Детство и юность
Павел Петрович Бажов родился 15 (27 по новому стилю) января 1879 года. Будущий писатель рос и воспитывался в среднестатистической семье. Его отец Петр Бажов (изначально фамилия писалась через букву «е»), выходец из крестьян Полевской волости, работал на горнодобывающем участке в городке Сысерти, что в Свердловской области.
Позже Бажовы переехали в поселок Полевской. Родитель писателя зарабатывал на хлеб тяжелым трудом, а сельским хозяйством не занимался: в Сысерти не было пахотных земельных участков. Петр был трудолюбивым человеком и редким специалистом в своем деле, но начальники мужчину не жаловали, поэтому Бажов-старший сменил не одно рабочее место.
Дело в том, что глава семейства любил пригубить горячительного напитка и нередко уходил в запои. Но не эта вредная привычка становилась камнем преткновения между руководителями и подчиненным: подвыпивший Бажов не умел держать язык за зубами, поэтому критиковал рабочую верхушку в пух и прах.
Позже «разговорчивого» Петра, которого по этой причине прозвали Сверлом, брали обратно, потому что такие профессионалы ценятся на вес золота. Правда, заводское начальство не сразу снисходило до прощения, Бажову приходилось вымаливать рабочее место в течение долгого времени. В моменты раздумий кормчих семейство Бажовых оставалось без средств к существованию, спасали случайные заработки главы семейства и поделки его супруги Августы Стефановны (Осинцевой).
Мать писателя происходила из польских крестьян, вела домашнее хозяйство и воспитывала Павла. В вечернее время увлекалась рукоделием: плела кружева, вязала ажурные чулки и создавала прочие уютные вещички. Но из-за этой кропотливой работы, которая велась в темное время суток, у женщины сильно испортилось зрение.
Кстати, несмотря на своенравный характер Петра, у него с сыном сложились дружеские отношения. Бабушка Павла даже говаривала, что отец все время потакал чаду и прощал любые проказы. А у Августы Стефановны был и вовсе мягкий и покладистый характер, поэтому ребенок воспитывался в любви и гармонии.
Павел Петрович Бажов рос прилежным и любознательным мальчиком. До переезда он посещал земскую школу в Сысерти, учился на отлично. Павел схватывал предметы на лету, будь то русский язык или математика, и каждый день радовал родственников пятерками в дневнике. Бажов вспоминал, что благодаря Пушкину сумел получить достойное образование. Будущий литератор взял томик великого русского писателя в местной библиотеке на суровых условиях: библиотекарь в шутку велел, чтобы юноша выучил все произведения наизусть. Но Павел отнесся к этому заданию серьезно.
Позже его школьный учитель рассказывал об ученике другу-ветеринару как об одаренном ребенке из рабочей семьи, который назубок знает творения Александра Сергеевича. Впечатленный талантливым юношей, ветврач подарил мальчику путевку в жизнь и обеспечил выходцу из бедной семьи достойное образование. Павел Бажов окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем поступил в Пермскую духовную семинарию.
Юноше было предложено продолжить обучение и получить церковный сан, однако молодой человек не желал служить в церкви, а мечтал корпеть над учебниками на университетской скамье. К тому же Павел Петрович был не религиозным, а скорее революционно настроенным человеком.
Но денег на дальнейшее образование не хватило. Петр Бажов умер от болезни печени, приходилось довольствоваться пенсией Августы Стефановны. Поэтому, не получив университетского диплома, Павел Петрович работал преподавателем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция воспринималась подарком, он читал произведения великих классиков чувственно и с душой. Павел Петрович был одним из тех редких преподавателей, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу.
У девочек в училище имелся своеобразный обычай: они прикалывали любимым учителям бантики из разноцветных атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова не оставалось свободного места на пиджаке, ведь «знаков отличия» у него было больше всех. Стоит сказать, что Павел Петрович участвовал в политических событиях и воспринял Октябрьскую революцию как нечто должное и основополагающее. По его мнению, отречение Николая II от престола и большевистский переворот должны были покончить с социальным неравенством и обеспечить жителям страны счастливое будущее.
