Биография режиссера
Владимир Наумов родился в 1927 году. Он появился на свет в Ленинграде. Его отец был тесно связан с кинематографом, Наум Соломонович работал кинооператором, у него, кстати, была двойная фамилия — Наумов-Страж. Работал в фильмах «Песня весны», «Мы из Кронштадта», «Ночь в сентябре».
Владимир Наумов пошел по его стопам, в 1952 году получил диплом об окончании режиссерского факультета во ВГИКе. Занимался в творческой мастерской Игоря Савченко.
Его творческий дебют состоялся в картинах самого Савченко «Третий удар» и «Тарас Шевченко», в работе над которыми Владимир Наумов выполнял обязанности помощника режиссера.
Биография
Начался путь у Наумова когда, 6 декабря, когда он родился в 1927-м. Сейчас известный мэтр уже настоящий старейшина, справил недавно 89-летие. Отец сам был кинооператором, это Наум Соломонович, известный как Наумов-Страж. Возможно, семья, работа отца, изначально стала толчком для выбора профессии Владимира Наумовича. Закончив школу, юноша прошел во ВГИК, сразу на имеющийся там режиссерский факультет, где стал учеником маститого Игоря Савченко, обучаясь в мастерской. Годы студенчества как обычно, пролетели быстро, и к 1952-му он уже был выпускником.
Наумов Владимир Наумович: фото
Впоследствии первым фильмом, в биографии Владимира Наумова, начинающего режиссера стал «Третий удар», где он пока ассистировал своему наставнику, Савченко. Следом «Тарас Шевченко». Первые работы стали бесценным опытом и временем, проведенным с наставником. Вскоре Игорь Андреевич увы, скончался, еще когда съемочная работа у «Тарас Шевченко» не завершилась. Пришлось Наумову заканчивать самостоятельно. Помогал вчерашнему выпускнику А. Алов. Вот как началось их плодотворное в творческом, деловом плане сотрудничество.
Придя в другую, киевскую студию, основанную А. Довженко, они работали уже как спаянная команда, поставив следом «Тревожная молодость» вместе. Это фильм по полной трилогии от В. Беляева, название «Старая крепость». Следом вышел «Павел Корчагин», он был по Н. Островскому, его роману, именно «Как закалялась сталь». Это настоящая, революционная романтика, когда чувствуется ветер перемен, картины динамичные, полные драматизма, герои меняются, заодно меняется мир, их окружение. Конечно, многих вдохновляли судьбоносные, трагичные 1917-25е, когда рушилось старое и спешно появлялось нечто новое. 1957 год, уже опытный режиссеры, Владимир Наумов с А. Аловым перешли к И. Пырьеву, когда он пригласил поработать в известный «Мосфильм». Конечно, для режиссера лучше всего – работать, выпускать картины. Творческий процесс наполнен разными проблемами, интересными решениями, разработкой сценария. А наградой становится признание зрителей. Они делают имя режиссера, его команды узнаваемыми, любимыми. Легендарные режиссеры могут подобно завоевателям менять историю, только в киноиндустрии.
Для Владимира Наумова, профессионала, судьбоносным стал прошедший 1961 год, когда их общая картина, именно «Мир входящему», набрала популярность, положительные отзывы, следом удостоилась нескольких профессиональных, престижных наград, пройдя международные кинофестивали. Неудивительно, ведь там режиссеры смогли ближе, полнее соединить зрителя с показанными героями. Видны не просто картонные макеты или лица, виден внутренний мир, видны боль или радость, слезы или смех. Когда переплетается, дополняется героическое с обычным, бытовым. Что герои также плачут или смеются, переживают ежедневные, обычные проблемы. Как меняются.
Наумов Владимир Наумович: личное фото
Уже известно, что любые картины смотрят не только зрители. Есть критики, чьи отзывы потом делают «резюме» фильму. Если они положительные, картину могут выставить как работу для кинофестиваля.
