Детство Виктора Павлова
Будущий актер Виктор Павлов появился на свет в октябре 1940 г. в Москве.
Его мама была врачом и познакомилась с отцом — Павлом Павловым в Чите. Благодаря тому, что еще в довоенное время Павлов старший специализировался на военной технике, с началом Великой Отечественной он был распределен в инженерные войска, что и помогло ему выжить.
Не каждый ребенок, переживший войну, мог похвастаться тем, что его отец вернулся. Однако Виктору Павлову в этом плане повезло. Его отец не просто остался жив, но и в будущие годы сделал неплохую карьеру, переквалифицировавшись с военной техники на сельскохозяйственную. Впоследствии это помогло ему занять пост замминистра сельского хозяйства РСФСР.
Несмотря на работу в этой сфере, Павел Павлов был очень интеллигентным человек и страстным театралом. Именно он привил сыну любовь к этому искусству. И начиная с 3 класса, юный Витя вместе с отцом посещал самые яркие премьеры известнейших московских театров.
В отличие от отца, будущий актер не только любил наблюдать за спектаклями со стороны, но и мечтал играть в них сам. По этой причине, еще будучи школьником, мальчик записался в местный драмкружок и участвовал в большинстве постановок.
Работа Павлова в разных театрах
К сожалению, в «Современнике» жизнь актёра не складывалась. Он считал, что его недооценивают, сравнивая себя с тем же Далем, которому давали много интересных ролей. Виктор Павлович ушёл со скандалом в театр Ермоловой.
В то время в коллективе театра по большей части были актёры старшего поколения. Когда же к ним пришёл молодой талантливый Павлов, он был принят очень доброжелательно. Играя, он мог учиться у них актёрскому мастерству. Одна из самых удачных ролей им была сыграна именно в этом театре в постановке «Время и семья Конвей».
Виктор Павлов в х\ф Журавль в небе В 1968-ом году Павлов снова сменил театр. Причина не только в тяжёлом характере актёра, но и в его несогласии в некоторых творческих вопросах, он считал, что каждый артист должен иметь право выбора. Следующим его местом работы стал театр Маяковского. Он играл там с Арменом Джигарханяном, Светланой Немоляевой, Татьяной Дорониной, Евгением Леоновым, Марией Бабановой и др. Этот период творческой жизни актёра можно назвать самым плодотворным и успешным. Диапазон ролей, сыгранных им на сцене был широк. Виктор Павлович работал в «Разгроме», «Детях Ванюшина», «Беседах с Сократом». В постановке «Человек из Ламанчи» он сыграл роль, ставшую для него любимой – роль Санчо Пансы. Он играл эту роль, придя на смену Евгению Леонову, однако сумел создать свой неповторимый образ героя, которого сразу полюбил зритель.
В 1977-ом Виктор Павлович вернулся назад в Малый театр. К тому времени его творческие возможности уже были всем известны, поэтому он начал играть с Царёвым и Анненковым – своими бывшими учителями. Там он сыграл массу интересных многогранных ролей в постановках: «Горе от ума», «Король Лир», «Мой любимый клоун», «Ревизор» и др. В «Короле Лире» ему досталась нелёгкая роль шута, которого он блестяще показал, сумев создать образ шута без шутовства.
Скорее всего, актёр и дальше работал бы в этом театре, но получил предложение от режиссёра Фокина, который пришёл в театр Ермоловой и собирался привлекать туда интересных драматургов. Шёл 1985-ый год, менялось время, актёры хотели играть что-то новое. С участием Павлова в театре прошли спектакли «Говори …», «Последний посетитель» и «Второй год свободы». Отдельно надо сказать о постановке «Спортивные сцены 1981». Кроме Павлова в нём сыграло много известных актёров, в том числе Татьяна Доронина и Олег Меньшиков.
Со временем Павлов почувствовал, что интерес режиссёра к нему начал пропадать. Он считал, что в этом случае актёру следует уйти из театра, что он и сделал. Виктор Павлович вернулся в Малый, где и проработал до конца жизни.