До 1917 года Павел Петрович был членом партии социалистов-революционеров, в гражданскую войну воевал на стороне красных, организовывал подполье и разрабатывал стратегию на случай падения советской власти. Также Бажов пребывал на посту заведующего профсоюзным бюро и управлением народного образования. Позже Павел Петрович возглавил редакционную деятельность, выпускал газету. Помимо прочего, писатель организовывал школы и призывал бороться с неграмотностью. В 1918 году мастер слова вступил в коммунистическую партию Советского Союза.
Литература
Как известно, будучи студентом, Павел Петрович жил в Екатеринбурге и Перми, где вместо живой природы вокруг были сплошные железные дороги, а вместо небольших домиков — каменные квартиры в несколько этажей. В культурных городах жизнь била ключом: люди ходили в театры и обсуждали светские мероприятия за столиками ресторанов, но Павел обожал возвращаться в родные края.
Там он и познакомился с полумистическим фольклором: местный старичок по прозвищу Слышко («Стаканчик») – сторож Василий Хмелинин – обожал рассказывать народные сказы, главными героями которых были мифические персонажи: Серебряное копытце, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка и бабка Синюшка.
Дедушка Василий Алексеевич пояснял, что все его повести основаны на быте и описывают «старинное житие». Это отличие уральских сказов от сказок Хмелинин подчеркивал особенно. Местная детвора и взрослые внимали каждому слову деда Слышко. В числе слушателей состоял и Павел Петрович, который впитывал удивительно-волшебные истории Хмелинина словно губка.
С тех времен и началась его любовь к фольклорному творчеству: Бажов тщательно вел тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки. В 1931 году в Москве и Ленинграде состоялась конференция на тему русского фольклора. В результате совещания была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора, затем было принято решение создать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Поиском материалов должен был заняться краевед Владимир Бирюков, однако ученый не нашел нужных источников.
Поэтому издание возглавил Бажов. Павел Петрович собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист. Бажов знал о паспортизации, однако ее не проводил. Также мастер пера придерживался принципа: герои его произведений – выходцы из России или Урала (даже если эти предположения противоречили фактам, литератор отвергал все, что было не в пользу его родины).
В 1936 году Павел Петрович опубликовал первое произведение под названием «Девка Азовка». Позже, в 1939-м, в тираж вышел сборник «Малахитовая шкатулка», который при жизни автора пополнялся новыми сказами со слов Василия Хмелинина. Но, по слухам, однажды Бажов признался, что не переписывал свои рассказы с чужих уст, а сочинял их.
Творчество П.П. Бажова
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – известный уральский писатель и фольклорист. Он родился недалеко от Екатеринбурга в семье рабочего. Первый писательский опыт Павла Бажова пришелся на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историей Урала. Его книга с Уральскими очерками опубликована в 1924 году.
Слава сказителя пришла позже. В 1936 году в журнале был опубликован его первый рассказ «Девка Азовка». В 1939 году в Екатеринбурге вышел первый сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В основном все рассказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.
Популярность пришла к Бажову в зрелом возрасте. И именно поэтому он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», высоко ставил звание писателя. Образцом для писателей, работающих в жанре сказки, считал Александра Сергеевича Пушкина, «у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». Другим эталоном для Бажова был Лева Николаевич Толстой, «сказки и детские рассказы которого – неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений».
О творчества Бажова написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление «этот Бажов» – фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: «В волшебный мир старых уральских сказов Бажов помещал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». Бажова называли «добытчиком устного речевого золота и искателем самородных сказаний».
Сам же Бажов оценивал свое творчество более, чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: «Говоря хорошие слова в адрес конкретного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец – рабочий».
Яркое самобытное творчество Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала. Талантливость трудового народа, быт, нравы, обычаи уральских горнорабочих постоянно привлекали внимание писателя. Его сказы впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит народных преданий. На страницах рассказов распускаются неувядаемые каменные цветы, оживают добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и веселые козлики. Всего Павел Петрович Бажов создал 56 сказов.
Почитать:
Особенности сказов Бажова
Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.
Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. «Тайные сказы» он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко — рассказчика из произведения «Малахитовая шкатулка». Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.
Термин «сказ» позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.
Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений — смешение в повествовании сказочных образов.
Волшебные герои сказок Бажова
Чудеса сказок Бажова затрагивают явления природы и добычу ископаемых. Еще в древние времена люди считали, что подземные богатства стерегут сказочные существа. Перед читателями сказок Бажова предстает Хозяйка Медной горы. Она считалась не только хранительницей сокровищ, но и покровительницей талантливых людей. Правда, рабочие Урала боялись встретиться с ней. Считалось, что нельзя было жениться человеку, который желал получить покровительство Хозяйки Медной горы.
