Непростая судьба Натальи Крачковской: актриса скончалась после тяжелой болезни

Просмотры: 663

Наталья Крачковская — советская комедийная актриса, которую знает и любит каждый зритель. В ее биографии были счастливое замужество и годы актерской славы, на смену которым пришли одиночество, разочарования и тяжелая болезнь.

Наталья Леонидовна Белогорцева родилась в Москве 24 ноября 1938 года в семье театральных актеров — Белогорцева Леонида Юрьевича и Фониной Марии Зотовны. Отец ушел на фронт в 1941 году и встретил победу в звании майора, но домой так и не вернулся — погиб, подорвавшись на мине в немецком городе Веймар через несколько месяцев после окончания войны.

Наташа Белогорцева. Фото stars-biography.ru

С детства Наташа в равной степени увлекалась театром и историей, поэтому окончив школу, сначала подала документы в Историко-архивный институт. Но в последний момент актерские гены победили, и она поступила во ВГИК на курс Владимира Белокурова. Однако девушке было не суждено получить образование — на первом же курсе она попала в аварию и получила тяжелую черепно-мозговую травму. Серьезно пострадало зрение, поэтому с учебой пришлось попрощаться.

Восстановив здоровье, Наташа устроилась лаборанткой в Институт металлургии, но мечты о кино не оставила: с 1959-го года начала сниматься в “Мосфильме” в массовках, затем в эпизодических ролях, наиболее заметной из которых стала роль Веруньки в картине режиссера Владимира Басова “Битва в пути” (1961 г).


Наталья Крачковская справа. “Битва в пути” 1961 г

На съемках следующего фильма “Половодье” (1962 г.), где будущая звезда так же играла в эпизоде, она познакомилась с успешным звукооператором Владимиром Крачковским. Это встреча изменит ее судьбу и как женщины, и как актрисы.

Благодаря Крачковскому, состоялось знакомство Наташи с легендарным режиссером Леонидом Гайдаем. Он вспомнил о колоритной толстушке, когда начал набор актеров в свою картину “12 стульев”. На роль мадам Грицацуевой пробовались такие известные актрисы, как Нонна Мордюкова и Галина Волчек, но пробы Натальи (тогда уже Крачковской), понравились режиссеру больше. Зато начинающую актрису возмутило в сценарии описание внешности ее будущей героини — “дамы необъятных размеров с арбузными грудями”. Она не испытывала комплексов по-поводу своего веса, поэтому страшно обиделась и даже хотела отказаться от роли, но здравый смысл победил.

Леонид Гайдай давно мечтал снять “12 стульев”, поэтому особенно трепетно выбирал актеров. Претендентов на роль Остапа Бендера было огромное количество. Даже после жесткого отсева их осталось более 20-ти человек, среди которых оказались Владимир Высоцкий, Николай Рыбников, Алексей Баталов, Владимир Басов, Михаил Козаков, Александр Белявский и т.д.

Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий. “12 стульев”, проба. Фото liveinternet.ru

Режиссер остановился на кандидатуре Белявского, но ему не понравилось, как тот выглядел в тандеме с Сергеем Филипповым (вот по-поводу Филиппова, сыгравшего Кису Воробьянинова, у Леонида Иовича никаких сомнений не было с самого начала). На его фоне Александр Белявский выглядел слишком бледно.

Александр Белявский. Фото imena.pomnivsegda.ru

Остап Бендер и Киса Воробьянинов. “12 стульев” 1971 г.

Режиссеру пришлось с ним расстаться и продолжить поиски Бендера. Тут кто-то рассказал Гайдаю, что есть такой малоизвестный грузинский актер — Арчил Гомиашвили, который гастролирует по провинциальным городам со спектаклем по мотивам “Золотого теленка”. Режиссер пригласил Гомиашвили на пробы и сразу же принял, в отличие от руководства “Мосфильма”, которое недоумевало, почему Гайдай предпочел взять на эту роль “темную лошадку”, да к тому же, еще и лысого грузина. Но Леонид Иович сумел отстоять свой выбор (а лысину Арчила скрыл под париком). Фильм вышел на экраны в 1971-м году и прославил ранее не известных актеров — Гомиашвили и Крачковскую (кстати, они друг друга невзлюбили: Наталья считала партнера “нагловатым, шумным позером” и старалась с ним лишний раз не пересекаться, а он относился к “жене”, как к пустоту месту).

