Роза Хайруллина: В театре, как в любви, – либо выходишь замуж, либо нет


Роза Хайруллина: биография

Российская актриса театра и кино Роза Хайруллина широко известна в театральных кругах. Созданные ею драматические образы поражают зрителей глубиной характера и запоминаются на всю жизнь. Кинолюбителям талант Хайруллиной открылся лишь в 2000-х. Театральный опыт и необычная внешность зрелой актрисы помогли запомниться зрителям с первых же работ в кино.

Видеокурс «Весенний»

Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот

Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.

Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!

₽ 1200.00 ₽ 600.00

ПОДРОБНЕЕ ❯❯❯

Актриса Роза Хайруллина
Актриса Роза Хайруллина

Вклад Розы Хайруллиной в развитие российского театра признан критиками и журналистами, подтвержден наградами «Ника», Государственной премией в области литературы и искусства, театральными премиями. О международном признании свидетельствуют премия имени Станиславского и «Серебряный Георгий».

Роза Хайруллина: В театре, как в любви, – либо выходишь замуж, либо нет

Досье. Заслуженная артистка РФ и Татарстана, лауреат Государственной премии Российской Федерации, актриса театра и кино Роза Вакильевна Хайруллина родилась 12 сентября 1961 года в Норильске. Окончила Казанское театральное училище. Играла на сценах Казанского театре юного зрителя, Театра им. Ленсовета, Самарского академического театра драмы имени М. Горького. В 1996-м году получила свою первую высшую театральную премию «Золотая маска». В 2009 году была приглашена в труппу Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. Играет на сцене МХТ им. Чехова, Санкт-Петербургского театра «Приют Комедианта», театра Наций. На Московском международном кинофестивале 2012 года признана лучшей актрисой за роль ханши Тайдулы в фильме «Орда» режиссёра Андрея Прошкина. За эту же роль в 2013 году получила национальную премию Российской Академии кинематографических искусств «Ника».

Её участие в любом спектакле, кинофильме делает их событием. На театральные сцены она выходит Алёшей Карамазовым Ниной Заречной в «Чайке» и Мурзавецкой в «Волках и овцах», Лира в спектакле « Короле Лир».

Своей любви к актрисе не скрывает строгий столичный театральный критик Марина Тимашева: «Ей нельзя сказать „не верю“. Нельзя, даже когда она играет вроде бы небольшую роль. Например, Красного Ариэля в „Буре“ Шекспира Цейтлина. Там было четверо Ариэлей, Ариэлей-актёров, равно любящих и ненавидящих своего режиссера — Просперо. Они выполняли все его прихоти, капризы и приказы. Но срывался только один: Красный Ариэль. Роза Хайруллина. Она говорила о свободе как о счастье. Она молила хозяина отпустить её на волю. Несколько секунд, а какой силы воспоминания! Я пишу и вижу её глаза — пылающие, чёрные, влюблённые».

Театроведы называют актрису уникальной, пронзительной и даже великой. Сама же она таковой себя не считает: «Я только транслирую заложенное в роль режиссером».

— Роза, авторская композиция по мотивам трагедии Шекспира, произведениям Ницше, Варлама Шаламова и стихам Пауля Целана Константина Богомолова «Лир», поставленная им как комедия, вызвала неоднозначную реакцию. Вы играете в спектакле главную роль. Как вы относитесь к этой постановке?

— Она мне очень нравится. От начала и до конца. Как нравится всякое талантливое произведение. Разделяю или нет авторские высказывания режиссёра – это уже другое дело.

— Как ощущаете себя в мужском обличии?

— Режиссёр поставил передо мной задачу играть человека. Не мужчину или женщину. И я на неё работала. Играла Человека.

— Вы никогда не оспариваете режиссёрскую концепцию?

— Я не спорю с ним. Или принимаю предложение режиссёра, или не принимаю. В театре, как в любви – либо выходишь замуж, либо нет. А тратить время на споры – занятие никчёмное.

— Предложение Богомолова было неожиданным?

— Не совсем. В Самарском театре мы с ним работали над спектаклем «Олеся». Он меня перевёз в Москву. Я рада, что этот человек появился в моей жизни. Он находит слова, которые помогают мне жить. Ставит мою голову на место. И даёт работу. Веря в меня. Был момент, когда я считала, что не имею права выходить на сцену, потому что не несу в мир радость. А людям её так не хватает!

— У вас есть любимая роль?

— Все любимые. Но есть особая. Буратино. Играла её в Самаре в спектакле по пьесе Адольфа Яковлевича Шапиро. Она про меня. Про человека, выросшего в нищете и в несправедливом отношении окружающих. Я играла Буратино от мальчика до столетнего старика. Спектакль не был детским, но дети воспринимали его очень глубоко. Мне рассказывали, что один мальчик после первого акта плакал в туалете и говорил: «У неё сердца не хватит доиграть его».

— В последнее время заговорили о «Буратино» Толстого, как о книге не для детей. Кто-то даже сказал, что это пародия на модель Серебряного века.

