У этого термина существуют и другие значения, см. Бессон (значения).
Люк Бессон | |
фр. Luc Besson | |
Бессон на фестивале «Комик-Кон», 2020 год | |
Дата рождения | 18 марта 1959(1959-03-18) (61 год) |
Место рождения | Париж, Франция |
Гражданство |
|
Профессия | кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер |
Карьера | 1981 — настоящее время |
Награды | «Сезар» (1998) |
IMDb | ID 0000108 |
lucbesson.fr | |
Медиафайлы на Викискладе |
Люк Бессон
(фр. Luc Besson; род. 18 марта 1959) — французский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и писатель.
Биография[ | ]
Люк Бессон родился в семье инструкторов по подводному плаванию компании Club Med и с самого детства готовился продолжить семейную традицию. Все детство он провёл на побережье Греции и Югославии, увлечённо занимаясь нырянием и подводной фотосъёмкой. Мечтой его было стать специалистом по дельфинам. Однако мечтам не суждено было сбыться. В 17 лет в результате несчастного случая он теряет возможность заниматься своим любимым делом.
Люк возвращается в Париж, где занимается то тем, то другим, пока не привязывается к кино. Он смотрит много фильмов, работает на съёмочных площадках, на вспомогательных ролях. В 19 лет он уезжает в Голливуд, но, поработав там, возвращается на родину и идёт служить в армию. Отслужив три года, он возвращается к кинематографу, сначала в качестве постановщика музыкальных клипов, а потом и как ассистент режиссёра в «большом» кино.
Отрывок, характеризующий Бессон, Люк
– Ничего, ничего, – отвечал Ростов. – Ты зайдешь? – Да, зайду. Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их. Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров. – И как вы можете судить, что было бы лучше! – закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. – Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя! – Да я ни слова не говорил о государе, – оправдывался офицер, не могший иначе как тем, что Ростов пьян, объяснить себе его вспыльчивости. Но Ростов не слушал. – Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты и больше ничего, – продолжал он. – Умирать велят нам – так умирать. А коли наказывают, так значит – виноват; не нам судить. Угодно государю императору признать Бонапарте императором и заключить с ним союз – значит так надо. А то, коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни Бога нет, ничего нет, – ударяя по столу кричал Николай, весьма некстати, по понятиям своих собеседников, но весьма последовательно по ходу своих мыслей. – Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и всё, – заключил он. – И пить, – сказал один из офицеров, не желавший ссориться. – Да, и пить, – подхватил Николай. – Эй ты! Еще бутылку! – крикнул он. В 1808 году император Александр ездил в Эрфурт для нового свидания с императором Наполеоном, и в высшем Петербургском обществе много говорили о величии этого торжественного свидания. В 1809 году близость двух властелинов мира, как называли Наполеона и Александра, дошла до того, что, когда Наполеон объявил в этом году войну Австрии, то русский корпус выступил за границу для содействия своему прежнему врагу Бонапарте против прежнего союзника, австрийского императора; до того, что в высшем свете говорили о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер императора Александра. Но, кроме внешних политических соображений, в это время внимание русского общества с особенной живостью обращено было на внутренние преобразования, которые были производимы в это время во всех частях государственного управления. Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла как и всегда независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований. Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне. Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, все эти предприятия, без выказыванья их кому бы то ни было и без заметного труда, были исполнены князем Андреем. Он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу. Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте. Одну половину времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг, и к удивлению своему замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди, в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике, далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне. Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений. Весною 1809 года, князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном. Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам. Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск, с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и из под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленея первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес и виднее запотели. Лакей Петр что то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину. – Ваше сиятельство, лёгко как! – сказал он, почтительно улыбаясь. – Что! – Лёгко, ваше сиятельство. «Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено всё уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб». На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему. Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться. Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Личная жизнь[ | ]
В 1986 году Бессон женился на актрисе Анн Парийо, которая сыграла главную роль в его фильме «Никита» (1990). Их дочь, Жюльетт, родилась в 1987 году. Пара развелась в 1991 году.
Второй супругой Бессона стала актриса Майвенн Ле Беско; на момент начала отношений ей было 15 лет, а Бессону — 31 год[1]. Они поженились в 1992 году, когда Ле Беско была беременна их дочерью Шанной, родившейся 3 января 1993 года. По словам Ле Беско, их отношения вдохновили Бессона на фильм «Леон» (1994)[1]. Их брак закончился в 1997 году, когда Бессон начал отношения с актрисой Миллой Йовович во время съёмок «Пятый элемент» (1997). Они поженились 14 декабря 1997 года; Йовович было 22 года, а Бессону — 38 лет. Йовович и Бессон развелись в 1999 году[2].
