Кончита навсегда. Любовные и творческие перипетии судьбы Елены Шаниной


Елена Шанина
Имя при рождении:Елена Юрьевна Шанина
Профессия: актриса
Годы активности: 1975 — наст. время
Театр: «Ленком»
Награды:

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шанина.
Еле́на Ю́рьевна Ша́нина

(род. 24 декабря 1952, Казань) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка России.

Творчество

Театр

Ленком

  • Неле, Беткин, Анна («Тиль» Г. И. Горина по Ш. де Костеру),
  • Её высочество, прекрасная принцесса («Трубадур и его друзья» В. Б. Ливанова и Ю. С. Энтина),
  • Мирра («В списках не значился» по Б. Л. Васильеву),
  • Жанет («Хория» («Именем земли и солнца») И. П. Друцэ),
  • Красотка («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Неруды, музыка А. Л. Рыбникова),
  • Майка («Встречи на Сретенке» по В. Л. Кондратьеву),
  • Девушка, похожая на ангела («Жестокие игры» А. Н. Арбузова),
  • Кончита («Юнона и Авось» А. А. Вознесенского, музыка А. Л. Рыбникова),
  • Цейтл («Поминальная молитва» Горина по Шолом-Алейхему),
  • Наталья Петровна («Две женщины» по пьесе «Месяц в деревне» И. С. Тургенева),
  • Речид («Затмение» по мотивам романа «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи).

С начала 1990-х годов играет также в антрепризных спектаклях:

  • Вдова («Банан» по пьесе «Вдовы» С. Мрожека),
  • Женщина у телефона («Карманный театр» Ж. Кокто),
  • Нина («Нина» А. Руссена),
  • Стелла («Коллекция Пинтера» по пьесе «Коллекция» Г. Пинтера).

Кино

  • 1975 — Концерт для двух скрипок — циркачка Санди
  • 1976 — Аты-баты, шли солдаты… — Кима Веленстович
  • 1976 — Двенадцать стульев — Эллочка-людоедка
  • 1979 — Камертон
  • 1980 — По данным уголовного розыска… — Зоя, сотрудница МУРа
  • 1981 — Наше призвание — Варя Кулиш, начинающая журналистка
  • 1982 — Принцесса цирка — Мери
  • 1983 — Место действия
  • 1983 — Юнона и Авось (телеспектакль) — Кончита
  • 1990 — Смерть в кино
  • 1991 — Анна Карамазофф
  • 1991 — И возвращается ветер… — Катя, жена Миши
  • 1993 — Поминальная молитва (телеспектакль) — Цейтл
  • 2002 — Все, что ты любишь — Варвара
  • 2003 — Пятый ангел — Галина
  • 2007 — Искушение — врач пункта сдачи донорской крови
  • 2007 — Сашка, любовь моя — Вера Дмитриевна
  • 2008 — Тени Фаберже — Елена Павловна Санина

Телевидение

В начале восьмидесятых Елена выступала в роли ведущей в детской передаче Будильник. В настоящее время работает на телевидении, среди ролей в телевизионных спектаклях:

  • Настенька («Беда от нежного сердца» В. А. Соллогуба),
  • Доримена («Брак поневоле» Мольера).

«Приходите завтра»

Будущая звезда театра «Ленком» родилась в семье военного в Казани. С ранних лет Елена мечтала о сцене, правда, не о театральной, а о балетной. Однако путь в балерины для Шаниной оказался заказан. Врачи диагностировали у нее порок сердца, а с таким диагнозом ни о каком балете речи быть не могло. Тогда Елена поставила себе цель стать драматической актрисой.
Елена Шанина. 1985 г. Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин

Сразу после окончания школы Шанина из родной Казани отправилась в Ленинград, где жила ее бабушка. Там же она начала обивать пороги театральных вузов, пытаясь понять, какие документы нужны, какие стихи или басни нужно выучить. «Я тогда была наивной до невозможности! — вспоминает Шанина. — По моему растерянному лицу было совершенно понятно, что я откуда-то из провинции». Буквально на пороге первого же вуза к Елене подошли двое молодых людей. Они заверили ее, что оба являются известными режиссерами. А дальше история развивалась в точности, как в фильме «Приходите завтра». Пользуясь наивностью абитуриентки, молодые люди издевались над ней, как только могли. Просили почитать стихи, станцевать, спеть. Шанина даже не догадывалась, что ее просто разыгрывают. Позже выяснилось, что «известными молодыми режиссерами» были Михаил Боярский и его друг. По иронии судьбы впоследствии близкая подруга Шаниной, актриса Лариса Луппиан, стала супругой Боярского. О студенческом розыгрыше все его участники сегодня вспоминают с улыбкой. Более того, Елена стала близким другом семьи Боярских.