— Я так не считаю. Там есть много поучительного и для детей, и для взрослых. В каждом возрасте открываешь что-то новое. Толстой это заложил. Только взрослый может понять, что Пьеро — это абсолютный Блок. Мальвина – Любовь Менделеева. Это их отношения. «Буратино», которого мы читали совсем юными — переложение для детей. Это становится ясно, когда читаешь недавно вышедшую полную версию сказки. В том виде, в каком её написал Толстой. Я играла именно такого Буратино. Не доиграла – не изжила его из себя окончательно. Буратино – это диагноз. Надо понять – как жить с этим именем… С именем мальчика, который первые слёзы познаёт после съеденной луковицы, и говорит при этом: «Спасибо, вкусно». Придя впервые в театр, он видит жесткое избиение артистов. Доверился, и испытал на Поле чудес, что такое предательство. У меня Буратино вешался после этой сцены. Первые ощущения детства забываются. Но они очень острые и остаются в подсознании. 70 процентов в нас, взрослых, — это детство наше. То, что заложено в детстве, остаётся на всю жизнь. Наши правители тоже из детства — из не доигранных игр. Мой Буратино говорит, прожив жизнь: «Не хочу этого театра». Он театр воспринимал, как жизнь. И я его так воспринимаю. Каждый человек играет свою жизнь. Главное для взрослых в школе, в театральном кружке, в спортивной секции заниматься с каждым ребёнком индивидуально, уча их быть свободными. От чужих амбиций, чужого мнения. Внушая каждому, что он – индивидуальность. А у нас, начиная с детского сада, всё нивелируется.

— Розу Хайруллину называют актрисой Богомолова. Мне кажется, это не соответствует вашему диапазону.

— Я не согласна, что он мой режиссер, а я его актриса. Я тот винтик, который нужен в его спектакле. Ольга Михайловна Яковлева себя обеднила на десятки лет после смерти Эфроса. Актёр должен работать с любым режиссёром. Но режиссёр берёт актера, который ему нужен. Я не могу и не хочу всем нравиться. Я – штучный «товар».

— Вы часто берётесь за эпизодические роли в фильмах. Почему?

— Потому что и в них можно раскрыться и помочь режиссёру реализовать его замысел.

— Актрисе без чёткого амплуа, какие роли приносят больше радости – трагедийные или комедийные?

— Разделения у меня нет. Может быть, потому, что радость в жизни мне приносят только роли. Любые. Смысл жизни для меня — 24 часа в сутки находиться в профессии. В том, что я умею и люблю делать.

— Во время Евпаторийского фестиваля «Земля. Театр. Дети» вы придумали историю, соединившую героев «Вишнёвого сада» и «Буратино». Неожиданно…Как родилась эта идея? Будет ли она понятна зрителям?

— Я хочу быть понятой. Открою вам тайну. Меня очень волнует в последнее время потеря человеком себя. Я в этом не исключение, к сожалению. Я себя потеряла. Этот проект мне нужен, чтобы вернуться к себе. Я хотела бы встретиться с той Розой, которой была когда-то: с надеждами в душе, неотягощённой потерями.

— Что привело вас в театр «Золотой ключик»?

— Не что, а кто. Люди, которые работают здесь ради детей, для детей, открывая для них мир творчества. Дети. Я смотрю им в глаза и разделяю радость, которую они испытывают на сцене даже в самой малюсенькой роли — мышки, червячка… Мне это надо, потому что в профессии я стала превращаться в машину. Стала слишком часто идти по наработанному. Я вижу, как у многих столичных актёрство превращается в ремесло. Меня это расстраивает. Иногда даже возникает мысль: и зачем уехала из Самары?..

— Там было интереснее?

— Там я понимала, для чего выхожу на сцену. Для какого зрителя играю каждый вечер: для человека, который приходит после смены на заводе посмотреть на меня.

— Но в Москве у вас тоже есть свой зритель.

— Есть. Но он другой. Совсем другой.

— Менее чувствительный в восприятии?

— Московские зрители хотят шоу. Требуют: выходи и удивляй.

— Всюду есть зритель, который идёт на определенных актёров, на определённых режиссёров, отваживающихся, несмотря на общую тенденцию, гнуть свою линию.

— Правильно, но своих зрителей надо воспитать. Костя Богомолов воспитал целое поколение, которое ходит на него. Но он тоже шёл через поиски. Прежде всего – себя.

— Чего вам не хватает в нынешнем зрителе?

— Размышления. Я хочу, чтобы зритель работал вместе со мной. А он хочет только развлекаться. Театр превратился в потребительский, «хавальный», я бы сказала. Это не значит, что я против, скажем, комедий-положений. Отнюдь. Там могут быть такие размышления… А нынче так получается, что в тексте есть, а не сцене, увы! Наступило время камеди-клаб. Не моё время.

