Биография
Валентин Иосифович Гафт родился в Москве. Его отец, по профессии адвокат, воевал в Великую Отечественную войну. «Папа был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. Это был настоящий мужчина. Он был военным, прошел почти всю войну», — вспоминает Валентин Гафт.
В школьные годы Валентин участвовал в самодеятельности, где ему пришлось играть исключительно женские роли, потому что в его школе тогда учились только мальчики.
В 1953 году Валентин Гафт поступил в Школу-студию МХАТ.
Выбор профессии
Хотя Гафт вырос в абсолютно не актерской семье, он с детства стал тянуться к театру. Большое впечатление на мальчика произвел спектакль «Особое задание», который он посмотрел в четвертом классе. Валя твердо решил, что будет актером, поэтому стал участвовать в школьной самодеятельности.
В это трудно поверить, но изначально ему предлагали только женские роли. Дело в том, что в те годы в советских школах было раздельное обучение, и мальчики учились отдельно от девочек, поэтому роли дам в спектаклях были вынуждены играть самые симпатичные ребята, к числу которых относился и Валя Гафт.
Театр
С 1957 года, после окончания школы-студии, работал в Московском драматическом театре, Театре имени Моссовета, Ленкоме. В театре Сатиры в 1967 году им была сыграна одна из лучших ролей — графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро» в дуэте с Андреем Мироновым.
«На мою артистическую жизнь родители реагировали своеобразно. Мама, увидев меня в спектакле театра Сатиры «Женитьба Фигаро», произнесла одну-единственную фразу: «Валя, но какой ты худой!»
С 1969 года Валентин Гафт — ведущий артист Театра «Современник». В театре он исполнил множество ролей: Петр Адуев в спектакле «Обыкновенная история» (1970) по Ивану Гончарову, Гусев в постановке «Валентин и Валентина» (1971) Михаила Рощина, Генрих IV в одноименном спектакле Луиджи Пиранделло (1978), Людовик XIV в «Кабале святош» (1981) Михаила Булгакова, Вершинин в «Трех сестрах» (1982) Антона Чехова и др.
Среди его театральных работ в «Современнике» за последние годы — Городничий в «Ревизоре» Николая Гоголя, Хиггинс в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, Рахлин в «Коте домашнем средней пушистости» Владимира Войновича и Григория Горина, Изольд Кукин в «АкУйди-уйди» Николая Коляды, Лейзер в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа и Глумов в «Балалайкине и К°» Михаила Салтыкова-Щедрина.
Также Валентин Иосифович сыграл главную роль в спектакле по пьесе, которую он сам и написал: «Сон Гафта, пересказанный Виктюком».
Кроме того, постановка «Балалайкин и К°» стала режиссерским дебютом Валентина Гафта в «Современнике», он сделал эту работу вместе с Игорем Квашой и Александром Назаровым.
В текущем репертуаре артиста: Он в спектакле «Заяц love story» Николая Коляды, Фирс в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Веллер Мартин в «Игре в джин» Дональда Лее Кобурна.
Валентин Гафт играл и в других театрах: в 2000 году в театральном агентстве «Театрон-Н» он исполнил роль Джеймса в спектакле «Коллекция Пинтера», в 2002 году — роль Трусоцкого в Театре имени Моссовета в спектакле «Муж, жена и любовник».
В 2012 году в Театре имени М.Н. Ермоловой Гафт сыграл Светловидова в постановке «Самая большая маленькая драма».
Валентин Гафт является президентом Российской Национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро».
Личная жизнь Валентина Гафта
Первой юношеской влюбленностью Валентина Гафта стала студентка Дина Василенок, жившая в общежитии МГУ. Окна общежития выходили на пустырь, где он мальчишкой играл в футбол. Как только девушка выглядывала в окно, Вале казалось, что он – лучший нападающий, и преображался настолько, что забивал гол за голом. О влюбленном в нее мальчике нынешний доктор физико-математических наук узнала лишь много лет спустя.
