Детство
Юозас Станиславас Будрайтис родился 6 октября 1940 года в многодетной крестьянской семье в деревне Липинай Шяуляйского уезда. Юозас был старшим из пяти детей, у него есть два брата и две сестры. После Великой Отечественной войны семья переехала в Клайпеду, а в 1955 году – в Швекшне.
Юозас Будрайтис происходит из многодетной крестьянской семьи
Юозас не слишком хорошо учился в школе, зато охотно участвовал в школьной самодеятельности. Несмотря на строгое воспитание, Будрайтис очень любил задавать учителям неудобные вопросы. Однажды на уроке биологии будущий актер попросил преподавателя, объяснявшего тему о пестиках и тычинках, рассказать о половой системе человека. Нестандартное поведение Юозаса привело к тому, что в 9-м классе он был исключен из школы и стал работать плотником.
Личная жизнь
Со своей женой актер познакомился на танцевальном вечере. Вита, так зовут супругу артиста, училась в том же институте, но на другом факультете. Увидев глаза девушки, Юозас понял, что влюбился.
Юозас Будрайтис и его жена Вита
В 1968 году, после долгих ухаживаний, молодые люди поженились. Своенравная невеста даже не стала надевать на торжество белое платье. Вскоре в семье появились дети: сын Мартин и дочь Юстина.
Карьера в кино
Когда Будрайтис учился на 3-м курсе университета, его заметил режиссер Витаутас Жалакявичус. Стоит отметить, что именно этого режиссера актер всегда считал самой важной фигурой в своей кинематографической карьере. Жалакявичус пригласил студента на роль в фильме «Никто не хотел умирать», который зрители увидели в 1966 году.
Юозас Будрайтис в фильме «Никто не хотел умирать»
После окончания работы над фильмом Будрайтис перевелся на заочное отделение, а после получения диплома юриста устроился работать не по специальности, а на Литовскую киностудию. Предложения непрофессиональному актеру посыпались, как из рога изобилия.
Юозас Будрайтис в картине «Щит и меч»
В 1968 году на экраны страны вышел фильм «Щит и меч», в котором кроме Будрайтиса снялись Станислав Любшин и Олег Янковский. С Янковским у литовского актера завязалась дружба, которая продолжалась долгие годы. Друзья снова встретились на съемочной площадке фильма Григория Козинцева «Служили два товарища» в том же 1968 году.
Юозас Будрайтис в фильме «Служили два товарища»
В 1969-м году Будрайтис снялся в главной роли в фильме «Колония Ланфиер» по рассказу Александра Грина. Режиссером этой картины был чех Ян Шмидт. Благодаря этой картине литовца заметили заграницей, но сниматься он мог преимущественно в странах так называемой народной демократии.
Юозас Будрайтис в фильме «Колония Ланфиер»
В 1970-м Козинцев снова утвердил Будрайтиса на роль в своем фильме «Король Лир», который стал классикой советского кино. Актер рассказывал в интервью, что великий режиссер был настолько интеллигентен и внимателен, что каждый год присылал ему поздравительную новогоднюю открытку.
Юозас Будрайтис в картине «Король Лир»
В 1970-е годы Юозас Будрайтис снялся более чем в двух десятках фильмов. Актер говорил, что чаще всего его приглашали на роли немцев или иностранных буржуев, но так как костюмеры не имели возможности подобрать для «буржуя» соответствующую экипировку, выглядел Будрайтис довольно комично. Кроме этого, режиссеры считали, что литовцу подходят роли мрачных интровертов, что не соответствовало реальному характеру актера.
Юозас Будрайтис и Марина Неелова в фильме «С тобой и без тебя»
Наконец, в 1973 году режиссер Родион Нахапетов пригласил Будрайтиса на главную роль в свою картину «С тобой и без тебя». Актер сыграл крестьянина, по его словам, себя самого. Члены худсовета не хотели утверждать литовца на роль русского мужика, отмечая, что Будрайтис больше похож на шведа. «С тобой и без тебя» – фильм о любви. Партнершей актера на съемочной площадке стала Марина Неелова.