Мадам Грицацуева и Остап Бендер. “12 стульев” 1971 г.

До сих пор зритель сравнивает две версии “12 стульев” — Леонида Гайдая и Марка Захарова.

Воробьянинов (Анатолий Папанов) и Бендер (Андрей Миронов). 1976 г.

И та, и другая имеют своих поклонников и противников (лично мне больше нравятся Андрей Миронов и Анатолий Папанов в ролях Остапа и Воробьянинова), но в оценке мадам Грицацуевой, большинство зрительских симпатий на стороне Натальи Крачковской. Между прочим, во всех дублях актриса снималась сама (не удалось найти дублершу соответствующих габаритов). Две недели она носилась по лестнице длиной в 5 этажей за “товарищем Бендером” — ровно столько времени потребовалось съемочной группе, чтобы снять сцену в редакции газеты “Станок”. И на ленте транспортера ей пришлось несколько раз прокатиться (а в конце пути падать на небольшой матрасик), и висеть на часах на высоте нескольких метров от пола…

Крачковская стала одной из лучших комедийных актрис советского кино. И не важно, что главных ролей в ее фильмографии не найти — даже небольшие ее работы украшали любую киноленту. Партнерами Натальи были самые знаменитые актеры того времени — Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Леонид Броневой и т.д. с которыми она снималась в таких культовых картинах, как “Иван Васильевич меняет профессию” (1973 г.), “Не может быть” (1975 г.), “Покровские ворота” (1982 г.) и во множестве других.

Ульяна Андреевна. “Иван Васильевич меняет профессию”

Соев (Евгений Моргунов) с женой. “Покровские ворота”

Все 80-е годы Крачковская оставалась востребованной комедийной актрисой. Не изменилась для нее ситуация и в 90-е, когда отечественный кинематограф переживал глубокий кризис. Наталья по-прежнему оставалась талантливой и яркой, чего, к сожалению, нельзя сказать о фильмах, в которых она сыграла в этот период. На мой взгляд, достойны упоминания разве что две приключенческих комедии Леонида Гайдая — “Частный детектив, или Операция “Кооперация” (1989 г.) и “На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди” (1992 г.), но разве можно их сравнить хотя бы с одной предыдущей работой этого режиссера? Так же Крачковская выступала в концертных программах, играла в антрепризных спектаклях.

Федор Соколов (Дмитрий Харатьян) и жена Мони. “На Дерибасовской хорошая погода”

Детство и юность актрисы

Наталья Леонидовна в детстве была предводителем дворовых мальчишек. Под её руководством ватага сорванцов совершала набеги на соседские огороды. «Добыча» спасала детей от постоянно преследовавшего чувства голода. Родители практически всё время пропадали на репетициях и гастролях, воспитанием девчонок занималась бабушка.

В юности Наташа остепенилась, почти всё свободное время проводила за кулисами в театре матери: Белоголовцевым дали квартиру в том же здании. Когда девушка окончила школу, Мария Зотовна настойчиво советовала дочери поступать в историко-архивный институт на архивариуса. Дочь не решилась перечить, но ещё с детства для себя решила, что станет актрисой.

Поэтому Наталья начала готовиться к поступлению в вуз, и тайком от матери, отнесла документы во ВГИК. В институт кинематографии в тот год на 1 место претендовали 256 абитуриентов. К тому же фигура девушки была далека от стандартов красоты. Будущая актриса покорила экзаменаторов монологом Иванушки-дурачка из сказки «Конёк-Горбунок», её приняли на курс Владимира Белокурова.

В начале семестра девушка попала в автомобильную аварию, временно потеряла зрение. Ни учиться, ни работать какое-то время не могла. Терпеливо выполняла рекомендации докторов, что помогло быстро восстановиться. Врачи запрещали Наталье Леонидовне продолжать учёбу.

