Образование
Михаил Зыгарь – выпускник самого известного и статусного образовательного учреждения в России – Московского государственного института международных отношений (МГИМО), окончивший факультет международной журналистики.
На этот образовательный процесс не закончился: позже Зыгарь обучался в Каирском университете, который является одним из старейших образовательных учреждений во всем мире. Годовая стажировка дала возможность довести уровень теоретических знаний до необходимой планки, которую Михаил поставил себе сам. После этого количество перешло в качество, и началась бурная и разносторонняя карьера, которая продолжается по сей день.
Библиография
- Зыгарь М. В., Наумкин В. В., Жуков А., Хаджимухамедов М., Хидоятова Н., Сайфулин Р., Урлаева Е., Собянин А., Ширин А.
Средняя Азия: андижанский сценарий?. — М.: Европа, 2005. — 192 с. — (Перевороты). — ISBN 5-9739-0016-9. - Зыгарь М. В.
Война и миф. — СПб.: Коммерсантъ, Питер, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-91180-781-8. - Зыгарь М. В., Панюшкин В.
Газпром. Новое русское оружие. — М.: Захаров, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-8159-0789-8. - Зыгарь М. В.
Вся кремлёвская рать: Краткая история современной России. — М.: Интеллектуальная литература, 2020. — 408 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-9907223-0-9. - Зыгарь М. В.
Империя должна умереть: История русских революций в лицах. 1900-1917. — М.: Альпина паблишер, 2020, 2020. — 909 с. — ISBN 978-5-9614-6712-3. — ISBN 978-5-9614-6495-5.
Публикации:
- Публикации Михаила Зыгаря — Slon.ru
- Публикации Михаила Зыгаря — Forbes.ru
- Публикация Михаила Зыгаря — Gzt.ru
- Публикации Михаила Зыгаря — Openspace.ru
- Публикации Михаила Зыгаря — Коммерсантъ
- Он — не миф… — Коммерсантъ, 2009.
Карьера журналиста
Михаил Зыгарь, будучи сотрудником издания «Коммерсантъ», был автором репортажей из горячих точек. На его счету репортажи с места событий:
- войны в Ираке;
- боевых действий в Сербии и Косово;
- войны в Ливане;
- революции в Киргизии;
- войны в Палестине;
- расстрела в Андижане;
- переноса «Бронзового солдата» в Эстонии;
- революции на Украине.
Такая деятельность требует немалой отваги и предприимчивости, поэтому в 2014 году журналист был удостоен серьезной награды: стал лауреатом «Международной премии за свободу прессы», которая проходила в Америке (в Нью-Йорке).
Позже сам журналист подытожил свою деятельность словами: «Я осознал, что подсаживаюсь на войну и начинаю изнывать между командировками. Рвусь туда, где неспокойно и стреляют». Эффектной точкой карьеры военного репортера стала написанная книга «Война и миф», в которой журналист рассказал обо всех событиях, где участвовал лично.
Журналист вел колонки на известных информационных, новостных и аналитических интернет-порталах: Slon.ru, OpenSpace.ru, Gzt.ru и Forbes.ru.
«Я хочу все описать изнутри. Что люди говорили и делали именно тогда, не рационализируя события постфактум».
Основные источники, использованные в книге — это письма и дневники. Автобиография — жанр, к которому Зыгарь относится с некоторым скепсисом.
«Все автобиографии написаны с целью защитить свои решения. Никому ведь не хочется признавать, что был дураком».
Михаил Зыгарь — один из самых выдающихся российских журналистов. В мире он больше всего прославился своим бестселлером «Вся кремлевская рать». Его последняя книга, «Империя должна умереть», рассказывает о 1917 годе, когда произошла революция. В первую очередь она повествует о тех людях, которые в ревущем, опьяненном Петрограде пытались изменить ход истории и направить Россию на путь демократии.
© РИА Новости, Алексей Филиппов | Перейти в фотобанк Журналист Михаил Зыгарь на XXXI церемонии вручения Национальной кинематографической премии «Ника» в «Вегас Сити Холле».
И им это почти удалось. По крайней мере, если верить Зыгарю.
«Само собой, Россия могла стать демократией. Само собой! Весной и летом 1917 года существовала реальная воля к этому, мощное общественное убеждение, что необходимо построить демократию. Многие политики были готовы отринуть все свои старые обиды. Единственный, кто плевал на все это, — журналист по имени Ульянов».
Владимир Ульянов, или Ленин — фамилия, под которой он потом стал известен, играет в книге неприметную роль. Зыгарь считает, что российское описание истории слишком сильно вращается вокруг Ленина как личности. В своей книге он представляет пеструю галерею других действующих лиц: Льва Толстого, Сергея Витте, Зинаиду Гиппиус, Павла Милюкова, Ираклия Церетели.
Ленин никак не участвовал в первой революции. Когда он, наконец, прибыл в Петроград из своего политического изгнания, большинство на него смотрело как на неопрятного умника, который мучал свое окружение бесконечными лекциями о том, как он провел бы настоящую революцию. По словам Зыгаря, он был единственным большевиком, который отказывался сотрудничать с временным правительством.
«Никто не воспринимал планы Ленина всерьез. Но он умел искусно собирать вокруг себя анархистские элементы общества, говоря проще, полукриминальные слои», — рассказывает Зыгарь.
Когда большевикам удалось осуществить государственный переворот в октябре 1917 года, они были маргинальной группой — и в то же время самым беспринципным и целеустремленным политическим движением в Петрограде. Они использовали свободу слова и политическую открытость не для того, чтобы формировать демократию, а для того, чтобы свергнуть ее. В результате получилось сталинское правление террора в однопартийном государстве, просуществовавшем 70 лет.
«Катастрофа», — констатирует Зыгарь.
«Было ли ошибкой давать большевикам так много пространства? Следует ли европейским демократиям давать современным политическим и религиозным экстремистам меньше свободы?» — интересуюсь я.
«Существуют тысячи мелких деталей, в которых были допущены ошибки. Временное правительство состояло не из опытных чиновников», — рассказывает Зыгарь.
Berlingske 28.04.2018 Апостроф 28.04.2018 Bloomberg 28.04.2018 Wnp.pl 28.04.2018 УНИАН 01.03.2016 Он предпочитает быть очень осторожным в том, что касается проведения параллелей с нынешней ситуацией. В то же время сходств действительно много, и это не может не бросаться в глаза, когда читаешь книгу. В первую очередь убежденность российской элиты в том, что всюду иностранные козни и заговоры, кажется мне такой знакомой, что меня несколько раз разбирает громкий смех в процессе чтения.
