Детство и юность
Кира Муратова родилась в непростой семье, проживающей в городке Сороки в Бессарабии (Румыния). Отец Юрий Александрович Коротков до войны с немцами работал секретарем подпольного обкома коммунистической партии Румынии, а в 1941 году в составе партизанского отряда погиб.
Режиссер Кира Муратова
Мама Наталья Исааковна, еврейка по национальности, с 1928 года входила в компартию Румынии. После войны женщина заняла кресло министра культуры республики, вошедшей в состав СССР.
В интервью Кира Георгиевна вспоминала, что часто бывала у мамы на работе. В министерстве было отведено отдельное помещение для просмотра иностранных фильмов, а особенно запомнился специальный пропуск, который девочка получила от родительницы.
Кира Муратова в молодости
Бумажка открывала двери любого кинотеатра Бухареста, и маленькая Кира часто после школы бегала на сеансы. В то время в перерывах в фойе кинотеатров публику развлекали номерами фокусники и певцы. Однажды девочка увидела «живую» знаменитость – Петра Лещенко и долго ходила под впечатлением.
После окончания школы юная Кира отправилась в столицу России, где поступила на филологический факультет в МГУ. Спустя некоторое время поняла, что ее манит кинематограф, и решила попытать счастье во ВГИКе. Девушка поступила на режиссерский, попав под крыло прославленных мастеров кино Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Девочка с румынским гражданством
Кира Георгиевна Муратова (девичья фамилия — Короткова) родилась 5 ноября 1934 года в нынешнем районном центре Сороки республики Молдова. Тогда это место находилось на территории Румынского королевства. Отец Киры работал инженером, а мать Наталья Исааковна — врачом-гинекологом. Оба были членами румынской компартии, жили в Бухаресте, а потом в Кишиневе.
Кира Муратова в молодости
С началом войны Кира с мамой эвакуировались в Ташкент, а отец остался организовывать работу подполья, но уже в 1941 году был расстрелян. До конца 80-х Муратова сохраняла румынское гражданство, хотя это доставило ей проблемы при поступлении, которые удалось урегулировать маме, авторитетному члену партии и заслуженному врачу.
Фильмы
В 1961 году Кира Муратова как режиссер примкнула к коллегам Одесской киностудии. Первое время трудилась в паре с мужем Александром Муратовым, с которым соединила судьбу еще в институтское время. Парочка явила миру картины «У крутого яра» (1962) и «Наш честный хлеб» (1964).
Кадр из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи»
Сольно начинающий постановщик дебютировала в 1967 году. Зритель получил блестящую работу, которая никого не оставляет равнодушным, — «Короткие встречи». Трогательная мелодрама о любовном треугольнике примечательна несколькими моментами.
В ленте снялась сама Муратова, главный мужской образ примерил легендарный Владимир Высоцкий, а вторую главную женскую роль сыграла Нина Русланова, впервые показавшись на советских экранах. Картина вышла ограниченным тиражом, полноценный показ случился только 20 лет спустя – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян.
Кадр из фильма Киры Муратовой «Долгие проводы»
Очередная картина «Долгие проводы» (1971) и вовсе оказалась несчастливой. Руководство студии креатива мастера не оценило, согласовывая работу целых два года, в итоге показ отодвинули вплоть до перестройки. Кира Муратова, снятая с режиссерства, не выдержала гнета и покинула Одессу.
Женщина обосновалась в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» приступила к созданию ленты «Познавая белый свет», которая порадовала зрителей в 1978 году. Проникновенная, красивая история собрала на съемочной площадке Нину Русланову, Алексея Жаркова, Людмилу Гурченко. После просмотра становится ясно, откуда Рената Литвинова, верная поклонница Киры, черпала вдохновение для первых шагов в режиссуре.
