Родители
Миша появился на свет 18 ноября 1950 года в Москве.
Его родители были образованными и интеллигентными людьми. Мама, Елена Рафиковна, имела смешанные русско-татарские корни. Она за два года написала и защитила диссертацию, работала преподавательницей в Московском технологическом институте мясной и молочной промышленности, заведовала кафедрой электротехники.
Отец, Владимир Сергеевич, имел дворянское происхождение и был дальним родственником знаменитому русскому драматургу и дипломату Грибоедову А. С.. В отцовских жилах была смешана русская и бурятская кровь. В молодости он только с пятой попытки смог поступить в высшее учебное заведение, его не принимали из-за принадлежности к дворянскому сословию. Тем не менее он всё-таки окончил институт, выучился на гидравлика, работал старшим научным сотрудником, стал учёным. Отец прошёл всё войну и имел статус ветерана. Ещё Владимир Сергеевич был полиглотом, с семи языков он делал переводы, на четырёх свободно разговаривал.
Детские и школьные годы
Воспитывали Михаила в строгости. Мама у него была такая, что могла и верёвками, и грязными тряпками отлупить. Если она говорила, что домой нужно прийти в девять часов вечера, то кровь из носу нужно было вернуться к этому времени. Даже когда уже Михаил был подростком, то звонил и просил её: «Можно мне ещё на часок задержаться?»
Плохих оценок мама не терпела, поэтому Миша в школе учился на «отлично». Однажды она разрешила сыну завести голубей. Жили они в многоэтажном доме в районе Новослободской, и Михаил прямо на балконе выстроил голубятню. Так увлёкся своими пернатыми, что в школе заметно снизилась успеваемость, даже иногда стали проскакивать «тройки». Мать быстро наставила сына на путь истинный: голубей заставила продать, голубятню разобрать.
По словам музыканта, беззаботного детства у него практически не было, в том плане, чтобы погонять футбольный мяч или побегать во дворе с мальчишками. Мишу с ранних лет родители старались занять по полной программе – учёба, секции, кружки.
Обучался в музыкальной школе, закончил её по классу виолончели. Много времени уделял спортивным занятиям, с первого класса посещал секцию плавания, достиг в этом виде звания мастера спорта. Серьёзно увлекался боксом, имеет первый разряд. Обучался в школе с физико-математическим уклоном. Дополнительно во внеурочное время ходил на занятия по английскому языку, потому что в его школе изучали французский.
А по выходным были обязательные семейные турпоходы. С восьмилетнего возраста Миша уже плавал с родителями на байдарке. Больше всего ему запомнился турпоход, когда летом родители были в отпуске, и они отправились по речке на байдарке путешествовать, проплыли почти 240 км от Липецка до Воронежа.
Среди всех занятий пересиливала тяга к музыке, в восьмом классе Михаил начал сочинять песни и организовал с одноклассниками вокально-инструментальный ансамбль с названием «Хрустальные кактусы», ребята играли на школьных танцах.
Образование
После школы Михаил стал студентом Московского технологического института мясомолочной промышленности, где работала мама. Защитив в 1971 году дипломную работу, парень принял решение получить второе высшее образование и в 1972 году продолжил учёбу в Московском химико-технологическом институте имени Менделеева на биохимическом факультете.
В 1972-1973 годах Михаил проходил службу в рядах Советской Армии, он попал в спортроту. Вернувшись, продолжил учёбу. Понемногу занимался фарцовкой, покупал у югославов пластинки с записями группы «Битлз» и перепродавал в три раза дороже. Торговал также джинсами, водолазками, различной радиоаппаратурой.
Затем была аспирантура, где Муромов работал над диссертацией по теме «Исследования в процессе изменения некоторых биохимических свойств мяса, высушенного в жидкой теплоносящей среде в условиях вакуума». Даже занимался изобретениями, он придумал и запатентовал три прибора, применяемые в пищевой промышленности. По словам певца, сейчас эти приборы выпускают и используют при производстве колбас.
Однако все эти исследования и изобретения не приносили молодому человеку полного морального удовлетворения. Тянуло на сцену, тем более, что ещё в 1969 году его позвали в качестве вокалиста и гитариста в англоязычную советскую рок-группу «Славяне», с которой он выступал почти три года, совмещая концерты и учёбу.
