Детство и семья
Родился в 1958 году (10 июня) в Хабаровске. У него украинские и еврейские корни. В какой же семье он воспитывался? Отец Сергея, Владимир Константинович, был военнослужащим. Ему часто приходилось переезжать из одного гарнизона в другой. Мужчина всегда брал жену с собой. Он дослужился до капитана 2-го ранга. Умер в 1996 году. Мама нашего героя получила высшее педагогическое образование. Она работала учительницей в школе.
С рождением Сергея семья окончательно обосновалась в Магадане. В этом городе проходило детство будущего режиссера. Он рос активным и любознательным ребенком. Сережа занимался спортом, увлекался приключенческой и исторической литературой. Летние каникулы мальчик проводил у бабушки в Подмосковье. Это время он запомнил навсегда. Ведь именно бабушка приобщила его к искусству. Она водила внука в филармонию и в столичные театры.
Биография
Родился в семье военнослужащего, капитана второго ранга Владимира Константиновича Урсуляка (1931—1996), выпускника Севастопольского высшего военно-морского училища. Семья родом с Украины, бабушка в годы немецкой оккупации была заключена в еврейское гетто[1]. Детство прошло в городе Магадане.
В 1979 году Сергей Урсуляк окончил актёрское отделение Театрального училища имени Б. В. Щукина (мастерская Евгения Рубеновича Симонова). До 1991 года играл в театре «Сатирикон». В 1993 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Владимира Яковлевича Мотыля).
Телевидение
В 1995—2001 годах являлся режиссёром телепрограммы Дог-шоу «Я и моя собака» (НТВ)[2]. В 1999—2000 годах работал над документальным циклом телевизионных передач «Новейшая история» с Евгением Киселёвым (НТВ)[3].
С июня 2002[4] по август 2005 был автором[5] и ведущим цикла документальных программ «Пёстрая лента» (ТВС[6], с 2003 — «Первый канал»[7]).
Студенчество
После получения аттестата зрелости Сергей Урсуляк поехал в Москву. Он подал документы в ВТУ им. Щукина, на актерское отделение. Уроженцу Хабаровска удалось поступить в вуз с первой попытки. Парень попал на курс к Е. Симонову. В 1979 году ему вручили диплом. Выпускника «Щуки» приняли в состав основной группы театра «Сатирикон». Там молодой актер проработал до 1991 года. Затем Сережа записался на Высшие курсы режиссеров и сценаристов. Его педагогом и наставником был Владимир Мотыль.
Сергей Урсуляк: первые роли в театре
По окончании средней школы Сергей Урсуляк отправился в Москву, где поступил в Щукинское высшее театральное училище. Там он благополучно отучился, окончив актерский факультет (мастерская Е.Симонова) в 1979 году. После этого молодой человек был принят в труппу театра «Сатирикон», где работал на протяжении долгих одиннадцати лет. В этом заведении он сыграл достаточно неординарные и заметные роли, самой крупной из которых стала роль Чацкого в спектакле «Горе от ума».
Несмотря на довольно успешную актерскую карьеру, Урсуляк мечтал реализовать себя немного в другом направлении — он хотел стать режиссером и сам снимать фильмы. Два раза Сергей поступал во ВГИК на режиссерский факультет, и оба раза провалился на экзаменах. Тогда он решил пойти иным путем и в 1990 году был зачислен на высшие режиссерские курсы в мастерскую Владимира Мотыля. Там Урсуляк получил основные знания по так интересовавшей его профессии. Дипломной работой выпускника стал его первый фильм «Русский регтайм», созданный в 1993 году.
Сергей Урсуляк: фильмография
Режиссерский дебют нашего героя состоялся в 1993 году. Его первая картина называлась «Русский регтайм». В центре сюжета были советские люди, которые мечтают о богатой и сытой жизни в Америке. Сценарий к этому фильму написал Г. Островский.
В 1995 году вышла его вторая лента – «Летние люди». На этот раз он сам создал сценарий, взяв в основу произведение М. Горького. Фильм рассказывает о вымирающем русском дворянстве. На главную роль режиссер Урсуляк утвердил Сергея Маковецкого. И этот выбор оказался верным. Ведь актер на все 100% справился с поставленными задачами. Лента была удостоена нескольких российских кинонаград.
Свое новое творение Сергей Урсуляк представил на суд зрителей в 1998 году. «Сочинение ко дню Победы» представляет собой драму, рассказывающую о встрече трех фронтовых товарищей.
В 2002 году на экраны вышел детективный сериал «Неудача Пуаро». Над сценарием он работал сам, адаптировав всемирно известное произведение Агаты Кристи.
Затем последовала мелодрама «Долгое прощание» (2004). На этом фильмография Урсуляка не заканчивается. В 2007 году его пригласили поучаствовать в создании сериала «Ликвидация». И он ответил согласием. В телепроекте были задействованы такие актеры, как Сергей Маковецкий, Пореченков Михаил и Машков Владимир.