Кадр из фильма Киры Муратовой «Среди белых камней»
Цензура преследовала Муратову по пятам. Скандальным получился фильм «Среди белых камней» (1983), откуда нещадно вырезали неугодные вещи. Да так, что Кира Георгиевна отказалась указывать свое имя в титрах.
Лишь к закату эпохи Советского союза режиссер вздохнула с облегчением, получив возможность творить так, как подсказывает сердце. С ее легкой руки на экранах появились «Перемена участи» и двухсерийная драма с острым социальным оттенком «Астенический синдром».
Кадр из фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»
Последний фильм произвел фурор в кругах критики и зрителей – и содержанием, и композицией, и особыми приемами подачи (одна часть снята на черно-белую пленку, другая на цветную). Кроме того, впервые в российском кино постановщик позволил звучать с экрана нецензурной лексике. Впрочем, нападки на родине прошли фоном, ведь главное, чего достигала Муратова – признания за рубежом: работа получила специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.
Кадр из фильма Киры Муратовой «Настройщик»
Следующая заметная работа родилась уже в разгар перестройки. В 1994 году Кира Муратова впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера. Причем роли для нее изначальном в сценарии не было, Кира позже придумала образ специально. Муратова рассказывала о первом впечатлении об актрисе:
«Мы познакомились на фестивале «Арсенал» в Риге. Мне сразу показалось, что ее надо снимать, у нее замечательные и внешность, и манера говорить».
Эту картину – спокойную, светлую, но неоднозначную, о. Актрису с белокурыми волосами в будущем Кира снимет еще несколько раз: Рената блистает в триллере «Три истории», который был номинирован на берлинского «Золотого медведя», в драме-комедии «Настройщик», трагикомедии «Два в одном», социальной драме о малолетних беспризорниках «Мелодия для шарманки». Все фильмы срывали те или иные награды и премии.
Кадр из фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение»
В 2012 году Кира Муратова презентовала поклонникам комедию «Вечное возвращение», в которой вместе с Литвиновой снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий. Этой работой Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание.
Кира Муратова работала также в качестве актрисы с другими режиссерами. Женщина появилась в роли революционерки в картине «Опасные гастроли» постановщика Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В 1986 году ее пригласил в драму «Сад желаний» Али Хамраев, где Кира перевоплотилась в колдунью.
Олег Табаков. Биография
В 1971 году Муратова сняла картину «Долгие проводы» о взаимоотношениях матери и сына по сценарию Наталии Рязанцевой. Однако и этой картине не суждено было сразу же появиться на свет. Руководство киностудии не оценило картину и запрятало ее в «долгий ящик». Строгие цензоры усмотрели в этой работе противопоставление интеллигенции и народа, что не вписывалось в советскую действительность.На экраны она вышла только в 1987 году и получила премию на Международном кинофестивале в Локарно и Тбилиси.
Всемирное признание
Интерес к проблематике нравов того времени проявлялся в фильмах Киры Муратовой, что нравилось не всем. После очередного скандала с руководством она была вынуждена уехать из Одессы в Ленинград, где родилась кинокартина «Познавая белый свет» (1987). Картина удалась, но критики решили взять режиссера под особый контроль и редактуру.
Фильм «Среди белых камней» вышедший в 1983 году настолько сильно подвергся изменениям, что Муратова отказалась указывать в титрах свою фамилию.
Перестройка принесла режиссеру долгожданный глоток свободы. Она получила возможность творить так, как велит сердце. В этот период появились на свет кинокартины «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1990), снятые в сотрудничестве с ее вторым мужем Евгением Голубенко.
«Астенический синдром» — двухсерийная психологическая драма, за судьбами героев которой встает образ нашего общества того времени. Картина произвела настоящий фурор среди кинокритиков. Фильм был необычен во всем: первая часть снята в черно-белых цветах, вторая — цветная, с экрана впервые прозвучала нецензурная лексика, а в саундтрек включили американский рок. За пределами страны фильм признали, и он получил специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм.