— Вспомнилась ваша фраза на церемонии вручения «Ники»: «Степь, спасибо, что ты меня услышала». Степь для вас – сущностное понятие природного естества?

Не только для меня. Для всех. Она есть у каждого. И у театра есть. Но театр эту «степь» потерял. Тайдула для меня – не просто человек. Она – степь, ветер… Я так её и играла – нечеловеческими средствами. Нюхом. Слепая, она нюхом живёт. А когда к ней возвращается зрение, скачет в степь умирать. Соединяется со степью. Я очень долго шла к этой роли. И теперь она во мне надолго «поселилась».

— Вы как-то сказали, что грань между зрителем и сценой должна стираться, и для этого зритель должен смотреть на сцену как в замочную скважину. Всегда ли это прилично?

— Я считаю, да. Ради этого приходят люди в театр. Должен быть момент шока. Зрителю это надо. Ощущение, которое открывает ему глаза на то, чего не видно в обыденной жизни.

Но тогда стирается грань между приличием и неприличием. Нас в детстве учили: не смотри в замочную скважину, не подсматривай за родителями…

— А мы все равно подсматривали. Вспомните величайший фильм Серджио Леоне «Однажды в Америке», в котором сквозь эту щёлочку снято всё. Взглянув через щёлочку можно вернуться к себе. Проверить, подсмотрев за другими, так ли жил до этого момента. Когда смотрю фильм с Де Ниро «Старый Новый год», в котором его герой на вопрос «как ты жил всё это время?» отвечает: «рано ложился спать», начинаю плакать. Жизни тридцатилетней не было. Не это ли страшно: рано ложиться спать…

— Что вам нужно, чтобы приступить к новой роли?

— Стать нулём.

-Стереть память о прошлом?

— Нет…

— Вернуться в изначальное, детское состояние, с открытостью мировосприятия без помех чужого влияния и собственного опыта? Когда каждую минуту можно вписывать в себя что-то новое?

— Да. И не знать, что я Роза Хайруллина, которая сыграла и мать Чингисхана, и Мамашу Кураж, и короля Лира… Нет никаких званий, есть я – ноль. Роза Хайруллина. Только так можно обновиться.

— Вы испытываете творческую неудовлетворённость или собственное несовершенство?

— И то и другое. Часто наступают моменты, когда кажется, что сил жить уже нет. И только встречи с какими-то нужными тебе людьми вытягивают из этого опустошения. Или фильмы. Книги. Музыка. Или вдруг промелькнёт за окном троллейбуса или машины картинка, и ты ощутишь красоту мироздания. Гармонию природы. Это тоже – бальзам на душу. Тогда собственное несовершенство отходит на второй план.

— Но ведь совершенных людей нет, хотя мы и созданы «по образу и подобию…»

— Мы должны идти к совершенству. Я до него не дошла. И то, что постоянно помню об этом – мой шаг вперёд. А вот творческая неудовлетворённость никуда не девается. Постоянно думаю, что вот здесь надо было сделать так, а здесь иначе, здесь я не дотянула. Это нормально. Станешь всем доволен – умрёшь для сцены. Я у Кости Богомолова просила прощения после премьеры «Короля Лира» за своё несовершенство. Человеческое и актёрское. За то, что я не доросла до того, что он от меня хотел.

— И что он вам на это сказал?

— Ничего. И слава Богу.

— Он вам когда-то говорит комплементы?

— Нет. И слава Богу. Мне их не надо.

— Вы настолько самодостаточны?

— Да. Я о себе знаю больше, чем все остальные. Больше, чем 33 режиссера, которые буду сидеть в зале и смотреть на меня.

— А как вы относитесь к статьям театроведоведов и критиков?

— Я их не читаю. У меня нет этой потребности, мне это не интересно.

— Фильмы со своим участием пересматриваете?

— Ни фильмов не смотрю, ни записей спектаклей.

— Как относитесь к призам?

— Получая, говорю «спасибо». Дома храню в коробочках, в которых их вручили.

— Это противоядие от тщеславия?

— Это память о педагоге, который советовал держать под стеклом на рабочем столе (сейчас уже таких нет в домах, а раньше были) фотографии гениальных людей и по утрам, глядя на них, осознавать, что всё уже до нас сделано. И пытаться надо не «переплюнуть», а сделать что-то своё, стремясь, прежде всего, к саморазвитию. А вот «Золотой ключик», который мне вручили в Евпатории, поставлю на полку. Как очень дорогой для меня приз. Буду на него смотреть, и помнить глаза детей, получающих воспитание в Театре, сохраняющем высокое значение этого вида искусства.

— Вы заметили вскользь о своём полном несовпадении с миром. Но как же тогда в этом мире жить?

— Как-то живу…

— Но находите же какие-то грани соответствия своей души с душами людей, с которыми общаетесь?

