Кристиан Брандо: биография, творчество и причина смерти


Биография

Марлон Брандо – легендарный американский актер и политический активист. Считается одним из самых значительных актеров в истории кинематографа. За более чем 50 лет своей карьеры он снялся в 40 фильмах, многие из которых попали в золотой фонд мирового кино. Брандо является двукратным обладателем статуэтки «Оскар», двукратным лауреатом премии «Золотой глобус», а также обладателем награды «Эмми» и премии Каннского кинофестиваля.

Марлон Брандо родился в городке Омаха, расположенном в штате Небраска. Его отец, Марлон Брандо-старший, был владельцем собственного производства, которое занималось изготовлением кормов для сельскохозяйственных и домашних животных. Мать Дороти Пеннибэйкер играла в местном театре и была близко знакома с актером Генри Фонда. Марлон, которого в детстве называли Бадом, был младшим ребенком в семье. У него были старшие сестры Джослин и Фрэнсис.


Марлон Брандо в молодости

Брандо-старший был достаточно замкнутым и жестким человеком. Он воспитывал детей в сильнейшей строгости, им запрещалось практически все, включая внешнее проявление эмоций. Например, обнять друг друга в семье позволялось только в день рождения. Единственным развлечением в доме было фортепиано, на котором иногда играла и пела Дороти.

Когда Марлону исполнилось 6 лет, семья перебралась в пригород Чикаго, где Бад пошел в фешенебельную школу имени Линкольна. До 11 лет у него не было друзей, но затем он познакомился с Уолли Коксом, который впоследствии также станет известным актером, и от него заразился мечтой о кинематографе.

Через несколько лет родители Брандо временно решили пожить отдельно, и Дороти с детьми перебралась к своей матери в калифорнийский городок Санта-Ана. Брандо-младший в новой школе стал хорошо проявлять себя как спортсмен, поставил несколько местных рекордов по атлетизму. Кроме того, он показывал себя бунтарем: очень броско и ярко одевался, конфликтовал с учителями и директором, имел вызывающее поведение. В старших классах Марлон активно играл в школьных спектаклях, преимущественно драматических героев или злодеев. Комедийные роли ему не удавались совсем. Также юноша был барабанщиком в местной группе.

Актер Марлон Брандо

После школы, вопреки собственному желанию и по жесткому настоянию отца, Марлон Брандо становится курсантом военного училища «Шаттак Сент-Мари». Там он обнаруживает удивительные способности к имитации чужих голосов, играет Тутанхамона в училищной постановке «Послание из Хафу» и не только срывает бурные овации публики, но и своей игрой убеждает профессора английского языка и литературы Эрла Вагнера, что ему место на сцене, а не на поле боя. Потрясенный талантом молодого человека Вагнер убеждает родителей Брандо позволить сыну начать актерскую карьеру.

Желание одиночества

1962—1972

Бродя нагим по берегу собственной голубой лагуны, он был совершенно счастлив. Ночами сидел на берегу, наблюдая, как край океана начинает светлеть, возвещая о наступлении нового дня. Часами наблюдал за передвижением черных муравьев на белом песке безлюдного пляжа.

По первому знаку рядом бесшумно появлялась Тарита, белозубая, смуглая, ложилась на горячий песок и тянулась к своему господину, как к солнцу. Он так привык к ее молчанию и согласию, что размышлял при ней вслух, не стесняясь, как в обществе верной собаки.

Тарита родила ему двоих детей — сына Теоту и дочку Шеен. Брандо был строгим отцом, он не желал, чтобы его дети и жена были испорчены цивилизацией, и запрещал им уезжать дальше Таити. Сам же покидал их, когда вздумается или ради денег, соглашаясь на съемки. Так он сыграл Дона Карлеоне в фильме «Крестный отец», который произвел фурор. Даже боссы итальянской мафии одобрили образ Дона, заявив, что Брандо сыграл «с достоинством».

Он стал «Лучшим актером года». Но за премией вместо него явилась молоденькая индианка Маленькое Перо, которая сообщила, что актер отказывается от «Оскара» в знак протеста против ущемления прав коренного населения Америки… Это был политический скандал, одна из многих его эксцентричных выходок. Но хуже всего было то, что Тарита сразу поняла, что индианка не миновала постели ее мужа. Его «собака» неожиданно оказалась ревнивой. Развод по обычаю ее народа совершается так же просто, как и брак. Тарита больше не хотела считать Брандо своим мужем и уехала с детьми на Таити, сделав его остров по-настоящему необитаемым…