От слесаря до артиста
Несмотря на любовь Павлова-старшего к театру, он не был уверен в том, что эта профессия сумеет прокормить его сына. Поэтому он способствовал тому, чтобы после 8 класса Виктор ушел из школы и начал стажироваться на заводе в качестве ученика слесаря, а потом и радиомонтажника.
Поэтому после работы юноша учился в вечерней школе, чтобы получить аттестат. Однако мечта стать артистом не оставляла его. Поэтому он записался в драмкружок Вадима Богомолова при Доме учителя.
Богомолов довольно скоро заметил выдающийся талант Павлова и настоятельно советовал ему после получения аттестата поступать учиться в театральный вуз. Последовав совету наставника, Виктор Павлов вскоре поступил в Щепкинское училище на курс Николая Анненкова и Веры Пашенной.
Годы, проведенные здесь, актер Виктор Павлов считал самыми лучшими в жизни. Курс, на котором он учился, был поистине выдающимся, ведь вместе с Павловым учились такие будущие звезды, как О. Даль, В. Соломин, М. Кононов, Я. Барышев и М. Фомина. Учителя же Павлова были настолько самоотверженные, что заставляли учеников, не просто любить свою профессию, а жить ею.
Все эти старания оказались ненапрасными и после выпуска Павлов был приглашен работать в «Современник», который считался одним из лучших театров в СССР.
Актерская карьера Виктора Павлова, фильмография
Будучи ещё студентом, Павлов принял участие в работе над кинофильмом «Когда деревья были большими» и сыграл роль солдата-балагура в киноленте «На семи ветрах», где очень точно сумел создать требуемый образ. В 1963-ем он окончил училище и поступил в труппу «Современника». Вместе с ним там играл Олег Даль.
Виктор Павлович сразу был отмечен зрителями благодаря тому, что отлично удавались и комедийные, и лирические роли. Он сыграл в «Вечно живых», «Голом короле», «Старшей сестре». В это же время Павлов сыграл незабываемого студента-двоечника в кинокартине «Операция-Ы». Благодаря Леониду Гайдаю актёр нашёл себя в комедийном жанре.
Театральная карьера Павлова
В столь известном учреждении молодой актер Виктор Павлов был довольно радушно принят, и ему сразу же предложили несколько интересных ролей. Однако играя в спектаклях «Голый король», «Старшая сестра», «Сирано де Бержерак» и других, артист не чувствовал, что находится на своем месте. Поэтому через 2 года он перешел в театр им. М. Н. Ермоловой.
Здесь молодой артист сыграл 8 ярких ролей, наиболее известным его героем стал Биверс из пьесы «Время и семья Конвей».
Несмотря на успешную карьеру в новом учреждении, в 1969 г. артист переходит в Театр имени В.В. Маяковского. Он сделал это для того, чтобы работать вместе с известным режиссером – Андреем Гончаровым.
В новом театре Виктор Павлов сыграл в таких нашумевших постановках, как «Беседы с Сократом», «Человек из Ламанчи», «Таланты и поклонники», «Аристократы». В 1975 г. Виктор Павлов вновь меняет театр и переходит в Малый. Он довольно быстро превращается в ведущего артиста, и часто зрители приходят на спектакли не ради самих постановок, а чтобы посмотреть на Павлова.
Наиболее известные пьесы с участием артиста в Малом театре – «Король Лир», «Ревизор», «Горе от ума», «Горячее сердце», «Лес» и другие.
В 1985 г. на 5 лет актер возвращается в театр имени М. Н. Ермоловой, а потом до конца своих дней снова продолжает работать в Малом.
Что примечательно, в карьере Павлова, что несмотря на свою фантастическую загруженность съемками в кино, он никогда не оставлял театр и всегда чудесным образом совмещал эти два занятия.
Театр
В 1963 году Виктор Павлов получил диплом «Щепки» и был принят в труппу «Современника». В тот период артистом этого театра был Олег Даль. Они не раз встречались на подмостках в спектаклях «Вечно живые», «Голый король», «Старшая сестра» и других.
