Глеб Панфилов: «Я горячий поклонник своей жены»


Биография Глеба Панфилова

Глеб Анатольевич Панфилов – один из крупнейших мастеров отечественного и мирового кинематографа, народный артист РСФСР, почетный доктор Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, академик, лауреат Государственной премии и премии Президента РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, офицер французского ордена искусств и литературы.


На фото: Глеб Панфилов

Автор ярчайших лент – обладатель множества национальных и международных кинонаград, включая специальный приз жюри фестиваля в Каннах за выдающиеся художественные достижения в драме «Мать», премию «Золотой леопард» фестиваля в Локарно (Швейцария) за военную картину «В огне брода нет», «Золотой медведь» Берлинаре за романтический фильм «Тема», диплом на МКФ в Нью-Йорке и венецианский «Серебряный лев св. Марка» за трагикомедию «Начало».

Биография

Глеб Анатольевич Панфилов – режиссер, пришедший в кинематограф из научной среды. Первый же фильм принес ему признание коллег и награду международного кинофестиваля, а менее чем через 20 лет после съемок дебютной картины Панфилов стал Народным артистом РСФСР.

Режиссер Глеб Панфилов

Фильмы режиссера беспощадно правдивы и эпичны, при этом пронизаны тонким психологизмом и лиричностью. Кинокритики после выхода первых работ Панфилова поставили его в один ряд со звездными коллегами Андреем Кончаловским, Ларисой Шепитько и Элемом Климовым.

Детство

Будущий прославленный режиссер появился на свет 21 мая 1934 года. Его родители, Анатолий Петрович и Вера Степановна, жили в бараке и строили металлургический комбинат в Магнитогорске. Отец, убежденный коммунист с твердым характером, происходил из семьи кузнецов, был журналистом, в годы ВОВ – редактором фронтовой газеты, затем преподавател историю партии в ВТУ им. Б.Щукина. Мать имела экономическое образование. Позже у пары появился сын Евгений (скончавшийся в 2012 в возрасте 75 лет) и Максим (ставший кинорежиссером, актером и продюсером).

Глеб Панфилов в молодости

По словам Глеба Анатольевича, в детском возрасте на него произвело сильнейшее впечатление первое посещение Театра юного зрителя, куда его, шестилетнего мальчика, привела бабушка, – оно пробудило его воображение.

Но главным его потрясением тех лет был момент проявления изображения на фотобумаге, когда отец позволил сынишке посмотреть, как в темной комнате с красным светом и мисками с химическими реактивами печатаются фотографии. Этот, на первый взгляд, незначительный случай сыграл немалую роль в его жизни – привел в химию и в кино.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТАНЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

По одобрительному гулу зала становилось понятно, что предложения кандидата сразу обретали своих сторонников.

На дебатах участников предварительного голосования «Единой России» по довыборам в Собрание депутатов НАО трудно было не обратить внимание на этого молодого человека: держится спокойно, выступает без бумажки, при этом излагает не дежурные красивые фразы, а предлагает интересные идеи и тут же кратко разъясняет механизм их реализации.

Итак, знакомьтесь: Анатолий Панфилов. Родился 14 февраля 1985 года в Нарьян-Маре. Учился в нарьянмарской средней школе № 2. Потом поступил в Воронежский военный авиационный инженерный университет, который с отличием закончил. Далее воинская служба, успешная работа на руководящих должностях в газонефтяных компаниях Ямала.

В 2012 году активного земляка приметил депутат Госдумы Григорий Ледков и пригласил работать своим помощником в Ямало-Ненецком автономном округе.

Сегодня Анатолий Панфилов – помощник депутата Государственной думы и сотрудник аппарата губернатора ЯНАО.

Родители Анатолия живут и работают в г. Нарьян-Маре.

Корр.: Анатолий Александрович, вы молоды, успешны, прошли хорошую производственную школу и возвращаетесь в Нарьян-Мар. Чем обусловлено это решение?

А. Панфилов: – Вопрос возвращения в округ, на малую родину, стоял очень давно. Конечно, были раздумья, но в результате ответ на этот вопрос оказался простым и очевидным. Все годы моей работы на Ямале и в Тюменской области постоянно наблюдаю за тем, как развивается округ. И вижу много социальных проблем, которые надо решать. Уверен, что жители НАО должны жить не хуже, чем наши соседи. Сравним НАО с ЯНАО. Там более полумиллиона жителей, а у нас всего 45 тысяч. Территории вроде бы идентичные, но живёт наш округ сложнее. Социальная нестабильность, отсутствие достойной работы, большой отток населения, отсюда кадровый голод. Молодёжь, в большинстве своём, отучившись в вузах, не возвращается обратно. Поскольку не видит перспектив. Надо переломить эту ситуацию, необходимо развеять стереотипы и дать реальную возможность молодым проявить себя. Работая на Ямале, я всегда скучал по родному дому и при первой возможности прилетал в Нарьян-Мар. Здесь у меня родители живут, родные и друзья. Это тоже один из главных факторов возвращения в НАО. Так что не понаслышке знаю обо всех проблемах, с которыми сталкиваются люди округа. Считаю своим долгом вернуть людям веру в родной округ, любовь к родному краю и, конечно, постараться изменить стереотипы…

– Кстати, а как вернуть в округ молодых специалистов из числа местных?