1966 год — режиссерам понравился рассказ у Достоевского. По нему вскоре сняли отдельный фильм, именно «Скверный анекдот». Правда картину зрители увидели позднее, 1987-м, изначально ее не пропустили, часть фильма не прошла цензуру.
Разбирая биографию от режиссера, самого Владимира Наумова, хочется вспомнить лучшую, наиболее узнаваемую его работу. Это «Бег», фильм, основой которого стала пьеса Булгакова. Вечная тема страшной, масштабной Гражданской войны, отразить которую пытались десятки режиссеров, сценаристов. У фильма чувствуется привязанность к реальной, прошедшей истории. Она не просто идет фоном или закадровой мыслью. Она играет, живет внутри персонажей и вокруг них. Герои очевидцы, жертвы прогремевшей войны, переживают непростое, лихое революционное время. Режиссерам удалось перенести зрителя не в кабинеты высоких чинов, не показать, как делилась или сменялась власть. А сосредоточиться именно на простых, обычных людях, кого больше всего затронула трагедия.
«Легенда о Тиле» прошла как эксперимент, проба пера, смогут ли режиссеры отразить нечто фантастическое, причем переиначить древний рассказ в близкое, современное толкование.
Лента же «Тегеран-43» стала вообще, фаворитом всего советского кинопроката. Она вышла позднее, к 1980му. Отразила проблему ответственности, проблему переосмысления времени. Неудивительно, ведь к съемкам приглашали зарубежных, известных тогда актеров, это Курд Юргенс, потом Ален Делон, символы кино. Подобный фильм превратился в настоящий прорыв, когда советское кино взаимодействует с иностранными, известными актерами. Такой союз получился крайне успешным, «Тегеран-43» лучшее доказательство. Скорее, зрительское внимание, любовь и признание критиков.
Наумов Владимир Наумович на презентации
Вскоре А. Алов, его друг, коллега скончался. После этого биография самого Владимира Наумова именно как режиссера пополнилась картинами «Выбор», следом «Закон», потом вышла «Десять лет без права переписки». Дальше Наумов писал общий с известным Тонино Гуэрра отдельный сценарий, посвящая его Марчелло Мастроянни, правда вскоре тот заболел. Пришлось заменять Иннокентием Смоктуновским, также легендой, но советской. Картина, результат труда, «Белый праздник» закончилась и вышла позднее, когда Смоктуновский уже умер.
Наряду со съемками, подбором сценариев, их написанием, Наумов рос как профессионал.
1963 год – бывший рядовым режиссером, он впоследствии возглавил «Мосфильм», следом стал преподавателем, делясь накопленным опытом, наработками уже сам, с новым, подрастающим поколением. Вел отдельные Высшие, режиссерские курсы.
1976 год – он секретарь правления у СК СССР.
1980 год для Наумова – первый, когда он руководитель ВГИКа.
1986 год – полноценный профессор, ведущий собственную мастерскую для режиссуры у игрового кино. Это работа у Всероссийского института, где специалистам помогали переподготовиться, повысить себе квалификацию.
1987 год – генеральный директор для «Союз Навона».
2002 год – когда Владимир Наумов, уже президент, причем первый, от Национальной академии, посвященной именно кинематографической науке. Далее, полноправный член для Европейской киноакадемии, заодно секретарь Союза всех кинематографистов России. Заодно член правления у киноконцерна «Мосфильм».
Наумову удалось не просто показать себя, развиться как талантливый, опытный режиссер или сценарист. Он смог быть хорошим наставником, дальновидным руководителем, даже стратегом. Владимир Наумович старался смотреть глубже, масштабнее и вперед, видел, как кинематографии развиваться, куда идти. Отсюда сотрудничество, привлечение иностранных актеров, разноплановые фильмы, пополнившие сокровищницу любимых картин у советского, потом российского зрителя.
