Павел Луспекаев: краткая биография и творчество советского актера

Судьба зачастую бывает несправедливой к великим актерам. Кто-то играет в самых кассовых и успешных картинах, но не может получить заветную награду, которая каждый год уходит к другому исполнителю. А бывает так, что артист остается навсегда в зрительской памяти, сыграв одну яркую роль. Таким был актер Павел Луспекаев, больше известный зрителю как таможенник Верещагин.

Детство и юность. Война

Родился в 1927 году. Детские годы будущего актера прошли в селе Большие Салы (теперь Ростовская область). Мать принадлежала к донским казакам, отец был армянином. Перед самой войной актер поступил в Луганское училище, а затем был эвакуирован с ним во Фрунзе.

Павел Луспекаев, биография которого во многом трагична, в 15-летнем возрасте оказался на фронте. Ушел он на войну добровольцем и попал в партизанский отряд, который участвовал в боевых операциях. Во время одной из них Луспекаев был тяжело ранен в руку. В госпитале начали подготовку к ампутации, но пришедший в себя актер не позволил этого сделать. Руку удалось спасти, но к боевым действиям бойца не допустили по состоянию здоровья – его отправили для прохождения службы в штаб партизанского движения.

Начало творческого пути. Театр

На сцену Павел Луспекаев, фильмы которого были еще впереди, вышел в 1944 году в составе труппы Луганского областного театра. Затем были роли в Тбилисском русском драматическом театре. Уже тогда репертуар актера отличался разнообразием. В 1959 году Кирилл Лавров советует Луспекаеву переехать в Ленинград. Там актер поступает в Большой драматический театр. Несколько лет он находился в творческом подъеме и блистал на сцене. Но через шесть лет из-за обострившейся болезни и творческих разногласий был вынужден покинуть БДТ. Между тем его талант отметил Лоуренс Оливье, посетивший Северную столицу. Он назвал Луспекаева гениальным актером и заметил при этом, что у него совершенно непроизносимая фамилия.

Творчество Павла Борисовича Луспекаева

Телеспектакль

  • 1965 — Обещание счастья.

Книга

  • Луспекаев П. Б. Госпожа удача. М.: Зебра Е, 2012. 384 с., ил. — (Весь XX век). — 3000 экз., ISBN 978-5-94663-071-9.

Театральные работы

Большой драматический театр имени М.Горького:

1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Георгий Александрович Товстоногов — Черкун;

1959 — «Эзоп» Гильерме Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод);

1959 — «Пять вечеров» Александра Моисеевича Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев;

1960 — «Иркутская история» Алексея Николаевича Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов;

1960 — «Гибель эскадры» Александра Евдокимовича Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов — Гайдай;

1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Рубер Сергеевич Агамирзян — Бонар;

1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен;

1964 — «Поднятая целина» по Михаилу Александровичу Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Макар Нагульнов.

Работы на телевидении

1965 — «Римские рассказы» по новеллам Альберто Моравиа (телеспектакль); режиссёр Лев Израилевич Цуцульковский;

1965 — «Нос» Николая Васильевича Гоголя (телеспектакль); режиссёр Александр Аркадьевич Белинский;

1967 — «Жизнь Матвея Кожемякина» (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Матвей Кожемякин;

1967 — «Зависть» (телеспектакль); режиссёр М. Сулимов — Андрей Петрович Бабичев;

1969 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Ноздрёв.

Первые роли в кино

Дебют актера состоялся в 1954 году, в малоизвестной картине «Они спустились с гор». Второй фильм, в съемках которого Луспекаев принял участие, имел большой успех. Это была научно-приключенческая лента «Тайна двух океанов». К сожалению, несмотря на популярность картины, роль Луспекаева осталась не замеченной. В 1956 году он снялся в фильме «Голубая стрела», который тоже имел успех у зрителя. Но роль актеру досталась вновь второго плана, и он снова остался не замеченным.

Болезнь

Еще в Тбилисском театре режиссер заметил, что с ногами молодого актера что-то неладно. Сказалось военное прошлое и студенческая голодная жизнь. В одной из боевых операций Луспекаеву пришлось долго пролежать на снегу, и он получил обморожение ног. В результате в возрасте 26 лет у него обнаружили атеросклероз сосудов ног. Болезнь прогрессировала. В 1962 году она чуть не стоила актеру съемок в фильме «Капроновые сети». Пришлось лечь в больницу. Врачи приняли решение об ампутации нескольких фаланг пальцев.

