Краткая биография Рины Зеленой: начало жизненного пути
Героиня нынешнего рассказа прошла долгий жизненный путь длиною почти в 90 лет. Она родилась в 1901 году, в то время, когда Россией правил царь. Пережила революцию, свержение монархии, становление советской власти, рождение и расцвет СССР, Великую Отечественную войну, годы репрессий, хрущевскую оттепель и горбачевскую перестройку.
Все это время в ее жизни происходило множество событий: она училась, работала, влюблялась. Как уложить рассказ о столь насыщенной жизни в одну маленькую статью? Попробуем вкратце познакомить читателя с биографией Рины Зеленой.
Итак, будущая звезда появилась на свет в 1901 году 7 ноября, в Ташкенте. Она была третьим ребенком у родителей. Мать звали Надежда Федоровна, отца – Василий Иванович. Новорожденную девочку назвали Катей. Да, настоящее имя актрисы звучит вовсе не так, как мы привыкли. Ее полное имя – Екатерина Васильевна Зеленая.
В Ташкенте Катя Зеленая поступила на учебу в реальное училище, но проучилась там совсем недолго, поскольку семья переехала в Москву, и отец отдал любимую дочку в женскую гимназию для девочек из состоятельных семей.
В 1918 году Василий Иванович получил назначение в Одессу и уехал туда сначала один, без семьи. Когда жена вместе с Катей и ее сестрой приехала к супругу, оказалось, что у того уже есть другая женщина. Катерина решила искать работу, чтобы начать зарабатывать и помочь матери устроиться на новом месте.
Случайно девушка увидела на стене дома листок с объявлением о наборе молодежи в театральную школу и решила сходить по указанному адресу. Представ пред вступительной комиссией, она начала читать драматическое стихотворение.
Она изо всех сил пыталась передать голосом и мимикой трагизм стихов, но чем больше она старалась, тем громче смеялись театральные педагоги. Катя была принята единогласно. Как можно было упустить девочку с таким невероятным комедийным талантом!
Через несколько лет Катя закончила Московское театральное училище. Впереди девушку ждал долгий творческий путь.
Войти на сайт
Источник
Она создала отдельный жанр на эстраде — «взрослым о детях», много снималась в кино, озвучивала мультфильмы, писала сценарии и книги.
Эту неповторимую актрису помнят и любят по ролям черепахи Тортилы в «Приключениях Буратино», миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе» и огромному количеству эпизодических, но запоминающихся ролей.
За долгую жизнь – без малого 90 лет! – Рине Зеленой не досталось ни одной крупной роли в кино. Но едва она появлялась на экране хоть в малейшем эпизоде, все внимание зритель обращал только на нее…
Рина Зеленая родилась в 1901 году в городе Ташкенте — по одним данным, в дворянской семье, по другим — в семье скромного чиновника. Впрочем, одно другого могло и не исключать.
Хотя ясно, что в советские времена как дворянское происхождение, так и причастность деда к московской Думе (а семья на каком-то этапе перебралась из Ташкента в столицу) особо афишировать не приходилось.
Катя была озорным и непокорным ребенком. Увлекалась чтением любовных романов, лазала по деревьям, а когда началась Первая мировая война, то вместе с одноклассницами объявила бойкот: отказалась учить немецкий.
Чуть повзрослев, Зеленая умудрилась поступить в Московское театральное училище при Свободном театре, причем насмешила до колик приемную комиссию, прочитав стихотворение Никитина «Выезд ямщика». Своим первым зрителям она вместе с сокурсниками предстала почти что на фронте (шла уже гражданская война). Причем не где-нибудь, а под Царицыном (ныне Волгоград).
На эстраде Рина Зеленая отнюдь не сразу нашла стопроцентно востребованную маску ребенка, болтавшего на детском языке о взрослых делах, обнажая их абсурдную сущность. Зато в кино она практически с самого начала (и с неизменным успехом) принялась изображать всевозможных дур — разного калибра и происхождения.