Зыгарь согласно улыбается.
«Одно не изменилось — человек. Он по-прежнему тот же, и у чиновников по-прежнему в головах те же стереотипы. До революции российская элита была разделена на два лагеря: один полагал, что против России плетется английский заговор, другой видел повсюду немецких шпионов».
Зыгарь всплескивает руками.
«Сто лет спустя мы можем констатировать, что все они ошибались. Не было никакого заговора, ни английского, ни немецкого. Это все были глупости».
Заглавие книги, «Империя должна умереть», — это не цитата слов героев книги, оно принадлежит самому Зыгарю.
«Это то, что понимают все в книге, — так продолжать нельзя. И все равно они не могут ничего сделать. Из всех имеющихся альтернатив они постоянно выбирают худшую, они теряют время, не могут принять решение».
Анна-Лена Лаурен: Вы описываете последнего царя Николая II как нерешительную, слабую фигуру, с лицом, которое ничего не выражает, и пристрастием ковыряться в носу.
Михаил Зыгарь: Да, он был известен этим. Но эта книга не о царе. История зависит не от одного человека, а от множества разных людей. С марта по ноябрь 1917 года Россия провела выдающиеся либеральные реформы: ввела всеобщее избирательно право, в том числе и для женщин, отменила смертную казнь, объявила свободу слова. Это невероятно интересно и доказывает, что другой путь существовал.
— А сейчас другой путь у России есть?
— Конечно. Он всегда есть. Но в современной России по-прежнему доминируют настроения 2014 года, когда Путин made Russia great again («снова сделал Россию великой»). Поэтому его и выбрали президентом. Мошенничество на выборах нерелевантно в том, что касается отсутствия в России политиков. Во время президентских выборов у нас было два человека, которые пытались ими быть, Ксения Собчак и Павел Грудинин. Если они продолжат, может, что-то и произойдет, но это долгий процесс, и прямо сейчас тенденция противоположная.
И все-таки Зыгарь не относится к тем, кто считает, что Россия безнадежна.
«У России всегда была возможность стать демократией. Несмотря ни на что, мы — страна, которая смогла пройти путь от Большого террора в 1937 году до свободы 1991-го».
Михаил Зыгарь
37 лет. Родился в Москве. Получил дипломатическое образование в МГИМО. Военный корреспондент «Коммерсанта» с 2000 по 2009 год. Руководитель политического отдела российского отделения «Ньюсуик» (Newsweek) с 2009 по 2010 год. Главный редактор единственного российского независимого телеканала «Дождь» с 2010 по 2020. Сегодня независимый писатель и публицист.
Книги: «Война и миф» (военный репортаж), 2007; «Газпром — новое русское оружие», 2008; «Вся кремлевская рать» (о современной российской политической истории России), 2020.
«Империя должна умереть» выходит на шведском языке в конце апреля.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Деятельность редактора
На телеканал «Дождь» Михаил Зыгарь попал в 2010 году перед важными событиями в отечественной истории: митингами зимы 2011-2012 года. Его коллегой по телеканалу была небезызвестная Ксения Собчак, которая впоследствии неоднократно говорила, что Зыгарь являлся ее главным учителем в сфере журналистики.
На фоне деятельности на телеканале «Дождь» журналист снимал документальные фильмы о советской и российской новейшей истории. С 2010 года на фоне карьеры автора, продюсера программ и телеведущего он являлся и главным редактором канала «Дождь». На тот момент телеканал имел большую популярность и был известен освещением политических событий с точки зрения оппозиционеров.
В 2020 году Зыгарь заявил о желании уйти с должности главного редактора для реализации собственных творческих проектов. Но и сегодня его можно увидеть на телеканале в роли ведущего телепрограммы «Зыгарь».
Книги и проекты[ | ]
Книга «Вся кремлёвская рать»[ | ]
В 2020 году выпустил книгу «Вся кремлёвская рать: Краткая история современной России»[18].
Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич назвала книгу «самым серьёзным исследованием всего, что произошло за 20 лет»[7]. Писатель Борис Акунин назвал её «информативной, удивительно хладнокровной и вполне беспристрастной новейшей историей государства российского». По мнению политического технолога и публициста Станислава Белковского «Вся кремлевская рать» лучше всех его книг о Владимире Путине вместе взятых. По мнению литературного критика Галины Юзефович, книга «формирует новый язык для разговора о современной политике» и представляет собой «гладкий и яркий текст, живущий по законам настоящей большой литературы»[19].
Книга переведена на немецкий, польский, болгарский, финский[20], эстонский, китайский и английский языки. В 2020 году книга стала дважды лауреатом Книжной премии Рунета в категориях «Бестселлер» и «Лучшая цифровая книга»[21]. К 2020 году продано уже более 100 тыс. экземпляров книги[22].
Рецензент влиятельного британского еженедельника The Economist указывает на отсутствие в книге источников, подтверждающих сведения, исходящие якобы из осведомлённых кругов. Рецензент считает, что мнения, приписываемые автором Путину, следует оценивать с осторожностью[23]. Книга получила широкое освещение в международной прессе. Рецензент газеты The Guardian отметил, что этот текст — один из «самых захватывающих» рассказов о путинской России[24].
Книга «Империя должна умереть»[ | ]
После ухода с телеканала «Дождь» Зыгарь занимался историей революций 1917 года. Результатом его работы стала книга «Империя должна умереть», которая вышла в дни столетия революции одновременно на русском (в издательстве «Альпина Паблишер»)[25] и на английском [26]. Это история о том, как жило российское общество сто лет назад — в нём переплетаются судьбы Толстого, Дягилева, Распутина, Столыпина и других важнейших персонажей начала 20 века[источник не указан 930 дней
].
«Проект 1917»[ | ]
Четырнадцатого ноября 2020 года Зыгарь запустил проект «1917. Свободная история», в котором в режиме реального времени интернет-пользователи могут следить за дневниками, мыслями и переживаниями более полутора тысяч героев событий столетней давности. Все записи основаны на документальных материалах — дневниках, мемуарах, письмах, фотографиях и т. п., которые могут быть сокращены для упрощения восприятия, но смысл всегда остается неизменным[27]. Проект представляет собой пример нового жанра «сетевого сериала или документального реалити-шоу с элементами исторической литературы, драматического театра, сериала и современной соцсети»[28]. Он должен завершиться 18 января 2018 года, в день столетия роспуска Учредительного собрания[29].
