Необычное происхождение артиста
Свое имя Александр Пороховщиков (фото ниже) получил в честь репрессированного коммунистами деда-изобретателя первого танка в Царской России и прадеда-мецената.
С самого детства будущий артист привык гордиться своими предками и мечтал прославить семейное имя не хуже их. Однако в СССР иметь дворянские корни и быть внуком репрессированного было весьма опасно. А если учесть, что мать Пороховщикова приходилась сестрой епископу Русской Православной Церкви Алексию I, то нетрудно догадаться, что надежд на светлое будущее у юноши с такой родословной не было никаких.
Несчастья начали преследовать Пороховщикова практически с самого рождения. После того как деда арестовали, отец артиста, Шалва Барабадзе, побоявшись быть связанным с семьею врага народа, оставил жену с двухлетним сыном. Однако Бог оказался милостив, и вскоре Галина Пороховщикова встретила достойного мужчину, который не побоялся жениться на ней и взять на себя заботу о юном Александре. Так у мальчика появился отчим – известный советский архитектор Михаил Дудин. Он увез опальных Пороховщиковых из Москвы в Магнитогорск и воспитывал мальчика как своего сына, благодаря чему у них с будущим артистом на всю жизнь сложились очень близкие, доверительные отношения.
Детство Александра Пороховщикова
Будущий знаменитый советский и российский артист Александр Пороховщиков родился в 31 января 1939г. в Москве. Детство его было далеко не простым, хотя мальчик, что и говорить, родился в семье бывших аристократов. Его прадед был меценатом и известным представителем дворянства, дед – изобретателем первого в мире танка и вездехода.
Маленького 2-х летнего Сашу бросил отец ,так что воспитывался он своим отчимом Михаилом Дудиным, который, надо сказать, оказался очень хорошим человеком. Он очень помог семье Пороховщиковых.
Александр Пороховщиков в молодости
Будущий народный любимец Александр Пороховщиков плохо учился в школе, домой приносил лишь «двойки» и «тройки». Его учили и музыке, и наукам ,как это было принято еще в дворянских семьях ; но ничего не вышло. В то время молодой Пороховщиков много времени проводил на улице, дрался и гулял с товарищами.
После смерти Сталина семья Александра переехала в Челябинск, там получил должность главного архитектора его приемный отец. Там же Саша окончил школу, которую, надо сказать, он очень серьезно прогуливал из-за постоянных драк.
Детские годы внука врага народа
Смена фамилии и места жительства не помогла – даже после переезда из Магнитогорска в Челябинск на мальчике стояло клеймо родственника врага народа.
Александр Пороховщиков часто вспоминал один печальный случай: как-то он пришел в школу в пионерском галстуке, но одноклассники нажаловались учительнице, ведь родственникам репрессированных было запрещено его носить. После выговора на перемене весь класс собрался, чтобы избить Пороховщикова. Он отчаянно защищался и серьезно поранил чернильной ручкой одного из нападавших. За этот «проступок» мальчика перевели в другую школу, куда фактически «ссылались» все хулиганы и проблемные дети в городе.
Чтобы не стать грушей для битья для новых одноклассников, парень записался в секцию бокса и скоро сам стал одним из самых отъявленных хулиганов.
Выбор профессии и студенческие годы
Несмотря на наличие друзей-хулиганов, Пороховщиков Александр Шалвович всегда помнил о своих великих предках. Он мечтал также прославить знаменитую фамилию матери, которую взял себе, когда повзрослел. В раннем детстве он хотел стать путешественником, потом джазменом и лишь чуть позже заинтересовался профессией врача.
После школы амбициозный юноша поступил в Челябинский медицинский институт и проучился там 3 года. Однако в 1960 г. у семьи появилась возможность вернуться в Москву, и Александр вынужден был оставить учебу.
В столице карьера медика уже не казалась юноше столь желанной, зато он увлекся театром и решил стать артистом. Но талантливого юношу с гордым нравом не спешили принимать в театральные вузы столицы. Чтобы стать ближе к этой среде, Александр Пороховщиков устроился работать реквизитором в Театре им. Вахтангова.
Наблюдая из-за кулис за работой знаменитых артистов, он отчаянно мечтал стать одним из них. Для этого он учился на актера в вечернюю смену при Российском театральном обществе. А через некоторое время все-таки смог поступить в Щукинское училище.