Девушка устроилась в Институт металлургии лаборанткой, но мечта стать актрисой крепла в душе. В 1959 г. Наташа отправилась на Мосфильм, ей повезло – стала сниматься в массовых сценах. Потом режиссёры начали доверять эпизодические роли, но в титрах фамилию не указывали.

Личная жизнь и семья

Крачковская никогда не комплексовала по поводу своей внешности, всегда была в центре мужского внимания. Поклонники называли её мечтой, весом в 100 кг. Личная жизнь актрисы сложилась удачно.

Во время съёмок фильма «Половодье» Наталья Леонидовна познакомилась с Владимиром Крачковским. Он работал звукорежиссёром на Мосфильме. Ухаживания мужчины, который был старше почти на 20 лет, охапки роз, не помогли, девушка не обращала на него внимания. Тогда Владимир решил зайти с другой стороны, принёс ей завтрак в номер. Расположения актрисы ему удалось добиться свежими булками и тарелкой творога со сметаной. Наташа не смогла устоять, вскоре они поженились.

Нина Крачковская и Наталья Крачковская родственники. Артистка взяла фамилию мужа, но в титрах просила указывать вторую фамилию Белогорцева-Крачковская. Сестра её супруга тоже снималась в кино.

Вместе с мужем Владимиром Васильевичем Крачковским прожила более четверти века. По словам родственников они даже не ссорились. Разлучила их смерть Крачковского в 1988 г. С тех пор, когда он умер, актриса жила одна.

Сын Натальи Крачковской – Василий Владимирович Крачковский родился в 1963 г. Пошёл по стопам отца, работает звукорежиссёром на Мосфильме. В 1991 г. актриса стала бабушкой.

Наталья Крачковская рассказала о смерти мужа и главных ошибках жизни

Достаточно нескольких минут ее присутствия на экране, чтобы роль, как она говорит, выстрелила в самое сердце зрителя. Раз выпали на ее долю роли второго плана, она должна была прославить их, а не они ее, талантливую и колоритную Наталью Крачковскую.

Она и прославила. Настолько, что, глядя на нее, многие женщины бросили худеть, поняв, что лишние килограммы не помеха ни в карьере, ни в личной жизни.

– Наталья Леонидовна, у вас десятки ролей в кино. Какая из них самая любимая?

– Конечно же мадам Грицацуева! По-моему, я просто вжилась в эту роль, сыграла ее очень натурально и правильно, так что режиссер да и я сама были просто в восторге. Думаю, что и зрители тоже ее запомнили.

– Это правда, что Гайдай не разрешал вам худеть?

– Он всегда говорил: «Наташа, не вздумайте это сделать, пока мы с вами работаем!»

– В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» вы предстаете лысой. Как режиссеру удалось уговорить вас на это?

– Что вы! Мне голову не брили, просто на мне были два парика. С моим характером я бы побрила всю съемочную группу!

– А что за экстремальный случай у вас произошел на съемках?

– В первый день мы снимали сцену, где мне надо было на пятом этаже перелезть с одного балкона на другой. Хотя внизу меня страховала люлька, я все-таки боялась. Тем более что люлька неожиданно за что-то зацепилась и закрутилась. Но команда «Мотор!» уже прозвучала, и мне ничего не оставалось, как лезть через балкон – под охи и вскрики Юрия Яковлева – исполнителя роли Бунши. К счастью, все обошлось.

– А что произошло на съемках фильма «Бизнес по-русски»?

– Савелий Крамаров отказывался падать в бассейн, заявив, что пусть это сделает дублер. Но когда этот дублер пришел, я схватила Славку за волосы и толкнула в воду. Так и сняли этот эпизод.

– Никогда не завидовали худышкам?

– Однажды я поделилась с Леонидом Юрьевичем, что хотела бы стать изящной. На что он ответил: «Давайте откроем дверь и посмотрим. Видите, сколько по коридору студии идет длинноногих, изящных, стройных красавиц?

Но все они идут мимо моего кабинета, а вы находитесь здесь». Как-то я сыграла солдатку у режиссера Григория Александрова, и его жена актриса Любовь Орлова сказала мне: «У тебя есть свое обаяние, своя индивидуальность, пожалуйста, не теряй их, не надо ни на кого походить, надо оставаться самой собой».

