Из геолога в актеры: детство и юность Белявского
Александр Белявский в молодости. Фотография: 24smi.org
Александр Белявский в молодости. Фотография: persons-info.com
Александр Белявский в молодости. Фотография: kino-teatr.ru
Александр Белявский родился в Москве. Его родители, Борис и Любовь Белявские, до революции получили только начальное образование, а продолжить обучение после 1917 года уже не смогли: нужно было зарабатывать на жизнь. Семье жила в коммунальной квартире. В одной комнате умещались вшестером: бабушка, родители и трое детей — старший Александр, Ольга и Анатолий. Будущий актер любил спорт и много времени проводил во дворе. В школу Александр Белявский пошел в 1939 году. Проучился он там недолго: через два года началась Великая Отечественная война. Отца сразу же мобилизовали в армию, а мать с бабушкой и детьми эвакуировали в Киров.
Как и многие ребята в то время, будущий актер рвался на фронт, но из-за юного возраста его не взяли. Тогда Белявский с друзьями решил бежать из эвакуации и добраться до Германии самостоятельно. Они нашли чемодан и стали складывать туда сухари, кусочки сахара, спички — все, что могло пригодиться во время долгого похода. Однако план раскрыли, и школьникам пришлось остаться с родными. Будущий актер увлекся книгами: читал исторические и приключенческие романы, произведения Пушкина и Лермонтова. После войны Белявский вернулся в московскую школу. Но в старших классах любовь к спорту помешала ученику получить золотую медаль: будущий актер ходил на секции по легкой атлетике и баскетболу и из-за соревнований часто пропускал занятия.
В 1949 году Александр Белявский окончил школу и поступил на геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. Со специальностью он определился быстро. Актер вспоминал: «Я мечтал возрождать страну после войны». Во время учебы Белявский несколько раз был в Средней Азии: туда отправляли студентов на практику. В 1955 году он защитил диплом и уехал по распределению в Иркутск. Будущий актер стал работать в лаборатории Восточно-Сибирского геологического управления, где занимался анализом проб. Он вспоминал: «Вместе со мной работала красивая девушка — староста драмкружка. Однажды она пришла расстроенная. Я спрашиваю, что случилось: «Заболели?» Она отвечает: «Нет, хуже». Я еще раз: «Несчастная любовь?» Она: «Нет, у нас спектакль срывается». Оказалось, что театр самодеятельности ставил спектакль «Горе от ума», а исполнителя роли Молчалина отправили во внеплановую командировку. Тогда Александр Белявский согласился заменить актера. За две недели он выучил текст и вскоре дебютировал на сцене Иркутского областного драмтеатра. Геолог настолько хорошо вжился в роль, что зал несколько раз вызывал его на поклон, а коллеги прозвали «Белявский-Станиславский». Артист вспоминал: «Стало интересно играть другого человека. Не самого себя показывать, а другого». После премьеры он впервые задумался о карьере актера.
Смерть
Восемь лет Белявский боролся с болезнью, но состояние его здоровья улучшилось ненадолго. Он с трудом ходил, забывал слова, не в состоянии был держать ручку в руках. Александр Борисович понимал, что уже не вернется в театр и кино, не сможет содержать семью. 8 сентября 2012 года он выбросился из окна пятого этажа, причем это оказалось окно лестничного пролета. Это обстоятельство делает смерть актера особенно загадочной, ведь Александр Белявский жил на втором этаже, и чтобы попасть на пятый этаж, плохо передвигающемуся актеру пришлось бы специально подняться. Такие обстоятельства смерти уверили правоохранительные органы в том, что актер покончил жизнь самоубийством.
Александр Белявский
Друзья и близкие семьи утверждают, что, несмотря на затяжную болезнь и мрачные перспективы в будущем, Александр Белявский отличался жизнелюбием, а также был настоящим «борцом» по жизни и не стал бы завершать жизнь самоубийством. Жена артиста Людмила также до сих пор не верит, что он сознательно пошел на самоубийство, считает, что причиной смерти актера стал несчастный случай.