– Готов стать «первой ласточкой». Я лично знаю многих уроженцев нашего округа, состоявшихся специалистов своего дела, друзей, которые добились успеха, и они готовы вернуться на родину. Конечно же, они должны иметь работу и достойную зарплату.

Самое главное, что они не бросят округ, будут стараться делать всё на высшем уровне. Для примера возьму окружное дорожное предприятие – ДРСУ, которое переживает кризисные времена. Дороги в Нарьян-Маре находятся в отвратительном состоянии. Каждый год ведутся ремонтные работы, а улучшения никто не видит. Выход здесь один: есть специалисты, которые могут приехать сюда работать и по-настоящему взяться за дело. Надо разработать программу, по аналогии с соседним округом. Ввести гарантийный срок – 5-7 лет – на строительство дорог, как в ЯНАО. Чтобы предприятие отвечало за качество работ и несло ответственность. И не нужно ссылаться на то, что здесь вечная мерзлота. На самом деле надо провести хорошие изыскательские работы и найти грамотную эксплуатирующую организацию. Главное, что есть такие специалисты. Они готовы вернуться в округ и работать на его благо. А не просто занимать хлебные места.

Также, на мой взгляд, для молодых специалистов, вчерашних студентов следует принять программу. Если округ их направляет на учёбу, то они обязаны будут вернуться в регион, отработать 5-7 лет, но для этого необходимо создать им приемлемые условия, чтобы они захотели вернуться на малую родину и работать. Конечно же, на первых порах обеспечить молодых специалистов служебным жильём.

– Вам 34 года. Вы получили блестящее образование в университете. У вас уже есть дипломы преподавателя, нефтяника, сейчас получаете специальность юриста. Вам интересен сам процесс постижения знаний или…

– Наверное, буду всю жизнь учиться…Самообразование важно для меня. Сегодня информация и образование – главный человеческий капитал. Очень хочется, чтобы в округе был филиал достойного многопрофильного вуза или нескольких учебных заведений, чтобы жители НАО имели возможность здесь получать образование, повышать свою квалификацию. Я готов не только продвигать эту идею, но и воплотить в жизнь.

К сожалению, у нас провалена программа среднего специального образования. В городском профтехучилище специальностей много, а вот реального спроса на молодые кадры, порой нет. Надо бы принять стратегическую программу по трудо­устройству выпускников данного учебного заведения. Причем, такое училище у нас всего одно на весь округ. И оно очень необходимо нам здесь. Без подготовки людей рабочих специальностей нам не прожить. И надо принять стратегическую программу на 5-10 лет по тем специальностям, которые потребуются округу для развития. В этом плане есть хороший пример – Саха (Якутия).

Вообще, учиться надо всегда, познавать всё новое. Я со школьной скамьи всегда с желанием учился, всегда понимал, что очень важно для меня и необходимо для моего будущего. Жизнь меняется стремительно, появляются новые возможности, всё это надо познавать.

– Хочу вернуться к вашей общественной работе. Вы являетесь помощником депутата Государственной думы Г.П. Ледкова по работе в Ямало-Ненецком округе. Расскажите об этой работе подробнее, какие насущные вопросы северян решаются, какая помощь оказывается?

– В деятельности депутата Федерального Собрания полномочия позволяют отрабатывать самый широкий спектр вопросов и не только в ЯНАО. Мы помогаем жителям северных регионов.

Вопросы и проблемы, которые они ставят, самые разно­образные. Мы стараемся их решать. Тут хочу особо отметить, что в отличие от нашего округа, во всех субъектах РФ власти, неф­тяные компании и местные жители решают эти вопросы сообща, действует институт социального партнерства.

Недавно мы представили проект по решению подобных вопросов на примере Пуровского района, в частности, как ГАЗПРОМНЕФТЬ и Компания НОВАТЭК оказывают помощь в трудоустройстве выпускников педагогических учебных заведений и профессионально-технических училищ. Нефтяники взяли на себя решение этих вопросов. К примеру, люди уходят на пенсию, их заменяет молодое поколение. Компании делают заказ учебным заведениям на специалистов, которые потребуются в регионе в ближайшие годы, и в дальнейшем их трудоустраивают.

– Расскажите о своих родителях и тех уроках, которые вы от них получили.

– Родители мои – люди труда. Сейчас на пенсии, но продолжают трудиться. Они хорошие, достойные люди. Поддерживают меня и младшего брата, который живет в Нарьян-Маре. Я очень люблю свою семью и своих близких. У нас родственников много, со всеми поддерживаем добрые отношения. Они также хотят, чтобы я вернулся в округ и здесь применил свои знания и наработанный опыт.

Труд, порядочность – это главное, что ценится в нашей семье. Я воспитан на примере родителей и дорожу этим. Горжусь тем, что прошёл в своё время обучение в военной академии. Она дала мне путёвку в жизнь. Я состою в попечительском совете своей академии и оказываю помощь.

В наших людях ценю искренность, порядочность, честность, трудолюбие. Самое главное – никогда никого не подводить, не предавать. Как уже говорил, не приемлю инертность людей. И сегодня нам всем необходимо хорошо подумать, кого мы изберём в окружное Собрание, кто будет отстаивать интересы жителей округа, чтобы у людей была достойная жизнь.