Умница и насмешница, она оставила на кинопленке что-то вроде каталога очаровательных идиоток, поражая разнообразием окраски и оперения этого подвида советской фауны. Дебютировала Рина крошечной ролью бойкой марухи, похоже, совсем недавно приехавшей из деревни ловить птицу счастья, а угодившей в воровскую малину. Речь идет об эпизоде в знаменитой «Путевке в жизнь», где Зеленая — как бы в деревенском еще платочке, но уже с накрашенными «бантиком» губами — поет ворью придурковатые частушки собственного (то есть этой самой героини) сочинения: «На столе стоит чернило, в том черниле — два пера. Прощай, папа, прощай, мама, я поеду на Кавказ». Причем совершенно ясно, что на Кавказ ее обещал свозить какой-нибудь сутенер-воришка вроде жаровского Жигана.
А вот в «Светлом пути» актриса предъявила публике особу из иного социального слоя: картавую высокомерную секретаршу директора — дамочку, несомненно, «из бывших». Сей обломок империи в соответствии с запросами времени подавался в сатирическом ключе: высокомерная бездельница Зеленой третировала героиню-стахановку Любови Орловой, однако резко переходила на подобострастное «вы», едва рекордистке доставляли телеграфом высочайшее благословение лучшего друга всех текстильщиков. (Ключевая фраза: «Могўозова, вам почему-то телегўгамма…»)
Очень характерно, что героини Рины Зеленой запоминаются вместе с лаконичным текстом, входившим впоследствии в поговорки. Эти реплики актриса чаще всего сочиняла сама, превращая проходные эпизоды в маленькие шедевры.
Кто не помнит, к примеру, дуру-домработницу из фильма «Подкидыш»? Эта Ариша — нахальная болтушка с малороссийским выговором (так и звенит в ушах ее пулеметная скороговорка с неизменным рефреном: «Я сегодня выходная!»).
Кстати, сценарий «Подкидыша», сочиненный самой Зеленой на пару с известной детской поэтессой и писательницей Агнией Барто, был, к изумлению обеих дебютанток, принят без исправлений. Так что именно этой сладкой парочке, Барто и Зеленой, Фаина Раневская обязана проклятием всей своей жизни — дразнилкой «Муля, не нервируй меня!», которую хулиганистые дети неизменно выкрикивали вслед артистке. Между прочим, Зеленая и Раневская на этой картине подружились.
Война
Вторая мировая война застала Театр миниатюр, в котором работала Рина Зеленая, на гастролях. В Министерстве культуры было решено труппу не эвакуировать, а продлить гастроли на неопределенный срок. Когда же они, наконец, закончились, артистов до Москвы не довезли, а оставили в Куйбышеве, где собралась чуть ли не вся театральная богема. Там же был отпразднован день Революции, совпадающий в днем рождения Рины Зеленой — 7 ноября. А осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге: “Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца-пехотинца и матроса на одной из колонн”. Большую же часть военных лет Рина Зеленая провела на фронте.
Надо сказать, что в зрелости, как и в детстве, Рина Зеленая не уставала любить жизнь, отзываться на человеческие проблемы и непременно совать свой симпатичный вздернутый нос всюду, где происходило что-то важное. Будь то Северный полюс, куда ее пригласили слетать в почетную командировку, чтобы выступить перед зимовщиками, и где вместе с группой коллег-артистов она едва не свернула шею, когда обледенел двигатель и заклинило винты самолета. Будь то фронт Великой Отечественной войны, куда она напросилась сама — в поездки с актерскими бригадами.
Позже в ее биографии были разные сценические площадки, работа на радио, озвучание уймы главных мультяшных персонажей во главе с лодырем Вовкой из нестареющего «Вовки в Тридевятом царстве». Но в игровом кино в соответствии с гротесково-комическим амплуа у этой замечательной актрисы были только эпизоды. Зато какие!
Что касается частной жизни, то замужем Рина Зеленая была дважды: сначала (очень недолго) за юристом Владимиром Блюменфельдом, а потом — за Константином Топуридзе, известным архитектором, чей позолоченный многофигурный фонтан «Дружба народов» и сегодня украшает пространство бывшей ВДНХ.
Детей у нее никогда не было, и, может быть, поэтому она так охотно общалась с малышами, брала на вооружение их перлы, многие из которых включала в свои эстрадные и радиовыступления. За неимением потомства, все свои эмоции она сконцентрировала на супруге и страшно страдала, когда он умер.
