Скончался актер Александр Кузнецов, что послужило причиной смерти


БИОГРАФИЯ

Александр Кузнецов родился в селе Петровка Приморского края. Отец будущего актера был инженером, а мама – учительницей литературы. Окончив физико-математическую школу, юноша поступает в МАИ на факультет «Радиоэлектроника летательных аппаратов». Однако, осознав, что он занимается не тем, чем хотелось бы, Александр бросает институт.

Свой выбор молодой человек делает в пользу актерской профессии. Еще в пору студенчества он посещал театральную студию, и занятия приносили ему огромное удовольствие. Александр Кузнецов подает свои документы во все театральные вузы столицы и в итоге проходит везде. Но выбирает Щукинское училище. Студентом Александр начинает играть в Театре на Малой Бронной, в труппу которого его принимают после окончания института в 1985 году.

Мнения об актёре

Журнал «VOGUE Россия»:

Александр настолько уверен в себе и своих возможностях, что начинаешь думать: вот он, новый Киллиан Мерфи, надежда российского кинематографа. Дайте ему года четыре — и увидите на обложке Vanity Fair, no doubt.

— «Герои нашего времени». Октябрь, 2020 год[24]

Газета «Известия»:

Один из самых востребованных и ярких молодых актёров России, Кузнецов буквально ворвался в наше кино, снявшись в историческом фэнтези «Скиф». И с тех пор фильмы с его участием не сходят с экранов: «Лето», «Спитак», «Кислота», «Ненастье», «Красные браслеты»… Причем даже во второстепенных ролях он сразу обращает на себя внимание. Он умеет быть яростным, умным, язвительным, опасным, но при этом до удивления наивным и беззащитным.

— «Не задушишь, не убьёшь: герои «Папа, сдохни» бьются насмерть». 3 апреля, 2020 год[25]

Егор Москвитин, кинокритик, программный директор фестиваля «Пилот»:

Как и многие актёры, оказавшиеся нарасхват, Саша Кузнецов старается везде быть разным. Так что, глядя на жиголо в «Содержанках», советского солдата в «Братстве», воина-берсерка в «Скифе» и призрака в «Лете», зритель быстро освобождается от жужжащей мысли, что это один и тот же человек..

— Проект «Новые русские» к 25-летию Cosmopolitan. Июнь, 2019 год[26]

ТЕАТР

В 1984 году, на третьем курсе Щукинского училища Александр Кузнецов играет роль Лопотухина в постановке Льва Дурова «И все-таки она вертится» на Малой Бронной. В этом же году он исполняет роль Ушастого в спектакле «Две стрелы» по Володину.

В 1986 году на сцене Театра на Малой Бронной состоялась премьера спектакля «Любящий вас Коля» по пьесе Виталия Москаленко. По сюжету, московский фабрикант Николай Павлович Шмит мечтает изменить положение рабочих на своем предприятии и во всей России. Но системе противостоять невозможно, и в революционные дни 1905 года героя арестовывают и убивают в Бутырской тюрьме. Александр Кузнецов исполнил роль Адъютанта, его партнерами по сцене были Сергей Тарамаев, Анатолий Грачев и Юрий Катин-Ярцев. Спектакль был восторженно принят зрителями и критикой.

В Театре на Малой Бронной актер проработал до 1989 года.

Не в богах дело а… в музыке? Интервью с Александром Кузнецовым

За Александром Кузнецовым в мире кино уже закрепилось амплуа хулигана: актёр играет наёмных убийц и наркоманов, на экране появляется с ирокезом и татуировками, а фильмы с его участием вызывают споры. Про экстремальные съемки «Скифа», сложные сцены и работе над постановкой рок-спектакля в «Гоголь-центре» — в интервью CINEMOTION

CINEMOTION: В одном из ваших интервью я читала, что вы, вообще, человек не театральный, больше киношный, как случилось, что вы активно играете в театре?

А.К: Нельзя сказать, что сейчас я активно играю в театре, сейчас я только ставлю спектакль в Гоголь Центре. Это не делает меня театральным человеком, поскольку это панк-рок-спектакль. Это не театральная форма, это рок-концерт и т.д. Я делаю в театре только то, чего я не могу сделать в кино. Кино – это идеальная форма искусства для меня. Но есть кое-что, чего в этой форме не воплотишь. «Одиссея. Пацанский эпос», панк-рок Одиссея, это эпичный блокбастер в театре, вдохновленный выступлениями Queen, Muse, Royal Blood, братьев Галлахеров, а так же жизнью и взглядами таких авантюристов как, например, Илон Маск. Спектакль сочиняется почти полностью на мою музыку.

А остальные музыканты, это ваша группа «Портсмут»?