Финансовую помощь проекту оказали[30] основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин, генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож («Яндекс» является издателем проекта) и председатель правления Сбербанка Герман Греф, партнером проекта стала социальная сеть «ВКонтакте». В 2020 году в Москве и Санкт-Петербурге должны пройти выставки, по мотивам проекта режиссёр Кирилл Серебренников планировал поставить спектакль[31].
В феврале 2020 года была запущена англоязычная версия проекта[32].
«1968.DIGITAL»[ | ]
23 апреля 2020 года студия Михаила Зыгаря и Карена Шаиняна «История будущего» запустила документальный сериал[33] для мобильных телефонов 1968.DIGITAL. Сериал рассказывает о героях и событиях 1968 года через экран смартфона, который мог бы быть у героя, если бы в то время были интернет, социальные сети и мобильные приложения.
Сериал был впервые представлен на английском языке на платформе Apple News[34] совместно с партнером в США, компанией Buzzfeed News. Генеральным партнером проекта России стал Альфа-банк, партнеры по распространению — Амедиатека и Вконтакте. Сериал также выходит во Франции на платформе газеты Libération.
К декабрю 2020 года сериал посмотрели более 30 млн раз. Он также стал самым популярным российским сериалом в Амедиатеке[35] и получил несколько наград за лучший видеопроект и сериал: Tagline Awards, премию The Digital Reporter в области веб-индустрии. А автор проекта Михаил Зыгарь получил премию «Просветитель-2018» в категории digital[36].
МХТ. Мобильный художественный театр[ | ]
В конце июня 2020 года вместе с театральным критиком Алексеем Киселевым запустил Мобильный художественный театр — проект, представляющий собой аудиоспектакль с навигацией. Пользователь скачивает приложение на мобильный телефон, оплачивает доступ к контенту (в 2020 году — 379 рублей[37] за спектакль), запускает звуковые дорожки, далее двигается по маршруту, который указывает аудиогид.
Первый спектакль — «1 000 шагов с Кириллом Серебренниковым», — променад по маршруту, которым режиссер гулял каждый день в последние месяцы домашнего ареста. Второй спектакль — «Свинарка и пастух», третий — «Мастер и Маргарита».
«Мы ставим себе задачей сделать демократичный театр, понятный современной интернет-аудитории. В Москве, Питере, Лондоне и Нью-Йорке одновременно», — говорит Зыгарь.
Писательская деятельность
Серьезный вклад в освещение событий российской истории журналист совершил, выпустив в свет написанную книгу «Вся кремлевская рать: Краткая история современной России». Работа получила признание критиков, которые единодушно пришли к выводу, что это самое полное и лучшее исследование всех важных событий минувшего века и начала текущего.
Публицист Белковский заявил, что лучшим автором, наиболее точно описавшим деятельность Владимира Путина, является Михаил Зыгарь. Книги переведены на 5 языков, поэтому труд стал известен почти во всем мире. Работе было неоднократно присвоено звание «бестселлер».
В свете этого книга «Вся кремлевская рать» считается обязательной к прочтению для каждого человека, интересующегося родной историей.
Помимо этого, Зыгарь выступил автором и соавтором книг:
- «Война и миф»;
- «Средняя Азия: андижанский сценарий?»;
- «Газпром: Новое русское оружие».
Ни одна писательская работы Зыгаря не была оставлена без внимания критиков и читателей: изящный и легкий слог повествования, интересные и нетривиальные рассуждения, актуальные темы.
Михаил Зыгарь: «Я с самого начала думал, что это будет адская авантюра»
Михаил Зыгарь // Фото: Личный архив
Не успев появиться, документальный роман Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России» стал хитом продаж. Еще бы − бывший военный корреспондент «Коммерсанта», публицист с диапазоном знакомств от первых лиц государства до главных воротил национального бизнеса, журналист, которого особо выделял сам Дмитрий Медведев, уже во введении пишет так: «Начиная работу над книгой, я думал, что это будет история о том, что произошло с Россией за последние 15 лет, как менялось мироощущение и мировоззрение Владимира Путина и его ближайшего окружения, как все начиналось и к чему это все нас привело». Самого 34-летнего автора привело к тому, что спустя два месяца после выхода книги он оставил пост главного редактора телеканала «Дождь» и не был приглашен на последнюю встречу журналистов с председателем правительства. Сегодня он занят мультимедийным проектом «Свободная история России», а еще работает над собственной телепрограммой, «до которой не доходили руки». Но наш разговор я начал с факта, меня поразившего. На последней церемонии вручения нобелевских премий среди немногочисленных гостей лауреата Светланы Алексиевич в первом ряду сидел Михаил Зыгарь. И что совсем невероятно − лично познакомились они только в Стокгольме!
Да, правда. До этого дня мы с ней не виделись, − подтверждает Михаил. − Я заметил, Андрей, что у писателей общение устроено не так, как у обычных людей. Своими знакомыми они считают тех, книги которых читали. Борис Акунин, например, очень закрытый человек, в свой ближний круг никого не пускает. Но после того как просмотрел «Всю кремлевскую рать…», стал очень тепло, по-дружески со мной разговаривать. Со Светланой Алексиевич было так же. Она прочитала и все про меня поняла. Но удивительно другое. Когда Светлана произносила речь Нобелевского лауреата, а делала она это на русском языке, рассказывая о самых ярких моментах своих книг, я собственными глазами видел, как, следя за подстрочным переводом, многие в этом раззолоченном зале плакали.
— А у тебя уже были встречи с читателями? Самый неожиданный вопрос, который тебе задавали?
Большим откровением для меня стало, как выглядит моя читательская аудитория. Это люди от 17 до 25 лет, студенты или выпускники вузов. С кучей книжек для друзей и комментариями, мол, наконец мы все поняли, потому что новости смотреть невозможно, а тут все сразу встает на свои места. Причем раньше они совершенно не интересовались политикой.
Его новую книгу читают не только в России. Ждут ее и многие зарубежные издательства // Фото: Личный архив
— Бестселлер 90-х, роман Ларисы Васильевой «Кремлевские жены», тебе знаком?
Нет, но часто интересуются, почему у меня ничего нет про личную жизнь, подробностей о семье Владимира Путина?
— Об этом как раз я и хотел спросить. Ведь многое, происходящее сегодня, все, что мы видим в последних расследованиях Навального, идет из семьи − будь то российская или турецкая элита, неважно.