Но в какой-то момент актёру показалось, что его недооценивают. В сравнении с Далем ему доверяли роли незначительные и бесцветные. Павлов со скандалом ушёл из «Современника» в театр Галины Ермоловой. Здесь его приняли доброжелательно и доверили заметные роли. Одна из самых удачных – Биверс в спектакле «Время и семья Конвей». Но через 4 года Виктор Павлович опять сменил подмостки и перешел в театр В. Маяковского.
Виктор Павлов в спектакле «Время и семья Конвей»
Артист ещё не раз менял сцены, что объяснялось его непростым характером и нежеланием идти на компромиссы. И всё же наиболее плодотворными оказались именно годы службы в театре Маяковского, где Павлову повезло работать бок о бок с такими звёздами, как Армен Джигарханян, Светлана Немоляева, Татьяна Доронина и Евгений Леонов.
В «Маяковке» был сыгран наиболее широкий диапазон ролей. В «Человеке из Ламанчи» Павлов сыграл Санчо Пансу, да так, что затмил своим мастерством всех других актёров. А ещё были блестящие постановки, собиравшие несколько сезонов подряд аншлаги, «Разгром», «Дети Ванюшина», «Беседы с Сократом». Последние годы своей жизни Виктор Павлов служил в Малом театре.
Первые роли в кино и триумф у Гайдая
Сниматься Виктор Павлов начал еще будучи студентом, в 1961 г., в ленте «Когда деревья были большими». Его типичная славянская внешность сразу была отмечена режиссерами и его стали часто приглашать на небольшие роли рабочих («Таежный десант») или солдат («Пядь земли»).
Настоящим прорывом стала роль студента по кличке «Дуб», решившего с помощью хитроумного устройства перехитрить строгого экзаменатора в кинокартине Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Хотя персонаж Павлова появлялся всего в нескольких небольших эпизодах картины, он заставил всю страну буквально плакать от смеха.
Молодой артист настолько понравился Гайдаю, что через несколько лет он пригласил его сыграть небольшую роль в другой своей комедии — «Двенадцать стульев».
Фильмы
Кинематографическая биография Виктора Павлова началась эпизодами в нескольких картинах. Первой значимой ролью молодого актёра порадовал 1961 год, когда на экраны вышла лента «Когда деревья были большими». Это был некий трамплин, после которого артист снимался, не переставая.
Виктор Павлов в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Ему отлично удавались комедийные роли. Первым в этом жанре был образ солдата-балагура в картине «На семи ветрах». Но по-настоящему открыть в Павлове комедианта сумел Леонид Гайдай. После выхода на экраны «Операции Ы», где Виктору Павловичу досталась роль студента-двоечника с передающим радиоустройством, молодой актёр проснулся знаменитым.
Через несколько лет он считался наиболее востребованным киноактёром. Фильмография Виктора Павлова насчитывает полторы сотни ролей, многие из которых главные. Он не раз появлялся в комедиях Гайдая. Были и серьёзные роли в картинах «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Здравствуй и прощай», «Гардемарины, вперёд!», «Проверка на дорогах» и «Схватка в пурге».
Виктор Павлов в фильме «Место встречи изменить нельзя»
По-настоящему звёздной оказалась роль в культовом сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Поклонники таланта этого многогранного и глубокого актёра сходятся во мнении, что Виктор Павлов – разноплановый артист. Он одинаково органичный и в трагичной роли Левченко в криминальном сериале Говорухина, и в любимых миллионами комедиях «Дети понедельника» и «Не ходите, девки, замуж».
Последний кинофильм, в котором появился любимый актёр – комедия Владимира Златоустовского «Москва улыбается», который вышел на экраны в 2008 году.
Калейдоскоп кинофильмов с Павловым в 60-70-х гг.
Многие полагали, что после ролей у Гайдая за Павловым закрепиться амплуа комического артиста. Тем более что в театре он часто играл смешных персонажей, и эту грань его таланта все любили и ценили в нем. Но Виктор Павлов сумел доказать всем, что способен играть вне какого-либо амплуа.
Если во второй половине 60-х он снимался в 1-2 картинах за год, то в следующее десятилетие артист стал появляться в 5-6 проектах в год.