Кроме того, у актера подрастала маленькая дочь, и Александр Борисович просто не мог бросить семью, как утверждают противники версии о самоубийстве актера. Старшая же дочь актера рассказала прессе, что из-за болезни у отца случались обмороки и приступы головокружения. Женщина уверена, что и в тот злополучный день у Александра Борисовича случился приступ, который привел к трагедии.
Похороны Александра Белявского
При этом часть актеров поверили в объяснение правоохранительных органов и даже нашли объяснение такому поступку актера. Коллега Белявского Станислав Садальский заявил, что советского артиста до смерти довела затяжная нищета и обвинил в трагедии Союз кинематографистов в том, что талантливые актеры в старости не могут вести достойную жизнь и борются за существование.
Станислав Садальский утверждает, что при огромных гонорарах популярных актеров всем остальным артистам платят столько, что прожить на эти деньги невозможно. Отдельно актер отметил советский кинематограф, фильмы этого периода и сегодня регулярно демонстрируют по телевидению, обеспечивая телеканалы прибылью с рекламы, но съемочная группа этих фильмов не получает положенных отчислений.
Могила Александра Белявского
Могила Александра Белявского находится в Москве. Урна с прахом знаменитого актера захоронена на Кузьминском кладбище.
Выучить польский ради роли: учеба и первые фильмы
Александр Белявский в роли Генри Дэвиса в художественном фильме Александра Файнциммера «Ночь без милосердия» (1961)
Александр Белявский (слева) в роли Френка в художественном фильме Эдуарда Змойро «Иностранцы» (1961)
Александр Белявский в роли электротехника Коли в художественном фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине» (1957)
В 1957 году Александр Белявский вернулся в Москву. Днем он работал младшим научным сотрудником в институте НИТРИЗолото, а вечером приходил в драмкружок и учился основам сценической речи. Иногда геолога задействовали в спектаклях Дома учителя. Чем больше времени Белявский проводил на репетициях, тем больше хотел стать актером. Спустя полгода он решил изменить свою жизнь: уволился с работы и подал документы во ВГИК и Театральный институт имени Бориса Щукина. Во ВГИК его не взяли, а в Щукинском училище актер прошел вступительные экзамены с первого раза. Александр Белявский поступил на курс известного артиста Владимира Этуша.
Учиться под руководством именитого актера было непросто: он строго оценивал этюды в исполнении студентов, редко хвалил и часто грозил отчислением. Однокурсниками Белявского были артисты Иван Бортник, Зиновий Высоковский, Ирина Бунина, Людмила Максакова, Константин Желдин и многие другие. В конце первого курса Александр Белявский впервые снялся в кино: режиссер Сергей Юткевич одобрил его на эпизодическую роль в фильме «Рассказы о Ленине». Актер сыграл роль электротехника Коли, которому не давали заключить брак с возлюбленной. После учебы и съемок Белявскому приходилось подрабатывать. Если будучи геологом он зарабатывал 120 рублей в месяц, то как студент училища получал стипендию в 20 рублей. Артист переводил научные тексты, а по праздникам переодевался в Деда Мороза и проводил новогодние утренники.
В 1960 году Белявский вновь оказался на съемочной площадке — на этот раз ему доверили главного персонажа в картине «Спасите наши души». По сюжету во время заграничного плавания курсант мореходного училища спас с тонущей яхты богатую англичанку. Партнершей Белявского стала Лидия Федосеева-Шукшина. В этом же году четверокурсник сотрудничал с режиссером Эдуардом Змойро, который снимал кинофельетон о советских стилягах «Иностранцы». Белявский сыграл роль советского журналиста, который притворялся зарубежным гостем и наблюдал за реакцией стиляг.
