Читать онлайн «Артист Александр Вертинский. Материалы к биографии. Размышления» автора Бабенко Владимир Гаврилович — RuLit — Страница 1


Семья и сложности

Из биографии Александра Николаевича Вертинского можно узнать, что ребенок в пятилетнем возрасте осиротел. Смерть родителей стала причиной воспитания у родственников. У мальчика была старшая сестра Надя, но ее взяли к себе другие люди, поэтому ближайшая родня росла порознь. В этот период мальчик не проявлял никакого рвения в учебе, и во втором классе его и вовсе исключили. Этим неудачным для ребенка образовательным учреждением стала Александровская гимназия. Взявшие ребенка на воспитание взрослые решили перевести мальчика туда, где учиться будет проще, но он снова оказался исключен, и вновь по тем же причинам – успеваемость была слишком низкой. Сам ребенок наслаждался в ту пору только лишь музыкой, поэтому его любимыми местами были городские улочки и Владимирский собор в период хоровых песнопений.

Из биографии Александра Николаевича Вертинского можно узнать, что мальчик родился в Киеве, и именно здесь он прожил первые годы своей жизни. В 1913 г. ему удалось накопить аж четверть сотни – немалые по тому времени деньги, и все они были потрачены на поездку в Москву. Ребенок мечтал стать актером – именно такова была цель его путешествия. В столице он оказался в Мамоновском переулке, где привлек внимание владелицы Театра Миниатюр. Мария предложила новенькому работу, и так состоялся дебют. Название номера сохранилось в истории – «Танго». Во время выступления Вертинский стоял вблизи кулис и распевал наполненную иронией песенку, выдавая острые комментарии относительно кружащейся в танце пары на сцене. Номер оказался невероятно успешным, а юный артист в качестве оплаты получил борщ с котлетами.

Юность и начало артистического пути Александра Вертинского

Дурная слава хулигана и воришки помешала ему стать участником хора. Он решил попробовать себя в любительском спектакле в театре на Подоле. Однако, мини-дебют завершился полнейшим провалом.
За пристрастие к театру и воровство денег тетка выгнала Александра из дома. Ночуя по подъездам и скверам, парень зарабатывал, где придется. Был грузчиком, продавцом, помощником бухгалтера, корректором в типографии.

Так продолжалось, пока его величество случай не подарил Вертинскому встречу Софьей Николаевной Зелинской. В девичестве подругой матери, а ныне преподавательницей женской гимназии. В ее доме Александр узнал Марка Шагала, Николая Бердяева, Натана Альтмана.

Журналистское перо и критические рецензии принесли гонорары. 18-летний юноша купил фрак, в петлице которого каждый день красовался новый живой цветок, и отправился покорять Москву. Именно оттуда пришла весточка, что сестра Надя жива. Девушка стала актрисой, служила в театре миниатюр Марии Александровны Арцыбушевой.

Александр Вертинский. Песня о Сталине Первым театральным «жалованием» Вертинского были котлеты и борщ. Вскоре в газете «Русское слово» известный критик буквально в нескольких словах лестно отозвался о молодом артисте. И успех начал буквально преследовать Александра.

Без сложностей – никуда

В биографии Александра Николаевича Вертинского обязательно рассказывают, с какой именно целью молодой человек сорвался из обжитых киевских мест и поехал в столицу – у него была мечта сыграть в постановке «На дне» по материалам Горького, причем исполнить не абы какую роль, а Барона. Вертинский попытался пройти в МХТ, но это закончилось крахом из-за сложностей с произношением. Попытка была предпринята в 1913 г. Юноша оказался в числе лучше отобранных, в пятерке главных претендентов, но на последнем экзамене ему попался Станиславский, обративший внимание на картавость мальчика. На этом все и закончилось – путь в МХТ был закрыт.

Так сложилось, что до начала Первой мировой Александр Николаевич Вертинский смог организовать себе все возможности богемной жизни. Именно тогда ему впервые встретился кокаин; многообещающий артист практически сразу стал зависимым. В тот момент наркотик считался едва ли не самым сильным допинговым средством для творческих людей, а приобрести его можно было в простой аптеке без всяких ограничений на продажу. Немецкий продукт в запечатанной упаковке коричневого цвета, содержавшей один грамм порошка, был доступен всякому, у кого хватало денег. Правда, как отмечали современники, вскоре Вертинский осознал, что зависимость губит его, и решил с ней бороться кардинальными мерами: он отправился воевать в числе добровольцев.

Санитар и артист

Известно, что Александр Николаевич Вертинский на фронте оказался в качестве санитара. Его местом службы был 68-й поезд, организованный вступившими в сотрудничество городами России. При поезде имелась книга, в которую было необходимо вносить каждую процедуру перевязки. Вертинский занимался тяжелыми случаями, а легкими – служившие здесь же девушки. Когда служба закончилась, по книге подсчитали, что Вертинский перевязал раненых 35 000 раз. Он вернулся в мирные края в 1915-м, поскольку сам получил ранение.

С середины этого года и до конца 1917-го, как известно из любой краткой биографии Александра Николаевича Вертинского, ему довелось выступать загримированным под печального Пьеро. Как отмечал артист, это был спонтанно рожденный образ, отражавший период его службы – в те времена санитары организовывали для раненых маленькие выступления. Грим для них был обязательным, поскольку помогал справиться с неуверенностью в своих силах и страхом выступления перед наполненным аудиторией залом. Благодаря маске молодой артист быстро приходил в себя. В 1917-м он набрался опыта, объехал с выступлениями большую часть российских городов и нашел в себе силы отказаться от грима. С этого момента он выступает в специальном фраке.

Жизнь на Родине

Вначале он чувствовал себя счастливым и с энтузиазмом готовился к выступлениям. Семье дали номер в гостинице «Метрополь», там они прожили три года, до тех пор, пока не получили квартиру в Москве. Цензура прикрыла большую часть его песен. Ему явно не доверяли, концерты были редкими, на радио приглашений не было, было издано всего несколько его пластинок, критики молчали. Актер и певец не был признан в Советском Союзе, но, несмотря на это, творческая биография Александра Николаевича Вертинского пополнилась более чем тремя тысячами концертов. Он объехал страну несколько раз и встречал каждый раз восторженные аплодисменты публики.