Благодаря своему слегка полноватому телосложению, Палов играл преимущественно купцов, мелкую интеллигенцию и слуг во многих исторических кинофильмах этого периода — «Даурия», «Старая крепость», «Гамлет Щигровского уезда», «Строговы», «Единственная дорога», «Четвёртая высота», «Пока безумствует мечта», «Емельян Пугачёв», «Дюма на Кавказе» и другие.
Семидесятые закончились для Павлова одной из самых прекрасных его киноработ – ролью бандита Левченко в ленте «Место встречи изменить нельзя».
Биография[ | ]
Родился 5 октября 1940 года в Москве, на Красной Пресне. После окончания восьмилетней школы (в 1956 году) начал работать на заводе слесарем, одновременно учился в школе рабочей молодёжи и играл в драматическом кружке при Доме учителя, руководителем которого был актёр и режиссёр МХАТ В. Н. Богомолов, который убедил его вместо МВТУ имени Баумана поступать в театральный. В 1959 году он стал студентом Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина (курс Н. А. Анненкова), которое окончил в 1963 году. На курсе учился вместе с Михаилом Кононовым, Виталием Соломиным и Олегом Далем[1].
Снимался в эпизодических ролях в кино, начиная с 1961 года. Первым фильмом с его участием, вышедшим на экран, был «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова. Звёздным часом актёра стала эпизодическая роль в фильме «Операция Ы», в которой он сыграл студента, нарядно одетого, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией.
Профессор (актёр Раутбарт): — А это в связи с чем? У вас сегодня какой-нибудь праздник?
Студент: — Экзамен для меня всегда праздник, профессор.
— Похвально. Пожалуйста, билет.
— Билет № 9. (
Отходит
). Приём.
— Что-что вы сказали? Какой «приём»?
— Я сказал не «приём», а «при нём»: билет № 9, а при нём задача.
Впоследствии он стал одним из наиболее часто снимавшихся и популярных актёров (в его фильмографии более 170 фильмов), не прекращая работу на сцене.
Был актёром следующих театров:
- 1962—1965 — Московский театр «Современник»
- 1965—1969 — Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
- 1969—1975 — Московский академический театр имени Владимира Маяковского
- 1975—1985 — Малый театр
- 1985—1990 — Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
- с 1990 — Малый театр
Скончался 24 августа 2006 года в Москве от инсульта. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Роли артиста в 80-е гг.
В новом десятилетии Виктору Павлову уже исполнилось 40 лет, однако возраст не стал помехой для его карьеры. Как и в былые годы, он много снимается. Но теперь это не только исторические ленты («О бедном гусаре замолвите слово», «Сын полка», «Челюскинцы», «На острие меча», «Гардемарины, вперед!»), но и бытовые и остросоциальные драмы («Последний побег», «Деревенская история», «Одиноким предоставляется общежитие», «Среди серых камней», «Миргород и его обитатели», «Грядущему веку», «Не ходите, девки, замуж», «Светлая личность», «Катала», «Адвокат»), сказки для детей («Рок-н-ролл для принцесс», «Лиловый шар»).
Личная жизнь
Со своей первой и единственной женой актёр познакомился в театре Ермоловой. На репетициях он глаз не отводил от красавицы Татьяны Говоровой. После настойчивых ухаживаний она ответила на знаки внимания коллеги, и вскоре состоялась их свадьба.
Виктор Павлов и его жена Татьяна Говорова
С этой замечательной женщиной связана вся личная жизнь Виктора Павлова. В браке родилась их единственная дочь Александра. Она появилась на свет в 1967 году, когда отец уже успел сняться в «Операции Ы» и его карьера набирала обороты. Саша не пошла дорогой родителей. Она окончила медицинский институт, но, в конце концов, выбрала работу стюардессы.
Увлечением Виктора Павлова были почтовые голуби. Он разводил их всегда, начиная с юных лет. Многие годы почтовые голуби жили под крышей Малого театра, где служил артист. Ещё один талант артиста – рисование. Блокнот с карандашом всегда были при Викторе Павловиче. В свободные минуты он рисовал любимую жену, дочку или коллег по цеху.