– На увлечения время остаётся?

– Много чего бы мне хотелось делать для души. Но времени на всё не хватает. Если свободный день появляется у меня, люблю встать на лыжи, на коньки. Я призёр чемпионата «Северное сияние», неоднократный чемпион вооруженных сил. Люблю читать, люблю театр.

Ну а самое любимое занятие – познавать и учиться. Мне интересны новые люди. Где бы ни был, интересуюсь проблемами и достижениями регионов, чем живут люди, как строят свою работу те, кто представляет нас во власти.

Первые шаги к успеху

После школы Глеб окончил химфак Уральского политеха в Свердловске (ныне Екатеринбург), увлекался фотографией. Затем он, начинающий инженер-химик, трудился мастером цеха химочистки на местном пенициллиновом заводе. В 1959 Панфилов перешел в горком ВЛКСМ на должность завотделом пропаганды и агитации. В тот же период по его предложению была создана городская любительская киностудия, где он снял свои ранние короткометражные ленты.

Молодой Глеб Панфилов

В 1960-1963 гг., работая с 1961 на Свердловском телевидении и продолжая снимать короткометражки, он учился на заочном отделении кинооператорского факультета ВГИКа (мастерская А.Д. Головни), затем, до 1965, был студентом Высших курсов сценаристов и режиссеров (ВКСР).

Инна Чурикова и Глеб Панфилов в молодости

Трудиться в качестве режиссера он начал в 1966 на киностудии «Ленфильм», и уже спустя два года состоялась премьера его дебютной художественной ленты «В огне брода нет». Она рассказала о судьбе Тани (Инна Чурикова), комсомолки с неказистой внешностью, работавшей в период гражданской войны на санитарном поезде, встретившей свою первую любовь и неожиданно обнаружившей талант настоящей художницы.

Глеб Панфилов: «Я горячий поклонник своей жены»

Его фильмы вошли в золотой фонд кинематографа – «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Мать», «Романовы. Венценосная семья». Но сейчас Панфилов продолжает удивлять публику уже не в кино, а в театре.

«Начальник цеха спал, а мы работали»

Глеб Анатольевич родился 21 мая 1934 года в Магнитогорске. После школы он окончил Уральский политехнический, где учился на химфакультете, был сменным инженером завода медицинских препаратов, в простонародье – пенициллинового. «Работали в три смены, шесть дней в неделю: шесть дней с 8 утра до 6 вечера, потом с 6 вечера до 12 ночи, затем с 12 ночи до 8 утра, – вспоминает Панфилов. – Организм шел вразнос – никакой системы, ритма, все смешалось, все шло на разрушение здоровья. Но главное: работали в парах бутилацетата или хлороформа, иногда раствор разливался и доходил до щиколоток. И так спать постоянно хочется, а если это еще и ночью происходило – просто невыносимо! Начальник цеха спал, а мы работали».

В таких условиях Глеб и снимал на любительской студии, которую организовал на заводе, свой первый фильм: приходил домой, завтракал и шел на съемку. Это была картина «Нейлоновая кофточка», нравоучительная история о том, как бабушка выслала своей внучке деньги на дорогу, чтобы та к ней, наконец, приехала, а девочка вместо этого купила нейлоновую кофточку и осталась дома. Свой фильм Панфилов отправил на всесоюзный смотр. Впоследствии очень известный киновед и критик Рамил Соболев писал о странном режиссере, который прислал свою странную картину «Нейлоновая кофточка». Это, мол, нечто, следите за этим молодым человеком.

Следующая лента «Народная милиция» была документальная, снятая на улицах Свердловска. И когда министр культуры РСФСР посмотрел этот фильм на Свердловской киностудии, то сказал: «Знаете что, мы выпустим эту картину на широкий экран». Так и случилось. А Панфилов за очень короткое время стал молодым кинематографистом.

В то время зародилась дружба режиссера с актером Анатолием Солоницыным. «Мы познакомились в молодые годы, за пять минут – и на всю жизнь, – говорит Панфилов. – Эта судьбоносная встреча случилась на свердловском телевидении, на пятачке первого этажа, где собираются покурить, поговорить, обменяться новостями. А рядом был небольшой уютный зал для перезаписи фильмов и передач. Я сочинил сценарий “Дело Курта Клаузевица” и искал исполнителей. Это история времен Великой Отечественной войны, дело происходило в землянке. Нужен был тип молодого немецкого солдата, который умирает от тифа, в одиночестве, находясь на нашей территории».

И вот Панфилов в группе выпускников театрального училища увидел Солоницына. Лицо у артиста было завораживающее: удивительный, магнетический, приковывающий внимание взгляд. Режиссер решил: то, что надо. Подошел к Анатолию: «Здравствуйте, молодой человек! Хотите сниматься в кино?» – «Конечно!» – «Тогда вот десять страниц текста, почитайте. Если вас заинтересует – не сочтите за труд, зайдите в комнату напротив». Через пять минут раздался стук в дверь, зашел Солоницын и заявил: «Согласен!» Так и начали работать. Очень быстро сняли свою первую картину. С ней Панфилов поехал на Высшие режиссерские курсы в Москву, где она понравилась мастерам, и Глеб был принят на учебу.