Есть среди волшебных персонажей родственница Бабы Яги – Бабка Синюшка. А еще – Великий Полоз, суровый хранитель золотых залежей. Озорной покажется Огневушка-Поскакушка. Если этой девчонке захочется, покажет она местонахождение золота. Обаятелен образ Даринки с кошкой Муренкой. Приключения героев настолько необычны, что сказки интересны и взрослым, и детям.
Павел Бажов очень гордился своими произведениями в тематическом сборнике «Малахитовая шкатулка». Писатель стал известен благодаря этой книге. Произведения, которые в нее вошли, прозвали «сказами». В основе фольклорных рассказов – жизнь и быт на Урале, красота природы. «Замешаны» и мифологические персонажи. Ведется повествование от первого лица – рассказчика. Кроме того, восходят рассказы к «тайным сказам» Урала – преданиям горнорабочих.
Стоит сказки Бажова читать не только ради удивительных персонажей. В произведениях воспевается мастерство людей и труд, превращающийся в творчество. Здесь найдут для себя важные вещи взрослые. Бажов заостряет внимание на таланте и мастерстве. Хотя все сказы Бажова основывались на фольклоре, в сюжет он помещал обычных людей. Собственной реальностью и земной силой эти герои побеждали условности сказок. Всего Павел Бажов подарил миру полсотни произведений.
Фантастические герои сказов
Главная тема сказов Бажова — простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан — герой «Малахитовой шкатулки». Она помогает Даниле — персонажу сказа под названием «Каменный цветок» — раскрыть талант.
А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем. Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.
Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, — это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге. Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота. Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения.
Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича — Ариадны Павловны.
Сказы
Издательство «Махаон», 2014 г.
В каком возрасте прочитать ребенку Бажова? Он входит в школьную программу. Его произведения тяжелы для восприятия дошкольников, перегружены специфическими определениями, которые нужно будет объяснять. «Серебряное копытце» и «Огневушку-Поскакушку» можно почитать и в 6-7 лет, остальные сказки – однозначно позже, лет с десяти. Дело не в том, что они сложные. Требуется знание и понимание философии, исторических фактов хотя бы на начальном уровне. Не говоря уж о тонких субстанциях, пронизывающих сказки. Классики должны «отложиться» в голове, а иначе чтение превратится в повинность.
Обычно для знакомства с писателем покупают книгу подешевле: посмотреть, как пойдет. Вполне достойную по качеству иллюстраций книгу выпустил «Махаон» в серии «Золотая коллекция детства». Никакой информации о художнике Марии Коротаевой найти не удалось, но рисунки хорошие. Не шедевральные, типичные книжные – и хорошие. Правильные цвета – зеленый, серый, коричневый, настроение верное: спокойная величавость, магия русской природы. Лица персонажей теряются, люди – часть картины, все взаимосвязано: и дома, и деревья, и живые существа. Из новых впечатлений: нет ощущения каменности, наоборот, мягкость чувствуется, безмятежность. И такой взгляд на Бажова достоин уважения. В книгу вошли сказки: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Две ящерки», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка», «Серебряное копытце». Цена книги в магазинах ~250 руб.
Личная жизнь
Известно, что на протяжении долгого времени Павел Петрович не был вовлечен в отношения с женщинами. Писатель не был обделен вниманием милых дам, но в то же время не был и донжуаном: Бажов не окунался с головой в мимолетные страсти и романы, а вел аскетичную холостяцкую жизнь.
Почему до 30 лет Бажов оставался одиноким, объяснить сложно. Литератор увлекался работой и не хотел распыляться на проходящих мимо барышень, а также верил в искреннюю любовь. Впрочем, так оно и случилось: 32-летний фольклорист предложил руку и сердце 19-летней Валентине Александровне Иваницкой, бывшей ученице. Серьезная и образованная девушка ответила согласием.
Это оказался брак на всю жизнь, возлюбленные воспитали четверых детей (в семье родилось семеро, но трое умерли в младенческом возрасте от болезней): Ольгу, Елену, Алексея и Ариадну. Современники вспоминают, что в доме царил уют и не происходило случаев, чтобы супругов обременяли бытовые или иные разногласия.