28 августа 2004 года Бессон женился на продюсере Виржини Силла. У пары есть трое детей — дочери Талия и Сатин, а также сын Мао[3].
ТОП-10
10. Валериан и город тысячи планет (2017)
Рейтинг imdb: 6,5
В 2700 году спецагенты Валериан и Лорелин попадают в весьма запутанную историю. Главные роли исполнили Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь, также свои роли получили Клайв Оуэн и Рианна.
Люк Бессон давно мечтал снять фильм по французским комиксам «Валериан и Лорелин» (Пьер Кристин и Жан-Клод Мезьер). Чтобы подчеркнуть оригинальную идею французских авторов и показать ее всему миру, режиссер специально снял фильм на английском языке и с участием англоговорящих актеров.
Некоторые идеи из оригинального комикса также легли в основу фильма «Пятый элемент» и фильмов серии «Звездные войны».
9. Подземка (1985)
Рейтинг imdb: 6,6
История вора Фреда, который случайно стал обладателем очень важных документов. За ним тут же начинают охотиться владельцы документов, в итоге Фред попадает в метро, где знакомится с субкультурой живущих там странных людей.
8. Атлантис (1991)
Рейтинг imdb: 6,8
Великолепный подводный мир глазами одного из самых известных режиссеров Франции. Необычный документальный фильм показывает все красоты подводного мира.
https://www.youtube.com/watch?v=l4iNdULeIoo
7. Последняя битва (1983)
Рейтинг imdb: 6,9
Цивилизации больше нет, люди выражаются с помощью примитивных жестов и знаков, живут в развалинах некогда великих городов и пытаются просто выжить.
Фильм снят по мотивам короткометражного фильма самого Бессона «Предпоследний» (1981) и стал режиссерским дебютом этого режиссера в большом кино.
В фильме не используется человеческая речь, так как по сюжету люди разучились общаться между собой словами.
Одну из ролей сыграл Жан Рено.
6. Леди (2011)
Рейтинг imdb: 7,1
Политические игры становятся настоящим испытанием любви Аун Сан Су Чжи и ее мужа Майкла Эйриса. Красивая история о судьбе женщины, благодаря которой в Бирме появилась демократия.
5. Ангел-А (2005)
Рейтинг imdb: 7,1
Андре задолжал деньги многим бандитам и скоро настанет час расплаты. Обратившись в полицию и американское посольство, он не получает помощи, поэтому единственным выходом для себя, он видит самоубийство.
Но в роковой момент он замечает девушку, которая также пытается свести счеты с жизнью, прыгнув в Сену. Андре спасает девушку, а она начинает помогать ему добывать деньги, чтобы расплатиться с кредиторами. Но это только начало истории…
4. Никита (1990)
Рейтинг imdb: 7,4
Трудная судьба молодой девушки приводит ее к ограблению и убийству. Но в правительстве дают ей второй шанс и отправляют в школу специальных агентов. Теперь она секретный агент…
Еще один фильм Люка Бессона, в котором главную роль исполняет девушка. На этот раз роль главной героини сыграла Анн Парийо.
При подготовке к роли, Парийо постоянно разбирала и собирала макет пистолета. Однажды, это привлекло внимание полицейских, которые заставили актрису выйти из машины с поднятыми руками.
3. Голубая бездна (1988)
Рейтинг imdb: 7,6
История двух главных героев основана на реальной дружбе француза Жака Майоля и итальянца Энцо Майорки. За тем лишь исключением, что один из главных героев получил другую фамилию — Молинари, а между собой они никогда не соревновались.
Фильм стал одним из самых популярных во Франции в 80-х годах, за год проката его посмотрели 9,2 млн французских зрителей.
Жак Майоль консультировал создателей фильма.
Фильм снимался без дублеров, поэтому Жан Рено, Жан-Марк Барр и другие актеры ныряли сами. Люк Бессон появился в фильме в качестве одного из ныряльщиков.
На главные роли приглашались многие знаменитые актеры: Кристофер Ламберт, Микки Рурк, Жерар Ланвен и Мэл Гибсон. Но все они отказались от съемок по разными причинам.