«Эти запавшие глаза Солоницына – уникальны»

На курсах Панфилов познакомился с Андреем Тарковским, тот как раз начинал снимать «Андрея Рублева». Уже был утвержден исполнитель главной роли, это был Станислав Любшин. «И вот к Новому году я еду домой, в Свердловск, – вспоминает режиссер. – Проходя по Банковскому переулку, посмотрел на окна Толи Солоницына – там был свет. Я решил забежать буквально на минутку, потому что назавтра уже уезжал. Он сидит какой-то странный, накурено (он очень много курил). Спрашиваю: “Толя, что с тобой?” Он говорит: “Гениальный сценарий”. И показывает журнал “Искусство кино” со сценарием “Андрея Рублева”. Я осторожно: “Толя, по-моему, они уже начали снимать”. – “Что ты! Я тебя очень прошу – скажи Тарковскому про меня. Я согласен на любую роль!” – “Все скажу!”

И я уехал. Взял с собой две фотографии Толи в роли немца, с его удивительным, пылающим взглядом. Когда Андрей их увидел, он, можно сказать, вздрогнул: “Кто это? Где он?” Я все рассказал: в Свердловском театре драмы, готов сниматься в роли Андрея Рублева. “Немедленно вызывайте! Чтобы завтра же был здесь!” И назавтра вечером Анатолий Солоницын был в Москве, он просто летал. Через день слегка подшофе приходит в общежитие Литинститута, где мы тогда проживали: свершилось! “Рублев?” – “Да, утвержден!” И все это в течение каких-то трех дней».

Панфилов чувствовал вину, что своими действиями фактически лишил Станислава Любшина великой роли, а он актер просто замечательный. Глеб Анатольевич убедился в этом, работая с ним на фильме «Тема». Но режиссер не сомневается в правильности выбора Тарковского: «Эти запавшие глаза Солоницына, энергия, которая исходит от этих глаз, уникальны. Я только еще один раз встречал такой же взгляд – у артиста Рэйфа Файнса. Я, кстати, рассказал ему эту историю и то, что он и Толя очень похожи».

«Мы должны были встретиться с Чуриковой»

Работа с Панфиловым раскрыла в полной мере и талант Инны Чуриковой, которая потом вышла замуж за режиссера. Именно в фильмах мужа она стала актрисой неповторимого диапазона, а сам Глеб Анатольевич уверен: их знакомство было предопределено судьбой. «Мы должны были встретиться, – заявляет он. – Я долго искал это лицо. Когда я ее увидел по телевидению в какой-то передаче, понял — она! Хотя до этого видел Чурикову в “Морозко” и в “Старшей сестре”. Но тут было совершенно незнакомое лицо — она умела быть разной!

А потом, когда мы уже были женаты, у меня в одно прекрасное утро на Васильевском острове, где я тогда жил, возник сюжет фильма “Начало” о том, как девушка играет в кино Жанну Дарк. Наши устремления совпали — мне хотелось это снять, Инне безумно хотелось играть Жанну. Сценарий мы писали вместе с Евгением Габриловичем. Но в Госкино не сразу приняли сценарий, обвиняли в схематизме. Не без оснований. Потом я заново переписал всю историю — сразу все обросло, все выстроилось, и дело быстро-быстро покатилось. Вот так потом и строились все наши проекты — увлеченно, страстно, азартно. Также мы живем и в семье».

Ради этого брака Панфилов оставил первую семью, в том браке у него с женой Эрой родился сын Анатолий, сейчас он работает художником-оформителем. Обиды у него на отца не осталось, наоборот, и Анатолий, и его мама отлично общаются с Чуриковой. Инна же подарила Глебу сына Ивана, тот окончил международно-правовой факультет МГИМО, но потом шокировал родителей тем, что решил посвятить себя ресторанному бизнесу. Конечно, он успел поработать в респектабельной юридической фирме, однако сидение в офисе угнетало Ивана. А вот готовить и угощать других ему нравилось с детства. Так что теперь он признается, что нашел свое настоящее призвание.

«Сейчас все можно, свобода? Ничего подобного» После «Начала» и «Темы» Панфилов продолжал снимать Чурикову в своих фильмах: на экраны вышли «Васса», «Василиса». И конечно, «Мать». «Когда уже в зрелом возрасте я перечитал роман Горького, наткнулся там на слова Пелагеи Ниловны, обращавшейся к сыну: “Паш, а это и есть запрещенные люди – твои друзья, которых ты к нам приводишь?” – “Да”. Это поразило ее, потому что они ей очень нравились – если и выпивали, то очень умеренно, в основном разговаривали и пели. Это же была диссидентская книжка, – говорит Панфилов. – Но у Горького есть одна неточность, которая трактовала жизнь не по правде: он писал, что вся рабочая слобода шла за красным знаменем. Вот это была неправда.

Есть данные полиции, показания очевидцев, материалы судебного разбирательства: шла горстка рабочих. Причем за этот публичный ход за красным знаменем, за это открытое выступление против власти, против самодержавия полагалась смертная казнь. То есть, шли самоубийцы, которые осознанно жертвовали собой ради своей идеи. Это сильно – когда понимаешь, что расплата жестока, но продолжаешь идти. Для меня это было просто открытие: Господи, да это же замечательная история, ее просто надо правильно прочесть и поставить! Когда я это увидел и понял, мне это очень захотелось снять».

