Биография
Элизабет Роузмонд Тейлор появилась на свет 27 февраля 1932 года в Лондоне. Её родителями была пара американских актеров, работавших в британской столице. В 1939 году, когда в Европе началась большая война, её родители вернулись домой, в Лос-Анджелес, который открыл перед их дочерью большие возможности.
В 1942 году предлагает 10-летней Лиз контракт на съемки в фильме «Каждую минуту рождается человек», где она сыграла роль Глории Туайн. Этот фильм является первым в обширной фильмографии великой актрисы. В последующие два года она снимается в картинах еще двух компаний, которые сегодня стали основной силой Голливуда — «MGM» («Лесси возвращается домой») и «20th Century Fox» («Джейн Эйр» с великим Орсоном Уэллсом).
Элизабет Тейлор в детстве
Первую свою «взрослую» роль Тейлор получила в 1950 году в фильме «Отец невесты», а ее роль в фильме «Место под солнцем» (1951) заставила заговорить о ней критиков.
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
1942 | ф | Каждую минуту рождается человек | There’s One Born Every Minute | Глория Туайн |
1943 | ф | Лесси, вернись домой | Lassie Come Home | Присцилла |
1944 | ф | Джейн Эйр | Jane Eyre | Элен Бёрнс |
1944 | ф | Белые скалы Дувра | The White Cliffs of Dover | Бетси |
1944 | ф | Национальный бархат | National Velvet | Бархатная Браун |
1946 | ф | Мужество Лесси | Courage of Lassie | Кэтрин Элеанор Меррик |
1947 | ф | Жизнь с отцом | Life with Father | Мэри Скиннер |
1947 | ф | Синтия | Cynthia | Синтия Бишоп |
1948 | ф | Свидание с Джуди | A Date with Judy | Кэрол Прингл |
1948 | ф | Джулия плохо себя ведет | Julia Misbehaves | Сюзан Пэкетт |
1949 | ф | Маленькие женщины | Little Women | Эми |
1949 | ф | Конспиратор | Conspirator | Мелинда Грейтон |
1950 | ф | Большое похмелье | The Big Hangover | Мэри Белни |
1950 | ф | Отец невесты | Father of the Bride | Кэй Бэнкс |
1951 | ф | Маленький дивиденд отца | Father’s Little Dividend | Анджела Викерс |
1951 | ф | Место под солнцем | A Place in the Sun | Анджела Викерс |
1951 | ф | Камо грядеши | Quo Vadis | христианская пленница на арене |
1952 | ф | Любовь лучше, чем когда-либо | Love Is Better Than Ever | Анастасия (Стэйси) Мэкабой |
1952 | ф | Айвенго | Ivanhoe | Ребекка |
1953 | ф | Девушка, у которой было всё | The Girl Who Had Everything | Джин Латимер |
1954 | ф | Последний раз, когда я видел Париж | The Last Time I Saw Paris | |
1977 | ф | Маленькая серенада | A Little Light Music | Десири Армфельдт |
1978 | ф | Разрыв помолвке | Return Engagement | доктор Эмили Лумис |
1979 | ф | Зимнее убийство | Winter Kills | Лола Команте |
1980 | ф | Зеркало треснуло | The Mirror Crack’d | Марина Радд Шаблон:ВСериале |
1983 | ф | Между друзьями | Between Friends | Дебора Шапиро |
1985 | ф | Происки в Стране чудес | Malice in Wonderland | Лауэлла Парсонс |
1985 | ф | Север и юг | North and South | Мадам Конти |
1986 | ф | Там обязательно должен быть пони | There Must Be a Pony | Маргарита Сидней |
1987 | ф | Покер Алиса | Poker Alice | Алиса Моффит |
1988 | ф | Молодой Тосканини | Young Toscanini | Надина Булишо фф |
1989 | ф | Сладкоголосая птица юности | Sweet Bird of Youth | Александра Дель Лаго |
1994 | ф | Флинтстоуны | The Flintstones | Пирл Слэгхупл |
2001 | ф | Старые клячи по-американски | These Old Broads | Бэрил Мэйсон |
Год | Наименование | Оригинальное наименование | Роль | Примечание |