«Замечательной» назвал Гафт свою первую жену Алену – манекенщицу Елену Изергину. Она была настолько красива, что люди на улице просто замирали, увидев ее. Вместе с Домом моделей девушка объездила почти весь мир.
Первая жена Валентина Гафта Елена Изергина
После свадьбы молодые поселились у тещи Валентина, разделив единственную комнату на низком первом этаже досками. Окна постоянно дребезжали от проезжавших мимо троллейбусов, но влюбленные поначалу не замечали ничего вокруг. Но потом Гафта стала напрягать любовь жены к животным: Но даже не это стало причиной расставания. Оба были слишком молоды, чтобы не обращать внимания на других женщин и мужчин. Елена встретила киноведа Даля Орлова, развелась с первым мужем и вышла замуж во второй раз. Гафт рад, что женщина обрела семейное счастье, но отношений с первой женой не поддерживает никаких.
Вскоре после развода у него случился яркий, но короткий роман с Еленой Никитиной, художницей. Девушка ничего от артиста не требовала, даже о рождении сына Вадима (1971 г.р.) Валентин узнал лишь через три года, когда художница с ребенком отправилась на ПМЖ в Бразилию. Впервые Гафт увидел сына лишь в 2014 году.
Слева: Елена Никитина, справа: внебрачный сын и внук Валентина Гафта
Вторую жену, дочку лауреата Сталинской премии Инну Елисееву, Валентин, сам того не подозревая, увел у драматурга Эдварда Радзинского. Гафт шутил, что мечтал пожить богато, но ему так и не удалось. Разбалованная родителями Инна была яркой девушкой, но с тяжелым своенравным характером, развелись они к началу 80-х.
Валентин Гафт и Инна Елисеева
С тестем и тещей отношения у актера сразу не заладились: Тема о дочери всегда была для Гафта болезненной. Он винил себя в ее смерти, поскольку Ольга (1973 г.р.) мечтала о карьере драматической актрисы, но отец, хоть и занимался с ней до поступления, не стал «проталкивать» дочку в театральный вуз. По его мнению, это могло искалечить ей дальнейшую судьбу.
Валентин Гафт и его дочь Ольга
А потом у девушки случилась несчастная любовь, мама вместо поддержки стала называть ее неудачницей, папы рядом не было. В 2002 году Ольга покончила с собой. Гафт слег и три года болел после ее смерти. Но это случилось гораздо позже, а тогда, разведясь с матерью Оли, Валентин долгое время жил один, заводил романы, но не семью. Гафт, который гуляет сам по себе Одной из пассий актера была виолончелистка Алла, которую Гафт называл «хорошей женщиной, но странной». Странность заключалась в патологической ревности дамы. Некоторое время Валентин терпел и объяснял, что нет у него никаких романов, но публичный скандал, который виолончелистка закатила на премьере картины «Ночные забавы», где актер играл постельную сцену с героиней Ирины Алферовой, поставил точку в их отношениях.
Несмотря на это, Гафт благодарен всем женщинам, которые у него были и многое для него сделали. Особенно Ольге Остроумовой, своей третьей жене.
С будущей женой Гафт познакомился на съемках «Гаража»
Шапочно знакомы они были давно. Профессия даже столкнула их на съемочной площадке «Гаража». На тот момент оба были несвободны, хоть Валентин Иосифович и обратил внимание на яркую красавицу.