«Это совершенно исторический фильм в разных смыслах этого слова. Кроме Эйзенштейна и вообще русского авангарда, оттепельных картин Хуциева и фильмов Киры Муратовой, наверное, не было таких картин, которые бы закрывали и открывали новую эпоху», – так охарактеризовала его искусствовед Зара Абдуллаева.
В середине 1990-х Муратова была признана классиком «интеллектуального» кинематографа, но снимала картины все реже.
В 1994 году Муратова пригласила на главную роль в своем фильме «Увлеченья» эпатажную Ренату Литвинову, которая стала музой режиссера. Именно после этой роли Литвинова получила известность и попала в историю кино. Кинокартина «Увлеченья» была о.
Все кинокартины срывали те или иные награди и кинопремии.
В 2012 году Кира Георгиевна представила публике комедию «Вечное возвращение», где главные роли исполнили Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий и Рената Литвинова. Мировая премьера состоялась в рамках Римского кинофестиваля в том же году. После премьеры режиссёр объявила о том, что эта была её последняя картина и она оставляет кинематограф.
Личная жизнь
Кира Георгиевна побывала замужем дважды. С первым мужем, режиссером и сценаристом Александром Муратовым, познакомилась в студенческие годы, однако в 70-х брак распался. Пара вырастила дочь Марианну, которая трагически погибла. Режиссерская чета развелась после дебютного фильма Киры.
Кира Муратова и ее муж Евгений Голубенко
Второй муж, с которым Муратова жила до последних дней, тоже из творческой среды – питерский художник и сценарист Евгений Голубенко.
Бескомпромиссная и невыносимая на съемочной площадке, Кира Георгиевна в жизни была спокойным, уравновешенным человеком, способным ужиться с кем угодно. Женщина любила вкусно поесть, но пищу выбирала простую. С годами Муратова стала глядеть в сторону вегетарианства, однако примкнуть в ряды веганов так и не решилась.
Личная жизнь отшельницы
В личной жизни Киры Муратовой все стабильно. Правда, с первым мужем – Александром Муратовым она прожила только десять лет. Познакомились они еще в студенческие времена, а поженились после того, как Кира получила диплом режиссера.
В 1961 году в этом браке родилась дочь Марианна (трагически погибла). Александр помогал жене при создании нескольких фильмов, но затем их пути разошлись. Муратов уехал в Киев, а Кира Георгиевна с дочерью осталась в Одессе.
Второй любимый мужчина в ее жизни появился после вынужденного переезда в Ленинград. В городе на Неве Кира Георгиевна познакомилась с художником Евгением Голубенко. Поначалу новый знакомый помогал Муратовой в создании сценариев, а позже их отношения вышли за рамки рабочих.
Несмотря на то, что Евгений младше своей возлюбленной на два десятка лет, они по сей день живут в Одессе в мире и согласии. Муратову и Голубченко не часто встретишь на светских раутах и праздничных мероприятиях, они предпочитают вести «отшельническую» жизнь.
В гости выбираются редко, но тех, кто навещает их, встречают с интересом. Писать мемуары Кира Георгиевна пока отказывается, радуясь каждому прожитому дню.
Смерть
Последние годы Кира Георгиевна жила в Одессе и почти не выходила в свет.
«Я много где была, и теперь мне не хочется никуда. Я не хочу лететь самолетом, да и поездом тоже», — признавалась она.
Журналисты, побывавшие в гостях у режиссера, отмечают, что ее квартира удивительна – напоминает музей, в котором нашлось место мастерской супруга-художника. Муратова редко соглашалась на интервью, мемуары женщина писать тоже отказалась.
Кира Муратова в 2018 году
Летом 2020 года киношный мир облетала новость, что Кира Георгиевна стала членом американской киноакадемии, получившей право выбирать, кто достоин престижной награды «Оскар-2018».