За этот фильм Панфилов получил приз жюри на фестивале в Каннах. Однако дома кинематографисты приняли его прохладно: «”Мать” и сегодня не ко двору: люди выступают, герой – рабочий человек, который ради своих идеалов готов пожертвовать жизнью, его товарищи интересуются политикой, у них есть идеалы. Неактуально! А ведь это Горький, хрестоматийное произведение, – говорит режиссер. – Не так все просто. Сейчас все можно, свобода? Ничего подобного. “Нежелательно, не стоит, есть другие соображения”».

Когда Панфилов снимал картину «Романовы. Венценосная семья», старался рассказывать историю со всей тщательностью, в соответствии с реальными событиями. Сам он когда-то ребенком забрел в дом Ипатьева и увидел на стене отпечаток окровавленной руки. Ужасно испугался, расплакался, побежал к бабушке. Это была комната, где расстреляли царскую семью. И все это отпечаталось в памяти режиссера. «Снял фильм, картина получилась, она показывается. Но я вижу, как, несмотря на ее официальное существование, она показывается чрезвычайно редко и так, чтобы ее поменьше видели. Зачем вспоминать? Зачем волновать? Не хотят. Это не цензура. Но можно задвинуть, не показать раз, два, а показать только на третий».

«Стараюсь не сидеть на печи, а продолжаю работать»

Сейчас Панфилов предпочитает театр, главную роль в его спектакле «Аквитанская львица» играет, конечно же, Чурикова. Правда, критики после премьеры вменяли актрисе в вину сверкание глазами, мимические игры, за которыми нет любви, нет чувства. «Это люди, которые говорят на белое черное! – заявляет Глеб Анатольевич. – Это говорят люди, которые органически не выносят Чурикову, не любят ее глаза, ее голос. Не любят ее талант, не любят ее саму. Я с этим сталкивался и в советский период, когда в Госкино ее в упор не хотели видеть в роли Тани Теткиной в картине “В огне брода нет”. Эти же люди не хотели, чтобы Пашу Строганову в фильме “Начало” играла Чурикова. Это люди, которые на дух не переваривают все, что связано с ее именем. Чтобы идентифицироваться с Чуриковой, надо немножко обладать ее чуткостью и ее особым мировосприятием. Должны быть какие-то совпадения хотя бы. А если пересечений нет, то она неизбежно вызывает раздражение».

Панфилову часто приходится выступать в качестве защитника Инны Михайловны: «Прежде всего, я ее горячий поклонник, человек, который высоко ценит ее индивидуальность, ее глубину, ее доброту, ее талант. Она очень яркая личность, необычайно чувствующая и проникновенная. И как настоящий талант, она стоит особняком. В ней могут сочетаться и комичность, и драматизм, и множество красок сразу. Это уровень Джульетты Мазины».

Глеб Анатольевич категорически не признаёт театр, в котором режиссёр ставит, прежде всего, себя. Он продолжает смотреть вперёд, строит планы о создании собственной мастерской, в которой надеется совместить кино и театр. И признаётся: тратить время на добывание денег уже не хочется. «Странно, что кино я стал заниматься прежде, чем работать в театре. Просто так сложилась моя жизнь, – говорит Панфилов. – Но театр так же самодостаточен, как кино, если не более — в данных условиях. Театр в наше новое непростое время и производство, и прокат имеет под собственной крышей. Знаете, какое это замечательное достоинство? У людей, которые производят кино, его забирают, а дальше прокатывают картину как хотят. Работать в кино стало чрезвычайно трудно. В театре, если ты сделал интересный спектакль, зритель голосует за него своим посещением. Здесь всё по-честному. И со всеми проблемами, которые переживает театр, в нём сегодня максимум условий для творческой работы.

Стараюсь не сидеть на печи, а продолжаю работать. Просто это самая интересная часть моей жизни, самая увлекательная. Она, конечно, и силы забирает, но и даёт. Ничто так не заряжает, как зрительская реакция, вот эта энергия, она в театре особенно ощутима, когда заканчивается спектакль, и даже по ходу действия. И благодарная публика заряжает тебя намного сильней, чем таблетки и врачебные процедуры».

Подготовила Лина Лисицына По материалам «Невское время», Znak.com, «Областная газета»

Расцвет карьеры

В 1970 Глеб Панфилов снял киноленту «Начало», ставшую судьбоносной, сделавшую его всемирно известным мастером со своим узнаваемым стилем, выразительным и психологически точным. Во время съемок он заключил брак с актрисой Инной Чуриковой. Показательно, что с просмотра именно этого фильма в 2020 начинался в Лондоне торжественный вечер в честь 75-летнего юбилея его супруги и музы, исполнительницы центральной роли скромной ткачихи, попавшей в большое кино и блестяще сыгравшей саму Жанну д’Арк.