Валентин Гафт и Ольга Остроумова
Через многие годы после съемок Гафт, живущий один, остановил взгляд на телевизионной передаче о женских счастливых и несчастливых судьбах, участницей которой была Остроумова. После нескольких ее реплик он понял, насколько женщина одинока. И стал активно готовить их встречу. Будучи приглашенным на частную вечеринку, он устроил так, чтобы там присутствовала и Ольга. Взрослые, состоявшиеся в профессии люди, они не торопились. Ухаживания Гафта заняли длительный период. А поженились и вовсе в больнице, где Валентину Иосифовичу сделали серьезную операцию. В их жизни все было необычно, такая же была и свадьба. История любви Ольги Остроумовой и Валентина Гафта С Ольгой актер буквально ожил, очень быстро пошло выздоровление. Жена настояла, чтобы он крестился в православие, взяла на себя все домашние и бытовые хлопоты. Как сознавался Гафт в одном из интервью, благодаря Остроумовой и ее детям, Ольге и Михаилу Левитиным, у него появилась большая и дружная семья. Их и внуков актер полюбил как своих. А уж когда Валентин Иосифович вошел в собственную просторную квартиру (первую в его жизни), то отпустил шутку про дом-музей Гафта.
Кино
Дебют актера в кино состоялся в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте», где он сыграл небольшую роль. «От меня требовалось сказать два слова и одновременно достать из кармана блокнот. Но я ничего не мог. Столбенел. Все время дрожал от мысли, что сейчас меня навсегда забракуют. Свою реплику я произнес испуганным женским голосом. Но самым ужасным было, когда за моей спиной второй режиссер сказал: «Как мы ошиблись в этом мальчике!» И все», — рассказал Валентин Гафт в интервью «РГ».
Позже он снялся в кинофильмах «Первый курьер» (1968), «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), «Бешеное золото» (1977), «Кентавры» (1979), «Черная курица, или Подземные жители» (1981), «Фуэте» (1986).
Заметными были его роли в музыкальной комедии «Чародеи» (1982), детективе «Визит к Минотавру» (1987), трагикомедии «По главной улице с оркестром» (1986), боевике «Воры в законе» (1989), фильмах «Визит дамы» (1989), «Ночные забавы» (1991), «Анкор, еще Анкор!» (1992) .
В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита».
Одними из лучших в биографии актера стали роли, сыгранные в фильмах режиссера Эльдара Рязанова. В 1979 году он сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидорина в комедии «Гараж», в 1980 году снялся в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово…», в 1987 году — в фильме «Забытая мелодия для флейты», в 1991 году — в фильме «Небеса обетованные», в 2000 году — в фильме «Старые клячи», в 2006 году — в фильме-мюзикле «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя».
Среди кинематографических работ Гафта 2000-х годов — главные роли в фильмах «12» (2007), «Операция «ЧеГевара» (2008), «Притяжение» (2008), сериалах «Осенние цветы» (2009) и «Семейный дом» (2010).
Он также снимался в фильмах «Утомленные солнцем -2: Предстояние» (2010), «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (2011), «Морпехи» (2011), «Студия 17» (2013), новогодней комедии «Елки-3» (2013) и др.
Карьера в кино
К числу первых кинематографических работ Валентина Гафта, стихи которого часто цитируют его друзья и коллеги по цеху, относятся:
- сербский солдат в «Олеко Дундиче»;
- Клод Жерар (фильм «Русский сувенир»);
- Милле («Нормандия-Неман»);
- Джим Темпл («Подводная лодка»);
- Боер («Мы, русский народ »);
- доктор Капа («Удивительный мальчик»);
- Азанчеев («Разрешите взлет!»);
- Дмитрий Ивагин («Цемент»);
- Кейси («Заговор») и много других.
Поэт
Валентин Гафт прославился также как автор острых эпиграмм, которые ходили в рукописных списках, их цитировали.
Он написал книги «Стих и эпиграмма» (1989), «Я постепенно познаю» (1997), «Жизнь — театр» (1998), в соавторстве с Леонидом Филатовым, «Сад забытых воспоминаний» (1999), «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы» (2000), «Тени на воде» (2001), «Стихотворения. Эпиграммы» (2003), «Красные фонари» (2008) и другие.