Нет, это потрясающе музыкальные актеры театра и некоторые сессионные музыканты. В итоге я планирую выстроить такую схему, чтобы музыканты могли заменять друг друга и у нас было несколько составов. Чтобы, когда есть время, на гитаре мог сыграть гитарист Би-2, а на барабанах ударник Зверей. Создать супер-мини-отдаленную атмосферу Ленинградского рок-клуба внутри одного спектакля.

Изначально, в юности, вы видели себя рок-музыкантом?

Да, изначально я пытался заниматься только рок-музыкой. Но дело в том, что я играю брит-поп и панк-рок на английском языке – это расклад не для быстрого подъёма в российской музыкальной индустрии. Я боюсь слова «андеграунд», и меня мало интересуют бессмысленные камерные суровые концерты без денег и света. Музыка – дорогое удовольствие, если ты хочешь делать её качественно. Правильные инструменты и аппаратура для записи и концертов стоят очень дорого. Поэтому, чтобы заниматься музыкой, нужно зарабатывать деньги. Например, в кино. То есть, в каком-то смысле кино приближает меня к музыке.

А что вы можете рассказать о фильме «Папа, сдохни», который уже оброс скандальной славой?

Ну, скандальной славной фильм оброс не из-за своего содержания, и даже не из-за названия, а из-за того, что кому-то показалось странным, что сын Улюкаева-старшего, Дмитрий Улюкаев, является оператором фильма. Я не вижу для здорового человека связи между отцом, который в чем-то там обвинён и сыном-оператором, который потрясающе красиво снял хороший художественный фильм, но, как всегда в нашей стране, люди напечатали в заголовках, что на сворованные у государства деньги сын вора снимает фильм под названием «Папа, сдохни». Наши журналисты – всегда с удовольствием пропустят мимо глаз реальное творчество и труд, но вцепятся в любую ничего не значащую мелочь. Этот фильм снят очень умными и талантливыми людьми за совсем маленькие деньги. У него открытый бюджет, можете посмотреть на «Кинопоиске», и фильм никак не связан ни с отцом Дмитрия Улюкаева, ни с политикой, никто не желает смерти никакому Папе и т.д. Это просто стильная чёрная комедия в традициях Макдонаха и Тарантино, кровавая, очень качественная, бойцовская, со сложными трюками, и с очень крепким актёрским составом. Ничего там скандального нет, всё что вы где-то могли прочитать о «скандальности» этого фильма — глупая чушь.

Что вы можете рассказать о фильме вашего коллеги по Гоголь-центру, Александра Горчилина, «Кислота», где вы тоже задействованы? Почему о нём так мало информации?

В отличие от прокатчика «Скифа», у которого случилась нулевая реклама, которую я бы честно назвал антирекламой, студия «Слон» и Сабина Еремеева (генеральный продюсер фильма «Кислота») точно знают, как и когда им представлять свой фильм. На данный момент кино в производстве и вы услышите о нём, как только так сразу. Кстати, моим партнером по фильму был Филипп Авдеев, сейчас занятый в нашей «Одиссее» вместе с Сашей Горчилиным.

Расскажите про съёмки «Скифа». Насколько вам близок по духу ваш персонаж?

Абсолютно близок во всём, с той лишь разницей, что я не верю ни в каких богов. Кроме этой детали у меня, пожалуй, нет разногласий с Куницей. Но даже Куница в конце фильма говорит: «Не в богах дело, в людях». Так что в этот момент наши разногласия стираются совсем. Фильм о том, как христианин и язычник объединяются ради простых общечеловеческих понятий: за любимую женщину — убивать, за правду — умирать.

Вы работали без дублёра?

У Лёши ( актер Алексей Фаддеев) вообще не было дублёра, у меня был только дублёр конник, исполнивший конные трюки во время погони. В остальном нам просто не требовались дублёры, поскольку был отличный постановщик трюков Федя Старых, ставший для нас и тренером. Мы два месяца готовились к боевым сценам вместе с ним и его командой каскадёров. Так что с трюками и боями проблем не было, другое дело, что на «Скифе» были постоянные форс-мажоры, и, например, вместо запланированных трёх дней у нас было три часа на съёмку сложного длинного однокадрового боя в начале фильма. Обычно на такие сцены уходит дублей 30. У нас было время на 5 или 6. Кстати, после «Скифа» я позвал Федю работать на «Папа Сдохни», где он выстроил не менее интересную хореографию боёв. Так что да, всё сделали сами, кроме самых специализированных трюков, потому что, всё-таки, упасть с лошади на скорости должен был профессионал.

Какие ещё сложные сцены были в фильме?