Инна Чурикова с Глебом Панфиловым

А 1975 по собственному сценарию режиссером была снята двухсерийная драма «Прошу слова», впечатлившая критиков и зрителей глубиной и метафоричностью сюжета. В частности, тем обстоятельством, что 15-летний сын главной героини (Чурикова), чемпионки по стрельбе, погибает от орудия ее рекордного достижения – огнестрельного оружия. Лента, как и большинство работ автора, не осталась без кинематографических наград – получила юбилейный приз на МКФ в Карловых Варах и почетный диплом на фестивале в Барселоне.

Через два года режиссер-мыслитель перешел на «Мосфильм» и начал вести мастерскую на ВКСР. В 1979 он создал драму «Тема», повествовавшую об эмиграции, где вместе с Чуриковой главную роль блестяще сыграл Михаил Ульянов. Из-за выхода за цензурные рамки фильм был допущен к прокату только через 8 лет и тогда же был удостоен главного приза Берлинского МКФ.

Молодой режиссёр Глеб Панфилов

В 1981 великий мастер представил очередной самобытный проект – экранизацию пьесы сибирского драматурга Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» под названием «Валентина». Главных персонажей в мелодраме о любви и человеколюбии сыграли Дарья Михайлова и Родион Нахапетов.

Спустя год зрители увидели драматичную ленту «Васса», снятую им по произведению Максима Горького. И снова показ киноработы режиссера стал важным событием, поразительным попаданием в интонацию автора и открытием новых граней таланта его жены, исполнившей заглавную роль. Картина получила золотой приз Московского МКФ, а супруги – Госпремию.

Глеб Панфилов в театре

В 1986 Глеб Анатольевич дебютировал в качестве театрального режиссера. Он поставил на сцене «Ленкома» легендарного «Гамлета» Шекспира, задействовав в центральных ролях наилучших актеров Олега Янковского (Гамлет), свою супругу (Гертруда), Александру Захарову (Офелия).

В 1990 он создал глубокую и трагичную экранизацию романа М.Горького «Мать» с несравненной Чуриковой и ее молодыми коллегами Дмитрием Певцовым, Виктором Раковым. Международные фестивали и на этот раз не обошли его своим признанием – лента получила в Каннах приз за художественный вклад в киноискусство.

Кадр из фильма «Васса»

В 1991 классик отечественного кино основал студию с названием «Вера», в честь его мамы, но вместившем более широкий смысл. Спустя год увидел свет следующий ленкомовский спектакль режиссера «…Sorry», коснувшийся вопроса еврейской эмиграции и имевший успех особенно среди молодежи.

Параллельно он вместе с женой и сыном приступил к работе над сценарием картины «Романовы. Венценосная семья». Лента о трагической странице в истории государства вышла в 2000 году, была удостоена главной награды форума «Виват, кино России!» (Санкт-Петербург) и выдвинута национальным комитетом на соискание «Оскара».

Кадр из картины Шлеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья»

В 2006 состоялся премьерный показ новой работы выдающегося мастера – телесериал «В круге первом», снятый по роману нобелевского лауреата Александра Солженицына. Главных персонажей воплотили на телеэкране Евгений Миронов (Нежин) и Дмитрий Певцов (Володин). В роли Сталина предстал Игорь Кваша, шефа контрразведки – Игорь Угольников, профессора – Владимир Конкин, главы МВД – Роман Мадянов, жены одного из заключенных – Инна Чурикова. Экранизация получила приз фестиваля FIPA в Биаррице (Франция), «Нику» и ТЭФИ.

Вскоре вышел художественный фильм «Хранить вечно», созданный по мотивам того же произведения писателя. Он был удостоен спецприза правительства ООН в РФ на Международном форуме «Сталкер».

В 2008 телезрители могли увидеть двухсерийную мелодраму «Без вины виноватые» по одноименной пьесе А.Н.Островского, где опять блистала Чурикова и снялись многие другие звезды отечественного кинематографа, включая Олега Янковского, Ивана Панфилова, Альберта Филозова, Марию Шукшину, Виктора Сухорукова, Леонида Броневого.

Кадр из фильма «Без вины виноватые»

Кинорежиссер продолжил сотрудничество с московским Ленкомом, поставив в 2010 и 2012 спектакли «Аквитанская львица» (по пьесе Джеймса Голдмена «Лев зимой») и «Ложь во спасение» (по мотивам Алехандро Касоны).

В 2020 в Театре наций прошла премьера «Аудиенции», поставленной Глебом Анатольевичем по одноименному произведению Питера Моргана, где Чурикова предстала в роли Елизаветы II. Интересно, что автор специально приезжал в столицу РФ, чтобы подписать договор об эксклюзивном праве постановки пьесы, дополнив его (после знакомства с актрисой) требованием, что королеву должна играть только она и дописав по просьбе Панфилова несколько сцен, где есть упоминания о России.

Фильмы

Творческая биография Глеба Панфилова началась в 1960 году. Он поступил во ВГИК, выбрав операторский факультет. Окончил его заочно через 3 года и сразу поступил на режиссерский. В 1966-м Глеб Анатольевич – дипломированный режиссер – принят в штат «Ленфильма». Через год зрители увидели премьерный показ полнометражной художественной ленты Панфилова о гражданской войне «В огне брода нет». В основу фильма лег рассказ кинодраматурга Евгения Габриловича, в тандеме с которым режиссер написал сценарий.