Юозас Будрайтис в исторической картине «Легенда о Тиле»
В 1976 году зрители увидели Будрайтиса в костюмированном историческом фильме о Средневековье «Легенда о Тиле».
В 1977-м актер снялся в картине о войне «Блокада. Ленинградский метроном. Операция «Искра»» вместе с такими выдающимися коллегами по цеху, как Сергей Филиппов, Юрий Соломин, Владислав Стржельчик, Михаил Ульянов и другими. Это продолжение фильма «Блокада. Лужский рубеж. Пулковский меридиан», вышедший на экраны в 1974 с тем же актерским составом.
Юозас Будрайтис часто играл в кино немцев (кадр из фильма «Блокада. Ленинградский метроном. Операция «Искра»»)
В 1979 году Будрайтис снялся в сериале «Карл Маркс. Молодые годы», сыграв немецкого прозаика и философа Арнольда Ругге. Съемки проходили в Париже. Юозас Будрайтис в фильме «Опасный возраст» В 80-х годах литовский актер также интенсивно снимался. Зрителям особенно запомнился фильм «Опасный возраст», который вышел на экраны в 1981 году. В этой семейной драме Будрайтис сыграл главную роль, а его супругой на экране стала Алиса Фрейндлих.
В фильме «Опасный возраст» Юозас Будрайтис и Алиса Фрейндлих сыграли супругов
Годом раньше, в 1980-м Будрайтису снова удалось поработать заграницей. Он снялся в фильме болгарской киностудии «Большое ночное купание» и в итальянской картине «Жизнь прекрасна», режиссером которой был Григорий Чухрай.
Юозас Будрайтис в сериале «Богач. Бедняк»
В 1985 году актер сыграл в популярном сериале «Богач. Бедняк». Эта роль еще больше увеличила армию поклонников Будрайтиса, кинокритики также очень благосклонно приняли картину.
Кроме этого, в 80-х зрители увидели актера в таких фильмах, как: «Европейская история», «Исповедь его жены», «Последний визит», «13-й апостол», «Грешник», «Дом без выхода» и других.
Юозас Будрайтис в фильме «Грешник»
В 90-х годах после развала СССР для кинематографа наступили тяжелые времена. Многие актеры не могли найти работу, уходили из профессии. Юозаса Будрайтиса эти проблемы, казалось, обошли стороной. Предложения продолжали поступать, хотя и не в таких количествах, как раньше: «Прости нас, мачеха Россия», «Безумная Лори», «Не спрашивай меня ни о чем», «Трагедия века», «Я не знаю, кто я», «Классик», «Русский бунт».
Юозас Будрайтис в картине «Классик»
Особое место в списке работ Будрайтиса в это десятилетие занимает роль в фильме Олега Мишина по сценарию Ивана Охлобыстина «Мытарь».
В 2000-х годах Юозас Будрайтис продолжал активно сниматься. Примечательно, что актер сыграл в одном из фильмов альманаха «Черная комната», который стал режиссерским дебютом Андрея Звягинцева.
В 2000-х годах Юозас Будрайтис продолжал активно сниматься («Даун Хаус»)
В 2001 году актер снялся в современной интерпретации романа Достоевского «Идиот» – фильме «Даун Хаус». На съёмочной площадке этой черной комедии собрался звездный состав: Федор Бондарчук, Иван Охлобыстин, Александр Баширов, Барбара Брыльска и другие.
В 2005 году Будрайтиса пригласили в костюмированный исторический фильм «Сага древних бургар», состоящий из двух частей: «Сказание Ольги Святой», и «Лествица Владимира Красное Солнышко».
Юозас Будрайтис в фильме «Зимний роман»
В этом же году актер и режиссер Олег Мишин снова пригласил Будрайтиса в свой фильм. На этот раз актер сыграл в приключенческом сериале «КГБ в смокинге».