В 1961 году Александр Белявский с отличием окончил Щукинское училище. Как одного из лучших учеников курса его пригласили в Театр сатиры. Первые месяцы он иногда пропускал репетиции: снимался в фильме «Ночь без милосердия», где играл американского летчика. В отличие от кино, в театре молодому актеру доверяли лишь эпизодические роли. Белявский играл в спектаклях «Наследники Рабурдэна», «Свадьба с приданым», «Факир на час».
В 1964 году актеру предложили сыграть главного персонажа в польском фильме «Прерванный полет». Причем на роль Белявского одобрили без пробы: режиссер Леонард Бучковский искал артиста, который уже играл летчиков, и увидел на «Мосфильме» кадр из ленты «Ночь без милосердия». По сюжету нового фильма пилот Владимир Миронов совершил аварийную посадку в Варшаве и решил найти девушку, в которую влюбился 17 лет назад во время войны. Для роли Александр Белявский специально выучил польский язык: фильм показывали в СССР с русскими субтитрами. За съемки в картине актер получил звание заслуженного деятеля культуры Польши.
Сразу после выхода ленты «Прерванный полет» на большой экран Александр Белявский ушел из Театра сатиры. Он вспоминал: «Я добровольно покинул Театр сатиры и сейчас жалею, что совершил ошибку. Это было время первой перестройки, она тогда оттепель называлась, и мне хотелось, чтобы спектакли были гражданскими, острыми, современными, о сегодняшнем дне… Одним словом, по молодости, по горячности я подал заявление об уходе». Актер перешел на работу в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского (сегодня — «Электротеатр «Станиславский»), где в это время начинали ставить пьесы зарубежных драматургов — Бертольта Брехта, Бернарда Шоу и Павла Когоута. Но в театре были свои звезды: артисты Георгий Бурков, Альберт Филозов, Евгений Леонов и многие другие, поэтому Александр Белявский был задействован лишь в немногих спектаклях.
Роли в театре
После получения диплома (с отличием) в 1961 г. Александр Борисович был приглашён в Театр Сатиры, где проработал 3 года. После ухода поддерживал дружеские отношения с коллегами по сцене. Когда в 1966 г. Белявский стал ведущим развлекательно-юмористической передачи «Кабачок 13 стульев», главные роли в ней исполняли артисты Московского Театра Сатиры.
В 1964 г. молодой актёр перешёл в труппу Московского театра К. Станиславского. Но и здесь надолго не задержался. Спустя 2 года снова сменил место работы – ушёл в театр-студию киноактёра. Белявскому, как правило, доверяли роли отрицательных героев, но высокого, подтянутого артиста зрители всё равно любили.
В театральной карьере Александра Борисовича, в связи с плотным графиком киносъёмок, была долгая пауза. В 1999 г. актёр вернулся на сцену. Наиболее заметные его роли в театре в антрепризных спектаклях: «Императрица» (Советник), «Лев зимой» (Генри), «А-ля фуршет со святой водой» (Анатолий).
Фото Александра Белявского в молодости
«В лучшем случае поругают»: съемки в картине Хуциева «Июльский дождь»
Александр Белявский в роли Володи в художественном фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь» (1966)
Александр Белявский (справа) и Михаил Державин в телевизионной программе «Кабачок «13 стульев» (1973)
Александр Белявский в роли Сергея Крылова в художественном фильме Сергея Микаэляна «Иду на грозу» (1965)
Александру Белявскому часто предлагали сниматься в кино. В 1965 году он получил главную роль в фильме о двух физиках «Иду на грозу». А спустя несколько месяцев после окончания съемок уже работал на площадке картины «Их знали только в лицо», где играл советского разведчика-диверсанта Сергея Кулагина. В 1966 году Марлен Хуциев пригласил Белявского в свою киноленту «Июльский дождь». В это же время позвонил с предложением и режиссер Виктор Георгиев. Актер вспоминал: «Мне нужно было выбрать между двумя фильмами. И там, и там я был утвержден на главную роль. Это фильм «Сильные духом» и «Июльский дождь». Мне говорили: «Ты понимаешь, что если снимешься у Хуциева, то в лучшем случае поругают? А у Георгиева — заказная картина, и ты сразу получаешь звание, тебе увеличат ставку и дадут квартиру». Я выбрал Хуциева». Фильм «Июльский дождь» рассказывал о жизни инженера Лены и молодого ученого Володи с июля до поздней осени. Режиссер говорил, что снимал не о том, как рождаются чувства, а о том, как они угасают. На первый взгляд, в картине не было конфликта. Перед актерами стояла сложная задача: играть максимально естественно и простыми словами говорить о сложных, философских проблемах. Партнершей Александра Белявского была Евгения Уралова.
