Группа «Моральный кодекс» Сергей Мазаев — официальный сайт концертного агента


Детство и юность

Сергей Владимирович Мазаев родился в Москве 7 декабря 1959 года. Родители мальчика развелись, когда ему едва исполнилось 4 месяца. Вскоре мама Сережи повторно вышла замуж, а он поселился у бабушки.

Мазаев учился в школе с физико-математическим уклоном, но интерес к творчеству проявлял с детства. Музыкой — вокалом и духовыми инструментами кларнетом и саксофоном — Сергей начал заниматься с 11 лет.

View this post on Instagram

A post shared by Сергей Мазаев (@sergeymazaev_official) on Jun 17, 2020 at 12:27am PDT

Певец Сергей Мазаев
По классу кларнета Мазаев окончил музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. Затем юноша продолжил учебу по музыкальному профилю в институте имени Гнесиных.

Сергей Мазаев честно отслужил в рядах Советской армии. Во время службы он попал в музыкальную роту и присоединился к ВИА имени Жуковского. Музыкант участвовал в трех парадах ко Дню Победы на Красной площади в составе сводного военного оркестра Московского гарнизона.

После возвращения из армии парень сомневался в музыкальной карьере и высшее образование решил получить по более приземленной профессии. Сергей поступил в МГУ на экономический факультет, но не доучился: все же предпочел музыку и ушел на эстраду.

Почему дедушка — Мазай?

Н. А. Некрасов, кроме того, что был выдающимся поэтом, оказался не менее талантливым издателем. В 1846 году он купил журнал «Современник». Издание этого журнала затеял еще А. С. Пушкин, однако за десять лет своего существования «Современник» никакой прибыли владельцам не приносил. Трудами же Н. А. Некрасова в короткий срок «Современник» сделался самым популярным (а, следовательно, и самым прибыльным) журналом в тогдашней России.

И не только из-за того, что к сотрудничеству были привлечены самые талантливые писатели. Одновременно с заботой о качественном содержании номеров Н.А. Некрасов открыл широкий круг новых, «своих» читателей. С читателями этими журнал говорил на их языке и не стеснялся обсуждать «горячие» именно для них темы. Отсюда — потрясающая популярность и даже культовость.

Нельзя сказать, что Некрасов писал по заказу, но так называемый «социальный заказ» он учуял. Как опытный и удачливый картежник (которым, к слову сказать, Николай Алексеевич являлся), увидев, что «карта пошла», он умело использовал подвернувшуюся возможность сорвать куш. Обличающие стихи о тяжелой доле русского крестьянина уходили, словно горячие пирожки, заставляя читателей забывать, что написаны-то они помещиком-крепостником с норовом совсем не либеральным.

Мне и моим современникам не трудно представить, за счет чего и каким образом выросла популярность того, некрасовского «Современника». На нашей памяти в конце 1980-х годов подобный кульбит совершил журнал «Огонек», когда его редактором стал В. Коротич.

«Верхним чутьем» картежника, охотника и журналиста поэт Н. А. Некрасов открыл еще одного «своего» читателя. Детской литературы как таковой в тогдашней России не существовало, дети же, естественно, были. И Некрасов стал писать стихи для детей. Из нескольких таких стихотворений история про то, как дедушка Мазай спасал зайцев, — лучшая.

Как видим, и в этом вопросе поэт-охотник промаха не дал. Стихотворение про дедушку Мазая российским малышам читают их родители, воспитатели и учителя вот уже сто пятьдесят лет. Потому-то среди героев русской литературы по известности старый Мазай занимает второе место и если уступит его когда-нибудь, то разве что Чебурашке.

Внутренняя рифма в названии «Дедушка МаЗАЙ и ЗАЙцы» заставляет подумать, что история эта придумана поэтом от начала и до конца, а Мазай — вымышленный персонаж. Но некрасоведы утверждают, что это не так. Н. А. Некрасов описал истинное происшествие.

