Биография
Андрей Андреевич Эшпай родился в семье известного композитора, народного артиста СССР Андрея Яковлевича Эшпая. Мать Андрея-младшего – Александра Михайловна – была пианисткой.
С раннего детства родители старались привить сыну любовь к искусству. Глядя на успехи маленького Андрея в музыкальной школе, отец решил, что не стоит усердствовать в этом направлении, и переключил внимание на театр и кино.
После школы Андрей поступил в Московский государственный институт культуры на факультет театральной режиссуры. Способного студента часто выделяли среди сверстников педагоги, однако, после первого года обучения Андрей подал документы в другой вуз – Всероссийский государственный институт кинематографии на режиссерский факультет.
Дипломная работа Эшпая во ВГИКе – лента «Звана», снятая в 1980 году, – была удостоена призов «За лучший сценарий», «За лучшую режиссуру» и «За лучшую мужскую роль» на студенческом фестивале ВГИКа.
Детство и семья
15 мая 1925 года в семье советского композитора родился мальчик – Эшпай Андрей Яковлевич, биография которого изначально была связана с музыкой. Его отец был известным композитором, который собирал и обрабатывал национальные марийские песни, преподавал в Московской консерватории, и ребенок с детства постоянно слышал в доме музыку. Мама мальчика – Валентина Николаевна Тогаева — тоже происходила из музыкальной семьи, ее дядей был композитор Анатолий Тогаев. Она всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы, была большой любительницей и собирателем фольклорных песен разных народов. Эшпай Андрей Яковлевич, семья которого была очень музыкальной, впитал творческий дух с молоком матери.
Смотреть галерею
Эшпай Андрей Яковлевич, биография которого была предопределена с рождения, пошел учиться в музыкальную семилетку им. Гнесиных. Его первый учитель – Валерия Владимировна Листова — знала будущего композитора с 4-х лет, она смогла рассмотреть в нем редкий композиторский талант, в развитие которого вложила немало сил и души. Также ему довелось учиться у трех сестер Гнесиных, и все преподаватели отмечали необычайную музыкальность и абсолютный слух маленького Эшпая.
Кинематограф
Сразу по окончании института Андрей Эшпай начал работать режиссером-постановщиком на киностудии имени Горького.
В 1983 году Андрей представил свою первую самостоятельную режиссерскую работу – фильм «Когда играли Баха». Это была история о молодом человеке, который не смог преодолеть инерции повседневности и прошел мимо настоящей любви. Сценаристом этого проекта был Сергей Соловьев.
В октябре 1988 года состоялась премьера очередного фильма Андрея Эшпая – «Шут». Еще через два года он начал снимать картину «Униженные и оскорбленные» по роману Ф.М. Достоевского. Главные роли в этой экранизации исполнили Настасья Кински и Никита Михалков. Фильм был представлен на Венецианском фестивале в 1996 году.
Картина «Цветущий холм среди пустого поля», созданная в 2000 году, стала первым художественным фильмом в России, который был снят на цифровую камеру и затем переведен на кинопленку. Лента была номинирована на премию Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Телевизионный художественный шестнадцатисерийный фильм Андрея Эшпая «Дети Арбата» по одноименному роману Анатолия Рыбакова был сделан в 2004 году и получил Гран-при на Ялтинском международном телекинофоруме «Вместе». «Дети Арбата» участвовали также в конкурсах «Золотой орел» и «ТЭФИ» в номинации «Лучший телесериал».
Фильм «Многоточие», представленный в 2006-м, получил множество призов и наград – на Международном фестивале в Локарно, «Ника», «Окно в Европу», «Московская премьера», «Золотой орел», «Белый слон» и другие.
В 2009 году картина Эшпая «Событие» завоевала диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на 31-м Московском международном кинофестивале.
В это же время Андрей Андреевич закончил работу над телевизионным художественным фильмом «Иван Грозный», который был представлен на канале «Россия». В этой и многих других его картинах снимались его жена Евгения Симонова, дочь, пианистка Мария Эшпай, и еще одна дочь, актриса Зоя Кайдановская, которая родной дочерью режиссеру не приходится, но он именно таковой ее и считает.
В 2010 году Эшпай представил мистическую драму «Элизиум», в 2013-м – одну из серий ленты «Куприн», в 2015-м – «Взрослые дочери».
Награды и звания
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За взятие Берлина»
- Медаль «За освобождение Варшавы»
- Медаль «За Варшаву 1939—1945»
- 1945 — Орден Красной Звезды
- 1960 — Заслуженный деятель искусств Марийской АССР
- 1964 — Заслуженный деятель искусств Якутской АССР
- 1967 — Орден «Знак Почёта»
- 1969 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
- 1971 — Орден Трудового Красного Знамени
- 1973 — Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР
- 1975 — Народный артист РСФСР
- 1976 — Государственная премия СССР — за кантату «Ленин с нами» (на слова В. В. Маяковского) и 2-й концерт для фортепиано с оркестром
- 1981 — Народный артист СССР
- 1982 — Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР
- 1983 — Народный артист Марийской АССР (1983)
- 1985 — Орден Ленина
- 1985 — орден Отечественной войны I степени
- 1986 — Ленинская премия — за концерт для гобоя с оркестром (1982), «Песни горных и луговых мари» (1983)
- 2000 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 мая 2000) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства.