Правда, по признанию самого Валентина Иосифовича, эпиграммы он уже давно не сочиняет. «Запал иссяк. Никогда не относился к этому занятию слишком серьезно, знал ему цену. Правда, по-прежнему выходят какие-то пиратские издания под моей фамилией, иногда попадают мне в руки. Даже стыдно. Зачем это тиражируют, кто? Писал скоропалительно, под настроение, по большей части для актерских капустников. Не моя заслуга, что однодневки живут на протяжении десятилетий», — говорит Валентин Иосифович.
Валентин Гафт сейчас
2019 год выдался тяжелым для актера и его семьи. Летом Валентин Иосифович перенес тяжелый инсульт, его госпитализировали в реанимационное отделение одной из клиник Москвы. Через некоторое время Гафту стало лучше, он переехал в реабилитационный центр. Семья весьма сдержанно комментирует вопросы журналистов о самочувствии, некоторое время распускались слухи, что Ольга Остроумова не пускает к мужу друзей.
В 2020 Валентин Гафт попал в болницу Тем временем в начале 2020 года в арт-фойе «Современника» начала действовать оригинальная экспозиция «Нельзя искусственно страдать». Молодые театральные художники создали пространственные произведения на основе стихов и эпиграмм Валентина Гафта. Нашло в ней свое отражение и самое первое стихотворение гениального актера и поэта под названием «Капелька дождя»:
Личная жизнь
Валентин Гафт был женат трижды. Первой супругой стала манекенщица и артистка Елена Изоргина. Этот брак окончился быстро, молодые быстро расстались. Вторая жена – балерина Инна Елисеева – подарила Валентину Иосифовичу единственную дочь Ольгу. Известно, что она покончила жизнь самоубийством.
Пережить трагедию ему помогла третья супруга, артистка Ольга Остроумова, с появлением которой личная жизнь и самочувствие Валентина Гафта наладились.
«Олей я восхищаюсь не только как актрисой, пронзительной, искренней, признается Валентин Иосифович. Она — удивительная мать. Я поражаюсь, как ей удается всю себя отдавать детям, внукам. Да и наш дом полностью на ней».
Звания и награды:
- Заслуженный артист РСФСР (1978)
- Народный артист РСФСР (1984)
- Награжден орденом Дружбы (1995)
- Лауреат общественной премии газеты «Аргументы и факты» — «Национальная гордость России» за выдающийся личный вклад в развитие культуры (2004)
- В 2005 году награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени
- В 2007 году — лауреат театральной премии К.С. Станиславского за вклад в развитие актерского искусства
- 2007 год – премия «Золотой Орел» за лучшую мужскую роль в фильме «12»
- 2009 год – премия журнала «Театрал» «За лучшее соло в спектакле» — за спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком»
- 2011 год — премия имени Андрея Миронова «За служение театральному Отечеству»
- В 2011 году награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
- 2012 год — лауреат премии «Золотой орел» в номинации «За вклад в отечественный кинематограф»
- 2012 год – лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь и достоинство»
- 2014 год — лауреат премии Олега Янковского в номинации «Творческое открытие» за исполнение главной роли в спектакле «Игра в джин»
- 2015 год — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»
По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала «Россия», StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Википедия, РИА «Новости», сайт театра Современник.
Гафт Валентин Иосифович
Гафт Валентин Иосифович
Народный артист России
Родился 2 сентября 1935 года в Москве. Отец — Гафт Иосиф Романович (1907-1969). Мать — Гафт Гита Давыдовна (1908-1993). Супруга — Остроумова Ольга Михайловна, Народная артистка России.
До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Напротив была психиатрическая больница, справа — тюрьма, слева — рынок, еще левее — студенческое общежитие МГУ. А через дорогу была школа, в которой Валентин проучился все десять лет.
Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким-то причинам родители решили поменять билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны. Возможно, именно тот поезд попал под бомбежку… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата — маминого племянника, который также ушел добровольцем в свои неполные двадцать лет. Брату повезло — он вернулся, хотя и тяжелораненый. А вот оба маминых родных брата и сын одного из них погибли под Сталинградом.
