Кузьминский Николай Иванович, муж Быстрицкой, разрушил их союз


Биография

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Отец — Быстрицкий Авраам Петрович, Заслуженный врач, в качестве военного врача участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, похоронен в Вильнюсе. Мать — Быстрицкая Эсфирь Исааковна. Сестра — Быстрицкая Софья Авраамовна.

Детство и юность провела на Украине. Элина, (одно из двух «л» потеряла паспортистка), означает «мудрая». Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна, не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери.

Элине Быстрицкой пришлось одолеть немало крутых поворотов, прежде чем зрители узнали и полюбили ее. Глядя на Быстрицкую, невозможно представить ее вне актерской профессии. Прекрасные внешние данные, красивый голос, изящество движений — все в ней кажется созданным для сцены и экрана. А ведь в юности она готовилась к иному жизненному пути: отец, военный врач, считал, что дочь должна унаследовать его профессию. Элина долгие годы и сама думала, что она должна пойти по этой стезе. Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война. Отец и мать работали в госпитале, который очень скоро стал фронтовым. Совсем еще девочка, Элина решила, что тоже должна что-то делать для фронта, для победы. Она попросилась работать в госпиталь, где работали ее родители. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы — все это составляло ее быт в те годы. Элина поступает на курсы медицинских сестер, становится сначала санитаркой, а вскоре осваивает работу лаборантки клинической лаборатории госпиталя. Война закалила ее. Человек многое может — это впервые с особой ясностью поняла Элина еще тогда. И на всю жизнь усвоила жизненное кредо отца: как военный, он считал, что принятые решения надо выполнять, препятствия — преодолевать, к цели идти уверенно. Это стало и ее жизненными принципами.

Среди многих наград, увенчавших заслуги Элины Быстрицкой, есть дорогое для нее звание «Сын полка», которым она была удостоена. 40-летие Победы актриса встретила работой, которой отдала дань высокого уважения защитникам Отечества. «Случайный вальс» — так назывался спектакль по книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо», поставленный в театре Эстрады. Быстрицкая сыграла в нем восемь ролей, слившихся в единый портрет женщин на войне.

Осенью 1944 года она возвращается в Нежин (их дом в Киеве был разрушен) и поступает в медицинский техникум. В 1947 году заканчивает его, получив диплом с отличием, дававшим ей право продолжать учебу в медицинском институте. В техникуме она впервые принимает участие в художественной самодеятельности. И, познав успеху зрителей, серьезно начинает задумываться об актерской профессии. Проснувшийся в ней ген театра не дает покоя. Понимая, что актерская профессия требует серьезной подготовки, она поступает в балетный класс музыкальной школы. В 19 лет быть балериной уже поздно. Но Элина уверена в том, что необходимо приобрести пластическую свободу, чтобы легче ощущать себя на сцене. Первый выход на профессиональную сцену нежинского драмтеатра в спектакле «Маруся Богуславка», где она танцевала восточный танец, еще больше утвердил ее в решении стать актрисой. Родители были против ее поступления в театральный. Военный человек, отец привык и действовать по-военному. Приехав в Киев и встретившись с директором театрального института, он обратился с единственной просьбой — объяснить его дочери, что в театральном институте ей делать нечего. Элина принимает компромиссное решение и поступает в Нежинский педагогический институт. Но через год покидает его ради театрального.

Потом был Киевский театральный институт им.И.К.Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И.И.Чабаненко и Л.А.Олейником. После успешного его окончания в 1953 году — три сезона в Вильнюсском русском драматическом театре. Здесь она имела первый успех в ролях: Таня в одноименной пьесе и Ольга («Годы странствий») А. Арбузова, Варя Белая («Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова), Клавдия («Повесть о настоящем человеке» по Б.Полевому) и другие.