В период с 2009 по 2020 гг. режиссер Урсуляк выпустил еще три картины – шпионский сериал «Исаев» (2009), военную драму «Жизнь и судьба» (2012) и современную версию «Тихого Дона» (2015).
Фильмография
Год | Название | примечание | |
1993 | ф | Русский регтайм[14] | режиссёр |
1995 | ф | Летние люди | режиссёр, сценарист |
1997 | док | Записки из Мёртвого дома | режиссёр |
1998 | ф | Сочинение ко Дню Победы | режиссёр |
1999 | док | «Президент Всея Руси»[15] | режиссёр |
2002 | с | Неудача Пуаро | режиссёр, сценарист |
2004 | ф | Долгое прощание | режиссёр, сценарист |
2007 | с | Ликвидация | режиссёр |
2009 | с | Исаев | режиссёр |
2010 | док | «Константин Райкин. Один на один со зрителем» | режиссёр |
2012 | с | Жизнь и судьба | режиссёр |
2015 | с | Тихий Дон | режиссёр |
2018 | с | Ненастье | режиссёр |
2019 | тф | Одесский пароход[16][17] | режиссёр |
2021 | с | Алмазная колесница (в производстве) | режиссёр |
Достижения
Сергей Урсуляк успел попробовать себя и в качестве сценариста. Его дебютом в этой сфере стала лента «Летние люди» (1995). Также он написал сценарии для детектива «Неудача Пуаро» (2002) и драмы «Долгое прощанье» (2004).
В творческой копилке нашего героя несколько престижных премий, среди которых «Ника», «Кинотавр» и «ТЭФИ».
Биография[ | ]
Родился в семье военнослужащего, капитана второго ранга Владимира Константиновича Урсуляка (1931—1996), выпускника Севастопольского высшего военно-морского училища. Семья родом с Украины, бабушка в годы немецкой оккупации была заключена в еврейское гетто[1]. Детство прошло в городе Магадане.
В 1979 году Сергей Урсуляк окончил актёрское отделение Театрального училища имени Б. В. Щукина (мастерская Евгения Рубеновича Симонова). До 1991 года играл в театре «Сатирикон». В 1993 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Владимира Яковлевича Мотыля).
Телевидение[ | ]
В 1995—2001 годах являлся режиссёром телепрограммы Дог-шоу «Я и моя собака» (НТВ)[2]. В 1999—2000 годах работал над документальным циклом телевизионных передач «Новейшая история» с Евгением Киселёвым (НТВ)[3].
С июня 2002[4] по август 2005 был автором[5] и ведущим цикла документальных программ «Пёстрая лента» (ТВС[6], с 2003 — «Первый канал»[7]).
Сергей Урсуляк: биография, личная жизнь
Первой женой нашего героя была его однокурсница Галина Надирли. В феврале 1983 года у супругов родилась крохотная дочурка. Малышку назвали Александрой. Новоиспеченный отец сам пеленал, купал и укладывал спать дочку. Вот только счастливая семейная жизнь продлилась недолго.
Сергей Урсуляк, биография, личная жизнь которого интересует многих, в 1986 году ушел из семьи. У него появилась новая избранница – актриса Лика (Лиана) Нифонтова. В апреле 1989 года она родила режиссеру дочь Дашу.
Дети Сергей Владимировича от первого и второго браков находятся в хороших отношениях. Саша и Даша часто видятся, морально поддерживают друг друга. Они обе являются актрисами.
Старшая дочь, Александра, уже подарила ему двух очаровательных внучек – Анечку (2006 г. р.) и Настеньку (2008 г. р.). Что же касается Даши, то она недавно вышла замуж за актера Константина Белошапку.
Фильмография[ | ]
Год | Название | примечание | |
1993 | ф | Русский регтайм[14] | режиссёр |
1995 | ф | Летние люди | режиссёр, сценарист |
1997 | док | Записки из Мёртвого дома | режиссёр |
1998 | ф | Сочинение ко Дню Победы | режиссёр |
1999 | док | «Президент Всея Руси»[15] | режиссёр |
2002 | с | Неудача Пуаро | режиссёр, сценарист |
2004 | ф | Долгое прощание | режиссёр, сценарист |
2007 | с | Ликвидация | режиссёр |
2009 | с | Исаев | режиссёр |
2010 | док | «Константин Райкин. Один на один со зрителем» | режиссёр |
2012 | с | Жизнь и судьба | режиссёр |
2015 | с | Тихий Дон | режиссёр |
2018 | с | Ненастье | режиссёр |
2019 | тф | Одесский пароход[16][17] | режиссёр |
2021 | с | Алмазная колесница (в производстве) | режиссёр |
К чему готовы?
