Майя Михайловна Плисецкая – великая балерина, талантливая, необычная женщина, покорившая весь мир своим творчеством. Биография Майи Плисецкой полна взлетов и падений, карьера примы была настоящим восхождением по крутой лестнице, а личная жизнь пестрит любовными интригами.
За свою долгую жизнь прима не только танцевала балетные партии, но и снималась у известных кинорежиссеров, участвовала в постановках, посвященных фламенко, была хореографом, балетмейстером в нескольких театрах мира.
Великая балерина Майя Плисецкая посвятила всю свою жизнь и отдала всю энергию балету без остатка. Прима считала, что это величайшее искусство не имеет границ и национальной принадлежности, а зритель понимает его на грани чувственного восприятия.
Семья и детство Майи Плисецкой
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.
Майя Плисецкая с мамой и папой
У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.
Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.
Семья Майи Плисецкой: с мамой и братом
А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.
В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
Майя Плисецкая в молодости
Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.
Балерина Майя Плисецкая
Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.
Начало карьеры Майи Плисецкой
Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра состоялся выпускной концерт хореографического училища. Майя Плисецкая — «Лебедь» (фильм-балет 1975) Но война внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу примы. С сентября 1941 года семья Майи Плисецкой была в эвакуации в Свердловске. К сожалению, в городе невозможно было продолжить обучение или заниматься балетом.
Чтобы закончить свою учебу 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в Московском хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз — сразу в выпускной класс на курс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой. В 1943 году обучение было закончено, и Майю сразу же приняли в штат Большого театра.
Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран
Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты.
Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом уже Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, получила роль Китри.
Майя Плисецкая — Раймонда, 1959 В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. А после того, как из театра на заслуженный отдых ушла Галина Уланова, Плисецкая стала прима-балериной и получила сольные партии. Во всем мире признаны ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу.
Правда не все гладко складывалось в карьере балерины. С главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем она не смогла поладить, и с годами это противостояние только усилилось.
Галина Уланова и Майя Плисецкая во время репетиции. 1969 г.
В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течение последующих пяти лет она была невыездной. Зато балерина успешно гастролировала по стране, завоевывая любовь своих соотечественников. В 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР.
Племянница Майи Плисецкой: «Деда убили, как собаку, бросили в безымянную могилу»
— Анна, имя вашего отца Александра Плисецкого, мне кажется, больше известно в Латинской Америке, где он создавал балетные труппы.
— Он был самым красивым, талантливым и добрым. Все его очень любили. Он танцевал Вацлава в «Бахчисарайском фонтане» в ГАБТ, потом стал импресарио, балетмейстером и постановщиком в одном лице. Папа спешил все успеть. Он ставил программы и спектакли по всему миру: в Австралии, в Перу, в Татарстане, на Украине и в Грузии. На нем лежал титанический труд — организация турне Майи Плисецкой в разных странах, иногда ему приходилось с нуля создавать труппу в сложнейших условиях, и сестра приезжала танцевать на все готовое.
Эту работу она воспринимала как должное, звезде ведь можно только поклоняться и служить. Он и подвозил ее, и ждал, пока она копается два часа. Только и слышно было: «Алик, Алик!» Он ни в чем не отказывал сестре, как-то он гнал много километров «Мерседес» на продажу и нашел покупателя — знаменитого скульптора, чтобы Майя могла приобрести имение в Тракае, под Вильнюсом.
Аня с родителями Марианной Седовой и Александром Плисецким.
— Ваш папа рано ушел из жизни — в 54 года.
— Он надорвался. Операцию на сердце было уже нельзя откладывать. Я в это время прошла пробы в фильм «Мэри Поппинс, до свидания», в котором также ставила себе танцы, окончив первый класс Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, и после выхода фильма на экраны стала знаменитостью. Алик успевал сгонять и в Петербург, чтобы заснять меня в соло «Детского танца» в «Шурале», и в Тбилиси — сделать первую постановку Джорджа Баланчина «Серенада».
Письмо от Игоря Юскевича с приглашением в Америку на операцию пришло летом 1985 года. Но 29 октября папа умер на операционном столе в московской клинике. Накануне он провел вечер в гостях, где поднял бокал и сказал, что «возможно, завтрашняя операция — это самоубийство». Предчувствовал…
— Для Майи смерть старшего брата стала страшным ударом…
— Она постоянно плакала от обиды на такую несправедливость, все больше и больше ощущая одиночество и пустоту. Майя никого не искала взамен, пока на нее не посыпались всевозможные сомнительные предложения, которые она принимала пассивно и отстраненно, с одной стороны, и охотно, если они тешили ее самолюбие, ведь, когда артист чувствует себя недолюбленным, обязательно должен получить компенсацию в виде оваций и цветов в большом количестве.
— Ее детство не было усыпано розами…
— Майя потеряла отца в 12 лет. Его арестовали в 1937 году, ночной обыск длился 4 часа. Его пытали целых 8 месяцев, потом убили и захоронили на Коммунарке. Советского консула, как собаку, бросили в безымянную могилу. А затем забрали его жену Рахиль — звезду немого кино, очень талантливую. В доме никогда не вспоминали трагедии, их как будто и не было, лишь временами проглядывала скорбная мученическая печаль. Бабушка на многое смотрела легко. В войну Майе с большим трудом достали сандалики. Она спустилась к речке, взяла эти сандалики, пустила их в воду и умилилась: «Как лодочки плывут!» И Рахиль радовалась вместе с ней, а русская мама дала бы по попе.