Работа в ресторанном бизнесе
Возможно, он защитил бы свою диссертацию и стал учёным, если б не случай. На отдыхе в Сочи Михаил познакомился с директором подмосковных ночных кабаков Игорем. Отдыхали они на море почти месяц и за это время успели хорошо подружиться. Под конец отпуска мужчина предложил Муромову работать его заместителем. Михаил подумал, какая ему светит зарплата в качестве старшего научного сотрудника после защиты диссертации, и поддался на уговоры Игорька. Правда, пошёл работать к нему не заместителем, а метрдотелем в ресторан «Старый замок».
Мама была в шоке от того, что сын забросил науку. Но у Михаила началась совсем другая жизнь, которая ему нравилась. В то время метрдотель в ресторане – это было круто. Он научился работать со складом, проворачивать кое-какие делишки. В заведении был валютный бар, публика собиралась специфическая – проститутки, картёжники, воры. Грех было жаловаться: жил Муромов тогда очень хорошо. Зимой ездил в горы, летом в Сочи, катался на водных лыжах, рыбачил, в общем, отдыхал по полной программе. Денег зарабатывал столько, что у него было три новеньких «Жигули».
Работая в ресторане, продолжал писать песни, брынчать на гитаре, иногда публика просила, и он пел для них. Михаил чувствовал, что его музыка нравится людям, и в какой-то момент ему захотелось, чтобы она звучала с экранов, радио и пластинок. Решил завязать с ресторанным бизнесом и пробиваться на эстраду.
Муромов пел до потери сознания
Подобного концерта Москва, возможно, никогда не видела и вряд ли еще увидит. В разгар знойного июня в реставрирующемся здании филиала «Маяковки», затерянного в сретенских переулках, о. Исполнитель одного из главных диско-шлягеров последней пятилетки советской власти, мегапопулярный в 80-е певец Михаил Муромов после многолетнего забвения попробовал вернуться к столичной публике. Догадывалась бы последняя, какой перфоманс ей уготовлен, в зале, пардон за каламбур, яблоку негде было бы упасть.
Молодые шаловливые панки всея Руси могут отправляться в буфет. Супротив поп-ветерана Миши Муромова они кажутся малохольными и показушными. Да ладно наши панки. Зрелище в мини-Маяковке приподняло бы с кресла и самого Игги Попа. Жаль, его там не было. Зато неожиданно появился лидер гротескно-брутальной формации «Бони НеМ» Кирилл Немоляев и неустанно кричал «Браво!» кумиру советских женщин горбачевской поры.
Мизерная реклама, абсолютно провальный зал и столь же провальный, для концертов, день недели понедельник вкупе с неоднозначной репутацией Муромова в последние годы привели к тому, что за 15 минут до начала представления на «Яблоки на снегу» официально было продано 22 билета. Считайте, по одному зрителю на каждый год существования нетленной песни (и это при очевидном нынешнем буме на ностальгическую эстраду). Потом подтянулось еще некоторое количество приглашенных, но все равно атмосфера в зале напоминала междусобойчик соседей по подъезду. Обозревателю «Известий» слегка озадаченные представители артиста рекомендовали на концерт вовсе не ходить: «Все равно потом какую-нибудь гадость напишете».
Похлопотал за меня, насколько я понял, лично герой мероприятия. Но стоило мне заглянуть к нему в гримерку, как Муромов продолжил пассаж своих администраторов. «Я почему журналистов не приветствую с ними, как ни говори, они потом только ерунду пишут. Одна написала, что я в каких-то «потертых трениках» хожу. Да эти «треники» 200 долларов стоят. Другая, что я пьяным выступал. А такого никогда не было, вот спроси у моих музыкантов. А еще кто-то утверждал, что от моей былой спортивной фигуры не осталось и следа. Да у меня сейчас, посмотри, бицепсы какие…». Переваривать поток трэшевых откровений Михаила я успевал с трудом. Говорил он смачно и, конечно, не без иронии (Муромов вообще человек веселый), но отличить иронию от реплик, порожденных уязвленным самолюбием, довольно непросто. Все же, как ни крути и ни щади эту ретрозвезду, относится она (он), по критериям шоу-бизнеса, к категории «сбитых летчиков».
