7 спектаклей Кирилла Серебренникова, на которые можно сходить в Москве


Детство и юность

Кирилл Серебренников (это его настоящая фамилия) родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Его мать Ирина Александровна Литвин работала преподавателем русского языка и литературы в школе, отец Семен Михайлович Серебренников — хирургом, он доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института. По отцовской линии в венах режиссера течет еврейская кровь, а по маминой — украинская, поэтому сложно точно назвать национальность Кирилла.

Как написал Серебренников, он потомственный кинематографист, потому что его дед окончил ВГИК, хоть и был обычным украинским пастухом. Впоследствии Александр Иванович Литвин стал режиссером документальных фильмов киностудии «Молдова-фильм».

Кирилл посещал школу с физико-математическим уклоном, где был отличником, а в старших классах — комсомольским активистом. Первый спектакль Кирилл поставил на школьной сцене, семья полностью поддерживала его в начинаниях. Эксперимент удался — зрители аплодировали. Позднее молодой режиссер освоил текст пьесы Евгения Шварца «Тень», постановка по которой также вызвала интерес у одноклассников и учителей.

View this post on Instagram

A post shared by Kirill/Кирилл (@kirillserebrennikov) on Jan 4, 2020 at 12:36am PST

Кирилл Серебренников в молодости
В 1987 году юноша отправился получать образование — поступать на режиссерский факультет в Москву. Но руководитель курса Анатолий Васильев отказал абитуриенту, потому что Серебренникову в то время было 17 лет. Тогда он поступил на физфак Ростовского государственного университета, учился легко и окончил вуз с красным дипломом.

В дальнейшем Кирилл выбрал театральную стезю. Озарения свыше не было, просто в университете он организовал студенческий театр, ставил спектакли как режиссер и понял, что получает удовольствие не от физики, а от творчества.

После вуза Кирилл решил профессионально заниматься режиссурой. Он начинал со студии «69», работавшей на энтузиазме создателей. Параллельно с театральными опытами работал в ростовских телекомпаниях, снимал видеоклипы, телеспектакли, рекламные ролики.

(М)ученик, 2014 год, Гоголь-центр

Одна из последних на данный момент постановок Кирилла Серебренникова — пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, выбранная явно не случайно. Слишком уж созвучна она российским реалиям, которые продолжает исследовать, осмыслять и которым от спектакля к спектаклю выносит художественный и гражданский приговор Серебренников. Социальная драма на грани философской притчи, история о пресловутом «оскорблении чувств верующих» и размышление о вреде любого фанатизма, эпизод из жизни подростков и житие Христа в стенах общеобразовательной школы. В главной роли — мальчика Вениамина, который сначала отказывается посещать плавание по религиозным соображениям, а потом, наизусть выучив Библию, объявляет одноклассникам и учителям священную войну, — звезда «Гоголь-центра» Никита Кукушкин. Здесь и злободневные темы, вроде необходимости уроков по истории религий и запрета пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, и вечный спор креационистов с эволюционистами, и история о спасителе — с разбросанными по сцене досками, из которых Вениамин в какой-то момент сколотит крест. Кирилл Серебренников не отвечает на вопросы, а скорее даёт пищу для размышления и напоминает в очередной раз, что не так важно, атеист или верующий, главное — сознательный гражданин. И в этом смысле пьеса фон Майенбурга оказывается идеальным материалом для созданного Кириллом Серебренниковым театра-трибуны.
Сцена из спектакля «(М)ученик». Фото: Пресс-служба «Гоголь-центра» / Алекс Йоку

Личная жизнь

Личная жизнь Серебренникова — закрытая тема, которую он не освещает даже в социальных сетях, в том числе в «Инстаграме» и «Фейсбуке». По сведениям некоторых СМИ, мужчина состоит в браке, но о его жене ничего не известно, в Сети не появляются ее фото. Известно только, что она дочь московского театрального режиссера. Серебренников полностью доверяет мнению супруги. Однако официальных подтверждений этой информации нет.

Пользователи Сети нередко выдвигают сомнения относительно традиционной сексуальной ориентации Кирилла, хотя никаких доказывающих фактов не представляют. При этом они смело называют режиссера представителем театрального гей-лобби.

Мужчина не ест мясо, потому что жалеет животных. В свободное от работы время с удовольствием занимается йогой. А еще Серебренников — шопоголик: из каждой поездки привозит новую одежду.