— Вы учились в Вагановском хореографическом училище (сегодня Академия русского балета имени Вагановой) и 10 лет жили в интернате. Как вспоминается это время?
— Я была худенькой и длинненькой, тогда любили таких. В выпускном классе мне все завидовали: девушки развивались, у них появлялись формы, а я оставалась тоненькой, как подросток.
Родители меня навещали, а Майя не приехала ни разу. Она подарила мне красивое клетчатое пальто, ни у кого такого не было. У нее был очень хороший вкус, и она угадывала мой размер.
Я недавно в Санкт-Петербург приезжала и увидела в Академии балета одну девочку грустную, ей некуда было идти. Подумалось: все пойдут домой, а она в зал репетировать и спать. Когда я училась в интернате, бабушка Рахиль мне вкладывала в конверт то три рубля, то пять. Присылала яблоки из Загорянки. Благодаря Рахили у меня было насыщенное детство. Она все время что-то рассказывала, читала. Это внутреннее наполнение мне очень помогало, когда становилось одиноко.
Анна в балете «Видение Розы». Мариинский театр.
— Как у вас сложилось в Мариинском театре, куда вас приняли после училища?
— Я попала в театр в уникальное время, когда там сменилось старое поколение. До этого надо было 10 лет в кордебалете отстоять, чтобы потом соло дали. Начался сезон в сентябре, мне уже дали одно соло — партию Эффи в «Сильфиде», в октябре другое. Каждый месяц — новое соло. И так же весь мой выпуск. В кордебалете не стояли ни дня, только в случае форс-мажора.
— Почему же вы ушли из Мариинского театра?
— Это была глупость какая-то. Поспорила с худруком и уехала. Даже не стала заявление писать — вот еще! Я думала: когда захочу, тогда вернусь, а меня завертело. Уехала по контракту в Лозанну, к Бежару. Надо было на пять лет позже, потому что обычно к нему приходят артисты после тридцати. Сезон танцевала, и звезда Высокой моды Джанни Версаче сделал мне платье, но к генеральной репетиции оно не было готово, и я проходила в прелестном хитоне от Анны де Жиоржио. Потом Джанни привез его сам и лично примерял на меня этот наряд, танцевать в нем было практически невозможно, таким платье было большим. К тому же на сцене стояли огромные зажженные свечи, и одной из них я это дорогущее платье слегка подпалила. Джанни был очень милым, от него шла такая теплая энергетика, он стоял в кулисе и, трепетно взяв меня за руку, спросил: «Ça va?» («Все хорошо?»)
Когда я вернулась в Санкт-Петербург, начались смены руководства в Мариинском театре. Репертуара не было, и все разбежались. Я вам больше скажу: у балетных моего поколения двойное гражданство или вообще нет российского паспорта. Это реальность 90-х.
— Но ведь была и сольная карьера?
— Я увлеклась хореографией Касьяна Голейзовского, где чувственные музыкальные интонации требовали для своего выражения изысканной пластики. Огромный успех имели дуэты и соло из балетов «Три настроения» Скрябина, Половчанка из «Князя Игоря» Бородина и «Цыганский танец» Желобинского, переданный из первых рук и технически усложненный номер, премьера которого состоялась на сцене японского Бунка Кайкан, который никто так не танцевал, как я. В зале было пять тысяч зрителей.
— Наверное, вас невольно сравнивали с Майей Плисецкой?
— Возможно. Когда я сыграла главную роль в последнем фильме-балете Александра Аркадьевича Белинского «Тарантелла», режиссер после первого дубля воскликнул: «Танцует, как Майя в свои лучшие молодые годы!»
— А почему вас не взяли в Большой театр? Что тогда произошло?
— Это вообще кошмар, бред полный. Меня и не собирались брать. Балетмейстер Борис Эйфман встретил в коридоре Большого театра кого-то из руководства и сказал, имея в виду меня: «Поздравляю с этим ценным приобретением!» Тот осклабился: «Мы еще ничего не приобрели, мы еще смотреть будем!» Они создали целую комиссию типа худсовета, дабы единогласно, по указке сверху, сделать так, чтобы меня не было в театре.
— Как проходил показ?
— То, что я там показывала, я танцевала раз сто по всему миру. И со мной такое случилось в первый раз. Я не понимаю, зачем вообще на это пошла. Надо было отменить.
Есть люди, на которых в зале интересно смотреть, а на сцене они превращаются в декорации. И линии у них замечательные, и ноги высоко поднимают, а смотреть не на что. А есть артисты, на которых интересно именно на сцене смотреть. Они делают спектакль, как Майя, которая в зале порой была корява. Я тоже человек сцены, а не зала.
— Вы могли стать звездой балета. Все для этого было: и способности, и внешние данные, и громкая фамилия. Хотя я знаю, находились персонажи, которые вам писали: «Ты никто!»