Дом и его отсутствие

На многих фото Александра Николаевича Вертинского можно видеть за его спиной красивые, но совсем не русские пейзажи. Это связано с его жизненными перипетиями – в 1917-м было решено перебраться в эмиграцию в Константинополь. Из России артист уплыл на одном корабле с Врангелем. В Турции удалось приобрести греческий паспорт, и с этого момента мужчина назвался Александром Вертидисом. Что любопытно, в Греции он так никогда и не оказался, зато побывал в огромном количестве стран и местечек нашей планеты.

Всего в эмиграции, как рассказывает про его жизнь творческая и личная биография, Александр Вертинский провел более двух десятилетий. Наибольшая известность к нему пришла как раз в период проживания вне пределов родной страны. Двухлетний промежуток он обитал в турецких городах, откуда перебрался в Румынию. Вертинский был в Бессарабии, жил в польских городах и французских, на некоторое время поселился в немецкой столице. В европейских державах он обитал до 1934 г., затем перебрался в Шанхай еще на девять лет. В 1943 г. было решено вернуться на родину. Вертинский стал гражданином мира, а его непростая жизнь была наполнена приключениями и переездами. Впрочем, нежной и любимой родиной, видевшейся ему в снах, на всю жизнь остался Киев – и об этом сам Вертинский рассказывал не раз.

Жизнь в ожидании возвращения

На территории Советского Союза шла война. В 1942 году 17-летняя Лидия Владимировна Циргвава, дочь советского служащего Китайской железной дороги, стала женой артиста, которому к тому времени исполнился 51 год. Творчество Вертинского стало совсем другим. Годы шли, и любовные песни приобрели оттенок безысходности. Мысли о приближающейся старости и неумолимости времени просвечивали сквозь строчки последних его произведений. Японская оккупация ухудшила и без того тяжелое положение семьи Вертинских. В 1943 году отчаявшийся Вертинский написал Вячеславу Молотову, умоляя позволить его семье вернуться, и обещал служить Родине до конца своих дней. И наконец пришло долгожданное разрешение. Биография жены Александра Николаевича Вертинского тесно связана с его жизнью. Его семья с маленькой Марианной выехала из Китая в Россию и стала жить в Москве. Младшая дочь Александра Николаевича, Анастасия, родилась в 1944 году.

Китай и Россия

Хотя споры о национальности Александра Николаевича Вертинского и по сей день иногда возникают, официально он был русским, советским эстрадным деятелем, актером и автором, а на практике и вовсе гражданином мира, не ограниченным какими-либо рубежами стран. В 1935 г. он решил отправиться в китайские земли, где прижился ни много ни мало на восемь лет. Здесь он впервые встретился с финансовыми проблемами, а богемная жизнь подошла к концу. Кстати говоря, именно по этой причине внезапно поступившее одобрение возвращения на родину исключительно обрадовало артиста: к этому моменту он погряз в долгах и не ожидал никакой помощи. Решив закрыть финансовые сложности, Вертинский рискнул и вложился в кабаре «Гардения». Впрочем, уже через месяц заведение обанкротилось, и возможное раннее возвращение домой отложилось на неопределенный срок: композитор и автор стихов ожидал конца Второй мировой, одновременно постепенно разбираясь с накопившимися долгами.

Будучи на грани отчаяния, артист отправил письмо на имя Молотова. Автор многих известнейших песен Александр Николаевич Вертинский получил разрешение на пересечение границы в 1943 г. В ноябре этого года актер и его жена, маленькая дочь (Марианне было 4 месяца) поселились в одном из московских кварталов.

Песни

Исполнение песен Вертинским невозможно не узнать, забыть или спутать с исполнением другого артиста. Его манерность, жеманное произношение, растягивание слов и оригинальная расстановка акцентов всегда обращали на себя внимание и заставляли остановиться и прислушаться.

Содержание текстов песен часто мало соответствует интонации, выбранной Вертинским для подачи со сцены. Надев костюм Пьеро, покрыв лицо белилами, нарисовав тонкие губы и изломанные брови, он выступает в роли мима, играющую роль глубоко несчастного, одинокого человека.

Невозможно забыть спетые им «Юнкерам», «О нас и о родине», «Магнолию», «Жёлтого ангела», «Маленького креольчика», «Я сегодня смеюсь над собой», «Лилового негра», «Бал Господень», «Ваши пальцы пахнут ладаном» или «Я маленькая балерина». В наши дни Александр Домогаров, Татьяна Кабанова, Борис Гребенщиков, Александр Ф. Скляр и некоторые другие артисты с большим вкусом и деликатностью исполняют его песни, стараясь сохранить магию, созданную вокруг них замечательным мастером.

Один и не один

Сегодня многими любимо творение «Желтый ангел» Александра Вертинского, и ценители отдали бы многое, чтобы услышать его в исполнении автора. Так получилось, что даже у современников артиста было не слишком много возможностей оценить его талант. После возвращения из продолжительного пребывания в эмиграции талантливый человек изредка давал выступления в столичных заведениях, иногда – в ленинградских. Его не приглашали выступать на радио, препятствовали изданию пластинок, а газеты не публиковали рецензий на его творчество.

Известно, что всего было написано около сотни песен. Александр Вертинский смог из них издать лишь около трех десятков – все остальные запретили. Каждый из концертов артиста проходил под надзором цензора, контролировавшего соблюдение установленных державой рамок.

Не только политические, но и личностные переживания усложняли жизнь известного человека. Как известно из биографии Александра Николаевич Вертинского, жен у него было две. Первую звали Рахиль, вторую – Лидия. Лида была младше своего супруга на 34 года. Она известна своей актерской карьерой, сыграла в нескольких популярных фильмах и издала книгу «Синяя птица любви». Именно от этой женщины у Вертинского было две дочери: Марианна, Анастасия. Обе они пошли по стопам родителей и стали известными актрисами.

Личная жизнь

Первый брак Александра Вертинского, к сожалению, продержался только семь лет. Избранницей певца стала еврейская красавица Рахиль (Раиса) Потоцкая, после замужества сменившая имя и ставшая Иреной Вертидис. С девушкой Вертинский познакомился в Польше.

Александр Вертинский и его жена Лидия

Более удачно личная жизнь Вертинского сложилась только спустя 19 лет. Будучи в Шанхае, Александр Николаевич познакомился с очаровательной Лидией Циргвавой. Девушка была моложе Вертинского на 34 года, однако этот факт не помешал влюбленным. В 1942-м году Вертинский женился на Лидии.