— Добро пожаловать в мой публичный дом! — встречал он режиссеров и продюсеров, приезжавших с деловыми предложениями…

Тогда Марлон купил особняк на Малхолланд-драйв неподалеку от дома своего друга Джека Николсона и назвал его «Фраджипани» по названию чудесного таитянского цветка. Оказалось, что одиночество прекрасно только тогда, когда есть, кому сказать о том, как прекрасно одиночество. Рядом с ним всегда должны были быть женщины — прислуга, секретари, няни его многочисленных детей. Только в присутствии слабого пола он ощущал себя полным сил. А если рядом появлялась женщина, Брандо по природе своей не мог с ней не спать. Все должно быть под контролем, на всем должно стоять его хозяйское клеймо, и только он может распоряжаться на своей территории.

— Добро пожаловать в мой публичный дом! — встречал он режиссеров и продюсеров, приезжавших с деловыми предложениями, и гостеприимно указывал на снующих по дому женщин — всех, как одна, статных красавиц. — Можете выбрать любую…

Вряд ли кто-то на это соглашался: слова Марлона никогда не значили точно то, что он говорил, а попробуйте выхватить кусок добычи у льва. Кроме того, с ним конкурировать было невозможно, а кому из мужчин хочется почувствовать себя жалкой заменой?

Каждый день за стол садилось множество народу, многие не знали друг друга. Иногда прибавлялись дети: кого-то Брандо вынужден был признать, кого-то отбирал у матери. За своего старшего сына он долго судился с первой женой, пока наконец Кристиана не отдали под его полную опеку. Любовницы, эксцентричные друзья, сводные братья и сестры, суровый отец, подверженный перепадам настроения… «Банда шизофреников» — презрительно называл сын окружение Брандо и делал все, чтобы вывести отца из себя. Многие винили Марлона в том, что произошло с Кристианом и Шеен, дочерью Брандо от таитянки Тариты.

Фильмы

Марлон Брандо снялся в большом количестве фильмов за 50 лет, в течение которых протекала его карьера. Он с самого начала был убежденным сторонником системы Станиславского, и в своей работе придерживался принципов его методики. Впоследствии игра Марлона Брандо стала считаться эталоном, образцом, на который равняются не только студенты театральных и кинематографических вузов, но и известные актеры.

Марлон Брандо в фильме «Трамвай «Желание»

Уже первая картина «Мужчины» принесла начинающему актеру восторженные отзывы критиков и финскую кинопремию «Юсси» как лучшему иностранному исполнителю. Но настоящий успех пришел через год, когда вышла экранизация классической пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание», где партнершей Брандо была знаменитая актриса Вивьен Ли. Фильм стал классикой кинематографа и постоянно входит в списки лучших картин мира. Благодаря этой киноленте взошла звезда Марлона Брандо, а вот для Вивьен Ли она стала, наоборот, трагической. После участия в съемках фильма у актрисы развился маниакально-депрессивный психоз.

За участие в «Трамвае «Желание» Брандо был номинирован на получение премии «Оскар», но тогда статуэтка ему не досталась. А вот в 1954 году он все же стал обладателем «Оскара» как лучший актер за роль бывшего боксера Терри Маллоя в криминальной драме о коррупции «В порту». С фильмом связано несколько интересных инцидентов. Главную роль должен был исполнять Фрэнк Синатра, которого лично пригласил режиссер картины. С ним даже был подписан контракт, но продюсер Сэм Шпигель хотел видеть в этой роли исключительно Брандо. Он уговорил набиравшего популярность актера принять участие в фильме и, несмотря на судебные разбирательства с Фрэнком Синатрой, который требовал неустойку за расторжение контракта, утвердил того в главной роли.

Марлон Брандо и Карл Молден в фильме «В порту»

Еще один любопытный факт заключается в том, что «В порту» в год выхода был принят публикой достаточно прохладно, несмотря на полученные награды. А вот на сегодняшний день фильм, снятый всего за 36 дней, входит в сотню лучших картин 20-го века.

Примечательным в актерской карьере Марлона Брандо является 1972 год. Тогда он снялся в двух фильмах – гангстерской драме «Крёстный отец» и эротической мелодраме «Последнее танго в Париже». Интересно, что кино, снимавшая «Крестного отца», выдвинула требование, чтобы Марлон Брандо не участвовал в картине, так как продюсеры были наслышаны о его вызывающем поведении на съемочных площадках. Но ни один актер, участвовавший в пробах, не смог показать того уровня игры, которую демонстрировал Марлон, и в итоге он был утвержден на роль главы мафиозного клана дона Вито Корлеоне. Во время съемок Брандо использовал боксерскую капу, чтобы придать челюсти агрессивную форму.