— С редкими людьми общаюсь. Я очень закрытый человек. Дружба у меня профессиональная, а не чисто человеческая. И общение – на профессиональном уровне. Мне этого достаточно. Я никогда не думала, что когда-нибудь буду выходить на сцену с сыном Олега Ивановича Янковского. Довелось. После премьерного спектакля Филипп сказал: «Это счастье быть с тобой на сцене. Ты смотришь на меня, и я понимаю, про что играю», Это ли ни счастье для партнёра? Вообще рядом со мной в последнее время появились люди, своего отношения к которым не скрываю, говорю, что до них я была сиротой. Мне не надо им говорить кто я и что, что думаю. Они меня «считывают».

— У вас театр перевешивает кино?

— Вообще всё перевешивает. Я актриса театра. Но от кино себя не отделяю. Просто в кино и в театре разный способ выражения. Но если ты живой артист, будешь органично жить и в театре, и в кино.

— От каких ролей отказываетесь?

— Зная меня, таких не предлагают.

— А если бы предложили?

— Мне не роль важна, а с кем я работаю. Режиссёр. Актёры. Случается, две-три фамилии назовут, я говорю «Спасибо, достаточно» и ухожу. Не буду называть имени величайшего режиссёра, обладателя всех призов, которые только есть, предложившего мне у него сняться. Пришла на пробу, и через пятнадцать минут сказала: «не тратте на меня время».

— Обиделся?

— Спросил: вы понимаете, с кем говорите? Я: «Вы даже не представляете, как я это понимаю». Вышла на улицу, шёл дождь, я подставила под капли лицо и подумала: « Боже, какой я свободный человек! Я могу не пойти за этим человеком».

— Дожили до такого, что можете работать с кем хотите?

— Я думаю, до этого не надо «доживать». Надо сразу определять это для себя.

— Так было, и когда только приехали в Москву?

— А почему нет? Я же приехала уже состоявшейся театральной актрисой. И в кино уже сыграла две больше роли у Андрея Эшпая, который нашёл меня в Самаре. Ему было все равно, где я работаю – в Новосибирске, в Самаре в Нижнем Тагиле. Он сказал: «Мне нужно это лицо в кадре». С маленького эпизода в фильме «Иван Грозный», в котором он меня снял, началась наша кинематографическая любовь. Потом была вторая картина — «Вуаль Анжелины». У моей героини в ней изначально не было слов, и мы с Эшпаем сочинили текст прямо на съёмочной площадке. История, рассказанная в картине, замечательная!

— Вернёмся к Евпаторийскому «Золотому ключику». Чем он вас притягивает?

— Тем, что не даёт забыть себя. Одиннадцать лет назад я здесь оставила своё сердце. Единственный праздник, который я признаю, — праздник общего дела. Как Евпаторийский фестиваль. Здесь ощущение праздника не покидает ни на минуту. Здесь я нахожу театр, не утративший своего значения, не потерявшего ноту исповедальности. Здесь есть баланс зрелища и Слова. Слова, о котором мы забыли. И я воспринимаю это как вызов мне, Розе Хайруллиной, как актрисе. Как в этом мире жить, где «Звездные войны» во всю наступают…Для меня важно обрести своё Слово. Никем до меня непроизнесённое. Обрести свой голос. Своё лицо. Быть непохожей ни на кого.

— Вы привезли в «Золотой ключик» незаконченную работу по роману Гюнтера Грасса «Жестяной барабан». Зачем?

— Проверить по реакции чуткого зрителя, какого нет в столице, на правильном ли я пути. Я сделала маленький спектакль про барабан, который необходим юному герою, чтобы достучаться до Бога, который есть внутри каждого из нас. Для меня принципиально важно играть этот спектакль не в Москве. Чтобы ветер донёс: она где-то играет спектакль. Это новое для меня дело. А чтобы начать что-то, надо иметь право и мужество «обнулиться». Превратиться в никого и в ничто. Здесь я – никто и ничто. Здесь воспримут не мои былые заслуги, а только то, что я сделала на данный момент. Здесь люди очень открытые и неискушённые. Для вас хочется играть. И вы даёте возможность артисту проверять себя. В Москве быть артистом не сложно: сериал – и имя есть. И не важно, какого качества сериал. Ты попадаешь в телевизор и становишься членом тысяч семей. И никто не рассуждает о мере таланта. Мне этого не надо. Я очень хочу возвратиться в «алфавит», в те ценности, которые быльём поросли.

— Какие открытия сделали для себя, работая над этим спектаклем?

— Поняла, что в каждом из нас живёт подросток. И что зло происходит именно тогда, когда кто-то за тебя решает. У меня тоже был такой момент в жизни, когда решение принимали за меня. Я не задумывалась раньше, что принятое за меня решение другим человеком влияет на мою жизнь. Сейчас я это поняла. Время вспять не перемотать, но я больше не позволю другим людям решать за меня. Этим спектаклем я возвращаюсь к себе, маленькой Розе. В мир, который пах мамой. Мама — это очень объёмное понятие. Это целый мир, забыв который, забудешь себя. Чтобы вернуться к себе, надо понять, в какой из дней своей жизни совершил ошибку. Перечеркнуть его и идти дальше.