Александр Вертинский с дочерьми

Вскоре жена подарила Вертинскому дочку Марианну, а затем, спустя год, вторую дочь, которую назвали Анастасия. Обе девочки унаследовали талант и артистизм отца, став впоследствии известными актрисами. И даже дочь Марианны, Дарья Вертинская (Хмельницкая), удачно начала актерскую карьеру, от которой, к сожалению, через некоторое время отказалась.

Даты, числа и звания

Известно, что отец Александра Вертинского был частным поверенным. Его звали Николаем Петровичем. Он родился в семье работника железной дороги, занимался адвокатским делом, одновременно был журналистом и публиковал свои фельетоны в «Киевском слове». Для них был выбран псевдоним граф Нивео.

Матерью Вертинского была дворянка Евгения Сколацкая. В свое время Николай не смог взять ее в жены, потому что первая супруга отказывалась разводиться, и спустя некоторое время пришлось усыновить собственных детей – Надю и Сашу. Вертинский вспоминал, что его родители были невероятно сильно влюблены друг в друга, и условности для них ничего не значили. Когда мальчик был в трехлетнем возрасте, мама скончалась, еще через два года чахотка стала причиной смерти отца. Детей забрали материнские сестры. Тетки мешали брату и сестре поддерживать контакт, и долгое время Саша был уверен, что его старшая сестра умерла. Они встретились лишь через несколько лет и сразу стали близки друг другу.

Детство и отрочество Александра Вертинского

Детство Александра Вертинского прошло без родительской любви. Клеймо незаконнорожденного оставило отпечаток на дальнейшей жизни и карьере.
В то время подобное явление считалось недопустимым. Тем более, что мальчик родился от внебрачной связи его отца с юной Женечкой Скалацкой. Евгения была дочерью управителя городского дворянского собрания. А Вертинский уже был женат.

Вертинский в образе Пьеро

И сам мезальянс, и рождение Нади, старшей сестры Саши, привели в негодование весь благочестивый Киев. Николай Петрович Вертинский был готов жениться на Женечке, однако супруга не соглашалась на развод. Для Евгении и маленькой Нади был снят домик в центре Киева на улице Владимирской, где вскоре громко заявил о появлении на свет Саша Вертинский.

Александр едва помнил своих родителей. Мать умерла, когда малышу было всего 3 года. Воспитывала его старшая сестра матери, ненавидевшая отца и называвшая его не иначе, как «негодяй», считая, что он был виновен в развращении ее сестры.

Отца Александра, Николая Петровича Вертинского, знал весь Киев. Известный адвокат отличался покладистым и добрым характером. Сестра Саши Надя осталась жить с отцом. Смерть Евгении подкосила здоровье Николая Петровича. Он забросил дела и часами просиживал у ее могилы. В 1894 г. болезнь унесла жизнь Вертинского-старшего.

Александр Вертинский в молодости

Сироты волею судьбы оказались в разных городах. Саше сообщили, что сестра умерла (это была ложь) и теперь он одинок, как перст, на всем белом свете.

Мария Степановна отличалась скверным характером, била племянника за малейшее непослушание. Александр в то время учился в аристократической гимназии №1 вместе с Константином Паустовским и Михаилом Булгаковым.

Постоянные претензии тетки привели к тому, что парень забросил учебу и начал воровать деньги, которые клали паломники на святые мощи Киево-Печерской лавры. Однажды Сашу поймали на горячем. Скандал разразился на весь Киев. Из гимназии его выгнали, а тетка жестоко избила нагайкой.

Наказание не остепенило парня, он продолжал воровать. Однако, незатухающей искрой в юноше горел интерес к музыке и искусству театра. Он любил слушать пение хора в гимназической церкви, а потом и сам стал подпевать.

Начало театральных увлечений

Так сложилось, что девятилетний мальчик сдал вступительные гимназистские экзамены на «отлично», хотя учеба не была для него любимым делом, что в скором времени закончилось исключением. Обучаясь впоследствии в Четвертой киевской гимназии, он впервые открыл для себя театр и попытался принять участие в выступлении. В будущем автор многочисленных песен, Александр Вертинский поначалу получил исключительно неприятный театральный опыт. Его взяли на роль статиста в заведение Соловцова. В будущем Вертинский встретит многих звезд, чья практика начиналась с оперы или оперетты, а вот этот всемирно известный автор пробил себе путь через литературные возможности. Он и сам признавал, что не может считать себя артистом, но принадлежит к числу богемы в области литературы. Творчество его больше похоже на труд поэта, но никак не артиста, и важным становится не столько исполнение, сколько комплексная оценка произведения, выбор подходящих слов, которые бы сложились в оригинальный мотив.

Во многом то, какими в будущем стали стихи Александра Николаевича Вертинского, определило литературное собрание Зелинской. Молодой автор был в ее окружении и именно здесь начал формироваться его уникальный стиль, а вместе с ним – мировоззрение. В доме Софьи нередко можно было видеть Кузьмина, Эльснера, Осмеркина и Малевича. Завсегдатаями были Шагал и Альтман. Представления о прекрасном, философия этого сообщества сильно повлияли на Вертинского, он получил немалый опыт духовный и в области отрочества. Ему довелось делать рецензии на шаляпинские выступления, на Вавича, Руффо и Ансельми. В будущем великий поэт, молодой Вертинский печатал в локальных изданиях собственные маленькие рассказы. Постепенно имя становилось все более известным для местных интеллигентов. Чтобы обеспечить себе жизнь, в те времена Александр работал грузчиком и корректором, продавцом открыток, нередко исполнял роли в спектаклях и даже успел поработать бухгалтером в гостинице, откуда, впрочем, вскоре был уволен.

Александр Вертинский – военный санитар (Часть 1)

К 100-летию начала Первой мировой войны 19.03.2014

Великий русский певец Александр Вертинский в 1914 году в составе поезда, подчиняющегося, как сейчас бы сказали, общественной организации «Союз городов России», отправился санитаром на передовую. До 1916 года, когда он по ранению был отправлен в тыл, будущий всемирно признанный шансонье сделал более 35 тысяч перевязок.