Театр

Дебютный спектакль в профессиональном театре Серебренников поставил в «Ангажементе» в 1990 году. С этим театром Кирилл сотрудничал 5 лет. Постановки воспринимались неоднозначно. В 1995-м «Маленькие трагедии» на сцене Ростовского драматического театра местные мэтры раскритиковали, не оставив камня на камне. Прошло время, и многие изменили мнение — гордятся, что когда-то работали с Кириллом.

В один момент режиссер понял, что нужно переезжать в Москву. Два года после этого работал на телевидении. Вместе с Аллой Демидовой создал телепроект «Темные аллеи» для канала «Культура». Спустя время он вновь появился в кадре, на этот раз на телеканале ТВ-3 в авторской передаче «Другое кино», а затем на СТС выступил телеведущим ток-шоу «Детали».

Старт карьере в столице дал спектакль «Пластилин», который Кирилл поставил в ЦДР М. Рощина и А. Казанцева. Пьесу Василия Сигарева, ученика уральского драматурга Николая Коляды, никто из режиссеров ставить не хотел. В одном из интервью Серебренников сказал, что после прочтения пьесы понял — играть ее нужно иначе.

View this post on Instagram

A post shared by Kirill/Кирилл (@kirillserebrennikov) on Mar 13, 2020 at 7:07am PDT

Кирилл Серебренников и Олег Табаков
Он рисковал, потому что автора «Пластилина» никто в Москве не знал, новая русская драма была не в моде. Спектакль полгода не принимали, журналисты «разносили» его в СМИ, зрители уходили, не досмотрев до конца. Но в какой-то момент все изменилось, и народ пошел в театр, сменили гнев на милость и критики. Сегодня «Пластилин» называют культовой постановкой, общественным прорывом.

С возрастающим интересом к спектаклю росло и признание Серебренникова. Олег Табаков пригласил его в свой театр, где режиссер поставил спектакли «Терроризм», «Мещане», «Изображая жертву», «Трехгрошовая опера».

В 2005 году в «Современнике» состоялась премьера постановки Кирилла Серебренникова «Голая пионерка», созданной по мотивам романа Михаила Кононова. Главная роль досталась Чулпан Хаматовой, ее режиссер назвал национальным достоянием.

А спустя год Кирилл появился в студии передачи «Школа злословия» и рассказал, каким образом каждая его театральная постановка становится событием, триумфальным или скандальным.

Опубликовано Гоголь-Центр / Gogol-Center Суббота, 30 декабря 2020 г.

Кирилл Серебренников в театре «Гоголь-центр»

В 2012 году Кирилл Семенович стал художественным руководителем «Гоголь-центра», а в 2015-м возглавил этот театр. На сцене шли его спектакли «Мертвые души», «Идиоты», «Обыкновенная история».

В конце 2020 года в «Гоголь-центре» состоялась премьера новой постановки Серебренникова «Похороны Сталина». Таким образом режиссер напомнил, что в день прощания с тираном, который закончился смертельной давкой, мир попрощался с другим человеком — композитором Сергеем Прокофьевым, к которому пришло гораздо меньше людей.

Кирилл Серебренников — обладатель престижных театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», им. К. С. Станиславского. В 2008 году режиссера пригласили в преподавательский состав Школы-студии МХАТ, где Кирилл набрал курс, выпускники попали в труппу «Седьмой студии», а затем в основной актерский состав «Гоголь-центра».

Быть просто режиссером и преподавателем Серебренникову мало. Вместе с коллегами Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом и Романом Должанским он запустил фестиваль «Территория». В 2011 году основал проект «Платформа» в ЦСИ «Винзавод».

Авторские работы режиссера Кирилла Серебренникова: что смотреть

Пока один из самых заметных театральных режиссеров находится под домашним арестом, его постановки продолжают пользоваться успехом у зрителей. В числе работ Кирилла Серебренникова не только драматические спектакли, но так же балет и опера. Единит его работы актуальное прочтение классики, смелость ее преподнесения и эффектное обрамление. Его спектакли идут на ведущих площадках Москвы, получают признание на гастролях за рубежом. В данном обзоре представлен полный список московских работ режиссера текущего репертуара.

фото: Григорий Собченко

«Сон в летнюю ночь» / Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

Тот самый спектакль, которого якобы не было, по версии следствия. Но он существует, и дважды в год – зимой и летом – появляется в репертуаре театра. Тексты комедии Шекспира помещены в современную действительность в уста школьников, рабочих, медиа-элиты и сильных мира сего. Спектакль идет в трех пространствах Гоголь-центра. Зритель, ведомый лесными духами, совершает экскурсию по реалиям разных социальных слоев общества.