Виктор Павлов (актер): фильмография после распада СССР
После 1991 г. киноиндустрия РФ оказалась в очень тяжелом положении. Фильмов снималось очень мало, и многие известные артисты вынуждены были искать дополнительные заработки, чтобы выжить.
Однако Виктор Павлов оказался счастливчиком, который, несмотря на кризис, остался востребованным в профессии. Теперь он снимался не тольков кино, но и в многочисленных телесериалах, которые стали появляться на телеэкранах в 90-е. Новые политические реалии требовали новых героев – бизнесменов и… священников. Благодаря своему многогранному таланту, артист мог играть и первых («И черт с нами», «Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах») и вторых («Русские братья», «Дети понедельника»).
Благодаря солидности, которую Павлов приобрел с возрастом, он стал все чаще играть военных и стражей правопорядка («Я сама», «Воровка»).
Приобретению этого амплуа особенно поспособствовала роль в военной комедии «ДМБ», в которой он сыграл генерала-майора Талалаева, прозванного подчиненными «Батя».
Учеба и работа на театральной сцене
Учеба стала для мужчины невероятной отдушиной, которая не только приносила удовольствие, но и заставляла работать постоянно, с надрывом – руководитель курса Анненков требовал от студентов на занятиях полной отдачи. Располагала к учебному процессу и удивительная творческая атмосфера на курсе. Однокурсниками Павлова были выдающиеся личности актерской братии – Михаил Кононов, Виталий Соломин, Олег Даль.
Фильмография Виктора Павлова началась с картины «На семи ветрах» советского кинорежиссёра Станислава Ростоцкого. Будучи студентом третьего курса, артист исполнил в картине роль солдата Мити Огольцова.
В 1963 году, после выпускного в «Щепке», новоиспеченный актер Виктор Павлов был зачислен в труппу театра «Современник», где практически сразу же завоевал уважение и признание коллег по цеху своей индивидуальностью, чувством вкуса и стиля.
Спустя два года Виктор Павлович перешел в Театр имени Ермоловой, где проработал до 1969 года. Далее в творческой биографии актера был Театр имени Маяковского, которому Павлов отдал шесть лет своей жизни. Потом, с 1975 по 1985 год, была работа в Государственном академическом Малом театре; с 1985 по 1990 год – в Театре имени Ермоловой. А с 1990 года Виктор Павлов вновь трудился на сцене Государственного академического Малого театра вплоть до последних дней своей жизни.
Виктор Павлов (биография): личная жизнь
На звание секс-символа артист явно никогда не тянул, учитывая его хотя и приятную, но не геройскую внешность. Однако он был очень приятным и обаятельным мужчиной и женщинам нравился. Но, в отличие от многих коллег, был однолюбом и женился всего раз, причем оказался образцовым мужем.
Еще во время работы в театре им. М. Н. Ермоловой Павлов познакомился с очаровательной и немного смешной актрисой Татьяной Говоровой. Вскоре между коллегами завязался роман, и они поженились, а в 1967 г. у них родилась малышка – Александра Викторовна Павлова.
Дочь актера Виктора Павлова не стала продолжать актерскую династию и стала врачом, как и ее бабушка. По другим сведениям, она стала стюардессой.
Саша Павлова, выйдя замуж, родила дочку Наташу, которая стала настоящей любимицей деда. Он проводил с ней много времени, баловал ее, а также пытался приучить к своему любимому хобби – уходу за птицами.
Стоит отметить, что, несмотря на любовь к охоте, актер Виктор Павлов обожал птиц, особенно голубей. У него была собственная голубятня, где он ухаживал и воспитывал своих крылатых питомцев. Выращенных им голубей его друзья и коллеги называли «Павловскими».
Два инсульта и один инфаркт
— Муж продолжает летать?