Что касается Путина, наверное, можно было бы. Но на то, что происходило в стране последние 15 лет, и здесь ни у кого нет сомнений, его семья почти никак ни повлияла. Это побочная линия, которая не сделала бы историю богаче, но, возможно, я подзакрыл глаза. Что касается семей других людей… Яркий, сильный образ Татьяны Борисовны Юмашевой, на которой отсвет мощной личности Бориса Николаевича Ельцина, вот их семейные отношения на очень многое влияют.
Когда я задаю вопрос, будет ли продолжение, Михаил говорит: «Надо еще дожить. Пока для переводных изданий дописываю еще одну главу про Сирию. Так удачно совпало, что президента этой страны Башара Асада я знаю лично, брал у него интервью» // Фото: Личный архив
— Как телевизионщик можешь объяснить, почему самой смотрибельной программой последнего времени стал эфир с участием дочери Ванги?
Мне, Андрей, остается лишь процитировать древний шлягер: «Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди». Постоянно слышу: вот вы долго общались с ближайшим окружением президента, что же они будут делать дальше? Я много раз ошибался в предсказаниях, поэтому стараюсь их не делать. Если строить прогнозы, в лучшем случае их забудут, а в худшем − окажешься идиотом и тебе будут припоминать, что ляпнул. Дочка Ванги может себе это позволить, потому что это ее первое появление на нашем ТВ.
— Ходят упорные слухи, что Дмитрий Медведев обиделся за то, что в романе ты назвал его Лжедмитрием.
Это неправда, и книжка у меня примерно об этом. Люди любят теории заговора и тайные схемы. Они привыкли, что все не просто так. Будто из каждого угла выглядывает такая небольшая Ванга и шепчет: «Все на самом деле подстроено, это очередной хитрый план».
Ксения Собчак – близкая подруга Миши и одна из первых читательниц // Фото: Личный архив
— В то же время завистники утверждают, что даже твой уход с телеканала «Дождь» сделан для увеличения тиража.
Я не хотел бы, на пустом месте особенно, приобретать имидж жертвы, потому что, если тебя притесняют, это некоторая репутация. А если не притесняют и у тебя все в порядке, но все кричат: «Ах он бедненький» − становится неприятно. Приятно, только когда что-то заслуженное.
— Кто-нибудь из властей предержащих, про кого ты написал в книге, тебе позвонил?
Не могу сдавать всех, но да, звонили. Я с самого начала думал, что это будет адская авантюра и они на меня серьезно обидятся. Но этого не произошло. Мне пересказывали реакцию одного человека, и скажу сразу − это не Медведев. Человек там присутствует по касательной, и вот скорее на это он и обиделся, что про него мало написано. А еще я был удивлен, как много героев звонили или писали с оценкой, что все точно.
— Откуда ты все это узнал?
Я узнал только половину.
С ведущими сотрудниками «Дождя» экс-главный редактор продолжает общаться и делать программы // Фото: Личный архив
— Прочитав книгу, моя мама сказала, что очень боится за тебя.
А моя мама, наоборот, заявила: «Теперь, слава богу, я за тебя не боюсь. Потому что получилось просто, понятно и интересно».
— Если остается время, что ты читаешь?
Да все подряд и по большей части воспоминания. Самыми интересными показались воспоминания Андрея Сахарова. Это удивительная остросюжетная проза. Только что дочитал Памука, в процессе над Гором Видалом. Еще перечитал Алексиевич и трилогию Волкогонова «Ленин. Сталин. Троцкий». Могу параллельно изучать несколько книг, и вообще моя жизнь круто изменилась, с тех пор как я научился читать в мобильном. Потому что, даже если ты без сумки, телефон всегда с тобой, и когда, а это уже болезнь, постоянно проверяешь почту или WhatsApp, то одновременно заходишь в книжку. Переключаешься, отдыхаешь, а заодно узнаешь интересное. Возможно, несколько странный режим чтения − каждый час по десять минут, но мне нравится.
— Твой документальный роман начинается не с начала, поэтому сформулирую вопрос так: «Будет ли начало?».
Как пойдет, потому что до этого надо дожить. Сейчас для переводных изданий я дописываю еще одну главу про Сирию. Так удачно совпало, что главного героя − президента этой страны Башара Асада − я знаю лично. Семь лет назад брал у него интервью, и мне есть что рассказать.
К мнению Натальи Синдеевой Михаил всегда прислушивается // Фото: Личный архив
— Кем ты хотел стать в детстве?
Дирижером.
— Серьезно занимался музыкой?
Вообще не занимался. Но когда родители приводили в цирк, все дети глазели на арену, а я смотрел наверх, туда, где размещался оркестр, и думал: как здорово у человека с палочкой все получается.
Борису Акунину не жалко потратить время на общение с коллегой // Фото: Личный архив
Интернет-проект
В конце 2020 года Зыгарь запустил уникальный проект «1917. Свободная история», который получил огромную популярность среди пользователей Сети. На страницах сайта в режиме реального времени выкладываются данные из дневников людей, оставивших большой след в истории. Читатель сайта погружается в события столетней давности и может увидеть, о чем думали, говорили, писали в этот самый день век назад.
Вся информация, выложенная на сайте, является полностью достоверной, источники были взяты из архивов дневников и писем.
На сайте было запущено приложение-игра, выполненное в стиле популярного приложения для быстрых знакомств «Тиндер». Претендентами на сердце в игре являются личности, известные в 1917 году, поэтому посетители сайта могут узнать, с кем бы они смогли удачно познакомиться, родившись ровно сто лет назад.
Таким образом, проект «1917. Свободная история» — уникальный сайт, который позволяет любителям истории полностью окунуться в былое, а тем, кто пока любителем истории не является — непременно им стать.