Кадр из фильма «Черная молния»
В 2009 году Будрайтис снялся в не очень привычном для себя жанре фантастического боевика «Черная молния» и сыграл сказочника в украинском фильме «Правдивая история об алых парусах». Юозас Будрайтис в программе «Портрет» Литовского актера охотно приглашали сниматься в фильмах и сериалах режиссеры всего бывшего Советского Союза и в 2010-х. В основном это были небольшие, но разноплановые роли: от епископа до водителя грузовика.
Творчество[ | ]
Роли в театре[ | ]
- 1980 — «Строитель Сольнес» Г. Ибсена — Сольнес
- 1980 — «Шарунас» В. Креве — князь Шарунас
- 1982 — «Синие кони на красной траве» Михаила Шатрова — Ленин
- 1983 — «Калигула» Альбера Камю — Хереа
- 1985 — «Рядовые» А. А. Дударева — Дервоед
- 1985 — «Ричард II» Шекспира — король Ричард II
- 1986 — «Дом для престарелых» М. Корреса — Никос
Режиссёр всех постановок — Й. Вайткус
Роли в кино[ | ]
- 1961 — Когда сливаются реки — парень в бригаде Йонаса
- 1966 — Никто не хотел умирать — сын Йонас
(дублирует Юрий Соловьёв) - 1966 — Колодец — Матас Кряуза, хуторянин
- 1967 — Девушка в чёрном — Танель, молодой рыбак
- 1968 — Щит и меч — капитан фон Дитрих (в 3-й серии — майор)
(озвучивание — Александр Граве) - 1968 — Чувства — Андрюс
- 1968 — Служили два товарища — член штаба красных
- 1969 — Да будет жизнь! — Альбинас
- 1969 — Колония Ланфиер / Kolonie Lanfieri
(ЧССР) —
Горн - 1969 — Июнь, начало лета — Науекайтис, управляющий треста
- 1969 — Белые дюны — отец
- 1970 — Вся правда о Колумбе — Пабло, революционер
- 1970 — Мужское лето — братья Зигмас и Альгис Альсисы
- 1970 — Король Лир — король французский
- 1971 — Эта проклятая покорность — Микалюкас, деревенский скрипач
- 1971 — Рудобельская республика — Соловей
- 1971 — Маленькая исповедь — спасатель Мартас
- 1972 — Четвёртый — Бен Кроу
- 1972 — Это сладкое слово — свобода! — Фелисио, шантажист
(озвучивает Валентин Никулин) - 1973 — С тобой и без тебя — Фёдор Базырин
- 1973 — Чёрный капитан — Брассар, коммерсант из Франции
- 1973 — Человек в штатском — Сергей, разведчик
- 1974 — Блокада — Данвиц, немецкий майор
- 1975 — Садуто-туто — Пятрас, скульптор
- 1975 — Время-не-ждёт — — Элам Харниш, «Время-не-ждёт»
- 1976 — Легенда о Тиле — Трелон, адмирал
- 1976 — Подранки — Алексей Бартенев
(озвучил Николай Губенко) - 1977 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Ганс Дорнброк
(озвучил Родион Нахапетов) - 1977 — Потерянный кров — Гедиминас Джюгас
- 1977 — Враги — Николай Скроботов
- 1978 — Бархатный сезон — Николас, Николай Шухов (озвучивание — Николай Губенко)
- 1978 — Маркиз и пастушка — Марсель
- 1978 — Кентавры — Раймон
- 1979 — Инспектор Гулл — инспектор Гулл
(озвучил Владимир Ферапонтов) - 1979 — Ждите «Джона Графтона» — Адельберг
- 1980 — Миллионы Ферфакса — Антони Ферфакс, миллионер
- 1980 — Карл Маркс. Молодые годы — Арнольд Руге
- 1980 — Большое ночное купание / Golyamoto noshtno kapane
(Болгария) —
Валентин Стефанов, инженер - 1980 — Жизнь прекрасна — Гомес (озвучивает Феликс Яворский)
- 1980 — Факт — лейтенант Юзефас Шакнис
- 1981 — Опасный возраст — Наркиc Михайлович Родимцев
(озвучил Иннокентий Смоктуновский) - 1982 — Кража — Говард Нокс
(озвучил Родион Нахапетов) - 1982 — Медовый месяц в Америке — Джордж Стикер
- 1982 — Послезавтра в полночь — Пчелинцев
- 1982 — Никколо Паганини — Гектор Берлиоз
- 1982 — Загадка колонии беглецов / Die Kolonie
(ГДР) —
Лопес, комиссар - 1983 — Карусель — Лев Сергеевич, учёный-химик
(озвучил Александр Кайдановский) - 1983 — Возвращение с орбиты — Кузнецов, космонавт