Начнем с места действия, которое упоминается уже в первых строках стихотворения:

В августе, около Малых Вежей С старым Мазаем я бил дупелей.

Дупель — это небольшая болотная птица вроде бекаса. А Малые Вёжи — деревня неподалеку от Костромы. Отсюда до усадьбы Н. А. Некрасова в Карабихе — километров 60, но для охотника это не крюк. Так что поэт в Малых Вёжах бывал неоднократно.

Деревня находилась в междуречье Волги и реки Костромы. Место низменное, и каждую весну его затапливало весеннее половодье. Чтобы спастись от наводнений, деревни здесь строили на возвышенностях. Так же, на холме, теснились и Малые Вёжи. Теснились, потому что места на холме было мало. А поскольку половодье иногда накрывало и холм, дома здесь ставили на столбы. О чем тоже написано в стихотворении:

Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах.

Весенние неудобства во время разлива окупались сторицей летом. В заливных лугах вставала высоченная трава. Кроме того, до самой жаркой поры в пойме оставалось множество озер, кишевших рыбой. Местные жители не только сами себя этой рыбой кормили, но еще торговали ею в Костроме. Да и болот с дупелями и бекасами в районе деревни, где жил Мазай, было предостаточно. Недаром приезжал сюда охотиться Н. А. Некрасов!

Сейчас Малых Вёж нет. Всю низменную часть между рекой Костромой и Волгой в 1955 году затопило Горьковское водохранилище, образовавшееся в результате строительства Горьковской ГЭС. Жители деревни перебрались в соседнее село Спас.

Теперь о главном герое. Н. А. Некрасов, наезжая в эти края, не раз охотился вместе с жителем Малых Вёж Иваном Саввичем Мазайхиным. Родился тот в 1801 году, а умер где-то в 1860-х годах. Так что во время встреч с Некрасовым его деревенское прозвище, «дед Мазай», вполне соответствовало истине: дедом он и был.

Впрочем, безоглядно доверять поэту не следует. По Н. А. Некрасову, Мазай одинок, только маленький внук живет с ним. У реального И. С. Мазайхина была большая семья: двое сыновей и множество внуков. Потомки его жили в селе вплоть до затопления в 1950-е годы. Двухэтажный дом Мазайхиных считался местной достопримечательностью.

А фамилия? Откуда она взялась, такая чудная? Оказывается, от соседнего народа, от мордвы. По-мордовски мазый — красивый. Есть даже мордовское собственное имя «Мазай», «красавец». От этого имени произошла и фамилия Мазайхиных, и другая распространенная русская фамилия, Мазаев.

Теги: словообразование, биографии, поэты, поэзия, стихи, интересный факт, содержание, спасение, история, Николай Некрасов

Творчество

В 1979 году Мазаев впервые появился на киноэкранах. Музыкант сыграл саксофониста в ресторане «Астория» в картине «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина.

View this post on Instagram

A post shared by Сергей Мазаев (@sergeymazaev_official) on Dec 7, 2020 at 11:46am PST

В 80-е годы Сергей Мазаев сосредоточился на музыкальной карьере и стал сотрудничать с музыкальными коллективами. Вместе с советской рок-группой «Автограф» он записал два альбома — «Каменный край» и Tear Down the Border.

В 1989 году музыкант вступил в группу «Моральный кодекс», в которой занял место солиста. Ее собрал поэт и композитор Павел Жагун, мечтавший о рок-группе с философскими и одновременно остроумными текстами.

Дебютный музыкальный клип группы на песню «Я тебя люблю» вышел в эфире программы «Утренняя почта» 11 июля 1990 года. В декабре того же года музыканты выпускают второй клип на песню «До свидания, мама!» и завоевывают популярность у телезрителей.

В 1993 году участники группы меняют имидж и избавляются от длинных волос и темных очков. В 1995-м «Моральный кодекс» участвует в первом музыкальном фестивале «Максидром». В этом же году актер играет второстепенную роль в музыкальном фильме «Старые песни о главном».