— Значит, в истории о мальчике, который не захотел расти, превращаться во взрослого, играете себя?

— Скучен тот актёр, который не играет себя.

— Вы вообще не собираетесь показывать этот спектакль в Москве?

— Нет. В Москве его не услышат. Вообще это пока не совсем спектакль, а только начальная конструкция, над которой мы работаем с режиссёром Алексеем Френкелем. Сегодняшний спектакль идёт 29 минут. За это время надо рассказать свою жизнь. Было вы вообще гениальным сделать это за пять минут. Когда закончим спектакль, хочу играть его в Омске, в Новосибирске, в Кёльне, в Дании. Я хочу всё время испытывать себя на новой публике. Мне кажется, именно таким спектаклем можно хоть как-то достучаться до кого-то. Не сегодня, так завтра: этот спектакль может «накрыть» и через неделю, и через месяц.

— Это не первая ваша работа с Алексеем Френкелем?

— Театральная – первая. Снялась в его фильме «Моль».

— А как вы познакомились?

— Он пришёл в «Табакерку» со сценарием, и через 15 минут я поняла, что буду сниматься у этого человека.

— У меня сложилось впечатление, что вы в какие-то моменты воспринимаете жизнь, как поединок.

— Так и есть. И не в какие-то моменты, а всегда. И не скрываю этого.

— А можно ли победить жизнь?

— Невозможно.

— Жизнь — поединок с уже предсказуемым концом? Без победы?

— Смерть победить нельзя. Об этом нужно помнить. Японцы помнят. И замечательно живут в гармонии с собой. Без нашей суеты. У них покой в душе.

— Актёр – ребёнок в душе? Всё идет от чувства, а не от разума?

— Всегда должны присутствовать разум и чувства. В гармонии. У детей есть и разум, и чувства. Дети-актёры чётко понимают, про что они играют. И понимают правила игры. Если это есть – тогда актёр. Независимо от возраста.

— В жизни можно играть, или не нужно?

— Проигрывать свою жизнь, что делает каждый из нас, и играть в жизни – не одно и то же. В жизни играть не надо. Для этого есть сцена. Очень многие заигрываются и превращают жизнь в театр абсурда. А это – страшно.

— По-вашему, что надо играть – человека или состояние?

— Тему надо играть. Король Лир – это тема. Тема родителя. Ради неё я согласилась на эту роль. Родитель не имеет ни мужского, ни женского рода. У Богомолова Лир – такой родитель. Я понимаю, почему женщин у Кости играют мужчины. У Шекспира женщины – с мужским складом характера. Особенно в Лире. Они руководят всем. От этого режиссёр идёт. Женщина будет актёрски показывать, какая она сильная, крутая. Вы устанете от этого, как зритель. Поэтому женщин у него играют мужчины.

— Богомолов вам оставляет всё меньше и меньше текста.

— А зачем многословие, когда Лир сказал пару фраз – и всё понятно. Я вообще хочу сыграть роль без текста.

— У вас есть предчувствие роли: предложили, и вы знаете, какой она у вас получится?

— Сразу же. По «запаху».

— Роль вас ведёт или вы её?

— Если очень интересная — она меня ведёт… Вы первый человек, который задал мне такой вопрос… Да, нас делают роли. Сам по себе актёр не очень-то интересен.

— Поспорю с вами. Актёр никогда не сделает роль хорошо, если не родился с актёрским нутром. Вы родились актрисой – это просто неоспоримо.

— Не заставляйте меня последние волосы вырывать на голове от несогласия.

— Но вам ведь ещё в молодости режиссёр сказал: «Роза, это твой путь, иди по нему…»

— Это было сказано в Казани, тринадцатилетней девчонке. Но чтобы я стала такой, тридцать лет работала. Актрисой делает только труд. Когда я поступила в училище, маме сказали: «Эта девочка ничего не будет играть». Мама спросила — «Почему?» «Какая-то внешность непонятная… Голос непонятный… Для драматического театра не героиня, ну будет играть комических старух». Мама пожала плечами: «Ну, хорошо, кто-то же должен и их играть». Потом мне в театре тоже сказали: «Ты не будешь героинь играть». Когда в Самарский театр пришла в 37 лет, увидела недоумение на лицах: где метр восемьдесят, роскошные волосы, голос? Кто это?

Три года я положила на то, чтобы стать ведущей актрисой.

Три года бегала в массовках. Просила: можно на Новый год выйду снежинкой? Мне снисходительно разрешали. Так было, пока не приехал Адольф Яковлевич Шапиро и не поставил «Мамашу Кураж». Его пытались отговорить брать меня на главную роль, на что он ответил: «Мне нужна такая актриса, которая везёт на себе мир. С таким голосом, с таким нутром». Помню первую свою репетицию в «Табакерке», куда Богомолов меня привёл. Там тоже напряглись. На третьей репетиции сказали: «Костя, она же ничего не играет». И услышали: «В этом весь кайф».