Отзывы на книги автора Михаил Зыгарь
О Михаиле Зыгаре широкая общественность знает исключительно как о политологе, который иногда выдает актуальную аналитику с изрядной долей кулуарных сплетен. Источник этих сплетен, для многих, загадка (хотя недавно высказалось мнение, что это сливной бачок министерства обороны, примерно как Латынина сливной бачок ФСБ) – ну да читать интересно, почему бы, собственно, и не почитать? Книгу «Вся кремлевская рать» я не читал – современной политологией увлекаюсь весьма мало, а вот книгу, посвященную периоду, который меня очень интересует – началу ХХ века, все-таки решил осилить. Сразу скажу – я с подозрением отношусь к книгам по истории, которые пишут не историки
. Это болезнь такая (и страдает от нее прежде всего наука история) – если хочешь о чем-то писать, пиши об истории, она все стерпит. Экономика тоже страдает от разного рода «экономистов от сохи», но на ее долю, равно как и на долю политологии (политологи все на словах. Поболтать за политологию – наше все, но вот политологических трудов непрофессионалы пишут не так много), приходится 1/10 тех страданий, которые приходятся на долю истории. Не то чтоб я кому-то запрещал – но все эти самозваные историки, бывает, сделав какое-то открытие (давно известное «официальной» истории) вдруг сходят с ума, начинают бегать, и всем это открытие презентовать. Личных примеров из истории у меня нет – а вот из экономики есть. Мой знакомый (кстати, доктор физико-математических наук) внезапно, годам к 50, открыл, что поведение человека в рамках его экономических потребностей моделируемо, и так этому обрадовался, что стал яростно всем это тыкать под нос (идее этой, если считать со времен Бентама с его моделью «гедониста-оптимизатора», лет 200, весь инструментарий разработан лет за 20 до рождения моего знакомого, дальше только усовершенствования и пр.). Намеки, что его открытие давным-давно открыто, переварено, и, как бы это сказать, даже вошло в учебники – он просто не слышал. В общем, бывает с людьми, которые не прошли базового университетского курса по какому-либо направлению, когда они вдруг находят это направление в зрелости, в том возрасте, когда уже стыдно читать учебники для студентов – разные странности. К чему я это? Михаил Зыгарь – журналист, а не историк, и поэтому к его историческим параллелям надо относиться как-минимум осторожно. Тем более что института жесткого и квалифицированного рецензирования в нашей стране, по факту, нет.
С самого начала Зыгарь дает ответ как-бы из конца учебника – и даже выносит его в название: «Империя должна умереть»
. Чувствуется, что заголовок им придуман еще до написания книги, и именно в рамках этого заголовка он и работал. Подход, с одной стороны – позволяющий поддерживать идею, с другой – резко отсекающий все, что под него, с первого взгляда, не подходит.
Эта «предопределенность» Зыгаря как-бы исключает из его работы компоненту исследования – он не готов принять иной результат, кроме того, который вынесен в заголовок – поэтому неожиданностей в книге не будет.
Все события будут рассматриваться через призму неминуемой деградации и развала Российской Империи. В этом смысле он абсолютно «в тренде» и, условных, промонархических историков, и, условно, просоветских историков. Да, эти две полярные категории историков объединены тезисом неминуемого падения империя, и у двух этих враждующих групп есть на это свои мотивы. С коммунистами все понятно – за ними Маркс, с его сменой общественных формаций, и конечно они готовы представить падение Российской Империи не как действие каких-то конкретных людей, а как историческую предопределенность, то, что было предначертано самой парадигмой исторического развития. С монархистами все чуть-чуть сложнее, для них признание того, что революции и развала можно было избежать автоматически ставит вопрос: «А почему, собственно, не избежали?». Неприятный вопрос, который разом влечет за собой вопросы качества управления последнего русского императора. Иными словами, чтобы спасти монархию как форму правления, им надо сдать систему управления монархии – т.е. как-бы отказаться от самой идеи абсолютной монархии. Разумеется, пойти на такое нельзя – поэтому монархисты давно для себя решили дуть в ту же дуду, что и коммунисты – «грехопадение народа», «вулкан», «господь попустил», «божья воля» и пр. Две полярные точки зрения сходятся в неизбежности данного события – здесь интонация за ХХ век особо не поменялось, и нужно быть гением, таким как Ричард Пайпс, чтоб эту парадигму разламывать.
Михаил Зыгарь не такой гений – неожиданной аналитики в его историческом труде никто не увидит. Да что там неожиданной – даже какой-то оригинальной мысли, не пережеванной по двадцать раз, за которую можно было бы зацепить глаз.
Метод, положенный Зыгарем в фундамент своей книги, прост как палка –
сопоставление исторических персонажей и событий истории России 1900-1917 года с событиями 2000-2017 года
. Личности, отдельные события – ставятся Зыгарем как-бы «зеркально», чтоб читатель (автор, конечно, на такое не претендует, прям все рассказывать напярмую) четко видел путь, которым идет современная Россия. Получается плохо.
Не то чтоб сова начала ХХ века не натягивается на глобус ХХI века – все натягивается, если работает талантливый человек
, а то что не натягивается – можно проигнорировать. Мамонтов – это аналог Ходорковского. Кризис в США – аналог кризиса 2008 года.
Фрагментарно, выхватывая отдельных личностей, автор старательно лепит свою концепцию «повторяемости» российской истории.
Где-то это выглядит забавно, где-то откровенно раздражает – но это дело вкуса. Я не вижу ничего плохого в пусть и натянутых, но аналогиях. Главное, чтоб за этими аналогиями что-то скрывалось. Увы, в данном случае здесь не скрывается ничего.
История России ХХI века совсем не похожа на историю России ХХ века. Да, эту ленивую аналогию хочется провести – но нужно быть очень упертым человеком, чтоб довести ее до конца.
Закостенелость нынешней власти плохо «аналогизируется» с кавардак-коллегией начала ХХ века. Аналогов Витте и Столпыина на постах премьеров тоже не просматривается – самые-самые крупные мазки сопоставить не удается, и Зыгарю приходится спускаться на частности. «Богатый человек, мечтающий скинуть власть» — ну и в какое время таких людей не было? Что это, прям реальная точка для сопоставления хода истории в сложный период? Эта натянутость не дает относиться к выбранному автором подходу серьезно. Может автор вводит в оборот какие-нибудь новые интересные источники? Или хотя-бы их по-новому интерпретирует, опираясь на свой политологический опыт? Увы, и здесь все глухо.
Источников, вроде как, много, но, если приглядеться – все сводится к 5-ке мемуарной литературы, которая кочует из исследования в исследование
. Воспоминания Брешко-Брешковской, мемуары Керенского и Витте, сплетни из дневников генеральши Богданович – вот основные «инсайды» «историка» Зыгаря (ну ладно, не все – еще пара-тройка источников, которые просто лень вспоминать).
Опора именно на мемуары, а не на жесткие исследования, характерна не для исторических работ, а для работ «по мотивам». Тот же Валентин Пикуль прекрасно собирал сплетни, и вышло у него это примерно также исторично, но на три головы веселее.
Что мы имеем?
Это не работа историка
– именно по истории тут грустно хотя-бы потому, что автор очень невнимателен к хронологии. Страницы текста и событий идут, а дат нет – вообще непонятно, бывает, в каком году и когда это произошло. А учитывая, что повествование не отличается линейностью – надо очень хорошо ориентироваться в исследуемом периоде, чтоб не потеряться.