Родня В.Гафта была совершенно не театральная. Отец, Иосиф Романович, был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком, с чувством собственного достоинства. По профессии он был адвокат, прошел почти всю войну и закончил ее майором. От матери Валя научился организованности, она прививала ему любовь к порядку и чистоте.
Самое первое впечатление о театре возникло у него в 4-м классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова «Особое задание». Он верил всему, что происходило на сцене. Но, по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились только мальчики.
Сцена все сильнее притягивала к себе Валентина, и в 1953 году после окончания школы, пройдя три отборочных тура, В.Гафт поступил в школу-студию МХАТ. На курсе вместе с ним учились Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет…
Как и все студенты, которые поступили в школу-студию МХАТ, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды его пригласили зайти в съемочную группу фильма «Убийство на улице Данте», где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали небольшую, почти бессловесную роль. Так состоялся дебют В.Гафта в кино.
Родители очень своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: «Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова — у него и костюм, и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист». Мать, увидев его в спектакле «Женитьба Фигаро», сказала: «Валя, ну какой же ты худой!»
По окончании школы-студии МХАТ по рекомендации Д.Н.Журавлева В.Гафт был принят в театр имени Моссовета к Ю.А.Завадскому, проработал у него некоторое время и перешел в театр на Малой Бронной. Затем новый переход — к А.А.Гончарову, который возглавлял тогда маленький театр на Спартаковской улице.
После театра Гончарова он пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Валентин Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.
Уже после Эфроса, в 1967 году, в театре Сатиры В.Гафт сыграл одну из своих лучших ролей — графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро» в дуэте с А.Мироновым.
В «Современник» он пришел по приглашению О.Н.Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Г.Б.Волчек. С этим театром связана ныне вся жизнь В.Гафта, и он считает его своим родным домом.
Сейчас Валентин Гафт — в первой десятке наших лучших актеров, он популярен, любим зрителями. Публика встречает его громкими овациями. Он нарасхват; и в предложениях, ролях и сценариях у него нет недостатка. В искусстве замечен такой тип развития актерского таланта, когда он крепнет, мужает, растет вместе с возрастом, опытом. И в подобных случаях, как правило, остается на всю жизнь. В.Гафт набирал силу постепенно, но неукротимо. Блистательный, ироничный Альмавива на сцене театра Сатиры, свирепый и нежный Отелло в постановке А. Эфроса, нерешительный Интеллигент, испугавшийся любви, в телефильме «Дневной поезд» режиссера Инессы Селезневой, зловещий, почти гипнотический Шулер, упоенно сыгранный артистом в телевизионном спектакле «Игроки» по Гоголю, талантливая россыпь самых разнообразных ролей на сцене «Современника», включая такую удачу, как Лопатин в произведении Симонова, Злодей и убийца в многосерийной ленте «Тайна Эдвина Друда» по Диккенсу, Главарь мафии из «Воров в законе», Берия из «Пиров Валтасара», средненький Писатель из пьесы В. Войновича и Г. Горина «Кот домашний средней пушистости», Полковник в фильме П. Тодоровского «Анкор, еще анкор!», Хиггинс в «Пигмалионе» Б. Шоу — вот далеко не полный перечень превосходных ролей актера. Ни в одной из них он не повторился.