Конечно, годы работы пришлись на сложное, быстро меняющееся время. Стоит вспомнить. Сначала 60-е, начало карьеры. Спокойное, устоявшееся время, правление Брежнева, крепок СССР. Потом 80-е сложное, перестроечное время. 90-е, когда вокруг рушилась огромная, великая страна, разваливались предприятия.
Наумов продолжал работать, он понимал, насколько велико значение хороших, качественных картин тогда. Ведь людей они вдохновляли, мотивировали, увлекали сюжетом. Наконец, годы уже после обретения независимости. Стране пришлось буквально собираться по осколкам, а Владимир Наумович тогда был уже большим начальником, ответственным за судьбу, развитие «Мосфильма».
Творческий дебют
В 1950 году Савченко скоропостижно умирает, Наумов вместе с Александром Аловым завершают картину «Тарас Шевченко», которая выходит на экраны в 1951 году.
Затем вместе с Аловым герой нашей статьи ставит еще один фильм. Это картина «Тревожная молодость» по роману Беляева «Старая крепость». В 1956 году они выпускают экранизацию романа Островского «Как закалялась сталь» под названием «Павел Корчагин».
Действие этой картины перенесено в 30-е годы. Уже смертельно больной Корчагин, который прикован к постели, вспоминает о своей боевой юности, рассказывает о революции, жизненных невзгодах и трудностях, даже теряя зрение, стремится закончить работу над книгой своих воспоминаний.
Эта работа была отмечена серебряной медалью Всемирного фестиваля молодежи и студентов, поощрительным дипломом Всесоюзного кинофестиваля.
В 1957 году молодые режиссеры приходят работать на «Мосфильм» по приглашению знаменитого Ивана Пырьева.
Карьера
После окончания ВГИКа Владимир Наумов просто ворвался в мир кинематографии. К этому времени он уже был знаком не только с Игорем Савченко, но на съемках успел познакомиться и с Александром Аловым, союз с которым принес ему творческую славу и успех. В 1957 году Наумов стал режиссером известной киностудии «Мосфильм».
Однажды на съемках очередного фильма Игорю Савченко стало плохо. После его смерти Владимир Наумович с Александром Аловым возглавили съемки, и картина все же была выпущена в кинопрокат.
Успешность этой картины привела к тому, что Наумов был выбран руководителем студии «Союз». Кинолента «Как закалялась сталь» принесла молодому режиссеру небывалую славу. А фильм «Мир входящему» принес кинорежиссеру мировую популярность и множество наград. Но не всегда его фильмы проходили цензуру.
Так, фильм «Скверный анекдот», снятый режиссером по мотивам романа Ф. М. Достоевского, где главную роль сыграл Евстигнеев, не был пропущен в кинопрокат из – за антисоветской пропаганды. Фильм долгое время пылился на полках, и зрители смогли его увидеть лишь только в 1987 году.
С 1986 года Наумов стал профессором и руководителем мастерской ВГИКа. Им было снято много кинолент: «Бег», «Тегеран 43», «Выбор» и другие гениальные картины.
В 2001 году режиссер выпустил новый фильм «Часы без стрелок», который имел огромный успех. В некоторых фильмах Владимир Наумович проявил себя не только как режиссер, но и как замечательный актер. Он снялся во многих картинах. Например, «Гори, гори, моя звезда», «Кража» и др.
Известна и еще одна творческая способность в творчестве режиссера, которая также принесла ему успех. В 1958 году он решил попробовать себя в роли сценариста, и оказалось, что эта работа может быть увлекательной, интересной и успешной. На сегодняшний день уже написаны сценарии к 18 картинам, которые стали популярными.
В середине 90 -х годов Владимир Наумович решил попробовать себя и в роли продюсера. В свет вышло более 10 картин, где Наумов стал продюсером. Одна из картин – «Год лошади: Созвездие Скорпиона», принадлежит дочери Наталье.
Владимир Наумович имеет много наград. Так, он народный артист Российской Федерации, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.