— А Табаков к вам как отнёсся? Сразу понял или нет?

— Думаю, что сразу. Но виду не показал. Присматривался. Да мне ведь не надо «как относятся». Я не хочу об этом знать.

— Самодостаточность великое дело, которое дано не каждому. По-моему, вы бы очень комфортно чувствовали себя в античном театре: вы прямо оттуда… Он вам близок?

— Очень! Прямо очень!

— Как относитесь к словам, что вы гениальная актриса?

— Никак. Я их отметаю.

— Театр можно назвать учёбой для зрителей?

— Нет. Театр – это только размышление. Или провокация.

— Но размышления нужны, чтобы сделать какой-то вывод?

— Не обязательно. Жизнь же это не вывод.

— Ваши роли — провокация?

— По отношению к себе – да. Вечером могу играть Алёшу Карамазова, а утром – хулиганить в сериале «Ольга». И зритель видит, что я актриса не только интеллектуального театра Кости Богомолова, что моё амплуа не умещается ни в какие рамки.

— Есть режиссёры, с которыми хотелось бы поработать?

— Да. Ромео Кастеллуччи, Робер Лепаж, Эймунтас Някрошюс.

— Когда увидим вас снова в Евпатории?

— Надеюсь, получу приглашение на фестиваль в нынешнем юбилейном для «Золотого ключика» сезоне. Крылья себе приделаю и прилечу, о это какой-то особенный организм. Это часть моей жизни. Вы не поверите, я дни считала, решив привезти сюда спектакль. Здесь особенные люди какие-то, которым еще нужен театр, которые им живут и болеют за него, а не за успех. Это и есть настоящее. Когда видишь таких людей, которые помогают театру выживать вопреки, а не благодаря, понимаешь, что не всё так плохо.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

Детство и юность

Роза Вакильевна Хайруллина родилась 12 сентября 1961 года в Норильске Красноярского края. Родители девочки жили там в ссылке. Когда потомкам бывших председателей колхозов разрешили уехать, Розе было двенадцать лет. Поселиться в большом городе не разрешили, и семья выбрала для жизни Зеленодольск. С третьего класса девочка занималась в театральных студиях и мечтала стать актрисой.

Роза Хайруллина в молодости

Мечта не находила поддержки у родителей Розы, которые считали, что для игры на сцене нужно быть красавицей, а внешность дочки, по их мнению, не совпадала с эталоном красоты. Но девушка проявила настойчивость и, окончив школу, поступила в Казанское театральное училище. Со второго курса играла небольшие роли в спектаклях Национального театра имени Камала.

Детство и юношеские годы

Будущая актриса родилась в далеком холодном Норильске в семье татарских ссыльных. Ее родители были детьми репрессированных председателей колхозов, которые в конце 30-х были обвинены в расхищении государственной собственности, уволены со своих должностей и отправлены в Сибирь.
Воспитывала девочку подруга семьи немка Роза Карловна, тоже ссыльная, которая была заядлой театралкой и хорошо разбиралась в искусстве. Она сразу разглядела у своей подопечной творческие способности и тонкую душевную организацию и постаралась, по мере возможности, развить эти качества.

Когда Розе исполнилось двенадцать, семье разрешили вернуться на родину. Поселиться в столице Татарстана бывшие репрессированные не имели права, поэтому осели в сорока километрах от Казани, в Зеленодольске. Там девочка записалась в театральную студию, а вскоре озвучила желание стать актрисой. Родители скептически отнеслись к заявлению дочери, но Роза упорно шла к своей цели, пропуская мимо ушей обидные замечания по поводу своей неброской внешности и маленького роста.

Роза Хайруллина в молодости

После окончания школы девушка стала студенткой Казанского театрального училища, и уже на втором курсе стала выходить на сцену столичного академического театра им. Камала. В 1981 талантливую выпускницу пригласили в свои труппы сразу пять российских театров, но девушка предпочла местный ТЮЗ, которому верой и правдой прослужила пятнадцать лет.

Рост Розы Хайруллиной – 156 см

Театр

В 1981 году по окончании училища молодая актриса выбрала из пяти предложенных театров Казанский ТЮЗ. Там она проработала до 1996 года, играя в постановках Бориса Цейтлина. За роль хозяйки борделя Розы Треф в «Погроме», постановке по мотивам романа Бориса Васильева, Роза Вакильевна Хайруллина была отмечена Государственной премией РФ.

Роза Хайруллина в спектакле «Сны Миледи»

Покинув Казань, актриса около года работала в Голландии, недолго – в Челябинском ТЮЗе. В 1997 году поселилась в Самаре и стала ведущей актрисой театра «СамАрт». Параллельно выступала в постановках Самарского академического театра драмы имени Горького. Роза Вакильевна с ужасом вспоминает, что иногда в Самаре приходилось играть в тридцати спектаклях в месяц.