В 1996 году группа выпускает долгожданный второй альбом «Гибкий стан», а третья пластинка «Я выбираю тебя» выходит уже в 1997-м. Музыканты собирают альбом из материалов, часть которых была подготовлена для «Гибкого стана».

Следующие 3 года артисты записывают новые песни с большим перерывом. В 2001-м выходит четвертый альбом группы «Хорошие новости». Пластинка издается на лейбле Real Records.

В 2002 году артист впервые появился на экранах в главной роли в социальной драме «Копейка» режиссера Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина. В фильме также прозвучала и песня, исполненная Мазаевым, — композиция «Я люблю тебя до слез».

Сергей Мазаев и Наталья Ветлицкая

В 2006 года Мазаев продолжил актерскую карьеру. С его участием вышли такие проекты, как «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя», «Откройте, Дед Мороз!», «День радио», «Обитаемый остров» и «Мексиканский вояж Степаныча».

В 2007 году дискография «Морального кодекса» пополнилась альбомом «Славянские танцы», а в 2008-м — сборником «Где ты?».

Сергей Мазаев нередко выступает в сотрудничестве с другими музыкантами. Он записывал песни с «Бригадой С» и Александром Барыкиным, сотрудничал с Игорем Бутманом и Натальей Ветлицкой, развивал смежные джазовые проекты вместе с Юрием Цалером, Игорем Матвиенко, Константином Смирновым и братьями Ивановыми. Также певец выступает в роли художественного руководителя эстрадного оркестра.

Первые успехи Мазаева

В 1986 году сегодняшний именинник присоединился к музыкальному коллективу «Автограф», который исполнял прогрессивный рок. Группа была невероятно популярной как на территории Советского союза, так и далеко за его пределами. В составе «Автографа» Мазаев проработал 3 года, поле чего перешел в недавно созданную группу «Моральный кодекс». Музыканты этого коллектива играют рок, смело соединяя его с блюзом, джазом и фанком.

На сегодняшний день участники «Морального кодекса» записали и презентовали 6 студийных альбомов, последний из которых появился в 2014 году. Сергей Мазаев исполнил абсолютно все композиции этой популярной группы и принял участие во всех клипах коллектива. Многие песни завоевали широкую известность, среди них: «До свиданья, мама», «Мне хорошо с тобою», «Ночной каприз» и «Потерянный рай».

За время своей творческой деятельности музыкант побывал с гастролями не только во всех постсоветских государствах, а и во многих других странах. «Моральный кодекс» стал любимой группой многомиллионной армии поклонников и уже много лет не сдаёт своих позиций.

Личная жизнь

О первой жене музыканта не известно практически ничего. Ольга была соседкой по дому. Отношения между молодыми людьми начались после возвращения Сергея из армии. Парень уже в то время строил музыкальную карьеру, в планах у него был переезд в Европу. Туда он собирался забрать жену с ребенком, но женщина подала на развод, не выдержав разгульного образа жизни супруга.

View this post on Instagram

A post shared by Сергей Мазаев (@sergeymazaev_official) on Sep 20, 2020 at 12:26am PDT

Сергей Мазаев с женой Галиной Мазаевой
От первого брака у Сергея Мазаева остался взрослый сын Илья. Он избрал научную карьеру, после окончания МГУ одно время работал в научно-исследовательском институте, затем получил место в институте экономики. Гены дали о себе знать и в жизни молодого ученого. Илья начинал как музыкант группы Rates of exchange. Сейчас он работает звукорежиссером, иногда пишет песни отцу.

Второй женой Сергея стала журналистка Галина, которая младше музыканта на 18 лет. Из-за особенностей деятельности музыканта разницу в возрасте супруги не чувствуют. Сегодня Галина Мазаева занимает должность старшего редактора отдела стиля жизни GQ. В семье музыканта растут двое общих детей: старшая дочь Аня и младший Петр, который родился в 2009 году.