Однако певец, что называется, хорохорится и некоторым эпизодам своей карьеры дает исчерпывающее объяснение: «Я семь лет песен не пишу, потому что мне соседка, живущая этажом ниже, по батарее стучит. Шум ей, видите ли, мешает. Я говорю, давай я тебя домик за городом куплю и еще денег дам на жизнь. Отказывается. Ей на меня жаловаться интереснее». В завершение искрометного спича Михаил предложил мне отведать гороха. Сам он с аппетитом лущил зеленые стручки, горка которых красовалась на столике в его гримерке. А больше там ничего и не было. К крайне аскетичному с виду выступлению (черный задник, скупой однообразный свет, три человека на сцене, три микрофона, две гитары, остальное под «минусовки») Муромов и готовился соответствующе.
56-летний экс-покоритель стадионов, чья судьба отчасти схожа с историей Валерия Ободзинского, а сегодняшний облик и жесты иногда вызывают ассоциации с Леонидом Ильичем Брежневым, предстал перед немыслимым для него когда-то залом с тем же доверительно-дуракавалятельным настроем, с каким рассуждал о превратностях жизни за кулисами. Начал он с нарочитого спотыкания перед микрофоном (кто мог представить, что оно окажется пророческим…). Мол, знаете ведь, что про меня в таблоидах пишут «спился, увял, одряхлел», ну, вот, видите, еле на ногах держусь…Тут же, впрочем, Михаил распрямился, повел плечами и показал, что он еще в силах. Не забывающий одарить емкими характеристиками многих знакомых по шоу-бизнесу, Муромов данный вечер открыл репликой в адрес поэта Андрея Дементьева: «У меня записан большой блок его песен, но главного он так и не сделал не помог в свое время пробить выпуск моей пластинки. Зато волосы он хорошо причесывает…». За сим грянула патетическая тема: «Ты живи, мать-Россия, рано нам умирать, с нами крестная сила и небесная рать!». Закончил композицию Муромов очередным прозаическим воспоминанием о том, как «ездил забирать» в 91-м из Питера в Москву убиенного Игоря Талькова и как пришлось готовить «два саркофага»…
Одетый в черные брюки, белую рубашку, пеструю расшитую жилетку и украшенный целой вязью золотых цепей на шее, певец перешел к декламированию советских стихов о любви пароходов. Действо последовательно превращалось в абсурдистский моноспектакль, какого и Петру Мамонову, вероятно, не создать. Михаил «зажигал», и атмосфера близилась к пародийно-непринужденной, только заметно было, что само пение дается артисту все труднее. Во-первых, он очевидно хрипел (и сам чуть позже признался, что «подсел голос в день концерта»), во-вторых, ему столь же, очевидно, не хватало дыхания или, как говорят спортсмены (а Муромов не забывает, что он был разносторонним атлетом) «физики». Когда зазвучала тема «Ночи в Сочи», Михаил совсем сдал, вторую часть песни за него по сути пели партнеры по коллективу Виктор Большаков и Андрей Зубков, сам Муромов успел еще лишь «на коде» выдать очередной перл: «Вот тут у меня раньше девочки пели, а теперь их нет».
Далее панковское саморазрушение статного солиста бывшего Союза привело к шокировавшему публику обстоятельству. Муромов наклонился попить чего-то из стоявшей в углу сцены бутылочки, вернулся к микрофону и начал…оседать. Секунд 15 никто не мог понять, что происходит, но затем раздался возглас: «Скорую», врача вызовите!», а Большаков с Зубковым на руках понесли певца со сцены. «Перерыв пока, перерыв!» объявили устроители мероприятия, и ошеломленные граждане медленно потянулись в фойе. Обсуждать, продолжит ли Муромов петь, в этот момент было как-то кощунственно. Тем не менее народ не расходился, ждал.