1976 | Победа в Энтеббе | Victory at Entebbe | Эдра Вилонфски | |
Синяя птица | The Blue Bird | Фея/Мать/Ведьма | ||
1974 | Место водителя | Identikit | Лайз | |
1973 | День покаяния | Ash Wednesday | Барбара Сойер | |
Бессоница | Night Watch | Эллен Уиллер | ||
Его развод — её развод | Divorce His — Divorce Hers | Джейн Рейнольдс | ||
1972 | Хаммерсмит вышел на волю | Hammersmith Is Out | Джимми Джин Джексон | |
Под сенью млечного леса | Under Milk Wood | Роузи Проберт | ||
Зи и компания | Zee and Co. | Зи Блэйкли | ||
1970 | Единственная забава в городке | The Only Game in Town | Фрэн Уолкер | |
1969 | Анна на тысячу дней | Anne of the Thousand Days | проститутка | в титрах не указана |
1968 | Тайная церемония | Secret Ceremony | Ленора | |
Бум! | Boom | Флора «Сисси» Гофорт | ||
1967 | Комедианты | The Comedians | Марта Пинеда | |
Блики в золотом глазу | Reflection in a Golden Eye | Ленора Пендертон | ||
Доктор Фауст | Doctor Faustus | Елена Троянская | ||
Укрощение строптивой | The Taming of the Shrew | Катарина | ||
1966 | Кто боится Вирджинии Вульф? | Who’s Afraid of Virginia Woolf? | Марта | премия «Оскар» за лучшую женскую роль |
1965 | Кулик | Sandpiper | Лаура Рэйнольдс | |
1963 | Очень важные персоны | The V.I.P.s | Фрэнсис Эндрос | |
Клеопатра | Cleopatra | Клеопатра | ||
1960 | Баттерфилд, 8 | Butterfield 8 | Глория Вэндроуз | премия «Оскар» за лучшую женскую роль |
Запах тайны | Scent of Mystery | Настоящая Салли | в титрах не указана | |
1959 | Внезапно, прошлым летом | Suddenly Last Summer | Кэтрин Холли | номинация на лучшую женскую роль Американской академии киноискусства |
1958 | Кошка на раскалённой крыше | Cat on a Hot Tin Roof | «Кошка» Мэгги | номинация на лучшую женскую роль Американской академии киноискусства |
1957 | Округ Рейнтри | Raintree County | Сюзанна Дрэйк | номинация на лучшую женскую роль Американской академии киноискусства |
1956 | Гигант | Giant | Лесли Линнтон Бенедикт | |
1954 | Последний раз, когда я видел Париж | The Last Time I Saw Paris | Хэлен Эллсуорт/Уиллис | |
Бо Браммелл | Beau Brummell | Леди Патриция Белхэм | ||
Слоновья тропа | Elephant Walk | Рут Уайли | ||
Рапсодия | Rhapsody | Луиза Дюрант |
Фильмы
Уже в те годы Элизабет проявляла свой непростой характер. Ей не нравились многие фильмы, в которых она снималась, её раздражал тотальный контроль со стороны компании. Она даже хотела разорвать контракт с MGM и завершить свою еще толком не начавшуюся карьеру. Однако дальше дела пошли лучше, и в середине 50-х годов Тейлор начала получать главные роли в серьезных фильмах.
Элизабет Тейлор в юности
Широкое признание ей принесли фильмы, снятые по произведениям Теннесси Уильямса — «Кошка на раскаленной крыше» (1958) и «Однажды прошлым летом» (1959). За сцену в роли «Кошки» Мэгги Поллит в фильме «Кошка на раскалённой крыше», лежащую в шёлковой ночной рубашке, Тейлор удостоилась сравнений с Мэрилин Монро в её роли в культовом фильме «Зуд седьмого года», когда воздух из вентиляции Нью-Йоркского метро раздувает юбку героини Монро. А за роль в «Однажды прошлым летом» Элизабет Тейлор получила свою первую серьёзную награду — «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
А уже в следующем году Тейлор получила свой первый «Оскар» за роль в фильме «Баттерфилд, 8», который стал последним в истории её сотрудничества с MGM. Элизабет Тейлор ждала мировая слава.