В 1966 году у Александра Белявского возникла идея юмористической телепередачи «Кабачок «13 стульев». Со времен съемок в фильме «Прерванный полет» у актера было много друзей в Польше, и ему часто привозили номера сатирического журнала «Шпильки». Белявскому настолько нравились опубликованные там миниатюры, что он предложил режиссеру Театра сатиры Георгию Зелинскому превратить их в спектакль. Разные сценки решили объединить местом действия: по задумке актеры были завсегдатаями кабачка и рассказывали друг другу истории. Постепенно список журналов, откуда брали сценки, пополнил немецкий Eulenspiegel, венгерский Ludas Matyi и советский «Крокодил». В 1966 году первый выпуск программы вышел на экраны. Александр Белявский стал ведущим. Передача сразу же обрела популярность. Актер Михаил Державин говорил: «Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом». Программу смотрел даже генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Однако ведущим «Кабачка «13 стульев» Александр Белявский пробыл всего год: не смог совмещать со съемками в кино. Не хватало времени и для сцены. В 1966 году артист ушел из Московского драматического театра им. К.С. Станиславского и стал работать в Государственном театре киноактера, где легко отпускали на съемки.
В 1967 году Белявский сыграл главную роль в фильме «Таинственный монах», через год — в «24-25 не возвращается», а еще через год его одобрили в картину «Главный свидетель». Актер не отказывался и от предложений польских режиссеров. Получить командировку за рубеж было непросто, поэтому в Варшаве Александр Белявский иногда снимался сразу в нескольких фильмах одновременно. В 1969 году актер чередовал работу над военной драмой Ежи Пассендорфера «День прозрения» и сериалом Конрада Наленцкого «Четыре танкиста и собака».
Фильмография
- 1965 — «Иду на грозу»
- 1966 — «Нет и да»
- 1966 — «Четыре танкиста и собака»
- 1969 — «Кабачок «13 стульев»
- 1974 — «Свет в конце тоннеля»
- 1975 — «Ирония судьбы, или с легким паром!»
- 1979 — «Место встречи изменить нельзя»
- 1987 — «Поражение»
- 1989 — «Вход в лабиринт»
- 1993 — «Вопреки всему»
- 2001 — «Нина»
- 2001 — «Антикиллер»
- 2002 — «Завтра будет завтра»
- 2002 — «Бригада»
- 2003 — «Лучший город Земли»
Звездные роли: друг Жени Лукашина и красивый авантюрист Фокс
Александр Белявский в роли Евгения Фокса в многосерийном художественном фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Александр Белявский (справа) в роли Саши в художественном фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Александр Белявский в роли Василия Шельги в многосерийном художественном фильме Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» (1973)
Белявский старался играть героев с разными характерами. Он говорил: «Многие актеры играют самих себя, всю жизнь этим пользуются и довольно успешны. Костюм сменил — и в другом фильме уже снимается. Мне так работать просто самому неинтересно. Ведь это ужасно, когда скучно! Особенно, когда скучно в искусстве». В 1973 году на экраны вышел четырехсерийный телевизионный фильм «Крах инженера Гарина». Фантастическую историю об ученом, который изобрел лазерное оружие массового поражения и хотел захватить мир, сняли по мотивам романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». По сюжету Александр Белявский в роли сотрудника уголовного розыска Шельги должен был остановить безумного физика.