2. Пятый элемент (1997)
Рейтинг imdb: 7,7
Фантастический боевик с элементами комедии собрал таких звезд мирового кино, как Брюс Уиллис, Милла Йовович, Гэри Олдмен, Иэн Холм и Крис Такер. На таксист Корбена Далласа инопланетянка Лилу падает буквально с неба, и теперь главному герою в исполнении Уиллиса предстоит стать героем, который спасет весь мир.
Режиссер Люк Бессон написал сценарий фильма еще во время своей учебы в школе.
Инопланетный язык был придуман режиссером, но не обошлось и без импровизации Миллы Йовович. К концу съемок они уже могли разговаривать между собой на выдуманном языке. Кстати, полное имя главной героини Лилу — «ЛилуминАй ЛекатАриба ЛаминачАй Экбат Дэ СэбАт».
Фильм побил сразу несколько рекордов по бюджету — самый дорогой фильм Франции, самые дорогие спецэффекты на то время (80 000 000 долларов). И до сих пор фильм остается самым дорогим фильмом, который сняли не в Голливуде.
Гэри Олдмен дал свое согласие на съемки даже не читая сценарий. Настолько актер сдружился с режиссером на съемках другого легендарного фильма — «Леон».
1. Леон (1994)
Рейтинг imdb: 8,6
Профессиональный киллер Леон влюбляется в свою соседку Матильду, чьи родители были убиты коррумпированными полицейскими.
Великолепный подбор актеров: Жан Рено, Гэри Олдмен и Натали Портман.
Дебютный полнометражный фильм Натали Портман. Ее взяли на роль в 11 лет, при этом первые пробы она не прошла. Но придя во второй раз, она выдала такое представление, что режиссер больше не сомневался в актрисе.
На роль Леона хотели попасть Мэл Гибсон и Киану Ривз, но Бессон рассматривал исключительно Жана Рено.
Французский актер Сами Насери получил крошечную роль в фильме, но так впечатлил режиссера, что тот написал специально для него сценарий фильма «Такси» (1998). Режиссерское кресло в этом фильме было отдано Жерару Пиресу.
Но и это еще не все!
Добавляйте статью в закладки, так как совсем скоро свое место в рейтинге лучших фильмов Бессона получат его новые фильмы. К примеру, в 2020 году ожидается выход фильма «Анна», где он вновь будет выступать одновременно режиссером, сценаристом и продюсером.
ТОП-30 лучших фильмов-катастроф
25 лучших фильмов про мафию
27 фактов о сериале «Гриффины»
32 лучших фильма Джорджа Клуни
32 факта о сериале «Анатомия страсти»
19 фактов о Сергее Безрукове
Признание и награды[ | ]
Наиболее широкое признание Люк Бессон получил после выхода на экраны его третьего фильма «Подземка», за который он был номинирован на «Лучший фильм на иностранном языке» Британской киноакадемии в 1986 году.
Люк Бессон является создателем кинокорпорации «EuropaCorp», так называемого «Европейского Голливуда». Для всех фильмов Бессона (кроме фильмов «Ангел-А» и «Малавита») музыку записывал кинокомпозитор Эрик Серра. Бессон создал ассоциацию, занимающуюся в основном организацией выставок фотографий из Африки и благотворительностью для Африки.[источник не указан 3382 дня
]
Люк Бессон сейчас
В 2020 году Люк Бессон сообщил, что приступает к экранизации французского комикса «Валериан», выпускающегося с 1967 года. Фильм «Валериан и город тысячи планет» вышел в российский прокат в августе 2020 года. В центре сюжета – герои Дейна ДеХаана и Кары Делевинь, космические спецагенты, которые волею случая оказались втянуты в межгалактический заговор.