6 июня 2020 года Киры Муратовой не стало. Об этом в соцсетях сообщил продюсер Юрий Минзянов.
«Искусство ограждает от хаоса, даже показывая хаос»
Кира Муратова Из открытых источников
Первый короткометражный фильм Киры Муратовой назывался «У крутого яра» и был снят в 1962 году. Она сняла его совместно со своим будущим мужем Александром Муратовым.
Через два года вышла полнометражная картина «Наш честный хлеб».
Первая самостоятельная работа Киры Муратовой называлась «Короткие встречи». Она увидела свет в 1967 году, а сама Кира Георгиевна сыграла в фильме главную роль. Ее партнером по фильму стал Владимир Высоцкий.
Кира Муратова и Владимир Высоцкий Скриншот
Потом у Муратовой случились разногласия с Одесской киностудией, и она переехала в Ленинград, где начала работать на «Ленфильме».
Там в 1978 году был снял фильм «Познавая белый свет». Там же Кира Муратова познакомилась с художником Евгением Голубенко, впоследствии ставшим ее вторым мужем и соавтором сценариев.
Первый муж, Александр Муратов, отвечая впоследствии на вопрос о том, что послужило причиной для развода — творческие или человеческие разногласия, говорил следующее:
«Да и то, и другое. Все вместе. Оно всегда связано тесно. Да и потом, понимаете в чем дело… В какой-то степени, я считаю, что для нее было великое счастье, что мы разошлись. Я уверен в этом. В творческом смысле».
«Я ее все-таки подавлял. Не в таком прямом творческом… Но просто проявить себя в полную суть», — отмечал он.
Фильмография
- 1967 — «Короткие встречи»
- 1971 — «Долгие проводы»
- 1979 — «Познавая белый свет»
- 1983 — «Среди серых камней»
- 1987 — «Перемена участи»
- 1989 — «Астенический синдром»
- 1992 — «Чувствительный милиционер»
- 1994 — «Увлеченья»
- 1997 — «Три истории»
- 2001 — «Второстепенные люди»
- 2002 — «Чеховские мотивы»
- 2004 — «Настройщик»
- 2007 — «Два в одном»
- 2009 — «Мелодия для шарманки»
- 2012 — «Вечное возвращение»
Муратова Кира (Ксения) Георгиевна
(урожденная Головко)
(род. в 1934 г. )
российский режиссер и сценарист
Биография режиссера складывалась довольно необычно. Она родилась в Молдавии в семье известного деятеля партизанского движения, погибшего во время войны.
Мать Киры была румынской активисткой, членом Коммунистической партии. После присоединения Бессарабии к СССР семья переехала на новое место жительства, но, когда закончилась война, вернулась в Румынию. Там мать сделала блестящую карьеру, став министром культуры Румынии, и до самой смерти матери, последовавшей в семидесятые годы, Кира сохраняла румынское гражданство.
В 1953 году она поступает на филологический факультет МГУ, но через год переходит во ВГИК и начинает учиться в мастерской С. Герасимова, выделявшего ее среди других студентов.
Незадолго до выпуска Кира выходит замуж за харьковчанина А. Муратова и после развода сохраняет его фамилию. В 1961 году вместе с Муратовым Кира снимает на киностудии имени М. Горького короткометражный фильм «У Крутого Яра» по собственному сценарию. Немного позже в том же соавторстве выйдет фильм «Наш честный хлеб», снятый уже на Одесской киностудии. Одесса стала для Муратовой родным городом, в котором она и живет, лишь изредка приезжая в Москву.
Одна из одесских историй о постоянном отключении воды стала основой сценария фильма «Короткие встречи» (1967), в котором главную роль сыграл В. Высоцкий. Не найдя актрису на роль героини, Муратова сыграла ее сама. Фильм был высоко оценен профессионалами, но власти отнеслись к нему прохладно. Он получил третью прокатную категорию, минимальный тираж и несколько положительных откликов. Муратова научилась строить сюжет на монтажных приемах, вводить несколько мотивов в содержание одной картины. Через двадцать лет в московских кинотеатрах фильм Муратовой шел с аншлагом.