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в Киеве. Он был незаконнорожденным, у его отца, адвоката, была другая жена, которая не давала развода. Когда ребенку было 3 года, скоропостижно умерла его мать, Евгения Степановна Сколацкая. Отец позже усыновил собственного ребенка, но еще через два года умер сам.

И маленького Сашу воспитывала сестра матери. Он блестяще выдержал экзамены в лучшую гимназию Киева – Императорскую 1-ую Александровскую, в которой в разные годы учились такие люди, как Михаил Булгаков, Константин Паустовский, Анатолий Луначарский, Евгений Тарле, Тимофеев-Ресовский.

Однако вскоре, интерес к учебе маленького Вертинского угас. Его за неуспеваемость перевели в другую гимназию, попроще. А потом и исключили и из той. В тоже самое время, юноша много читал и всерьез интересовался театром и литературой. Через свою тетушку он попал в дом Софьи Николаевны Залинской — преподавательницы женской гимназии, которая была замужем за Николаем Васильевичем Луначарским, братом Александра Васильевича Луначарского, будущего наркома просвещения при Советской власти.

В литературном салоне Залинской частыми гостями были весьма известные люди того времени – философ Николай Бердяев, поэт Михаил Кузьмин, художник Марк Шагал.

Они и подталкивали молодого гимназиста к занятия творчеством. Он начинает сочинять стихи, рассказы. Некоторые даже печатаются в газетах. Он понемножку приобщается к богемной жизни. Скопив 25 рублей, недоучившийся гимназист отправляется пытать счастья в Москве. Встретив случайно владелицу одного московского театра Марию Александровну Арцыбушевы, он рассказал ей о себе. Позже он писал в мемуарах так:

«Она вскользь заметила:

— Что вы шляетесь без дела, молодой человек? Шли бы лучше в актеры!

— Но я же ничего не умею!

— Не умеете, так научитесь! — сказала она.

— Но сколько я буду получать за это? — деловито спросил я. Она расхохоталась:

—Получать? Вы что? В своем уме?.. Ни о каком жаловании не может быть и речи. Но в три часа мы садимся обедать, борщ и котлеты всегда найдутся. Вы можете обедать с нами».

Так началась театральная карьера Александра Вертинского. Первой его ролью был сверхэротический танцор модного тогда танго. Он танцевал, напевая песенку. Молодого актера заметили. В газетах появилось первое упоминание об артисте: «Остроумный и жеманный Александр Вертинский».

Вертинский пробуется в МХТ, самый желанный театр для всех актеров. Пройдя все туры и войдя в финальную пятерку претендентов, он был остановлен на пороге мечты самим Станиславским из-за картавости. Которую позже он повернет себя в плюс, сделав ее своим фирменным знаком.

Вертинский не унывает. Он все больше и больше становится популярным. Много выступает. В предвоенные годы он выбирает для своих выступлений образ Пьеро. Надо сказать, что в начале двадцатого века образ итальянской комедии масок были очень популярны в России. Эти образы хорошо укладывались в эстетику символизма, который тогда царил в культуре, в эстетике модерна. Блок, Андрей Белый, Брюсов, — все писали об Арлекине, Коломбине и других. Так что образ Пьеро, страдающего от любви, несчастного клоуна, был до какой-то степени, нормален и обычен для того времени. К эксцентричной натуре Вертинского этот образ добавлял удивительное обаяние.

Вертинский тогда много снимается, конечно, не в главных ролях, но это давало ему круг общения, пригласительный билет в богему, в «Серебряный век», как чуть позже назовут это время. По слухам, именно Вертинский привел в кино будущую звезду немого экрана Веру Холодную. Он ей посвятил несколько замечательных песен. «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном…».

Ваши пальцы пахнут ладаном А в ресницах спит печаль. Ничего уже не надо нам, Никого теперь не жаль.

И когда весенней вестницей Вы пойдете в дальний край, Сам господь по белой лестнице Поведет Вас в светлый рай.

Тихо шепчет дьякон седенький, За поклоном бьет поклон. И метет бородкой реденькой Вековую пыль с икон.

Ваши пальцы пахнут ладаном А в ресницах спит печаль. Ничего уже не надо нам, Никого теперь не жаль.

Началась мировая война. Вот как вспоминает о тех днях со слов самого Александра Николаевича его дочь актриса Анастасия Вертинская:

«Все школы, частные дома, где были большие залы, институты, гимназии, пустующие магазины приспособлены под госпитали. Они не только казенные. Богатые люди, настроенные патриотично, на свои деньги открывали больницы для раненых. Отец увидел толпу людей возле особняка купеческой дочери Марии Морозовой на Арбате. Это с вокзала привезли раненых. Их выносили на носилках из карет, а в доме уже работали доктора. Он подошел и стал помогать. Врач присмотрелся к высокому пареньку и позвал к себе в перевязочную — разматывать грязные бинты и промывать раны. — Почему именно меня? — спросит Вертинский позднее. И услышит: — Руки мне твои понравились. Тонкие, длинные, артистичные пальцы. Чувствительные. Такие не сделают больно».

Мария Саввишна Морозова, дочь знаменитого миллионера и мецената Саввы Морозова, организовала на свои деньги санитарный поезд. Начальником его был назначен граф Никита Толстой. Поезд подчинялся «Союзу городов». Эта общественная организация, возникшая в первые дни войны, объединяла патриотически настроенных богатых людей. Правда позже она превратилась в рассадник коррупции и воровства государственных средств, но вначале все ее участники горели искренним патриотическим порывом.

Поезд покрасили в серый камуфляжный цвет, присвоили литерный номер 68, наполнили медицинским оборудованием и отправили на передовую. Вместе с ними на фронт поехал и новоиспеченный санитар Александр Вертинский. Санитарная служба в этом поезде приравнивалась к действительной, солдатской.

Актер, шансонье, поэт отправился перевязывать раненных, чистить от засохшей крови и гноя раны. Вспоминая, Вертинский пишет, что он зарегистрировался в поезде под именем «брат Пьеро». Прости большому актеру маленькую слабость. Прифронтовой госпиталь – серьезная организация и там никто не позволил такие шалости. Так что Вертинский служил Родине под своим настоящим именем и фамилией.

Владимир Казаков.