Мединститут, первые шаги к театру
Александр далеко не сразу стал актером. После школы он поступил в Челябинский мединститут, учиться там ему действительно нравилось. С этим временем у него связаны самые теплые воспоминания, тогда он дежурил в больницах, где помогал больным. Саша был настоящим весельчаком и ,вместе с тем, добряком. Он любил веселить старушек. Бывало, настолько развеселит всех, что многие с больничных коек падали.
Александр Пороховщиков карьеру актера начал не сразу
Обучение в медицинском институте очень помогло Александру. Теперь он точно знал, как изобразить пожилого человека. Одних «кхе-кхе» недостаточно, пожилой человек ничего не делает просто так, он взвешивает каждое движение, каждое слово.
В 1960 году молодой Пороховщиков вернулся в Москву, он хотел стать известным, вернуть своей фамилии былую славу. Благодаря матери, его взяли в театр имени Вахтангова мебельщиком-реквизитором. Через год он поступил на вечернее отделение Щуки. Он имел очень тонкое чувство юмора, мог рассмешить практически любого. Видимо, именно поэтому в скором времени его пригласили в театр Сатиры, как острохарактерного актера-комика.
Александр Пороховщиков – актер театра
После окончания учебы в 1966 г. молодой артист получил место в Московском театре сатиры, однако столкнулся с тем, что ради главных ролей нужно было заискивать перед режиссерами. Вести себя так казалось артисту недостойным, поэтому особенных ролей в эти годы он не получал. Наибольшими его достижениями в этом театре было участие в постановках Марка Захарова «Доходное место» (Белогубов) и «Банкет» (председатель райисполкома).
Рабочая атмосфера в Театре сатиры довольно скоро вызвала у молодого артиста глубокое разочарование, и он уволился оттуда в 1971 г., решив уйти из профессии.
Из депрессии, в которую впал Пороховщиков Александр, уволившись, его вытянул Юрий Любимов, пригласив опального актера работать в культовый Театр на Таганке. Однако по-настоящему найти там свое место Пороховщиков так и не смог. Наиболее известные его роли того периода — это Бритвин в «Круглянском мосту» и Клавдий в «Гамлете».
Более-менее «своим» артист стал лишь в Московском театре им. Пушкина, куда перешел в начале восьмидесятых. Здесь он сыграл около десятка персонажей, и большинство постановок, в которых он был задействован, стали настоящими событиями в театральной жизни Москвы.
Работа в театре и кино
Первой театральной работой стала роль в спектакле «Доходное место». Дальше последовали «Женитьба Фигаро», «Женский монастырь», «Банкет». В театре царили жестокие нравы, и в конце концов Пороховщиков оттуда ушел. В 1971 г. Ю. Любимов пригласил его в Театр на Таганке, где актер стал играть в спектакле «Живой». Были также роли в спектаклях «Перекресток», «Гамлет».
Со временем атмосфера в театре изменилась, и в 1981 году Александр Шалвович перешел в Московский театр им. А.С. Пушкина. Здесь им были сыграны роли в спектаклях:
- «Разбитое счастье»;
- «Я – женщина»;
- «Оптимистическая трагедия» и др.
Работа в кино началась в 1966 году небольшой ролью второго плана в картине «Поиск». Дальше последовало множество ролей:
- офицер в «Гори, гори, моя звезда»;
- председатель ЧК в «Свой среди чужих, чужой среди своих»;
- П. И. Пестель в «Звезда пленительного счастья» и другие.
Рис.3. На съемках фильма «Исаев»
В 1989 году Александр Пороховщиков основал частную студию – творческую экспериментальную мастерскую «Родина». Здесь он снял свой собственный автобиографический фильм «Цензуру к памяти не допускаю».
Начиная с 1998 года актер преподавал в ГИТИСе.
Кинообраз сильного врага
Если карьера в театре шла с переменным успехом, то кинематограф быстро оценил талант Пороховщикова. Его прекрасное лицо, практические не нуждающееся в гриме, изысканные манеры и военная выправка (хотя артист никогда не служил в армии), а также внутренняя сила, которая чувствовалась в нем – все это идеально подходило для роли… злодеев. Неудивительно, что одним из первых его персонажей стал Бенито Муссолини.