До конца жизни Рина Зеленая была любознательным, смешливым, открытым для жизни существом. Но это в обычных ситуациях. В критических же — еще и сдержанным, не выставляющим напоказ свои болячки и проблемы. До глубокой старости она жила вполне благополучно в бытовом отношении, но при этом не очерствела и, говорят, никогда не отказывала в помощи тем, кому повезло меньше, чем ей.
Сама же еще в 60-е годы перенесла тяжелейшую операцию, о которой почти никто не знал, но благодаря собственному жизнелюбию прожила после этого долгие годы. А за восемь лет до смерти впала в девятидневную кому, так что, казалось, ей уже не выбраться. Но не тут-то было: актриса еще умудрилась досняться в последних сериях «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — порадовала благодарную публику очередной «черепахой Тортиллой», на сей раз британского происхождения.
Несмотря на незначительное по времени экранное присутствие, ее миссис Хадсон из сериала Масленникова кажется героиней едва ли не первого плана. Бог знает как, но и здесь Зеленая умудрилась обозначить и характер, и судьбу. (И это при том, что, имея в виду скудноватость драматургического материала, сама она подшучивала над этой почтенной домохозяйкой, замечая, что занятно было впервые в жизни играть мебель.)
На исходе 80-х Рина Зеленая больше жила в Доме ветеранов кино, в Матвеевском. Изредка выезжала на какие-нибудь творческие встречи, записи на радио или озвучание мультфильмов. Почти ничего не видела из-за астигматизма, с трудом передвигалась после перелома шейки бедра. Каждое утро делала “лежачую” гимнастику. А Доме ветеранов ни с кем не дружила, хотя знала всех. Ее раздражала старость.
“Бог покарал меня долголетием”, — часто повторяла актриса. Но чувство юмора ей не изменяло. Однажды во время прогулки Рина Зеленая оступилась и упала в кусты рядом с дорожкой. Встать самостоятельно не смогла и стала дожидаться, когда кто-нибудь пройдет мимо. А потом сказала: “Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!”
Своего возраста она и сама точно не знала. Поэтому, заполняя очередную анкету, год рождения она выдумывала заново. Во всех справочниках значится, что родилась актриса 7 ноября 1902 года, а знакомые уверены, что это знаменательное событие могло произойти и в 1896, и в 1900 годах. Но родственники Рины Зеленой утверждают, что родилась она в 1901 году. Эта дата значится и на памятнике актрисе на Введенском кладбище.1 апреля 1991 года Рине Зеленой собирались присвоить звание народной артистки СССР. В этот день великая актриса скончалась. Узнав об этой новости, в правительстве не стали давать ход документам…
Начало актерской карьеры
В 1921 году Зеленая начала играть в одесском театре КРОТ, расположившемся в старом подвальчике. Бывало, что за один только вечер ей приходилось исполнять пять ролей. На сцене она была универсальна: пела, танцевала, произносила монологи.
Выступления девушки всегда сопровождал шумный успех. Вскоре она принимает решение перебраться в Москву, узнав об открытии там новых театров. Приехав в большой город, Рина Зеленая быстро поняла, что ее здесь никто не ждал. Какое-то время она не могла найти работу и находилась в подавленном душевном состоянии.
Как-то раз ей попалась на глаза броская вывеска театра «Не рыдай!». Оказалось, что это был не театр, а ночное кабаре, причем очень популярное и дорогое. Там собиралась по ночам столичная богема: музыканты, художники, актеры и писатели. Основу репертуара развлекательного заведения составляли веселые пародии, комические куплеты, романсы.
На сей раз актрисе Рине Зеленой повезло – ее приняли в «Не рыдай!». Там она стала исполнять песенки, специально сочиненные для кабаре композиторами Матвеем Блантером и Юрием Милютиным на стихи поэтов Веры Инбер и Николая Эрдмана.
Неугомонная натура Рины не давала ей долго засиживаться на одном месте. Артистка едет в Петроград и устраивается там в театр «Балаганчик», потом в «Летучую мышь». И все-таки она вернулась в Москву. В это время там создавался Московский театр сатиры, куда актрису с удовольствием взяли. Ведь ее талант великолепно соответствовал творческому направлению новоиспеченного театра.