- 2008 — Орден «За заслуги перед Чувашской Республикой»
- 2010 — Орден Дружбы (21 мая) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- Премия города Москвы 2010 года в области литературы и искусства (номинация «Музыкальное искусство») (16 августа 2010 года) — за создание симфонических картин «Сны» и второй редакции Шестой (Литургической) симфонии
- Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010 года) — за создание цикла музыкальных произведений для оркестровых инструментов и симфонического оркестра
- Высшая Российская общественная награда — знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество»
- Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
- Член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (с 1977)
- Почётный член Общества им. Ф. Листа (1979, США)
- Академик Российской академии кинематографических искусств
- Почётный президент землячества Марий Эл в Москве
- Почётный гражданин Йошкар-Олы
- Почётный гражданин Козьмодемьянска
Личная жизнь
Первой женой Андрея Эшпая стала известная актриса Лариса Удовиченко. Слава и востребованность супруги сыграли злую шутку: как утверждают СМИ, брак развалился из-за ревности Андрея. Общих детей у пары не было, потому и расстались без проблем. В интервью Лариса Удовиченко отзывается о бывшем муже очень положительно.
С Евгенией Симоновой, второй женой, режиссер познакомился во время съемок фильма «Когда играли Баха». Эшпая ничуть не смутил тот факт, что у актрисы уже была дочь от первого брака с Александром Кайдановским. Влюбленные вдвоем воспитывали маленькую Зою, а спустя пару лет родилась дочь Мария, и только тогда родители девочки зарегистрировали отношения.
Актриса Зоя Кайдановская, которая приходится Эшпаю приемной дочерью, очень привязана к нему и считает его вторым отцом. «Для меня Андреевич не отчим, а второй папа, – делится Зоя. – Так я его называла еще в детстве. Слово «отчим» мне неприятно так же, как и «мачеха».
Скончался композитор Андрей Эшпай
Андрей Яковлевич Эшпай принадлежит к плеяде замечательных русских советских композиторов. Он прожил долгую жизнь — 90 лет. И в 2020 году мы отмечали его юбилей серией интереснейших концертов, приветствовали его, поздравляли, осознавая, что его жизнь и творчество это эпоха отечественной музыки.
Эшпай был композитором, для которого не существовало двойных стандартов. Он писал великолепную киномузыку, песни, которые становились шлягерами, но при этом сочинял серьезнейшие произведения в академических жанрах: 9 симфоний, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 4 концерта для скрипки и множество других симфонических сочинений в сложных жанрах. При этом и в академической музыке, и в «легкой» музыке он оставался самим собой. Его стиль был узнаваем всегда — и в песне «А снег идет» на стихи Евтушенко, и в музыке к фильму «Адъютант его превосходительства», и в Концерте для кларнета и струнного оркестра с арфой и литаврами. Эта профессиональная честность была свойственна Андрею Яковлевичу во всем: и когда он был председателем жюри конкурса Чайковского и выступил с резкой критикой ангажированности некоторых членов жюри, и когда он высказывал свое мнение по поводу системы преподавания в музыкальных вузах. Вероятно, его смелость и независимость формировались еще в те годы, когда он, закончив пулеметное училище и курсы военных переводчиков, воевал на Первом Белорусском фронте и 9 мая 1945 года встретил в Берлине.
фото: 1tv.ru
Андрей Яковлевич Эшпай — основоположник замечательной творческой династии. Его сын Андрей Эшпай-младший — замечательный кинорежиссер. Внучка Мария Эшпай — талантливая пианистка.
Андрей Яковлевич Эшпай оставил после себя огромное творческое наследие, разнообразное по жанрам и неисчерпаемое по глубине образов, красоте мелодий и богатству форм.
Мы связались с сыном композитора, кинорежиссером Андреем Андреевичем Эшпаем. Вечером 7 ноября два Андрея разговаривали по телефону, обсуждали творческие планы и насущные вопросы (Эшпай-старший как раз восстанавливался после переломов руки и ноги), сын собирался в гости к отцу в воскресенье. Но в 6 утра Андрей Яковлевич тихо и мирно покинул этот мир…
— Умер гениальный композитор, мой отец, — сказал Андрей Андреевич «МК». — О смерти он никогда не думал… Не так давно состоялась премьера — балет в Германии. Были два юбилейных концерта, которые вел Федосеев. Но в воскресенье в 6 утра… инсульт. Да, он болел. Сломал руку и ногу, но восстановился, уже ходил. Говорил накануне, привези мне то, это… Я должен был приехать к нему. И вот ночью это случилось… его нет. Он ушел, ни о чем не думая. Завещания он не оставил, оставил свою музыку. Послушайте его симфонии и услышите, что такое наша жизнь. Вообще с ним слово «смерть» не сочеталось. Он ходил всегда в светлых костюмах и никогда не думал о смерти. Несмотря на то что на 90-летие не получил ордена, который его собирались дать — отец ведь участник войны, чудом выживший… Орден для него имел значение. Он герой нашей страны, величайший композитор и прекрасный человек. Но мы своих героев не ценим. Так устроено у нас все.