Первым действительно интересным героем, прославившим артиста на всю страну, стал председатель ЧК Кунгуров в ленте «Свой среди чужих, чужой среди своих». Примечательно, что эта роль далась Пороховщикову непросто, ведь из-за судьбы деда он относился к ЧК с нескрываемой ненавистью.
Следующей значимой работой в карьере стала роль декабриста Павла Пестеля в «Звезде пленительного счастья» 1975 года. Сыграв благородного дворянина, Пороховщиков надолго остался в сознании зрителей и режиссеров как исполнитель героев интеллигентных профессий. Теперь чаще всего он получал роли военных и следователей, врачей и ученых.
Но все изменила кинокартина «Ищи ветра…», в которой он сыграл белого офицера, расстрелявшего лошадей. Этот персонаж получился очень ярким, и из-за него за Пороховщиковым закрепилось амплуа врага, пусть даже и благородного.
Расцвет карьеры
К тому времени А.Пороховщиков уже сыграл несколько эпизодических ролей в кино. Александр был статным, уверенным в себе человеком, выглядел он, как настоящий аристократ. А потому, как правило, ему доставались роли «врагов народа», он играл и изменников Родины, и немцев, и прочих отрицательных персонажей.
Один из лучших его фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих» имел огромный успех. За эту роль Александр был чрезмерно благодарен Н.Михалкову.
После этого у него было огромное количество предложений, отказаться от которых он просто не мог. Так, за пять лет он сыграл в более чем 20 картинах и ,как обычно, играл отрицательных героев. В то время награждали только тех, кто играл положительные роли, а потому Александру оставалось только ждать перемен. Он отмечал, что чем лучше он играл, тем больше его ненавидели зрители. Но, тем не менее, в то время он пользовался небывалой популярностью, был, как сейчас говорят, секс-символом. У него была куча девушек, но до женитьбы дело не доходило.
В театре ситуация была не столь радужной, Таганка перестала быть той, к которой все привыкли. И Александр принял решение уйти. Так он оказался в труппе театра имени Пушкина. Роль Вожака в «Оптимистической трагедии» В.Вишневского оказалась судьбоносной: именно благодаря ей, он встретил ту, которая изменила всю его дальнейшую судьбу.
Автобиографический кинофильм «Цензуру к памяти не допускаю»
Несмотря на вполне успешную карьеру и тот факт, что ему удалось прославить семейную фамилию, воспоминания о несправедливости в отношении его деда не оставляли Пороховщикова никогда.
Однажды ему удалось найти человека, виновного в смерти его деда-изобретателя. Артист начал следить за этим мужчиной, размышляя над тем, стоит ли ему отомстить за его преступление. В конечном итоге Александр Шалвович отказался от мести, однако, чтобы как-то унять свои чувства, написал на основе своей истории сценарий. По нему и была снята в 1991 г. кинокартина «Цензуру к памяти не допускаю».
Пороховщиков не только сыграл в ней главную роль (самого себя), но и снял в проекте свою мать и супругу.
Несмотря на то что лента Александра Пороховщикова не была особо отмечена зрителями, ее высоко оценили в высших кинематографических кругах. Так, она удостоилась «Золотого паруса», награды «Бригантина» и специального приза имени А. Твардовского на фестивале «Золотой феникс» в 2008 г.
Личная жизнь и жена Александра Пороховщикова
Необычайная аристократическая внешность артиста и его холеные манеры на протяжении всей жизни привлекали к нему внимание женщин. У Пороховщикова были многочисленные романы не только с коллегами по работе, но и с поклонницами.
Однако, несмотря на успех у прекрасного пола, серьезные отношения у него долго не складывались. Некоторые из близких знакомых артиста полагали, что во многом причиной тому была его мать, к которой Александр Шалвович был очень привязан. Возможно, именно поэтому главную любовь своей жизни он повстречал уже после сорока. Ею оказалась неприметная театральная костюмерша Ирина Жукова.
Новость о романе красавца-Пороховщикова и девушки, которая моложе его на 24 года, моментально облетела всю Москву. Театральная общественность, да и сама мать артиста, называли этот союз мезальянсом.
Первое время возлюбленной артиста пришлось терпеть ненависть и унижения со стороны артистов, а больше артисток театра, в котором она работала. Однажды девушку даже хотели уволить, но неожиданно за Ирину вступилась сама Вера Алентова.