Что бы вы посоветовали девушкам, которые хотят похудеть?

– Не заниматься глупостями. Конечно, иметь такие телеса, как у меня, наверное, все-таки не стоит, но и идти против своей природы тоже не надо. Стоит помнить, что мужчинам нравится не только внешняя оболочка, но и внутренняя сущность. Кстати, когда я была в Америке, зашла в магазин для полных женщин. И продавщица-негритянка, поглядев на меня, сказала: «Мадам, вам надо не сюда, а в обыкновенный магазин». В Англии тоже покупала вещи больших размеров в обычных магазинах, чего не могу сделать в Москве.

Тем не менее вы пытались похудеть с помощью тайских таблеток.

– И сделала огромную ошибку, испортив здоровье, много времени из-за этого провела в больнице. Теперь никаким таблеткам не верю.

Курить бросили?

– Бросаю. Стараюсь выкуривать не больше одной сигареты в день.

За какие личные качества вы себя корите?

– Да за трёп корю, несдержанность, за излишнюю доверчивость, за то, что не умею притворяться. Я всегда и во всем откровенна, просто по-другому не умею.

Наталья Леонидовна, помните лучший комплимент, который вам когда-то сделали?

– Один мужчина сказал, что я для него – сто килограммов мечты.

– Наталья Леонидовна, а что значит любовь в вашей жизни?

– Всё. Любовь – это любимый человек, дети, дом, друзья, здоровье, работа. Это действительно всё, потому что всё в жизни замешено на любви. И я до сих пор очень грущу, да так, что перехватывает дыхание, из-за того, что мой муж, с которым мы прожили вместе 26 лет, так рано умер… Он был настоящим человеком и другом. Очень веселым, дружелюбным, открытым и в то же время совершенно ненавязчивым. Когда ко мне приходили подружки и начинался бабий трёп, он спокойно, без обид уходил в другую комнату, чтобы не мешать. Муж любил что-то мастерить, паять, прибивать, чинить.

Вы так рано вышли замуж.

– В 21 год. Вскоре у нас родился сын Вася. Сейчас он – звукорежиссер, причем, смею сказать, один из лучших в своей профессии. Он женат. Наталья – педагог. У них тоже сын, мой внук Володя, который учится в университете.

Пышные формы вам и в жизни не мешали?

– Никогда не комплексовала по этому поводу. Мой муж ведь меня едой и покорил. Это было на съемках. Мы жили в гостинице, ну и он за мной стал ухаживать. Однажды постучал в наш номер с творогом, сметаной и мягкими булочками на подносе. Я еще спала, а девочки закричали: «Наташа, твой Володя тебе завтрак принес!» Надев халат, я спустилась вниз в вестибюль, где он меня ждал, и сказала: «Володя, такие вкусные булочки, я их просто обожаю». И никогда, за все годы совместной жизни, никакого упрека в адрес моей фигуры я от мужа не слышала.

– Вы можете поделиться секретами счастливого брака?

– Главное в браке – уметь уступать. Ведь у каждого из нас есть свои слабости, и их надо обязательно учитывать. Вот я по натуре очень импульсивна, но отходчива. А муж, наоборот, мог долго все в себе таить, и мы подстраивались друг к другу. Еще я против женской эмансипации, считаю, что это большое зло.

Вы одобряете то, что сын посвятил себя ремеслу отца – звукорежиссуре?

– Одобряю. Ведь ему было у кого учиться, отец был настоящим профессионалом. Вообще-то я не вмешивалась в жизнь сына, считала главным воспитать его честным, а муж – трудолюбивым. Со своими задачами мы справились.

– С невесткой ладите?

– Слава Богу, сын с семьей живет отдельно, поэтому мы встречаемся нечасто. Я считаю, что взрослые дети должны жить самостоятельно, у каждой семьи свои правила и свои законы. Я не хочу, чтобы ущемляли мои интересы, и сама тоже стараюсь не вмешиваться в их семейную жизнь.

Когда ушел из жизни ваш муж, вы были еще молодой женщиной. Почему не вышли больше замуж?