Кадр из фильма Глеба Панфилова «В огне брода нет»

Драматические события той войны Глеб Панфилов показал на примере судьбы санитарки госпитального поезда, скромной девушки Татьяны Теткиной, чью жизнь, как и миллионов соотечественников, бросили на алтарь утопии. Теткину сыграла в то время малоизвестная 24-летняя актриса Инна Чурикова. Дебют принес первый успех – приз кинофестиваля в швейцарском Локарно.

Глеб Панфилов на съемочной площадке

Вторая картина Глеба Панфилова вышла в 1970 году. Главную героиню трагикомедии «Начало» снова сыграла Чурикова, ставшая музой режиссера. Сюжет фильма режиссер придумал сам, сценарий написан совместно с Габриловичем. Героиня проекта – ткачиха из провинциального городка Паша Строганова, мечтающая сыграть в кино. Ее мечту воплотил в жизнь режиссер, взявшийся снимать драму о Жанне д’Арк. Трагикомедия – это фильм в фильме, где истории из жизни ткачихи чередуются с эпизодами жизни героической француженки.

Кадр из фильма Глеба Панфилова «Начало»

В картине снялись Леонид Куравлев, Валентина Теличкина, Михаил Кононов. Черно-белый кинопроект «Начало», снятый в Муроме, принес создателю «Серебряного льва св. Марка» на кинофестивале в Венеции, диплом фестиваля в Нью-Йорке и премию Ленинского комсомола. Чурикова стала актрисой года по опросу «Советского экрана».

Двухсерийная драма «Прошу слова» – самостоятельный сценарный дебют режиссера – вышла на экраны в 1976 году. Это история женщины (и снова Инна Чурикова), сделавшей карьерный скачок из работницы фабрики в председателя горисполкома. Чиновницу, свято верящую в идеалы коммунизма, не сломала личная трагедия – смерть сына: с кладбища она спешит в кабинет.

Кадр из фильма Глеба Панфилова «Прошу слова»

Иносказательно Глеб Панфилов обвиняет мать в смерти 15-летнего парня – он гибнет от огнестрельного ранения, в то время как чиновница – чемпион по стрельбе. Режиссер мастерски использует метафору и аллегорию. Кинокритики и зрители высоко оценили мастерство Глеба Панфилова, отметив смелость в поиске нового языка в кинематографе. В Карловых Варах фильм получил приз, в Барселоне работу отметили дипломом.

Глеб Панфилов и Инна Чурикова

В 1979 году вышла артхаусная драма «Тема». В картине Глеб Панфилов показал трагедию драматурга, растратившего талант на суету и желание угодить власти. На главную роль рассматривались Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов, но Панфилов остановился на кандидатуре Михаила Ульянова. В драме снялись Инна Чурикова, Сергей Никоненко и Наталья Селезнева. Цензура не пропустила картину в прокат, и «Тема» пролежала на полке до 1986 года. В следующем году фильм получил главный приз Берлинского кинофестиваля и награду Международной федерации кинопрессы.

Мелодрама «Валентина» по пьесе сибирского писателя Александра Вампилова вышла на экраны в 1981-м. Это психологическая лента о человечности и любви. Главных героев сыграли Родион Нахапетов и Дарья Михайлова.

Драму «Васса» по произведению Максима Горького зрители увидели в 1982 году. Вассу Железнову сыграла Инна Михайловна Чурикова. Режиссер осовременил пьесу классика, ввел в нее новые сюжетные линии, при этом критики и зрители сошлись во мнении, что Глеб Панфилов следовал замыслу Максима Горького, не исковеркав произведение.

Кадр из фильма Глеба Панфилова «Васса»

В 1990-м состоялась премьера экранизации еще одного произведения Горького – «Мать». Фильм Панфилова получил такое же название и новое прочтение. В проекте появилась плеяда молодых артистов – Дмитрий Певцов, Виктор Раков. Пелагею Ниловну сыграла Чурикова. В Каннах картина отмечена призом жюри. Вместе с Инной Чуриковой и сыном Иваном Глеб Панфилов написал сценарий драмы о последних месяцах жизни царского семейства Романовых.

Глеб Панфилов на съемках фильма «Романовы. Венценосная семья»

Лента о кровоточащей странице российской истории вышла на экраны в 2000 году. В 2001-м картина получила главный приз кинофестиваля «Виват, кино России!». В том же году Российский национальный комитет выдвинул киноленту на соискание премии «Оскар».

Спустя 5 лет после выхода драмы о расстреле венценосной семьи Глеб Панфилов представил ленту «В круге первом» – экранизацию одноименного произведения Александра Солженицына. Идею снять драму по роману режиссер вынашивал 30 лет. Главного героя в мини-сериале сыграл Евгений Миронов, в роли Иосифа Сталина появился Игорь Кваша.

Кадр из фильма Глеба Панфилова «В круге первом»

Драматическая лента получила премии «Ника», «Золотой орел» и «Золотой витязь». Спустя два года после сериала вышел художественный фильм по мотивам романа, названный «Хранить вечно». Драма получила приз представительства ООН в России. В театре Глеб Панфилов дебютировал как режиссер на сцене «Ленкома». В середине 1980-х он поставил «Гамлета». В 2010-м и 2012 годах на подмостках «Ленкома» прошли спектакли Панфилова «Аквитанская львица» и «Ложь во спасение».