— Было так: «есть Плисецкая, а ты не лезь». Мне родство не помогало, оно только мешало. Никаких плюсов не было. Мне говорили после «Мэри Поппинс, до свидания», где я сыграла роль Джейн: «Вы должны были поехать в Америку и стать голливудской звездой».
— Если бы вы уехали, все могло пойти по другому сценарию.
— Мы все крепки задним умом. Моя история сложилась бы иначе, но не было бы этой. Я такие вещи переживаю в жизни, которые не пережила бы в других обстоятельствах. Иногда мне кажется: все, ты катишься в яму, а там, оказывается, еще интереснее и ты еще больше выталкиваешься наверх. Что может поломать человека? Это быт или когда кто-то рядом, кто из тебя кровь пьет, тянет и тянет, и такое ощущение, будто в могилу сводит…
— У Майи Плисецкой не было детей. Она вас любила?
— Любила? Не знаю, наверное. Сладкие, слюнявые проявления чувств не ее жанр.
У Майи была безумно трудная жизнь. От нее все время требовали что-то выдавать и доказывать. Если кто-то приходил и плакался, она помогала. Она была нищей, а все вокруг зарабатывали. Я никогда не видела у Майи каких-то излишеств, ее отличала дикая аскетичность. У нее даже не было мобильного телефона. Она вообще потерялась в век информационных технологий и коммерции. От слова «Интернет» ее бросало в дрожь.
Она была доверчива, а постоянная нужда толкала ее на всевозможные авантюры, будь то «несчастная и гонимая шоу-дива», много лет использовавшая ее имя для раскрутки своего, или делец, который получал от ее импресарио деньги и, не платя своей провинциальной труппе, пытался выбить театр, школу, подписав кабальный контракт с немолодой балериной. То где-то подмахнула письмо на использование ее имени, и начали выпускать кремы «Майя Плисецкая». Весь этот цирк преследовал ее много лет и возобновился после смерти, когда всплыли сомнительные личности с темным прошлым, желающие обогатиться и открыть самодеятельные предприятия.
Я уже 15 лет подряд держу домены всех вариаций этой фамилии. Иначе повесят порнуху. Это стоит денег, поверьте.
— Вы никогда не обижались на тетю?
— Она могла обидеть, но подлянку сделать — нет, никогда. Она была прямым человеком и открыто выражала свое недовольство. И я на нее тоже иногда обижалась. Ее подзуживали, настраивали против меня. Однажды она мне позвонила и сказала глупость: «Тебе запрещено выходить под моим именем». И тут же добавила для кого-то, кто рядом сидел: «Правильно я передаю?»
Она и в детстве была такая. Рахиль рассказывала, что Майя бесилась, подушками кидалась, а потом говорила: «Все, бзик прошел!»
— Они с Родионом Щедриным хорошо жили?
— Примерно как Любовь Орлова и Григорий Александров. Должна быть красивая пара. Кто будет спрашивать, какие там взаимоотношения? Он порой жестко с ней разговаривал, и она его слушалась. Она была скромна в быту. Никогда не капризничала, никогда не перекладывала на других свои проблемы. Как Рахиль. Когда я в 92-м была у Рахили, я не знала, что у нее рак.
— Майя любила драгоценности?
— Поклонники что-то дарили. Только не надо из этого делать историю с Зыкиной, которая по сравнению с бизнесменами была нищей. У Майи не было денег даже на туфли. Она брала пенсию, мы шли в магазин, где я договаривалась о 30-процентной скидке. Денег хватало на две пары туфель. Ей почему-то хотелось купить лодочки на каблуке, я говорила: «Ты не будешь это носить, у тебя косточка заболит!» — «Нет, я куплю». Естественно, эти туфли потом раздавались.
Майя вспоминала, как еще до моего дня рождения они ездили с гастролями на Запад. Артисты жили в пятизвездочном «Шератоне», а по коридору плыл нестерпимый запах от супов из консервов. Импресарио, который тратил по 300 тысяч за гастроли, спрашивал: «Что, что такое?» Ему объясняли, что они получают по 5 долларов в сутки, а им еще надо семью одеть. Майя около 80 процентов от гонорара примы отдавала. Мы шли с ней как-то по улице в Мадриде, и она мечтала: «Только бы все потратить!» Потом эти вещи отдавались мне, потому что с этими чемоданами ее не пускали в Мюнхен, в крохотную квартирку, где только под роялем спать. Вся одежда моя была от нее.
— У Майи была феноменально долгая жизнь на сцене.
— Она много работала по контрактам. Импресарио требовали еще и еще, публика шла на нее в любом виде: хоть руками танцуй, хоть просто выйди, но будь! Она устала. И вообще была пассивна. Любой творческий человек ждет, когда ему позвонят. Это привычка из советского прошлого. Майя говорила: «Я ничего не хочу, мне уже ничего не надо». Она хотела слушать музыку, ходить на концерты, общаться. Она очень любила рестораны. Если у меня была возможность, когда приезжал знакомый импресарио, я ей звонила. За нами присылали красивый лимузин, и мы ехали обедать в «Пушкинъ». Майя любила вкусно поесть. В Японии она меня брала в ресторан, нас приглашал директор Пьера Кардена, он был японец, там обед тысячу долларов стоил.