И вот тут угасшая звезда выдала еще один панковский или просто символический жест, достойный голливудских мелодрам. Спустя двадцать минут Михаил вернулся. Ему уже установили на сцене огромное кресло, принесли вентилятор. Кресло он демонстративно отодвинул, вышел на авансцену и запел а капелла. Глядели на этот номер люди с болью и восторгом одновременно. «Душновато здесь на сцене, стал задыхаться», пояснил случившееся Муромов, и дальше начался совсем другой концерт. Пел он все тяжелее, кое-где спасался уже «плюсовой» фонограммой, но сам факт работы артиста до конца и откровенно «на износ» собравшиеся оценили. Почувствовав ситуацию, Муромов уже без всякой иронии исполнил легендарный «Мой путь» Фрэнка Синатры, поистязал себя попыткой «живого» исполнения «Странной женщины». Ну а на «бис», разумеется, выдал два варианта «Яблок на снегу», в том числе тот, который в 80-е многие советские роты использовали как строевую песню. К финалу Михаил уже вернул изначальный тонус и в «яблочном» припеве иногда добавлял: «Яблоки на снегу, с розово-нежной кожей, врежь-ка ты мне по роже, я себе не могу…».
Творчество
Деньги у Михаила были, так что он купил синтезатор и оборудовал в своей съёмной квартире небольшую звукозаписывающую студию. Он создавал музыкальные композиции для театральных постановок, кинофильмов, балетов. Но известность на всю страну ему принесли всё-таки эстрадные песни. Много композиций он написал на афганскую тему:
- «Афганистан»;
- «Боевым награждается орденом»;
- «Спроси пустыню»;
- «Зона риска»;
- «Ребята из Афгана».
Дебют Муромова на большой эстраде состоялся в 1985 году, довольно поздно для певцов, ему уже было далеко за тридцать. Самая известная песня из его раннего творческого периода – «Птица синее крыло», которую он исполнил вместе с Ольгой Зарубиной. Потом была музыкальная композиция «Стюардесса», на телевидение её не пропустили, но зато в самолётах крутили постоянно.
Всесоюзную известность Михаилу принесла песня «Яблоки на снегу». Правда, прежде чем она впервые прозвучала, её восемь раз снимали с телевизионного эфира. Не нравилась эта «песня ни о чём» высокому начальству. Сам певец считает эту композицию аллегорией, слушая которую, можно представлять себе что угодно. Хотя у песни была своя смешная история. Автор слов Дементьев Андрей перед Новым Годом отправился с компанией друзей гулять в парк, прихватив с собою шампанское и яблоки. Чтобы охладить шампанское, они закопали бутылку в снег, а сверху раскидали яблоки. Получилась симпатичная картина, и Андрей тут же придумал стихи.
Муромов жил в то время по соседству с Дементьевым, Миша снимал квартиру на Большой Спасской, а Андрей в Астраханском переулке. Познакомила их знаменитая советская телеведущая Ангелина Вовк, которая тоже была соседкой Муромова, каждое утро они встречались в парке перед домом на пробежке. Андрей дал Михаилу тетрадь со своей поэзией, тот долго читал, а к тому, что понравилось, придумывал музыку. Так родилось несколько песен. Когда он позвонил Андрею и наиграл мотив «Яблок…», поэт сказал, что это стопроцентное попадание.
Лично Муромову больше нравились другие песни, но прославила его именно «Яблоки на снегу». Впервые она прозвучала в 1986 году, а уже в следующем 1987 году вышла на кассетах и постепенно начала набирать популярность.
Песня нравилась не только советским слушателям. В конце 1980-х годов Михаил выступал на рок-фестивале в немецком городке Гера, местные жители подпевали ему, не понимая русских слов, и долго удерживали артиста на сцене. Секретарь парткома «Останкино» Владимир Шмаков, увидев такой тёплый приём, потом оказал помощь в продвижении песни на советское телевидение, и Михаил спел её на финале «Песни года». А уже после телевидения песня попала в студию записи грампластинок «Мелодия» в популярный сборник «С Новым Годом!» и после этого зазвучала из каждого радиоприёмника и магнитофона.
А потом было множество других хороших композиций. Если в воскресенье какую-то новую песню крутили в передаче «Утренняя почта», то уже вечером её играли в советских ресторанах. Очень популярными были композиции «Ведьма» и «Ариадна». А песню «Странная женщина», созданную в соавторстве с Ларисой Рубальской, Михаил считает вершиной своего творчества.
Начались хорошие гонорары, на счёт капали авторские отчисления, Михаилу стало жить свободнее. Вскоре его гонорары превысили тысячу рублей, в то время как отец (профессор) получал четыреста, а мать, заведовавшая институтской кафедрой, пятьсот.