Но больше всего доставалось Ирине от Галины Пороховщиковой. Долгие 14 лет девушка пыталась заслужить ее одобрение, но так и не смогла. Суровая женщина попрекала невестку не только разницей в возрасте, но и низким происхождением и социальным положением. Чтобы соответствовать своему любимому, Ирина выучилась на театрального критика, а позже сделала карьеру в качестве журналистки и специалистки по пиару.
Только после кончины Галины Александровны влюбленные смогли пожениться, однако их любовь подверглась новому испытанию. Выяснилось, что из-за солидного возраста мужчины Александр Пороховщиков и его жена уже не смогут иметь детей. Не помогло ни дорогостоящее лечение, ни даже надежды на клонирование. Ирина даже соглашалась на усыновление, однако ее супруг был категорически против чужого ребенка в доме.
В горе и радости
Несмотря не большое количество поклонниц, Александр Пороховщиков остановил свое внимание на Ирине. 14 лет они прожили в гражданском браке. Возможно, они бы и дальше не оформляли официально свои отношения, если бы не болезнь матери Ирины. Чтобы мать Ирины не волновалась за будущее дочери, Александр сделал предложение гражданской жене. Их свадьба состоялась в 1995 году. А ровно через 12 лет Александр и Ирина обвенчались.
Их семейная жизнь была похожа на американские горки. Не раз возникала информация, что пара находится на грани развода. Поговаривали, что основной причиной разногласий было пристрастие Ирины к алкоголю. Несколько раз Александр уходил из дому, так как супруга была сильно пьяна. Потом он публично извинялся перед ней и говорил, что не считает ее алкоголичкой. Но при этом супруги оставались вместе.
Единственное, что омрачало их счастье, так это отсутствие детей. Вначале актер не хотел заводить ребенка. Он мотивировал это тем, что Ирина слишком молода и ей нужно заниматься карьерой
.
Потом, когда Александр стал старше, ощутил некоторую пустоту. Он предложил супруге попробовать забеременеть, если необходимо, то при помощи ЭКО. Актер очень хотел близнецов, чтобы сыновья продолжили род и были наследниками его имущества.
Но Александру так и не довелось услышать детский смех в доме. Возраст и множество заболеваний привели его на бойничную койку. Вначале актеру сделали операцию по ампутации части стопы, потом операцию по удалению тромба. Но его сердце не выдержало такой нагрузки.
Находясь в больнице, Пороховщиков умер от инсульта. Ирина, понимая, что он не выйдет из больницы, не захотела жить без него и покончила жизнь самоубийством. Так они прожили вместе много лет и умерли практически в один день. Как в сказке, только с грустным финалом.
История с исчезновением артиста и его последние годы
С возрастом артист стал выглядеть более солидно, и амплуа злодея постепенно сменилось ролями начальников. Со скандальной ленты Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» (в которой Пороховщиков сыграл полковника милиции, «отмазавшего» сына-насильника и его дружков от тюрьмы) начинается новый виток в кинокарьере артиста. Генералы, полковники, а иногда даже главари преступных группировок и бизнесмены — это герои, которых чаще всего играл в последние годы Александр Пороховщиков.
Фильмы и телесериалы с его участием этого периода — это и «Женщин обижать не рекомендуется» (бизнесмен Шахов), и «День рождения Буржуя 1, 2» (Борис Русланович), и «Слепой» (генерал ФСБ Петр Кречетов), и «Кадетство» (генерал-майор Матвеев), и «Исаев» (генерал В. М. Молчанов) и многие другие.
Последний кинофильм «Мы из джаза-2» с артистом вышел уже после его смерти, в 2013 г.
Что касается жизни за кадром, то в последние годы жизни Пороховщикову удалось вернуть себе особняк в Подмосковье, который принадлежал его предкам. Артист отреставрировал его и мечтал восстановить былую славу, но не успел.
За несколько месяцев до смерти, зимой 2012 года, Александр Шалвович неожиданно исчез. Несколько дней его искали друзья и супруга, но не могли найти. Они подключили к поискам власти, и вскоре выяснилось, что артист просто уехал на дачу, чтобы побыть одному.
Но через 2 месяца из-за проблем со здоровьем (Пороховщиков страдал диабетом) актеру ампутировали часть стопы, а потом он перенес инсульт и попал в больницу. Несмотря на благоприятные прогнозы, состояние артиста стало ухудшаться. Когда врачи сказали, что надежды нет, Ирина Пороховщикова уехала домой и покончила с собой, оставив записку, в которой объяснила свой поступок неспособностью жить без любимого человека.