В 1975 году режиссер Эльдар Рязанов пригласил Александра Белявского сняться в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Актер сыграл Сашу — друга главного героя Евгения Лукашина. Картина собрала именитый состав: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Лия Ахеджакова. Поэтому работали по ночам, когда актеры не были заняты в театре. Первыми снимали сцены в бане. Парилкой в реальности стал цокольный этаж «Мосфильма», недалеко от стены из стеклоблоков: туда спустили скамейки из коридоров студии, принесли пальмы и полотенца. В помещении было холодно, поэтому актеры постепенно заменили бутафорские напитки на настоящие. Вскоре Рязанов заметил, что артисты опьянели, и со скандалом перенес съемку на следующий день. Но все же в фильм вошли первые кадры. Одной из самых запоминающихся фраз Белявского в фильме была: «Это вообще неслыханно, ребята: доктор отказывается пить за здоровье!»
В январе 1976 года картину показали по телевизору, а уже 7 февраля по многочисленным просьбам зрителей повторили вновь. В 1977 году киноленте присвоили Государственную премию СССР.
Следующей звездной ролью для Белявского стал преступник-рецидивист Евгений Фокс из детектива «Место встречи изменить нельзя». На съемки актер согласился не сразу. Александр Белявский вспоминал: «Я относился к Фоксу как к совершенно проходной роли. Детектив. Никто и представить себе такого успеха не мог. <…> Имя Говорухина в тот момент еще не звучало»</…>. Сначала на роль Фокса утвердили актера Бориса Химичева, но после первых дней съемок режиссер Станислав Говорухин решил изменить свое решение. Белявского порекомендовал Владимир Высоцкий, который в картине исполнял главного персонажа. Бард не был знаком с артистом лично, но видел его в других фильмах. Роль далась Александру Белявскому тяжело: «Я паниковал жутко — все никак не мог нащупать рисунок роли, раскусить характер Фокса. И тогда Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает». Первой снимали сцену допроса. Фокс должен был отрицать все обвинения.
А я сижу, смотрю в зеркало «на этого», хочу сказать себе, мол, я Фокс. И не могу! <…> Думаю, дай-ка я себе лицо изменю. Прошу у гримерши кусочек ватки, кладу за щеку, как будто опухоль. Противно! А дело было летом. Июнь месяц, вишня в Одессе поспела, все наварили вишневого варенья. Вижу, девочки, закончив свою работу с гримом, уселись пить чай именно с вишневым вареньем. Взял ватку, как следует извозил ее в варенье и засунул в рот. А варенье жидкое, если на вату надавить языком, то будто кровь по подбородку течет! Хорошо! Уже есть за что зацепиться!</…>
Александр Белявский
После выхода картины в 1979 году Белявского стали узнавать на улицах, поклонники звонили домой и ожидали у театра после спектаклей. Роль Фокса повлияла на карьеру актера в кино. Он вспоминал: «Для режиссеров я стал не Белявским, а Фоксом, режиссеры стали предлагать мне лишь роли отрицательных персонажей. <…> После показа сериала «Место встречи изменить нельзя» мне стали часто предлагать отрицательные роли в кино, но внутренне хуже я не стал»</…>. В 1981 году Белявский в фильме «Гранатовые острова» сыграл сотрудника ЦРУ, который совершил государственный переворот. В 1986 году — белогвардейца-диверсанта в картине «Голова Горгоны».