Вдумчивость, четкость в работе, стремление к законченности формы — эти качества уже тогда проявились в молодой актрисе. Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну («Двенадцатая ночь») актриса предпочла свою современницу — врача Елизавету Максимовну в фильме «Неоконченная повесть». И в «Тане» и в «Годах странствий» она тоже играла врачей, хорошо зная людей этой профессии по фронтовому эвакогоспиталю. Актрису привлекла возможность работать под руководством выдающегося режиссера Фридриха Эрмлера, который был и талантливым воспитателем, рядом с такими актерами-мастерами, как: Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук. Именно тогда она по-настоящему поняла, что такое профессия. Фильм «Неоконченная повесть» (1955г.) вышел на экраны вскоре после войны. Не зарубцевались раны, еще не оттаяли сердца от испытаний военного времени, тем сильнее была в людях жажда доброты и красоты. Поняв и прочувствовав это, актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны хотелось подражать. И подражали… Скольких новорожденных назвали тогда Элиной, сколько девчонок тогда пошло поступать в медицинские вузы. По опросу газеты «Советская культура» Элина Быстрицкая признана была лучшей актрисой года.

Эта роль принесла ей и международную известность. В 1955 году в составе делегации кинематографистов она едет на первую Неделю советского фильма в Париж. Многое почерпнула она для себя из встреч с легендами мирового экрана: Ивом Монтаном и Симоной Синьоре, Мишель Морган и Жераром Филипом, писателями Эльзой Триоле и Луи Арагоном, художницей Надеждой Леже. Эта поездка стала плодом для многих размышлений. И хотя французский зритель принял ее хорошо, она понимала, какой трудный путь к совершенству надо пройти, чтобы завоевать титул «звезды».

В те дни судьба подарила ей встречу с Ф.Г.Раневской. Для спектакля «Белый лотос», где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Случайная встреча двух актрис в Доме кино — и Раневская предлагает дирекции взять на эту роль Элину Быстрицкую. Так она оказалась в театре им.А.С.Пушкина. Но эта работа не состоялась. Начались съемки «Тихого Дона» и после их окончания, числясь в театре полгода, Быстрицкая туда не вернулась.

О том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам шолоховского «Тихого Дона», Быстрицкая узнает в Париже. О роли Аксиньи она мечтала давно, с театрального училища. Вернувшись в Москву, к Герасимову, начавшему актерские пробы, пришла сама, будучи уже известной, даже знаменитой, и наивно, дерзко и бесстрашно сказала: «Я хочу эту роль. Я смогу ее сыграть». Пробы шли полгода. Наконец сам Шолохов признал Аксинью Быстрицкой. После утверждения на роль Аксиньи началась, по словам Элины Авраамовны, самая главная ее дорога в искусстве.

На съемках «Тихого Дона» она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, помог ей лучше разобраться в собственных возможностях. С. А Герасимов требовал максимальной правды даже в мелочах. Специфический говор, повадки словно были переданы Аксинье-Быстрицкой многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания Почетной казачки.

Роль в «Тихом Доне» (1957-1958гг.) стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом. Но каждую новую свою работу она еще долго примеривала к «герасимовским» критериям и оценкам: понравилось бы ему, одобрил бы Сергей Аполлинариевич?

В начале 60-х годов вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США в Белый Дом, удостоена вниманием супруги президента Эйзенхауэра. Американский дом моделей предложил ей туалет, в котором она должна была сфотографироваться для журнала «Америка». Но Быстрицкая была «бдительна» и как истинно советская отказалась, о чем с юмором вспоминает сегодня.

Из-за рубежа ей приходили предложения сниматься в кино. Но все они оседали в Союзе кинематографистов.

Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта — она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда, 1959г.), позже в 1965 году она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была «уайльдовской», точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра АА.Яблочкиной о ней, дебютантке: «Я все поняла, что она говорит и делает». Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять — уже на новом этапе — держать экзамен на артистическую зрелость. Еще здравствовали и работали «старики» Малого театра, перед которыми она благоговела. С великой Верой Николаевной Пашенной и Еленой Николаевной Гоголевой молодая актриса играла в спектакле «Остров Афродиты» А.Парниса. Помогало общение с такими выдающимися партнерами, как: Михаил Царев, Елена Гоголева, Николай Анненков, Михаил Жаров, Елена Шатрова и многими другими. Ей довелось работать с замечательными режиссерами: Борисом Бабочкиным, Леонидом Варпаховским, Петром Фоменко, Виктором Комиссаржевским, Борисом Львовым-Анохиным и другими. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом ее счастливый дар, совпавший с природным актерским дарованием.