Сцена с боем на обрыве. Рустам бегал в образе «солиста группы Kiss» между площадкой и плейбеком, гремел доспехами, как консервная банка, орал сорванным голосом, мы ничего не успевали. На момент съёмок этой сцены похолодало уже настолько, что реально доспехи примерзали к коже. Наши художники по костюму отчаянно пытались нас греть, но там уже ничего не помогало. Мой костюм был кожаным и облегающим – под него невозможно было ничего пододеть, поэтому меня просто мазали барсучьим жиром. Я согревался у костра, а барсучий жир какое-то время удерживал тепло. Но самой большой опасности во время съёмок подверглись Рустам и Лёша Фаддеев. Мы снимали их большой сложный бой прямо возле обрыва в метров 300, шёл то снег, то дождь, и камни покрылись тонким слоем льда. И в тот же день мы узнали, что неподалёку, из-за плохой погоды разбился вертолёт с частью другой съёмочной группой. Идём мы на площадку, пробираясь сквозь лес, ветки цепляются за парик, отрывают куски костюма, нас сдувает ветром. Вылезаем из леса на этот обрыв, а нам говорят: «Привет, ребята, тут недалеко только что съёмочная группа погибла, ну ладно, давайте снимать!» Сильно рисковал Дима Карначик, наш оператор, он очень увлекался со своим рулём (fig rig для камеры), двигался активно, в фильме вы можете видеть, как камера во время боя снимает на все 360 градусов – это он бегал, прыгал, крутился и падал, и он постоянно оказывался на самом краю обрыва спиной. Держа Карначика за пояс, мгновенно соображая и страхуя его носился наш каскадёр Коля, который должен был постоянно находиться у Димы за спиной. И внезапно, вниз сорвался не оператор, а Лёша Фаддеев. Во время очередной боевой связки он поскользнулся, грохнулся на скалы и стал быстро съезжать в обрыв, и это было уже совершенно серьезно, я помню, как все закричали, люди, кто был далеко от Лёши инстинктивно легли на землю и закончилось бы это известно чем, если бы не среагировал наш механик камеры, который просто напросто быстрым прыжком на него сел. Лёша два раза чуть не упал таким вот образом, во второй раз его подхватил наш художник по пластическому гриму.

Мало всего этого, в этот день еще была чудовищная проблема с реквизитом – у наших мечей расшатались рукоятки, дублей уже не было, и каждый раз, когда во время боя мечи бились друг о друга, их трясло и это было видно в кадре. Поэтому несмотря на экстремальные условия съёмки многие дубли ушли в корзину даже из-за таких дурацких мелочей.

Разве сцены боя не были однокадровыми?

Первая сцена, где Куница вырезает таверну, полностью однокадровая, сцена похищения семьи Лютобора была снята полностью одним кадром, несмотря на то, что в финальном монтаже её пришлось разрезать. Хотя мы чуть не померли, чтобы снять её одним планом. Большинство остальных были псевдо-однокадровыми, то есть от 2 до 7 кадров, что было не намного легче, учитывая их немаленькую длину. Так что да, было много сложных моментов.

Как вы относитесь к негативным отзывам на фильм?

Главное разделять адекватные негативные отзывы и подробные обзоры фильма по, внимание, трейлеру, от людей которые не смотрели фильм. И, соответственно, негативные отзывы людей, которые не смотрели фильм, но которые посмотрели обзор от людей, который не смотрели фильм. Ну вы поняли. Хотя если закрыть глаза на это домашнее критиканство-кликушество, то я вполне понимаю зрителей, предвзято относящихся или относившихся к «Скифу». После 2 недавних, печально известных премьер на условно похожую тему нельзя позиционировать и рекламировать фильм таким образом, каким он был подан. Я бы сам не пошёл на Скиф, посмотрев его беспомощный трейлер. Но всё это меркнет рядом с тем фактом, что у нашего зрителя просто в крови чудовищный скепсис и снобизм к жанру фентези и фантастики.

Поэтому, я вас уверяю, в России никогда не будет франшиз типа «Звездных Войн», сколько бы Джорджей Лукасов не поседело за их созданием.

Но ведь есть фильмы, которые провалились в прокате, а потом, с тали культовыми.

Да, провалились в прокате, а потом стали культовыми «Бойцовский клуб» и «Бегущий по лезвию» -но уповать на такое развитие событий не стоит. Если честно, никого из съёмочной группы особо не волнует прокат.

Мы сделали своё кино, честно, без пропаганды, без соплей и без битья себя кулаками в грудь.

Живём дальше, у меня в этом году выходят ещё 8 проектов, это «Лето» Серебренникова, «Папа, сдохни» Кирилла Соколова, «Кислота» Саши Горчилина, «Лучше, чем люди» Андрея Джунковского, «Спитак» Саши Котта, «Братство» Лунгина, «Котёл» Евы Басс и, возможно тоже в этом году, «Ненастье» Сергея Урсуляка.

И, думаю, всей съёмочной группе «Скифа» тоже есть чем заняться.

Какой из выходящих фильмов вам ближе всего?