Анна получает образование в Британской школе дизайна, но не исключает того, что продолжит музыкальную династию. Мазаевы любят проводить свободное время в подмосковной Жуковке и в Италии, где снимают апартаменты в Форте-дей-Марми. Фото с отдыха периодически появляются на страничке официальной группы Сергея в «Инстаграме».

View this post on Instagram

A post shared by Сергей Мазаев (@sergeymazaev_official) on Nov 7, 2020 at 10:25pm PST

Сергей Мазаев с сыном
Своими друзьями музыкант называет Наталью Ветлицкую и Алену Свиридову. По дружбе Свиридова даже подарила Мазаеву старый «Кадиллак», который певец восстановил и сделал своим главным средством передвижения.

В мае 2020 года Мазаев принял участие в телешоу «Человек-невидимка», которое ведет Эвелина Бледанс. Музыкант поделился с телезрителями подробностями личной жизни и неафишированного прошлого. Сергей рассказал о том, как вел убийственный рок-н-ролльный образ жизни в молодости, почему отказался от этого, с какими угрозами жизни встречался, почему чувствует вину перед собственным сыном.

Артист слывет большим любителем шопинга. Как сообщил Сергей в эфире программы «Секрет на миллион», это увлечение у него появилось после того, как он скинул лишние килограммы. Сегодня при росте 185 см его вес составляет 92 кг.

View this post on Instagram

A post shared by Сергей Мазаев (@sergeymazaev_official) on Apr 26, 2020 at 6:00am PDT

Сергей Мазаев с детьми
В беседе с Лерой Кудрявцевой Мазаев приоткрыл еще одну тайну о рождении внебрачной дочери Натальи. С мамой девушки у певца было мимолетное увлечение. Новостью о беременности женщина поделилась с певцом не сразу. После рождения ребенка артист смог участвовать в воспитании Наташи только финансово. Сейчас девушка живет в США, куда уехала учиться.

Личная жизнь Сергея Мазаева

О своей первой избраннице Сергей никогда особо не распространялся, известно только, что от этого брака у него есть сын Илья.

Сергей Мазаев, его жена и дети
Сергей Мазаев, его жена и дети

Со второй женой популярный исполнитель познакомился на пике своей карьеры. Галина закончила ГИТИС и позднее стала старшим редактором глянца «GQ». Она младше Сергея на 18 лет, но разница в возрасте никак им не мешает. Пара воспитывает дочь Аню и сына Петю.

Сергей Мазаев сейчас

В 2020 году Мазаев представил поклонникам своего творчества новую работу — альбом «Картинки с выставки», который вместе с музыкантами инструментального ансамбля QUEENtet создал после прочтения биографической книги Сергея Федякина о Модесте Мусоргском.

Диск представляет собой авторское переложение одноименного фортепианного цикла русского композитора. Сам рок-певец выступает в квинтете в качестве кларнетиста. Накануне 2020 года музыканты дали концерт в оранжерее «Аптекарский огород».

View this post on Instagram

A post shared by Сергей Мазаев (@sergeymazaev_official) on Oct 25, 2020 at 12:27am PDT

Сергей Мазаев в 2020 году
Еще одним интересным опытом для музыканта стало участие в опере «Рабочий и колхозница» композитора Владимира Николаева, где Мазаев исполнил партию Сталина. Как утверждает артист, сейчас у него больший интерес вызывает классическая музыка, но и рок-группу он тоже не покидает. Концерты с участием «Морального кодекса» проходят на сценических площадках столицы.

Сергей Мазаев: «Среди моих коллег, к сожалению, много холуёв»

Сергей Мазаев в интервью АиФ.ru рассказал о том, почему хит Deep Purple «Smoke on the water» не популярен в Англии, а нефть для арабов — зло, для чего надо узаконить коррупцию, почему Инстаграм — это «чукча продакш», а сценический образ Шнурова — люмпен и как «Моральный кодекс», отмечающий 30-летие, чуть не стал «Бриллиантовой рукой».

Владимир Полупанов, АиФ.ru: В декабре тебе стукнуло 60 лет. В этом возрасте тяжело играть рок-н-ролл?