Судьба второй картины оказалась иной. Затронув социальные проблемы, взаимоотношения человека с властью, отметив правоту анархии, режиссер подверглась критике за идеологические просчеты. Несмотря на блестящую игру З. Шарко в роли матери, он был признан неудачным и снят с проката.
В жизни Муратовой начинается сложная полоса. Официальные власти воспринимают ее как инакомыслящую и отлучают от режиссуры. Она работает то студийным библиотекарем, то музейным хранителем, затем расходится с мужем.
Однако Муратова не сдается. Вместе с Р. Хамдамовым она пишет сценарий «Княжна Мери» по роману М. Лермонтова. Но фильм был закрыт уже на стадии проб — начальство испугалось авторского прочтения романа. В 1985 году Муратова продолжит сотрудничество с Хамдамовым, став его режиссером-монтажером на картине «Я тебя помню».
В 1978 году в личной жизни Муратовой происходят перемены. Она встречает художника Е. Голубенко, ставшего ее опорой и кормильцем семьи. Позже он снимется у Муратовой в картине «Три истории» в эпизодической роли слепого.
Иначе складывается ее творческая жизнь. Муратова снимает картину «Познавая белый свет» (1978), выстроенную под девизом «За успех нашего безнадежного света» (цитата из «Мифа о Сизифе» А. Камю). Она пытается найти то хорошее, из чего можно построить свой мир. Но в угоду приемочной комиссии приходится перемонтировать многие сцены. Монтаж привел к тому, что от авторского замысла практически ничего не осталось. Следующий фильм — «Среди серых камней» по повести В. Короленко «Дети подземелья» (1984) — сократили настолько, что режиссер сняла свою
фамилию из титров. Появившееся там имя Иван Сидоров отразило беззащитность и неустойчивость позиции художника, который оказался не в силах добиться реализации своего замысла.
Создаваемое в фильмах Муратовой настроение резко контрастировало с общепринятым: она не рассказывала о великих стройках и пятилетках, не выводила на экран образ счастливого современника. Ее герои одиноки, часто они ищут любви или мечтают о личном счастье. Обладая своим взглядом на происходящее, они правы и в то же время несчастны.
После начала перестройки многое изменилось. Муратова получает Государственную премию СССР за фильмы «Короткие встречи» и «Долгие проводы». Последняя картина была удостоена приза ФИПРЕССИ на кинофестивале в Локарно и Большого приза Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси. Название картины «Перемена участи» (1987), поставленной по рассказу С. Моэма, как бы несет в себе знаковый смысл, обозначая перемены в судьбе Муратовой. Она возвращается к активному творчеству.
«Астенический синдром» (1989) не нес в себе никакого социального заряда, но был также отправлен на полку. В нем Муратова попыталась рассказать о том, что в человеческой душе находится много сложного, взаимосвязанного между собой.
Затронутые режиссером проблемы оказались небезразличными европейскому зрителю, и в 1990 году Муратова получает приз «Серебряный медведь» и специальный приз жюри на кинофестивале в Берлине. Тогда же она удостаивается профессионального приза «Ника» за лучший игровой фильм года.
Ей нравятся те, кто не вписывается в окружающую действительность, оригиналы и чудаки. Среди населяющих мир живых существ она отдает предпочтение животным и младенцам — одни бессловесны, другие еще не испорчены.
В «Чувствительном милиционере» (1992) и отразилась любовь режиссера ко всему живому.
Муратова стала решать свои фильмы на резком противопоставлении явного и сущего, заинтересовалась темой смерти. Показ фильма «Увлечения» вызвал смешанную реакцию, а на фестивале в Берлине прозвучало обвинение режиссера в том, что она ненавидит людей. Но жюри отметило фильм специальным призом, позже он получил приз Гильдии кинокритиков на «Кинотавре» и был награжден премией «Ника» как фильм года.