Роза Хайруллина в спектакле «Король Лир»

В 2009 году актриса переехала в Москву и поселилась на Сретенке, неподалеку от «Школы драматического искусства». Основным местом работы стала «Табакерка» — Театр-студия Олега Табакова. Также Хайруллина выступала на сцене Театра имени Ленсовета и в Театре Наций. В необычной постановке Шекспира под руководством Константина Богомолова в питерском «Приюте Комедианта» играла короля Лира

. С 2012 года выступает на сцене Московского Художественного театра.

Карьера

После окончания училища в 1981 году Роза Хайруллина поступила на службу в Казанский ТЮЗ. Здесь она сыграла во многих замечательных спектаклях. Причем в 1992 году получила государственную премию за роль в спектакле «Погром». В 1996 году все новости писали о прекрасной постановке шекспировской пьесы «Буря», за роль в которой Роза получила «Золотую маску» — престижную театральную премию.

К сожалению, новости вскоре стали менее утешительными – сгорел Казанский ТЮЗ, и труппа распалась. Все это совпало с семейными неурядицами в жизни артистки, и ей с трудом удалось вернуться к обычной жизни и карьере.

В 1997 году перебралась в Самару, и в последующие десять лет играла в спектаклях объединения «СамАрт». Но в 2007 году ее буквально переманил в Москву режиссер Константин Богомолов (позже он пригласил ее в свой сериал «Содержанки», один из самых громких проектов 2020 года). Но тогда, в 2009 году, артистка только попробовала свои силы в кино – дебютом стал фильм «Иван Грозный».

Фильмы

В кино актриса пришла в 2008 году, сыграв нищенку в эпизоде телесериала Андрея Эшпая «Иван Грозный». Режиссер нашел Розу Хайруллину в Самаре и снял в двух своих работах – за «Иваном Грозным» последовал «Элизиум». После небольших ролей, сыгранных актрисой в кино на протяжении трех лет, ей досталась одна из главных ролей в фильме «Орда» Андрея Прошкина.

Роза Хайруллина в сериале «Иван Грозный»

Вжиться в образ внезапно ослепшей ханши Тайдулы оказалось непросто. В фильме Тайдула – больше, чем просто человек. В этом образе воплощена степь, стихии. Для изображения внутреннего мира персонажа актриса использовала приемы, при помощи которых в театре создают образы волшебных существ и животных. Интересно, что из всего актерского состава «Орды» лишь Хайруллина является этнической татаркой.

Роза Хайруллина в фильме «Орда»

За роль ханши кинокритики в 2012 году назвали Розу Хайруллину лучшей актрисой на Московском международном кинофестивале, а в 2013 году присудили премию Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Еще одну престижную награду — приз жюри кинофестиваля «Окно в Европу» — она получила в 2020 году за роль колоритной тещи главного героя в кинокомедии «Норвег» Алены Званцовой.

Роза Хайруллина в фильме «Норвег»

Фильмография актрисы состоит из двух десятков картин, но комедийные роли в карьере Хайруллиной редки. Чаще зрители видят ее на экране в драматических и даже трагических ситуациях.

Роза Хайруллина в кино

Мечтой Розы было не только покорить театр, но еще и попробовать себя в кино. Театр для Розы стал легко осуществляемой мечтой, а вот для съемок в кино пришлось приложить много усилий. Биография Розы Хайруллиной показывает, что ее личная жизнь состояла не только из театра, она начала получать роли в кино. Только в 40 лет Розе удалось дебютировать в фильме «Иван Грозный», который появляется на экранах в 2009 году. Роза рассказывает, что это была долгожданная роль, на которую ее утвердили практически сразу. Актриса уже перестала надеяться на то, что ей удастся сыграть в фильме, ведь большинство режиссеров видели ее только как профессиональную актрису театра.

Кадр из фильма «Источник»

Несмотря на сомнения и неуверенность в себе, Роза Хайруллина все же смогла добиться своей цели, ей удалось покорить кинематограф. Актриса рассказала, что именно фильм «Иван Грозный» и открыл ей новый мир кино. Большой успех для актрисы Розы Хайруллиной принес фильм «Орда», который был снят режиссером Андреем Прошкиным. Здесь Роза показала себя с другой стороны, ее смогли увидеть, как талантливую, профессиональную и современную актрису, которой можно доверять главные роли.

В 2012 году Розе дали звание заслуженной актрисы. После этого события самооценка Розы выросла, она перестала сомневаться в своих способностях, позволяла себе раскрываться по-новому, радовать своих поклонников новыми образами.

Кадр из фильма «Орда»

В 2013 году ей вручили национальную премию «Ника». С этого момента популярность и востребованность Розы Хайруллиной, как известной актрисы, росла с каждым днем все больше и больше.

Еще стоит отметить, что большой успех Розе принесла роль в комедии «Норвег». В 2020 году эта картина получила специальный приз жюри. В 2016-2017 году на экранах появляется известный российский сериал «Ольга», в котором Розе выделили очень интересную роль, она играла бабушку главного героя.