Сергей Мазаев: Конечно, тяжело. С тем же запалом я уже не спою песню I’m Going. Надо серьёзно готовиться. У меня баритональный бас, а в песне теноровый диапазон. Я её всю жизнь орал. А сейчас уже нет сил для этого. Надо быть в очень хорошей форме. Мы вынуждены фигачить с концертами до 70 лет, как будто нам всем по 30, потому что у нас отсутствует закон о защите механических прав. Наши песни крутят радиостанции, получают за это деньги, а мы вынуждены концертами зарабатывать.

Статья по теме

Сергей Мазаев: «Услышь меня, хорошая»

У нас авторские общества собирают роялти для авторов песен. Но сочинить/придумать песню — полдела. Пока песня не записана, её не существует, она в голове у автора. Ее надо спеть, сыграть, записать. Вот это и есть «тело» авторского права. В некоторых цивилизованных странах 90% авторских получают исполнители и только 10% — авторы. А так как у нас нет закона, музыканты у нас нищие. Наше государство должно быть заинтересовано в том, чтобы все граждане имели максимально удобные условия для процветания. И тогда можно получать с них налоги. С нищего чего ты можешь получить, кроме перхоти? Надо чтобы люди процветали, тогда у них будет возможность платить налоги.

Но при этом нельзя сказать, что востребованные певцы и авторы у нас бедствуют.

— Я живу не в соответствии со статусом. К сожалению, у меня квартира, где всего три комнаты и кухонька. При этом я же знаю, как живут владельцы радиостанций, которые крутят наши песни — покупают себе квартиры и дома в Серебряном бору. И это после 3-4 лет работы радиостанции. Ни в одной стране мира владельцы станций не зарабатывают такие деньги. Я много раз говорил, что надо менять закон об авторском праве, вводить в Конституцию это понятие. С ответственными товарищами встречался. Но они, мне кажется, не поняли, о чём я им хотел сказать. Им, наверно, не до этого. Они все себя сейчас неуютно чувствуют.

Коль уж заговорили про экономику, хочу спросить. Изначально название вашей группы звучало как «Моральный кодекс строителя капитализма». Была идеологическая составляющая в том, что в названии фигурировало слово «капитализм»?

— Конечно. Я долго изучал политэкономию и понял, что капитализм — это производство и торговля. А социализм — распределение. Что ты будешь распределять, если ничего не произвёл? Поэтому социализм — это одна из стадий развития капитализма. Сегодня зачатки социализма мы видим в Норвегии, Швеции, где очень высокий уровень ВВП на душу населения. У них энергоресурсы являются национальной собственностью. А добывают ту же нефть иностранные компании — лучшие в этом деле. У них там всё прозрачно — можно через интернет-портал отслеживать: кто, чего, сколько добыл, какое количество денег поступило в казну. И каждый гражданин страны получает ежемесячно примерно 4 тыс. евро из нефтяных доходов. То же самое происходит в ОАЭ. Но для арабского мира эта халява — скорее, зло, чем добро.

Почему?

— Как только арабы в конце 50-х нашли нефть и начали богатеть, они обленились. Где выдающиеся учёные, дирижеры, музыканты, спортсмены? Где интеллект арабского мира? Они откатились на другую стадию эволюционного развития.

Учёные всё придумали, а не религиозные деятели. Всё, что мы имеем, создано наукой. А всё остальное — это тормоза. И религия — это тормоза. Если бы не существовало этих тормозов, не было бы цивилизационных откатов. Почему существует религия в ХХI веке? Потому что это невероятно прибыльный бизнес…

Мы живем, как бабуины, по загонам джунглей, потому что у нас лимбическая система мозга. Вроде устроены как люди — самолеты строим, костюмы носим. А по сути, руководствуемся животными инстинктами.

Статья по теме

История по Мазаеву. Лидер «Морального кодекса» объявил Гитлера победителем

А в чём проявление лимбической системы?