Юлия Шигарева, «АиФ»: Сергей Владимирович, идеи всё равно не возникают просто так. Книг, слава богу, написано много. Но должно всё же быть созвучие времени — иначе фильм просто не захотят смотреть.
Сергей Урсуляк: Ну, естественно, написанное Шолоховым созвучно дню нынешнему. Потому что в любые времена люди влюбляются и случаются встречи, которые становятся судьбой. Это первое.
А второе — это готовность к гражданской войне, которая и раньше жила в нас и которая до сих пор ежесекундно присутствует. Стоит только какому-нибудь небольшому нарыву возникнуть, как мы тут же готовы разделиться мгновенно и беспощадно. Отделить своих от чужих, друзей от врагов. Готовы найти врагов внутри одной семьи, хутора, города, страны…
— Это чисто наше, русских, качество или оно присуще любому человеческому сообществу?
— Каждая страна устраивается по-своему. Наверное, в силу малости территории, ограниченного количества людей, иных традиций они на Западе больше настроены бережно относиться к каждому человеку. У нас такой традиции нет и не было никогда — слишком велика Россия, вероятно. И с инакомыслием мы расправляемся гораздо легче.
— Вы говорите про бережное отношение там к человеку. А я смотрю на происходящее сейчас в Европе и думаю: в цене растёт всё — нефть, золото, акции, доллары, евро. И только человеческая жизнь всё больше обесценивается.
— Потому что человеческая жизнь стала элементом в потоке развлечения. То количество смертей, которое мы видим ежедневно на экранах телевизоров, оно приучает нас к тому, что смерть — это, в общем, игра, шоу. И мне кажется, задача, говоря высоким стилем, искусства в том, чтобы вернуть чувственное, эмоциональное восприятие чужой жизни.
— …И тут приходят ребята с поясами шахида и показывают, что для них человеческая жизнь вообще ничто — ни своя, ни чужая.
— Ну да, приходят… С поясами шахида, с красными флагами… В разное время приходят с разными лозунгами и идеями. Именно поэтому я не являюсь сторонником революций и мгновенных перемен. Хотя просто так ничего не бывает. Ни с красными знамёнами не приходят просто так, ни с поясами шахида. В этом нужно разбираться, а я не настолько образован и свободен для того, чтобы это глубоко анализировать.
— Ну, почему в начале ХХ в. пришли с красными знамёнами, ещё хоть как-то объяснимо. Но почему в начале ХХI в. с поясами шахида пришли в Европу?! В Европу, где слово «толерантность» произносят чаще, чем «да» или «нет». Где уже и Пасху готовы не праздновать, и сказку «Три поросёнка» не печатать, лишь бы не задеть чьих-то чувств.
— Толерантность хороша тогда, когда обращена к человеку, который способен это воспринимать. У нас на эту тему написано «Собачье сердце». Происходящее в Европе — это абсолютно зеркальная ситуация. И говорить о том, что ну это же наш Шариков, а у них-то — Мухтар и всё по-другому, нелепо. Человек, не испытывающий благодарности. Человек другого мировоззрения или полного этого мировоззрения отсутствия. Запад есть Запад, Восток есть Восток.
Потом, возможно, всё утрясётся, но сейчас этот момент надо пережить. Просто нам не повезло — мы попали в такое время. Впрочем, нам никогда не везёт.
«Тихий Дон» по-новому. Репортаж со съёмочной площадки сериала
Читать об этом
Жизненный путь
Родной город Сергея Урсуляка – Петропавловск-Камчатский. Герой этой статьи окончил театральное училище им. Щукина в 1979 году. О том, кто такой режиссер Урсуляк, телезрители узнали много лет спустя. На протяжении более десяти лет он был задействован в спектаклях театра «Сатирикон» в качестве актера. Снять первый свой фильм смог лишь в 1993 году Сергей Урсуляк.
Режиссер, фильмография которого включает шесть художественных фильмов и четыре сериала, сегодня чрезвычайно популярен в России. Прежде чем приступить к описанию самых ярких работ, следует перечислить основные события в творческой жизни российского постановщика.
Сергей Урсуляк – режиссер, фильмография которого начинается с картины «Русский регтайм». На его счету четыре кинопремии, одной из которых он был удостоен за дебют. Помимо художественных фильмов и телесериалов, режиссер Урсуляк снял документальную картину «Константин Райкин». Остальные работы Урсуляка:
- «Летние люди»;
- «Сочинение ко Дню Победы»;
- «Неудача Пуаро»;
- «Ликвидация»;
- «Исаев»;
- «Долгое прощание»;
- «Жизнь и судьба»;
- «Записки из мертвого дома».
Режиссер Урсуляк и его семья – одна из тем, которая нередко освещается в прессе. Жена и дочери создателя «Ликвидации» – популярные российские актрисы. Поклонников творчества Урсуляка особенно интересует биография супруги – Лики Нифонтовой. Потому как этой актрисе режиссер отдает самые яркие роли в своих картинах.