Уже много десятилетий ни один выпуск суперпопулярного телевизионного проекта КВН не обходится без присутствия в жюри «аксакала» Клуба веселых и находчивых Юлия Гусмана. Эта талантливая личность, проявившая себя в разных областях искусства, несмотря на свой немолодой возраст (73 года), продолжает заражать окружающих своим оптимизмом и юношеским задором. Биография Юлия Гусмана полна упоминаний о разнообразных ситуациях, из которых ему всегда удавалось выходить с честью. Поэтому ее наверняка будет интересно прочитать поклонникам режиссера, которые ценят его и как ветерана КВН.
Учеба в вузе
После окончания средней школы в 1960 году Юлий Гусман поступил в Бакинский мединститут. Он давно интересовался гипнозом, возможностью обучения человека во сне, экстрасенсорикой и работами Зигмунда Фрейда, поэтому выбрал специальность врача-психиатра.
В годы учебы в вузе Юлий активно занимался спортом и получил разряды по нескольким его видам. Кроме того, свои режиссерские способности он активно использовал во время подготовки выступлений студенческого самодеятельного коллектива.
Начало творчества в кино
В начале 70-х годов Гусман отправился в Москву, где поступил и в 1973 году окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов. Благодаря КВН его уже знали в лицо, и при желании он мог остаться работать в столице. Однако Юлий Соломонович предпочел вернуться в родной город.
В Баку он устроился режиссером-постановщиком на киностудию «Азербайджанфильм». Кроме того, ему предложили должность худрука столичного музыкального театра.
И на том, и на другом поприще Юлий Соломонович Гусман добился больших успехов и еще больше утвердился в правильности своего выбора. Кстати, в годы работы в театре критики отметили способность режиссера замечать такие черты знакомых персонажей, которые обычно оставались в тени. Даже классический репертуар в прочтении Гусмана смотрелся свежо и находил бурный отклик в сердцах зрителей.
Гусман Михаил Соломонович: биография
Известный журналист родился в 1950 году в Баку. Учился в школе № 160, а по окончании ее поступил в Институт иностранных языков Азербайджана, профессором которого была его мать — Лола Юльевна.
В 1970 году Михаил Гусман окончил вуз и стал работать в Бакинском горкоме комсомола. Параллельно учился в Высшей партийной школе. Затем был назначен на должность зампреда Комитета молодежных организаций Азербайджанской ССР.
Так как М. Гусман хорошо зарекомендовал себя на этом посту, в 1986 году его направили на работу в столицу, где он стал заведующим отделом информации КМО СССР. Таким образом, в информационный бизнес Гусман пришел на заре перестройки. И, как рассказывают те, кто знали его в этот период жизни, весьма преуспел.
Так, в 1991-м он стал директором по информационному сотрудничеству агентства «Инфомол», а позже (в 1995—1998 гг.) — вице-президентом «АНКОМ—ТАСС».
Переезд в Москву
В конце 1980-х годов Гусман Михаил и Юлий уехали из родного Баку, но никогда не теряли связи с любимым городом. Они обосновались в Москве и продолжили свою деятельность: один на поприще политики и журналистики, а другой — в кино.
В 1988-2002 годах Юлий Соломонович занимал должность директора ЦДК и стал инициатором издания газеты «Дом Кино». При его активном участии были организованы политические вечера, на которых обсуждались идеи А. И. Солженицына, политика Н. С. Хрущева и прочие вопросы, которые долгие годы были под запретом.
Кроме того, Юлий Соломонович Гусман стал одним из создателей премии «Ника», которая была задумана в качестве аналога американскому «Оскару», вслед за которой была образована Академия кинематографических искусств России.