В 1966 году актер приступил к съемкам в фильме «Республика ШКИД». Это была большая удача, поскольку картина обещала быть успешной. Но вновь дала знать о себе болезнь. Врачи сообщили Луспекаеву, что ему срочно требуется ампутация ног до колен. Но пойти на такую операцию актер не мог. Это поставило бы крест на его карьере. Он предлагает компромисс – ампутацию пальцев ног. Операция была проведена успешно, но Луспекаева начали мучить ужасные фантомные боли такой силы, что ему приходилось все увеличивать дозу обезболивающего. Когда счет пошел на десятки ампул в день, актер понял, что теперь полностью зависит от лекарств. Он принимает решение отказаться от болеутоляющего. Больше недели он находился в полуобморочном состоянии, пока о его сложном положении не рассказали министру культуры Фурцевой. Она, восхищенная мужеством актера, распорядилась разыскать для него лекарства и протезы за рубежом.

Жизнь замечательных людей: Павел Багдасарович Луспекаев( Луспекян)

Острова (телепередача) — цикл документальных фильмов о мастерах культуры.

Па́вел Бори́сович (Богдасарович) Луспека́ев (20 апреля 1927, Большие Салы, Ростовская область — 17 апреля 1970, Москва) — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965), Лауреат Государственной премии России (1997, за художественный фильм «Белое солнце пустыни», посмертно). Участник Великой Отечественной войны.

Биография Детство и юность Родился Павел 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края (ныне — в Ростовской области). Отец — Богдасар Гукасович Луспекян — был родом из нахичеванских армян (из села Большие Салы), работал мясником; мать Серафима Авраамовна Ковалева — донская казачка[3]. В начале 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.

В 1943 году шестнадцатилетним подростком он ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боёв Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.[4] Его отправили в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли Луспекаев выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации[5]. Руку удалось спасти. После выздоровления П. Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Луспекаев переехал в Ворошиловград (ныне Луганск).

Творческие годы В 1946 году Луспекаев поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова). Он заметно выделялся среди сокурсников; по предмету «актёрское мастерство» педагоги неизменно ставили ему «отлично».

Во время учёбы Павел познакомился со студенткой Иннесой Александровной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Вскоре они поженились, и у них родилась дочь Лариса.

После окончания Щепкинского училища в 1950 году Луспекаев с семьёй переехал в Тбилиси[6]. В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев, а через два года оседают в Ленинграде.

В 1962 году вскоре после окончания съёмок фильма «Капроновые сети» актёра положили в больницу. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног. Теперь же старая болезнь обострилась. Ему были сделаны две операции: сначала на носоглотке, а затем на ногах — ампутировали некоторые фаланги пальцев на ногах. 1 марта 1965 года официально вышел на пенсию по инвалидности.

В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме «Республика ШКИД» у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль. По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик — пантопон[7]. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев твёрдо решил, что от этой зависимости надо избавиться. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи. Большую помощь Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который несмотря на это снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции[7]. В своём дневнике актёр тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда наконец Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, — начал рисовать себе эскизы протезов.

Последние годы жизни и смерть В 1969 году во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов.

Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего сорокатрёхлетия.

Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм»[9]. Актёр умер накануне столетия со дня рождения В. И. Ленина. По Союзу было объявлено всенародное празднование и траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду[8]. Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище. На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».

Семья Супруга Павла Луспекаева Инесса Александровна Кириллова (1923—1988) до выхода на пенсию работала в БДТ, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году, похоронена рядом с мужем. Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета[7]. Работает в гостиничном бизнесе. Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне. Внук Александр учится в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Творческая деятельность В 1944 году Павел был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. В течение двух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, среди которых самыми заметными были: Алёшка («На дне» М. Горького) и Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова).

С 1950 по 1957 годы играл на сцене Тбилисского государственного русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первый выход Луспекаева на сцену театра состоялся 3 ноября в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща». После этого роли последовали одна за другой. Уже тогда репертуар молодого актёра был значительный и необычайно разнообразный: Вожеватов («Бесприданница», А. Н. Островского, 1951), Борейко («Порт-Артур», А. Н. Степанова), Хлестаков («Ревизор», Н. В. Гоголя, 1952), Тригорин («Чайка», А. П. Чехова), Алексей («Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского, 1953), Шок («В сиреневом саду», Ц. С. Солодаря, 1955).