Это не работа политолога
– политологический инструментарий, кроме попыток сопоставить революцию 1905 года и митинги на Сахарова и Болотной (самую главную аналогию, Гапон-Навальный, автор боится высказывать – но мы то все поняли), вызывает только грустную улыбку.
Это не работа историографа
– новых интересных документов в оборот не вводится.
Это не работа даже философа
– каких-то теоретических взаимосвязей здесь не выводится, автор завяз в фактике.
Даже как популярная работа она не слишком выигрывает – она достаточно суха.
В итоге адресат сужается только до тех, кто ходит по книжным магазинам, и берет книги со стенда «бестселлеры» и «прочесть обязательно». Плюс книга толстая, внушает уважение. Сомневаюсь, что этот контингент доплывет и до середины этого Днепра на 900 страниц, а уж что вынесет оттуда, кроме кучки непонятных фамилий, когда вообще неясно, кто все эти люди – так вообще для меня загадка. Если хотите прочитать именно историческую работу – Ричард Пайпс Русская революция (Вот мой скромный отзыв: https://www.livelib.ru/review/840956-russkaya-revolyutsiya-komplekt-iz-3-knig-richard-pajps ) Если хотите прочитать популярную-увлекательную работу, ухватывающую суть событий – Валентин Пикуль Нечистая сила (Вот тоже мой скромный отзыв: https://www.livelib.ru/review/897822-nechistaya-sila-valentin-pikul ). Если хотите почитать мемуары – Сергей Витте. Воспоминания (Ну вы поняли: https://www.livelib.ru/review/778899-sergej-vitte-vospominaniya-polnoe-izdanie-v-odnom-tome-sergej-vitte )
Кому и зачем читать эту книгу, я, признаться, не до конца понимаю.
Дело даже не в ошибках (фамилия Витте из голландской вдруг стала немецкой: я, как поклонник деятельности последнего толкового премьер-министра России, придушил бы) —
разжевать до атомов несложный тезис: «Вот, смотрите, прошлая власть все делала нехорошо, как и эта, и чем все закончилось» — он ясен страницы с 50-й – можно было бы значительно короче. Тогда смысл всего этого?
Не знаю. Наверное, я не могу здесь являться объективным критиком – я этим периодом интересуюсь: и фамилии, и события эти мне хорошо известны. Что из этого вынесет человек, чистый как «Tabula rasa» — для меня загадка. Подозреваю что не особо много. А
натужные политические аналогии можно потреблять в куда более кратком изложении.
Оценю эту книгу как нейтральную: если хотите – можете спокойно читать, если не хотите – ничего особенного не потеряете. Я не восхитился работой автора, но допускаю, что многим людям она понравится – ну и пусть. Главное, чтоб человек получил удовольствие – ну а кто в нашу историю еще не наплевал своей графоманией (притом, что это не худшая работа, читанная мной)? Стерпит, стерпит.
Личная жизнь
О личной жизни журналиста известно немного: в связи с бурной профессиональной деятельностью Зыгарь уделяет мало времени и внимания для ее освещения в прессе.
В 2009 году журналист сочетался браком со своей коллегой – Майей Стравинской, и через год после свадьбы, проведенной в Нью-Йорке, у них родилась дочь.
Таким образом, Зыгарь является олицетворением современного успешного журналиста, который удачно совмещает бурную деятельность корреспондента с умением красиво изложить мысли на бумаге, руководить уже существующими проектами и создавать новые. В жизни талантливого человека находится место не только для профессиональной карьеры, но и счастливой личной жизни.
Как прошлое корреспондирует с будущим
Карен Шаинян
Каждая серия идет по шесть-восемь минут, сюжет построен вокруг человека, через которого мы рассказываем про всю эпоху. Всякий раз мы говорим о том, что произошло с этим героем, как это было похоже на то, что происходило в соседних странах и как повлияло на то, что сейчас мы видим вокруг себя. Как, например, работа Ива Сен-Лорана отразилась на нас и как перекликалась с тем, что Сахаров в это же время звонил Андропову и требовал быть снисходительным к диссидентам.
Пятьдесят лет назад людям по всему миру требовалось рисковать жизнью, добиваясь своих прав. Сейчас в Америке никому в голову не придет оспаривать права черных, но, несмотря на это, правозащита нигде в мире не утратила своей актуальности. А в нашей стране, например, она находится в таком же состоянии, как в Америке 50 лет назад или даже хуже. Особенно в той части, которая касается гомосексуалов и женщин. А ведь Советский Союз был одним из первых, где признали права женщин! Все это очень интересно и важно, но сериал не про это, а про то, как молодежь впервые заявила о том, что ее мнение важно и она не согласна жить в том мире, который построили родители. Сейчас они мало что от этого мира оставили, и процесс не был безболезненным. Во Франции были серьезные жертвы и очень неоднозначное отношение к произошедшему, нам приходилось долго отвечать на вопрос: «А как именно вы хотите об этом говорить? Для нас это больная тема». В России это вообще не тема, и мы хотим быть первыми, кто будет про это говорить и показывать.
Примечания
- Свадьба Майи Стравинской в парке отеля «Планерное» // Сноб. 2009. 14 июля.
- «Средняя Азия: Андижанский сценарий?» (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 27 ноября 2020. Архивировано 8 декабря 2020 года. - Библиотека Ъ: Михаил Зыгарь. «Война и миф»
- «Газпром. Новое русское оружие»
- Михаил Зыгарь возглавил телеканал «Дождь» // Газета.Ru, 29 октября 2010
- Заявления Михаила Зыгаря об уходе с поста главного редактора телеканала «Дождь» // 25 декабря 2015
- ↑ 12
Вся кремлевская рать: Краткая история современной России
(неопр.)
. www.alpinabook.ru. Дата обращения 25 января 2020. - Похоронить Сталина
- Кто здесь власть. Четыре версии расстрела Белого дома
- Кто здесь власть. Четыре версии расстрела Белого дома (неопр.)
. Дата обращения 11 января 2020. - Russia votes. Can Putin Survive? With Artemy Troitsky, Mikhail Zygar, Maxim Trudolyubov (неопр.)
(3 марта 2012). - Russia votes: can Putin survive? (Update) (неопр.)
(12 марта 2012). - Новости NEWSru.com :: Медведев в прямом эфире подвел итог своего президентства: «Мы не фитюлька какая-нибудь»
- Премьер попал под «Дождь». А главный редактор опального канала побывал на празднике либерализма (неопр.)