Юлий Гусман (Yuli Gusman) — биография
Ю́лий Соломо́нович Гу́сман (8 августа 1943, Баку) — советский и российский театральный и кинорежиссёр, телеведущий, актёр. Основатель и художественный руководитель первой Национальной премии Российской Академии кинематографических искусств — премии «Ника», постоянный член жюри КВН, член президиума Российского еврейского конгресса. Родился в семье военного врача, главного терапевта Каспийской военной флотилии во время Великой Отечественной войны, подполковника, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля наук Соломона Моисеевича Гусмана (1904—1980). Мать — Лола Юльевна Барсук (1916—1977), по первой профессии актриса, затем переводчица, доктор педагогических наук, профессор института иностранных языков Азербайджана. По словам самого Гусмана, пять поколений его предков жили в Азербайджане. Брат — Михаил Гусман (род. 1950), заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии России, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС. В 1960 году окончил бакинскую школу № 160 и поступил в Азербайджанский медицинский институт имени Наримана Нариманова. Всерьёз медициной не интересовался, но увлёкся психологией: гипнозом, обучением во сне, ясновидением, психотерапией, трудами Фрейда. Срочную службу проходил в Вильнюсе. В институте активно занимался общественной работой и спортом. Имеет девять спортивных разрядов по различным видам спорта, был чемпионом общества «Буревестник» по фехтованию на саблях, имеет коричневый пояс по каратэ. Участвовал в художественной самодеятельности, играл в школьном театре. В 1964 году вместе с друзьями создают самостоятельный бакинский клуб КВН. Через год стал его лидером, в течение семи лет — капитан сборной команды Баку, не проигравшей с 1967 по 1972 год ни одного состязания, ставшей неоднократным чемпионом СССР, а в 1970 году — обладателем Кубка «Чемпион чемпионов КВН». Впервые ввел в КВН «организованность» — команда Баку выступала в одной форме. Автор и исполнитель трюков «Срыв усов», «Снятие бороды» и фразы «С меня как с Гусмана вода!» В 1966 году окончил институт по специальности «врач-психиатр». В 1970 году окончил аспирантуру при Институте усовершенствования врачей имени профессора Азиза Алиева Министерства Здравоохранения СССР по специальности «Психология и психиатрия», написал диссертацию по теме «Клинико-психологические корреляции при церебральном атеросклерозе». В 1973 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров Госкино СССР, после чего возвратился в Баку. В 1973—1988 годах — режиссёр-постановщик киностудии «Азербайджанфильм». В 1976—1984 годах — художественный руководитель Азербайджанского государственного музыкального театра. В 1982 году вместе с И. М. Гольдиным подготовил сценарий и провёл по предложению Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в США А. Ф. Добрынина и распоряжению председателя Государственного телевидения и радиовещания СССР С. Г. Лапина первый в истории космический телемост между СССР и США. В 1984—1985 годах — главный режиссёр Бакинского театра песни. Далее им поставлены спектакли «Шапка с ушами» (музыка Э. Хагагортяна), «Дракон» (музыка Е. Адлера по сказке Е. Л. Шварца) и многие другие. В своих работах режиссер Юлий Гусман обнаружил склонность к исследованию парадоксов человеческой души. В сценическом прочтении А. Дюма, например, стремился приблизить своих героев к юному поколению 1970-х годов с тем, чтобы им были понятны порывы к добру, чужая боль. С 1988 года живёт и работает в Москве. Продолжительное время входил в правление московского Центрального Дома кинематографистов (ЦДК), в 1988—2002 годах — директор ЦДК. При его участии начинается издание газеты — «Дом Кино», создан собственный телевизионный центр. Были проведены первые в России политические вечера, посвящённые А. И. Солженицыну и Н. С. Хрущёву, творческие встречи с Н. М. Коржавиным, В. Н. Войновичем. Дом кино в течение многих лет оставался своеобразной Штаб-квартирой демократических сил, политическим и культурным центром столицы (пост директора ЦДК занимал до августа 2002 года). Автор идеи создания и художественного воплощения первой Российской Национальной кинематографической премии «Ника», аналога премии «Оскар» американской киноакадемии, и премии «Зелёное яблоко — золотой листок» для молодых кинематографистов. С этой целью была создана Генеральная дирекция «Ника». Затем — Академия кинематографических искусств России, в которую вошли ведущие актёры, режиссёры, сценаристы, художники, операторы, кинокритики страны. В 1996—2000 годах — ведущий публицистической программы «Тема» теле на канале ОРТ. В 1999 году — ведущий развлекательной телевизионной программы «Вечер с Юлием Гусманом» (ОРТ), эту программу вскоре закрыли из-за низких рейтингов. В 2005 году на сцене Центрального академического театра Российской армии специально для народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина (ему тогда исполнилось 90 лет) Юлий Гусман поставил знаменитый американский мюзикл «Человек из Ламанчи» (по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот»). В 2006 году, после 25-летнего перерыва, вернулся в кино, сняв фантастическую комедию «Парк советского периода». В 2007 году на радио «Сити-FM» начала выходить программа «Парк культуры и отдыха им. Юлия Гусмана» (авторы и ведущие — Ю. Гусман и С. Чайка). В 2010 году на сцене Центрального академического театра Российской армии Ю. Гусман поставил спектакль-посвящение «Танцы с учителем», приуроченный к 95-летнему юбилею народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина. Постоянный член жюри Высшей лиги КВН. Приглашался на финальные игры Премьер-лиги КВН в 2005, 2008, 2009, 2011, 2012 и 2013 годах. Шесть раз был членом жюри фестиваля КВН «Голосящий КиВиН» (1995, 2006, 2008, 2010, 2011, 2012). Является соведущим программы «Кейс» на радио «Эхо Москвы» и соведущим Александра Маслякова в юмористической программе «Чувство юмора» на Первом канале. В 1993—1995 годах Юлий Гусман был депутатом Государственной Думы РФ I созыва, членом фракции «Выбор России», с 1994 года занимал пост заместителя председателя Комитета по вопросам геополитики. Один из создателей депутатского Клуба Государственной Думы и Президентского теннисного клуба «Большая шляпа». Один из учредителей, член Президиума и председатель Общественного совета Российского еврейского конгресса, член Центрального совета Всероссийского азербайджанского конгресса, член Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. В 2005 году участвовал в создании общественного комитета «Москвичи за единый демократический список», поддерживавшего на выборах партии «Яблоко» и «Союз правых сил». Юлий Гусман неоднократно высказывался против национализма, ксенофобии, гомофобии. Негативно отзывался о законодательном запрете так называемой «пропаганды гомосексуализма». В 2012 году, участвуя в ток-шоу «Исторический процесс», прикрепил к пиджаку кусочек бумаги с надписью «гей» в знак солидарности с дискриминируемыми меньшинствами. Был среди деятелей культуры, подписавших открытое письмо с призывом освободить из заключения участниц группы «Pussy Riot».
Работа в кино
Всего Юлий Гусман (национальность — еврей) снял 7 фильмов, а также выступил в качестве актера в 5 картинах. Наиболее известная его работа как режиссера — музыкальная комедия-боевик «Не бойся, я с тобой» с участием Льва Дурова. Кроме того, советский и российский зритель имел возможность увидеть такие фильмы Юлия Гусмана, как «Дачный домик для одной семьи», «Льдина в теплом море», «Парк советского периода» и пр. Кроме того, он принял участие в озвучивании мультфильма «Попугай Club».
Творчество
Начинающий режиссер Юлий Гусман работал на киностудии «Азербайджанфильм», а также ставил спектакли в Бакинской музкомедии и в Театре песни. Стиль постановок режиссера всегда отличался необычностью прочтения пьесы. Гусману свойственно замечать парадоксальные черты характера персонажа, а классические сюжеты максимально приближать к современности.
Юлий Гусман
В таком ключе режиссер поставил спектакли «Шапка с ушами» на музыку Эдуарда Хагагортяна и «Дракон», сценарий которого основан на сказке Евгения Шварца.
В этот период Юлий Гусман также дебютировал и в роли писателя: издал в соавторстве с советским журналистом Ярославом Головановым фантастическую повесть «Контакт».
Гораздо позднее Гусман в Москве поставит мюзикл «Человек из Ламанчи» специально к 90-летию народного артиста Владимира Зельдина, а через пять лет для него же еще и спектакль-посвящение «Танцы с учителем».
Юлий Гусман в фильме «Не бойся, я с тобой»
Юлий Соломонович состоялся и как кинорежиссер. Имели большое признание его драма «Дачный домик для одной семьи», юмористический истерн «Не бойся, я с тобой» и детский телевизионный фильм-концерт «Что такое «Ералаш»?».
После почти 25-летнего перерыва он снял фантастическую комедию «Парк советского периода», а также сделал новые версии знаменитых кинохитов «Не бойся, я с тобой! 1919» и «Кавказская пленница!». В большинстве своих картин Гусман появлялся и как актер, иногда сотрудничал в этом качестве и с другими режиссерами.