К счастью для артиста, на тот момент он был без сознания и так и не узнал о кончине супруги. Жену Александр Пороховщиков пережил на 1 месяц и 5 дней, а 15 апреля 2012 года умер в больничной палате от остановки сердца.
Похоронен артист рядом с матерью и отчимом, который заменил ему отца, в деревне Рождествено в Подмосковье.
Александр и Ирина Пороховщиковы: история любви с трагическим концом
Александр и Ирина Пороховщиковы всю жизнь играли в романтику, писали друг другу письма, хотя никогда не расставались…
Убежденный холостяк
Встретились Ирина и Александр в 1982 году в Театре имени Пушкина, где Пороховщиков был ведущим актером, а Ира работала помощником костюмера и училась в ГИТИСе на театроведческом отделении. Ей 20 – ему 43.
Пороховщиков еще в школе стал ухаживать за девочками и даже за молодыми учительницами. Намекал в интервью, что невинность потерял благодаря учительнице географии, а потом кружил головы студенткам и преподавательницам в медицинском институте, куда поступил после школы. Он рано начал выпивать, а в мединституте вообще научился спирт пить и, став актером, посвящал этому много времени. В этом статусе и застала его Ирина. Пороховщиков играл в кино то белых офицеров, то офицеров милиции, то губернаторов, а генералов переиграл больше всего. Его фактуру – породистую внешность – кинорежиссеры использовали вовсю. Александр Шалвович в памяти зрителей остался князем по крови, белой костью.
Ирине пришлось завоевывать артиста, который поначалу ее не замечал. Александр был не женат, и это будоражило и актрис, и поклонниц, которые караулили артиста после спектакля и потом бежали за его машиной. В интервью Александр утверждал, что родился убежденным холостяком, но мне говорил, что не женился из-за мамы. Как-то мы обедали в ресторанчике напротив его родового особняка, и он делился воспоминаниями об очень красивой («вот такие глазищи и огромная коса») девушке Лиде, с которой в молодости познакомился в метро. Но Галина Александровна была против женитьбы сына на девушке, которая жила на окраине Москвы в бараке, с парализованной мамой и алкоголиком-отчимом.
Доходный дом Пороховщиковых
К моменту встречи с Ириной он был уже закоренелый холостяк с устоявшимися привычками: рестораны, общество, бильярд. Жил с родителями. Ирину Галина Александровна тоже встретила в штыки. Но здесь нашла коса на камень: Ира от Саши отказываться не собиралась. Она любила его так же фанатично: часами ждала звонка, срывалась и летела на такси через всю Москву, если он позвонил, прощала загулы и добилась-таки, что Александр стал нуждаться в ней все больше. Жить им пришлось у Ириных родителей. Официального предложения он не сделал и таким образом нашел компромисс с мамой: не женился, чтобы не огорчать, но и не оставил Ирину. Зарегистрировали брак лишь за два года до смерти мамы. Ира уж и не ждала и, когда Александр подарил кольцо, разрыдалась.
Мне нравилось бывать в особняке Пороховщиковых в Староконюшенном переулке. Войдешь в парадное – и шумного сутолочного Арбата как не бывало. «Здесь репетировал Бориса Годунова Шаляпин. Прабабушка играла на рояле в четыре руки с композитором Сергеем Рахманиновым, – вспоминал Александр. – Здесь жила потом Матрона Московская, поэтому дышится так легко. Однажды пришел ко мне человек, страдавший экземой. И представьте: посидел в этих стенах, и экзема прошла».
Идею взять родовой дом – памятник архитектуры деревянного резного зодчества – в аренду подал Александру друг, офтальмолог Святослав Федоров.
«Ужас, что тут было, – рассказывал Александр. – Нужник, бомжатник! Не было даже ручек в дверях. Камин украли. Хорошо, старинные двери уцелели. Когда мы вскрыли стены, оказалось, что бревна переложены берестой – ни одной червоточинки! И тут нашлись некоторые, кто предлагал дом снести и поставить высотку».
На дом покушались не раз. Четыре поджога было! Александр Шалвович хотел, чтобы это был не просто музей, а действующий. В середине нулевых Пороховщиков еще активно снимался, а к концу – все реже. Незаметно подкравшаяся болезнь постепенно отнимала силы. Он не жаловался и держался на людях, особенно с журналистами, особенно с женщинами, молодцом, но Ирина делилась со мной, что муж болен диабетом и какие-то люди вертятся вокруг него и их особняка.
