Телезрители знают этого актера прежде всего за легендарную комичную роль недотепы и подкаблучника Хоботова в киноленте «Покровские ворота». Анатолий Равикович стал широко известен после легендарного фильма Михаила Козакова. Однако за его плечами к моменту съемок в ленте уже было несколько ролей в кино и почти двадцать лет работы в театре. Эта статья посвящена биографии выдающегося актера и его нелегкой профессиональной судьбе.
Детские воспоминания
В непростые времена родился Анатолий Равикович. Биография этого актера охватывает трудные этапы в советской истории, что не могло не отразиться и на его судьбе. Родился Равикович в Ленинграде в 1936 году. Родители актера пережили Гражданскую войну, нестабильность нэповского периода, голод и нужду. Силы у них хватало лишь на то, чтобы прокормить, обуть детей. В юности актер стеснялся их необразованности и еврейского акцента. Но позже, вспоминая это, Анатолий Равикович испытывал острую вину перед родителями. К сожалению, время повернуть вспять невозможно.
Жили Равиковичи в одном из непримечательных районов Ленинграда, где некогда находились ремесленники и бедные чиновники. Но и во времена детства актера на его родной Прядильной улице обитал лишь небогатый люд. Ютилась семья в одной из четырех комнат коммунальной квартиры. Обстановка в этом жилище, разумеется, была плохой. Каждую неделю приходилось посещать баню, поскольку ванна в квартире если и была, то, видимо, еще до революции. Когда много лет спустя Анатолий Равикович отвечал на вопрос журналистов о том, посещает ли его тоска по жизни в коммунальной квартире, где, согласно фильму «Покровские ворота», всегда весело и атмосфера царит весьма задушевная, тот сказал: «Не скучаю! Пропади она пропадом!»
Война
На лето семья Равиковичей отправлялась к родственникам в Глухово. Так было и в сорок первом году. В Ленинграде остался только отец. Из увиденного в то лето Анатолий Равикович вспоминал огромные потоки людей, которые направлялись из Западной Украины в восточном направлении. После недолгих обсуждений мать и родственники приняли решение уходить, спасать себя и детей.
Равиковичу было тогда всего четыре года, но он навсегда запомнил странный самолет в небе, и то, как взрослые обсуждают, чей он – наш или немецкий. Он также отчетливо помнил, что после пулеметной очереди стало все-таки ясно, что самолет этот «не наш». После долгих скитаний и злоключений, среди которых была потеря единственного багажа, огромная еврейская семья все-таки достигла Саратова.
Во время своих воспоминаний о годах войны Анатолий Равикович говорил не раз, что за все это время он не видел ни одного человека, который бы в первую очередь не думал о себе и о своих родных. Каждый пытался выжить. Сентиментальные патриотические мысли не возникали у тех, кто окружал будущего актера. В Саратове Анатолий с матерью, сестрами и братьями прожил до сорок четвертого года.
Возвращение в Ленинград
После возвращения в родной город нужно было продолжать учебу. О школе Анатолий Равикович отзывался следующим образом: «Десять лет, выброшенных в никуда». Об этом периоде в своей биографии актер рассказывал как о времени, когда у него полностью отсутствовало желание получать знания. Интерес к истории и даже многим точным наукам у Равиковича пробудился уже тогда, когда он учился в институте. Чего нельзя сказать об актерском таланте.
Ссылки
- [https://ruskino.ru/art/1095 Анатолий Равикович] на сайте RUSKINO.RU
- Кудряц Е. В.
[https://samlib.ru/k/kudrjac_e_w/ravik.shtml Хоботов как зеркало русской интеллигенции : 24 декабря народному артисту России Анатолию Равиковичу исполняется 70 лет]. Журнал «Самиздат» (29 ноября 2006). Проверено 9 апреля 2012. [https://www.webcitation.org/67gCnDFmA Архивировано из первоисточника 15 мая 2012]. - Калужский М.
[https://booknik.ru/reviews/non-fiction/chelovek-s-h/ Человек с х… (Анатолий Равикович. Негероический герой. — Издательство: Лимбус Пресс, 2008)]. booknik.ru (3 апреля 2009). Проверено 9 апреля 2012. [https://www.webcitation.org/67gCnzQEA Архивировано из первоисточника 15 мая 2012].
Институт
В выпускном классе перед Анатолием Равиковичем стоял острый вопрос: что делать дальше? В престижные вузы ему попасть было нереально. Во-первых, он был далеко не отличником. Во-вторых, пятый пункт в анкете закрывал перед ним все двери в храм науки. Оставались педагогические вузы, которые не пользовались особенным спросом. Но не об этом мечтал Анатолий Равикович. Вернуться снова в нелюбимую школу, но в другой роли, не входило в его планы.