- 1983 — Полёт через Атлантический океан — Нанжессер
- 1984 — Богач, бедняк… — Дентон
- 1984 — Европейская история — Николс
- 1984 — Исповедь его жены — Йонас
- 1984 — Последний визит — Джек
(озвучил Сергей Шакуров) - 1985 — День гнева — Бетли, журналист
- 1985 — Битва за Москву — Рихард Зорге
- 1986 — Все против одного — Джерри Джексон
- 1986 — Игра хамелеона — Сибилло
- 1987 — Воскресный день в аду — немецкий генерал
- 1987 — Загон — Гарднер, посол США
- 1987 — Русалочьи отмели — Клемент Бентсон
- 1988 — 13-й апостол — капитан Амос
- 1988 — Лапта (короткометражный)
- 1988 — Грешник — рабочий-токарь Пётр Иванович Маслов
(озвучил Альберт Филозов) - 1988 — Дом без выхода — Старо
- 1989 — Кошав Сильвер — Он
- 1989 — Месть
- 1989 — Под небом голубым… — Соболев-старший
(озвучил Иннокентий Смоктуновский) - 1989 — Загадка Эндхауза — Чарльз Вайз
- 1990 — Наша дача — Гена Козлов
- 1990 — Прости нас, мачеха Россия — Русаков
- 1991 — Безумная Лори — Эндрю Макдьюи
- 1991 — Не спрашивай меня ни о чём — Кирилл
- 1991 — След дождя — Андрей Андреевич Бергер
- 1993 — Аномалия — Александр Картин
- 1993 — Трагедия века (сериал) — Рихард Зорге
- 1994 — Дом на камне
- 1994 — Обаяние дьявола
- 1995 — Я не знаю, кто я
- 1997 — Мытарь — Олег Александрович
- 1998 — Классик — Андрей Андреевич Савицкий
(озвучил Всеволод Абдулов) - 1999 — Русский бунт — губернатор Оренбурга
- 2000 — ДМБ — генерал-лейтенант авиации
(озвучил Рудольф Панков) - 2000 — Чёрная комната — Юозас
(новелла «Месть сладка») - 2001 — Коллекционер
- 2001 — Русские амазонки (сериал)
- 2001 — Даун Хаус — генерал Епанчин
(озвучил Борис Химичев) - 2002 — Литовский транзит (сериал) — Визгирда
- 2003 — Москва. Центральный округ (сериал) — отец Нийоле
- 2003 — Дневной представитель — Дарлак, граф
- 2004 — Зимний роман — Иван
(озвучил Альберт Филозов) - 2004 — Ключи от бездны — Вольдемар Каминский
(озвучил Альберт Филозов) - 2004 — Княгиня Слуцкая — Фердинанд
- 2004 — Гибель империи (сериал) — Кранц
- 2004 — Медная бабушка — Рейхман
- 2005 — Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой
- 2005 — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — Асмуд, боярин
- 2005 — КГБ в смокинге — Гескин, барон
- 2005 — Арье
- 2006 — Погоня за ангелом — Пётр Архангельский
- 2006 — Плата за любовь — Георгий Матвеевич
- 2007 — Волав из рода Серых Псов — Дунгорм
- 2007 — Танкер «Танго» (сериал)
- 2007 — Грех — старик
- 2007 — Формула стихии (сериал) — Силин
- 2007 — Долг — старик
- 2008 — Фото моей девушки — дядя Саша
- 2008 — Апостол — Штайнгниц
- 2009 — Первая попытка — Ростислав Алексеевич, министр
- 2009 — Северный ветер — Карл Рейсман
- 2009 — Чёрная молния — Михаил Елизаров, изобретатель
- 2009 — Кромовъ — управляющий на складах
- 2009 — Правдивая история об Алых парусах — сказочник
- 2010 — Химик — Генри
- 2010 — Про любоff — отец Лены
- 2011 — Две дамы в Амстердаме
- 2011 — Поединки. Выбор агента Блейка — епископ Купер
- 2011 — Которого не было — учёный
- 2013 — Дело чести — Степан Михайлович Воронов (Ворон), криминальный авторитет
- 2013 — Нюхач — Локмус
- 2013 — Дримс — водитель грузовика
- 2014 — Звезда — старик
- 2014 — Белые Росы. Возвращение — Андрей Федосович Ходас, обитатель хутора
(озвучивает Владимир Грицевский) - 2015 — Сладкое прощание Веры — командир авиалайнера
- 2017 — Сын — Йохан, отец Тимо
Другие проекты
Юозас Будрайтис пробовал силы в режиссуре, хотя и не очень удачно: снял в 1992 году короткометражный фильм «Город птиц» по рассказу Юрия Олеши «Любовь». На этом актер закончил режиссерские опыты.