Актриса на съемках сериала «Ольга»

Здесь актриса показала себя, как женщина с сильным характером, которая имеет свои правила и законы для жизни. Игра актрисы была неповторимой.

Личная жизнь

Трагическая актриса и в реальной жизни — женщина с непростой судьбой. В интервью она говорит о себе как об очень одиноком человеке, ищущем радость в красоте природы и музыке. Роза Хайрулина не замужем, у нее нет детей и близких родственников. Она не выкладывает фото счастливых семейных событий в «Инстаграм».

Роза Хайруллина

В интернете в изобилии можно найти фотографии актрисы со зрителями, кадры из фильмов, моменты торжественного вручения наград и бесед с журналистами, но не подробности личной жизни. Переломным моментом в биографии Розы Вакильевны стал 1996 год. В интервью журналу Sobaka.ru она сказала:

«Жизнь поделилась на «до» и «после», я осталась в «до».

До трагического года семья Хайруллиной жила в Казани, а она работала в местном ТЮЗе. В театре случился пожар. Брат-наркоман заложил квартиру и умер. В течение полугода ушли из жизни родители и все близкие – семь смертей за полгода. Актриса нашла силы жить дальше, но не нашла счастья.

Театральная деятельность

Поначалу профессиональная карьера Хайруллиной складывалась очень удачно. Ее самобытный талант высоко ценил режиссер-постановщик театра Борис Цейтлин и давал Розе ведущие роли в своих лучших постановках. За работу в спектакле «Погром» актриса была удостоена Государственной премии. А шекспировская «Буря» того же Цейтлина, в которой она гениально сыграла Красного Ариэля, была названа лучшим спектаклем 1996 года и была о.

Роза Хайруллина на сцене театра

Мастерством Хайруллиной вдохновлялась юная Чулпан Хаматова, не пропускавшая ни одного спектакля с ее участием в Казани и мечтала так же беззаветно служить театру, как эта удивительная женщина.

В 1996 ей пришлось пережить сразу несколько страшных трагедий, которые разделили ее жизнь на «до» и «после». В начале года в театре произошел крупный пожар, и артисты ТЮЗа вынуждены были выступать на чужих сценах. Труппа распалась.

Это был самый тяжелый период в ее жизни. Следом за пожаром умер ее брат-наркоман, оставив огромные долги, из-за которых семья лишилась квартиры. Не выдержав такого потрясения, почти одновременно скончались родители Розы и еще несколько ближайших родственников.

Роза Хайруллина отдала Казанскому ТЮЗу 15 лет жизни

Оставшись одна, без семьи и работы, Хайруллина запила и даже подумывала расстаться с жизнью. Ей помог священник, к которому она обратилась в минуты отчаяния. Его фраза «Тебя ждет величие Цветаевой» дала актрисе силы жить дальше, ведь Цветаева – ее с детства любимая поэтесса.

Роза пробовала поработать в Голландии, некоторое время играла в Челябинском ТЮЗе. В 1997 году перебралась в Самару, где стала ведущей актрисой театра «СамАрт». Стараясь позабыть личную трагедию, Роза с головой ушла в работу и в течение десяти лет играла по тридцать спектаклей в месяц. Актриса замкнулась в себе и потеряла интерес к жизни. Ее спас режиссер Константин Богомолов, который смог найти нужные слова и убедить Розу переехать в Москву.

Он устроил ей встречу с Олегом Табаковым, и в 2009 году актриса была зачислена в труппу прославленной «Табакерки». Богомолов ввел ее в свои лучшие спектакли, и вскоре о самобытной провинциальной актрисе заговорили в столичных театральных кругах. Ее фамилия стала появляться на афишах театра имени Ленсовета, позже Роза стала выходить на сцену МХТ, «Театра Наций» и питерского «Приюта комедиантов». Многие ее театральные работы отмечены престижными премиями, среди которых «Золотая маска» за роль короля Лира.

Роза Хайруллина сейчас

В 2020 году Роза Хайруллина снималась в комедии «Каникулы президента» режиссера Ильи Шерстобитова. Премьера ленты, анонсированная на январь 2020 года, перенесена на конец марта из-за обвинений в предвыборной пропаганде и ангажированности. Известно, что роль Хайруллиной не главная, но, несомненно, будет интересна поклонникам творчества характерной актрисы.

Роза Хайруллина в сериале «Ольга»

17 января 2020 года стартовали съемки третьего сезона сериала «Ольга»

, в котором актриса играет роль Алевтины Григорьевны, бабушки Григория. Если работы пройдут по плану, зрители увидят новый сезон на ТНТ осенью 2020 года. Сейчас Роза Вакильевна продолжает работать в театре. Участвует в драмах «Дьявол» и «Волки и овцы» театра Олега Табакова. Занята в спектаклях «Идеальный муж. Комедия», «Карамазовы» и «Мушкетеры. Сага. Часть первая» МХТ имени А. П.Чехова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]