В 1980-е актера часто приглашали на съемки в иностранных лентах. Белявский работал в Польше, Болгарии, Чехословакии, КНДР, ГДР. В СССР он в основном играл эпизодические роли и озвучивал фильмы. Голосом Александра Белявского говорил актер Кеннет Хейг из картины «Клеопатра», итальянец Алигьеро Носкезе из «Невероятных приключений итальянцев в России», Борис Хмельницкий из «Стрел Робин Гуда». Белявский вспоминал: «Я озвучил короля Людовика XIV в фильмах «Анжелика — маркиза ангелов», «Анжелика и король». Работал с бельевой защепкой на носу, чтоб получился французский говор. <…> Если бы человек, не знакомый с дубляжом, попал бы к нам в наши павильоны звучания, он бы посмотрел на актеров звучания как на дураков: мы невольно повторяем даже движения, которые делает наш герой на экране»</…>. Всего актер озвучил около 90 иностранных картин. В 1988 году Александр Белявский был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
Фокс
В фильмографии актера Александра Белявского роль бандита из фильма «Место встречи изменить нельзя» является особенной. Большинство зрителей узнают его именно по ней. Несмотря на то что роль у него была отрицательной, тем не менее многие женщины в стране были влюблены в Фокса – галантного, статного, такого несоветского. В фильме Жарова «И снова Аниськин…» его роль также была отрицательной. И все же его целью стало создание самых различных образов, ведь для него просто было неприемлемо повторяться или же играть самого себя.
Личная жизнь: два брака Александра Белявского
Александр Белявский с первой женой Валентиной Белявской (справа) и сыном Борисом. 1970-е. Фотография: biography-life.ru
Александр Белявский с первой женой Валентиной Белявской. Фотография: wellnesso.ru
Александр Белявский со второй женой Людмилой Тихоновой и дочерью Александрой. Фотография: damskiyclub.ru
Первый раз актер женился в 1955 году. Его супругой стала студентка Валентина. Они оба учились в Московском институте цветных металлов и золота, только Александр учился на геологическом факультете, а Валентина — на металлургическом. Сразу после свадьбы поехали по распределению в Иркутск. Валентина Белявская вспоминала: «Это у нас было такое свадебное путешествие. Мы там комнату снимали. Холодно было, с продуктами плохо. Родители нам посылали из Москвы посылки. Потом у нас нашлись там друзья. Вообще, там была очень хорошая веселая компания из приехавших москвичей». В 1973 году в семье родился первенец, но спустя два года сын трагически погиб. Тогда супруги решили взять из детского дома мальчика Андрея. В 1976 году в семье появился еще один ребенок: родилась дочь Надежда. В начале 1980-х супруги развелись. Приемный сын актера погиб, когда ему исполнилось 20 лет: Андрей Белявский выпал из окна.
Со второй женой Александр Белявский познакомился в Ленинграде в конце 1980-х. Он торопился на съемки, шел дождь, и на светофоре актер решил встать под зонт к симпатичной девушке. Ей оказалась врач-травматолог Людмила Тихонова. Вскоре они поженились. В августе 2003 года в семье родилась дочь Александра.
Трагедия в семье: гибель сына и развод с женой
Женился Александр еще 23-летним молодым человеком. Его жена Валентина
долго не могла родить. Долгожданный сын появился на свет спустя 18 лет совместной жизни. Его назвали
Борисом
— в честь отца Александра Белявского. Разумеется, в мальчике души не чаяли, сдували с него пылинки. Даже наняли няню, чтобы малыш ни на минуту не оставался без присмотра.
И надо же было такому случиться, что именно няня и не углядела за ребенком. Двухлетний Боря, играя на даче, упал в пруд, когда рядом никого не было — няня куда-то отлучилась. Мальчик утонул. А Белявский едва не сошел с ума от горя. Он обвинял себя за то, что доверил самое дорогое, что у него было, чужому человеку.
Депрессия длилась очень долго. Он то рыдал в голос, то оглушал себя алкоголем, отдалился от жены. И через какое-то время Валентина ему сказала: если ты, крепкий мужик, не находишь в себе сил жить дальше, то давай возьмемся за руки и вместе прыгнем с балкона…
На Александра эти слова жены подействовали отрезвляюще. Медленно и трудно, но он вернулся к жизни. Чтобы заполнить страшную пустоту, образовавшуюся после смерти сына, они взяли из детдома двухлетнего мальчика Андрюшу
.
А вскоре Валентина родила дочку. Казалось бы, все наладилось. Но, видимо, в душе артиста произошел необратимый надлом. Он объявил жене, что влюбился в другую женщину и уходит из семьи.