В середине 1990-х годов Муромов на какое-то время исчез с эстрады, занимался строительством загородного дома. Потом появился с новыми песнями «Ориноко», «Казачья», «Какая поздняя весна», «Малибу», «Поздняя любовь».
Музыкальная карьера
Снова вернуться к музыке Михаилу удалось лишь в 1980 году – он купил себе синтезатор и даже организовал в своей квартире небольшую звукозаписывающую студию. Именно в ее стенах в 1982 году он создал музыку к фильму «Просто ужас».
Михаил Муромов в начале творческого пути
В этом же году Муромов записал и свою дебютную песню – «Птица синее крыло», которую исполнил совместно с Ольгой Зарубиной. Однако с дебютного выступления певца стали беспощадно вырезать из телеэфиров. По словам самого артиста, сначала против него был Союз композиторов, а потом сама Алла Пугачева. Его песни последующих лет – «Метелица» и «Стюардесса» – первое время играли везде, кроме радио и телевидения.
Все изменилось после выхода «Яблок на снегу» в 1986 году, мгновенно ставших хитом №1 во всей стране на долгое время. Делать вид, что Муромова не существует, на телевидении становилось все сложнее, вдобавок певцу помогла ведущая программы «Шире круг!» Ольга Молчанова, которая добилась его пропуска в свою передачу. В 1988 году Муромов выпустил лиричные песни «Странная женщина» и «Ариадна» на стихи Ларисы Рубальской. Статный и привлекательный певец вмиг влюбил в себя миллионы советских женщин, его начали приглашать на концерты «Песни года».
Михаил Муромов и Лариса Рубальская
Оценили творчество Муромова и мужчины, особенно после выхода его афганского цикла песен, с которым он гастролировал по СССР и самому Афганистану во время войны в поддержку солдат. Его душевные боевые песни быстро разошлись на цитаты, а в 1992 году Михаил даже получил медаль «Славы» от Демократической организации молодежи Афганистана.
Михаил Муромов исчез из шоу-бизнеса на пике славы
В начале 1990-х, на пике славы, Михаил внезапно исчез из шоу-бизнеса. Это время он решил посвятить решению личных проблем – сначала он строил большой загородный дом своей матери, а позднее боролся с алкоголизмом.
С 1997 года его карьера снова начала развиваться, но исполнял на своих концертах певец преимущественно старые хиты, которые так полюбились публике. В 2001 году Михаил порадовал слушателей новым диском под названием «Имена На Все Времена», а в 2005 году выпустил альбом со своими главными хитами под названием «Grand Collection».
Чем певец живёт сейчас?
В советское время за один концерт певцу Михаилу Муромову платили фиксированную сумму – 14 рублей, а за выступление на стадионе – 28 рублей. Конечно, до того, как платили мега-звёздам советской эстрады, ему было далеко (Магомаев и Кобзон за один стадионный концерт получали по 300 р., а Пугачёва и всю 1000 р.). Но Михаил не жаловался, ему хватало, так как он давал очень много концертов.
На сегодняшний день певец по-прежнему продолжает выступать, но уже не так много, как раньше. Ездит по российским городам, в Москве поёт в клубах и на корпоративных вечеринках. Бывает, что платят очень хорошо. Доволен Михаил и тем, как относится к нему публика, народ уважает его за то, что поёт вживую.
Один раз Муромову пришлось петь в Подольске на бандитской сходке. В большой и дорогой ресторан приехало три бригады, все в золоте и бриллиантах. Но больше всего певца поразило их вежливое к нему отношение. А выступая в Мордовии перед старичками на Дне пожилых людей, Михаил сначала пел, а потом стал наизусть читать поэзию Гумилёва и Мережковского. После четырёх прочитанных стихотворений, он решил продолжить концерт, а бабушки с дедушками в один голос закричали: «Не надо, читайте дальше!»
Иногда музыкальные композиции Муромова покупают на ремиксы и платят за это приличные деньги. Так что материальных проблем певец не испытывает. Собирается воплотить в жизнь свои мечты – написать книгу о тыльной стороне эстрады и нарисовать хотя бы парочку картин.
Михаил благодарен судьбе за то, что в его жизни были такие песни, как «Стюардесса», «Капитаны», «Тёплые ливни», «Метелица», и, конечно же, «Яблоки на снегу». Как говорит сам певец: «Гимн СССР споёт не каждый, а слова из «Яблок…» знает любой житель нашей страны». Такая долгая зрительская память его очень радует.