Когда она впервые оказалась на большой сцене, зрители даже не заметили эту хрупкую, ничем не примечательную девчушку. Но стоило ей только начать говорить слова из роли, как все внимание зала мгновенно переключалось на нее. Московские зрители полюбили яркую актрису. В статье на фото Рина Зеленая в молодости.
Артистка эстрады
Как-то раз актриса должна была выступать на концерте в клубе, но ее аккомпаниатор никак не приезжал. Администратор в отчаянии просил Рину Зеленую что-нибудь придумать, чтобы занять скучающую публику.
Артистка вышла на сцену и начала детским голосом читать «Мойдодыр» Чуковского. Это так понравилось публике, что они вновь и вновь просили повторить импровизированный номер. Так актриса открыла для себя новое амплуа и стала регулярно выступать на эстраде.
В это время для Рины Зеленой специально писали стихи такие популярные детские поэты, как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков. Некоторые тексты для своих эстрадных номеров актриса писала сама. Она часто выступала на радио, дети присылали ей письма.
Работа в кино
Конечно кинематограф не мог обойти вниманием такую интересную творческую личность, как Рина Зеленая. В 1931 году актриса впервые попробовала себя в кино, сыграв роль певицы из воровской шайки Жигана. В ленту вошел совсем маленький эпизод с участием актрисы, но это было только начало! Отныне фильмы с Риной Зеленой будут радовать зрителей постоянно.
В 1935 году она снимается в эпизоде в фильме «Любовь и ненависть». В 1939 году Зеленая вместе с Агнией Барто пишет сценарий к кинокомедии «Подкидыш» и играет в ней смешную роль домработницы Ариши.
Актриса обожает кино и съемочный процесс, поэтому без колебаний соглашается на самые незначительные роли. Но играет она так, что внимание зрителей всегда приковано именно к ее персонажу. И так происходит всегда, в каком бы фильме она не появилась.
Вот одни из самых запоминающихся ролей Зеленой в кино:
- гримерша («Весна);
- секретарша («Светлый путь»);
- старушка Надя («Сказка о потерянном времени»);
- ресторанная певица («Дайте жалобную книгу»);
- тетушка Ганимед («Три толстяка»);
- Елизавета Тимофеевна («Девушка без адреса»);
- бабушка («Про Красную Шапочку»).
Но были еще 2 роли, которые стали особо важными в творчестве актрисы. За них многие называли Рину «королевой эпизода».
Важное место в жизни занимал кинематограф
На большом экране Рина Зеленая впервые появилась в 1931 году, когда получила маленькую роль в фильме «Путёвка в жизнь». Широкую известность девушке принесла лента «Подкидыш», премьера которой состоялась в 1939 году. Рина не только великолепно исполнила одну из ролей в этой картине, а и написала сценарий к ленте.
Рина Васильевна была уникальной актрисой, ведь она никогда не отказывалась даже от самой маленькой роли и могла одним своим появлением на экране сделать фильм интереснейе и популярнее. Кроме того, Зелёная не боялась импровизировать и прямо во время съёмочного процесса совершенствовать свой образ. Такие знаменитые фразы, как «Такие губы сейчас не носят!» и «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!» артистка придумала просто на ходу, а они сразу запомнились зрителям и стали крылатыми.
Часто Зелёную можно было увидеть в детских сказках. Там она демонстрировала не только своё актёрское мастерство, а и вокальные данные. Рина появилась в таких лентах для детей, как «Приключения Буратино», «Красная Шапочка», «Чиполлино».
Даже пребывая уже в достаточно пожилом возрасте Рина Васильевна не переставала сниматься. Она сыграла во всех пяти частях художественного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», а ведь на тот момент ей было уже больше 80-ти лет.
Звездные роли Рины Зеленой
В 1975 году по телевизору в новогодние праздники советским школьникам показали новый фильм «Приключения Буратино». Успех был оглушительный. Причем взрослым фильм понравился не меньше, чем детям. Небольшую роль черепахи Тортиллы играла Рина Зеленая.
И как органично она эту роль исполнила! С тех пор многие стали звать артистку не иначе как «черепаха Тортилла», что не могло не раздражать звезду, но у популярности свои законы, которым невозможно противостоять.