Фото: www.globallookpress.com

Отрывок, характеризующий Шанина, Елена Юрьевна

– Ну, г’асскажи ты мне пг’о себя, – сказал он. Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было. Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту. Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола. Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью. Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей. – Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой. – В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь. – Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик. Офицер похвалил ножик. – Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте. – А то не нужно ли вам кофейник? – обратился он к эсаулу. – Я у нашего маркитанта купил, чудесный! У него прекрасные вещи. И он честный очень. Это главное. Я вам пришлю непременно. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, – ведь это бывает. Я взял с собою, у меня вот тут… – он показал на торбы, – сто кремней. Я очень дешево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все… – И вдруг, испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел. Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся. «Спросить бы можно, – думал он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик! Стыдно будет, если я спрошу? – думал Петя. – Ну, да все равно!» – и тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:

Жить для себя

После окончания в 1974 году актерского факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в который Шанина поступила без протекции известных или неизвестных режиссеров, молодая актриса стала активно ходить на кинопробы, на прослушивания в театры. Наконец, казалось бы, удача все-таки улыбнулась. В свой фильм «Романс о влюбленных» ее утвердил сам Андрей Кончаловский. До начала съемок оставалось совсем немного времени, когда Шанину вызвал к себе на серьезный разговор помощник Кончаловского. Оказалось, что за время подготовительного периода Андрей Сергеевич увлекся Еленой Кореневой. Причем увлекся ей не только как актрисой, но и как женщиной. Отныне в кадре он хотел видеть только ее, а Шанину с роли снимают. Чтобы как-то подсластить пилюлю, помощник режиссера пообещал Елене посодействовать с прослушиванием у новоназначенного художественного руководителя театра «Ленком» Марка Захарова. Терять было нечего: актриса согласилась. Знакомство с Захаровым организовал актер Александр Збруев. Марку Анатольевичу молодая актриса сразу понравилась. «Какая-то она нервная очень, наверное, талантливая», — сказал тогда он. Так Шанина вошла в труппу театра, который стал для нее вторым домом.

Марк Захаров и Елена Шанина в фойе театра.1985 г. Фото: РИА Новости

Карьера в «Ленкоме» у Шаниной складывалась как нельзя лучше. Главные роли почти во всех ведущих постановках. Признание коллег, критиков и зрителей. Когда ей предложили роль Кончиты в спектакле «Юнона и Авось», Шанина согласилась без всякого энтузиазма. «Я ничего хорошего не ждала от этой роли, — признавалась впоследствии Елена. — Более того, мне тогда показалось, что там и играть-то особенно нечего». Но именно эта роль принесла Шаниной по-настоящему оглушительный успех. Критики единодушно признали ее лучшей исполнительницей роли Кончиты.

Театр подарил Шаниной не только признание и опыт. В «Ленкоме» у нее случился роман с Александром Збруевым. О том, что их связывают не только рабочие отношения, знали все. Проблема была в том, что Збруев был женат. «Когда я поняла, что Саша не решится бросить жену, уйти из семьи, я его отпустила, о чем не жалею», — говорит Елена. Расставшись, Шанина и Збруев сохранили добрые отношения. Для их общей дочери он стал приходящим папой. Официально замужем актриса была лишь однажды. В семидесятых годах она стала супругой актера Михаила Поляка.

Культовые актёры рок-оперы «Юнона и Авось»

Кончита — заслуженная артистка РСФСР Елена Шанина. РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Граф Николай Резанов — заслуженный артист РСФСР Николай Караченцов. РИА Новости / Владимир Вяткин

Фернандо Лопес, жених Кончиты, а также Пылающий еретик — Александр Абдулов. www.globallookpress.com

Главный Сочинитель — Павел Смеян.

Губернатор Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо, отец Кончиты — Владимир Ширяев.

Падре Абелья — Виллор Кузнецов.

Морские офицеры — Владимир Белоусов, Роман Овчинников, Владимир Кузнецов, Сергей Греков.

Спектакль в театре «Ленком». В роли графа Резанова — Виктор Раков. www.globallookpress.com

Сцена из спектакля «Юнона и Авось» в исполнении артистов Ленинградского ВИА «Поющие гитары» Александра Трофимова (Резанов) и Аллы Кожевниковой (Кончита). РИА Новости / Юрий Сомов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]