Михаил Муромов сейчас
Сейчас Михаил Владимирович периодически появляется на эстраде. Он участвует в передачах радио «Ретро-FM», а также выступает на концертах радиостанции. Фото и видео выступлений Муромова часто появляются на его страничке в «Инстаграме».
Осенью 2020 года он стал участником гала-концерта в Государственном Кремлевском дворце «Хиты 20-го века» вместе со звездами советской эстрады Юрием Антоновым, Вячеславом Добрыниным, Львом Лещенко и другими.
View this post on Instagram
A post shared by Михаил Муромов (@mmuromov) on Nov 7, 2020 at 8:19am PST
Михаил Муромов и Андрей Малахов
В сентябре съемочная группа программы «Пока все дома» побывала в гостях у певца. Тимура Кизякова артист принимал в компании своих родственников. Несмотря на то, что родные ему приходятся троюродными сестрами и братьями, Михаил очень дружен с ними. Муромов рассказал о своей родословной, которая богата на незаурядных личностей. Также певец упомянул, что за свою жизнь спас несколько людей, причем неоднократно в эти моменты ему самому угрожала опасность.
Личная жизнь
Личная жизнь у Муромова всегда была очень бурной, но официально он женился только один раз. Во время учёбы познакомился с молоденькой аспиранткой Тамарой Николаевной. Любовь у них была сумасшедшая, свадьбу отметили шикарно в зеркальном зале ресторана «Прага» на сто гостей. Но вскоре Михаил понял, что брак – это не для него. Молодого мужчину постоянно захватывали новые любовные отношения. Тамара об этом узнала, так что их брак продержался всего три года. Сейчас бывшие супруги поддерживают дружеские отношения, изредка созваниваются и общаются.
Об остальных женщинах Михаил говорит, что они для него как глобально-космическая тема. Слишком много он ими злоупотреблял, сколько их было до свадьбы и после – не сосчитать. Такая же ситуация у певца и с детьми. В браке с Тамарой детей не было, а сколько их родилось вне брака, Муромов даже предположить не может. Четверых внебрачных сыновей он признал (Михаила, Костю, Павла и Артура), до совершеннолетнего возраста помогал им материально. Но теперь дети взрослые и не особо балуют папу своим вниманием.
Личная жизнь Михаила Муромова
Артист не скрывает, что имел много женщин, в т.ч. и в период, когда состоял в браке: «Женщины для меня — такая глобально-космическая тема. Я слишком ими злоупотребляю. Сколько их было у меня до и после брака, а также во время него, не сосчитать».
О романах Муромова ходили легенды. Ему приписывали любовную связь со многими известными актрисами и певицами. Однако сам он одним из наиболее ярких и драматических моментов своей жизни считает отношения со Светланой Шевченко, которая на момент знакомства с Михаилом работала заместителем директора комиссионного магазина. «Я не смог перед ней устоять. Она передо мной, видимо, тоже. К сожалению, потом Свету поймали на каких-то нарушениях и посадили на семь лет», — вспоминал певец.
Один раз был женат. Супругу звали Тамара. Брак продлился три года. За это время у супругов не появилось общих детей.
Как рассказывал артист, с бывшей женой остался в хороших отношениях. «Мы с ней до сих пор дружим, изредка созваниваемся и общаемся. Она профессор, специалист по полимерам. Одно время возглавляла завод по производству упаковочных материалов для молочных продуктов. А познакомились мы, когда были аспирантами. У нас была сумасшедшая любовь. Но наш брак продлился всего три года — с 1973 по 1976 год. Я быстро понял, что семейная жизнь — это не мое. Меня захватывали новые любовные увлечения. А Тамара была слишком ревнива», — рассказывал он о своем единственном браке.
«В браке с Тамарой детей у нас не было. А вне брака их было примерно столько, сколько городов в СССР. По физиономическим и антропологическим данным нескольких сыновей я признал как своих. До 18 лет растил их и все им оплачивал. По идее, теперь сыновья должны оказывать мне помощь. Но они не особо балуют меня своим вниманием», — рассказывал он.
Точно известно о четырех внебрачных сыновьях Муромова — Михаиле, Николае, Павле и Артуре. Все они рождены от разных женщин.