«Я боюсь, его убьют. Если с Сашей что-нибудь случится, жить не буду ни секунды», – не раз заявляла она.
Оден – как дитё малое
Детей у них не было, и они завели собаку. Жили все еще с родителями в маленькой двушке. Несмотря на тесноту, те согласились, чтобы в доме появилась немецкая овчарка. Ира рассказывала, смеясь, что бабушка с дедушкой наперебой старались накормить капризничавшего щенка. Дедушка делал вид, что начнет есть из его миски, и тогда Оден сразу подбегал. Саша часами мог о нем рассказывать, Ира носилась с ним, как с дитём. Впрочем, оба признавались, что Оден заменяет им отсутствие детей. Саша снимался в сериалах и зарабатывал. Они построили дачу на Рублевке и переехали. Выезжая в Москву, Саша брал Одена с собой. Тот сидел на переднем сиденье, а инспекторы ГАИ в шутку отдавали ему честь. Эти двенадцать лет были самыми счастливыми в жизни Александра и Ирины.
Шекспировские страсти
Казалось бы, все прекрасно, но не так легка была их жизнь на самом деле. Смерть мамы Александр едва пережил. Ира, к ее чести, ни единым плохим словом не обмолвилась в ее адрес и постаралась заменить Саше мать. Александр признавался, что характером Ира похожа на нее: «Ревнивая и такая же собственница». Потом слег отчим. Александр ездил каждый день кормить Михаила Николаевича и выгуливать его собаку.
А потом заболели Ирины родители.
Между собой Ирина и Александр жили как на вулкане. Александр в интервью признавался, что бывают бурные ссоры («Она иногда меня так кроет!»). Ира в эти годы сблизилась со мной и нередко, когда случался скандал (обычно поздно вечером), звонила. Трудно было понять, что там происходит, потому что, когда Ира бывала в крайней степени возбуждения, говорила быстро и бессвязно. Выговорившись, обычно благодарила: «Спасибо большое, что выслушали. Мне очень тяжело, понимаете, очень!» Расспрашивать было неловко. Александр Шалвович о жене всегда говорил с придыханием. Однажды Ирина позвонила, и по обрывкам ее бессвязной речи я поняла, что она в ярости подушку изорвала, расколотила сервиз и вытолкала мужа за дверь. Это они еще жили у Ириных родителей. Пробую как-то отвлечь: «Жалко, все-таки народный артист. Да и сервиз тоже». – «Довел!» А на слабое возражение, что так нельзя, уже спокойным голосом говорит: «Ну, я же все-таки Жукова» (она внучатой племянницей маршалу доводилась, а всем известно, что тот обладал взрывным темпераментом). Ира была очень обаятельным человеком, но в истерике бывала неуправляема. Так случилось, когда умер Оден. Я случайно позвонила и узнала о несчастье. Александр совершенно разбитым голосом сказал: «Поговорите с ней, я не могу… ничего не вижу, у меня ужасно болит голова». Ира из-за рыданий говорить со мной не смогла.
Утром звоню – никого. Часа через два Ира наконец откликнулась: «Мы с Сашей на кладбище». – «???» – «Нам надо гроб для Одена подобрать». Похоронила она любимца на даче. Каждый день зажигала на могилке свечку.
Александр говорил, что самые счастливые моменты были, когда Ира не нервничала, и подчеркивал, что она ребенок, имея в виду не разницу в возрасте, а ее слабую, неустойчивую психику. Он никогда не жаловался, и Ира не жаловалась, не говорила, к примеру, что устала с ним жить, – наоборот.
Трагическая развязка
Спустя время Александр взял щенка овчарки. Ира заявила: «Я любить его не буду!» Она считала это предательством по отношению к Одену: «Это был мой ребенок!» И это было началом конца. Толстолапый бутуз ползал по крутой лестнице в особняке и не подозревал, что скоро осиротеет.