Участие в Венецианском кинофестивале
Настоящим успехом режиссера Владимира Наумова стала драма «Мир входящему», над которой он также работал с Аловым. В главных ролях снялись Александр Демьяненко, Виктор Авдюшко, Николай Гринько.
В центре фильма оказывается младший лейтенант Ивлев, только что окончивший училище. Он отправляется в Берлин за несколько дней до полной капитуляции Германии в Великой Отечественной войне. В разрушенном городе он встречает беременную немку, которой помогает добраться до госпиталя. Далее ему предстоит сопровождать контуженого солдата в тыл. Таким образом, старшие и более опытные офицеры хотят уберечь его от случайной смерти в последние дни войны. Вместе с Ивлевым едет и беременная немка. Их путь, по своей сложности и тернистости, сразу напоминает «Одиссею» Гомера.
К концу пути главный герой прибывает возмужавшим и повзрослевшим. Окончание войны совпадает с празднованием рождения младенца. В финальной сцене новорожденный писает на ставшее теперь ненужным оружие.
Картина была отмечена на международном Венецианском кинофестивале. Фильм получил специальную премию жюри.
«Легенда о Тиле»
Самое главное в союзе двух единомышленников было желание создавать кино для всех, но не обычные фильмы и экранизации, а в каждой новой картине всё больше раскрывалась личность самих режиссёров. «Легенда о Тиле» была экранизирована впервые, до Наумова никто не задумывался об интереснейшей сюжетной линии великого произведения. Молодёжь по достоинству оценила эту картину, и фильм стал очень востребованным. Старшее поколение, помнившее революционные патриотические фильмы Алова и Наумова, отнеслось к картине более прохладно и обвинило режиссёров в заигрывании с Западом и создании несоветских, идеологически выдержанных фильмов, однако это никак не повлияло на творческие планы, ведь впереди уже был «Тегеран-43». Владимир Наумов, биография которого богата интересными значимыми свершениями, работал над фильмом с особым интересом, он уже был опытным режиссёром, и ему хотелось новаторских идей и оригинального подхода к известной теме.
Цензурные запреты
В 1962 году Наумов снимает цикл новелл «Монета» по мотивам рассказов американского писателя Альберта Мальца, а в 1966 году в биографии Владимира Наумова наступают непростые времена. Его новый фильм, снятый также в соавторстве с Аловым, запрещен по цензурным соображениям.
Это трагикомедия под названием «Скверный анекдот», снятая по одноименному рассказу Федора Достоевского. История про петербургского чиновника, который решил, что успех государственной реформы зависит исключительно от его личностных качеств и гуманности, не была одобрена цензурой. Фактически это стало окончанием оттепели и началом брежневской эпохи. На экраны лента вышла только в 1987 году.
Наумов, Владимир Наумович
Родился 6 декабря 1927 г. в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) в семье кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража (1898-1957) и актрисы Агнии Васильевны Бурмистровой (1906-1971).
В 1951 г. окончил в Москве режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне — Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где занимался в мастерской Игоря Савченко. В студенческие годы был его ассистентом на съемках фильма «Третий удар» (1948), в котором также дебютировал как киноактер.