«Мертвые души» / Гоголь-центр

Изначально это спектакль был поставлен в латвийском театре, и лишь спустя четыре года обрел русскую версию. В одну коробку ДСП Кирилл Серебренников поместил собирательные образы русского народа. И в этот русский колорит врывается иностранный дух в лице Чичикова с намерением всех перехитрить. Да не тут-то было. Режиссер делает проекцию на “Игроков” Гоголя, тем самым побуждая зрителей напряженно наблюдать, кто кого перехитрит. “Русь, чего ты хочешь от меня?” – вопрошают в финале все персонажи, которых в этом спектакле играет только мужской состав труппы.

«Ахматова. Поэма без героя» Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

Совместная режиссерская работа Кирилла Серебренникова и Аллы Демидовой в рамках проекта “Звезда”. Поэтический моноспектакль Аллы Демидовой по поэме Анны Ахматовой отражает культурный пласт канувшей в лету эпохи. Постановка собрана из фрагментов “Поэмы без героя”, “Реквиема” и книги Аллы Демидовой “Ахматовские зеркала”. Спектакль обретает целостность за счет музыкального и мультимедийного обрамления, а также глубокого внутреннего проживания материала Аллой Сергеевной.

«Идиоты» Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

“Возвращенец” этого сезона на сцену Гоголь-центра в новой редакции под новые жизненные обстоятельства. В основе этого спектакля лежит фильм Ларса фон Триера, только действие перенесено в современную Москву. Реплики героев жесткие и обличительные, но метафоричные, что побуждает зрителя мыслить ассоциативно. А кто же идиоты на самом деле? – настойчиво призывают размышлять артисты на протяжении двух с половиной часов.

«Обыкновенная история» Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

Спектакль о Москве, с ее соблазнами и преградами, с ее возможностями и их отсутствием. О Москве вне России, с ее отдельными правилами и понятием субординации. Главный герой как многие и многие отправляется в столицу в поисках лучшей жизни и сталкивается с ее жесткостью и препонами. Эта постановка находит живой отклик в душе “понаехавших”.

«Маленькие трагедии» Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

В основе постановки четыре пьесы Пушкина: “Моцарт и Сальери”, “Скупой рыцарь”, “Каменный гость” и “Пир во время чумы”, помещенные в современные реалии. Этот спектакль увидел свет уже после ареста режиссера. Финальные титры звучат как предчувствие, а сама работа выглядит предупреждением: четвертая часть – вот таким будет театр, если связывать режиссерам крылья.

«Машина Мюллер» Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

Кирилл Серебренников знакомит российского зрителя с творчеством немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Спектакль строится на пьесах “Гамлет-машина” и “Квартет”, а также письмах и дневниковых записях. В главных ролях звездный состав: Константин Богомолов, Сати Спивакова и Александр Горчилин. Данная работа – это гармония наготы душевной и телесной, литературной прямолинейности и музыкальной красоты.

«Кому на Руси жить хорошо» Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

Постановка состоит из трех частей, каждая из которых отдельный самодостаточный спектакль. В этой работе Кирилл Семенович указывает на неискоренимость проблем Руси-матушки из века в век, акцентирует культурные стереотипы и находит актуальное выражение текстам Некрасова. Этот спектакль одновременно зрителя развлекает и побуждает задуматься о собственном счастье. А в антракте заготовлен особый сюрприз.

«Кафка» Гоголь-центр

Драматург Валерий Печейкин написал пьесу к этому спектаклю с большим пиететом к Францу Кафке, а режиссер соткал из этого материала тонкое литературное кружево. В зависимости от степени знакомства с творчеством автора, каждый зритель увидит свой спектакль. В центре действа журналист Отто Пик, который подробно рассказывает историю жизни и творческого пути Кафки. А сам главный герой в спектакле молчит, ведь записей с его голосом не сохранилось.

«(М)ученик» Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

Инсценировка Кирилла Серебренникова пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Основная тема спектакля – религиозная одержимость, доведенная до безумия и изводящая окружающих. Режиссер демонстрирует, что происходит, когда религия становится манипуляцией, терроризмом, острой нетерпимостью и пропуском к вседозволенности. Спустя два года после премьеры спектакля, Кирилл Семенович экранизировал эту работу.

«Метаморфозы» Гоголь-центр


фото: gogolcenter.com

Не часто в репертуаре Гоголь-центра появляется этот спектакль. Совместная постановка Кирилла Серебренникова с французским режиссером Давидом Бобэ. Тексты Овидия звучат на фоне свалки обгоревших автомобилей мегаполиса. Все ужасы мифов древнеримского поэта сочетаются с современной жизнью посредством пластики, музыки и видеоинсталляций.

