Семья
- Первый муж — Андрей Костричкин, актёр. Развелись в 1932 году.[2] Дочь Янина Костричкина, работает над дублированием фильмов.
- Сын Юлий Жеймо, кинооператор.
Внуки Янина, Пётр и Павел.
**********************
В пятнадцать лет, параллельно с работой на эстраде, Янина поступила в Ленинграде в актерскую студию ФЭСК под руководством Г.Козинцева и Л.Трауберга.
В 1925 году состоялся дебют Жеймо в кино. Она сыграла роль мальчишки-газетчика в фильме «Мишки против Юденича». Цирк и эстрада постепенно отошли в прошлое. Уже в следующем году Янина снялась сразу в нескольких фильмах, среди которых наиболее яркая – главная роль в эксцентрической комедии «Братишка». Также она участвовала в съемках фильмов «Шинель», «С.В.Д.», «Новый Вавилон» и др.
В 1929 году Янина окончила киномастерскую ФЭКС, а через год – Институт сценических искусств, и стала актрисой киностудии «Ленфильм». 1930-е годы стали наиболее плодотворными и успешными в творчестве актрисы. Ее активно приглашали сниматься.
В лирической драме «Песня о счастье» она сыграла одну из основных ролей. Первой главной ролью стала работа в фильме «Разбудите Леночку», где она сыграла школьницу, в картине «Горячие денечки» создала вместе сН.Черкасовым блестящую комедийную пару. Наиболее полно выразила артистическая индивидуальность Янины в фильме «Подруги» (1935).
Любые роли Жеймо – главные или эпизодические, драматические или романтические – отличались в ее исполнении разнообразием красок и оттенков, соединяя лирику, характерность и эксцентрику. В 1939 году Жеймо была награждена Орденом «Знак Почета».
Не только талант и мастерство, но и особые внешние данные – маленький рост, почти детское лицо и хрупкое телосложение – стали источником художественного своеобразия актрисы. Все это определяло её амплуа – всю жизнь она играла девчонок-подростков.
В начале Великой отечественной войны Янина осталась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях и парках, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Лишь в конце 1942 года Янина эвакуировалась в Ташкент – туда же переместилось кинопроизводство. В эти годы она снялась в фильмах «Белорусские новеллы», «Два бойца» и других.
Широкую известность актрисе принесла главная роль в фильме-сказке «Золушка» в 1947 году. Жеймо тогда было 37 лет. Картина имела огромный успех. Но премьера «Золушки» совпала с началом малокартинья в отечественном кино.
Семья Жеймо решила перебраться в Москву, где Янина участвовала в дублировании зарубежных фильмов и отечественных мультфильмов. Ее неповторимым голосом «заговорили» Софи Лорен, Джульетта Мазина и рисованная Герда из «Снежной королевы». Свою последнюю роль актриса сыграла в фильме «Два друга» (1954).
В 1957 году со своим мужем, польским режиссёром Л.Жано, Янина уехала в Польшу, в Варшаву. Там она не снималась, хотя ей несколько раз поступали предложения от режиссеров, но по разным причинам они не были приняты. Зато Янина часто сопровождала мужа на съемках и порой давала ему дельные советы.
Она поддерживала связь с русскими актерами – Михаилом Пуговкиным,Вячеславом Тихоновым и другими – они приезжали к ней в гости. Жеймо и сама часто бывала в Советском Союзе. Но свои последние 30 лет жизни Янина прожила в Польше.
Умерла Янина Болеславовна Жеймо 29 декабря 1987 года, ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище.
Источник: calend.ru
***
Янина Болеславовна Жеймо (польск. Janina Żejmo; 16 [29] мая 1909, Волковыск — 29 декабря 1987, Варшава) — советская киноактриса польского происхождения.
Девочку сыграла в 38
«Янина Жеймо была великой актрисой советского кино, — говорит публицист Виталий Вульф. — Крохотного роста, с огромными глазами, божественной пластикой, нежным голосом. Её сравнивали с итальянкой Джульеттой Мазиной. Главная картина Жеймо была снята в 1947 году — «Золушка» Надежды Кошеверовой. Это великая лента не только потому, что там сыграли Эраст Гарин, Фаина Раневская, Елена Юнгер. Зритель верил чистоте помыслов Жеймо, доброму взгляду. Никто не мог догадаться, что актрисе в реальной жизни почти 40 лет. Хрустальные туфельки 31-го размера костюмеры «Ленфильма» делали на заказ. Это была поистине ювелирная работа. Правда, Жеймо в них не ходила и не танцевала. Сделать в них даже пару шагов было невозможно. Башмачки из оргстекла реквизиторы разрешали только примерить, войти в них в кадр и тут же снять. Сцены с Золушкой снимали в основном по вечерам — Жеймо была старше обеих «сестёр» и просила режиссёра не ставить её в кадр в утренние часы: «утром у неё лицо не такое».