– Потому что не встретился человек, с которым захотела бы связать свою жизнь. Хотя, не скрою, всегда имела успех у мужчин. А сейчас, в моем возрасте, когда уже 75, надо думать о Боге, о вечном.

Но ведь трудно жить одной.

– Нелегко. Иногда очень хочется с кем-то поговорить, но такой возможности нет. Конечно, сын часто звонит, интересуется, как я себя чувствую, может, что-то мне нужно. Я обычно отвечаю, что мне ничего не надо, главное, услышать его голос, знать, что у него все в порядке…

Леонид Гуревич

Фильмография

Первую сравнительно большую роль Крачковской доверили в 1961 г. в фильме «Битва в пути». До 1967 г. актриса периодически снималась в небольших ролях в картинах: «Коллеги», «Половодье», «Женитьба Бальзаминова», «Операция «Трест».

Потом в фильмографии Крачковской наступил перерыв, она даже устроилась на работу в МГУ на кафедру геологии.

Неизвестно как сложилась актёрская карьера Натальи Леонидовны, если бы муж не привёл её на съёмочную площадку к режиссёру Леониду Гайдаю. Комедиограф как раз искал артистку на роль Мадам Грицацуевой. Кастинг проходили Нонна Мордюкова, Галина Волчек, но эти претендентки ему не подошли. Увидев Крачковскую, режиссёр решил, не откладывая, провести пробы.

Актриса не сразу согласилась на съёмки. Поначалу она подыгрывала на пробах. Наталья превосходно справилась с ролью, хоть и не имела профессионального образования. В сцене погони за Бендером артистка снималась сама, не прибегая к помощи дублёра.

Гайдай открыл для советского кинематографа новую комедийную актрису, которая после роли в фильме «12 стульев» стала востребованной.

Вторая звёздная роль – жена Ивана Васильевича Бунши в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Цитаты, прозвучавшие из уст Ульяны Андреевны, знают и помнят все. Когда съёмки фильма были в самом разгаре, Наталья Леонидовна заболела и сбросила 20 кг. Гайдай, увидев похудевшую актрису, отправил её домой, чтобы она в течение недели вернулась в форму. Артистка режиссёра не подвела.

Крачковская ещё не раз снималась у Леонида Иовича. Совместные фильмы с актрисой: «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».

После ролей в комедиях Гайдая, Крачковскую наперебой стали снимать в кино. Актриса умела посмеяться над собой, режиссёры по достоинству оценили её талант.

Кинокритики назвали Наталью Леонидовну «королевой комического эпизода». Второстепенные она порой играла лучше, чем другие актёры главные роли. В сварливых, стервозных тёток, жён и тёщ она перевоплощалась неподражаемо: «Покровские ворота», «Человек с бульвара Капуцинов».

Также в фильмографии Крачковской роль в драматической картине Василия Шукшина «Калина красная», военном фильме «Предвещает беду», детективе «Следствие ведут Знатоки».

В 1987 г. вышел фильм с актрисой в главной роли «Цирк приехал». С приходом 90-х, когда большинство артистов не знали чем кормить свою семью, Крачковская активно продолжает сниматься, но уже в комедиях нового формата: «Витька Шушера и автомобиль», «Русский бизнес», «Альфонс», «Московские каникулы», «Дети понедельника».

В новом тысячелетии актриса играет в сериалах: «Медики», «Идеальная пара», «Моя прекрасная няня». В 2013 г. на канале СТС вышла программа с участием Крачковской «Осторожно, дети!»

За полувековую творческую биографию Наталья Леонидовна снялась в 152 картинах.

В 1974 г. Крачковская работала в Ивановской областной филармонии. С 1975 по 1977 гг. – актриса Москонцерта. Позже была задействована в антрепризных спектаклях. Театральные работы артистки: «Моя бабушка моложе меня», «Безумства любви», «Неистовая Анастасия», «Невеста для банкира».

В 2001 г. во главе с Натальей Леонидовной в Москве была создана «Школа актёрского мастерства Натальи Крачковской». В 2003 г. школу обвинили в мошенничестве с целью выкачивания денег с родителей учеников и недобросовестной рекламе. Актриса отвергла все обвинения, заявила, что не имеет отношения к школе и её саму, бессовестно прикрывшись известной фамилией, обманули.