Люк Бессон на премьере «Валериана» (2017)
Фильмография[ | ]
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
1981 | кор | Предпоследний | L’Avant dernier | режиссёр, продюсер, сценарист, актёр |
1983 | ф | Последняя битва | Le Dernier combat | режиссёр, продюсер, сценарист |
1984 | ф | Не бросайте трубку | Ne quittez pas | продюсер, актёр |
1985 | ф | Подземка | Subway | режиссёр, продюсер, сценарист, актёр |
1986 | ф | Камикадзе | Kamikaze | продюсер, сценарист |
1988 | ф | Голубая бездна | Le Grand bleu | режиссёр, продюсер, сценарист, актёр |
1990 | ф | Никита́ | Nikita | режиссёр, продюсер, сценарист |
1991 | ф | Холодная луна | Lune froide | продюсер |
1991 | док | Атлантида | Atlantis | режиссёр, продюсер, оператор |
1992 | ф | Бабушки | Les’ Mamies | продюсер |
1993 | ф | Возврата нет | The Assassin / Point Of No Return | сценарист |
1993 | ф | Львёнок | L’ Enfant lion | продюсер |
1994 | ф | Леон | Leon | режиссёр, сценарист |
1994 | ф | Придурки | Les Truffes | продюсер |
1997—2001 | с | Её звали Никита́ | La Femme Nikita | сценарист |
1997 | ф | Пятый элемент | The Fifth Element | режиссёр, сценарист |
1997 | ф | Не глотать | Nil by Mouth | продюсер |
1998 | ф | Такси | Taxi | продюсер, сценарист |
1999 | ф | Жанна д’Арк | The Messenger: The Story of Joan of Arc | режиссёр, продюсер, сценарист |
2000 | ф | Такси 2 | Taxi 2 | продюсер, сценарист, актёр |
2000 | ф | Дансер | The Dancer | продюсер, сценарист |
2000 | ф | Выход | Exit | продюсер |
2001 | ф | 15 августа | 15 août | продюсер |
2001 | ф | Поцелуй дракона | Kiss of the Dragon | продюсер, сценарист |
2001 | ф | Васаби | Wasabi | продюсер, сценарист |
2001 | ф | Ямакаси: Новые самураи | Yamakasi — Les samouraïs des temps modernes | сценарист |
2002 | ф | Бланш | Blanche | продюсер |
2002 | ф | Перевозчик | The Transporter | продюсер, сценарист |
2003 | ф | Онг Бак | Ong-bak | продюсер |
2003 | ф | Смех и наказание | Rire et châtiment | продюсер |
2003 | ф | Я, Цезарь | Moi César | продюсер |
2003 | ф | Отбивные | Les Côtelettes | продюсер |
2003 | ф | Такси 3 | Taxi 3 | продюсер, сценарист |
2003 | ф | Фанфан-тюльпан | Fanfan la tulipe | продюсер, сценарист |
2003 | ф | Мишель Вальян: Жажда скорости | Michel Vaillant | продюсер, сценарист |
2003 | ф | Нахал | Cheeky | продюсер |
2004 | ф | Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса | Les Rivières pourpres II — Les anges de l’apocalypse | продюсер, сценарист |
2004 | ф | Точная копия | À ton image | продюсер |
2004 | ф | Нью-Йоркское такси | Taxi | продюсер, сценарист |
2004 | ф | 13 район | Banlieue 13 | продюсер, сценарист |
2005 | ф | Дэнни цепной пёс | Danny the Dog | продюсер, сценарист |
2005 | ф | Ze фильм | Ze film | продюсер |
2005 | ф | Суфлер | Le Souffleur | продюсер |
2005 | ф | Северо-восток | Nordeste | продюсер |
2005 | ф | Три могилы | The Three Burials of Melquiades Estrada | продюсер |
2005 | ф | Следующий! | Au suivant! | продюсер |
2005 | ф | Перевозчик 2 | Transporteur II | продюсер, сценарист |
2005 | ф | В его руках | Entre ses mains | продюсер |
2005 | ф | Револьвер | Revolver | продюсер, сценарист |
2005 | ф | Быть Стэнли Кубриком | Colour Me Kubrick: A True…ish Story | продюсер |
2005 | ф | Чёрный ящик | La Boîte noire | продюсер |
2005 | ф | Ангел-А | Angel-A | режиссёр, продюсер, сценарист |
2006 | ф | Бандитки | Bandidas | продюсер, сценарист |
2006 | ф | Не говори никому | Ne le dis à personne | продюсер |
2006 | ф | Дочери китайского ботаника | Les Filles du botaniste | продюсер |
2006 | ф | Убийцы | Meurtrières | продюсер |
2006 | ф | Когда я был певцом | Quand j’étais chanteur | продюсер |
2006 | ф | Апрель | Avril | продюсер |
2006 | ф | Джунгли | La Jungle | продюсер |