Мне самому ближе всего был фильм «Котёл». Это такой действительно русский «На игле». Хотя сейчас каждый режиссёр начинает знакомство со слов «это будет русский «На игле», возможно «Котёл» — это вот он и есть, насколько это возможно. Кино про 25-ти летнего парня Савелия, наркомана и чистого кошару, который залип у себя на районе и никак не может выбраться, убежать в новую жизнь. Ева дала мне довольно большую свободу, и мы сочинили своего «Рэнтона». А чтобы долго не думать о разнице между плагиатом и киноцитатами, мы просто одели Савелия в футболку с изображением Юэна МакГрегора (актёр, сыгравший Рэнтона) и заставили иногда разговаривать с ней.

Как Вы оказались в Москве? Вы рассказывали, что приехали в Москву вслед за любимой девушкой…

Это звучит до ужаса романтично, но, да, это правда, ехал я за девушкой. Даже в ГИТИС я поступал в тот момент только для того, чтобы быть с ней. Поступили, а через пол года расстались, и она вышла замуж. Обычные дела. Но, если серьезно, конечно в Москву меня привела бешеная тоска, которая была со мной с пяти лет. Мне было скучно всё, чем я занимался. Мне не нравилось то, где я живу, как я живу, и какие у меня перспективы. Севастополь – не самый худший город, но для меня он стал как Абердин для Курта Кобейна. В моём восприятии это была тюрьма, в которую я сейчас ни за что не хотел бы возвращаться. Но правда в том, что в любом месте, где я живу, мне быстро становится скучно, и мне надо ехать ещё куда-то. Я из тех людей, которые нигде не могут найти спокойствия. Если я пытаюсь остановиться, ничего не делать и отдыхать, я просто впадаю в панику. Если я работаю — я в порядке. Как сказал Томас Шелби из «Острых козырьков»: «Я кое-что понял, Фрэнсис. Для меня нет покоя в этой жизни. Возможно, в следующей» Так вот, возможно, когда я наконец уеду в Англию или Ирландию, я перестану паниковать.

На личную жизнь это непостоянство распространяется?

Пока да. К сожалению, я абсолютный социопат. Я не мизантроп, но мне очень тяжело общаться с людьми больше нескольких часов подряд. Мне нужно часто оставаться одному, обдумывать что-то, планировать, сочинять, работать. Одному мне как тоскливо, так и естественно. Думаю, даже когда я женюсь, у меня будет отдельный кабинет с бутылкой виски и дубовым столом, своя конюшня, маленькая верфь и музыкальная студия, куда я буду пускать жену, только для того, чтобы показать ей новую песню, а потом быстренько вежливо выгонять… Да, нужно сделать музыкальную студию на каком-нибудь заводе, чтобы заходишь — не понятно, где стены, а где потолок, промышленный спартанский минимализм. Ничего лишнего: железо, дерево, дорогие музыкальные инструменты, микрофон, кофе, сигареты с вкусным табаком, большие открытые окна, запах древесины, леса, мяты, приглушённый свет и гирлянды жёлтого цвета – вот что мне нужно.

Фото — Roman Kovacs, Александра Авдонина.

Материал подготовила: Енцова Яна

КИНО

Первое появление Александра Кузнецова в кино состоялось в 1981 году, когда актер снялся в небольшом эпизоде картины «Небесные тропы». Но настоящим дебютом стоит считать фильм «Небывальщина» (1983) режиссера Сергея Овчарова, в котором Кузнецов исполнил роль деревенского простака Незнама. На долю картины выпало немало испытаний. Фильм был признан антисоветским, и Госкино пыталось уничтожить негатив. В итоге пленку удалось спасти, и все благодаря усилиям известного режиссера Глеба Панфилова.

С этого момента Кузнецов начинает активно сниматься в кино. Настоящую славу ему приносит фильм Евгения Татарского «Джек Восьмеркин – «американец», где артист исполнил главную роль. Эта картина стала во многом судьбоносной для актера, ведь через несколько лет Александр и сам оказался в Америке. «На мой взгляд, очень важно то, что это был первый фильм в истории советского кинематографа о частном предпринимательстве и предпринимателе, который пашет у себя на ферме. Не в рамках колхоза, завода или другого предприятия, а сам. А это как раз было знамение времени, на дворе была перестройка. Мало того, это была первая картина киностудии Ленфильм, которая снималась не как студийный, а как кооперативный фильм. И в это перестроечное время Джек Восьмеркин вносит в нашу советскую действительность западные технологии. Причем, делает все строго по намеченному и правильному бизнес-плану: получил землю, привлек членов семьи в партнеры, исследовал почву, получил финансирование у местного богача, провел рекламную кампанию и так далее. Но при этом он не учитывает местный менталитет. То есть бизнес-план у него был хороший, но маркетинг – плохой. В результате первая попытка наладить собственный бизнес у него получается неудачной», — рассуждает о фильме Александр Кузнецов.

