Его первое детское воспоминание: как в свой четвертый день рождения он с отцом идет по Свердловску в магазин за конфетами и тут…
…вдруг со стороны парка Павлика Морозова побежала толпа мужиков с флагами, они пели, плясали, обнимались, подпрыгивали. Я спросил: «Папа, это война началась?» — «Нет, сынок. Это летчик полетел в космос».
Виктор стал учителем, всю жизнь учил детей русскому языку и литературе.
Поэзии служил в затворничестве. Почти не печатался. Лавров не искал. Читателей имел только в ближнем круге. Писал от руки чернильной ручкой в больших коленкоровых тетрадях. Собирал стихи в рукописные книги, переплетал в нескольких экземплярах. Один экземпляр оставлял у себя, другие дарил трем-четырем друзьям.
«Митилена», «Светлые вариации», «Сирень», «Соляной столб», «Таяние флоксов», «Дымка Севера» — все это названия его рукописных книг. Последней стала книга «Светлячок».
Одним из любимых его поэтов был Батюшков. Многое их роднило: поэтика, строй души, непритязательность в быту, вера в святость слова. Вслед за Батюшковым Виктор мог бы повторить: «Всего же горестнее быть оторванным от словесности, от занятий ума, от милых привычек жизни и от друзей своих…»
Спасибо друзьям Виктора: недавно в Екатеринбурге вышло полное собрание стихотворений Виктора Смирнова*.
Предисловие к книге написал поэт Олег Дозморов. Вот что он вспоминает: «Виктор — обаятельнейший человек, внешностью напоминавший артиста Буркова, говорил языком переписки Пушкина с Вяземским, со всеми этими «душа моя», «жив курилка» и «на короткой ноге». Себя называл байбаком. Стихотворения — пьесами. Это не было стилизацией или манерностью — Витя там, в том времени, жил. Каждый раз, когда я к нему приходил, он дарил мне какую-нибудь книгу… Витин дом был домом культуры, разговоры и стихи под его крышей — Древней Грецией, родиной поэтов… Витя никогда не выдумывал себе мужских доблестей и тем разительнее отличался от суперменства свердловских поэтов. Он не ломал столешниц ударом руки, не прыгал на спор с третьего этажа, но всегда искренне восхищался подвигами других, тушевался и заранее словно исключал себя из соревнования. Он был тот, кто есть — школьный учитель и поэт Божьей милостью…»
Виктор признавался: «Пишу, как Бог на душу положит…»
Пишите Дмитрию Шеварову
Из стихов Виктора Смирнова
Театр
После училища Виктор Смирнов был приглашен работать в Пензенский театр драмы имени А. В. Луначарского. В стенах этого заведения наш герой пробудет аж целых десять лет. За все это время он сыграет немало интересных персонажей, среди которых Клавдий Горецкий («Волки и овцы»), Отелло («Отелло»), Мелихов («Тихий Дон»), «Дело, которому ты служишь» и др.
В 1983 году в биографии Виктора Смирнова происходят творческие перемены: актер покидает Пензу и отправляется в Петербург, где его принимают в труппу Александрийского театра. Дебютной в этом театре стала роль Емельяна Пугачева («Капитанская дочка»). Наш герой настолько прекрасно справился со своей ролью, что незамедлительно стал любимцем публики.
Помимо «Капитанской дочки», актер примет участие в других, не менее популярных постановках Александрийского театра: «Власть тьмы», «Сорри», «Борис Годунов», «Платонов», «Горе от ума» и др.