Работы Быстрицкой в театре всегда отличают пластическая точность, завершенность формы, умение в совершенстве владеть словом, а присущая ей артистическая воля позволяет быть бесспорно и неувядаемо красивой на сцене. Она обладает особым даром — даром сценической красоты, при этом наделяя героинь своим умом, своим интеллектом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, ее героини — яркие, незаурядные личности. Среди них: Лидия («Бешеные деньги») и Глафира («Волки и овцы») А.Н.Островского, горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), баронесса Штраль («Маскарад» М.ЮЛермонтова), Анна Петровна («Иванов» А.П.Чехова), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э.Скриба), Паула Клотильда Клаузен («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Ксения Ивановна («Палата») и Мартынова («Главная роль») в пьесах С.Алешина, Панова («Любовь Яровая» К.Тренева), Мария («Выбор» Ю.Бондарева), Мэри («Долгий день уходит в ночь» Ю.О´Нила), Отрадина и Кручинина («Без вины виноватые» А.Н.Островского), Москалева («Дядюшкин сон» Ф. М Достоевского) и другие.

Многие создания Быстрицкой получили общественной признание. Но особенно дорог актрисе отзыв о ее работе в спектакле «Маскарад» (постановщик Л. В. Варпа- ховский) композитора Игоря Стравинского, приезжавшего в 1962 году в Москву и оценившего ее баронессу Штраль, как музыкально звучащую в спектакле. Лермонтов и по сей день остается одним из любимых поэтов актрисы.

В Малом театре существуют традиции в исполнении ролей в пьесах Островского. Э.А. Быстрицкая сумела не только сохранить их, но и внести свой стиль в исполнительскую манеру в пьесах «Волки и овцы» и «Бешеные деньги». «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег» за последнее десятилетие, — писал известный критик Б.В.Алперс. — В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».

Неожиданно прозвучала у актрисы роль Юлии Филипповны в «Дачниках», созданная в соавторстве с замечательным актером и режиссером Борисом Бабочкиным. Эта роль стала одной из вершин творчества актрисы.

Имя Быстрицкой стало легендой. Она покорила наших соотечественников в 50-х годах, покоряет, восхищает и сегодня. В ее жизни было все: стремительные взлеты, трагические годы простоя, поисков, ожиданий. И вот вновь встреча зрителей с любимой актрисой. В честь 850-летия Москвы в Коломенском в представлении «Галантный век» Быстрицкая ярко, с присущим ей блеском и мастерством, тонкой, а порой острой характерностью предстала перед публикой в облике Екатерины Великой, показав свою героиню в разных ипостасях ее жизни: то в роли умной и прозорливой правительницы, то в роли матушки-царицы, веселящейся и танцующей на свадьбе у своих подданных, то в образе женщины, которой ничто человеческое не чуждо.

Мир театра знает понятие «большие актрисы», Быстрицкая в их числе. Природа наделила ее не только талантом, но силой духа, сохранить себя и свой дар при всех испытаниях судьбы. Быстрицкой всегда был необходим режиссер не только понимающий и ценящий силу ее таланта, но и готовый пойти ей навстречу. Эта встреча с режиссером и партнером Владимиром Андреевым состоялась на спектакле, с символическим для Элины Быстрицкой названием «Перекресток» Л.Зорина на сцене театра им.М.Н.Ермоловой. Когда на сцене Быстрицкая, зрительный зал ощущал особое дыхание… Время не было властно над ней. Она всегда была красива, особой — царственной красотой. Э.Быстрицкая настраивала весь спектакль по своему камертону, наполняя его непредсказуемостью и виртуозностью актерских проявлений, меняя и смешивая краски, настроения, оттенки поведения, доказав еще раз сколько новых возможностей таит в себе талант.