Следует сказать, что, несмотря на свои регулярные посещения драматического кружка, актером он стать не мечтал. И когда руководитель предложил попробовать поступить в театральное училище, это стало для Анатолия неожиданностью.
Скрывая от родителей свои намерения, он подал документы в Ленинградский театральный институт. И, надо сказать, провалил бы их с треском, потому как еще до начала вступительных экзаменов стал жертвой злых розыгрышей студентов этого вуза. Однажды в храме искусства Анатолию повстречались два молодых человека, которые представились преподавателями. Мало того, что они принудили будущего абитуриента к чтению чеховского рассказа прямо в вестибюле, где сновали туда-сюда студенты и настоящие педагоги. Но они также смогли его убедить в том, что более всего ему подходит героический мужественный образ.
В результате перед приемной комиссией был прочитан монолог Тараса Бульбы. Экзаменаторы не в восторге были от молодого человека, который всеми силами пытается изобразить грозного жесткого отца. Но когда абитуриент вдобавок спел весьма патриотическую песню, не попадая в тональность и взвывая все громче и громче, его фамилию внесли в счастливый список. Но лишь с условием, что он в дальнейшем будет развивать задатки актера-комика.
Отрывок, характеризующий Равикович, Анатолий Юрьевич
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!. Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва… так же, как и её маленький братишка. А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах…. Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?). – Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав. – Наверное потому что мы мертвы… – мелко стуча зубами проговорил мальчонка. – А мама? – в ужасе прошептала малышка. – Мама жива – не очень уверенно ответил брат. – А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка. – Я не могу, они нас не слышат… Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат. Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать… Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься. – Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!! Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась… – Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она. Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру. – Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!! – Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти… Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть… Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала: – Давайте поговорим, я могу вас слышать. – Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?.. Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась. – Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка. Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще… На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала. Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец… – Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!.. Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл… Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя… – Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка. А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце… – Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?! В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить. – Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка. Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь. – Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец. – Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя. Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось… Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки… До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям. – Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!.. Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал… Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права… Я видела, что эти бедные дети совершенно не представляют, что же им теперь делать и куда идти. Честно говоря, такого понятия не имела и я. Но кому-то надо было что-то делать и я решила опять вмешаться в может быть совершенно не моё дело, но я просто не могла за всем этим спокойно наблюдать. – Простите меня, как вас зовут? – тихо спросила у отца я. Этот простой вопрос вывел его из «ступора», в который он «ушёл с головой», будучи не в состоянии вернуться обратно. Очень удивлённо уставившись на меня, он растерянно произнёс: – Валерий… А откуда взялась ты?!… Ты тоже погибла? Почему ты нас слышишь? Я была очень рада, что удалось как-то его вернуть и тут же ответила: – Нет, я не погибла, я просто шла мимо когда всё это случилось. Но я могу вас слышать и с вами говорить. Если вы конечно этого захотите. Тут уже они все на меня удивлённо уставились… – А почему же ты живая, если можешь нас слышать? – поинтересовалась малышка. Я только собралась ей ответить, как вдруг неожиданно появилась молодая темноволосая женщина, и, не успев ничего сказать, опять исчезла. – Мама, мама, а вот и ты!!! – счастливо закричала Катя. – Я же говорила, что она придёт, говорила же!!! Я поняла, что жизнь женщины видимо в данный момент «висит на волоске», и её сущность на какое-то мгновение просто оказалась вышибленной из своего физического тела. – Ну и где же она?!.. – расстроилась Катя. – Она же только что здесь была!.. Девочка видимо очень устала от такого огромного наплыва самых разных эмоций, и её личико стало очень бледным, беспомощным и печальным… Она крепко-накрепко вцепилась в руку своему брату, как будто ища у него поддержки, и тихо прошептала: – И все вокруг нас не видят… Что же это такое, папа?.. Она вдруг стала похожа на маленькую, грустную старушечку, которая в полной растерянности смотрит своими чистыми глазами на такой знакомый белый свет, и никак не может понять – куда же теперь ей идти, где же теперь её мама, и где теперь её дом?.. Она поворачивалась то к