Личная жизнь Глеба Панфилова

Мастер кино женат вторым браком на актрисе Инне Чуриковой. Сейчас трудно представить режиссера рядом с другой женщиной, однако до романа с Инной Глеб Анатольевич был женат. По данным некоторых источников, женщину звали Эра.

Глеб Панфилов и Инна Чурикова

В 1957 году Эра родила режиссеру сына Анатолия, который, повзрослев, избрал путь актера и художника-постановщика. Они общаются и работают над общими проектами. В частности, сын снялся в фильме отца «Валентина» в роли механика электростанции, сыграл телеграфиста в картине «Романовы. Венценосная семья», Земелю в ленте «В круге первом».

Панфилов и Чурикова с сыном

Со второй супругой Глеб Панфилов познакомился на съемках фильма «В огне брода нет», покорил ее своим искрометным юмором и, в свою очередь, был очарован ее актерским талантом. В 1970 Глеб и Инна поженились, а в 1978 у них родился сын Иван, ставший юристом после окончания МГИМО.

Сын Инны Чуриковой сейчас

Сегодня наследник Чуриковой и Панфилова мечтает о семье, такой же крепкой, как у его родителей. Во время обучения в Лондоне он встретил девушку, которую хотел представить Инне Михайловне и Глебу Анатольевичу, но дальнейшей информации об их отношениях нет.

Иван Глебович Панфилов с родителями

Недавно Иван Панфилов стал продюсером пьесы «Аудиенция» Питера Моргана, в которой главную роль сыграла его мать, а режиссером был отец. Как сказал Глеб Панфилов, у них получилось «настоящее семейное предприятие».

Фото: kino-teatr.ru, kp.ru, 7days.ru

Панфилов, Анатолий Алексеевич

Родился 1 февраля 1951 г. в г. Сортавала Карело-Финской ССР (с 1956 г. — Карельская АССР, с 1991 г. — Республика Карелия).

В 1974 г. окончил факультет радиоэлектроники летательных аппаратов Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе (МАИ; ныне Московский авиационный институт) по специальности «радиоинженер-конструктор». Член Клуба выпускников МАИ.

В годы учебы в вузе работал в профсоюзном комитете, был членом студенческих строительных отрядов. В 1974-1978 гг. — мастер, начальник технического бюро цеха московского телевизионного . Затем, до 1990 г., работал на предприятиях оборонного комплекса СССР. После этого занялся предпринимательской деятельностью. В 1990–1993 гг. возглавлял малое предприятие по проектированию производства бутилированной минеральной воды на Урале. В апреле 1993 г. занял пост председателя Конструктивно-экологического движения России «Кедр», созданного по инициативе руководителя Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора России Евгения Беляева. Летом того же года как представитель движения участвовал в работе Конституционного совещания (по разработке нового Основного закона РФ). В 1993 г. вошел в список «Кедра» на выборах в Госдуму РФ первого созыва (занимал седьмую строчку в списке). Однако движение не преодолело 5-процентный барьер, набрав 0,76% голосов, и в парламент не прошло. В ноябре 1994 г. избран председателем Экологической партии «Кедр», учрежденной на базе движения. В 1995 г. возглавлял список партии на выборах в Госдуму РФ второго созыва. За «Кедр» отдали голоса лишь 1,39% избирателей, и партия вновь не прошла в Думу. В ходе президентской предвыборной кампании 1996 г. был членом избирательного штаба Бориса Ельцина. «Кедр» входил в состав Общероссийского движения общественной поддержки президента РФ. В 1996-2000 гг. — председатель Палаты по экологии и природным ресурсам Политического консультационного совета при главе государства. В конце 1996 г. — начале 1997 г. участвовал в создании Российского движения за новый социализм, входил в состав его политсовета. В январе 2000 г. Анатолий Панфилов был выдвинут инициативной группой избирателей на пост президента РФ. Не прошел регистрацию ЦИК, поскольку не предоставил необходимые 500 тыс подписей в свою поддержку. 9 февраля 2002 г. на базе движения «Кедр» была образована Российская экологическая партия «Зелёные» во главе с Анатолием Панфиловым. В 2003 г. он был зарегистрирован под первым номером в списке партии на выборах в Государственную думу, однако «Зелёные» в парламент не прошли (0,42%). В 2007 г. был избран в Высший совет партии «Гражданская сила», в которую влилось Конструктивно-экологическое движение России «Кедр». В 2008 г., после роспуска «Гражданской силы», передал руководство движением своему сыну Сергею, сам занял пост почетного председателя «Кедра». Осенью 2008 г. партия «Зелёные» была реорганизована в общественное движение для последующего объединения со «Справедливой Россией». Восстановлена 11 февраля 2012 г., ее председателем вновь избран Анатолий Панфилов.

Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Женат, имеет двоих детей. Сын Сергей (род. 1974) — заместитель председателя партии «Зелёные», председатель Конструктивно-экологического движения России «Кедр». Дочь Анна (род. 1985) — координатор партии по работе с регионами.

Играет в футбол, баскетбол, увлекается спортивной рыбалкой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]