— Совсем недавно прекратил. Успел в Ливии бортинженером поработать, президента Судана возил. Даже с таким солидным послужным списком папа его не сразу принял. Переживал, что я забеременела без штампа в паспорте. И что у Володи есть старшая дочка, которая всего на 10 лет моложе меня. Кстати, к цифрам в возрасте отец очень внимательно относился. Часто нам повторял, что уйдет из жизни в 64 года. Почти угадал. Скончался в 65. Его отец, мой дед, умер в этом же возрасте.
— Случайное совпадение?
— Не знаю. У обоих было больное сердце. А папа еще и инсульт перенес в 1999-м. Это случилось за день до очередного спектакля. Речь пропала. Его немедленно госпитализировали. Малый театр помог с отдельной палатой, хорошими врачами. Тогда его спасли. Восстановился и вернулся на сцену. А в августе 2006-го отец засобирался на съемки в Киев. Мы с мамой выступали против, а когда он настоял, решили ехать с ним. У него ноги сильно отекли, и я помогала ботинки надевать. Обратно в Москву он уже на носилках возвращался. Случился очередной инсульт, в области сердца тромб образовался. Уже дома он оторвался, и папа ушел из жизни. Он совсем не боялся смерти. За год до нее инфаркт перенес. На даче потерял сознание, упал. Я привела его в чувство, вызвала скорую. Он открыл глаза и спросил: «Саш, может, не надо мне в больницу уже?» — «Папочка, ну как мы без тебя?» — ответила я.
…А в день похорон все складывалось очень странно. После отпевания в церкви автобус с гробом долго развернуться не мог. Потом возле московской мэрии нам дорогу никак не давали. То и дело возникали препятствия, как будто папа не хотел нас отпускать. А когда гроб привезли в Малый театр и установили для прощания, мы увидели, что у него слеза потекла… Как врач, я это могу объяснить, конечно. Но все равно стало не по себе.
Последние годы и смерть артиста
На протяжении всей жизни увлекался также рыбалкой и живописью Павлов Виктор. Актер при этом не был особым поклонником активных видов спорта, но, несмотря на это, умел держать себя в хорошей форме. Большой неожиданностью для него и его близких стали проблемы с сердцем, которые возникли у артиста в 65 лет. По настоянию врачей, весною 2006 г. он был госпитализирован и несколько месяцев провел в больнице. Его состояние постепенно улучшилось, и Павлова выписали.
Однако в конце августа 2006 г. состояние Виктора Павловича начало снова резко ухудшаться. Так и не успев уехать в больницу, умер в своей московской квартире, на руках у любимой жены, Виктор Павлов (актер). Причина смерти, как установила медэкспертиза – сердечный приступ.
Столь ранняя смерть кинозвезды стала для многих его коллег и поклонников настоящим ударом. На церемонию похорон, которая состоялась через 4 дня после смерти артиста, пришли сотни желающих, попрощаться с Павловым.
Похоронили любимца зрителей на 8-м участке Кунцевского кладбища, недалеко от могилы отца Виктора Павлова.
Смерть
Актёра не стало в 65 лет. Он пережил не один инфаркт и тяжелый инсульт, после которого всё же смог оправиться, заново научившись ходить и говорить. Виктор Павлов даже сумел вернуться к любимой работе. Он был полон новых замыслов и творческих планов.
Могила Виктора Павлова
Сердечный приступ случился 24 августа 2006 года дома. Как выяснилось, это был очередной инфаркт. Артист умер на руках у жены.
Занимательные факты
- Первой ролью, которую сыграл в своей жизни Виктор Павлов, была чернокожая женщина, в одном из спектаклей школьного драмкружка.
- За свою карьеру актер Виктор Павлов снялся в 175 кинопроектах, а также озвучил 2 мультфильма («Аленушка и солдат», «Короли и капуста») и кинофильм «Непрофессионалы».
- Знаменитое оттопыренное ухо, столь ярко выделяющиеся у артиста – это следствие детской травмы. Однажды в драке во дворе с ребятами Павлову выкрутили ухо, и оно на всю жизнь осталось немного необычной формы.