. Новая газета (12 декабря 2014). - «Школа злословия». Гости: Наталья Синдеева и Михаил Зыгарь // НТВ, 14 мая 2012
- На телеканале «Дождь» сменится главный редактор // РБК, 3 декабря 2015
- Наталья Синдеева о кадровых перестановках на «Дожде» // Радиостанция «Эхо Москвы», 3 декабря 2015
- «Вся кремлевская рать: Краткая история современной России»
- Вся кремлевская рать, ГУЛАГ и Шерлок Холмс: Три книги по истории современности. Обзор Галины Юзефович — Meduza (рус.), Meduza
. Дата обращения 14 февраля 2020. - Михаил Зыгарь: «У Путина нет стратегии». // © Yle Uutiset = Служба новостей Yle. = Сайт телерадио (yle.fi) 21 апреля 2020. (Проверено 21 апреля 2016)
- ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ OZON.RU ONLINE AWARDS 2016 (неопр.)
.
Ozon.ru
. - Информационно-аналитический журнал «Университетская книга»
- «Russia today: Cluster bomb», The Economist, Sep 17th 2016
- Kampfner, John
. All the Kremlin’s Men: Inside the Court of Vladimir Putin – review (англ.),
The Guardian
(3 октября 2016). Дата обращения 23 октября 2020. - Империя должна умереть — Михаил Викторович Зыгарь — купить в интернет-магазине Альпина | 978-5-9614-6495-5 (рус.) (неопр.)
. ООО «Альпина Паблишер». Дата обращения 23 октября 2020. - World Archipelago.
The Empire Must Die (англ.) (недоступная ссылка). www.publicaffairsbooks.com. Дата обращения 23 октября 2020. Архивировано 23 октября 2020 года. - Михаил Зыгарь запустил проект «1917. Свободная история», The Village
. Дата обращения 14 февраля 2020. - Михаил Зыгарь запустил «сетевой сериал» о революциях 1917 года — Meduza (рус.), Meduza
. Дата обращения 14 февраля 2020. - Революция в сети: в Рунете запущен «Проект 1917» :: События :: Кругозор :: РБК.Стиль (неопр.)
. РБК.Стиль.. Дата обращения 14 февраля 2020. - Октябрь впереди. Как Россия отпразднует век революции
- Илья Барабанов
,
Наталья Корченкова
,
Софья Самохина
. Октябрь впереди Журнал «Коммерсантъ Власть» № 49 от 12.12.2016, стр. 8 - Project1917 (англ.). project1917.com. Дата обращения 14 февраля 2017.
- Михаил Зыгарь и Тимур Бекмамбетов запустили сериал для смартфонов про 1968 год (рус.). Журнал Esquire. Дата обращения 20 декабря 2020.
- Tim Peterson.
Why BuzzFeed News premiered a show on Apple News before Facebook, YouTube, Twitter (англ.). Digiday (4 May 2018). Дата обращения 20 декабря 2020. - DigitalReporter.Ru (неопр.)
. digitalreporter.ru. Дата обращения 20 декабря 2020. - [https://www.premiaprosvetitel.ru/ ������ «������������»] (неопр.)
. www.premiaprosvetitel.ru. Дата обращения 20 декабря 2020. - Главреду «Дождя» присуждена Международная премия за свободу прессы Полит.ру, 30 сентября 2014
Михаил Шуфутинский
Михаил Шуфутинский — популярный эстрадный певец, который известен любителям шансона еще с советского времени. Михаил Шуфутинский — пианист, музыкальный продюсер. Кроме того, он — лауреат премий «Шансон года». В 2013 году Михаилу Шуфутинскому было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
Детство и образование Михаила Шуфутинского
Михаил Захарович Шуфутинский родился 13 апреля 1948 года в Москве.
Отец — Захар Давидович Шуфутинский — по специальности врач. Захар Шуфутинский — участник Великой Отечественной войны.
Мать — Елена Подольская — погибла, когда Михаилу было 5 лет. В связи с этим несчастьем, мальчика воспитывали дедушка и бабушка — Давид Яковлевич и Берта Давидовна (родители отца).
Дедушка и бабушка обратили внимание на прекрасные музыкальные способности внука и отправили его в музыкальную школу. Миша стал учиться игре на баяне. Он полюбил музыку, полюбил занятия в «музыкалке», говорится в биографии Михаила Шуфутинского в Википедии. Учился он с легкостью и на концертах и выступлениях всегда был первым.
Понятно, что Михаилу была предначертана дорога в музыку. Получив аттестат зрелости, Шуфутинский поступил в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова и уже очень скоро был зачислен на дирижерский факультет.
Карьера Михаила Шуфутинского
Он окончил училище и стал выступать в московских ресторанах. В частности, его постоянным местом работы стали рестораны «Варшава» и «Метрополь». Артист выступал в качестве аккомпаниатора с различными музыкальными коллективами. Также Шуфутинский уже гастролировал и после успеха на севере решил поменять обстановку. Вместе с другими приятелями-музыкантами он переехал в Магадан, с 1971 по 1974 год работал в магаданском ресторане «Северный». Именно в этом далеком северном городе Михаил впервые начал петь. Большую часть его репертуара в тот период составляли песни, написанные в жанре «блатного» шансона. Вскоре подобного рода песни, которые нравились тамошней публике, составляли практически весь его репертуар.
Как сообщается в биографии Шуфутинского на сайте «Узнай все», в 1974 году Михаил вернулся в Москву и снова стал зарабатывать, выступая в ресторанах в качестве пианиста. В ближайшие несколько лет он часто появлялся на сцене вместе с группой «Аккорд», а также вокально-инструментальным ансамблем «Лейся песня». Кстати, с коллективом «Лейся песня» он даже стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей эстрадных песен в Сочи за лучшее исполнение патриотической песни «Родная земля».
В 1981 году Шуфутинский вместе со своей семьёй эмигрировал в США. В 1983 году, уже в качестве аранжировщика, клавишника и продюсера выпустил альбом Анатолия Могилевского «У нас в Одессе это не едят», а в 1984 году — альбом «Я Вас люблю, мадам». Около десяти лет играл в составе различных ансамблей в ресторанах, создал собственную шоу-группу «Атаман-бэнд» (так же, как и ресторан «Атаман»).
Вскоре Михаила Шуфутинского, как уже известного певца и музыканта, пригласили работать в русский ресторан «Арбат», который находился в районе Голливуда. Для эмигрантского исполнителя такая популярность стала сюрпризом — в США он мог рассчитывать лишь на бывших соотечественников, а в «Арбат» приходили и коренные американцы.