Юозас Будрайтис пробовал силы в режиссуре, хотя и не очень удачно
Во время обучения на Высших курсах сценаристов и режиссеров Будрайтис подружился с главным режиссером Каунасского драматического театра, который пригласил актера в свой театр. В КДТ Будрайтис сыграл много серьезных ролей в спектаклях: «Строитель «Сольнес» Г. Ибсена, «Шарунас» В.Креве, «Синие кони на красной траве» М.Шатрова, «Калигула» А. Камю «Рядовые» А. Дударева.
Юозас Будрайтис сыграл много серьезных ролей в спектаклях (постановка «Чайка»)
Еще одна страсть Будрайтиса – фотография. Он начал фотографировать еще на съемках фильма «Щит и меч» в 1967 году. Так как на актера никто не обращал особого внимания, снимки получались удивительно живыми. Много лет спустя фотоработы Будрайтиса попали к руководителю Московского дома фотографии Ольги Свибловой. В 2010-м году она устроила выставку фотографий Будрайтиса в рамках международного биеннале. Это было начало. Фотоработы актера выставлялись во многих городах России, Литвы и других стран бывшего Советского Союза.
Фотография – страсть Юозаса Будрайтиса
Помимо увлечения фотографией, актер всегда любил рисовать. Он делал это исключительно для себя в то время, когда не был занят на съёмочной площадке, и даже не собирался выставлять свои творения. Тем не менее, в галерее «Кино» в 2008 году прошла выставка актера, на которой были представлены коллажи, акварели, пастели и работы в смешанной технике. Актер рассказывал, что никто не сказал о его творчестве ни одного плохого слова, а это для художника-самоучки уже большой успех.
Театр
В 1976 году Юозас поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его новым знакомым стал Йонас Вайткус, возглавлявший в то время Каунасский драмтеатр, куда был приглашен актер. Из сценических ролей Будрайтиса следует выделить Дервоеда из «Рядовых», Хереа из «Калигулы», Ленина из «Синих коней на красной траве», главных персонажей «Шарунаса» и «Строителя «Сольнеса»».
То, что я могу сыграть глазами перед кинокамерой, в театре никого не волнует. Там важен жест, действие, интонация, а я двигаюсь по сцене, как робот. Кроме того, я не участвую в склоках, пересудах.
В 1988 году Юозас покинул КДТ.
Общественная деятельность
Юозас Будрайтис был атташе по культуре и министром-советником посольства Литвы в России с 1996 по 2000 год. Все это время он боролся за сохранение добрых отношений между российским и литовским народами. Результатом его трудов стал научно-просветительский проект «Окно в Литву», который привлекал большое количество как российской, так и литовской творческой интеллигенции. Под патронажем атташе по культуре в России вышло несколько сборников литовских поэтов. За эту работу Юозас Будрайтис был награжден Орденом дружбы Российской Федерации. Интервью атташе по культуре посольства Литвы в России Юозаса Будрайтиса
Личная жизнь Юозаса Будрайтиса
Со своей супругой Виттой Юозас учился в одном университете, она – на химическом факультете, он – на юридическом. Встреча произошла на одной из студенческих вечеринок, а в 1968 году молодые люди поженились.