Майе было скучно сидеть в Мюнхене. В отличие от Родиона, который прекрасно владеет немецким, она не знала ни слова. В этом плане она была совершенно беспомощна.
— Ей очень повезло с фигурой. Любила поесть, не терпела диет, а жир не откладывался!
— Иногда откладывался. У нее была очень красивая грудь, такая же, как у Рахили, третий размер как минимум, и полукруглые бедра. Она один раз сильно похудела, когда танцевала у Бежара. Он любит худых. А в молодости Майя была пухленькая.
С Беллой Ахмадулиной.
— Художник Борис Мессерер — ваш родной дядя. Какой осталась в вашей памяти Белла Ахмадулина?
— Белла… «Мелькнул сквозняк и погубил свечу» — мне десяти лет не было, когда я запомнила эти строки. Папа подписал несколько книг.
С Беллочкой замечательно было общаться. По-моему, мы жили с ней в одном мире. Когда я была совсем маленькая, она говорила: «Я хочу покормить этого ребенка, он очень худой».
Я не пью алкоголь, потому что у меня организм почти, как у японцев, которые после рабочего дня не могут сесть в поезд из-за того, что выпили четвертиночку «Асахи». У них не вырабатывается фермент. Мне один врач говорил: «Тебе нужно на ужин кусок мяса с красным вином, это придаст силы». Я не ем мяса. Он сказал: «Подожди! Зима придет — съешь». А у меня в жизни зим нет. Я редко провожу зиму в России.
Лет десять назад была в компании: шашлычки, водочка. Я выпила — не чувствую ничего. Зачем тогда пить? А с вином наоборот. Полбокала за обедом, и меня ведет. У Беллы так же было. Сидим за обедом. Борис смотрит на ее бокал: «Нельзя, дракоша!» Она чуть-чуть выпила и «поехала»…
Она была невероятно худая, с очень тонкими ногами. Однажды сидит в черных лосинах, подняла высоко ногу: «Я тоже так могу!» Образ Беллы придумал Борис, как и образ Кармен. Это абсолютный символизм.
— Подходите сейчас к балетному станку?
— Иногда. Еще два года назад я была в Академии русского балета, но меня выжили. Пенсии у меня нет.
— Анна, вы никогда не говорите о личной жизни.
— Ее нет, потому что таких людей, как в прошлом поколении, сейчас не встретишь. Выпуск прекращен. Чтобы задержаться в моей жизни, надо не давать мне себя быстро прочитать.
— Простите, можете, конечно, не отвечать, но почему вы, такая красивая и талантливая, не родили ребенка?
— Не на что. Денег нет. Может быть, у меня еще будет ребенок. Но пока я последняя Плисецкая.
— Анна, есть ли для вас жизнь вне балета?
— Основной мой недостаток — это неумение пиариться. И куда я сегодня пойду? В эту попсу? У меня есть менеджерское образование, я делала серьезные проекты с нуля и без бюджета. Мне удалось создать трогательный и целостный спектакль «Город глазами джаза» на сцене Концертного зала имени Чайковского, вокальную программу, исполненную в Кремлевском дворце, в составе оркестра из 12 человек. Я многое умею, даже мебель делаю своими руками. По сравнению с моими предками у меня очень счастливая судьба.
Кинокарьера Майи Плисецкой
В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Ну а затем последовали роли в кинофильмах-балетах: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса. Майя Плисецкая — Болеро В 1968 году балерина сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. С работой Плисецкая справилась на отлично, несмотря на различие работы на театральной сцене и на съемочной площадке. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Например, в балетах Бежара. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак».
В 1976 году актриса сыграла звезду балета в телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды». Роль Полозовой ей удалась блестяще. Хореографические дуэты поставил балетмейстер Елизарьев.
Диета Майи Плисецкой проста — ничего не есть
После художественных фильмов стали снимать документальные. Главная роль снова доставалась Плисецкой. Телевизионщиков стала интересовать судьба артистки, становление ее карьеры, разные грани личной и творческой жизни. Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» и «Майя Плисецкая». Кроме того, ее творчеству посвящены и ленты «Майя» режиссер Сакагуши для японского ТВ и «Майя Плисецкая» режиссер Делюш для французов. В ленте «Майя Плисецкая assoluta» он показал балерину в танце и там неизменно были «лебединые» движения рук, которые прославили Майю на весь мир.
При росте в 167 см вес Майи Плисецкой был от 49 до 58 кг
Впрочем, сама Майя полагает, что танцевать надо всем телом. Должны участвовать ноги, голова, корпус и, естественно, руки. «Важно танцевать музыку, а не под музыку», — говорит балерина. Творческий девиз знаменитости можно описать так: никому не подражай, превращай движения в музыку. Кстати, в танце Майи Плисецкой никогда не было видно набросков, которые сделали ее предшественники. Балерина всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, иногда движением брови или взглядом. Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой — она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет.
Дальнейшая карьера Майи Плисецкой
Балерина не только выступала на сцене театра, но и взяла на себя роль постановщика. В Большом театре она выступала в качестве балетмейстера для спектаклей Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). И сама же исполняла в них главные женские партии.