Среди множества интересных ролей, сыгранных В.Гафтом в кинематографе, особенно запомнились те образы, которые он вылепил в фильмах Э.Рязанова. Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальству, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне и отдавший за нее жизнь из телефильма «О бедном гусаре замолвите слово…» Председатель гаражно-строительного кооператива Сидорин, персонаж скорее гротесковый, балаганно-иронический, который, однако, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран им так, что позволил перевести весь фильм «Гараж» в нужное режиссеру реалистическое русло. Чиновник «Главного управления свободного времени» Одинков, которого перебросили на руководство культурой из армии. Сочно сыгранный Гафтом руководящий болван, солдафон и служака из фильма «Забытая мелодия для флейты». И, наконец, вожак бомжей по кличке «Президент» из трагикомедии «Небеса обетованные». Его персонаж — вызов конформизму. Президент — бывший коммунист, демонстративно порвавший с марксистской догмой и отсидевший за это в лагере. Гафту удалось создать цельный, чистый характер атамана, для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Неистовый в отрицании фальшивого коммунистического бытия, подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям, нетерпимый к чинушам, презирающий дурацкие обманные законы, отчаянный храбрец, справедливый главарь пестрой, разношерстной компании.
Гафт с трепетом относится к своей актерской профессии, в нем нет цинизма. Слова «Искусство», «Театр», «Кинематограф» он произносит всегда с большой буквы. Бескорыстие, самоотверженное служение искусству — его призвание. Отдать себя спектаклю или фильму целиком, без остатка — для него как для любого человека дышать. Для Гафта театр — это храм. Он подлинный фанатик сцены.
Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. Они ходят в рукописных списках, их цитируют. Написанные на своих коллег — артистов, режиссеров, поэтов, — эпиграммы очень точно ухватывают суть жертвы — либо недостатки характера, либо неблаговидный поступок, показывая известного деятеля с неожиданной, смешной стороны. Эпиграммы Гафта хлестки и афористичны, в них чувствуется незаурядный поэтический талант автора. Иногда Гафту приписывают чужое, созданное не им.
Среди основных работ В.Гафта в театре: Глумов («Балалайкин и Из записок Лопатина»), Горелов («Спешите делать добро»), Джордж («Кто боится Вирджинии Вульф?»), Городничий («Ревизор»), Рахлин («Кот домашний средней пушистости»), Вершинин («Три сестры»), Жених («Нечто вроде комедии»). Он снялся в следующих кинофильмах: «Убийство на улице Данте» (1956), «Первый курьер» (1968), «Бешеное золото» (1977), «Кентавры» (1979), «Гараж» (1980), «Черная курица, или Подземные жители» (1981), «Фуэте» (1986), «Воры в законе» (1988), «Небеса обетованные» (1991) и многих других.
Кроме театра и кино им сыграно много ролей на телевидении — главный герой в телесериале по роману Т.Манна «Будденброки», Лопатин в «Записках Лопатина», Джеспер в четырехсерийном фильме «Тайна Эдвина Друда», Кранин в телефильме «На всю оставшуюся жизнь», князь Бореску в телеспектакле «Архипелаг Ленуар», Малыш в «Королях и капусте», Дворецкий в телефильме «Здравствуйте, я ваша тетя», Гусарский полковник в телефильме «О бедном гусаре замолвите слово» и др.
Валентин Гафт — автор нескольких книг, в том числе «Стих и эпиграмма» (1989), «Валентин Гафт» (1996, совместно с художником Н.Сафроновым), «Я постепенно познаю» (1997), «Жизнь — театр» (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым), «Сад забытых воспоминаний» (1999), «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы» (2000).