В 1954 году состоялся кинодебют Луспекаева. Он сыграл Бориса в фильме «Они спустились с гор» режиссёра Н. Санишвили. А в 1955 году он снялся в «Тайне двух океанов» режиссёра К. Пипинашвили. Однако, несмотря на то, что картина имела большой успех у зрителей, роль Карцева, колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной.

С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского П. Луспекаев работал в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки. Там он с успехом дебютировал в пьесе А. А. Крона «Второе дыхание» в роли Бакланова. Эта роль буквально поразила театральный Киев. Актёр был настолько органичен в ней, что и зрители, и критики оказались одинаково восхищены его игрой.

Павел Луспекаев в роли Ноздрёва в спектакле «Мёртвые души» (телеспектакль, 1969 год) В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Большого драматического театра[12]. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького. Своей игрой он завоевал самые горячие симпатии ленинградцев. Самыми заметными были роли Галлена («Не склонившие головы», 1961), Бонара («Четвёртый», 1961), Нагульнова («Поднятая целина», 1964). В 1965 году Луспекаев покинул БДТ из-за разногласий с руководством[каких?] и болезни ног.

В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Эта роль помогла Луспекаеву раскрыть всю мощь своего таланта.[источник не указан 1613 дней] Так как вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис.

В 1966 году актёр снялся в фильме Г. И. Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда. Первоначально предполагалось снять две серии, причём Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, трогательная дружба со шкидовцем Савушкой. Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным.

Последняя роль Луспекаева в кино — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына — состоялась в телефильме «Такая длинная, длинная дорога…»; выход фильма задержали из-за цензуры — в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор вырезали, а выход фильма на телеэкраны задержали до 1972 года, уже после его смерти.

В конце 1969 года киностудия «Беларусьфильм» приступила к съёмкам художественного фильма «Вся королевская рать». На главную роль губернатора Вилли Старка был приглашён Луспекаев. Однако всю роль ему сыграть не довелось. Он скончался, когда было отснято около тридцати процентов фильма. В итоге они были пересняты с новым исполнителем — Г. Жжёновым.

Венец актерской карьеры – «Белое солнце пустыни»

Луспекаев сыграл за свою недолгую жизнь в 20 кинокартинах. Но оглушительный успех пришел к нему в то время, когда он уже с трудом передвигался. Несмотря на тяжелую болезнь, актер принял решение участвовать в съемках, хотя поначалу отказался. Подумав, Луспекаев поставил одно условие – он будет сниматься без дублеров. Как было тогда принято, он должен был пройти пробы, и был сразу утвержден на роль. Мало того, было принято решение оставить герою картины имя Павел – по-другому его уже нельзя было назвать, настолько точно попадал Луспекаев в образ Верещагина. Хотя по сценарию таможенника звали Александр.

павел луспекаев могила

Снимался актер в 1968 году, после ампутации ступней ног, и с трудом передвигался. Режиссер, видя его мучения, предложил вариант изменения сценраия в котором Верещагин будет ходить, опираясь на костыли, но актер сразу отверг эту идею. Луспекаев сделал чертеж специальных металлических упоров, спрятанных в сапоги, которые позволили бы ему двигаться без палки или костылей. При помощи такой обуви он мог сниматься, хоть и недолго. Но так как съемки проходили на берегу Каспийского моря, машина вязла в песке, и часть пути актеру приходилось преодолевать пешком. Идти ему помогала жена, а потом Павел Луспекаев отдыхал на берегу, опустив ноги в море.

Изначально роль Верещагина в фильме была незначительной. Но режиссер, наблюдая за работой актера, значительно расширил ее, превратив таможенника в одного из главных героев картины.

Луспекаев гордился этой ролью. Актер не любил смотреть себя на экране. По воспоминаниям его друга Михаила Козакова, с которым он пошел на премьеру «Белого солнца пустыни» в кинотеатр как простой зритель, Луспекаев волновался и переживал, что фильм ему не понравится.

Уход из жизни

Апрель играл в жизни актера большую роль. В этом месяце он родился, в нем же узнал, что такое всесоюзная слава. В апреле 1970 года он ушел из жизни. Это случилось 17 числа. Актер находился один в гостиничном номере в Москве, и умер от разрыва аорты. Было Павлу Луспекаеву всего 42 года.