Балерина Майя Плисецкая и ее брат Азарий
Стиль танца балерины стал общепринятым каноном. Неожиданный поворот в судьбе примы случился в 1983 году. Ей предложили быть худруком балета Римского театра оперы и балета. На этом посту Майя была полтора года, периодически приезжала в Рим. Она поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру».
В 1985 году Плисецкая была удостоена звания Героя Социалистического труда. А с 1988 по 1990 года она возглавила Испанский национальный балет в Мадриде. Для испанской труппы она возобновила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля (балетмейстер — Александр Горский) и ввела в репертуар «Кармен-сюиту». Здесь же она начала сотрудничество с Монсеррат Кабалье. По предложению последней Плисецкая выступила в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини «Вилиса». Также балерина станцевала «Умирающего лебедя» под аккомпанемент живого голоса оперной певицы.
Майя Плисецкая и ее муж Родион Щедрин
В 1988 году Майя Плисецкая выступала в заглавной партии, поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро, балете «Мария Стюарт» Эмилио де Диего.
В январе 1990 года Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре. Им стала «Дама с собачкой». Уйти из Большого Театра балерине пришлось из-за разногласий с художественным руководителем, продолжающихся с самого начала ее карьеры.
Но балерина не оставила сцену, а продолжила участвовать в концертах и давать мастер-классы. В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира: с «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» Плисецкая исполнила главную партию на премьере балета «Безумная из Шайо» на музыку Щедрина. А свой 70-й юбилей она отпраздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», поставленный для неё Морисом Бежаром.
У Майи Плисецкой не было детей, она отдала себя балету
Несмотря на свой почтенный возраст, балерина вела активную общественную деятельность. В 1994 году она организовала международный конкурс артистов балета под названием «Майя» и была председателем жюри этого конкурса. А через год была избрана почетным президентом труппы «Имперский русский балет».
Творчество[ | ]
Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год
Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного , так и всего рисунка партии в целом[21]. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии[6]. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием[21].
Партии в репертуаре Большого театра[⇨]: Китри
в балете «Дон Кихот»,
Одетта
и
Одиллия
в «Лебедином озере»,
Джульетта
в «Ромео и Джульетте»,
Сюимбике
в «Шурале»,
Раймонда
в одноимённом балете,
Царь-девица
в «Коньке-Горбунке»,
принцесса Аврора
в «Спящей красавице»,
Хозяйка Медной горы
в «Каменном цветке»,
Мехмэнэ-Бану
в «Легенде о любви»,
Эгина
и
Фригия
в «Спартаке».
После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году стала прима-балериной Большого театра. Хотя и танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.
В 1967 году сыграла роль Бетси Тверской
в фильме «Анна Каренина» режиссёра Александра Зархи. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли.
«Кармен», 1974 год
Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и «Гибель розы» (1973), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, Париж). Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне)[22], «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же) и «Болеро» (начиная с 1978 года), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон, Дворец Шайо)[23] и номер «Ave Maya» (1995)[24]. Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро[es] «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт».
Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина» (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии.
По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном и другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом себя не считала: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».
Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей, 2000 год
В 1980-х годах много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем — Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990), где возобновила балет «Тщетная предосторожность», выступала в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт». В Риме в Оперном театре в Термах Каракаллы осуществила постановку классического балета Александра Глазунова «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906)[25].
После увольнения из театра в 1990 году не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром[24].
Начиная с 1994 года была председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.
Репертуар[ | ]
(*) — первая исполнительница партии. (**) — первая исполнительница партии в Большом театре.
Большой театр
- 1943 — Па-де-труа
, «Лебединое озеро» П. Чайковского - 1943 — Мазурка
, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена - 1944 — Маша
, «Щелкунчик» П. Чайковского - 1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант
, «Спящая красавица» П. Чайковского - 1944 — Повелительница дриад
, «Дон Кихот» Л. Минкуса - 1944 — Мирта
, «Жизель» А. Адана[26] - 1945 — Раймонда
, «Раймонда» А. Глазунова - 21 ноября 1945 — Фея Осени
*, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров - 1947 — Одетта-Одиллия
, «Лебединое озеро» П. Чайковского - 1948 — Зарема
, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева - 1948 — Волшебная дева
в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки - 1949 — Уличная танцовщица
, «Дон Кихот» Л. Минкуса - 1949 — Царь-девица
, «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни[27] - 1950 — Персидка
в опере «Хованщина» М. Мусоргского - 1950 — Вакханка
, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский - 1952 — Аврора
, «Спящая красавица» П. Чайковского - 1954 — Хозяйка медной горы
, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский - 29 января 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике
**, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (
Батыр
— Ю. Кондратов) - 1956 — Лауренсия
, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани - 1958 — Эгина
, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев - 1959 — Хозяйка медной горы
, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (
Данила
— Н. Фадеечев) - 1960 — Царь-девица
, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (
Иванушка
— В. Васильев,
Царь
—
А. Радунский
) - 1961 — Джульетта
, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - 1962 — Фригия
, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон - 1963 — Аврора
, «Спящая красавица» П. Чайковского - 1964 — Жар-птица
, «Жар-птица» И. Стравинского[28], балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину) - 30 марта 1965 — Мехменэ Бану
**, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (
Ферхад
— М. Лиепа,
Визирь
— А. Лавренюк,
Ширин
— Н. Бессмертнова) - 1967 — Солистка
, «Прелюдии и фуги»* на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина - 20 апреля 1967 — Кармен
*, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (
Хозе
— Н. Фадеечев,
Тореро
— С. Радченко,
Рок
— Н. Касаткина) - 1971 — Эгина
, «Спартак» А. Хачатуряна - 13 июня 1972 — Анна Каренина
*, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (
Вронский
— М. Лиепа,
Каренин
— Н. Фадеечев) - 27 мая 1980 — Чайка, Нина Заречная
*, «Чайка» Р. Щедрина, (
Треплев
— А. Богатырёв) - 20 ноября 1985 — Анна Сергеевна
*, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (
Гуров
— Б. Ефимов)
На других сценах
- 1973 — Роза
, «Гибель розы»* на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет - 1974 — Анна Каренина
, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск) - 1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
- 28 декабря 1976 — Айседора
, «Айседора»* на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло - 1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
- 19 декабря 1978 — Леда
, «Леда»* (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» - 1983 — Чайка, Нина Заречная
*, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг) - 1984 — Федра
, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985) - 1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
- 1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро[es]
- 1992 — главная партия
, «Безумная из Шайо»* на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну[fr], театр «Эспас-Карден[fr]», Париж - 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)[23]
Фильмография[ | ]
Роли
- 1951 — Большой концерт — Одетта
(из балета «Лебединое озеро») - 1953 — Мастера русского балета (фильм-балет) — Зарема
(сцены из балета»Бахчисарайский фонтан»,
Мария
— Г. Уланова,
хан Гирей
— П. Гусев) - 1957 — Лебединое озеро (фильм-балет) — Одетта-Одилия
[29] - 1959 — Хованщина (фильм-опера) — пленная персиянка
- 1961 — Сказка о Коньке-Горбунке (фильм-балет) — Царь-девица
- 1964 — Голубой огонёк-1963 (фильм-концерт)
- 1964 — Соберите Венеру (музыкальный фильм)
- 1965 — Новогодний календарь (музыкальный фильм)
- 1967 — Анна Каренина, режиссёр А. Зархи — Бетси Тверская
- 1969 — Самая высокая… (музыкальный фильм)
- 1969 — Балерина (фильм-спектакль) — главная роль
- 1969 — Новогоднее похищение (фильм-концерт) — балерина Плисецкая
- 1969 — Чайковский, сценарист и режиссёр И. Таланкин — Дезире Арто
- 1974 — Анна Каренина (фильм-балет) — Анна Каренина
- 1976 — Фантазия (фильм-балет), режиссёр А. Эфрос — Полозова
(
Санин
— А. Бердышев) - 1977 — Поэзия танца («Болеро», «Айседора» М. Бежара) (фильм-балет) — главная роль
- 1978 — Кармен-сюита (фильм-балет), режиссёр Ф. Слидовкер — Кармен
- 1980 — Большой балет (фильм-концерт)
- 1981 — Перебои сердца (фильм-балет Р. Пети) — Герцогиня Германтская
- 1982 — Чайка (фильм-спектакль) — главная роль
- 1985 — Зодиак (телефильм) — Муза
- 1986 — Дама с собачкой (фильм-спектакль) — Анна Сергеевна
Участие в фильмах
- 1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)
- 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
- 1964 — Майя Плисецкая (документальный) (режиссёр В. Катанян)
- 1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
- 1985 — Урок тьмы (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш)
- 1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
- 1987 — Майя Плисецкая — знакомая и незнакомая (документальный) (режиссёр Б. Галантер)
- 1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
- 1999 — Майя Плисецкая. Танцуя музыку (документальный)
- 2000 — Maйя (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш)
- 2002 — Майя Плисецкая (из цикла «Портреты эпохи») (документальный)
- 2005 — Александр Годунов. Побег в никуда (документальный)
- 2007 — Нериюс (Литва, документальный)
- 2008 — Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный)
- 2008 — Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный)
- 2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
- 2010 — Екатерина III (документальный)
- 2011 — Аристократ балета (Литва, документальный)
- 2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)
Архивные кадры
- 1971 — Адажио (документальный)
- 2005 — Ave Майя (документальный фильм) (режиссёр Н. Тихонов)
- 2005 — Стихия по имени Майя (документальный) (режиссёр Н. Тихонов)
- 2012 — Отражения Юрия Роста (документальный)
- 2016 — Большой
Мемуары[ | ]
Майя Плисецкая — автор нескольких мемуаров:
- Плисецкая М.
Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7020-0903-7. - Плисецкая М.
Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-045344-3.[30] - Плисецкая М.
Читая жизнь свою…. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-068256-0.
Личная жизнь Майи Плисецкой
Как звезду Большого театра Майю окружало множество мужчин. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.
Майя Плисецкая и Марис Лиепа
Ее первый муж — Марис Лиепа, тоже был солистом театра и танцовщиком. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись.
Со своим вторым супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.
Майя Плисецкая и ее муж Родион Щедрин
«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж.
Правда, несмотря на счастливую семейную жизнь, у пары никогда не было детей. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности.