(Окончание следует)

Московские времена

Стихи Александра Вертинского пока еще не ценились слишком высоко, и он решил поискать новые возможности в столичном регионе. В Москву Вертинский переехал вместе со своей старшей сестрой, к этому моменту уже начавшей карьеру актрисы. Они выбрали местом обитания бахрушинский дом в Козицком переулке, начали свои выступления в сообществах драматургов, стали искать пути, чтобы войти в литературную общину. Александр получил возможность режиссировать постановку Блока «Балаганчик» – в те времена блоковские творения были исключительно популярны в молодежной среде. Во многом мировоззрение и стиль самого Вертинского формировались под влиянием именно Блока, о котором он говорил как о формирующей мир человека стихии. Он отмечал, что все представители богемного мира были резки, что-то скрывали, кого-то критиковали, были честолюбивы и наполнены нереализуемыми желаниями. Над этой мелочностью жизни веял поэтический ветер блоковской поэзии, вольный и хмельной, заражавший сердца молодежи мечтами о Прекрасной даме. Стоит отметить, что сам Вертинский своему кумиру подражать не пытался, а лишь впечатлялся его образами и жил по принципам, которые сам считал близкими Блоку.

С участием Александра Вертинского фильм впервые вышел в 1912 г. Его дебютную роль можно видеть в картине Ильи Толстого «Чем люди живы?». Актер сыграл Ангела, падавшего с неба. Став старше, Вертинский исполнил еще немало ролей, преимущественно в картинах студии Ханжонкова, в основном – второстепенных. Одна из них будет снята по стихотворению самого поэта – «Бал Господень». Съемочная площадка позволила Вертинскому завести много новых знакомств, сыгравших взаимовыгодную роль. К примеру, известно, что Вера Холодная стала настолько популярной именно за счет Александра, опознавшего в скромной женщине демоническую красотку, которая в будущем покорит сердца многих людей. Кстати говоря, он был ее тайным почитателем, и среди творений Александра Вертинского лучшее, по мнению, многих, стихотворение было посвящено именно Вере – «Ваши пальцы пахнут ладаном».

Признание таланта Александра Вертинского, фильмография

В 1912 г. состоялся дебют в кино. Роль ангела в фильме Ильи Толстого, снимавшего картину по рассказу отца, стала пропуском в московскую богему.
Тогда многие актеры баловались кокаином. Не обошла эта участь Александра и его сестру. В 1914 году Надежда отравилась наркотиком и скончалась. Вертинский, чтобы спастись от наркотического плена, ушел добровольцем на фронт.

Александра приняли санитаром на 68-й поезд, курсировавший с 1914 по 1916 года между Москвой и передовой. Он наблюдал за операциями известного московского хирурга Холина и блистательно освоил перевязочную технику. О его перевязках слыли легенды. В конце службы в 1916 году в послужном списке санитара было 35 000 перевязок.

Александр Вертинский. Матросы Вертинский вернулся в театр миниатюр Арцибашевой, где был поставлен его оригинальный номер «Песенки Пьеро». Военные годы наложили отпечаток на творчество, его песни рассказывали людям правду, заставляли верить и мечтать.

Певец давал концерты перед солдатами Добровольческой армии, а потом с новым паспортом и под новым именем отправился в Европу. Австрия, Германия, Франция и Бельгия, Польша и Румыния восхищались Вертинским и в шикарных ресторанах, и в скромных шантанах и кабаре.

Долго Вертинский прожил в Америке, где его концерты имели большой успех. Чтобы выйти на более широкие горизонты, нужно было изучать английский язык. Но певец считал, что только на русском он может выразить все то, что несут его песни.

Долгое время Александр Николаевич жил в Китае. В Шанхае много выступал и был любимцем публики. В 1936-м советское правительство начало переговоры о возвращении Вертинского на родину. Положительного вердикта ему пришлось ждать долгих семь лет, тогда как писатель Куприн вернулся уже через 2 года.

Новые веяния

1913 г. отмечен знакомством известного сегодня автора стихотворения «Мадам, уже падают листья» Александра Вертинского и Маяковского. Поэт был близок с футуристами, хотя их философия вызывала у него некоторое отторжение. Вертинский не раз говорил и о другом современнике — северянине, чьи стихи признавал талантливыми, искренними, настоящими, одновременно считая, что автору не хватало вкуса, чувственности и представления о рамках разумного. Вертинский восхищался Маяковским, а вот прочие футуристы для него были эпатажными буржуа, притворявшимися гениальными. Приближалась Первая мировая, и Вертинский, решивший таким образом сбежать от кокаина, ушел на фронт. После возвращения с арены боевых действий он узнал, что именно наркотик стал причиной смерти его сестры – она умерла от передозировки.

Ленинград: последний концерт

Александр Вертинский. Фотография: mgarsky-monastery.org

Вертинские поселились в Москве. Артист много ездил по стране с гастролями — выступал и в шахтах, и на заводах, и в больницах. В 1957 году прошел его последний концерт — в Доме ветеранов сцены имени Савиной в Ленинграде. После выступления Александру Вертинскому стало плохо — и через несколько часов он умер.

Города в жизни Александра Вертинского

Автор: Елена Антонова

Жизнь: личные аспекты

Оказавшись однажды в Сопоте, известный поэт, к этому времени уже живший в эмиграции, встретил свою первую жену. Александра Вертинского привлекала интеллигентная, очаровательная еврейская девушка Рахиль. До наших дней информации о ней дошло мало. Известно, что в 1924 г. они заключили брак, при этом поэт оставался склонным мистифицировать все события своей жизни. В новом паспорте дама была записана новым именем – Ирена Вертидис. А вот в жизни, как известно, артист называл ее Рали.

С женой Александр Вертинский пожил недолго – отношения не заладились. Всего они были вместе восемь лет, то разбегаясь, то воссоединяясь. Мужу были присущи постоянные влюбленности, незначительные, мелкие, но для Рахиль они были выше того, что она смогла стерпеть, и такая особенность личности ее избранника так и осталась главной проблемой. Вертинский, стоит отметить, посвятил своей жене песню – это произошло в 1930 г., а произведение так и назвал — «Песенка о моей жене».

