсниками стали Ромашин, Лазарев, Лаврова, Покровская[2], Невинный[3].

Ещё в студенческом спектакле был замечен начинающими тогда режиссёрами А. Аловым и В. Наумовым, искавшими исполнителя роли романтического героя в фильме «Ветер». Но тогда кинодебют не состоялся[4].

Окончив учёбу в 1959 году, сезон 1959/960 года отработал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского у М. М. Яншина, вводился на роли уже очень популярного тогда Е. П. Леонова[2]. В 1960/1961 году служил в театре имени Ермоловой[5].

В том же 1961 году был призван в армию, отслужил два года (в сапёрном батальоне)[2], командовал военным оркестром в Рязанском училище связи[5].

В 1963 году вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (в котором формально числился до 1990 года). В профессию входил трудно, однажды после очередной неудачи на сцене услышал от старшего коллеги по театру в утешение, «что хотя большого художника из него не выйдет, он может пригодиться на вторых, на третьих ролях»[4].

Работал с Борисом Львовым-Анохиным, Александром Товстоноговым, Марией Кнебель, Анатолием Васильевым («Взрослая дочь молодого человека», 1979).

В 1972 году сыграл первую главную роль в кино («Вид на жительство»). Актёр обратил на себя внимание созданием образа на сильнейшем контрасте внутреннего и внешнего, выражаемого прямо противоположными мягкими некричащими пластическими средствами. Став востребованным в кино, постепенно научился отказываться от проходных ролей[6].

С 1982 года репетировал c Анатолием Васильевым в Театре на Таганке пьесу Виктора Славкина «Серсо», премьера которой состоялась в июле 1985 года[5].

С 1989 года до конца жизни играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы»[7][8].

В 1991—1995 годах был мастером (совместно с Арменом Джигарханяном) актёрского курса во ВГИКе[9][10], преподавал также в РАТИ[11].

В 2007 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив на сцене театра «Школа современной пьесы» совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2×2=5»[12][13].

Последние годы жизни боролся с онкологическим заболеванием, прошёл период ремиссии, но потом его состояние резко ухудшилось и утром 11 апреля 2020 года он умер[14][15]. Последние дни артист находился в больнице[16]. За два дня до смерти был оттуда выписан[17].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]