Последние годы жизни Майи Плисецкой
В 1993 году Майя Плисецкая стала почетным профессором Московского государственного университета.
А через год она выпустила автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая». Следующая книга вышла только в 2007 году в виде мемуаров «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах». Еще через три года она издала книгу «Читая жизнь свою…».
Иллюстрация к книге «Я, Майя Плисецкая»
А в 2000 году в результате опроса фонда «Общественное мнение» ее выбрали человеком года в области науки, культуры и искусства. Так всенародная любовь проявила себя.
С начала 90х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене. Там они вынуждены были находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогали Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Также в 1993 году супруги получили литовское гражданство.
Балерина Майя Плисецкая снискала себе мировую славу
Сама Плисецкая жалела о том, что ей редко приходилось бывать на родине в последние годы. Она изредка посещала балетные конкурсы и появлялась на юбилеях коллег по цеху.
Примечания[ | ]
- ↑ 12
Плисецкая Майя Михайловна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. - ↑ 12
Encyclopædia Britannica (англ.) - FemBio
- Munzinger Archiv (нем.) — 1913.
- идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 123
Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 20. Плата — Проб. 1975. 608 стр., илл.; 21 л. илл. и карт. - «Майя Плисецкая была одной из величайших балерин XX века» – зарубежная пресса | Classica.FM (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 21 февраля 2020. Архивировано 1 апреля 2020 года. - ↑ 1234
Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая…— М.: АСТ Москва, 2008. — 490 с. - ↑ 1234
Суламифь. Фрагменты воспоминаний. Авторы: Суламифь Мессерер - Неумирающий лебедь Майи Плисецкой
- Виктор Фишман.
Вечно живой «Умирающий лебедь»
(неопр.)
. Еженедельная независимая газета «Русская Германия», № 2, 2008 (14 января 2008). — Связь времён. Дата обращения 29 июня 2013. Архивировано 2 июля 2013 года. - Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина
- Радио Свобода, передача «Литовский паспорт»
- Ефимович Н.
Плисецкая так мечтала ещё раз выйти на сцену Большого // Комсомольская правда. — 02.05.2015. - Плисецкая завещала развеять её прах над Россией. // «Интерфакс», 3 мая 2020.
- ↑ 12
Танец маленьких лебедей, «Карьера», № 4, 2000. - Майя Плисецкая: «После „Лебединого озера“ я была просто вывернута наизнанку». // «Аргументы и Факты» № 46, 17.11.2010.
- ↑ 12
Голос крови. // «Коммерсант», 04.08.1999. - «МК» всё же заплатит Майе Плисецкой. // NEWSru.com, 15.11.2001.
- МАЙЕ ПЛИСЕЦКОЙ — ОТ “МК” (рус.). Московский комсомолец. Дата обращения 25 декабря 2020.
- ↑ 12
В. М. Гаевский. Статья в энциклопедии «Балет». - Овчинников, В. В. (ред.). Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь Европедия
. — Олма-Пресс, 2003. ISBN 5-224-03916-9 - ↑ 12
Fondation Maurice Béjart - ↑ 12
Аве Майя
(неопр.)
. Полит.ру (3 мая 2015). Дата обращения 5 мая 2020. - Anna Kisselgoff. Dance: Graham With Baryshnikov, Nureyev and Plisetskaya // New York Times
, 7 октября 1987. - Рославлева, 1968, с. 45—48.
- Рославлева, 1968, с. 122.
- Рославлева, 1968, с. 124.
- Роли в фильмах
- Татьяна Ъ-Кузнецова «Майя Плисецкая: комета должна оставить хвост» Газета «КоммерсантЪ», № 179(3755) от 02.10.2007
- Указ Президента Российской Федерации от 20 ноября 2005 г. № 1344 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ I степени Плисецкой М. М.» (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 20 ноября 2010. Архивировано 16 апреля 2020 года. - Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2000 года № 1880 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Плисецкой М. М.» (неопр.)
. // Официальный сайт Президента России. Дата обращения 20 июля 2016. - Указ Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 1168 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Плисецкой М. М.» (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 20 ноября 2010. Архивировано 16 апреля 2020 года. - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2010 г. № 1393 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ IV степени Плисецкой М. М.» (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 20 ноября 2010. Архивировано 16 апреля 2020 года. - Поздравление артистке балета Майе Плисецкой с Днём рождения // Сайт Kremlin.ru
- Майя Плисецкая стала офицером Ордена почётного легиона (неопр.)
. Известия (23 февраля 2012). Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года. - Герой Социалистического Труда Плисецкая Майя Михайловна :: Герои страны
- Гафин А. Д.
Майя Плисецкая // Вестник ЮНЕСКО (специальный выпуск). — Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, 2005. — С. 48. - Чайки в городе. В МХТ вручены чеховские медали // Российская газета. — 28 октября 2010.
- Почетная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» (неопр.)
. Дата обращения 20 марта 2013. - Состоялась церемония вручения премии «Балтийская звезда» Архивная копия от 18 апреля 2020 на Wayback Machine // Всемирный клуб петербуржцев
- Петрова А. С.
«Человек года» в науке и культуре — Жорес Алфёров
(неопр.)