Ералаш

Борис Грачевский – художественный руководитель киножурнала, в одном из интервью сказал, что Крачковская не заразилась звёздной болезнью. Когда королеву комедийного эпизода звали на какую-то роль в киножурнал «Ералаш», она с радостью соглашалась. Её появление в кадре становилось событием для зрителей. Режиссёры уважали актрису за то, что она с лёгкостью соглашалась на любые авантюры ради хорошего кадра.

Наталья Леонидовна сыграла роль продавщицы мороженого в серии «Антракт», маму в «Турист-89», продавщицу в магазине в «Апельсине», врача в «Перебор».

Семья и дети Натальи Крачковской

После замужества актриса обзавелась своей собственной семьей. Ее муж, звукорежиссер Владимир Крачковский сыграл большую роль в карьерном росте своей супруги. Наталья Крачковская считала их брак идеальным, и благодарна судьбе за то, что ей посчастливилось встретить такого мужчину. В браке у них появился сын Василий, который пошел по стопам отца и выбрал профессию звукорежиссера. В 1991 году актриса стала бабушкой, ее единственному внуку сегодня 27 лет.

Как признавалась неоднократно сама актриса, у них очень дружная и крепкая семья. Семья и дети Натальи Крачковской – это ее тыл.

Озвучивание

В 1974 г. на советский экран вышел кукольный мультфильм по мотивам русской народной сказки «Бурёнушка». Крачковская озвучила в нём одну из ролей.

В анимационном фильме про зайчонка «Кто придёт на Новый год?!», Наталья Леонидовна дублировала роль мамы зайчонка, который мечтал, чтобы к нему на праздник пришло как можно больше его друзей.

Над озвучиванием мультфильма «Иван и Митрофан», актриса работала с 1994 по 20111 гг. его с удовольствием смотрят зрители разных возрастных категорий.

К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина вышел рисованный фильм «Лукоморье. Няня». Крачковская озвучила Арину Родионовну.

Причина смерти Натальи Крачковской – похороны актрисы

Известной актрисы не стало 3 марта 2020 года. Задолго до смерти у нее было серьезное заболевание сердца. В 2000 году Наталья Крачковская пережила тяжелый инсульт, после которого не смогла полностью восстановиться, и передвигалась оставшиеся 16 лет с помощью инвалидного кресла.

Через 10 лет у актрисы случается инфаркт, а через три года повторяется. Таким образом, пережив инсульт и два инфаркта, Наталья Крачковская делает операцию на сердце и еще три года ходит с кардиостимулятором.

В конце февраля 2020 года женщина была госпитализирована в больницу с сердечным приступом, а через несколько дней ее не стало. Именно это и есть причина смерти Натальи Крачковской. Могила актрисы находится на Троекуровском кладбище, где похоронена Наталья Крачковская 5 марта 2020 года.

Библиография и клипы

Крачковская всегда любила вкусно поесть. В библиографии актрисы единственная книга – «Щи, картошка и окрошка. Домашние рецепты русской кухни». В ней представлены простые рецепты от Натальи Леонидовны, позаимствованные у бабушки, способы рационального питания.

Любимую народом актрису часто приглашали сниматься в клипах. В 1993 г. Наталья Леонидовна исполнила роль буфетчицы в песне «Московский Бит» группы «Браво». Съёмочной группой руководил известный клипмейкер Александр Файфман.

В 1995 г. вышел клип на песню «Сказочная тайга» Агаты Кристи. Вместе с Натальей Крачковской в ролике снялись Александр Демьяненко, Леонид Куравлев, Наталья Селезнева, Юрий Яковлев.

В 1996 г. Крачковская появилась в клипе Андрея Державина «Наташа». Её коллегами по съёмочной площадке стали ещё 2 Натальи – Егорова и Гвоздикова. Ролик был посвящён 100-летию кино.

В клипе к песне «Папа-капитан» Грегори Спектора зрители увидели актрису в образе Боцмана. Сама композиция, как и исполнение, фанатам не понравилась.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]