— Лимбическая система управляет инстинктами. Что хочу, то и ворочу. За это отвечает наш палеокортекс. А лобные доли — это тормоза, чтобы мы оставались людьми. Вообще, у человека преобладают три основных желания — нажраться, размножиться и доминировать. «Нажираются» люди различными способами, в зависимости от аппетита. Большая вилла на Рублевке — это тоже способ удовлетворить аппетит.

Но вы при этом часто выступаете на Рублевке?

— Постоянно это делаем. Это большая часть нашего дохода.

Тебе всё равно, для кого выступать?

— Конечно, всё равно. Мы играем и для бедных, и для богатых, и для коммунистов, и для либералов. Мы людей развлекаем. А социальный статус и политические убеждения во время концерта не имеют значения. А так я убежденный сторонник объективизма по Айн Рэнд (главное положение объективизма по Айн Рэнд состоит в том, что целью жизни каждого человека является стремление к собственному счастью. При этом социальная система должна обеспечивать индивидуальные права людей, что достигается соблюдением принципа невмешательства государства в экономику — Ред.).

Я понимаю, что это звучит наивно и по-детски. Но я, как марксист в прошлом, понимаю, что Маркс был неправ. Все люди разные, их невозможно уравнять.

Но в нашем маркистско-советском прошлом было много хорошего. Согласен?

— Конечно. В нас культивировали всё человеческое. Мы были частью единого созидательного целого. Победили фашизм, полетели в космос, первыми разработали сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144… Сколько себя помню в детстве, мы никогда не делили людей по национальному признаку: еврей, армянин, татарин, русский. Никто не обращал внимания на то, какой ты национальности.

Беда только в том, что в советском руководстве были очень глупые люди. Горбачёв был просто подкаблучником. Откуда у него могли быть знания — экономические, политические? Местечковое сознание. При таком руководителе, конечно, страна была обречена. У него не было знаний, чтобы проводить реформы.

Сегодня, на твой взгляд, пришло время реформ? Надо вносить поправки в Конституцию?

— Конечно. Я считаю, что вообще надо легализовать коррупцию.

Как это?!

— Люди должны платить с каждой взятки налог.

Ты иронизируешь?

— Нет. В Швейцарии нечто похожее существует. Поэтому там нет бытовой коррупции, как у нас. Понимаю, что Путин попал в ситуацию, которую невозможно никак победить. Её можно только регулировать. И таким образом победить. А для этого надо узаконить взятки. Допустим, у полковников ФСБ нашли 12 млрд. рублей. Это же гигантская сумма, экономически значимая. Можно целый регион на эти деньги поднять. Эти деньги куда-то бы рассосались. А так он их саккумулировал в одном месте, и, по факту, они вернулись в казну. Другое дело, что он не сам их сдал. Но все равно, может, не надо давать ему большой срок. Может, оставим ему квартиру и спасибо скажем.

Статья по теме

Сергей Мазаев: «Музыканту лучше рубиться за музыкантов, а не за шахтёров или хлеборобов»

За что?!

— За то, что большую сумму собрал и не потратил. Это разве плохо?

Ты издеваешься?

— Ни в коем случае. Если узаконить коррупцию, и казна пополнится, и не придётся никого сажать. Человек, получивший взятку, должен делиться с государством, отдавать большую часть. До пяти тысяч можно рассматривать как чаевые. С этой суммы не надо ничего платить. Свыше 5 тысяч — платишь 10%. Если 100 тысяч — платишь уже 50%. А с миллиарда и выше отдаёшь в казну до 95%. И тебе при этом немало остаётся. А вот за сокрытие надо строго наказывать и сажать. Если ввести такой закон, то коррупционерам скрываться ни от кого не надо будет и государству прибыль. Все люди выдохнут. И мы все станем одной дружной семьёй.

Это правда, что идея группы «Моральный кодекс» возникала у Павла Жагуна?