После смерти руководителя мастерской вместе с режиссером Александром Аловым завершил картину Игоря Савченко «Тарас Шевченко» (1951). С этого момента началось творческое сотрудничество Наумова и Алова. Среди их первых совместных работ — «Тревожная молодость» по трилогии Владимира Беляева «Старая крепость» (1954), «Павел Корчагин» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» (1956), «Ветер» (1958). В 1961 г. на экраны вышла военная драма «Мир входящему», тогда же удостоенная специального приза жюри XXII Международного кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссерскую работу и премии «Кубок Пазинетти» (приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм). В 1962 г. в Брюсселе картина получила национальную бельгийскую кинопремию «Фемина». В 1966 г. режиссеры экранизировали рассказ Федора Достоевского «Скверный анекдот». Однако картина вызвала критику со стороны официальных властей. Наумова и Алова обвиняли в «сгущении красок», в «искажении идеи Достоевского» и др. По воспоминаниям Владимира Наумова, глава Госкино Алексей Романов сказал режиссерам, что из-за них может «лишиться партийного билета». В итоге фильм был запрещен к показу и вышел на экраны только в 1987 г. Среди других совместных фильмов Владимира Наумова и Александра Алова: «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова (1970), «Легенда о Тиле» по мотивам романа Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1976), «Тегеран-43» (1980, СССР — Швейцария — Франция), «Берег» по роману Юрия Бондарева (1983, СССР — ФРГ). В 1971 г. они также выступили в качестве театральных режиссеров, поставив в Московском театре «Современник» спектакль «Тоот, другие и майор» по пьесе Иштвана Эркеня. После смерти своего коллеги в 1983 г. Владимир Наумов снял посвященную ему документальную ленту «Алов» (1985). Также продолжил режиссерскую деятельность в художественном кино, снял фильмы: «Выбор» по произведению Юрия Бондарева (1987), «Закон» (1989), «Десять лет без права переписки» (1990), «Белый праздник» по мотивам повести Тонино Гуэрра «Сто птиц» (1994), «Часы без стрелок» (2001), «Джоконда на асфальте» (2007). В 2012 г. Владимир Наумов приступил к съемкам картины «Сказка о царе Салтане». Планировалось, что она станет первым в киноцикле «Сказки Пушкина». Однако из-за недостатка средств ее производство не было завершено. Большинство фильмов Владимир Наумов снимал по собственным сценариям (всего он написал сценарии к 18 лентам). Несколько раз Владимир Наумов выступал в качестве киноактера. После небольшой роли лейтенанта в картине «Третий удар» он сыграл штабс-капитана в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори моя звезда» (1969), полковника милиции в телефильме Александра Гордона «Кража» (1970). Впоследствии снимался только в своих картинах («Часы без стрелок», «Джоконда на асфальте»). В 1963 г. Владимир Наумов стал художественным руководителем созданного при киностудии «Мосфильм» творческого объединения писателей и киноработников. После его преобразования в кино занял пост ее генерального директора. С 1976 г. также являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР. С 1980 г. руководил мастерской во ВГИКе. Профессор (1986). В 2010-х гг. вместе с супругой, известной российской актрисой Наталией Белохвостиковой, вел актерско-режиссерскую мастерскую в Московской школе нового кино. В 2004 г. Владимир Наумов в качестве продюсера работал над лентой «Год лошади. Созвездие Скорпиона», режиссером которой стала его дочь Наталья.
Президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Член Союза кинематографистов РФ и Европейской киноакадемии.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист СССР (1983).
Владимир Наумов награжден орденами «Знак Почета» (1971), Трудового Красного Знамени (1977), Дружбы народов (1987), «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2007, 2020, 1997), Почета (2013). Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1985, за фильм «Берег»).
Обладатель кинопремии «Золотой орел» в почетной номинации «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2008). Почетный член Российской академии художеств.
Автор книги «В кадре» (2000, в соавторстве с Наталией Белохвостиковой).
Владимир Наумов женат вторым браком. Супруга — народная артистка РСФСР Наталия Белохвостикова (род. 1951). Их дочь Наталия Наумова (род. 1974), в детстве снялась в фильме «Тегеран-43». Впоследствии окончила актерский факультет ВГИК и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, снималась в фильмах отца, но выбрала карьеру режиссера. В 2007 г. Владимир Наумов и Наталия Белохвостикова усыновили мальчика Кирилла (род. 2004). Первой супругой режиссера была заслуженная артистка РСФСР Эльза Леждей (1933-2001). От брака с ней — сын Алексей (род. 1962, художник).
Лучшие работы
Один из самых известных фильмов Владимира Наумова — кинороман «Бег». Вместе с Аловым герой нашей статьи поставил его по одноименной пьесе Михаила Булгакова.