Однажды на мой вопрос, почему бы не усыновить ребенка, Александр сказал: «Ирка не хочет. Я – хоть завтра». Потом подумал, погрустил и добавил: «У нас будут еще дети, я в этом уверен». Другой раз поделился: «Представляешь, что мне Ирка сказала. Мы сидели вечером на террасе, были сумерки. Она смотрела на меня долго-долго, а потом говорит: «Саша, я так тебя люблю, что мне кажется, это я тебя родила». У меня все внутри похолодело от этих слов, и я подумала: «Господи, какой крест он несет. А знает ли о том, что она говорит: «Без Саши жить не буду»?»
Последние два года жизни с мужем Ирина все время выносила сор из избы. То объявляла ему через прессу о разводе, то подняла шум, что Саша пропал без вести, а потом он нашелся на даче. Она очень изменилась, исхудала. Когда Александр Шалвович слег окончательно, Ирина дежурила возле него. После операции начались осложнения. Александр Шалвович лежал в реанимации, ее не пускали к нему. Она звонила мне: «Он умирает! Я знаю! Меня все-все обманывают!» Больше всего боялась, что Саша уйдет, а она останется. Уверена была, что врачи будут манить ее обещаниями, а потом поставят перед фактом. «Я должна уйти первая! – твердила она. – Я не смогу увидеть его мертвым!» Страх потери загнал ее в угол, и она поспешила осуществить задуманное.
10 марта 2012 года Ирина покончила с собой в особняке. Спустя сорок дней, в ночь на 15 апреля, скончался Александр Пороховщиков.
Занимательные факты
- Существует версия, что отцом Александра Шалвовича был не бросивший семью Барабадзе, а другой мужчина, чье имя мать артиста так и не раскрыла ни сыну, ни другим близким людям.
- В Театре на Таганке Александр Пороховщиков в некоторых пьесах был дублером Владимира Высоцкого и подменял его, когда тот пропускал спектакли.
- В кинокартине «Свой среди чужих, чужой среди своих» артист говорит не своим голосом. По неизвестной причине его дублировал другой актер — Игорь Кваша.
- В ленте «Цензуру к памяти не допускаю» по сценарию у главного героя умирает мать. Пороховщиков поначалу опасался этого сюжетного хода, поскольку фактически преждевременно «хоронил» свою мать, к которой был очень привязан. Но после, с благословения Галины Александровны, отснял все, как и было предусмотрено сценарием.
- Картина «Цензуру к памяти не допускаю» была снята на собственной киностудии артиста — «ТЭМ «Родина»», которую он основал несколькими годами ранее. Примечательно, что эта студия была одной из первых негосударственных организаций такого рода.
Тревога за больного Александра Пороховщикова довела его жену до самоубийства
«ЖИТЬ БЕЗ САШИ НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ»
Семь лет назад трагически оборвалась жизнь звезды картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» Александра Пороховщикова. В последние годы Александр Шалвович снимался во многих популярных сериалах, участвовал в телешоу.
Рядом с Пороховщиковым была его любимая жена Ирина. Они познакомились, когда юная Ира пришла работать костюмершей в Театр имени Пушкина. Там и начался их роман. Потом они поженились, Ирина окончила с красным дипломом театроведческий факультет ГИТИСа. Жена Пороховщикова создала телешоу «Моя семья», документальный цикл «Как уходили кумиры». В последние годы она работала пиар-менеджером на разных кинопроектах и вела дела своего супруга.
Как и в каждой семье, без скандалов не обходилось. Порой Пороховщиковы ссорились публично. Ирина в сердцах подавала на развод, когда муж исчезал из дома на несколько дней. Как потом выяснялось, ревновала Ирина небезосновательно. Артист даже в зрелые годы имел успех у дам. Но всегда возвращался домой, падал на колени перед своей Ирочкой, и она его прощала.
Беда пришла в дом Пороховщиковых, когда 73-летнему артисту ампутировали часть стопы из-за осложнений сахарного диабета. В клинике актер подхватил пневмонию, а следом его внезапно разбил инсульт. Пороховщикову провели сложнейшую операцию на мозге. Опасаясь того, что муж операцию не перенесет, Ирина Пороховщикова свела счеты с жизнью, оставив записку: «Жить без Саши не могу и не хочу».
Пороховщиков так и не узнал о кончине жены. Через месяц, не приходя в сознание, артист умер от остановки сердца в больнице.
Грузинские наследники не получили дом Пороховщикова на АрбатеФото: Виктор ГУСЕЙНОВ
НАСЛЕДСТВО УЖЕ ПРОДАЛИ
Все наследство Александра Пороховщикова (две квартиры в Москве, дом на Рублевке, сбережения на банковских счетах) отошло Шалве Барабадзе — единокровному брату актера по отцовской линии.