Виктор Смирнов
Народный артист России (13.10.1992), ведущий актёр Александринского театра. Родился 4 августа 1945 года в городе Клин, Московской области. Начинал свою трудовую деятельность как стеклодув, участвовал в художественной самодеятельности. Окончил в 1972 году Горьковское театральное училище. И сразу же был принят на работу в Пензенский областной театр драмы им. А.В. Луначарского. За десять лет работы на этой сцене им было сыграно более 40 ролей. Среди них: Чешков («Человек со стороны» И. Дворецкого, 1972 г.), Адмирал Степанов («Дело, которому ты служишь» Ю.Германа, 1973 г.), Босс Финли («Сладкоголосая птица юности» Т.Уильямса, 1973 г.), Клавдий Горецкий («Волки и овцы» А.Н.Островского, 1973 г.), Лорд Уиндермир («Веер леди Уиндермир» О.Уайльда, 1974 г.), Бусыгин («Свидание в предместье» А.Вампилова, 1974 г.), Лопатин («Из записок Лопатина» К. Симонова, 1975 г.), Антон Зыков («Зыковы» М.Горького, 1975 г.), Михай Груя («Святая святых» И.Друцэ, 1976 г.), Григорий Мелихов («Тихий Дон» М.Шолохова, 1977 г.), Никитин («Берег» Ю.Бондарева, 1978 г.), Макар Нагульнов («Поднятая целина» М.Шолохова, 1979 г.), Бен Хаббард («Лисички» Л.Хеллман, 1979 г.), Отелло («Отелло» В.Шекспира, 1982 г.). В 1983 году Виктор Смирнов был принят в труппу Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина (ныне — Александринского). Его первой работой на прославленной сцене стала роль Пугачева в легендарном спектакле Ростислава Горяева «Капитанская дочка» по А.С.Пушкину (1984 г.). Эта роль принесла артисту несомненный успех и тотчас же выдвинула его в число ведущих мастеров театра. В ряду последующих работ Виктора Смирнова нет проходных ролей. В 1980-1990-е годы артист был занят практически во всех крупных постановках театра. Среди его работ: Железнов («Васса Железнова» М.Горького, 1985 г.), Митрич («Власть тьмы» Л.Н.Толстого, 1986 г.), Москалев («Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского, 1987 г.), Писатель («Самоубийца» Н.Эрдмана, 1988 г.), Шаляпин («Колокола» Ю.Нагибина, 1989 г.), Скотинин («Недоросль» Д. И.Фонвизина, 1990 г.), Большов в комедии А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» (1990 г.), Гамлет, а затем и Клавдий («Гамлет» В.Шекспира, 1992 г. и 1997 г.) Отелло ( «Отелло» В.Шекспира, 1993 г.), Бугров («Платонов» А.П.Чехова, 1994 г.), Чебутыкин («Три сестры» А.П.Чехова, 1996 г.), Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова, 1996 г.), Он («Сорри…» А.Галина, 1996 г.), Петр I («Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна, 1997), Яичница («Женитьба» Н.В.Гоголя, 1998), Шаляпин в моноспектакле «Прощай, Россия!», созданном по мотивам автобиографической прозы Ф.И.Шаляпина «Маска и душа» (1999 г.), Патриарх («Борис Годунов» А.С.Пушкина, 1999 г.), Дон Луис («Дон Жуан» Мольера, 2000 г.).
Мощные характеры, неординарные человеческие судьбы, широкий диапазон страстей – все это подвластно такому неординарному и мощному артисту, каким без сомнения является Виктор Федорович Смирнов. Ему доступна и героика, и язвительная сатира, и роли любовного репертуара. Актер ярко выраженной собственной темы Смирнов в то же самое время – мастер перевоплощения. Эти качества востребованы режиссерами разных поколений и театральных школ. За последнее время в репертуаре актера были роли в спектаклях Александра Галибина (Петр Первый в «Сказании…», Яичница в гоголевской «Женитьбе»), Александра Белинского (Кукольник в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея, 2002), Владимира Голуба (Мамаев в комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (2002). О роли Мамаева театральный критик Лилия Шитенбург писала: «Виктор Смирнов демонстрирует публике еще одну вариацию на тему обаятельного людоеда (Фамусов его незабываем). Он со смаком чмокает ручку супруге, энергично треплет по физиономии Глумова и необыкновенно «вкусно» осваивает нюансы сочных реплик Островского. Этот артист — едва ли не последнее, что осталось в Александринке «имперского», масштабного и роскошного…Он умудряется быть добродушным и грандиозным одновременно».( Л. Шитенбург «На «Мудреца» не хватает простоты» // «Коммерсантъ», № 51, 26 марта 2002). Крупной работой Виктора Смирнова стала роль судьи Ляпкина-Тяпкина в спектакле Валерия Фокина «Ревизор» ( 2002 г.). В этом спектакле артист создал острый, современный образ умнейшего, опытнейшего чиновника, интригана до мозга костей, по существу — олицетворение всей чиновничий России. Новой яркой работой стала роль Ивана Никифоровича Довгочхуна в спектакле «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н.В. Гоголя (режиссер А.Могучий, 2007).
Фильмография
В биографии Виктора Смирнова нашлось место и кинематографу. Его первой работой в кино стала картина Александра Иванова и Евгения Шифферса «Первороссияне» (1967). Фильм повествует о рабочих Нарвской заставы Петрограда, которые в начале XX века приехали на Алтай строить земледельческую коммуну.
Нельзя также не отметить и то, что вместе с нашим героем в кинокартине «Первороссияне» приняли участие и другие небезызвестные актеры: Владимир Честноков, Николай Муравьев, Иван Краско и др.
К огромному сожалению, фильм Александра Иванова и Евгения Шифферса «Первороссияне» не подарили Виктору Смирнову ошеломительной популярности. Мало того, актер и вовсе перестанет сниматься аж до 1975 года. Но после того, как фильмография нашего героя пополнится второй кинокартиной, его актерская карьера стремительно пойдет вверх. Кстати, второй работой Виктора Смирнова в кино стал фильм Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция».