Юлий Гусман на съемках фильма «Не бойся, я с тобой! 1919»
Довольно скоро после переезда в Москву Юлий Гусман вошел в состав правления московского Центрального Дома кинематографистов и на протяжении десяти лет даже занимал пост директора этого клуба деятелей киноискусства.
Гусман положил начало изданию клубной газеты «Дом Кино» и работе собственного телецентра ЦДК. Также в период правления Юлия Гусмана Центральный Дом кинематографиста стал неофициальной штаб-квартирой демократических сил, а также свободным от ограничений культурным центром столицы.
Юлий Гусман в составе жюри КВН
ЦДК стал площадкой для первых в России политических вечеров, которые были посвящены творчеству Александра Солженицына и деятельности Никиты Хрущева, а также проходили творческие встречи с российскими поэтами и прозаиками Наумом Коржавиным и Владимиром Войновичем.
Очень необычный опыт получил Юлий Гусман в 1982 году. Он создал сценарий, организовал и провел первый в истории телевидения космический телемост между СССР и США. Этот проект был создан напрямую по предложению Анатолия Добрынина, Чрезвычайного и полномочного Посла СССР в США, и стартовал по распоряжению Сергея Лапина, председателя Государственного телевидения и радиовещания СССР.
С 80-х годов режиссер также постоянно находится в судейском кресле Высшей лиги КВН. Как член жюри Гусман отличается щепетильностью и чаще других ставит низкие оценки. Кстати, с бессменным ведущим этой юмористической программы Александром Масляковым Юлий вел комедийное шоу «Чувство юмора» на «Первом канале».
Кроме того, в роли телеведущего Юлия Гусмана зрители могли видеть в информационно-аналитической программе «Тема» и веселой передаче «Вечер с Юлием Гусманом». А на радио он выступал как главное действующее лицо в шоу «Парк культуры и отдыха имени Юлия Гусмана» и комедийно-юридической программе «Кейс». Также и сам режиссер часто становился гостем различных развлекательных телешоу, например, в студии программ «Кто хочет стать миллионером?» Юлий Гусман появлялся далеко не раз.
Деятельность на телевидении
С 1996 по 2000 год Юлий Гусман работал в качестве ведущего программы «Тема» («ОРТ»). Позже (с 1999 по 2004 год) еженедельно на телевизионные экраны страны выходили выпуски его авторского проекта «Вечер с Юлием Гусманом», куда для искренней беседы он приглашал известных деятелей политики, искусства и науки. Кроме того, как уже было сказано, много лет режиссер является бессменным членом судейской коллегии Высшей лиги Клуба веселых и находчивых.
Спектакль «Человек из Ламанчи»
Этот мюзикл был поставлен Юлием Соломоновичем в 2004 году специально для Владимира Михайловича Зельдина. Поводом послужило желание Гусмана по достоинству отметить выдающиеся заслуги этого великого артиста в преддверии его 90-летнего юбилея. В постановке Зельдин сыграл одновременно роль Сервантеса и Дон Кихота. По мнению всех, кто знал этого великого артиста, «Человек из Ламанчи» продлил его жизнь, так как Владимир Михайлович буквально подпитывался энергией, исходившей от зрителей.
Уведомления
– Юлий Соломонович, известно, что вы выступаете против гомофобии и принятия законов о запрете так называемой «пропаганды гомосексуализма». То есть вы геев защищаете?
– И геев, и гастарбайтеров. Только не думайте, что я этакий защитник прав всяческих меньшинств. Собственно, к геям я вообще никак не отношусь, у них своя жизнь, у меня своя. Но ведь у нас половина мужчин – геи, и все это знают. Геи в администрации президента, в Верховном совете, в Госдуме, всюду. Я ничего не имею против людей, которые ничего не имеют против других людей, не пытаются ущемлять кого-то в правах, оскорблять чьё-либо достоинство. Опять же не подумайте, что я за сюсюканье со всеми подряд. О, нет. Я всегда выступал за смертную казнь. Я бы собственными руками вешал педофилов. Легко! Если вы будете идти по улице, и к вам пристанут хулиганы, то я непременно ввяжусь при всём своём нежелании ввязываться, падать в лужу, драться и получать ножом в бок. Я вмешаюсь в любую несправедливость, которую увижу.