Последней его работой было вовсе не «Белое солнце пустыни», как считают многие зрители, а фильм «Вся королевская рать». Он успел сняться только в трети картины, и после его смерти Луспекаева в фильме заменил Георгий Жженов.

Факты[править | править код]

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.

Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.

  • После визита в Ленинград британский актёр театра и кино Лоренс Оливье так отзывался о Луспекаеве: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно»
    [5].
  • Песня про «девять граммов в сердце», которую напевал Верещагин, ставшая визитной карточкой картины «Белое солнце пустыни», записана с двух попыток под аккомпанемент двух разных гитаристов[4][24].
  • Кровь на лице Верещагина
    в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости[25].
  • В фильме «Белое солнце пустыни» баркас, на котором погибает Верещагин, взрывался на счёт 42. Павел Луспекаев умер в сорок два года от разрыва сердечной аорты.

Павел Луспекаев: могила актера и памятники, посвященные ему

Печально, но Большой драматический театр отказался взять на себя хлопоты по организации похорон замечательного актера. Администрация сослалась на то, что он у них уже не работает. Тогда все расходы взял на себя «Ленфильм». Похоронили Павла Луспекаева на Северном кладбище Ленинграда. Какое-то время его могила находилась в запустении, пока за ее устройство не взялись ленинградские таможенники, для которых образ Верещагина стал воплощением главного таможенника страны. Ежегодно в свой профессиональный день они приезжают сюда – это стало уже традицией.

Талант Луспекаева был высоко оценен, как это часто бывает, после смерти. В 1997 году за роль в «Белом солнце пустыни» он был удостоен Государственной премии России. Актеру посвящено несколько памятников. Один находится в Луганске, другой – у стен Курганской таможни и еще одно изваяние установлено на границе между Ростовской и Донецкой областями.

В честь героя фильма «Белое солнце пустыни» был назван таможенный корабль, несущий сейчас службу на Сахалине.

Примечания[править | править код]

  1. 12
    идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. Указ Президента РФ от 6.06.1998 № 656
  3. Газета «Бульвар Гордона» | После ампутации пальцев на одной ноге и ступни на другой Павла Луспекаева начали мучить фантомные боли, и ему стали колоть наркотики (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 13 декабря 2014. Архивировано 13 декабря 2014 года.
  4. 123
    Комсомольская правда
  5. 123
    Литовский курьер (недоступная ссылка)
  6. Тбилисская биография героя «Белого солнца пустыни» Верещагина
  7. 1234Бесик Пипия.
    Верещагин, свой среди своих
    (неопр.)
    . Независимая газета (3 февраля 2003). Дата обращения 26 апреля 2015.
  8. 12Оксана Марченко.
    Тетяна Ланіна, театральний критик, автор книжки „Павло Луспекаєв” (укр.). Авторська програма Оксани Марченко «Імена» (22 марта 2005). Дата обращения 26 апреля 2020.
  9. Новости Украины и Крыма (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 11 января 2008. Архивировано 10 января 2008 года.
  10. Могила Луспекаева на Северном кладбище
  11. Павел Луспекаев (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 22 января 2007. Архивировано 9 октября 2007 года.
  12. Луспекаев Павел. 85 лет со дня рождения // Телеканал «Культура»
  13. Он был на своём баркасе и «добро» давал не всем
  14. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля 1965 года «О присвоении почетных званий РСФСР артистам Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького»
  15. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1998 года № 656 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года» (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 17 апреля 2020. Архивировано 18 апреля 2020 года.
  16. Энциклопедия отечественного кино (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 17 января 2008. Архивировано 22 октября 2007 года.
  17. 1 + 1 news (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 11 января 2008. Архивировано 15 февраля 2006 года.
  18. Нахичеванские вести (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 11 января 2008. Архивировано 10 августа 2007 года.
  19. «Эта жестокая госпожа Удача. Павел Луспекаев» Документальный фильм (неопр.)
    . Телеканал «Россия». Дата обращения 25 февраля 2010.
  20. Взгляд
  21. Justmedia (недоступная ссылка)
  22. Фокус
  23. Ратников Д. Топонимисты берут новые рубежи // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 19 мая.
  24. Текст песни
  25. Павел Луспекаев и его коварная «Госпожа Удача»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]