Своим творческим опытом Э.А.Быстрицкая щедро делилась с молодежью. Она была профессором, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе им.А.В. Луначарского, в Театральном училище им. М.С.Щепкина.

Кадр из фильма «Тихий Дон»

За годы театральной деятельности Элина Быстрицкая снялась в более чем десяти фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Ее приглашали работать такие выдающиеся режиссеры, как Сергей Герасимов, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Юрий Егоров, Григорий Натансон, Григорий Александров и другие. Кроме «Неоконченной повести» (1955 г.) и «Тихого Дона» (1957-1958 гг.) наиболее известны работы актрисы в фильмах: «В мирные дни» (ЛенаАлексеенко, 1950 г.), «Богатырь» идет в Марто» (радистка Сергеева, 1954 г.), «Добровольцы» (Лёля, 1958 г.), «Русский сувенир» (Пандора Монтези, 1960г.), «Все остается людям» (Ксения Румянцева, 1963 г.), «Негасимое пламя» (1964 г.), «Николай Бауман» (М.Ф.Андреева, 1968 г.) и т.д.

Дети Элины Быстрицкой

Дети Элины Быстрицкой – это ученики, которым она преподает с 1978 года в ГИТИСе имени Луначарского, и дети мужа от первых браков. Родных деток у великой актрисы, к сожалению, нет. В молодости врачи поставили Быстрицкой неутешительный диагноз – бесплодие. Так сказался на девушке результат ее тяжелого детства. Работая в госпитале, тринадцатилетнему ребенку приходилось носить тяжело раненых солдат на носилках, наряду со взрослыми.

Элина Авраамовна очень любит животных, в особенности собак. Она помнит дворняжку из детства, которую привела домой, отмыла и накормила. Потом у нее была собака по кличке Волк, которая прожила в доме актрисы три года. Из-за плотного графика работы, ее пришлось отдать. Глаза овчарки, когда ее забирали, Быстрицкая помнит до сих пор.

Уже много лет с педагогом живет пекинес Фифа. Собачка преданна своей хозяйке и очень не любит, когда та оставляет ее одну. Вместе им нравится смотреть передачи про хвостатых.

Общественная деятельность

Э.А. Быстрицкая, человек живого общественного темперамента, не замкнута в своих узкопрофессиональных интересах. Она не знала, что такое равнодушие. И что бы ни делала, чем бы ни занималась актриса вне театра, во все она вкладывала душу и сердце. К общественной работе ее приобщила Е.Н.Гоголева, сначала в профкоме театра, потом к военно-шефской работе во Всероссийском театральном обществе (сегодня Союз театральных деятелей). В период 1975-1992гг. она — президент Федерации художественной гимнастики СССР. Эти годы были расцветом этого вида спорта, во многом — это заслуга Элины Быстрицкой. Ее усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР. Задача вывести гимнастику на олимпийский помост была выполнена.

И в общественной жизни Э.А.Быстрицкая оставалась творческим человеком. Можно перечислить только некоторые ее общественные должности: Член Комиссии по культуре при Президенте РФ, член Международной комиссии по здоровью населения при Совете Безопасности России, член Президиума Академии российского искусства, академик Российской Академии естественных наук, академик Международной Академии информационных процессов и технологий, действительный член Академии энергоинформационных наук, Академии «Элита мира». Недавно она создала «Центр духовного и физического совершенствования женщины», избрана вице-президентом Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка.

В июне 1994г. Элина Быстрицкая, понимая сложности, переживаемые страной в экономической сфере, решила поддержать культуру путем привлечения негосударственных средств в эту область знаний и духовности. Она учредила благотворительный фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995г. в числе лидеров общественно-политического Движения «Стабильная Россия» выдвигалась в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Семья Элины Быстрицкой

Семья Элины Быстрицкой – как бы глупо это ни звучало, состоит из одного человека – ее одной. Не стоит сразу думать, что великую актрису театра и кино все забыли и оставили одну. Нет, это не так. У Быстрицкой есть родная сестра – Шегельман София Авраамовна. Она давно вышла замуж и сейчас проживает за границей в Израиле.