2006 | ф | Новый свет | Nuovomondo | продюсер |
2006 | ф | Любовь и другие катастрофы | Love and Other Disasters | продюсер |
2006 | ф | Артур и минипуты | Arthur et les minimoys | режиссёр, продюсер, сценарист |
2007 | ф | Мишу из Д’Обера | Michou d’Auber | продюсер |
2007 | ф | Такси 4 | Taxi 4 | продюсер, сценарист |
2007 | ф | Граница | Frontière | продюсер |
2007 | ф | Гость | L ‘Invité | продюсер |
2007 | ф | Секрет | The Secret | продюсер |
2007 | ф | Замок в Испании | Un château en Espagne | продюсер |
2007 | ф | Хитмэн | Hitman | продюсер |
2008 | ф | Заложница | Taken | продюсер, сценарист |
2008 | ф | Перевозчик 3 | Transporter 3 | продюсер, сценарист |
2008 | ф | Мисс июнь | Come Like Shadows | продюсер |
2009 | ф | Я люблю тебя, Филлип Моррис | Love You Phillip Morris | продюсер |
2009 | ф | Статен-Айленд | Staten Island | продюсер |
2009 | ф | 13-й район: Ультиматум | Banlieue 13 Ultimatum | продюсер, сценарист |
2009 | ф | Миссионер | Le Missionnaire | продюсер |
2009 | док | Дом | Home | продюсер |
2009 | ф | Артур и месть Урдалака | Arthur et la vengeance de Maltazard | режиссёр, продюсер, сценарист |
2009 | ф | Из Парижа с любовью | From Paris with Love | продюсер, сценарист |
2010 | ф | 22 пули: Бессмертный | L’Immortel | продюсер |
2010 | ф | Артур и война двух миров | Arthur et la guerre des deux mondes | режиссёр, продюсер, сценарист |
2010 | ф | Необычайные приключения Адель | Les Aventures extraordinaires d’Adèle Blanc-Sec | режиссёр, продюсер, сценарист |
2011 | мф | Монстр в Париже | Un monstre à Paris | продюсер |
2011 | ф | Леди | The Lady | режиссёр |
2011 | ф | Коломбиана | Colombiana | продюсер, сценарист |
2012 | с | Перевозчик | Transporter: The Series | продюсер |
2012 | ф | Напролом | Lockout | сценарист |
2012 | ф | Заложница 2 | Taken 2 | продюсер, сценарист |
2013 | ф | Малавита | Malavita | режиссёр, продюсер, сценарист |
2014 | ф | Три дня на убийство | Three Days to Kill | продюсер, сценарист |
2014 | ф | 13-й район: Кирпичные особняки | Brick Mansions | сценарист |
2014 | ф | Местный | The Homesman | продюсер |
2014 | ф | Люси | Lucy | режиссёр, продюсер, сценарист, эпизодическая роль |
2015 | ф | Заложница 3 | Taken 3 | продюсер, сценарист |
2015 | ф | Перевозчик: Наследие | The Transporter Refueled | продюсер |
2016 | ф | Врата воинов | Warrior’s Gate | продюсер, сценарист |
2017 | ф | Озеро | The Lake | продюсер, сценарист |
2017 | ф | Валериан и город тысячи планет | Valerian and the City of a Thousand Planets | режиссёр, продюсер, сценарист |
2018 | ф | Ева | Eva | сопродюсер |
2018 | ф | Такси 5 | Taxi 5 | продюсер |
2018 | ф | Курск | Kursk | продюсер |
2019 | ф | Анна | Anna | режиссёр, продюсер, сценарист |
TBA | ф | Флора Плам | Flora Plum | продюсер |
Примечания[ | ]
- ↑ 12Liptak, Andrew
. Valerian director Luc Besson accused of rape (англ.),
The Verge
(20 May 2018). - Chang, Kee
. Film Critic: Maïwenn’s «Polisse» (англ.),
Anthem
(5 May 2012). - Besson Becomes A Father For The Fifth Time (англ.), Contact Music
(29 September 2005). - Luc Besson: French film director accused of rape (англ.), BBC
(19 May 2018). - Keslassy, Elsa
. Luc Besson Accused of Rape by Actress in France (англ.),
Variety
(19 May 2018). - Baynes, Chris
. Luc Besson: French director under investigation over rape allegation (англ.),
The Independent
(20 May 2018). - Roxborough, Scott
. Luc Besson Accused of Sexual Assault by Second Woman (англ.),
The Hollywood Reporter
(10 July 2018). - Chrisafis, Angelique
. Film director Luc Besson faces new allegations of sexual assault (англ.),
The Guardian
(10 July 2018). - Five more women make sex-offence allegations against Luc Besson (англ.), The Guardian
(28 November 2018).