Развитие отношений

Промучившись несколько лет, супруги приняли решение развестись, и 26 мая 1942 г. поэт заключил новый брак – с молодой Лидией, дочкой работника КВЖД. Девушке на этот момент было 19, а артист был старше ее на 34 года. Известно, что Лидия Вертинская и Александр Вертинский любили друг друга, тем не менее судьба дамы была полна лишений. Поэт раз за разом говорил о пылких чувствах к избраннице своего сердца, он писал ей песни. Они познакомились, когда Лиде было всего 17, и уже тогда ее родители были противниками таких отношений – слишком уж существенной казалась разница в возрасте. Уже тогда мать предупреждала дочь, что хорошего ничего не выйдет, она же предрекла ей вскоре оказаться вдовой. Девушка пошла на поводу своего сердца, и впоследствии Лидия не раз будет говорить о том, что сильнее любви в этом мире ничего нет.

До наших дней дошла переписка Александра и Лидии Вертинских. На удивление трогательные письма сочинял артист своей жене и много раз говорил о том, что лишь ее письма могут успокоить его, что только ее он любит и обожает. Не раз он утверждал, что ему не стоило бы жить, ежели бы Лидии не существовало.

Биография жены Александра Вертинского

Лида родилась в Харбине (Китай), в грузинской семье. Ее дедушка в прошлом офицер, занимался пчеловодством и имел солидное хозяйство. Отец Лиды, Циргвава Владимир Константинович, служил на КВЖД. Мама Лиды — Лидия Павловна Циргвава, в девичестве Фомина, была примерной домохозяйкой. Когда девочке исполнилось 10 лет, ушел из жизни ее отец. В Шанхае произошло знакомство Лидии с Александром Вертинским, которому на тот момент исполнилось уже пятьдесят. В 1942 они повенчались.

Александр Николаевич и Лидия Владимировна Вертинские

А в 1943 Александр, Лида отправились на Родину. В гостинице «Метрополь», куда их поселили, Вертинские прожили три года, а потом переехали в предоставленную им квартиру. Лидия прекрасно рисовала, и в 1955 получила диплом художника, окончив институт им. Сурикова. После этого она начала работать на полиграфическом комбинате, участвовала в художественных выставках. Биография жены знаменитого артиста была тесно связана с искусством.

Семья Вертинских — Александр Николаевич, Лидия Владимировна и дочь Марианна

Карьеру киноартистки Лидия Вертинская не планировала, однако случайная встреча с кинорежиссером Александром Птушко, определила ее творческую биографию. Когда начались съёмки фильма-сказки «Садко» (1952), ей предложили главную роль. Она блестяще справилась и с главной ролью в киноленте «Королевство кривых зеркал» (1963), и в «Киевлянке» (1958), где Лидия Вертинская сыграла фрау Марту. После этого были еще два кинофильма: «Новые похождения Кота в сапогах» (1957) и «Дон Кихот» (1957).

Лидия Вертинская в фильме «Садко»

Лидия Вертинская в фильме «Дон Кихот»

В браке у Вертинских родились две дочери — Марианна и Анастасия Вертинские, ставшие Заслуженной и Народной артистками РСФСР. А в 34 года Лидия Владимировна осталась без мужа. Главным смыслом ее личной жизни всегда оставалась семья. Деньги она зарабатывала продажей своих картин. У Лидии Вертинской трое внуков и пятеро правнуков, которые очень любили и боготворили ее. Она прожила 90 лет, на много пережив своего единственного и всегда любимого мужа Александра Вертинского.

Александр Вертинский с дочерьми: Марианной и Анастасией

Дочь Алесандра Вертинского — Анастасия Вертинская в кинофильме «Человек-амфибия»

Старшая дочь Александра Вертинского — Марианна Вертинская, 2018 г.

Семья и дети

В 1943 г. у поэта родилась старшая дочь Марианна. Имя было выбрано матерью под впечатлением фильма о Робин Гуде, где так звали его любимую. Дабы обеспечить себя, жену и ребенка, Вертинский дважды в день давал концерты, тем не менее период японского вторжения существенно подорвал материальное благополучие семьи. Лидия потом будет вспоминать, что в период оккупации не было доступа к импортной продукции, эмигранты не получали лекарств, простой аспирин становился невероятной ценностью, и для обеспечения семьи Александр заложил концертный фрак. Перед выступлением он выкупал его, после – снова сдавал.

Вторая половина 1930-х годов была отмечена многочисленными попытками вернуться на Родину, и в 1937 г. последовало приглашение, но принять его можно было лишь после оплаты долгов. Дабы продемонстрировать отечественным властям лояльность, в тот период Вертинский начал издаваться в «Новой жизни», местном издании с просоветским настроем. Но тут грянула Вторая мировая, и документы так и не оформили. Когда же Молотов позволил Вертинскому вернуться домой, тот сразу начал активную работу: в те времена ежедневно он давал несколько концертов.

Вертинский бросил всех женщин ради Лилы

«Мне ее послал Господь Бог», — говорил Александр Вертинский о своей жене Лидии. Они встретились в Шанхае. После концерта за кулисами к певцу подошла красивая девушка. Сама она вспоминала об этой встрече:

— Его странный, говоряще-поющий голос пронзал мне душу сладкой болью… Как будто не по диску, а по моему сердцу водили патефонной иглой.

Ему было 52, а ей — 18.

Когда у Вертинского появились дети, семья, жена, дом, он написал: «Самое страшное — женщины — ушло из моей жизни». Имея в виду, конечно, других женщин.

Свадьба в Шанхае

В разговоре с Лидией Владимировной я задаю вопрос:

— И вас не пугала такая разница в возрасте?

— Эта разница привела в ужас мою маму.

…Лидия была грузинского происхождения. Ее дед и бабушка осели в Китае, оставаясь российскими подданными. Дед, бывший офицер, содержал большое хозяйство, разводил пчел. Отец служил в правлении КВЖД и считался советским служащим. Он скоропостижно скончался в Харбине, когда Лидии было десять лет.

Мать была категорически против брака дочери с известным шансонье. Но Лида настояла на своем.

В 1942 году они обвенчались. А через год родилась первая дочка — Марианна.

— Я читала, что в Шанхае вы жили совсем небогато. Сложно было даже коляску купить для ребенка…

— Нам ее подарили. Чтобы содержать семью, Александр Николаевич взял две работы. До часу ночи пел в одном месте, затем до утра — где-то на самом краю Шанхая.

— Вертинский рассказывал вам о своем браке с женщиной по имени Ирен?

— Он звал ее Ирина Владимировна. На самом деле ее имя Рахиль. Они разошлись в Шанхае. Когда мы встретились, они уже жили раздельно.