После грандиозного успеха картины «Джек Восьмеркин – «американец» актер играет главные роли в фильмах «Приморский бульвар» и «Аэлита, не приставай к мужчинам». Его кинокарьера развивается стремительно, артист становится известным на весь Советский Союз. Но в какой-то момент он решает бросить все и уехать покорять Америку.

Фильмы

Кинематографическая биография Александра Кузнецова началась ещё на первом курсе «Щуки»: он снялся в эпизоде фильма «Небесные тропы». Но заметили и полюбили артиста после выхода в 1983 году картины режиссера Сергея Овчарова «Небывальщина». Этот нашумевший проект и следует считать настоящим дебютом Кузнецова в кинематографе.

Александр Кузнецов (кадр из фильма «Господин Великий Новгород»)

Александр сыграл деревенского простака Незнама, но судьба картины оказалась непростой: фильм назвали антисоветским, и чиновники Госкино решили уничтожить негатив. Пленку удалось спасти благодаря усилиям известного режиссера Глеба Панфилова.

В 1986 году Александр Кузнецов узнал, что такое настоящая, оглушительная слава: на экраны вышла культовая картина Евгения Татарского «Джек Восьмёркин – «американец»», в которой молодой актёр исполнил звёздную роль. Как позже оказалось, фильм был пророческим для Кузнецова, ведь через несколько лет после его выхода Александр действительно оказался в США.

Александр Кузнецов в роли Джека Восьмеркина (кадр из фильма «Джек Восьмёркин – «американец»)

Лента во многом была новаторской, ведь она вышла в перестроечное время и рассказала советским людям о частном бизнесе и предпринимателе, который работает на себя. Критики назвали картину знамением своего времени.

После грандиозного успеха Джека Восьмеркина актёр сыграл главные роли в картинах «Приморский бульвар» и «Аэлита, не приставай к мужчинам». Оба фильма тепло приняли зрители и кинокритики, карьера артиста стремительно развивалась по восходящей.

В этот момент, на самом взлёте, Александр Кузнецов неожиданно оставил Советский Союз и отправился работать в США. Его пригласили сниматься в 13-серийном американском проекте «Аляска Кид» по произведению Джека Лондона и полнометражной картине «Бегущий по льду».

Александр Кузнецов (кадр из фильма «Приморский бульвар»)

Александр Кузнецов, снимаясь в последнем фильме, опять ненадолго побывал в Москве: режиссёр фильма принял решение снять одну из сцен на Красной площади. Это был период, когда в Москве разразился ГКЧП. Актёр в то время снимал квартиру на Смоленской площади и оказался в самом эпицентре событий – несколько раз он побывал на баррикадах.

После окончания съёмок Александр Кузнецов вернулся в Америку, чему был очень рад, ведь в 90-е отечественный кинематограф погрузился в глубокий кризис. В Лос-Анджелесе актёр снялся ещё в нескольких проектах, среди которых наиболее яркими оказались сериалы «Беверли-Хиллз 90210», «Полиция Нью-Йорка», «Разрушитель», «Миротворец» и «Космические ковбои». Его партнёрами по съёмочной площадке оказались настоящие голливудские звёзды, такие как Клинт Иствуд, Сильвестр Сталлоне, Николь Кидман и Джордж Клуни.

Александр Кузнецов (кадр из фильма «Аляска Кид»)

В США Кузнецов посещал занятия знаменитых актёрских школ Дарела Хикмана и Ли Страсберга. В 1995 году Александр Кузнецов основывал свою международную школу актерского мастерства International Actors School и неоднократно приглашался для проведения актерских и режиссёрских тренингов в других школах Лос-Анджелеса.

После 18 лет жизни в Америке актёр принял решение вернуться в Россию. Кузнецов преподавал в школе-студии МХАТ и основал собственную актерскую школу «Кузница Кино и Телевидения».

ЖИЗНЬ В США

В начале 90-х годов Александра Кузнецова приглашают сниматься в два больших американских проекта: 13-серийный телевизионный фильм по Джеку Лондону «Аляска Кид» и картину «Бегущий по льду». Актер вспоминает: «С моей тогдашней женой – популярной российской актрисой Юлией Рутберг – мы гостили у друзей в Мюнхене. Там меня и нашел известный немецкий продюсер Артур Браунэр, пригласивший в этот («Аляска Кид» — прим. ред.) проект. И еще был американский фильм «Бегущий по льду», один из съемочных дней которого пришелся на Москву – на Красной площади снимали в тот момент, когда разразился ГКЧП. Затем вся группа улетела в Америку, а я еще остался, побывал не раз на баррикадах. Я в то время жил на Смоленской площади — прямо в самом центре событий. А потом, 25 октября 1991 года, вылетел в Лос-Анджелес на досъемки и озвучивание двух картин. В то время советский кинематограф разваливался на глазах, это было жуткое зрелище: тысячи людей оставались без работы, студии закрывались. Я немного знал английский язык, а работая над этими проектами, еще поднаторел. Но когда приехал в Лос-Анджелес и смотрел телевизор, не понимал ни единого слова! Уехал я один, потом приехала Юля, но, посмотрев на все, сказала, что она русскоговорящая актриса и хочет жить и работать в России. В общем, я остался в Америке — в самом сердце индустрии развлечений».