. Фонд «Общественное мнение» (21 декабря 2000). Дата обращения 23 июня 2020. - International Maya Plisetskaya and Rodion Shchedrin Foundation (недоступная ссылка)
- Lenta.ru: : Плисецкая, Майя (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 22 апреля 2013 года. - 4626 Plisetskaya (1984 YU1) (англ.). JPL Solar System Dynamics (29 August 2003). — JPL Small-Body Database Browser. Дата обращения 20 ноября 2013.
- 4625 Shchedrin (1982 UG6) (англ.). JPL Solar System Dynamics (29 August 2003). — JPL Small-Body Database Browser. Дата обращения 20 ноября 2013.
- Анатолий Симоненко.
Знаменитый художник Эдуардо Кобра нарисовал на Большой Дмитровке Майю Плисецкую
(неопр.)
. Газета «Вечерняя Москва» (11 октября 2013). — Город. Дата обращения 16 ноября 2013. (действующая ссылка на статью с совпадающим заголовком) - Анна Нистратова.
Стрит-артист Кобра: «Теперь у меня есть карточка читателя Библиотеки искусств на Дмитровке»
(неопр.)
(недоступная ссылка). Журнал «Interview» (24 октября 2013). — Интервью. Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 28 ноября 2013 года. - Посвящается Майе Плисецкой
- «Гениальность Майи Плисецкой — в искренности и глубине проживания каждого мига на сцене» (интервью с А. Лиепой перед гала-концертом проекта «Автографы и имиджи» в Большом театре Беларуси, БелТА, 18.10.2019).
- «В Смоленске прозвучала „Кармен-сюита“»(о концерте памяти великой балерины Майи Плисецкой, Смоленская народная газета, 28.10.2019).
- Schott Music Mourns Death of Maya Plisetskaya (англ.)
- In memoriam Maya Plisetskaya (недоступная ссылка)
- Большой театр проведет вечер памяти Майи Плисецкой
- В Москве открылся сквер Майи Плисецкой (рус.). ТАСС (20 ноября 2015). Дата обращения 20 ноября 2020.
- В Москве открыли памятник Майе Плисецкой (неопр.)
. Официальный сайт Министерства культуры РФ (20 ноября 2016). Дата обращения 20 ноября 2020. - Щедрин: сквер Майи Плисецкой в Москве должен стать местом встречи влюбленных пар (рус.). ТАСС (20 ноября 2016). Дата обращения 20 ноября 2020.
Смерть Майи Плисецкой
Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2020 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Прощание с балериной прошло в Германии, а согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина, после его смерти и развеян над Россией. Смерть Майи Плисецкой стала потерей для всего мира Первоначально 20 ноября 2020 года в Большом Театре должен был состояться творческий вечер по случаю юбилея звезды, ее 90-летия. Теперь же в этот день будет организован вечер памяти великой балерины.
Память[ | ]
Пионы сорта «Майя Плисецкая»
Названы в честь Плисецкой[ | ]
- Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
- Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкиной[45] (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин[46]).
- С 2000 года хореографическая школа в Тольятти носит имя Майи Плисецкой.
В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра[pt] и Агналдо Брито (Agnaldo Brito)
посвятили балерине одну из своих работ. Граффити высотой 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1[47][48].
4 мая 2020 года труппа Мариинского театра посвятила спектакль «Шурале» Майе Плисецкой[49]. Продолжают посвящаться памяти балерины театральные вечера[50] и симфонические концерты[51] в разных городах.
15 мая 2020 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале «Цауберзее — Дни русской музыки» в Люцерне состоялся вечер — посвящение Плисецкой[52][53].
20 ноября 2020 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт — вечер памяти Плисецкой в Большом театре[54]. В тот же день имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 — там же, где находится граффити художников Эдуардо Кобра и Агенальдо Брито[55]. 20 ноября 2020 года в сквере состоялось открытие памятника балерине[56][57].
Награды Майи Плисецкой
У Майи Плисецкой несчетное количество разнообразных наград. В 1959 году ей было присвоено звание народной артистки СССР. Она также Заслуженная артистка и Народная артистка РСФСР. В 1985 году ее удостоили звания Героя Социалистического труда.
Майя Плисецкая до последних своих дней жила балетом
Балерина — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички.
Литература[ | ]
- Л. Жданов.
Майя Плисецкая = фотоальбом. — М.: Искусство, 1965. — 200 с. — 30 000 экз. - Б. А. Львов-Анохин.
Майя Плисецкая // Труд актера. — М.: Советская Россия, 1966. — 78 с. — 70 000 экз. - Н. Рославлева.
Майя Плисецкая. — М.: Искусство, 1968. — 164 с. — 75 000 экз. - Nataliia Arkina.
Maja Plissezkaja: Mit einem Poem v. Andrej Wosnessenski. — Berlin: Henschelverlag, 1969. — 48 с. - Л. Жданов.
Майя Плисецкая = фотоальбом. — М.: Планета, 1980. — 174 с. — 20 000 экз. - Шадрина Н. И.
Плисецкая Майя Михайловна //
Ассоциация «Международный Объединённый Биографический Центр»
Кто есть кто в современной культуре: Эксклюзивные биографии. — М: Международный Объединённый Биографический , 2006. — Вып. 1. — С. 5—43. — ISBN 5-93696-007-3.