В.И.Гафт — Народный артист Российской Федерации (1984). Он является членом Союза кинематографистов, членом Союза театральных деятелей, членом Московской организации Союза писателей. Награжден
Фильмография: Актер
- Подлец (2015)
- Млечный путь (2015)
- Студия 17 (2013)
- Жизнь и приключения Мишки Япончика (2011)
- Морпехи (2011)
- Утомленные солнцем-2 (2010)
- Осенние цветы (2009)
- Книга мастеров (2009)
- Притяжение (2008)
- Операция ЧеГевара (2007)
- 12 (2007)
- Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2007)
- Ленинград (2007)
- Девять неизвестных (2006), сериал
- Мастер и Маргарита (2005), сериал
- Лебединый рай (2005), сериал
- Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь (2002)
- По ту сторону волков (2002), сериал
- Часы без стрелок (2001)
- Нежный возраст (2000)
- Дом для богатых (2000)
- Старые клячи (2000)
- Небо в алмазах (1999)
- Сирота казанская (1997)
- Тайна Марчелло (1997)
- Карьера Артуро Уи (1996)
- Я свободен, я ничей (1994)
- Мастер и Маргарита (1994)
- Хочу в Америку (1993)
- Анкор, еще Анкор (1992)
- Террористка (1991)
- Ночные забавы (1991)
- Затерянный в Сибири (1991)
- Небеса обетованные (1991)
- Футболист (1990)
- Самоубийца (1990)
- Визит дамы (1989)
- Село Степанчиково и его обитатели (1989)
- Воры в законе (1989)
- Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным (1989)
- Дорогое удовольствие (1988)
- Аэлита, не приставай к мужчинам (1988)
- Время летать (1987)
- Визит к Минотавру (1987)
- Забытая мелодия для флейты (1987)
- Фуэте (1986)
- По главной улице с оркестром (1986)
- Мой нежно любимый детектив (1986)
- Год теленка (1986)
- Про кота (1985)
- Контракт века (1985)
- Таня (1984)
- Восемь дней надежды (1984)
- Гонки по вертикали (1982)
- Чародеи (1982)
- Таможня (1982)
- Суббота и воскресенье (1982)
- Похождения графа Невзорова (1982)
- Если враг не сдается (1982)
- Черная курица, или подземные жители (1980)
- О бедном гусаре замолвите слово (1980)
- Циркачонок (1979)
- Утренний обход (1979)
- Сегодня и завтра (1979)
- Мужчины и женщины (1979)
- Гараж (1979)
- Кентавры (1978)
- Схватка в пурге (1977)
- Почти смешная история (1977)
- Девочка, хочешь сниматься в кино? (1977)
- Повесть о неизвестном актере (1976)
- Дневной поезд (1976)
- Бешеное золото (1976)
- Здравствуйте, я ваша тетя! (1975)
- Чудо с косичками (1974)
- Москва, любовь моя (1974)
- Иван да Марья (1974)
- Жребий (1974)
- Цемент (1973)
- Семнадцать мгновений весны (1973)
- Всего несколько слов в честь господина де Мольера (1973)
- Человек с другой стороны (1971)
- Разрешите взлет (1971)
- Ночь на 14-й параллели (1971)
- О любви (1970)
- Дорога на Рюбецаль (1970)
- Короли и капуста (1970)
- Жди меня, Анна (1969)
- Калиф-аист (1968)
- Новенькая (1968)
- Первый курьер (1967)
- Мы, русский народ (1965)
- Подводная лодка (1961)
- Олеко Дундич (1958)
- Убийство на улице Данте (1956)
Сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым
На съемках фильма «Гараж» Гафт оказался случайно. От работы в картине неожиданно отказался Александр Ширвиндт. Тогда Лия Ахеджакова предложила Рязанову пригласить Гафта. Однако Рязанову эта идея показалась неудачной. Тем не менее он решил попробовать Гафта и понял, что нашел идеального председателя гаражного кооператива Сидоркина. В исполнении Гафта этот персонаж получился именно таким, каким его хотел видеть режиссер, а работа актера получила множество положительных отзывов зрителей и критиков.
В 1980 году Рязанов вновь пригласил Валентина Гафта, стихи которого очень любил, в свой известный водевиль «О бедном гусаре замолвите слово» со Станиславом Садальским в главной роли. В этой картине актер сыграл героя Отечественной войны 1812 года, полковника Покровского. Гафту отлично удался и этот образ. Он убедительно сыграл рубаху-военного, который по-отечески заботится о своих подчиненных и старается не замарать свою часть, даже рискуя вызвать гнев начальства.
Сотрудничество Гафта и Эльдара Рязанова продолжилось и в последующие годы. Его результатом стали картины «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные» и «Старые клячи».