В 1990 году певец приехал в СССР, и дал несколько концертов. Потом он часто приезжал с гастролями в Россию. Несколько лет Шуфутинский, как говорится, жил на два города. Он регулярно посещал Москву и постоянно жил в Лос-Анджелесе. Наконец, в 2003 году Михаил Захарович окончательно решил переехать в Россию.
На родине Шуфутинский пел песни таких известных авторов-песенников как Игорь Крутой, Олег Митяев, Вячеслав Добрынин, Карен Кавалерян, Олег Газманов и многих-многих других.
За всю свою долгую певческую карьеру Шуфутинский выпустил около тридцати студийных альбомов, а также огромное количество различных сборников. Он стал самым популярным шансонье на российской и американской эстраде.
Его полюбила публика и, фактически, Шуфутинский стал настоящим «народным» певцом в России и на Украине. За свой вклад в музыкальное искусство в 2013 году известному шансонье было присвоено звание Заслуженного артиста России.
Мем Михаила Шуфутинского «Третье сентября»
Особое место в биографии Шуфутинского заняла песня «Третье сентября», которая была впервые исполнена Михаилом Шуфутинским в 1993 году. Её авторы Игорь Крутой и Игорь Николаев.
В 2011 году в сообществе МДК появилась картинка американского рэпера Рика Росса, сопровождаемая цитатой из песни Шуфутинского. В сентябре 2013 в российском сегменте интернета стали широко тиражироваться картинка и цитаты из песни, что положило начало превращения композиции Шуфутинского в интернет-мем.
Михаил Шуфутинский в разговоре с журналистами объяснил популярность исполняемой им песни «Третье сентября» в России.
«Я не думаю, что песня своей популярностью обязана каким-то мемам. Тому, что кто-то что-то придумал из какой-то фразы. Я не думаю, что это так. Плохую песню никакой мем не спасёт и не сделает популярной. А хорошую песню никакой мем не загубит», — цитировал его слова телеканал RT.
Российский композитор и певец Игорь Николаев, в свое время написавший песню «Третье сентября» для Михаила Шуфутинского, объяснил, что означает эта дата.
«Мне, как автору текста песни „Третье сентября“, конечно, льстит изобилие постов, мемов, хайпов и всевозможных вариаций на тему. Но, должен признаться, за этой датой ничего не стоит, просто строчка идеально легла на мелодию моего друга Игоря Крутого, а потом она обросла сюжетом, драмой и появилось даже второе сентября, где „было всё у нас всерьёз“. Так рождаются песни, те, которые надолго», — написал в своем Instagram Игорь Николаев.
Кроме того, композитор поблагодарил всех россиян за то, «что у нас появился новый „красный день календаря“ — третье сентября».
Популярность «3 сентября» также подвергалась критике. Музыкальный критик Александр Волков считает, что популярность к песне «Третье сентября», исполняемой Михаилом Шуфутинским, пришла благодаря эффективной рекламной кампании.
«То, что происходит с песней „Третье сентября“, совершенно искусственно. Думаю, что никакой музыкальной составляющей в этом нет, а есть реклама. А это движение естественно появилось на множестве порталов. Есть конкретные правообладатели, издатели, интересующиеся вот такой раскруткой. Возможно, подобных сетевых движений было несколько, а сработало только это. Но в случайность мне верится с большим трудом», — приводило его слова информагентство «Nation News».
Личная жизнь Михаила Шуфутинского
Шуфутинский был женат всего однажды. Второго января 1971-го года он сочетался браком со своей давней подругой Маргаритой. У них родились двое сыновей — Давид (Дэвид) и Антон. В настоящее время оба сына Михаила Захаровича женаты и растят своих собственных детей. Так, в частности сегодня у Михаила Захаровича Шуфутинского сразу семеро внуков, двое из которых непосредственно связаны с музыкой.
Вся семья часто собиралась вместе в Москве и в Лос-Анджелесе. К сожалению, Маргарита Михайловна умерла 5 июня 2020 года в возрасте 66 лет в Лос-Анджелесе.
Старший сын — Дэвид Шуфутинский (род. 1972) женат на Анжеле Петросян. Живёт с семьёй в Москве и занимается продюсированием звука в кино. Его дети — Андрей Шуфутинский (род. 1997), Анна Шуфутинская (род. 2006), Михаил Шуфутинский (род. 2009).
Младший сын — Антон Шуфутинский (род. 1976) — был врачом Военно-Морских Сил США. Он женат на американке Брэнди. Антон и его семья (жена, три сына и дочь) живут в Филадельфии, где Антон преподаёт в университете и заканчивает докторскую диссертацию. Его дети — Дмитрий Шуфутинский (род. 1996) — играл на саксофоне в школьном оркестре, Ной Шуфутинский (род. 2002), увлекается пением, Захар Шуфутинский (род. 2008), Хана Ренэ Шуфутинская (род. 2012).
В 2020 году в новостях сообщалось, что певец окончательно уехал из США из-за своей новой возлюбленной, которая не захотела уезжать из России. Возлюбленная артиста — 42-летняя танцовщица из его шоу Светлана Уразова. У нее есть дочь, которую она не захотела оставлять саму в России.
Известный шансонье вместе с новой любовью поселился в подмосковном поселке Сапожок. Там у него двухэтажный особняк площадью 913 кв.м. с бассейном, построенный по заказу певца в начале 2000-х годов близ Внуково.
Михаил Шуфутинский в эфире «Первого канала» дал обещание, что продаст свой дом в американском штате Филадельфия и будет постоянно жить в России.
«Я строил этот дом не для себя, а для своей семьи. Продаю я его, не хочу жить в Америке», — цитировали Шуфутинского в новостях. Певец отметил, что в последнее время ему тяжело дается жизнь на две страны.
Также у Шуфутинского есть поместье в стиле ранчо в Лос-Анджелесе, где ранее проживала его жена.
Состояние здоровья Михаила Шуфутинского
В 2014 году в Новосибирске во время гастролей у Шуфутинского случился неприятный эпизод. Певец остановился в президентском люксе отеля «Double Tree by Hilton». В тот момент, когда исполнитель хита «Обожаю я тебя, обожаю» выходил из душа, ему на голову обрушился кусок мраморной стены, сообщалось в новостях. По словам певца, избежать серьезных травм ему помогло полотенце, которое было на голове и смягчило удар.
Михаил Шуфутинский собирался подать в суд на всемирно известную американскую .