Трудно было предвидеть, что вскоре судьба подарит актрисе еще одну звездную роль. Однако, через несколько лет, актрисе предлагают сыграть миссис Хадсон в многосерийном фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Конечно, она дала свое согласие. Успех образа старой английской дамы – квартирной хозяйки знаменитого сыщика, превзошел даже популярность незабываемой Тортиллы.
Первая серия «Шерлока Холмса» вышла на телеэкраны в 1979 году, последняя – в 1986 г. Мы с удовольствием смотрим этот фильм и сейчас. Предлагаем вам взглянуть на фото незабвенной миссис Хадсон в исполнении Рины Зеленой.
«Вот уже и черепахой была…»
Сценарий «Подкидыша» Рина Зеленая написала вместе с Агнией Барто, выдумала для себя крошечную роль домработницы Ариши (буквально в несколько сцен, может, только потому и сыграла). А историю про старушку, зашедшую попить воды, и вовсе сочинила на ходу. «У нас вот так вот как раз в 57 квартире старушка одна тоже зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися — пианины нету!» — тараторила она в кадре.
«Подкидыш» (1939). Кадр из фильма…Григорий Александров, встретив однажды Зеленую, стал жаловаться:
— Рина! Голубушка! Как жаль, что все роли в моем новом фильме уже заняты!
— Неужели все до единой?
— Решительно все… — пытался оправдаться режиссер. — Впрочем, нет, одна роль осталась. Но мужская: от роли гримера все отказываются.
— Чудесно! Дайте мне эту роль!
Рина Васильевна сделала из гримера гримершу и запомнилась зрителю одной, но исключительно «ярко-зеленой» фразой: «Милочка, такие губы уже не носят!»
Потом была «Встреча на Эльбе» и роль женщины-чистюли в комендатуре: «У меня под кроватью большой снаряд. Это не я его туда положила. Он мне абсолютно не мешает, нет-нет. Но он очень грязный. Скажите, я могу его вымыть с мылом?»
«Девушка без адреса» (1957). Кадр из фильмаПозже — «Девушка без адреса», где Зеленой досталась роль Елизаветы Тимофеевны, члена художественного совета экспериментального ателье. Помните? «Советская девушка должна смело носить то, что мы внедряем!»; «Мы должны внедрять, а не фантазировать»; «Вы хотите стать срывальщицей?»; «Иванова, почему вы высказываетесь, вы же не член худсовета?!»
Ну а после любимой многими поколениями детей картины «Приключения Буратино», в которой она сыграла черепаху Тортиллу, Рина Васильевна признавалась: «Вот я уже и черепахой была. Вижу — человеческой роли не дождаться, ну и согласилась».
Впрочем, с таким именем и фамилией, ей как будто на роду было написано чудить, быть смешливой. В молодости милая и симпатичная, в солидном возрасте Зеленая и выглядеть стала под стать фамилии: в лице будто появилось что-то несерьезное. А голос ее всегда был уникальным… Ну кто еще мог бы так озвучить героев мультфильмов?!
Личная жизнь «королевы эпизода»
Наша героиня вышла замуж очень рано – в 18 лет, за юриста Владимира Блюменфельда. Первый муж был намного старше Рины, возможно, из-за этого супружеская жизнь Рины Зеленой вскоре развалилась. Но после развода бывшие супруги сохраняли дружеские отношения всю жизнь.
Вторым мужем Рины Зеленой стал архитектор Константин Топуридзе. С ним актриса прожила более 40 лет. У пары не было общих детей, но Рина обожала двух сыновей мужа от первого брака и своих племянников. На фото вы можете видеть, как выглядела счастливая супружеская чета.
Интересные факты
Несмотря на то что личную жизнь Рины Зеленой можно назвать счастливой, хорошей хозяйкой она никогда не была и совершенно не умела готовить еду, шить, убираться. Все это делала домработница.
Когда актриса выступала с выездными концертами на фронте во время Великой Отечественной войны, она даже не могла пришить пуговицы, оторвавшиеся от пальто. Решить эту непосильную задачу актрисе помогали мальчишки.
Рина не умела копить деньги, ничего не откладывала на «черный день» и всегда удивлялась, как это у коллег по актерскому цеху находятся средства на дорогой антиквариат или модные вещи.