– Правда, что вы поставили мюзикл «Человек из Ламанчи» специально для Владимира Зельдина?
– Да. Мы с ним как-то вместе были на фестивале «Киношок» в Анапе. Вот как-то встал я в полдесятого в тихом бреду и вижу: из моря выходит красавец-атлет Владимир Михайлович Зельдин, которому тогда исполнилось 88 лет. Я ему: «Как дела?» Говорит: «Да вот, Юлинька, чего-то только давно на большой сцене ничего не играю». Я говорю: «Есть пьеса про тебя, про Дон Кихота театра». Никто не верил. Но потом уже, ближе к финалу этой истории начали говорить по-другому, что хитрый Гусман нашел замечательного актера и вокруг него сделал спектакль. Таким образом Зельдин уже более десяти лет (с 2005 года) играет, поет, танцует и фехтует в спектакле «Человек из Ламанчи».
– А на столетие Зельдина, которое не за горами, вы что-нибудь поставите для него?
– Пытаюсь придумать!
– Тридцать с лишним лет назад на экраны вышел ваш фильм «Не бойся, я с тобой!», ставший очень популярным. И вот вы сняли продолжение. О чем новая картина?
– Мне очень хотелось снять картину про дружбу, поэтому главная тема всe та же – дружба между людьми, народами, странами. Я не ставил никакой пропагандистско-агитационной цели. Снимая продолжение фильма «Не бойся, я с тобой», я, конечно, понимал, что повторить успех будет сложно, ведь картина 1981 года была очень популярной. Хотя, знаете ли, фильм ведь мог не выйти на экраны!
– Почему?
– Сидел худсовет телевизионного объединения «Экран», и приняли на ура. Я, окрыленный, поехал в Баку делать практически техническую работу. Привез фильм показать формально кому-то, кто принимает актом. И вдруг я вижу, сидит полный зал все тех же людей. Я ничтоже сумняшеся подумал: «Ого, как им понравилась картина!» Сел, ту же картину показал, только в идеальном цвете и звуке. И те же люди, глядя мне в глаза, начали говорить: «Убить, сжечь, казнить, повесить, растерзать». Оказывается, как раз накануне вышло секретное постановление ЦК КПСС о запрете карате. Сейчас это смешно звучит, а тогда все было крайне серьезно. Картину вполне могли положить на полку. Режиссеру помогла одна телевизионная начальница, которой нравился фильм. Она сказала: «Какое карате? Вы же сами говорили в интервью, что это азербайджанская национальная борьба гюлеш». Так и проскочили!
– А в продолжении фильма играют те же актёры?
– О, да! Палат Бюльбюль-Оглы стал совсем красавец, Мухтарбек Кантемиров еще лучше скачет на лошади, а Лев Дуров так же хорошо дерется как и раньше, прямо как ниндзя!
Политическая деятельность
На протяжении всей своей жизни Юлий Гусман занимал активную общественную позицию. Он горячо поддержал горбачевскую перестройку и был сторонником демократизации страны.
В начале 1990-х Гусман был избран депутатом Госдумы ФС РФ (фракция «Выбор России»). В 1996 году политик стал одним из учредителей и председателем ОС Российского еврейского конгресса.
Ю. Гусман не раз высказывался против любых проявлений ксенофобии, национализма и гомофобии. В частности, он очень резко отозвался на предложение о законодательном запрете пропаганды гомосексуализма. И даже надел значок с надписью «гей» с тем, чтобы высказать свою солидарность с преследуемыми сексуальными меньшинствами.
Личная жизнь Юлия Гусмана
Режиссер женился в 1976 году на Валиде Мурадовне. Супруга Гусмана является преподавателем французского и русского языков. Она работает лектором Джорджтаунского университета. В 1977 году у пары родилась дочь. Девочку назвали Лолой в честь бабушки. Она получила юридическое образование. В 2008 году Лола вышла замуж за Джеймса Рида Стюарта Бремнера. Ее супруг происходит из известной английской аристократической семьи. В 2009 году у режиссера родился внук, названный родителями Максимилианом.
Из-за большой занятости Юлий Соломонович и Валида Мурадовна большую часть года живут порознь. Однако их 40-летний брак продолжает оставаться таким же крепким, как во времена молодости этой прекрасной пары, когда о романе «француженки» и известного кавээнщика говорил весь Баку.