«Золушка». 1947 год.
В военные годы декорации на «Ленфильме» были разбомблены или сожжены. Поэтому всё приходилось делать заново. Для съёмок бала во дворце участники съёмочной группы несли из дома пережившие блокаду и не пошедшие на растопку и обогрев квартир старинные вещи. Кресла и вовсе были трофейными, привезёнными из Германии… Платья для фрейлин и придворных королевской свиты шили из занавесок. Сегодня «Золушка» — это уже классика кино. А тогда, в конце 40-х… Фильм «Золушка» чиновники Министерства кинематографии оценили как слабый и вредный. В газете «Правда» — органе ЦК КПСС — была опубликована статья, в которой прямо говорилось: «Золушка» — большая идеологическая ошибка«. Не вместилась в идеологические рамки и лента «Моя Родина» с участием Жеймо: она, комсомолка, укрепляет дружбу между народами. Спор об этом фильме дошёл до Сталина. Коба посмотрел и вынес суровый вердикт: «Картина вредная». Надо ли говорить, что после такой оценки «Родину» сняли с проката? Такая же судьба постигла и другие фильмы с участием Янины Жеймо… «В юности Янина Жеймо окончила студию «Фабрика эксцентрического киноактёра». Первым мужем Янины Жеймо стал актёр Андрей Костричкин. (В браке родилась дочь Янина.) Когда-то он тоже прогремел как исполнитель эксцентрических ролей. Костричкин снимался в «Новом Вавилоне», а Жеймо играла там Терезу-циркачку. Эта роль была близка ей — актриса с 3 лет выступала на арене с музыкальными номерами, была гимнасткой, балериной, наездницей…
Янина Жеймо в фильме «Золушка». 1947 год.
Биография
Родилась в городе Волковыск (ныне Гродненская область, Белоруссия) в семье цирковых артистов. Её отец Йозеф Болеслав Жеймо (умер в 1923[2]) был поляком, мать — русской. С трёхлетнего возраста выступала в цирке — наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. В 1925—1927 годах работала на эстраде.
Снималась в кино с 1925 года. Окончила мастерскую ФЭКС в Ленинграде (1929).
Актриса киностудии «Ленфильм». Популярность принесли фильмы «Разбудите Леночку» (1934), «Подруги» (1935) и «Враги» (1938). В 1939 году получила орден «Знак Почёта».
Во время Великой Отечественной войны находилась в блокадном Ленинграде.
С 1949 по 1956 годы — актриса Театра-студии киноактёра.
В 1957 году с третьим мужем, польским режиссёром Леонидом Жано, уехала в Польшу.
С 1957 года жила в основном в Варшаве, часто бывала в Советском Союзе. В 1980-х переехала в Москву, жила на улице Лескова, дом 21.
Умерла 29 декабря 1987 года в Варшаве, гроб с телом был привезён в Москву.
Похоронена Янина Болеславовна, согласно завещанию, на Востряковском кладбище (98 участок).
Андрей
Разбудите Леночку (1934)
Пока актриса рассматривала свое изображение и казнила себя за нетелегеничность, к ней подошел актер Андрей Костричкин. Узнав, о чем печалится красавица, только рассмеялся. Пошептался со световиками, попросил операторов повторить дубль, и новая проба оказалась куда более удачной: Янина стала себя узнавать.
А со спасителем, догадавшимся тогда поменять свет в студии, она сходила на свидание, которое перетекло в романтическую историю и увенчалось браком. Счастливым его не назвать — влюбленные были вместе недолго. Но за короткий период брака на свет успела появиться маленькая Янина — общая дочка Жеймо и Костричкина, названная в честь мамы.
Позднее она станет весьма известным в профессиональном кругу сотрудником «Мосфильма». Янина Костричкина много лет проработала на дубляже и была одним из первых в СССР специалистов, освоивших синхронный перевод иностранных кинофильмов.
Творчество
Широкую известность актрисе принесла роль Золушки в послевоенном одноимённом фильме Н. Н. Кошеверовой.
Актриса отличалась хрупким девическим телосложением, её рост был менее 148 см, размер ноги 31. До 40 лет Янина выглядела юной девушкой. Это определяло её амплуа травести:
— Моя внешность — структура лица, маленький рост — определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой… Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери.
— Янина Жеймо. Из интервью.
Скамеечку, на которую миниатюрная Янина становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка».
Николай Олейников в 1934 году написал шуточное стихотворение:
От Нью-Йорка и до Клина
На устах у всех клеймо
Под названием Янина
Болеславовна Жеймо.