С 1993 года Александр Кузнецов живет и работает в США. Он появляется в сериалах «Беверли-Хиллз 90210», «Полиция Нью-Йорка», «JAG», «VIP». Снимается в фильмах «Разрушитель», «Миротворец», «Космические ковбои». Актер востребован, его партнерами по кадру становятся такие звезды мирового кино, как Сильвестр Сталлоне, Клинт Иствуд, Николь Кидман, Джордж Клуни.

Живя в Америке, Александр посещает занятия в актерских школах Дарела Хикмана, Мелисы Скофф, Лизы Далтон и Ли Стразберг. Обучение там проводят ученики и последователи Михаила Чехова. Вскоре Кузнецов и сам начинает преподавать. В 1995 году он основывает международную школу актерского мастерства «International Actors School», параллельно проводит режиссерские и актерские тренинги и в других школах Лос-Анджелеса. «После того, как я поработал в Голливуде и сам поучился на разных актерских курсах, считаю, что российское актерское образование имеет несколько серьезных пробелов. К примеру, ни один актер не получает тренинга по работе с камерой, не знает, что такое движение камеры, что такое метки общего или крупного планов. Но это узкоспециальные вопросы. Во время своих мастер-классов я рассказываю молодым людям о главном — о секретах успешного кастинга, о том, как позиционировать себя на рынке. Не сочтите мои слова за цинизм — учу актеров, как правильно и максимально выгодно себя продать. Мне кажется, что беда многих наших талантливых ребят именно в неумении себя подать и продать», — рассуждает актер.

Звезды рядом

У Кузнецова он был тернистым. Пришлось доводить английский до того уровня, когда уже не стыдно выходить на площадку. И все равно звезд с неба он не хватал. Оставался русским эмигрантом. Удел которого — в основном, роли бывших соотечественников.

К счастью, Александру удалось попасть в приличные голливудские проекты. В СССР он снимался с Евстигнеевым, Гундаревой, Джигарханяном, Гафтом. В Америке работал на одной площадке с Сильвестром Сталлоне, Джорджем Клуни, Клинтом Иствудом, Николь Кидман, Дрю Берримор, Робертом Дювалем, Сандрой Баллок… А встреча с Мерил Стрип просто изменила его жизнь. Частная беседа вылилась в актерский урок. Которым он потом щедро делился с учениками.

В фильме «Бегущий по льду» (США), 1992 г. Кадр из фильма

«Никогда не чувствовал пренебрежения к себе из-за того, что я русский», — говорил Александр. Бывало, ему аплодировала вся съемочная группа. Случалось, его эпизод снимали с первого дубля. А когда он произнес перед камерой одну фразу «Йес, ай ноу» (больше не предложили!), режиссер Клинт Иствуд решил изменить сценарий и продлил контракт на целый месяц. На студии Уорнер Бразерс!

Словом, для человека, не родившегося в Америке, все шло хорошо. Александр посещал актерские школы. Потом сам начал преподавать. Снова пошел в загс, выбрав в жены русскую эмигрантку Анну Аитову, с которой познакомился на съемках. Родился третий сын — Иван

Однако и этому браку не суждено было продлиться долго — Анна нашла Александру замену. Он считал, «естественно, что партнеры перерастают друг друга. Мы взрослеем, мудреем, меняемся». Огорчало одно: первое время Анна запрещала ему видеться с сыном. Но потом все наладилось, Александр с удовольствием проводил время с малышом. Кроме того, с 14 лет с ним в Лос-Анджелесе жил старший Даниил…

В фильме «Аляска Кид» (США), 1993 г. Кадр из фильма

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ

Прожив 18 лет в Америке, в 2009 году Александр Кузнецов возвращается в Россию. Он начинает преподавать в школе-студии МХАТ, основывает актерскую школу «Кузница Кино и Телевидения». Кузнецова активно приглашают сниматься в фильмах и сериалах. С его участием выходят картины: «Глухарь. Продолжение», «Карпов», «Грибной царь», «Метод Фрейда», «Время дочерей», «Я все помню», «Миндальный привкус любви».

В 2020 году на телеканале «Россия 1» состоялась премьера сериала «Солнце в подарок», в котором Александр Кузнецов исполнил одну из главных ролей. В центре сюжета – жизнь девушки Маши, на судьбу которой выпало немало испытаний. После трагической смерти матери, виновником которой стал бизнесмен Вяземский, Маша выходит замуж. Избранником главной героини становится ее пациент Костя, который по нелепой случайности оказывается племянником убийцы. В сериале Александр Кузнецов играет Хрулева – делового партнера Вяземского.