— Правда, что вас Александр Николаевич называл Лилей?

— Лилой. Когда мы познакомились, он спросил: «Как вас зовут?» Я сказала: «Лидия, но все зовут Лидя». А грузины звали Лила. Александру Николаевичу это понравилось: «Тогда вы тоже меня зовите Сандро». Я стеснялась, конечно, звать его Сандро. Александр Николаевич…

Капиталов из эмиграции не привезли

— В редакции есть фотография. Вы с Вертинским близко-близко. На вас чудесное платье с глубоким вырезом и жемчуг в три ряда.

— Ну, это не натуральный жемчуг. А у Вертинского был белый смокинг из материи «шаркскин» — в переводе «акулья кожа». Очень приятный на ощупь, плотный шелк… Кстати, где вы взяли эту фотографию?

— В отеле «Метрополь».

— Очень интересно! Мы вернулись на родину из Китая в 43-м. Вертинского хорошо приняли тогда. В «Метрополе» дали номер с эркером. Мы прожили в гостинице три года. А потом получили просторную квартиру, в которой я и живу до сих пор.

— Но дачей вы обзавелись гораздо позже…

— За два года до смерти мужа, в 1955-м. Александр Николаевич вбил себе в голову, что если купит дачу, то нас обеспечит и может спокойно умереть. А купив дачу, мечтал завести корову.

— Корову?

— Он был немножко наивный. Иногда бывают такие мужчины. С большими талантами и наивные. На Украине у него были тетки-помещицы. Он помнил, как они делали колбасы, солили сало. И хотел выписать с Украины старичка со старушкой, чтобы вели хозяйство. Дача обошлась нам очень дорого. И Вертинский поехал в Сибирь, на Сахалин, Камчатку зарабатывать. Зимой, на три месяца. Это такая пытка! Муж не жаловался на здоровье. Но эти гастроли сказались.

— Сказочник Птушко пригласил сыграть вас в фильме «Садко» птицу Феникс…

— Сначала хотели мое лицо покрасить золотой краской. Я изучала историю искусств и помнила случай во Флоренции. Там на празднике мальчика покрыли золотой краской. Он к ночи умер. Я сказала: «Сделайте мне просто грим». На меня надели корону, подвески. На лоб наклеили красный рубин. Поскольку я не была актрисой, меня в фильме озвучивала другая женщина. Нужен был низкий голос: «Спи-ите, спи-ите…» А у меня всегда был звонкий.

— Вы же еще в кино снимались?

— В «Похождении кота в сапогах», «Королевстве кривых зеркал», «Дон Кихоте». А после смерти Александра Николаевича — в «Киевлянке». Вообще-то я оканчивала Суриковский институт и много лет работала на графическом комбинате.

— Благодаря Птушко и ваша 15-летняя Анастасия попала в «Алые паруса». А ведь мечтала быть балериной.

— Она была маленькая, тоненькая, с длинными ножками. Машенька была более крепкая. А эта вся такая воздушная. Не ходила, а летала. Александр Николаевич повел ее в балетную школу. Но что-то не подошло. Много позже муж был на выступлении Улановой. Чтобы выразить свой восторг, он пришел за кулисы. И увидел — балерина вся дрожит мелкой дрожью и пот струится с лица. Потом он написал мне: мол, хорошо, что Настеньку в балет не приняли. Это такой тяжкий труд!

— У вашей безумно красивой дочери Анастасии в браке с Никитой Михалковым родился красивый сын Степан.

— Настя и Никита в ту пору были такие молодые. Они учились вместе в театральном училище. А чтобы зарегистрироваться, сбежали с лекции. Потом… они расстались, но отношения у них сохранились хорошие. А у Степана нашего уже трое детей.

— Анастасия Александровна в окружении стольких внуков?!

— Она их просто обожает. Столько времени проводит с ними. Младшему внуку 21 марта годик исполнился. Первая у Степана девочка. После нее был большой перерыв. Потом появился мальчик. И через четыре года Коленька родился. Именно в день рождения Александра Николаевича. У меня вообще все в датах. Будто все на небесах расписано. Марианна родилась в День святого Владимира, а Настенька — в День святого Николая Угодника. В большие праздники.

Фамильный секрет красоты

— Скажите, пожалуйста, как вам, Вертинским, удается сохранить красоту?

— Скажу одно — нельзя поддаваться низменным чувствам. Злобе или ревности. Девочки мои очень религиозны, я тоже верующий человек. Анастасия соблюдает все посты строжайше. Ест во время них только то, что растет из земли. Перед моим юбилеем я ее спросила, что приготовить. Она от рыбы отказалась. Картофельный салат попросила не заправлять майонезом. Пост — очень хорошо для организма, омолаживает.

— А как у старшей дочери Марианны сейчас дела?

— Она работает в Театре Вахтангова. Когда-то Рубен Симонов поставил ее играть роль Турандот в очередь с Борисовой. Ее старшая дочь Александра, как и я, окончила Суриковский институт. И два года стажировалась в Париже в Академии изящных искусств.

Вообще-то, знаете, Александр Николаевич очень не хотел, чтобы дочери были актрисами.

— Вернувшись в Россию, вы три года жили в гостинице. И умер Вертинский тоже в гостинице…

— В ленинградской «Астории». Александр Николаевич был на гастролях. Ему стало плохо, попросил валидол. Пока искали лекарство, он скончался. Это была мгновенная смерть.

P.S. Недавно Лидия Владимировна завершила книгу о своем муже Александре Вертинском, дочерях, внуках. Ее готовят к печати издательства «Зебра» и «ЭКСМО».

Жизнь продолжается

Во второй половине последнего месяца 1944 г. родилась вторая дочка Вертинского. Мать выбрала для нее имя Анастасия. Она говорила, что этот выбор был сделан под впечатлением от рассказа Вертинского о детской влюбленности в девочку Настю. Вскоре после появления второго ребенка было написано одно из известнейших произведений Александра Николаевича Вертинского – «Доченьки». Эта песня распространилась по всему Союзу и принесла ему невероятный успех.

Военный период запомнился семье Вертинских многочисленными гастролями в прифронтовой зоне. Артист выступал с песнями собственного авторства, исполнял творения других советских писателей. Многих удивляло наличие трагических нот в любовной лирике Вертинского, чья личная жизнь, казалось бы, сложилась просто прекрасно. Впоследствии дочка будет вспоминать, что в тот период отец говорил, что не имеет ничего, кроме имени, известного всему миру. В месяц ему приходилось выступать с концертами около 24 раз, зато это давало ему возможность отсылать домой фрукты.