Сама Элина не считает себя одинокой и несчастной. У нее много друзей, она научилась радоваться жизни, каждый день замечать что-то интересное вокруг себя. Преклонный возраст не мешает ей продолжать выступать на сцене Малого театра и великолепно играть в бильярд.

Личная жизнь

Ещё студенткой Элина Быстрицкая познакомилась с актёром театра Леси Украинки Кириллом Лавровым. Между ними завязался роман, и они решили пожениться сразу после её окончания института — свадьба была назначена на лето 1953-года. Но однажды Лавров уезжал по делам, и Быстрицкая без предупреждения решила проводить его на вокзале. Там она увидела, что молодого человека провожает другая девушка. Актёры расстались. Кирилл Лавров женился на той девушке, актрисе Валентине Николаевой, а Быстрицкая через много лет вышла замуж за чиновника из министерства торговли.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Элине Быстрицкой

Рост, вес, возраст, сколько лет Элине Быстрицкой? Этим вопросом задаются многие поколения. Актриса в свои 90 лет выглядит великолепно. Поддерживать себя в отличной форме на протяжении всей жизни ей помогают физические нагрузки и правильное питание. В юности актриса занималась бальными танцами, чтобы обрести легкость и грациозную осанку.

Элина Быстрицкая фото в молодости и сейчас существенно разнятся: седина в волосах, сеточка морщин вокруг глаз и губ. Как бы там ни было, она остается все таким же жизнерадостным и позитивным человеком, как и много лет назад. Элина Авраамовна считает, что любить жизнь – это ее прямая обязанность, ведь зритель на сцене чувствует актеров, как никто другой.

Театральные работы

Вильнюсский русский драматический театр

1953 — «Таня» А. Н. Арбузова — Таня 1953 — «Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова — Варя 1954 — «Годы странствий» А. Н. Арбузова — Ольга «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому — Клавдия «Аленький цветочек» по С. Т. Аксакову — Алёнушка

Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой

1998 — «Перекрёсток» («Варшавская мелодия-98») Л. Г. Зорина — Она

Малый театр

1959 — «Веер леди Уиндермир» О.Уайльда. (Леди Уиндермир) 1960 — «Осенние зори» В.Блинова. (Наталья) 1960 — Нина. «Карточный домик» О.Стукалова. 1961 — Клеопатра Гавриловна. «Почему улыбались звезды» А.Корнейчука. 1961 — Катерина Ремез. «Крылья» А.Корнейчука. 1961 — Паранька. «Весенний гром» Дм.Зорина. 1962 — Баронесса Штраль. «Маскарад» М. Ю.Лермонтова. 1963 — Ксения Ивановна. «Палата» С.Алешина. 1964 — Юлия Филипповна. «Дачники» М.Горького. 1964 — Мария Ивановна. «Главная роль» С.Алешина. 1965 — Миссис Эрлин. «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда. 1965 — Эльза «Герой Фатерланда» Л.Кручковского. 1966 — Глафира. «Волки и овцы» А.Н.Островского. 1966 — Герцогиня Мальборо. «Стакан воды» Э.Скриба. 1967 — Анна Петровна. «Иванов» А.Чехова. 1968 — Софья Марковна. «Старик» М.Горького. 1969 — Лидия, «Бешеные деньги» А.Н.Островского 1970 — Анастасия. «Признание» С.Дангулова. 1971 — Донна Анна. «Каменный хозяин» Л.Украинки. 1972 — Паула Клотильда. «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана. 1973 — Маша. «Касатка» А.Н.Толстого. 1977 — Панова. «Любовь Яровая» К.Тренева. 1981 — Пелагея. «Фома Гордеев» М.Горького. 1981 — Кручинина (Отрадина) «Без вины виноватые» А.Н.Островского. 1982 — Мария. «Выбор» Ю.Бондарева. 1989 — Мэри. «Долгий день уходит в ночь» Ю.О´Нила. 1992 — Москалева. «Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому. 2000 — Хлестова. «Горе от ума» А.С.Грибоедова. 2002 — Турусина. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского. 2007 — Леди Китти Чемпион-Ченей. «Любовный круг» С.Моэма