Сценарий Р. Литвиновой, по которому снимался следующий фильм, назывался «Грустные истории» (1997). В трех новеллах рассказывалось о страшных и нелицеприятных вещах, в частности об убийстве пятилетней девочкой своего деда. Муратова затронула значимую социальную тему времени, показав, что убивать так же легко, как заниматься сексом. Вероятно, для европейского зрителя данная тема не отличалась новизной, и картина Муратовой не была отмечена жюри Берлинского фестиваля, но упрочила ее известность как мастера, снимающего интеллектуальное кино.
Свои фильмы Муратова воспринимает как часть собственной биографии, они все для нее равнозначны, и она не хотела бы что-то менять ни в сценарии, ни в режиссуре. Хотя и осознает, что только очень малое число людей действительно любит и понимает ее кино.
Переезд в Ленинград
Потеряв надежду реализоваться в Одессе как режиссер, Кира Георгиевна переехала в Ленинград. Там она 8 лет искала финансирование для картины «Познавая белый свет», вышедшей на экраны в 1979 году. Любовный треугольник сложился из любимчиков Нины Руслановой, Сергея Попова и еще дебютанта ее съемочной площадки Алексея Жаркова.
Кира Муратова на съёмках фильма «Познавая белый свет»
Банальная история, изложенная самобытным киноязыком, обрела больше чувственности. В дальнейшие 10 лет Кирой было снято всего две ленты. Одна из них была вольной трактовкой повести Владимира Короленко и называлась «Среди серых камней». Даже участие Станислава Говорухина и невинный сценарий не спасли Муратову от нападок цензоров.
Возвращение в Одессу и международный успех
В 1989 году вышел легендарный «Астенический синдром» – образец пессимизма, не случайно появившийся уже на излете Советской власти. Ольга Антонова сыграла женщину, находящуюся в тяжелой депрессии после смерти мужа. Сейчас эта драма считается главной жемчужиной в фильмографии Киры Георгиевны.
Кадр из фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»
Муратова вспоминала, что ей было так прекрасно работать, что материала набралось на целых две серии, но совсем некстати закончились деньги. Тогда зампред Госкино Армен Медведев помог с финансированием. В 1990 году фильм отметили на Берлинском кинофестивале специальным призом жюри «Серебряный Медведь». Муратова не искала международного признания, она просто снимала кино о том, что было ей близко, и показывала знакомую ей реальность, включая в диалоги ненормативную лексику, впервые прозвучавшую в советском кино без ложного ханжества.
Последние киноработы
Затем последовал «Настройщик» с Георгием Делиевым, собравший сразу 3 «Ники» и номинированный на премию Венецианского кинофестиваля. Высоко были оценены «Два в одном» с Александром Башировым и Богданом Ступкой, «Мелодия для шарманки» и «Вечное возвращение». Во всех этих картинах снялись Рената Литвинова, а также одесские актеры Георгий Делиев и Наталья Бузько, из популярных в 90-х годах «Масок-шоу».
На съёмках фильма Киры Муратовой «Настройщик»
В прессе же долго муссировалась тема ссоры между неординарными творческими натурами – Литвиновой и Муратовой, но все это лишь неподтвержденные слухи. Рената и Кира Георгиевна прекрасно находили общий язык на съемочной площадке, но как закончилась их совместная работа, так и сама жизнь словно развела в разные стороны этих талантливых женщин.
После премьеры «Вечного возвращения» в 2012 году Кира Георгиевна объявила, что уходит на покой, так как ей больше нечего сказать миру. Но дело здесь не только в возрасте или творческом кризисе. Авторскому кино всегда было очень трудно найти источники финансирования. Если бы не помощь известного одесского бизнесмена, то возможно и последний фильм Муратовый так остался лежать на полке.