Она очень любила спорт. В молодости активно занималась греблей и всю жизнь до старости играла в бильярд. Да, такой уж была неутомимая Рина Зеленая.
Личная биография актрисы приближается к грустному финалу.
Рина Зеленая и ее роли в фильмах
Дорогие читатели, я представлю вам небольшие видео с наиболее яркими моментами ее ролей. Насладитесь ими.
Роль Вовки озвучивала Рина Зеленая
Рина Васильевна, всю жизнь ждавшая звездных ролей в кино, так их и не дождалась. Она говорила:
Вот что удивительно — все говорили: «Рина! Рина!», а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссера.
Актриса к наградам всегда относилась несерьезно и часто говорила, что если ее и наградят, то это будет за 40 минут до смерти. Так и случилось. 1 апреля 1991 года Президент России подписал Указ о присвоении актрисе звания Народной артистки СССР, но она через несколько часов скончалась. У нее было онкологическое заболевание. А документам о присвоении ей звания так и не пустили в ход.
Последние годы жизни и смерть
В конце восьмидесятых годов Рина Зеленая стала жить в Доме ветеранов кино. Она плохо видела и с трудом передвигалась из-за травмы. Но несмотря на плохое самочувствие, постаревшая актриса все-таки каждый день начинала с «лежачей» утренней гимнастики.
В Доме ветеранов Зеленая ни с кем особо не общалась, старость раздражала ее. Однако чувство юмора никогда ее не покидало. Однажды во время прогулки актриса упала. Встать самостоятельно не представлялось возможным, а за кустами ее не было видно. Чтобы привлечь к себе внимание, она громко сказала: «Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!».
Умерла народная любимица 1 апреля 1991 года. Похоронена на Введенском кладбище в Москве, рядом со своим супругом – Константином Топуридзе.
Биография
В источниках встречаются различные даты рождения актрисы[4]; все сходятся лишь в том, что родилась она в Ташкенте. Училась в реальном училище, когда её отца, Василия Ивановича Зелёного, перевели по службе из Ташкента в Москву, она поступила в гимназию фон Дервиза в Гороховском переулке.
В 1919 году окончила Московское театральное училище[5]. Её учителями были Илларион Певцов, Николай Радин, Мария Блюменталь-Тамарина[6].
Тогда же вышла замуж за юриста Владимира Блюменфельда, но вскоре они расстались из-за несходства характеров. Вторым мужем актрисы был архитектор Константин «Котэ» Топуридзе (1905—1977). Детей не было.
Начинала она на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Работала в театрах (с 1921 года) «Балаганчик» (Петроград), «Крот» (Одесса)[7], кабаре «Нерыдай»[8].
Актриса играла эксцентрические роли в пародийных пьесах, исполняла монологи в стихах, частушки, песенки, написанные на музыку М. Блантера, С. Каца, Ю. Милютина. Уже в 1923 году публика специально приходила к номеру актрисы, что давало повод конферансье С. Тимошенко («Балаганчик») представлять её так: «Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица — всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее»[8].
В 1924 году стала актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. Работала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах (1929—1931), Московском театре миниатюр (1938—1941)[8]. В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова[6].
В 1929 году была вынуждена заполнить паузу, возникшую в концерте по непредвиденным обстоятельствам. И актриса прочла «Мойдодыр» К. Чуковского голосом ребёнка. Успех был оглушительным. Так возник знаменитый, ставший с 1940-х годов основным для ее концертной эстрады жанр «Взрослым о детях» или «О маленьких для больших». В образе доброй, весёлой девочки исполняла монологи, пела детские песенки («Чернобурка», «Почемучка», «Пёрышки у птички»). Органичность исполнения роли была столь велика, что на радио шли письма маленьких слушателей актрисе[8].
Уникальная индивидуальность актрисы, сформировавшаяся благодаря природной склонности к пародированию, эксцентрике, импровизации, позволила ей создать ряд ярких сатирических ролей и номеров. В пародийном номере «Чарльстушки» актриса, исполняя частушки в русском сарафане, внезапно сбрасывала его и оставалась в шаржированном костюме (купальник, но застёгнутый наглухо ворот косоворотки, голова серебряного петуха на трусиках и пышный букет страусовых перьев сбоку, как бы хвост петуха), переходила на чарльстон и в его ритме продолжала исполнять частушки. В миниатюре «Антракт без антракта» (1938) сатирический образ хваткой, наглой буфетчицы — эту роль актриса написала сама. В миниатюре Л. Ленча «Одну минуточку» (1940) зубного врача, занятого общественной работой[8].