Звезда
Подруги (1935)
Только спустя несколько десятилетий и после звездных ролей Жеймо, критики стали отмечать удивительный драматический дар актрисы, которая тонко сочетала в себе черты лирика и эксцентрика. Но тогда маленькой Янине предлагали в основном роли детей — мальчиков и девочек.
На третьем курсе она стала одной из самых востребованных актрис, была занята сразу в нескольких проектах, что для того времени было невероятным успехом. Ее называли «киноактрисой чистых кровей».
Признание пришло к ней после главной роли в кинофильме «Подруги», снятом в 1935 году. Актрисе не давали прохода. Многие поверили, что перед ними — ребенок, и прямо домой к Янине стали приходить совсем юные мальчишки и девчонки, которые тоже мечтали стать актерами.
Тем трагичней был ее разрыв с кинематографом, когда в конце 30-х она оказалась невостребованной. Друзья писали: когда не играет, она становится замкнутой и сердитой.
Во время застоя в кино многие актеры находят спасение в театре, но она была далека от подмостков и как выживала в те годы, когда сниматься не звали, до сих пор неизвестно.
Семья
- Первый муж — Андрей Костричкин (1901—1973), актёр. Развелись в 1932 году. Дочь Янина Костричкина, работает над дублированием фильмов. Внучка Янина Костричкина. Правнучка Янина Костричкина, музыкант, правнуки Александр и Алексей Костричкины, актёры озвучивания и дубляжа.
- Сын Юлий Жеймо, польский кинооператор. Внуки Пётр и Павел.
Новая жизнь
Песнь о счастьи (1934)
Только в конце 1942-го ее наконец-то эвакуировали. Хейфец знал об этом и с нетерпением ждал супругу, вот только дождался похоронки: на его адрес пришло извещение о том, что поезд, в котором ехала жена, подвергся атаке с воздуха. Никто не остался в живых.
Тем временем поезд все же дошел. Вернувшаяся невредимой, Жеймо обнаружила супруга в объятьях другой женщины и не простила. От обиды, многомесячного недоедания в блокадном городе, тяжелого переезда, Янина смертельно заболела.
В предсмертном состоянии знаменитость нашел польский режиссер Леонид Жанно, ее старый и надежный приятель. Именно он выходил уже попрощавшуюся с жизнью актрису, признался в любви и сделал ей предложение. Она согласилась.
После войны, вернувшись из эвакуации, Жеймо не утратила своего оптимизма и даже шутила: «Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела». Действительно, похорошевшая, хрупкая и по-прежнему красивая Янина была приглашена на пробы в сказке. Уставшая страна жаждала волшебства и хотя бы искусство было обязано ответить на эту потребность.
Фильмография
Янина Жеймо (Золушка) и Эраст Гарин( король) были даже на конверте почты России 2009 года
- 1925 — Мишки против Юденича — мальчишка(эпизод)
- 1926 — Чёртово колесо — девушка из шпаны
- 1926 — Шинель — подручная портного
- 1926 — Братишка — девочка из гаража
- 1927 — С. В. Д. — цирковая наездница
- 1927 — Чужой пиджак — Гулька
- 1929 — Голубой экспресс — китайская девушка[5]
- 1929 — Новый Вавилон — Тереза
- 1929 — Дорога в мир — героиня в детстве
- 1930 — 22 несчастья — Манька
- 1931 — Одна — Маленькая учительница
- 1931 — Человек из тюрьмы — судомойка
- 1932 — Ищу протекции — студентка
- 1933 — Моя Родина — Оля
- 1934 — Песня о счастье — Анук
- 1934 — Разбудите Леночку — Леночка
- 1935 — Горячие денёчки — Кика
- 1935 — Подруги — Ася
- 1936 — Леночка и виноград — Леночка
- 1938 — Враги — Надя
- 1939 — Шёл солдат с фронта — Фроська
- 1939 — Доктор Калюжный — Ольга
- 1941 — Приключения Корзинкиной — Корзинкина, билетный кассир вокзала
- 1942 — Боевой киносборник № 12 — Танька (новелла вторая — «Ванька»)
- 1942 — Белорусские новеллы (новелла первая — «Пчёлка») — Пчёлка
- 1943 — Два бойца — медсестра
- 1943 — Март-апрель — Катя Веселова
- 1943 — Мы с Урала — Вера
- 1943 — Юный Фриц — Гертруда, девочка, попавшая в гестапо
- 1947 — Золушка — Золушка
- 1954 — Два друга — мать Кости Шишкина
Озвучивание
- 1957 — Снежная королева — Герда
Дублирование зарубежных фильмов[править | править код]
- 1948 — У стен Малапаги
- 1952 — Рим, 11 часов
- 1953 — Жюльетта
- 1954 — Папа, мама, служанка и я — Катрин Лизерэ (Николь Курсель)
- 1966 — Большая прогулка — Хозяйка отеля