Начало актерской карьеры

После первого курса Элину утвердили на крупную роль врача Елены в фильме «В мирные дни». Неопытная девушка обошла многих именитых актрис.На съемочной площадке она познакомилась с другими молодыми актерами: Георгием Юматовым и Вячеславом Тихоновым.

Кадр из фильма «Мирные дни»

Потом были роли в приключенческой ленте «„Богатырь“ идет в Марто» и в драме «Неоконченная повесть», где Элина снималась вместе с Сергеем Бондарчуком, которого, несмотря на нежные чувства между их героями, недолюбливала из-за заносчивого нрава. Еще когда Элина снималась в «Тарасе Шевченко» актер публично унизил ее перед посетителями буфета киностудии.

«Неоконченная повесть»: Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук

После окончания университета Элина получила распределение в Херсонский драмтеатр. Однако из-за разногласий с режиссером, заручившись поддержкой Ивана Чабаненко, актриса добилась зачисления в труппу Театра им. Моссовета под руководством Юрия Завадского. Увы, у Быстрицкой хватало недоброжелателей, и они всеми силами добивались, чтобы дорога в столичные театры оказалась закрыта для молодой актрисы. И им это удалось. Зато в Вильнюсский драмтеатр Элину приняли с распростертыми объятиями.

Фильмография

Кино

1950 — В мирные дни — Лена Алексеенко 1951 — Тарас Шевченко — эпизод 1954 — «Богатырь» идёт в Марто — Женя Сергеева, радистка 1955 — Неоконченная повесть — Елизавета Максимовна 1958 — Тихий Дон — Аксинья 1958 — Добровольцы — Лёля 1960 — Русский сувенир — Мария-Пандора (Барбара) Монтези 1963 — Всё остаётся людям — Ксения Румянцева 1964 — Негасимое пламя — Глаша 1966 — Дачники — Суслова Юлия Филипповна 1967 — Николай Бауман — Андреева 1990 — Московский полицейский Каминский — Ивановна 1991 — Семь дней после убийства — Кира Александровна 1992 — Прощальные гастроли — пассажирка поезда 1993 — Бравые парни — Надежда, жена Чередниченко 2002 — Бабий Яр — Элеонора 2004 — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — княгиня Ольгa 2005 — Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой — княгиня Ольгa 2006 — Возвращение Мухтара — Алина Станиславовна

Телеспектакли

1973 — Волки и овцы — Глафира 1974 — Дом Островского — Глафира 1974 — Старик — Софья Марковна 1976 — Признание — Анастасия 1978 — Бешеные деньги — Лидия 1983 — Фома Гордеев — Пелагея 1985 — Без вины виноватые — Кручинина 2002 — Горе от ума — Хлёстова 2008 — Любовный круг — леди Китти Чемпион-Ченей 2008 — На всякого мудреца довольно простоты — Софья Игнатьевна Турусина

Выбор профессии

В семье не сомневались, что старшая дочь станет врачом. Но Элина втайне мечтала совсем о другом – она хотела стать актрисой. Но как подступиться с этим к родителям, особенно к отцу? И действительно, Авраам Петрович и слышать ничего не захотел. Максимум, на что он мог пойти – разрешить дочери поступать в Нежинский пединститут. Но девушка не была намерена расставаться с мечтой.
Чтобы не упасть в грязь лицом перед экзаменаторами, она училась декламировать стихи и прозу, пробовала петь. Стремясь овладеть искусством красиво двигаться на сцене, девушка записалась в балетный класс. В таком возрасте поздно становиться балериной, но целеустремленная Элина закончила программу пяти лет за полгода. При этом младшая сестра осталась полностью на ее попечении: отец уехал на побывку в Дрезден и забрал с собой серьезно заболевшую жену.