От Бажова нельзя было услышать имени Валя или Валентина, потому что Павел Петрович называл возлюбленную ласковыми прозвищами: Валянушка или Валестеночка. Писатель не любил опаздывать, но, даже уходя на собрание в спешке, возвращался на порог, если забывал поцеловать на прощание горячо любимую жену.
Павел Петрович и Валентина Александровна жили счастливо и поддерживали друг друга. Но, как и у любого другого смертного, в жизни писателя бывали как безоблачные, так и горестные дни. Бажову пришлось пережить страшное горе – смерть ребенка. Юный Алексей погиб из-за несчастного случая на заводе. Также известно, что Павел Петрович хоть и был занятым человеком, но всегда выделял время на разговоры с детьми. Примечательно, что с отпрысками отец общался как со взрослыми людьми, давал право голоса и выслушивал их мнения.
«Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого», – говорила Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери».
Дети
Этот брачный союз стал для обоих супругом единственным. В крепкой и счастливой семье появилось на свет семеро детей. Однако из-за болезней три младенца умерли вскоре после рождения, а выходить и воспитать родители смогли лишь четверых.
Ольга, Елена, Алексей и Ариадна росли в атмосфере дружбы, любви и взаимного уважения. По словам очевидцев, Павел называл свою супругу исключительно ласковыми аналогами имени. Она непременно была «Валянушкой» или «Валестеночкой», а перед любым уходом из дома он всегда ее целовал. И если в спешке забывал это сделать, то всегда возвращался, несмотря на возможность срыва предстоящей важной встречи.
Но, как бы ни старались супруги сохранить в своем мире счастье и любовь, и в их семье познали ужас потери любимого человека. Юный сын Алексей погиб на заводе в результате несчастного случая. Семья тяжело перенесла утрату, но вынуждена была смириться с жестокой судьбой.
Примечательно, что отец всегда общался со своими детьми как со взрослыми людьми и никогда не уходил от разговора, даже когда было очень мало свободного времени. Впоследствии его младшая дочь Ариадна в своей книге воспоминаний «Глазами дочери» отметит следующее: «Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого».
Дом-музей Бажова в Екатеринбурге
Все произведения Павла Бажова написаны в доме на углу улиц Чапаева и Большакова (бывших Архиерейской и Болотной). До постройки этого дома Бажов жил с 1906 года в небольшом доме, который ныне не сохранился, на той же Болотной улице, недалеко от угла.
Дом на улице Чапаева 11, писатель начал строить в 1911 году, а с 1914 года семья Бажовых жила в нем до отъезда в Камышлов. Сюда Павел Бажов вернулся в 1923 году и жил здесь до конца своей жизни.
В доме четыре комнаты, кухня и прихожая ведет в кабинет писателя, который одновременно был спальней старших Бажовых. Одной стороной дом обращен в сад, где все было посажено руками Бажовых. Здесь растут березы и липы, рябина и черемуха, вишня и яблони. Сохранились любимые писателем скамейки под рябиной и столик под липой. Рядом с садом огород и надворные постройки (сарай с сеновалом).
После смерти писателя в доме до 1968 года жила его жена Валентина Александровна. 3 февраля 1969 года здесь был открыт мемориальный дом-музей Бажова.
Эрнст Неизвестный и памятник Бажову
Павел Бажов защищал тех, на кого нападали, не давал исключать из Союза писателей, в том числе не дал в обиду детскую писательницу Беллу Дижур — мать Эрнста Неизвестного. Наверно, не случайно Эрнст Неизвестный, который с детства знал писателя, сделал модель памятника Бажову.
Приехав однажды в Свердловск на каникулы, уже после смерти Бажова, Эрнст Неизвестный узнал о конкурсе на памятник для могилы писателя. Узнал и сделал свою работу. Была ли статуэтке гипсовая или пластилиновая, Белла Абрамовна не помнит. Читайте еще: Людвиг Ван Бетховен биография.
Судить о статуэтке «П.П. Бажов» теперь можно только по фотографии. На горке, то ли на старом пне, то ли на камне, сидит этакий задумчивый, мудрый старичок-лесовичок с совсем не старым еще лицом, с трубкой в руке, с книгой на коленях, в длинных каких-то одеждах. Но при всей этой внешней условности и романтичности — поразительное портретное сходство с живым автором «Малахитовой шкатулки». Настоящий волшебный сказочник!