— Изначально у него была другая идея. Паша собирался делать группу на экспорт. В качестве англоязычного вокалиста рассматривался канадец украинского происхождения Иван Ивасивко, который сочинял к тому же неплохие тексты. Он жил в Канаде, а группа базировалась в Москве. В этот же период я ушёл из «Автографа». Мы встретились с Пашей Жагуном в кафе на Покровке, и я предложил: «Давай, может, замутим какой-нибудь рок-н-ролльный проект?» Он говорит: «А у меня уже есть проект Red Barone&Heroes». Музыку в той группе писал Сергей Желобецкий — друг и компаньон Паши. Кстати, сейчас Желобецкий монашествует на Афоне вместе с нашим барабанщиком Игорем Ромашовым, который теперь иеромонах Илия (он на хорошем счету у братии, занимается производством мёда).

Вокалист Иван трижды приезжал из Канады в Москву, было записано 6 песен, очень хороших, на мой взгляд, и снято два клипа. Может, мы когда-нибудь воплотим эту музыку, которая так никуда и не пошла. Потом у канадского солиста возникли сложности с приездом в Россию. И пока его не было, я предложил ребятам попробовать сделать что-то на русском языке. И влился как третий «акционер» в коллектив.

Как группа мы собрались в 1989 году, но название «Моральный кодекс» появилось осенью 90-го. Первый выход в эфир у нас был 12 июля 1990 года под названием «Бриллиантовая рука». Но фильм Гайдая был слишком популярным, и мы от этого названия отказались. Первые клипы, первые записи были сделаны в 90-м. Так что окончательно группа сформировалась в 1990 году.

Вы изначально задумывали играть бескомпромиссную музыку, которую играете сегодня?

— Мы искали компромисс и нашли. Не стали уходить в традиционную еврейско-славянскую эстраду с двойными доминантами, которую играет большинство наших групп. Этакий кантри-рок. Яркий пример — группа «Чайф». Это супергруппа, но стилистика у них — русский кантри-рок. А у нас был рок-н-ролльный налёт. Мы воспитывались на западной рок-музыке, не зная языка. Любили их за музыку, эмоции, истерику. Потому что у нас этого не было. А когда начали понимать тексты, было страшное разочарование. Песня Deep Purple «Smoke on the Water» — это бытовая история о том, как музыканты приехали в Монтрё для записи альбома в передвижной студии, которая располагалась в казино. Во время концерта Фрэнка Заппы в игорном заведении начался пожар, и оно сгорело. Этот пожар музыканты Deep Purple наблюдали из окна отеля на другом берегу Женевского озера и потом описали его в песне. А мне изначально казалось, что в песне есть призыв к борьбе за справедливость, за мир во всем мире. По эмоциональному накалу музыка не соответствует словам текста. В Англии, кстати, эта песня не особенно популярна. Потому что текст ни о чём.

Статья по теме

Гарик Сукачёв: «Не пью 30 лет. Но мало кто верит»

Во многих мировых хитах нет того смысла, который мы изначально в них вкладывали. Сам Роберт Плант говорил, что песня Led Zeppelin «Stairway to Heaven» — это «циничные наблюдения за женщиной, которая постоянно добивается всего, чего хочет, не отдавая ничего взамен».

— Ну, в этой песне всё-таки есть какая-то философия. В общем, я был под большим впечатлением от своей поездки с «Автографом» в Америку. Накупил там много компакт-дисков: Bryan Ferry, INXS, Дэвид Боуи&Tin Machine, ZZ Top, Deep Purple, The Rolling Stones. В нашей музыке всё это есть.

Вся наша эстрада довольно простая. Чем проще, тем лучше (напевает песню Laid Back — Ред.): «Give me, give me just a little smile». Или (напевает песню Ace of Base — Ред.): «All that she wants…» А нам хотелось выделиться. Это главная задача любого товара — выделиться из основной массы, чтобы тебя захотели купить.

Чтобы тебя захотели купить, надо сильно прогибаться. Ты на это способен?

— Нет, конечно. Владельцы радиостанций разговаривают с нами через губу и смотрят на нас сверху вниз. А еще и деньги берут с музыкантов, чтобы «помочь» попасть в эфир. Я, конечно, не хожу на поклон. Поэтому нас и нет в ротации на радио.