своему грустному брату, то к одиноко стоявшему и, казалось бы, полностью ко всему безразличному отцу. Но ни один из них не имел ответа на её простой детский вопрос и бедной девчушке вдруг стало по-настоящему очень страшно…. – А ты с нами побудешь? – смотря на меня своими большими глазёнками, жалобно спросила она. – Ну, конечно побуду, если ты этого хочешь, – тут же заверила я. И мне очень захотелось её крепко по-дружески обнять, чтобы хоть чуточку согреть её маленькое и такое испуганное сердечко… – Кто ты, девочка? – неожиданно спросил отец. – Просто человек, только немножко «другой», – чуть смутившись ответила я. – Я могу слышать и видеть тех, кто «ушёл»… как вот вы сейчас. – Мы ведь умерли, правда? – уже спокойнее спросил он. – Да, – честно ответила я. – И что же теперь с нами будет? – Вы будете жить, только уже в другом мире. И он не такой уж плохой, поверьте!.. Просто вам надо к нему привыкнуть и полюбить. – А разве после смерти ЖИВУТ?.. – всё ещё не веря, спрашивал отец. – Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я. – А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка. – Когда-нибудь, да, – ответила я. – Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?.. Её огромные серые глаза сияли, как звёздочки, в надежде, что её любимая мама в один прекрасный день тоже будет здесь, в её новом мире, даже не понимая, что этот ЕЁ теперешний мир для мамы будет не более и не менее, как просто смерть… И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось… Её любимая мама появилась опять… Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя. Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было… – Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо! И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь… И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых… А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»… Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива… а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах… Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки. – Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Театр имени Ленсовета
После окончания института Анатолий Равикович был направлен в глухой провинциальный город, в котором актерский труд не особенно ценился. Местные жители были далеки от высокого искусства. Немало трудностей преодолел актер Анатолий Равикович. Биография его включает периоды столь тяжелые, что, столкнувшись с подобными, пожалуй, почти каждый начинающий актер сдался бы и поставил крест на своей профессии. Но Равикович не сделал этого, и вскоре удача улыбнулась ему. Благодаря счастливому случаю он попал в труппу И. Владимирова в театре Ленсовета, где проработал более двадцати пяти лет. Здесь Равикович сыграл Мармеладова, Санчо Панса и много других классических героев.
Спектакли имели неимоверный успех у зрителей. Люди стояли в длинных очередях, чтобы попасть на постановку «Преступления и наказания», «Дульсинеи Тобосской», «Левши», «Пигмалиона» и других. В этом театре самой яркой фигурой была Алиса Фрейндлих, которая, впрочем, несмотря на свой талант, вела себя всегда чрезвычайно тактично, интеллигентно. С ней на протяжении всей жизни Равикович поддерживал теплые дружеские отношения. И в стенах этого театра актер Анатолий Равикович также обрел свое личное счастье.
Театральные работы
В театре им. Ленсовета актер Равикович сыграл более чем в 45 спектаклях! Каждый год, начиная с 1962 года, Игорь Владимиров (режиссер театра) включал артиста в свои постановки и неизменно оставался довольным его работами. Первые работы в театре – «У стен Ленинграда» и «Пигмалион». В 1963 году театр выпустил в свет с участием Равиковича целых 7 спектаклей, среди которых «Таня» по произведению А. Арбузова, «Левониха на орбите» по А. Макаенку, «Хочу верить» по И. Голосовскому и другие. В период с 1964 по 1969 года театром были выпущены 15 спектаклей, где был введен Анатолий Юрьевич, как говорится, с нуля, или полностью созданы новые постановки. Среди них спектакли под названием «Совесть», «Ромео и Джульетта», «Трудно быть сержантом», «История одной любви», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Женский монастырь», спектакль по пьесе «Тропинки» и прочее.
Так прошло первое десятилетие в театре им. Ленсовета. Начиная с 1970 года Анатолий Равикович был задействован в постановках «Укрощение строптивой», «Преступление и наказание», «Двери хлопают» (здесь Анатолию предстояло играть две роли в двух разных составах), «Дульсинея Тобосская». И это только несколько названий спектаклей, поставленных по классическим и современным для артиста произведениям. Последний спектакль, где Анатолий играл в театре им. Ленсовета, назывался «Тим Талер, или Проданный смех». Он же был сыгран и записан для трансляции по телевидению.
После этого Анатолий Равикович совместно со своей будущей супругой перешел в комедийный театр имени Н. П. Акимова. В нем артист не был задействован в таком большом количестве постановок, однако те, в которых он играл, помнят до сих пор. Это спектакли под названием «Зойкина квартира», «Ромул Великий», «Хочу сниматься в кино» и другие. Несколько спектаклей Анатолий Юрьевич сыграл в театре А. Чехова и один – в театре Хазанова.
«Малыш и Карлсон»
Будущая жена Анатолия Равиковича была моложе его на двадцать лет. С ней он играл в спектакле «Малыш и Карлсон». Актер женился на Ирине Мазуркевич в 1980 году. За плечами у Равиковича был уже брак. Да и Ирина в момент их знакомства была уже замужем. Но взаимное чувство победило все преграды и условности. Равикович оставил просторную квартиру и переехал в маленькую комнатушку к молодой жене. И с тех пор они не расставались. А спустя восемь лет после свадьбы актеры перешли работать в театр комедии, где со временем заняли лидирующие позиции. Но людям, далеким от театрального искусства, все же ничего не говорило такое имя, как Равикович Анатолий.