Элина Быстрицкая никогда не пасовала перед трудностями

По ее инициативе в пединституте был открыт драмкружок. После одного из выступлений к Элине подошла неизвестная дама и спросила: «Вы учитесь в театральном?». «Нет, в педагогическом», – ответила Элина, на что получила ответ: «Напрасно. Вам нужно в театральный». Этот момент стал поворотным, Элина поняла – пора. С грошами в кармане и парой буханок хлеба, которые ей дали смирившиеся с желанием дочери родители, Быстрицкая села на поезд, который увез ее в Киев. Ей удалось поступить на киноотделение Киевского театрального института им. Карпенко-Карого, на курс Амвросия Бучмы.

С первых дней учебы студентка начала искать возможность заработать: она жила в комнате у родной бабушки, но денег на еду не хватало. Однажды она оказалась на съемочной площадке фильма «Тарас Шевченко» и попросилась в массовку. В фильме она сыграла крошечную роль горничной. Затем Элина устроилась в труппу цирка семьи Кио – воздушной гимнасткой. Артистки цирка работали со страховкой, но Элина панически боялась высоты, и все же переборола свой страх и выступала с цирком на протяжении сезона.

Несмотря на то, что светлую, открытую девушку-отличницу любили и одногруппники, и педагоги, над Элиной нависла угроза отчисления. Все началось с пустяка: в коридоре к ней подкрался однокурсник со свистком во рту и свистнул девушке прямо в ухо. Еще с фронтовых времен Элина боялась громких звуков и рефлекторно залепила парню пощечину. Новость о, казалось бы, незначительном инциденте, вмиг разлетелась по университету. То тут то там в разговорах студентов Элина слышала, как ее имени сопутствует слово «еврейка» (в действительности использовалось политкорректное и грубое слово не, но из этических соображений мы не будем приводить его здесь). «Пятый пункт» затмил и руководству все предыдущие успехи одаренной студентки, никто не хотел разбираться в причинах, по которым Элина ударила однокурсника. Но исключения все же удалось избежать.

Элина Быстрицкая. Железная леди Но когда 1 марта 1953 года Иосиф Сталин был найден мертвым, а по стране пошли слухи, что, дескать, смерть вождя народов – дело рук врагов- сионистов, Элина вновь едва не стала жертвой притеснений из-за национальности. Ей припомнили и пощечину, и высосанные из пальца прегрешения вроде хихиканья на собрании, хотели силой отнять комсомольский билет. За девушку вступился педагог, Иван Чабаненко. Если бы не его помощь, с университетом пришлось бы попрощаться.

Звания и награды

Элина Быстрицкая была увенчана высшими актерскими званиями и многими наградами. Она — Народная артистка СССР, Народная артистка Грузии, Народная артистка Азербайджана, Народная артистка Казахстана, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почета». Имеет Благодарность Президента РФ Б.Н.Ельцина за вклад в становление российской демократии, а также Благодарность Н.С.Михалкова за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа. На ежегодном российском кинофестивале «Женщины кино», посвященном великой русской актрисе Вере Холодной, проходившем в 1998 г., Э.А. Быстрицкая была удостоена Диплома «Приз Веры Холодной — семь красавиц кино» (по ролям в кино и жизни) в номинации «Самая женственная».

Как ветеран Великой Отечественной войны она была награждена орденом «Отечественной войны» II степени, медалью «За победу над Германией», многими юбилейными медалями.

Почетные звания

1962 — Заслуженная артистка РСФСР 1966 — Народная артистка РСФСР 1978 — Народная артистка СССР — Народная артистка Грузинской ССР — Народная артистка Азербайджанской ССР — Народная артистка Казахской ССР

Премии

2006 — Премия Правительства РФ в области культуры — за спектакль по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» 2000 — Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства — за исполнение главных ролей в спектакле «Перекрёсток» по пьесе Л. Зорина в Московском театре — Центре им. М. Н. Ермоловой

Ордена

2008 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность 1998 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства 2020 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность 1988 — Орден Октябрьской Революции — за заслуги в развитии советского театрального искусства 1985 — Орден Отечественной войны II степени — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов 1974 — Орден Трудового Красного Знамени 1960 — Два ордена «Знак Почёта» — в ознаменование 50-летия Международного женского дня и отмечая активное участие женщин Советского Союза в коммунистическом строительстве и их заслуги перед Советским государством по воспитанию молодого поколения, за достижение высоких показателей в труде и плодотворную общественную деятельность.