Актер возвращается и на театральную сцену. В 2011 году на сцене Театра Киноактера состоялась премьера спектакля «Чайка» в постановке Роберта Манукяна. Александр Кузнецов исполнил роль Тригорина. А в 2012 году в репертуаре театра появилось сразу два новых спектакля с участием артиста – «Прекрасная жизнь» и «Труффальдино из Бергамо».

Голливуд

В этот момент, на самом взлёте, Александр Кузнецов неожиданно оставил Советский Союз и отправился работать в США. Его пригласили сниматься в 13-серийном американском проекте «Аляска Кид» по произведению Джека Лондона и полнометражной картине «Бегущий по льду».

Александр Кузнецов, снимаясь в последнем фильме, опять ненадолго побывал в Москве: режиссёр фильма принял решение снять одну из сцен на Красной площади. Это был период, когда в Москве разразился ГКЧП. Актёр в то время снимал квартиру на Смоленской площади и оказался в самом эпицентре событий – несколько раз он побывал на баррикадах.

Александр Кузнецов в фильме “Миротворец”

После окончания съёмок Александр Кузнецов вернулся в Америку, чему был очень рад, ведь в 90-е отечественный кинематограф погрузился в глубокий кризис.

В Лос-Анджелесе актёр снялся ещё в нескольких проектах, среди которых наиболее яркими оказались сериалы «Беверли-Хиллз 90210», «Полиция Нью-Йорка», «Разрушитель», «Миротворец» и «Космические ковбои». Его партнёрами по съёмочной площадке оказались настоящие голливудские звёзды, такие как Клинт Иствуд, Сильвестр Сталлоне, Николь Кидман и Джордж Клуни.

Александр Кузнецов в фильме “Бегущий по льду”

В США Кузнецов посещал занятия знаменитых актёрских школ Дарела Хикмана и Ли Стразберга. В 1995 году Александр Кузнецов основывал свою международную школу актерского мастерства International Actors School и неоднократно приглашался для проведения актерских и режиссёрских тренингов в других школах Лос-Анджелеса.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Актер был женат несколько раз. Первый брак был студенческий, от него у Александра есть взрослый сын Данила, который живет и работает в Лос-Анджелесе. Второй женой Кузнецова стала актриса Юлия Рутберг, в браке с которой у него родился сын Григорий. Третьей женой актера стала русская эмигрантка, с которой Александр познакомился на съемках в Америке. В семье родился третий сын актера – Иван. Вскоре пара распалась.

В интервью «Собеседнику» в 2012 году Александр Кузнецов рассказал о предстоящей свадьбе с девушкой Кристиной, которая живет в Москве и работает в рекламном бизнесе.

Карьера, семья

Первую, эпизодическую роль в кино Александр сыграл, будучи первокурсником. А еще через два года в 1983 году на экраны вышел фильм «Небывальщина», где актеру доверили главную роль. Тогда же актера приняли в труппу Театра на Малой Бронной.«Джек Восьмеркин» был снят в перестроечное время и очень ярко показывал: пока мы «щи лаптем хлебали», американцы занимались частным предпринимательством, и вообще — работать они умеют.

Кузнецов много работал — и в театре, и в кино. Из-за этого, несмотря на рождение сына, распался первый, студенческий брак. Вторая жена, Юлия Рутберг, сама была востребованной актрисой, но эту семью разрушило расстояние. Кузнецов участвовал в двух международных проектах, досъемки и озвучание проходили в Голливуде, и… Он остался там, решив, что в СССР кино больше нет-это был конец 1991 года. Юлия с сыном не захотели покидать родину.
Первое время в Лос-Анджелесе было трудно, пришлось поработать даже официантом. Но Александр «вписался» в американский стиль жизни, получил финансовое образование, параллельно со съемками занимался бизнесом, затем организовал International actor school, где обучал актеров по системе Станиславского, преподавал в других актерских школах.

В Россию Кузнецов вернулся в 2009-м, оставив в США третью жену и сына Ивана. В Москве встретил Кристину Татаренкову, с которой они жили, не оформляя отношений. Работы было много, в основном в сериалах, кроме того, Александр взялся прививать на российскую почву свой американский опыт. Проводил бизнес-тренинги: «Актерские технологии в публичном выступлении, презентации и переговорах» и «Чему я могу научиться у звезд Голливуда, чтобы стать звездой в своем бизнесе?».

ИНТЕРВЬЮ

О КИНОПРОЦЕССЕ В РОССИИ И В США

«Когда я впервые попал в Голливуде на съемочную площадку, я увидел, как точно и профессионально работают люди. Эффективность, продуктивность, качество. Все зависит от профессиональной организации процесса, — вот этого нам, русским, точно не хватает».

О ЖИЗНИ В АМЕРИКЕ

«Это великая страна. Там взаимоотношения государства и человека совсем другие, нежели у нас, — они проще, дешевле и приятнее. Ты понимаешь, что уважаем этим государством, тебя никто не гнобит».