Юозас Будрайтис с женой
Витта Будрайтис стала успешным химиком, даже изобрела антикоррозийное покрытие для автомобилей. За это ей разрешили приобрести автомобиль «Жигули» без очереди и по себестоимости. Это была первая машина Будрайтиса.
Юозас Будрайтис с дочкой Юстиной
В дружной семье родились двое детей. Сын Будрайтиса живет в Литве, у него уже своя семья, ребенок. Дочь Юстина живет и работает в Лондоне, она замужем, но становится мамой пока не собирается.
В мужественного Будрайтиса были влюблены практически все женщины Советского Союза. Актер рассказывал в интервью, что однажды к нему приехала поклонница из маленького городка, она явилась в квартиру Будрайтиса с чемоданом и заявила, что будет жить с ним и заботится о нем и о его сыне. Когда девушке сообщили, что актер женат, она разозлилась и ушла, бросив чемодан, который был доверху набит фотографиями и статьями о любимом актере. Будрайтис вместе с супругой сожгли чемодан вместе с содержимым, и, по словам актера, он горел ярким синим пламенем.
Отрывок, характеризующий Будрайтис, Юозас Станиславас
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа! Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого. – Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга. Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная. В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых. В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен. – Нечего мне понимать, – с упорным своевольством кричала Наташа, – он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я всё таки его люблю, стало быть я понимаю. Не умею, как тебе сказать; у него всё назначено, а я этого не люблю. Денисова… – Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце! – Уж этого я не знаю, но с ним мне неловко. И ты знаешь ли, что он влюбился в Соню? – Какие глупости… – Я уверена, вот увидишь. – Предсказание Наташи сбывалось. Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя и никто не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова. Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах adolescentes [подростков] у Иогеля, где всегда бывали Ростовы. Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд. Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой. Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома. С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах. ХI На третий день Рождества, Николай обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Это был официально прощальный обед, так как он с Денисовым уезжал в полк после Крещенья. Обедало человек двадцать, в том числе Долохов и Денисов. Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц. – Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет. – Куда я не поеду по приказанию г’афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать. – Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай. – А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать. – Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая. «Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое? – А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне. Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого… – Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного. «Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай. – Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала… – А мама просила ее! – с упреком сказал Николай. – Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься. – Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь. – Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала. Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви. – Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг… Соня перебила его. – Я уж отказалась, – сказала она поспешно. – Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне… Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него. – Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она. – Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех… – Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня. – Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга. – Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо. – Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку. У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью. Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами. Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена. – Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне. Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих. – Как она мила, к’асавица будет, – сказал Денисов. – Кто? – Г’афиня Наташа, – отвечал Денисов. – И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он.
Юозас Будрайтис сейчас
Актер с женой живут в Литве в маленькой квартире, где прожили практически всю свою семейную жизнь.
Будрайтис присутствует на открытиях выставок своих фоторабот, которые довольно часто устраиваются. Одна из последних проходила в Минске летом 2020 года и называлась «Мой Париж».
Юозас Будрайтис представил в Минске фотовыставку «Мой Париж» Несмотря на солидный возраст, актер продолжает сниматься в кино. В 2017 году зрители увидели семейную драму «Сын» с Юозасом Будрайтисом в одной из ролей второго плана. Вместе с ним в картине снялись Мария Миронова, Андрей Мерзликин и Ольга Сутулова.
Помимо увлечения фотографией, Юозас Будрайтис всегда любил рисовать
Актер любит отдыхать на своем маленьком хуторе, где много читает, рисует, фотографирует природу.
Будрайтису до сих пор приходит много писем от поклонниц, среди которых, как с гордостью отмечает актер, есть и молодые девушки.
Юозас Будрайтис в программе «Встречи на Моховой» Часто в свободное время Юозас Будрайтис садится на велосипед и уезжает в поле, чтобы поразмышлять о жизни.