Во время Великой Отечественной войны участвовала в выступлениях фронтовых артистических бригад, за что в 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе к ордену указано:
Находясь на 4 Украинском фронте т. Зелёная вместе с боевыми частями прошла через Карпаты. В минуты передышки между боями в землянке, разрушенном сарае или на поляне выступала в 83 концертах для рядовых, офицеров и генералов[9].
Снималась в кино («Подкидыш», «Весна», «Светлый путь», «Приключения Буратино», в сериале о Шерлоке Холмсе), писала сценарии, рассказы в соавторстве с А. Барто («Пёстрые рассказы», 1958).
В 1981 году она написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы», адресованную широкому кругу читателей. Книга включает в себя описание творческого мира, в котором жила актриса, с кем её сводила судьба и как это действовалo на неё, как на творческую личность. В книге присутствовали такие личности, как Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и многие другие[10].
Своим уникальным запоминающимся голосом она озвучила множество мультфильмов[11].
Актриса всегда очень несерьёзно относилась к своим наградам. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», — смеялась она. Так и получилось. 1 апреля 1991 года М. Горбачёв, уже будучи президентом СССР, издал указ о присвоении Рине Зелёной звания народной артистки СССР, однако в тот же день несколькими часами позднее она скончалась от злокачественной опухоли. Ходу этим документам не дали[источник не указан 377 дней
].
Жила в Москве в бывшем доходном доме Первого Российского страхового общества (Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка, 5/21). Последние годы своей жизни провела в Доме ветеранов кино в Матвеевском.
Похоронена в Москве, на Введенском кладбище, рядом с мужем — архитектором Константином Топуридзе (3 уч.).
Фильмография актрисы
Список фильмов, в которых играла Рина Зеленая:
- «Путевка в жизнь»;
- «Подкидыш»;
- «Любовь и ненависть»;
- «Старый двор»;
- «Светлый путь»;
- «Композитор Глинка»;
- «Весна»
- «Поэт»;
- «Сеанс гипноза»;
- «Драгоценный подарок»;
- «Веселые звезды»;
- «Девушка без адреса»;
- «Совершенно серьезно»;
- «Семь нянек»;
- «Жених с того света»;
- «Ключ»;
- «Каин XVIII»;
- «Черемушки»;
- «Укротители велосипедов»;
- «Сказка о потерянном времени»;
- «Дайте жалобную книгу»;
- «Все для Вас»;
- «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»;
- «Три толстяка»;
- «Иностранка»;
- «В городе С»;
- «Новогоднее похищение»;
- «Приключения желтого чемоданчика»;
- «Внимание, черепаха!»;
- «Как мы искали Тишку»;
- «12 стульев»;
- «Алло, Варшава!»;
- «Телеграмма»;
- «Огонь»;
- «Нейлон 100%»;
- «Скворец и лира»;
- «Приключения Буратино»;
- «Сто грамм для храбрости»;
- «Одиннадцать надежд»;
- «Про Красную Шапочку»;
- Сериал «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»;
- «Граждане вселенной»;
- «Валентин и Валентина».
Также актриса много работала в сфере озвучивания мультфильмов. Ее голос звучит в следующих анимационных лентах:
- «Кто сказал «мяу»?»;
- «Капризная кошка»;
- «Светлячок № 4. Наш карандаш»;
- «Петух и краски»;
- «Мышонок и карандаш»;
- «Лягушонок ищет папу»;
- «Вовка в Тридевятом царстве»;
- «Про злую мачеху»;
- «Капризная принцесса»;
- «Бобры идут по следу»;
- «Кентервильское привидение»;
- «Заветная мечта»;
- «Волшебник Изумрудного города»;
- «Как козлик Землю держал»;
- «Незнайка в Солнечном городе»;
- «Алиса в стране чудес»;
- «Мама для мамонтенка»;
- «Миссис Уксус и мистер Уксус».