— Квартиры и дачу мы продали. Наша семья живет в Грузии, переезжать в Москву не собирались, — рассказал «КП» племянник покойного актера Вахтанг Барабадзе.
Но, по словам родственников артиста, родовой особняк Пороховщикова на Арбате, где свела счеты с жизнью Ирина, оцененный риэлторами в 10 миллионов евро, не вошел в наследство. После смерти актера договор на аренду дома утратил силу.
— Нам в особняк не разрешили войти. Но я и не хотел ничего из этого дома брать. Там случилась трагедия с Ириной… Неприятно все это, — говорит племянник Пороховщикова. — В этом году, к сожалению, не смогу приехать на могилу к дяде. Но долг перед ним наша семья выполнила — мы установили на кладбище памятник Александру Шалвовичу из бронзы.
Прошло больше века, а особняк, который выстроил в Староконюшенном переулке прадед Александра Пороховщикова, до сих пор украшает арбатский пейзажФото: Виктор ГУСЕЙНОВ
АКТЕРУ УГРОЖАЛИ АРЕНДАТОРЫ
По словам подруги жены Пороховщикова Анны Ашмаревой, памятная плита появилась и на могиле Ирины. Супруги похоронены в разных местах — Александр Шалвович рядом со своей мамой на кладбище села Рождествено-Суворово, а Ирина тоже рядом со своей мамой, но на Ваганьковском.
— Так трагически закончилась жизнь Пороховщиковых…
— Они очень любили друг друга, поэтому вокруг Иры и Саши всегда было много зависти. Ира была для Саши всем: женой, мамой, ребенком. Он выполнял каждый ее каприз. Саша же был намного старше — это тоже наложило отпечаток на их отношения. Они были одной из первых знаменитых пар, где между супругами была такая разница в возрасте — 23 года. Это сейчас нормально, а тогда в них все тыкали пальцем. Она сильно переживала.
— Он был ее первой любовью?
— Первой и единственной. Поэтому Иру так подкосила болезнь Саши. Плюс ей названивала поклонница Саши, гадости всякие говорила, называла себя любовницей Пороховщикова. Были и с угрозами звонки. Незадолго до трагедии Саша сдал подвал особняка в аренду одной фирме, поскольку не хватало денег на оплату «коммуналки». А потом Ира обнаружила, что арендаторы их обманули: сломали стены в подвале и организовали там подпольное казино. Ира сразу же выставила их за порог. Начались угрозы, анонимные звонки. Для любого человека это стресс. А тем более для такой тонкой натуры, как Ирочка. Она была нормальным адекватным человеком, и я до сих пор не верю, что она ушла из жизни добровольно.
— А что сейчас с особняком?
— После смерти Ирины и Саши в подвале их дома обосновались бомжи. Недавно проходила мимо, постучалась. Открыл охранник, но зайти в дом не разрешил. Как я поняла, его туда прислали после ЧП с бомжами. В доме остались очень дорогие вещи Пороховщиковых — шикарная люстра, которую Саша привез из Германии, антиквариат, дорогая сантехника с сенсорным управлением.
КСТАТИ
В знаменитом особняке никто не живет
Резной деревянный дом в Староконюшенном переулке, который в 1872 году построил еще прадед актера — бизнесмен, меценат, владелец гостиницы и ресторана «Славянский базар», через век вернулся в семью. До революции в нем жили предки актера, а также сдавали комнаты внаем состоятельным жильцам, после революции особняк отошел советскому государству. К концу века живописный дом, чей проект получил в 1873 году премию на Всемирной выставке в Вене, обветшал и пришел в аварийное состояние. Полуразрушенное родовое гнездо Александр Пороховщиков смог взять в аренду на 49 лет. Сделал капитальный ремонт, открыл в нем ресторан и бильярдный зал, поселился в нем вместе с женой. После трагической гибели супругов наследники актера пытались заявить свои права на особняк, но не смогли получить дом, так как он не принадлежал Александру Шалвовичу, актер был всего лишь арендатором. Сейчас особняк, который находится в ведении Департамента имущества Москвы, охраняется сотрудниками ЧОПа, в нем никто не живет. С 2020 года он признан объектом культурного наследия.