В фильме «Последнее танго в Париже» знаменитый актер постоянно импровизировал. Большинство его реплик, звучащих в итоговой версии мелодрамы, в изначальном сценарии отсутствуют. Несмотря на большие творческие вложения, Брандо, как и его партнерша Мария Шнайдер, остался недоволен работой в этом фильме и после съемок около 15 лет отказывался общаться с режиссером Бернардо Бертолуччи.

Тем не менее, актер был снова номинирован на «Оскар» за участие в обеих картинах, но выиграл награду вместе с «Крёстным отцом». Неожиданно для всех он отказался получать приз, отправил вместо себя на сцену девушку Сашин Лёгкое Перо, имеющую индейское происхождение из рода апачей, которая также не приняла награду. Таким поступком Марлон Брандо привлекал внимание общественности к дискриминации коренного населения Америки.

Дикарь

Свою первую роль Брандо всегда вспоминал с особым чувством. И это вполне объяснимо, если представить, что играть ему пришлось ни мало ни много Иисуса Христа. Сценический дебют Брандо состоялся в 1944 году во время учебы в драматической мастерской при Новой школе социальных исследований, где под руководством педагога Стеллы Адлер он изучал исключительно модный тогда «метод Станиславского». «Я никак не мог представить себе, какие эмоции должен переживать человек, который не только знает свою судьбу, но и точно знает, где и каким образом умрет», — говорил Брандо. Однако не роль Спасителя стала для начинающего актера пропуском на Олимп. Впервые его заметили в бродвейской постановке «Я помню, мама», которая с успехом шла в течение двух лет. Но подлинная слава настигла Брандо в 1947 году после спектакля «Трамвай «Желание», поставленного Элиа Казаном. В дальнейшем Казан снял одноименный фильм, главная роль в котором также досталась Брандо.

Мария Круз на церемонии »Оскар»

Lenta.ru

Примерно в этот период актер вступает в Американскую лигу освобождения Палестины и становится спонсором различных радикальных еврейских организаций, боровшихся за создание независимого государства. Это было, пожалуй, первое проявление его своеобразного «спонтанного» чувства справедливости, которое в дальнейшем и спровоцировало драматические события марта 1973 года.

Брандо пробует свои силы в кино в 1950 году, сыграв в фильме Фреда Циннемана «Мужчины». А уже в 52-м он получает главный приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «Вива Запата!». В 53-м британская Академия кино вручает ему награду как лучшему иностранному актеру, в 54-м Брандо удостаивается Золотого глобуса, а в 55-м он становится обладателем первого Оскара за роль Терри Маллоя в фильме «В порту» и одновременно превращается в кумира целого поколения. Его образ уличного дикаря, попирающего установленные порядки и правила, надолго станет объектом для бесчисленных подражаний. В 61-м он снимает свой собственный фильм «Одноглазые валеты», который не был принят ни зрителями, ни критиками. Биографы Брандо полагают, что именно эта картина ознаменовала начало десятилетнего периода неудач, когда актер снимался в фильмах, названия которых сегодня с трудом вспоминают даже специалисты.

Моя мать не очень заботилась о нас — ее больше волновало, где бы хорошенько надраться. А отец, казалось, весь состоял из алкоголя, тестостерона, адреналина и гнева. Разговаривать с ним о чем-нибудь было себе дороже.

Марлон Брандо

Личная жизнь

Марлон Брандо был известен, как покоритель женских сердец. У него было большое количество мимолетных звездных романов, включая близкие отношения с кинодивой Мэрилин Монро.

Мэрилин Монро и Марлон Брандо

Официально он был женат трижды. В 1957 году Марлон заключил брак с индийской актрисой Анне Кашфи, которая родила ему сына Кристиана Деви. В 1959 году супруги развелись, а еще через год Брандо женился второй раз на мексиканской актрисе Мовите Кастанеде, которая была старше его на 7 лет. Эта семья тоже просуществовал лишь 2 года, но Мовита успела родить сына Мико Кастанедо, а в 1966 году, уже вне брака, от Марлона на свет появилась и дочь Ребекка.

Сразу после второго развода Брандо женился на 20-летней таитянской актрисе Тарите Териипия, младшей его на 18 лет. У них родились сын Симон Тейхоту и дочь Тарита Чейнни. Также актер удочерил ребенка жены Маимити. Этот брак оказался самым долгим из всех. Они развелись только через 10 лет.