Медали

Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» Медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» Медаль Жукова Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «Ветеран труда» Медаль «В память 850-летия Москвы» Медаль «80 лет ВЛКСМ»

Поощрения

2004 — Благодарность Президента РФ — за большие заслуги в развитии театрального искусства 1999 — Благодарность Президента РФ — за большие заслуги в развитии театрального искусства и в связи со 175-летием театра 1996 — Благодарность Президента Российской Федерации — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента России в 1996 году

Региональные награды

2013 — Орден «За заслуги перед Ростовской областью» — за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную творческую деятельность

Общественные награды

1998 — Диплом «Приз Веры Холодной — семь красавиц кино» (по ролям в кино и жизни) в номинации «Самая женственная» 2000 — МКФ актёров кино «Созвездие» (Приз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф») 2001 — Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства 2002 — Премия «Триумф» 2003 — Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» 2004 — Премия «Сокровищница Родины» (журнал «Родина») 2009 — Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенды сцены» 2013 — Международная премия «Вера и верность» (Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного) — за неустанное творческое служение, актёрское мастерство и активную общественную деятельность 2013 — Национальная премия «Россиянин года» — Почётная казачка, полковник казачьих войск, имеет право ношения оружия. 2020 — Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска — 2019» — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

Детство и юность

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в городе Киеве в семье медиков. Ее отец был военным врачом, а мать Эсирь Исааковна работала поваром в больнице. С ранних лет ее окружали одни медработники, поэтому любимой игрой девочки было лечение кукол. После начала войны Элина прошла краткосрочные курсы медсестер.

Это позволило ей работать санитаркой во фронтовом госпитале, а затем она перешла в лабораторию. Параллельно с этим девушка сдала экзамены за 6-й и 7-й классы школы, чтобы иметь возможность учиться дальше.

После возвращения в Киев семья узнала, что в их дом попала бомба и уничтожила все вещи. Пришлось ехать в Нежин, где жили до войны. Там будущая актриса поступила в медицинский техникум. За полгода до получения диплома Элину попросили поучаствовать в художественной самодеятельности. Это был водевиль, в котором девушке досталась роль молодой барышни.

После окончания представления многие подходили и благодарили Быстрицкую за талантливо представленный образ. В 1947 году она получила заветный диплом, но к тому времени твердо решила, что в медицину не пойдет. По словам Элины Авраамовны, она просто испугалась ответственности, которую требует профессия врача.

Театр

После института Быстрицкую распределили в Херсонский драматический театр, но работать в нем Элина отказалась, потому что режиссер допускал вольности в отношении актрисы. Один из преподавателей помог Быстрицкой устроиться в Театр Моссовета, но выступать на его сцене актрисе не довелось – нашлись «доброжелатели», завалившие руководство театра жалобами.

Театральная биография Элины Быстрицкой началась в Вильнюсе. На сцене городского драмтеатра она сыграла Варю в спектакле «Порт-Артур», Ольгу в постановке «Годы странствий» и Аленушку в «Аленьком цветочке». Быстрицкая мечтала играть на столичной сцене, но долгие годы этой мечте не суждено было осуществиться. За перспективную актрису ходатайствовала Фаина Раневская – тщетно.

Только после выхода на экраны фильма «Добровольцы» Быстрицкой удалось переехать в Москву и устроиться в Малый театр. Ему она посвятила всю жизнь. Зрители с удовольствием наблюдали за ее игрой в спектаклях «Горе от ума», «Маскарад», «Главная роль», «Дачники» и других.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]