У вас всегда были проблемы с радио? В 90-е вас тоже не особо крутили?

— Да. Нас как будто не существует. В 2014 году вышел наш очередной альбом «Зима». Кроме тебя и Бори Барабанова (журналист «Коммерсанта» — Ред.), никто его не заметил. Вас двое, которые ещё как-то о музыке людей нашего поколения упоминает. Именно о музыке, а не о том, у кого какое бельё и чем оно пахнет.

Почему на Западе артисты такие богатые? Почему люди там гордятся своими музыкальными премиями? Потому что там законы защищают музыкантов. А на наших музыкальных премиях богатые аферисты, ставшие миллиардерами, раздают цацки тем, кто ходит к ним на поклон. Среди моих коллег, к сожалению, много холуёв. Но я не могу их судить за это. Им тоже хочется жить как звезды. Но не врать самому себе и не прогибаться гораздо ценнее.

Что будет на вашем юбилейном концерте 22 февраля в «Главклубе»?

— Сыграем всё, что можно сыграть из старого и нового. Два часа чистой музыки.

А когда ждать новый альбом?

— Он пока подвис. Павел Жагун тащит нас как бы в будущее. Предложил 3 песни в совершенно другом ключе. Мы такую музыку никогда не исполняли. Больше похоже на Depeche Mode, нежели на «Моральный кодекс» — много электроники, мало гитар. А мы уже старые ленивые ритм-блюзовики. Кильдею (гитарист и автор песен «Морального кодекса» Николай Девлет-Кильдеев — Ред.) в этих песнях нечего играть. Ну, совсем школьная музыка, на мой взгляд. Но мы сыграем пару новых песен, хотя они немного кривоватые и совсем нехитовые. Будет и редкая музыка, которую обычно на концертах не исполняем.

Одна из последних новых песен«Фотоны». Идея песни в том, что все люди уткнулись в гаджеты?

— Как раз это и есть одна из новых песен Павла Жагуна, которая не пошла. Нет в ней энергии. Да и эта тема не очень подходит мне. «Твои подруги в Инстаграме от тебя без ума». Получается, что я какой-то старик-педофил, которого терзает несчастная любовь к школьнице? Почему я это пою вообще? Я, 60-летний, женатый и счастливый в браке мужчина. У Паши всегда получалось делать очень точные тексты. Но в этот раз он меня переоценил, как мне кажется.

Ну, ты же её спел. И даже Валерия Гай Германика сняла вам клип на эту песню.

— Да, мы её воплотили, чтобы не было разговоров, что мы совсем забронзовели.

А почему у тебя нет странички в Инстаграме?

— Я в основном в «Фэйсбуке», там много научного, что меня интересует. А в Инстаграме вообще ничего нет. Что вижу, о том пою. Чукча продашн. Мне при этом все советуют: давай, заводи себе Инстаграм. Люди там на рекламе зарабатывают. Не смогу я этим заниматься. Я уже слишком старый для этого. Мои поклонники не смотрят Инстаграм. Там другие люди, другое поколение. Тот же Шнуров смог это монетизировать. Но он на 14 лет меня моложе. Талантливый парень, очень харизматичный. И бизнесмен хороший оказался.

Согласен, парень харизматичный, умный. Но музыка его совсем не трогает. Неинтересно.

— А при чем тут мы с тобой? Он пишет музыку не для музыкантов и журналистов. То, что сейчас он поёт, менее интересно. Это уже чистый бизнес. Но его первые альбомы были со смыслом: «Мне бы, мне бы, в небо». Он усовершенствовал эстетику Mаdness, Бригады С, но сделал её более отвязной. Так что это всё далеко не новое. Даже мы пытались петь такое — у нас были смешные песни, типа «Берегите х…». Шнур на сцене точно создал образ того самого человека, который в 1917 году взял власть в нашей стране, этакого люмпена с девизом: «Раздайся грязь, дерьмо плывет».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]