Элизабет Тейлор в молодости
1963 год стал для кинематографа богатым на события. Вышла в свет комедия «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», Альфред Хичкок явил миру картину «Птицы», Ингмар Бергман выпустил своё «Молчание». В этом же году вышла в прокат «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли. За неё она получила колоссальный по тем временам гонорар в один миллион долларов. Фильм оказался настолько дорогим, что окупился лишь через 4 года, когда права на его показ были проданы телевизионным компаниям. Эта работа перевернула жизнь актрисы. Она стала звездой, покорив своей редкой красотой и своей яркой талантливой игрой миллионы зрителей.
Элизабет Тейлор на премии “Оскар”
Свой второй «Оскар» Элизабет Тейлор получила за роль Марты в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф?». Ради этой роли актриса пошла на большие жертвы — ей пришлось набрать значительный вес, который ей потом долго не удавалось сбросить. Эта работа стала последней по-настоящему большой для Тейлор в кино. Она продолжала много сниматься, однако прежнего успеха не было. Зрителю из СНГ должна вспомниться картина «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка, снятая в 1976 году совместно «Ленфильмом» и «20th Century Fox», в которой Тейлор сыграла сразу несколько ролей.
Элизабет Тейлор в фильме «Синяя птица»
В 80-х годах Элизабет Тейлор снималась в основном в телефильмах и сериалах, названия которых отечественному зрителю мало о чем скажут. Она занялась общественной деятельностью и бизнесом. Так, она была первой звездой Голливуда, которая выпустила под своими именем парфюмерную линию. Много внимания Тейлор уделяла борьбе с ВИЧ-инфекцией, став сооснователем Американского фонда исследований ВИЧ, а также открыв фонд своего имени. Много сил и времени она уделяла благотворительности, за что в 2001 году была удостоена медали президента США.
В последний раз Элизабет Тейлор появилась на большом экране в 1994 году в не снискавшем большой славы художественном фильме «Флинстоуны». Кроме того, следует отметить, что Мэгги Симпсон из знаменитого сериала «Симпсоны» своё первое и единственное слово сказала голосом Элизабет Тейлор.
В 1993 году актриса получила свой третий «Оскар» «за выдающийся индивидуальный вклад в дело гуманизма», а последнее появление на публике состоялось в 2007 году на мероприятиях в кино, посвященным проблемам ВИЧ и СПИДа.
Признание
В 1999 году Американский институт киноискусства поместил Элизабет Тейлор на седьмое место в списке величайших звёзд кино.
Сообщалось о запланированных на 2011 год съёмках фильма-биографии по книге Сэма Кашнера и Нэнси Шонбергер «Яростная любовь: Элизабет Тэйлор, Ричард Бёртон и свадьба века»[7], в котором роль Элизабет Тейлор должна была исполнить Анджелина Джоли или Кэтрин Зета Джонс.
В 1963 году Энди Уорхол изобразил Элизабет Тейлор на картине «Лиз № 5». 12 мая 2011 года она будет продана на аукционе Phillips de Pury в Нью-Йорке как ожидается за $30 млн.[8]
Личная жизнь
Личная жизнь Элизабет Тейлор привлекала и до сих пор привлекает, пожалуй, больше внимания, чем ее творчество. И это не удивительно, ведь у женщины с такой яркой и необычной внешностью, оказавшейся на вершине славы, не может быть скучной, серой жизни простого обывателя.
Элизабет Тейлор — носитель генетической мутации
Стоит несколько слов сказать об одной особенности внешности Тейлор. Актриса имела редкую генетическую мутацию — дистихиаз, а попросту говоря — имела два ряда ресниц, что придавало её глазам и её взгляду особую красоту и выразительность. Более того, цвет её глаз многими определяется как фиолетовый, что является редчайшим случаем.
Элизабет Тейлор была замужем 9 раз за 8 мужчинами. За одним из них — Ричардом Бёртоном — она была замужем два раза.
Элизабет Тейлор и Майкл Уилдинг
18-летний Ники Хилтон стал мужем актрисы, когда ей было 23 года. Наследник гигантской империи Хилтон оказался пылким влюбленным, однако никудышным мужем, который позволял себе выпить, покутить и даже поднять руку на беременную жену. Брак закончился трагически — Элизабет потеряла ребенка.