- К многосерийной ленте «Место встречи изменить нельзя» были дополнительно сняты сцены, рассказывающие о военном прошлом героев Павлова и Конкина. Однако они так и не вошли в готовую картину. Кстати, на роль Левченко, согласился, даже не прочитав сценария Павлов Виктор. Актер на тот момент был очень занят в театре и съемках в других проектах, поэтому поручил ознакомиться с рукописью жене. Прочитав сценарий, Татьяна Николаевна была в восторге от него и посоветовала мужу обязательно сняться в проекте, тем более что его роль была одной из самых неоднозначных в картине.
- Последние две работы артиста, картины «Куратор» и «Москва улыбается», вышли уже после его смерти.
По сравнению с другими коллегами прожил недолго Виктор Павлов. Биография актера, семья его и хобби – все это всегда было примером для его друзей и коллег. Виктор Павлович был не только одним из лучших в своей профессии, но и оставался настолько самоотверженно предан ей, что у него не было времени на депрессию, алкоголизм и другие сопутствующие атрибуты творческой личности. Возможно, из-за того, что Павлов никогда себя не берег — его сердце не выдержало, и он скончался всего в 65 лет. Но даже после столь короткой жизни оставил после себя память для потомков, создав на экране более 100 разнообразных героев, которые никого не оставляли равнодушными. Не это ли истинное бессмертие для гениального артиста?
«Актер по состоянию души»: роли в кино
Виктор Павлов (справа) в роли Сергея Левченко в художественном фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979)
В 1965 году Леонид Гайдай пригласил Виктора Павлова на небольшую роль студента Дуба в картину «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Позднее режиссер еще не раз звал его в свои фильмы.
У Павлова есть острое чувство юмора. Он безошибочно определял ту золотую середину, когда без наигрыша, без старания рассмешить, оставаясь серьезным и сосредоточенным, можно вызвать понимание и смех зрителя…
Леонид Гайдай о Викторе Павлове
Всесоюзная слава пришла к Павлову после выхода в 1968 году на экраны картины «Майор Вихрь» по одноименному роману писателя Юлиана Семенова, где он сыграл одну из главных ролей — разведчика Коли. После этого Виктора Павлова стали приглашать не только на эпизодические роли: в том же году он снялся в картине «На войне как на войне».
В 1970-х фильмография актера пополнилась более чем 30 фильмами. В 1972 году он сыграл бандита Мирона Осадчего в телефильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». После выхода картины на экраны Павлова стали узнавать на улице. Он вспоминал: «После премьеры фильма стою я в очереди в магазине. Очередь небольшая, человека четыре, а девушка без очереди лезет. Я ей культурно объясняю, что я ее пропущу, но зачем впереди бабушек лезть? Она повернулась и говорит: «Вы как в кино гад, так и в жизни сволочь».
В 1979 году актер снялся в пятисерийной картине режиссера Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в ней Павлов сыграл Сергея Левченко. Актер признавался, что работа над картиной потребовала от него больших усилий. В определенный момент он даже хотел отказаться от роли, но вскоре передумал. Владимир Конкин, который сыграл в фильме Владимира Шарапова, признавался, что именно Павлов поддерживал и подбадривал всех коллег. Он вспоминал: «Ему удалось вырвать меня из атмосферы всеобщей агрессивности, поддержать и успокоить».
В 1980-х Виктор Павлов был уже известным актером. В кино у него сложилось амплуа отрицательного героя. Он сыграл Котова в мини-сериале «Гардемарины, вперед!», Людоеда в «Лиловом шаре». Такие роли хорошо удавались артисту, даже если они были эпизодическими и второстепенными. Однако Павлов хотел быть многоплановым актером — такую возможность он получил на театральной сцене. Об умении Павлова играть даже самых сложных и противоречивых персонажей писали его коллеги.
Есть много ярких, серьезных, многоплановых актеров. Среди них и Павлов. Но особенность его в том, что он и по состоянию души, и по ощущению жизни весь — актер. Его невозможно представить в другой области человеческой деятельности. Иногда за него бывает страшно: настолько щедро он выплескивает свой талант в жизни, кажется, что для работы у него уже не останется энергии. Но это напрасные страхи. Он неисчерпаем.
Актриса Наталья Гундарева о Павлове