Признание и награды
- заслуженный артист РСФСР (1973)
- народный артист РСФСР (1988)
- Орден Почёта (29 октября 2004) — за заслуги в области театрального искусства и многолетнюю плодотворную работу
- Орден Дружбы (25 октября 2009) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
- Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»: специальная премия Номинального совета «За творческое долголетиеи уникальный вклад в театральную культуру Петербурга» (2006)
Фильмы
Впервые на экране актер появился в 1974 году. Тогда в исторической киноленте сыграл незначительную роль Анатолий Равикович. Фильмография его и в последующие годы представляла собой весьма скупой список ролей. Но, к счастью, в 1982 году режиссер М. Козаков пригласил его принять участие в съемках фильма «Покровские ворота». Кинолента не сразу была оценена критиками и зрителями. По какому-то недоразумению на нее не обратили внимания. И только спустя годы этот фильм стал культовым, а высказывания героев превратились в крылатые фразы.
Образ недотепы на долгое время закрепился за Равиковичем благодаря роли Хоботова. Однако в жизни актер был иным – более жестким, решительным и практичным. Единственное, что роднило Анатолия Юрьевича с его популярным киноперсонажем, это любовь к молодой женщине. Ради нее он в свое время, подобно герою, пошел, казалось бы, на безрассудные поступки. После успеха «Покровских ворот» еще немало ролей сыграл в кино Равикович Анатолий Юрьевич.
Фильмография
Актер был занят более чем в сорока картинах. К наиболее известным кинолентам, в съемках которых он принимал участие, относятся следующие:
- «Собака Баскервилей».
- «Этот чудак Андерсен».
- «Покровские ворота».
- «Прохиндиада, или Бег на месте».
- «Доченька».
- «Балкон».
- «Привал странников».
- «Блуждающие звёзды».
- «Пчёлка».
- «Серп и молот».
- «Улицы разбитых фонарей-1».
- «Вовочка».
- «Дом Надежды».
- «Неодинокие».
- «Хранимые судьбой».
Негероический герой
В 2008 году была издана книга воспоминаний известного советского и российского актера. В ней автор отразил свои детские воспоминания о родителях, школе и участии в драматическом кружке. Книга написана ярким художественным языком. Важные события в своей жизни Анатолий Равикович изобразил с тонкой самоиронией, на которую, пожалуй, способен человек не только талантливый, но мудрый и добрый.
В 1988 году актер был удостоен звания Народного артиста РСФСР. Анатолий Равикович умер после тяжелой болезни в одной из питерских больниц 8 апреля 2012 года. Панихида состоялась в театре комедии. Последние слова произносили Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и другие выдающиеся актеры и друзья Равиковича. В тот день партер был переполнен не только людьми театра и кино, но и простыми петербуржцами. Сотни жителей города на Неве пришли проститься с любимым актером. Его роли стали частью истории советского и российского кинематографа. Персонажи Равиковича, а прежде всего Лев Евгеньевич Хоботов, вошли навсегда в сердце каждого почитателя отечественного киноискусства.
Примечания
- [https://www.itar-tass.com/c1/387160.html В Санкт-Петербурге скончался народный артист России Анатолий Равикович]. ИТАР-ТАСС. Проверено 9 апреля 2012. [https://www.webcitation.org/68BUrkiUx Архивировано из первоисточника 5 июня 2012].
- [https://www.komedia.spb.ru/artists/ravikovich.html Народный артист России Анатолий Равикович]. Театр Комедии им. Н. П. Акимова. Проверено 9 апреля 2012. [https://www.webcitation.org/68BUw9j0B Архивировано из первоисточника 5 июня 2012].
- [https://ruskino.ru/news/713 Умер А. Ю. Равикович]
- [https://fakty.ua/147817-anatolij-ravikovich-budu-ogranichivat-svoe-obcshenie-s-vnukami-ne-hochu-chtoby-oni-stradali-kogda-menya-ne-stanet Анатолий Равикович: «Буду ограничивать своё общение с внуками. Не хочу, чтобы они страдали, когда меня не станет…»]
- [https://www.lenta.ru/news/2012/04/11/ravikovich/ Lenta.ru: Кино: Анатолия Равиковича похоронили на Волковском кладбище]
- [https://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?801846 Указ Президента РФ от 29 октября 2004 г. N 1375 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры „Академический театр Комедии имени Н. П. Акимова"»]
- [h[https://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1031462 Указ Президента РФ от 25 октября 2009 г. N 1183 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры „Академический театр Комедии имени Н. П. Акимова"»]li>