Марлон Брандо и Тарита Териипия

Более Марлон Брандо не женился, но имел серьезные отношения со своей экономкой Марией Кристиной Руис, которая родила от него троих детей: Нину Присциллу, Майлза Джонатана и Тимоти Гахана. Кроме того, у актера было несколько других детей вне брака. Официально он признал 14 детей, не считая приемных.

Смерть

В 90-х годах Марлон Брандо из-за диабета 2-ой степени располнел, его вес составлял около 135 кг. Кроме того, он стал страдать потерей памяти, имел проблемы со зрением. Позднее ему также был поставлен диагноз «рак печени».

Сын Мико, работавший охранником у Майкла Джексона, которого связывали дружеские отношения с Брандо, часто привозил отца на ранчо «Neverland», где актер мог подолгу находиться на открытом воздухе, так как у него стала проявляться кислородная недостаточность.

Марлон Брандо

За неделю до смерти актер получил предложение от тунисского режиссера Рида Бэхи поработать над сценарием нового проекта «Брандо и Брандо». Но 1 июля 2004 года Марлон Брандо был доставлен в медицинский центр имени Рональда Рейгана в Лос-Анжелесе с диагнозом «легочный фиброз». Он отказался от предложения вставить трубки в свои легкие, что было единственным способом продлить жизнь, и скончался в тот же день.

Марлон Брандо был кремирован, а его прах, соединенный с прахом друга детства Уолли Кокса, чью траурную урну актер хранил у себя дома с 1973 года, был развеян над островом Таити и над Долиной Смерти в Калифорнии.

Крестный отец

В 1971 году, когда большинство голливудских продюсеров поставило жирный крест на карьере «этого дикаря», Брандо узнает о готовящихся съемках фильма «Крестный отец» по роману Марио Пьюзо. Он сам позвонил режиссеру Фрэнсису Форду Копполе и предложил свою кандидатуру на роль Вито Корлеоне, заявив, что он сможет сделать этот образ «по-настоящему живым». Боссы «Парамаунта» были категорически против участия Брандо в фильме, опасаясь, что публика успела уже изрядно подзабыть отшельника и что этот невежда, который и текст не может выучить до конца, не способен сыграть босса итальянской мафии. Копполе пришлось пойти на хитрость. Он предложил Марлону Брандо придумать себе имидж и самостоятельно заснять на домашнюю видеокамеру несколько проб, что актер и сделал. Ну, а далее ситуация становится почти анекдотичной. Коппола представляет на суд продюсеров отснятые материалы, и один из них в процессе просмотра вскакивает и кричит: «Вот, это именно тот, кто нам нужен. Настоящий сицилиец. Кстати, кто он такой, и почему мы не видели его раньше?».

Марлон Брандо в гриме Вито Корлеоне

Lenta.ru

То, что произошло после выхода фильма, нельзя назвать успехом. Это было нечто большее. Дело даже не крайне успешном прокате картины, собравшей более 130 миллионов долларов только в кинотеатрах США, и не в во всех мыслимых наградах, которых она была удостоена. Марлону Брандо удалось создать бренд, который до сих пор является абсолютным эталоном для всех актеров, воплощающих на экранах образы «крестных» всех мастей. Более того, как утверждал позже сам Коппола, реальные главы крупнейших мафиозных кланов стали копировать повадки и манеры героя Брандо: бульдожью челюсть, сиплый еле слышный голос, особую мимику и жестикуляцию. Зачастую, рассуждая о тех или иных ролях в кино, можно представить, как бы они смотрелись в исполнении другого актера. Подобные рассуждения теряют всякий смысл, когда речь идет о Вито Корлеоне.

В 1973 году после демарша на Оскаре Марлон Брандо отправляется в Европу, где снимается у Бертолуччи в «Последнем танго в Париже». Эта картина станет последней значительной работой Брандо в кино.

Марлон Брандо в фильме »Апокалипсис сегодня»

Lenta.ru

В 1979 году все тот же Коппола приглашает Брандо сыграть эпизодическую роль в фильме «Апокалипсис сегодня», после которой актер окончательно затворяется на своем острове, где строит исследовательскую лабораторию по изучению энергии ветра и солнца. В 90-х годах Брандо снимается в нескольких малобюджетных картинах, в одной из которых («Дон Жуан Де Марко») он встречается на съемочной площадке с Джонни Деппом. По свидетельству участников съемочного процесса, этот фильм стал символической передачей эстафеты «от одного великого дикаря к другому». В 2001 году Брандо в последний раз появился на экране в фильме «Медвежатник», где сыграл в паре с Робертом Де Ниро, исполнившим в свое время роль молодого Корлеоне во второй серии «Крестного отца».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]