За всю свою актерскую карьеру нашему герою удалось сняться в нескольких десятках фильмов, среди них:
- «Ликвидация»;
- «Крот»;
- «Надежда»;
- «Крутой»;
- «Агент национальной безопасности 2»;
- «Сделано в СССР»;
- «Ленинград»;
- «Жестокое время»;
- «Ольга и Константин»;
- «Будни и праздники Серафимы Глюкиной»;
- «Гений»;
- «Альфонс» и др.
Король эпизода
На поприще кинематографа актер впервые попробовал свои силы в 1967 году, сыграв небольшую роль в драме «Первороссияне». Затем снимался в советском детективе «Пропавшая экспедиция», приключенческом фильме «Золотая речка», мелодраме «Ольга и Константин».
Смирнов принадлежал к разноплановым актерам, поэтому его приглашали в драмы, комедии, детективы, фильмы приключений, исторические полотна. Главных ролей в его послужном списке не так уж много, но даже из эпизода Виктор Смирнов умел сверкнуть настолько ярко, что зрители надолго запоминали его игру. Востребованным актер оказался и в российском кинематографе. В его послужном списке участие в:
- Улицах разбитых фонарей;
- «Русском транзите»,
- Бандитском Петербурге;
- Убойной силе;
- «Любви императора»;
- «Черном вороне»;
- Мастере и Маргарите;
- Ликвидации;
- «Зеркале для героя»;
- «Сыне отца народов».
Несколько последних лет своей жизни актер сопротивлялся тяжелой болезни, продолжая разучивать роли и выходить на сцену. Пребывание в театре было для него не только любимым занятием, но и отдушиной, позволяющей на время забыть о собственных проблемах.
В ночь на 12 августа 2020 года Виктор Федорович ушел в другие миры. По традиции, актера в последний путь сопроводили под аплодисменты. Похоронен Виктор Смирнов в городе на Неве на Серафимовском кладбище.
О личном
Личная жизнь в биографии актера Виктора Смирнова носит очень таинственный характер. И вот почему. Есть информация, что наш сегодняшний герой был женат дважды: на Лидии Квасниковой и Тамаре Смирновой. Однако, что самое интересное, некоторые источники опровергают эту информацию, считая, что эти женщины не имеют никакого отношения к актеру. Объясняется такое опровержение тем, что из-за того что артист имеет достаточно распространенные инициалы, произошла путаница и актеру приписали жен его полных тезок.
В кино
Широкий круг телезрителей узнает Смирного по популярному в начале 2000-х сериалу «Бандитский Петербург-3», где он играет директора Дмитрия Бурцева. Также все знают Смирнова по роли начальника одесского угрозыска в «Ликвидации». Но это далеко не первые его пробы в отечественной киноиндустрии.
В биографии актера Виктора Смирнова первое появление на экранах произошло в 1967 году. Это был советский цветной фильм режиссеров Александра Иванова и Евгения Шифферса – «Первороссияне». В фильме повествуется о жизни и борьбе первых коммунаров Алтая, которых уничтожают казаки. После несколько лет Виктор Федорович не снимался в кино вовсе. И вот уже 1975 году он попадает на съемки «Пропавшей экспедиции». Здесь он играет небольшую роль. К слову, Виктору Смирнову главные роли давали редко, хотя даже эпизодические он отыгрывал с полной отдачей.
Фильмография Виктора Смирнова пополняется в 1980 году лентой «Крутой поворот» режиссера Сергея Высоцкого. Снова роль не главная, что, к сожалению, для Виктора Федоровича становится уже закономерностью. Мастерски он играет второплановую роль в фантастическом художественном фильме «Зеркало для героя». В этой картине-притче действие разворачивается в небольшом поселке на Донбассе. Смирнов играет директора шахты Тюкина. Сюжет фильма чем-то схож с американской мелодрамой «День сурка» с Биллом Мюррей в главной роли. Все, кто был знаком со Смирновым, отмечают его великолепное чувство юмора. И в «Зеркале…» роль Тюкина несколько комичная. Каждый раз в новой сцене, когда он встречает героя, он должен был вести себя точно так же, как и в первый.
В каждом второстепенном персонаже Виктор Федорович умел блеснуть, не оставляя критикам шанса его не заметить. После просмотра фильма «Зеркало для героя» навсегда запоминается улыбчивый и преданный своему делу и заданию партии директор шахты.
Виктор Федорович за свою карьеру в кинематографе снялся в 70 фильмах, где даже эпизодические, второплановые роли в его исполнении уникальны.
Интересные факты
О биографии и личной жизни Виктора Смирнова мы поговорили. Теперь настало время интересных фактов:
- За свои заслуги перед культурой и искусством актер был удостоен нескольких высоких наград, среди которых «Заслуженный артист РСФСР», «Народный артист Российской Федерации» и т. д.
- Последние несколько лет своей жизни актер боролся с онкологией, но несмотря на это, он продолжал работать в театре.
- Не обошло стороной биографию Виктора Смирнова и такое понятие, как «озвучивание». Голос артиста можно услышать в кинолентах «Комедия строгого режима», «Воздушная тюрьма» и др.