фото: vesti.ru
Алексей Шелыгин, композитор:
— Невозможно переоценить значение Андрея Яковлевича для советской, русской музыки и для всего мирового музыкального пространства. Это фигура вселенского масштаба — в своих симфонических произведениях, в балетах и песнях. Он владел огромным количеством жанров. Сложно назвать еще одного такого «всеядного» композитора. Он любил и джазовую музыку. Сам играл на рояле блестяще. Испытывал интерес ко всем стилям современной музыки.
При этом, будучи наследником русской композиторской школы, на мой взгляд, был последним великим ее представителем. И что поразительно: всегда писал свежую и новую музыку. Он никогда не стоял на месте в своих творческих замыслах. Это может многому нас научить — композиторов более молодого поколения. Бесспорно, он всеми уважаемый, любимый патриарх. Его влияние на русско-композиторскую школу огромно. Он работал до последнего… Особенно для кино. У них с сыном Андреем Эшпаем сложился великолепный творческий тандем. Например, его музыка к фильму «Русский перформанс» меня поразила своей абсолютной современностью. Можно подумать, что это сочинил молодой человек. Хочу еще сказать о его песнях: многие из них написаны полвека назад, но они и сегодня живы и не потеряли своей актуальности — они исполняются и цитируются.
Режиссура
Первый фильм, который снял Эшпай, назывался «Когда играли Баха». Это короткометражная лента, открывшая дорогу своему творцу в мир кино. Спустя 5 лет после выхода первой картины Андрей Андреевич снял полнометражную ленту «Шут». Фильм получился сложным для восприятия, но близким зрителю. В этой работе раскрыта тема социального неравенства и психологических отклонений. После такого удачного старта Андрей Андреевич продолжил совершенствоваться в режиссуре. Вскоре его биография пополнилась фильмами разной направленности, которые зрители воспринимали с восторгом.
Андрей Эшпай на съемках фильма «Иван Грозный»
Следом вышла в свет картина «Униженные и оскорбленные», фильм, снятый по мотивам одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Киноленту некоторое время критиковали, но общие моменты восприняли позитивно, тем более, что в картине участвовал Никита Михалков. Через 6 лет состоялся премьерный показ картины на Венецианском фестивале.
«Цветущий холм среди пустого поля» – следующая работа режиссера. Картина снята по новым технологиям того времени. Сначала ленту отсняли на цифровую камеру, а позже перенесли на пленку. За интересный ход и развитие кинематографа кинолента получила премию «Ника», престижную награду в российском кино.
Андрей Эшпай на съемках сериала «Взрослые дочери»
Сложные образы и социальные взаимодействия удаются режиссеру легко и непринужденно. Телесериал «Дети Арбата» настолько полюбился зрителю, что многие предлагали снять продолжение по собственным сценариям.
В 2000-х Андрей Андреевич Эшпай преподает режиссерское искусство в собственной мастерской во ВГИКе, где воспитал много талантливых последователей. С 2010 года к работе режиссера добавились еще и мастер-классы в Школе кино. Режиссер прекрасно совмещает съемки новых фильмов с интересными лекциями для молодого поколения.
В 2010 году появилась мистическая драма «Элизиум». Картина стала победителем кинофестиваля Киношок в номинации «Лучшая операторская работа».
Андрей Эшпай на съемках
Сюжет ленты очень понравился зрителям, ведь загадочная мистификация связана с именем Николая Гумилева, а также Максимилиана Волошина, великими русскими поэтами. Согласно мифу, из-за несуществующей поэтессы Черубины де Габриак, которая была придумана Волошиным, между поэтами произошла дуэль, поскольку Гумилев влюбился в вымышленный персонаж и считал себя обманутым.
Сам режиссер говорил в интервью, что в ленте конкретно не рассматривались судьбы героев, а просто предпринята попытка передать дух времени. По словам режиссера, это время связано с неким придельным состоянием, колоссальными изменениями в обществе, ведь в период Первой мировой войны поэты пытались создавать шедевры, творения, которые в будущем станут символом эпохи, одновременно пребывая на пределе своего существования.
Андрей Эшпай
Среди других фильмов режиссера, которые позитивно оценили российские критики, о, «Дети Арбата» и «Многоточие». Эти киноленты в разное время получали много призов и наград.