Картина рассказывает о последних месяцах Гражданской войны в России. Действия разворачиваются на юге страны.
В 1976 году на экраны выходит «Легенда о Тиле». Это целых две полнометражных картины, объединенных одной тематикой — «Пепел Клааса» и «Да здравствуют нищие». Лента посвящена средневековому герою немецких и голландских легенд Тилю Уленшпигелю.
Ярко показаны страдания голландского народа в XVI веке, который изнывает от высоких налогов, жестоких указов, инквизиции, начиная освободительную войну против испанского господства.
В 1980 году Алов и Наумов выпускают еще одну громкую премьеру — политический детектив «Тегеран-43». Лента моментально становится одним из лидеров советского проката. Большую роль в этом сыграл актерский состав. Помимо знаменитых советских артистов (Армена Джагарханяна, Натальи Белохвостиковой, Глеба Стриженова), в картине снимаются и звезды французского кино. В первую очередь все внимание приковано к секс-символу 80-х Алену Делону.
Успех обеспечивает и увлекательный сюжет — по заданию Гитлера и его приближенных в Тегеран накануне важных международных переговоров лидеров трех держав проникает группа террористов. Перед советскими разведчиками поставлена задача обеспечить безопасность Тегеранской конференции и не дать переговорам сорваться.
Фильмография[править | править код]
Актёр[править | править код]
- 1948 — Третий удар — молодой лейтенант
- 1969 — Гори, гори, моя звезда — штабс-капитан
- 1970 — Кража — Абалин
- 2001 — Часы без стрелок — эпизод
- 2007 — Джоконда на асфальте — «мама»
Режиссёр[править | править код]
- 1951 — Тарас Шевченко (заканчивал после смерти И. Савченко) (совм. с А. А. Аловым)
- 1954 — Тревожная молодость (совм. с А. А. Аловым)
- 1956 — Павел Корчагин (совм. с А. А. Аловым)
- 1958 — Ветер (совм. с А. А. Аловым)
- 1961 — Мир входящему (совм. с А. А. Аловым)
- 1962 — Монета (совм. с А. А. Аловым)
- 1966 — Скверный анекдот (совм. с А. А. Аловым)
- 1970 — Бег (совм. с А. А. Аловым)
- 1976 — Легенда о Тиле (совм. с А. А. Аловым)
- 1980 — Тегеран-43 (совм. с А. А. Аловым)
- 1983 — Берег (совм. с А. А. Аловым)
- 1985 — Алов (документальный)
- 1987 — Выбор
- 1989 — Закон
- 1990 — Десять лет без права переписки
- 1994 — Белый праздник
- 2001 — Часы без стрелок («Сон белой собаки» или «Тайна Нардо»)
- 2007 — Джоконда на асфальте
- 2014 — Сказка о царе Салтане (не был завершён) (совм. с Н. В. Наумовой)[18]
Сценарист[править | править код]
- 1958 — Ветер (совм. с А. А. Аловым)
- 1961 — Мир входящему (совм. с А. А. Аловым, Л. Г. Зориным)
- 1962 — Монета (совм. с А. А. Аловым)
- 1966 — Скверный анекдот (совм. с А. А. Аловым, Л. Г. Зориным)
- 1970 — Бег (совм. с А. А. Аловым)
- 1972 — Карнавал (совм. с А. А. Аловым)
- 1973 — Как закалялась сталь (совм. с А. А. Аловым)
- 1976 — Легенда о Тиле (совм. с А. А. Аловым)
- 1980 — Тегеран-43 (совм. с А. А. Аловым, М. Ф. Шатровым)
- 1982 — Похождения графа Невзорова (совм. с А. А. Аловым)
- 1983 — Берег (совм. с А. А. Аловым, Ю. В. Бондаревым)
- 1985 — Алов (документальный)
- 1987 — Выбор (совм. с Ю. В. Бондаревым)
- 1989 — Закон (совм. с А. А. Аловым, Л. Г. Зориным)
- 1990 — Десять лет без права переписки (совм. с А. А. Кабаковым)
- 1994 — Белый праздник (совм. с Т. Гуэррой)
- 2001 — Часы без стрелок (совм. с Г. И. Кушниром, Т. Гуэррой)
- 2007 — Джоконда на асфальте (совм. с Т. Гуэррой)
- 2010 — В России идёт снег (не был завершён)
Продюсер[править | править код]
- 1994 — Белый праздник
- 2001 — Часы без стрелок
- 2004 — Год лошади: Созвездие Скорпиона
- 2007 — Джоконда на асфальте