Актера Майкла Уилдинга, который ей в отцы годился, Тейлор увела из семьи, и, казалось, их брак должен был быть идеальным. Тейлор родила мужу двух детей, однако и этот брак рассыпался.
Элизабет Тейлор и Майкл Тодд
Лиз горевала недолго и уже через три дня вышла замуж за продюсера Майкла Тодда, который был старше ее на 24 года. По воспоминаниям актрисы, этот брак был самым счастливым, она искренне и горячо любила Майкла. И могла бы быть с ним в одном самолете 22 марта 1958 года (который впоследствии разбился), если бы не недомогание. Эдвин «Эдди» Фишер, друг погибшего супруга Тейлор, оказался в нужное время в нужном месте и, поставив плечо безутешной вдове, стал мужем актрисы на целых 5 лет.
Авиакатастрофа 1958 года
Все смешали съёмки знаменитой «Клеопатры». Ричард Бёртон, исполнитель роли Марка Антония в этом фильме, стал роковым мужчиной в жизни Элизабет Тейлор. Когда он публично признал их роман, уточнив, что не собирается разводиться со своей женой, она предприняла попытку самоубийства. Многие говорили тогда, что Бёртон просто хочет искупаться в лучах славы своей партнёрши по съемочной площадке, однако актер действительно безумно влюбился в Тейлор и всю их совместную жизнь осыпал её дорогими подарками.
Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон
Бурные эмоции и яркие страсти, царившие вокруг их семьи почти 10 лет, дали сбой. Бёртон запил, фильмы с их участием перестали собирать кассу. Последовал развод. Однако Тейлор и Бёртон спустя год попытались восстановить былую идиллию, вновь сочетавшись браком, но все оказалось тщетно.
Сенатор от штата Вирджиния Джон Уорнер, ставший очередным мужем Лиз, во многом должен был быть обязан своей супруге за удачную избирательную кампанию, которую она активно поддерживала в 1978 году. Пожалуй, это все, что интересовало Уорнера в Тейлор. Он не был ни поклонником её таланта, ни ценителем её красоты, которая к тому времени начала увядать из-за увлечения актрисой алкоголем.
Элизабет Тейлор и Джон Уорнер
Последний официальный брак нашей героини и вовсе со стороны кажется фарсом. Простой рабочий Ларри Фортенски никак не годился в роли супруга великой актрисы. Даже церемония, которую провели в знаменитом Neverland Майкла Джексона, бывшего шафером на свадьбе, не стала счастливым знаком для этого, уже последнего в жизни Элизабет Тейлор, брачного союза.
После распада последнего брака Лиз сказала, что устала от свадеб и посвятила остаток жизни делу благотворительности и филантропии.
Элизабет Тейлор и Майкл Джексон
Одним из самых близких друзей Элизабет Тейлор был король поп-музыки Майкл Джексон. Ходили слухи об их романе и скорой свадьбе, однако все это осталось только слухами. Скорее всего, это действительно была большая дружба двух одиноких людей, которых любили миллионы, но которые никогда не знали счастья в личной жизни.
Примечания
- Actress Elizabeth Taylor dies at age 79
- «Клеопатра и её мужчины» — Газета «Музыкальная правда» № 02 от 04.02.2011
- «Скончалась Элизабет Тейлор» «Новый Взгляд»
- https://www.sem40.ru/index.php?newsid=216441
- https://www.sem40.ru/index.php?newsid=216441
- О том, что Э.Тейлор предложила себя в качестве заложника, рассказывал Симха Диниц, бывший посол Израиля в США
- «Кто сыграет Элизабет?» — Газета «Музыкальная правда» № 03 от 18.02.2011
- «Портрет Тейлор уйдет с молотка» «Новый Взгляд»
Смерть
23 марта 2011 года мир облетела печальная новость: не стало Элизабет Тейлор. Не стало актрисы, покорившей не одно поколение киноманов всего света, актрисы, само имя которой стало синонимом кинематографа в XX веке. Не стало женщины, покорившей миллионы мужских сердец своей красотой, женщины, покорившей миллионы любителей кино своим ярким талантом, женщины, чья личная жизнь интересовала многих больше, чем их собственная. После её смерти Майкл Уилдинг младший — сын актрисы — сказал:
«Она была необыкновенной женщиной, которая жила полной грудью каждый день. Её наследие никогда не исчезнет, её дух всегда будет с нами, её любовь будет жить вечно в наших сердцах».