По материалам сайтов kino-teatr.ru, vokrug.tv, z-city.com.ua, pravda.ru, sobesednik.ru, zhar-ptica.com

Тайна смерти

Ушел из жизни актер Александр Кузнецов 6 июня 2020 года. Это был огромный удар для его последней возлюбленной Марии Станко. Она утверждала, что в поисках лекарства от онкологии Александр согласился стать участником страшных опытов в секретной лаборатории под моральным и психологическим давлением влиятельных людей. Она утверждала, что уже спустя две недели нетрадиционного лечения волнами ее любимый стал хуже выглядеть, но он не верил в доводы Марии о вреде его собственного эксперимента над собой. Женщина не верит в естественную смерть гражданского мужа, она обращалась даже на телевидение, но осталась не услышанной.

Александр Кузнецов похоронен на Хованском кладбище. 11 июня в Доме кино все желающие простились с потрясающим актером. Ему долго рукоплескали в качестве памяти и благодарности за весь пройденный жизненный труд.

Актер Александр Кузнецов скончался, но биография его показывает, что он останется жить вечно в своем творчестве на нескольких континентах. В творческом арсенале артиста более 70 работ на театральной сцене и киноиндустрии в России и США. Такое наследие далеко не каждый может оставить.

ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТЕР

  • Спитак (2018)
  • Я все помню (2016), сериал
  • Солнце в подарок (2016), сериал
  • Миндальный привкус любви (2015), сериал
  • Главный (2015)
  • Мент в законе-9 (2014-2015)
  • Так далеко, так близко (2014), сериал
  • Розыск-3 (2014), сериал
  • Москва. Три вокзала (2014)
  • Лесник (2011-2014), сериал
  • Королева игры (2014), сериал
  • Второй шанс (2014), сериал
  • Розыск-2 (2013), сериал
  • Розыск (2013), сериал
  • Море. Горы. Керамзит (2013), сериал
  • Время дочерей (2013). сериал
  • Неравный брак (2012-2013), сериал
  • Берега (2013), сериал
  • Шпион (2012)
  • Шаповалов (2012), сериал
  • Человек ниоткуда (2012), сериал
  • Учитель в законе. Возвращение (2012), сериал
  • Метод Фрейда (2012), сериал
  • Карпов (2012), сериал
  • Дикий-3 (2012), сериал
  • Земский доктор. Жизнь заново (2012), сериал
  • Фарфоровая свадьба (2011), сериал
  • Улыбка судьбы (2011), сериал
  • Легенды о Круге (2011), сериал
  • Кодекс чести-5 (2011), сериал
  • Заложники любви (2011), сериал
  • Грибной царь (2011), сериал
  • Шериф (2010), сериал
  • Шахта (2010), сериал
  • Человек ниоткуда (2010)
  • Учитель в законе. Продолжение (2010), сериал
  • Сердце матери (2010), сериал
  • Пассажир из Сан-Франциско (2009-2014), сериал
  • Черчилль (2009), сериал
  • Час Волкова-3 (2009), сериал
  • След (2007-2015), сериал
  • Глухарь-2 (2009), сериал
  • Адвокат-6 (2009), сериал
  • Везунчик /Lucky you/ (2007)
  • Путешествие (2007)
  • Классные игры (2006)
  • 24 часа /24 Hours/ (2006)
  • Внимание, говорит Москва! (2005)
  • На запад /Into the West/ (2005)
  • Счастье ты мое… (2005), сериал
  • Бой с тенью (2005)
  • Зеркальные войны. Отражение первое (2004)
  • Близнецы (2004), сериал
  • В ловушке (2000) /Captured/
  • Герцоги Хаззарда: Голливудская суета (2000) /The Dukes of Hazzard: Hazzard in Hollywood/
  • Космические ковбои (2000) /Space cowboys/
  • Миротворец (1997) /Peacemaker, The/
  • Suspens. Sever-yug (1995)
  • Аляска Кид (1993), сериал
  • Бегущий по льду (1992) /Ice runner, The/
  • Безумный рейс (1992)
  • Ключ (1992)
  • Взбесившийся автобус (1991)
  • Моя соседка (1991)
  • Опасная женщина (1991)
  • Портрет мадемуазель Таржи (1991)
  • Кошмар в сумасшедшем доме (1990)
  • Беспредел (1989)
  • Две стрелы. Детектив каменного века (1989)
  • Аэлита, не приставай к мужчинам (1988)
  • Приморский бульвар (1988)
  • Верными останемся (1988)
  • Джек Восьмеркин — «Американец» (1986)
  • Прости (1986)
  • Мужские тревоги (1985)
  • Сон в руку, или Чемодан (1985)
  • Господин Великий Новгород (1984)
  • Комета (1983)
  • Небывальщина (1983)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]