- 2010 — В России идёт снег (не был завершён)
Участие в фильмах[править | править код]
- 1984 — Я научу вас мечтать… (документальный)
- 1985 — Алов (документальный)
- 1996 — Николай Гринько (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 1996 — Станислав Хитров (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 1998 — Владислав Дворжецкий (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2005 — Готлиб Ронинсон (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2005 — Юрий Озеров (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 — Дворжецкие (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2007 — 50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель (из цикла документальных фильмов, снятых к 100-летию российского кинопроизводства «История киноначальников, или Строители и перестройщики»)
- 2007 — Михаил Ульянов. Человек, которому верили (документальный)
- 2008 — Алексей Баталов. Дорогой наш человек (документальный)
- 2008 — Василий Лановой. Есть такая профессия… (документальный)
- 2008 — Владимир Басов (из документального цикла о мастерах отечественного кино «Человек в кадре»
- 2009 — Виктор Сергачёв (из документального цикла о мастерах отечественного кино «Человек в кадре»
- 2009 — Борис Щербаков. Кто ходит в гости по утрам (документальный)
- 2009 — Николай Гринько. Главный папа СССР (документальный)
- 2010 — Ален Делон. Мужчина на все времена (документальный)
- 2010 — Екатерина III (документальный)
- 2010 — И вечностью наполнен миг… (документальный)
- 2010 — Иннокентий Смоктуновский. Моя фамилия вам ничего не скажет… (документальный)
- 2010 — Людмила Савельева. После бала (документальный)
Работа после смерти Алова
В 1983 году неизменный партнер Наумова Александр Алов умирает в возрасте 59 лет. После этого Наумов работает один.
В 1987 году он снимает драму «Выбор» про советского художника, который на выставке в Италии встречает своего фронтового друга, который мечтает вернуться на родину. В 1989 году на экраны выходит историческая драма «Закон» о начале процесса реабилитации политических заключенных в середине 50-х годов после смерти Иосифа Сталина.
В 1990 году при поддержке кинематографистов из ФРГ выходит политическая драма «Десять лет без права переписки».
В 90-е годы Наумов работает уже не так активно. Выходит всего несколько его лент — «Белый праздник», «Часы без стрелок», «Джоконда на асфальте», «Сказки о царе Салтане».
В нескольких этих картинах он появляется и как актер. Вообще же свои самые известные роли он сыграл в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда», где ему достался образ штабс-капитана, и психологическом детективе Александра Гордона «Кража».
Фильмы
Творческая биография Владимира Наумова фактически уже началась во время учебы. Еще в студенческие годы Владимир Наумов ассистировал своему учителю в картинах «Третий удар» и «Тарас Шевченко». Во время съемок последнего фильма у режиссёра Игоря Савченко неожиданно остановилось сердце, и картину доделывал Наумов в паре с однокурсником Александром Аловым. Этот тандем еще много лет будет радовать зрителей прекрасными работами.
Александр Алов и Владимир Наумов
После вуза оба начинающих режиссера получили распределение в Киев на киностудию имени А. Довженко, где сразу же по трилогии Владимира Беляева «Старая крепость» поставили приключенческий фильм «Тревожная молодость». Следующей работой снова была экранизация знаменитой книги: историко-революционная драма «Павел Корчагин» снята по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Оба этих фильма ожидал большой успех.