Элизабет Тейлор в последние годы
Элизабет Тейлор скончалась в кругу своих родных 23 марта 2011 года в медицинском центре Сидар-Синай в Лос-Анджелесе, в возрасте 79 лет, от сердечной недостаточности. Похороны состоялись на следующий день по еврейскому обычаю. Не обошлось без курьеза. Церемония задерживалась на 15 минут, и тогда раввин Джером Катлер сказал:
«Она даже на свои похороны решила опоздать».
Актриса имела на это право даже после смерти. Потому что она — Элизабет Тейлор.
Переход в иудаизм и поддержка Израиля
Родители актрисы воспитали Тейлор в духе заповедей «Христианской науки», однако в в 1959 году (в возрасте 27 лет) актриса перешла в иудаизм (её мужья Майкл Тодд (Авром-Хирш Голдбоген) и Эдди Фишер были евреями), взяв имя Элишева Рахель[5]. Ее наставником был раввин Макс Нуссбаум. На протяжении всей жизни она активно помогала евреям и Израилю, за что подвергалась постоянным нападкам в арабском мире.
2 февраля 1959 года Элизабет Тейлор публично купила государственные облигации Израиля на огромную сумму: 100 000 долларов, кроме нее ценные бумаги купили и другие звезды Голливуда, но Тейлор купила больше всех.
В ответ на это власти Объединенных Арабских Эмиратов запретили все фильмы с участием Тейлор в своей стране.
В 1961 году актриса с мужем Эдди Фишером приезжает в Москву на кинофестиваль, а для солдат американской армии расквартированных в Москве при посольстве, на концерте исполняют песни на иврите.
В 1962 г. власти Египта запрещают актрисе въезд в страну. Она внесена в черный список Лиги Арабских Государств, но через два года, власти Египта вычеркивают ее из этого списка и все же разрешают показ фильма «Клеопатра» с ее участием, так как этот фильм «поднимает имидж страны в глазах международного сообщества.»
12 июня 1967 года Элизабет Телор вместе с другими друзьями Израиля проводит в Лондоне благотворительный вечер и собирает 840 000 долларовв помощь государству Израиль. Через 2 недели,28 июня, представитель Тейлор сообщает на пресс-конференции, что актриса отказывается от посещения Московского кинофестиваля в качестве протеста позиции Советского Союза по отношению к Израилю. Вмести с Тейлор отказался посетить Советский Союз и Тони Кертис.
В августе 1974 года, Тейлор и Бартон посещают Израиль, а Кисинджер сетует о том, что она помешает ему в его миссии в Израиле
В 1975 году Элизабет Тейлор подписала письмо, осуждающее ООН за ее резолюции против сионизма. В этом письме говорилось: «…мы потрясены, что насквозь расистская резолюция применяется к национальному движению еврейского народа… Это резолюция ставит под угрозу все моральные принципы на которых основана Организация Объединеных Наций…».
Когда 26 июня 1976 года арабские террористы угнали самолет «Эр Франс» следовавший маршрутом из Тель-Авива в Париж, и весь мир облетела новость о том, что самолет находится в Уганде и что евреи подверглись селекции — Елизабет Тейлор громогласно заявила, что предлагает себя в заложники в обмен на всех евреев находившихся на борту самолета. (Ираильтяне убедили ее не делать такого шага, поскольку операция по освобождению всех заложников уже находилась в стадии разработки и подготовки)[6].
В 1983 году Тейлор принимала снова посещает Израиль где встречается с Менахемом Бегиным, и предлагает свое участие в переговорах между канцелярией премьер-министра Израиля и президентом Ливана.
В 1987 году Тейлор подписывает письмо — обращение к Раисе Горбачевой с требованием выпустить из страны евреев -отказников.