«Лес» МХТ


фото: Е. Цыеткова

Классическая постановка классической пьесы Островского. Однако в умелых руках и с ярким актерским составом это произведение приобретает живость и актуальное звучание. Юмор с отсылкой на современные реалии вызывает бурную реакцию зала. Спектакль о цене денег, любви и свободы, о непростом выборе между положением в обществе и призванием.

«Зойкина квартира» МХТ

Яркая, необычная музыкальная комедия, совершенно не похожая на другие – остросоциальные – постановки Кирилла Семеновича. Главной изюминкой спектакля является сценография и видеоинсталляции, позволяющие соединять в пространстве сцены несколько игровых пространств. Высоко профессиональный актерский состав и необычные решения спектакля превращают эту постановку в незабываемый перформанс.

«Человек-подушка (The Pillowman)» МХТ


фото: Н. Симонов

Аншлаговый спектакль малой сцены, билеты на который ежемесячно разлетаются спустя пару часов после старта продаж. Год постановки – 2007. Спектакль по пьесе Мартина МакДонаха не оставит равнодушным поклонников творчества Тарантино и Хичкока, равно как и любого другого зрителя. Этот остропсихологический детектив держит зал в напряжении и надежде до самой последней сцены.

«Чаадкий» Геликон-опера


фото: helikon.ru

Спектакль лауреат “Золотой маски” в номинации “Опера/Работа режиссера”. Бессмертная комедия “Горе от ума” переносится в наши дни в обрамлении современной музыки и смелой режиссуры. Эта опера является наглядной иллюстрацией сегодняшнего московского мира, разделенного пропастью на богатых и бедных, и господин Чаадский заставляет об этом задуматься.

«Герой нашего времени» Большой театр


фото: Д. Юсупов

От Кирилла Серебренникова можно ожидать любых смелых ходов в спектаклях, поэтому классическая постановка по книжке вызывает удивление. В этом балете не преломляются тексты классика под современную проблематику. Однако особенностью работы являются три совершенно разные действия. Первое представляет собой классический балет в чистом виде, второе строится на стыке балета с контемпом, а третье больше напоминает драматический спектакль. И в каждой части свой Печорин.

«Нуреев» Большой театр


фото: Д. Юсупов

Балет, которого могло не быть. Балет, собравший четыре награды Benois de la Danse 2020 (балетного Оскара). История судьбы известного танцовщика Рудольфа Нуреева, скандально покинувшего СССР и получившего мировое признание. Балет начинается с аукциона. За каждым лотом своя история. У каждого знавшего Нуреева человека свое воспоминание. В балете три состава заглавной партии, и это три совершенно разных Нуреева, три стороны многогранной личности. Желающим объять необъятное стоит увидеть все три вариации.

Текст Мария Куликовская

Фильмы

В кино Серебренников пришел в 1998-м. За один год режиссер представил сразу три полнометражные картины — «Раздетые», «Ласточка» и «Тайны грозы». Среди киноработ Кирилла начального периода кинематографической биографии — многосерийный фильм «Ростов-папа», где сыграли Наталья Гундарева, Борис Щербаков, Сергей Никоненко, Ингеборга Дапкунайте.

В 2006 году режиссер подарил поклонникам картину «Изображая жертву». На фестивалях «Кинотавр» и Festa del Cinema этот фильм получил главные призы. Он создавался по мотивам пьесы братьев Пресняковых. Главный герой Валя (Юрий Чурсин) после окончания вуза устраивается в милицию на должность человека, изображающего жертв преступлений во время следственных экспериментов. Но в конце повествования Валя сам становится преступником.

Сегодня День рождения моего близкого друга, талантливого режиссера, очень щедрого и честного человека, Кирилла…
Опубликовано Чулпан Хаматова /Chulpan Khamatova/ Среда, 6 сентября 2020 г.

Кирилл Серебренников и Чулпан Хаматова
В 2008 году Кирилл снял картину «Юрьев день», которая собрала урожай призов на западных кинофестивалях, но не получила ни одной местной кинопремии. В России почти не говорили об этом проекте, пока режиссера не пригласили на скандальное шоу «Закрытый показ». Главная героиня повествования, популярная оперная певица Любовь (Ксения Раппопорт), едет вместе с сыном Андреем (Роман Шмаков) на малую родину. Во время посещения музея сын исчезает навсегда.

Среди работ режиссера числится киноновелла из фильма «Короткое замыкание», в создании которого также участвовали режиссеры Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман – младший и Борис Хлебников.