В 1957 году Наумова и Алова приглашают на московскую киностудию. Первая же картина на «Мосфильме», военная драма «Мир входящему», стала призером нескольких международных кинофестивалей. Но не все их совместные работы одобрялись правительством. Например, комедия «Скверный анекдот» по одноименному рассказу Федора Достоевского в свое время была забракована цензурой из-за слишком сильной сатиры и появилась на экранах только спустя 20 лет.
Наиболее удачными фильмами творческого дуэта режиссеров считаются кинороман «Бег» и детектив «Тегеран-43». В этих картинах мастера задействовали не только отечественных звезд экрана, например, Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева, Михаила Ульянова, но и зарубежных артистов — Алена Делона и Курда Юргенса.
Владимир Наумов и Ален Делон на съемках фильма «Тегеран-43»
После того как Александр Алов скончался, Владимир Наумов стал работать один. И в первую очередь он снял документальную ленту «Алов» о своем уважаемом партнере и хорошем друге. Затем до конца 80-х годов выходили такие фильмы, как «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки».
В первые годы после развала Советского Союза режиссер по собственному сценарию снял драму «Белый праздник». Изначально он планировал в главной роли легендарного итальянца Марчелло Мастроянни, но затем заменил его на не менее прекрасного актера Иннокентия Смоктуновского, для которого этот фильм стал финальной точкой в карьере.
Кстати, с Мастроянни режиссер начинал делать другую картину – «Тайна Марчелло», но из-за смерти актера лента окончена не была.
Владимир Наумов на съемочной площадке фильма «Выбор»
Владимир Наумов также уделяет огромное внимание преподавательской и просветительской деятельности, а также организационной части работы в кинематографе, культурной и социальной сферах. С 1963 года Владимир Наумов занимает пост руководителя Творческого объединения киностудии «Мосфильм». С 1976 года режиссер работал секретарем правления СК СССР.
Также Владимир Наумович преподавал на Высших режиссёрских курсах. С 1980 года знаменитый режиссер руководит мастерской ВГИКа, а через шесть лет после получения руководства над мастерской Владимир Наумов стал профессором в собственной дисциплине и продолжил преподавание на новом уровне.
Кроме того, Владимир Наумов ведет мастерскую режиссуры игрового кино во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России.
Владимир Наумов на съемках фильма «Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане»
В 2002 году Владимир Наумов занял пост первого президента Национальной академии кинематографических наук и искусств.
В 21 веке Владимир Наумов снял детектив «Часы без стрелок», мелодраму «Джоконда на асфальте», а в 2012 году режиссер начал совместно с дочерью работать над детской картиной «Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане».
Семейная жизнь
Личная жизнь, биография Владимира Наумова всегда интересовали его многочисленных поклонников. Он был дважды женат. Его первой избранницей стала актриса Эльза Леджей, от которой в 1962 году у него родился сын Алексей. Сейчас внук Владимир Наумов-младший — известный драматург. Вот только пара не была счастлива. В 1962 году они расстались.
Личная жизнь Владимира Наумова счастливо сложилась с актрисой Натальей Белохвостиковой, на которой он женился в 1974 году. Через два года у них родилась дочь Наталья, которая стала актрисой и кинорежиссером. Также пара воспитала приемного сына по имени Кирилл.
Сейчас Наумов отошел от дел, ему 90 лет.
[править] Личная жизнь и родственные связи
Его семейные связи описываются следующим образом:
Первая жена (до 1964) — Эльза Ивановна Леждей (19 февраля 1933 — 12 июня 2001), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1974). Сын — Алексей Владимирович Наумов (род. 1960). Внук — Владимир Алексеевич Наумов-младший, драматург. Вторая жена (с 1974) — Наталия Николаевна Белохвостикова (род. 1951), киноактриса. Народная артистка РСФСР (1984). Дочь — Наталья Наумова (род. 1976), кинорежиссёр, киноактриса. Приёмный сын — Кирилл Белохвостиков.