Всего 14 лет работы стали периодом, за который он выступил более 2000 раз. Концерты организовывали в специальных залах, в домах для сирот, в больницах и на заводах. В столичном регионе он бывал с песнями крайне редко, и пресса воспринимала его несколько враждебно, хоть и спокойно, учитывая народную славу и любовь простого люда к певцу. Тем временем война подошла к концу и на государственном уровне развернулась борьба с лирическими настроениями в песнях – якобы таковые мешали строить социализм. Вертинского прямо не называли, но всем было очевидно, что речь шла в первую очередь о нем. Те немногие пластинки, что еще были в наличии, изымались, уничтожались, а про концерты нигде не писалось ни слова. Любимый народом певец словно бы вовсе не существовал.

Возвращение Вертинского в Россию

На родине Александр Николаевич спел более 2000 концертов. Народ любил его, принимал тепло и сердечно. Однако, официального, государственного признания его искусства не было. Сталину нравились его песни, нравились стихи, за которые он лично благодарил Вертинского. Но пресса умалчивала об артисте, как будто в стране его не было.
Александр Николаевич не нуждался в славе, она у него была. Но он хотел быть признанным на своей любимой Родине.

Александр Вертинский похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве

Карьера не останавливается

После 1945 г. Вертинский продолжал карьеру актера. Его необычная внешность и выдающиеся манеры активно эксплуатировались режиссерами, что особенно хорошо видно в фильме «Анна на шее». Сыграв в «Заговоре обреченных», Вертинский получил единственную за свою жизнь награду от государства – премию имени Сталина.

Последние годы жизни Вертинского были отмечены духовным кризисом. В 1956 г. он писал любимой женщине о том, что у него нет друзей, что у каждого лишь собственный шкурный интерес, и всем безразлична судьба окружающих.

Бесконечные гастроли, необходимость влачить нищенское сетование, неприятие со стороны власти – все это стало причиной резкого ухудшения состояния здоровья. Вертинский горько шутил, что в будущем ему придется писать книгу «Путь к инфаркту». Гастроли свои он почитал за ссылки и писал оттуда письма любимой жене, рассказывая, в каких невыносимых условиях ему приходится обитать. Тем не менее Вертинский не сдавался, стараясь заработать деньги для обеспечения будущего своих дочерей. Он признавал, что жить в стране катастрофически тяжело, а концерты свои называл самосожжением. Много раз он проводил параллели между сценой и эшафотом.

Театр и кино

Первые гонорары вселили в молодого человека уверенность в собственных силах и разбудили желание прославиться. В это же время Александр узнает, что сестра Надежда жива и работает в московском театре. В 1913 году Вертинский, в поисках лучшей доли и славы, отправляется в Москву.

Актер Александр Вертинский

Театральная карьера Александра Вертинского началась с маленьких студий и любительских театров. В то время среди молодежи было модным ставить собственные постановки. Вскоре Вертинского пригласили в Театр миниатюр, что на Тверской улице. Коллективом руководила Арцибушева Мария Александровна. Первое же выступление Вертинского вызвало шквал зрительского восторга. После этого Александр продолжил выходить на сцену, а также писать злободневные сценки и пародии.

Александр Вертинский в фильме «Анна на шее»

В том же 1913-м Вертинский пробовал поступить в Московский художественный театр Станиславского, однако великий мастер не принял Александра из-за его дикции: Вертинский нечетко выговаривал букву «р». Пробовал Вертинский силы и в кино. Первая картина с участием Александра Николаевича — «Обрыв». Роль Вертинскому досталась небольшая, однако это был неоценимый опыт.

Александр Вертинский на Первой мировой войне

Кинокарьеру Александра Вертинского прервала война. Александр Николаевич в конце 1914-го записался санитаром-добровольцем на фронт, где и провел около года. В январе 1915-го певец и актер получил ранение и был вынужден возвратиться в Москву. Там Вертинского уже ждала новость о смерти сестры, которую Александр считал самым близким человеком. Есть информация, что девушка умерла из-за передозировки наркотиков.

Любовь и жизнь

Самыми ценными, самым важными в жизни Вертинского были две его девочки, дочки, о которых он не переставал заботиться, тревожиться. Особенно значимым для него был свой участок — небольшая дача, где было решено растить и воспитывать детей. Участок, подходящий для дачи, Вертинские искали очень долго, и однажды жена Фрадкина сказала им про небольшую станцию «Отдых», где есть дача на продажу. Ее посмотрели в 1955 г., обнаружили, что дом в отвратительном состоянии, но место вокруг показалось артисту чудесным. Он принял решение приобрести участок за сумму, которая была в несколько раз больше реальной цены. Вертинский в те времена работал на трех ставках, за каждую из которых получал 270 рублей в месяц. Тем не менее он не пожалел вложить свой труд, деньги, практически свою жизнь в эту дачу. Ее ремонт и обустройство были медленным, постепенным процессом. Немалую роль играла непрактичность актера, его неприспособленность и даже наивность в повседневной жизни. К счастью, Лидия оказалась более приземленным человеком, готовым предложить лучшие выходы из ситуации, более того, обладала достаточной силой воли, чтобы переспорить упрямого мужа.

В мае 1957 г. Вертинский выступил с концертом в последний раз. Они с женой отужинали в ВТО и станцевали под оркестровую музыку, а на следующий день артист уехал в Ленинград – больше жена живым его не видела. Известнейший творческий деятель умер 21 мая. Причиной стала недостаточность сердца. Он скончался в ленинградской гостинице «Астория», прибыв в этот город давать концерт. Местом захоронения выбрали московское Новодевичье кладбище.

Для многих наших современников Вертинский – легенда и реальность в одном лице: очаровательная, загадочная, невероятная. Творчество его было ярким и трогательным, и для отечественной культуры Вертинский – значимая страница, демонстрирующая, что прекрасное всегда выше и сильнее любой политики. В народной памяти его талант сохранен на века, и имя этого автора, поэта, артиста, талантливейшего человека запечатлено на будущее. В 2011 г. был выпущен посвященный его судьбе документальный фильм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]