Заметная режиссерская работа Серебренникова — фильм «Измена», в котором снимались актеры из Германии, Македонии и России. Еще одна его работа — фильм «Ученик», снятый в 2020 году. Картина получила премию на «Кинотавре» и кинофестивале в Каннах. В этом же году состоялся второй актерский опыт Серебренникова в кино. Режиссер снялся у коллеги Ильи Найшуллера в боевике «Хардкор», где сыграл танкиста.

Уголовное дело

В 2020 году против режиссера было заведено уголовное дело, в котором его обвиняли в растрате государственных средств, выделенных на проекты «Седьмой студии». Об этом скандале стало известно в конце мая, когда начались обыски в квартире Серебренникова в Москве и в «Гоголь-центре». Сначала режиссер проходил по делу в качестве свидетеля, после задержания бухгалтера и ряда руководителей театра против Кирилла были выдвинуты обвинения в том, что именно он воровал деньги.

Режиссера поместили под домашний арест. За мэтра вступились коллеги, в том числе российские артисты Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов, Сергей Юрский и зарубежные актеры Кейт Бланшетт, Нина Хосс, Саймон Макберни, Софи Калле.

Без участия Серебренникова в «Большом театре» состоялась премьера спектакля «Нуреев», а в «Гоголь- по Александру Пушкину. За последнюю Серебренников получил «Золотую маску». В феврале 2020 года режиссер понес большую утрату — в Ростове умерла его мама. Мужчина на время похорон был освобожден из-под стражи.

Трейлер фильма Кирилла Серебренникова «Измена»

Затем стало известно, что последняя картина режиссера «Лето» о жизни и творчестве Виктора Цоя попала в конкурсную программу Каннского фестиваля. Монтаж драмы он проводил, будучи уже под домашним арестом. Главные роли в фильме сыграли Тео Ю, Роман Билык, Ирина Старшенбаум.

Спектакль «Барокко», находясь дома, он выпустил в декабре 2018 года. А осенью представил первую постановку Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», которая позволила поклонникам творчества прожить полтора часа жизнью режиссера, находящегося под домашним арестом.

За этот период прошел не один суд, назначались экспертизы по делу о хищении 133 млн руб., а выступления на заседаниях Серебренникова публиковались на сайте радио «Эхо Москвы». Окончательный приговор пока не вынесен, но Кирилл надеется, что будет оправдан. А выдвинутые против себя обвинения он называет фарсом, абсурдом и беззаконием.

Трейлер фильма Кирилла Серебренникова «Лето»

Хотя представители следствия утверждали, что Кирилл может скрыться от правоохранительных органов или оказывать давление на свидетелей, суд решил снять с него домашний арест и отказался брать с режиссера подписку о невыезде.

Как только домашний арест сняли, он вернулся в родной «Гоголь-центр» и сразу приступил к работе. Весной 2020 года в честь 70-летнего юбилея Аллы Пугачевой там состоялся торжественный вечер. Кроме именинницы, его почетными гостями стали Кристина Орбакайте, Кирилл Серебренников, Надежда Михалкова и многие другие.

В сентябре того же года Кирилл получил приглашение на вручение премии GQ, победив в номинации «Человек года». Как и Юрий Дудь, в момент вручения статуэтки он негативно высказался о действующей власти, за что был раскритикован ведущими новостей канала «Россия 24». Впрочем, комментаторы поддержали именно призеров, оставляя под видеороликом комментарии, что полностью согласны с высказавшимися.

«Figaro. События одного дня»

Театр наций

Все те же разговоры про власть, пропаганду и национальные раздоры, однако на этот раз – в форме комедии. Пьесу Бомарше, которую принято называть штампом «зеркало наших дней», Серебренников слегка осовременил – разбавил светскую болтовню XVIII века выражениями типа «блин» и «в натуре», заодно переодев героев Евгения Миронова, Юлии Пересильд, Лии Ахеджаковой и Авангарда Леонтьева по нынешней моде. «Фигаро» – это такой бокал хорошего шампанского, который можно позволить себе в будний вечер.

Фото: Екатерина Цветкова; Ira Polyarnaya; Alex Yocu

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Кирилл Серебренников сейчас

Несмотря на то, что Серебренников и сейчас находится под следствием, он продолжает работать в «Гоголь-центре», регулярно радуя поклонников новыми проектами. Единственное, что помешало ему в реализации планов — пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в начале 2020 года. Мужчина даже успел выпустить новый фильм, получивший название «Петровы в гриппе».

Тем не менее Серебренников не отчаивается и даже на самоизоляции находит чем заняться. Режиссер составил список из 10 советов, как сидеть дома на карантине, и решил поделиться опытом с подписчиками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]