Ирина Губанова: начало пути
Будущая исполнительница роли Светланы Соболевой появилась на свет в Санкт-Петербурге, произошло радостное событие в марте 1940 года. Ирина Губанова родилась в семье служащих, среди ее родственников не было известных актеров. Девочка рано лишилась отца, он оставил семью, когда ей исполнилось семь. Первые годы жизни Ирины прошли в Орске, куда семья вынуждена была перебраться в военные годы.
В детстве Ирина Губанова любила танцевать, мечтала о карьере балерины. Неудивительно, что после окончания школы она стала студенткой Ленинградского хореографического училища имени Вагановой. Училище девушка окончила в 1958 году, однако с балетом свою жизнь так и не связала.
Отрывок, характеризующий Губанова, Ирина Игоревна
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала: – Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет… Но мужчина не обращал на меня никакого внимания. Видимо все эти долгие годы он только и ждал, что кого-то всё-таки когда-нибудь найдёт, кто мог бы помочь ему «достать» его бедную жену и его десятилетняя «жертва» не пройдёт даром. И вот теперь, когда это наконец-то реально произошло – он полностью потерял над собой контроль… – Миля, Миленка, я так давно хотел сказать… пойдём со мной, родная… пойдём. Я один не могу… без тебя не могу столько лет… пойдём со мной. Он бессвязно лопотал что-то, повторяя всё время те же самые слова. И тут только до меня дошло, что по-настоящему хотел этот человек!!! Он просил свою живую красавицу жену уйти с ним в месте, что значило, просто – умереть… Тут я уже больше выдержать не могла. – Послушайте вы! Да вы ведь просто сумасшедший! – мысленно закричала я. – Я не буду говорить ей этих подлых слов! Убирайтесь туда, где вы давно уже должны были быть!.. Это как раз ваше место. Меня просто выворачивало от возмущения!.. Неужели такое вправду может произойти?!. Я ещё не знала, что буду делать, но одно знала наверняка – ни за что на свете я ему эту женщину не отдам. Его взбесило, что я не повторяю ей того, что он говорил. Он кричал на меня, орал на неё, бранился такими словами, которых я не слышала никогда… Плакал, если это возможно назвать плачем… И я поняла, что теперь он уже по-настоящему может стать опасным, только я ещё не понимала, каким образом это может произойти. В доме всё бешено двигалось, разлетелись оконные стёкла. Миля в ужасе стояла в ступоре, не в состоянии произнести ни слова. Ей было очень страшно, потому что, в отличии от меня, она не видела ничего из того, что происходило в той «другой», для неё закрытой, реальности, а видела лишь «танцующие» перед ней в каком-то сумасшедшем танце неодушевлённые предметы… и потихоньку сходила с ума… Это в книгах очень забавно читать о загадочных полтергейстах, других реальностях и восторгаться героями, которые всегда «побеждают драконов»… В реальности же ничего «забавного» в этом нет, кроме тихого ужаса, что не знаешь, что с этим делать, и, что из-за твоей беспомощности, может прямо сейчас погибнуть хороший человек… Я вдруг увидела, как Миля начала оседать на пол и стала бледной, как смерть. Мне стало до жути страшно. Я вдруг почувствовала себя тем, кем по-настоящему тогда была – просто маленькой девочкой, которая по своей глупости вляпалась во что-то ужасное и теперь не знает, как из этого всего выбраться. – Ну, уж нет, – подумала я, – не получишь!.. И изо всех сил энергетически ударила эту ничтожную сущность, вкладывая в этот удар всё своё возмущение… Послышался странный вой… и всё исчезло. Не было больше сумасшедшего движения предметов в комнате, не было страха… и не было больше того странного полоумного человека, чуть не отправившего свою ни в чём не повинную жену на тот свет… В доме стояла мёртвая тишина. Только иногда позвякивали какие-то разбитые вещи. Миля сидела на полу с закрытыми глазами и не проявляла никаких признаков жизни. Но я почему-то была уверена, что с ней будет всё хорошо. Я подошла к ней и погладила по щеке. – Тётя Миля, всё уже кончилось, – тихо, пытаясь не испугать, прошептала я. – Он уже больше никогда не придёт. Она открыла глаза и неверяще обвела усталым взглядом свою изуродованную комнату. – Что это было, милая? – прошептала она. – Это был ваш муж, Влад, но он уже никогда не придёт. Тут её как будто прорвало… Я никогда до того не слышала такого душераздирающего плача!.. Казалось, что эта бедная женщина хочет выплакать всё, что в её жизни скопилось за эти долгие и, как я позже узнала, весьма ужасные, годы. Но, как говорится, каково бы не было отчаяние или обида, нельзя плакать без конца. Что-то переполняется в душе, будто слёзы смывают всю горечь и боль, и душа, как цветок, потихонечку начинает возвращаться к жизни. Так и Миля, понемножку начала оживать. В глазах появилось удивление, постепенно сменившееся робкой радостью. – Откуда ты знаешь, что он не придёт, малышка? – как бы желая получить подтверждение, спросила она. Малышкой меня уже давно никто не называл и особенно в тот момент это прозвучало немножечко странно, потому, что я была именно той «малышкой», которая только что, можно сказать, нечаянно спасла её жизнь… Но обижаться я естественно, не собиралась. Да и не было никаких сил не то, что на обиду, а даже просто… чтобы пересесть на диван. Видимо всё до последнего «истратилось» на тот единственный удар, который повторить теперь я не смогла бы ни за что. Мы просидели с моей соседкой вместе ещё довольно долго, и она мне наконец-то рассказала, как всё это время (целых десять лет!!!) мучил её муж. Правда она тогда не была совершенно уверена, что это был именно он, но теперь её сомнения рассеялись, и она знала наверняка, что была права. Умирая, Влад ей сказал, что не успокоится, пока не заберёт её с собой. Вот и старался так много лет… Я никак не могла понять, как человек может быть настолько жестоким и ещё осмелиться называть такой ужас любовью?!. Но я была, как моя соседка сказала, всего лишь маленькой девочкой, которая ещё не могла до конца поверить, что иногда человек может быть ужасным, даже в таком возвышенном чувстве, как любовь… Один из наиболее шокирующих случаев в моей, весьма продолжительной «практике» контактов с сущностями умерших произошёл, когда я однажды преспокойно шла тёплым осенним вечером из школы домой… Обычно я возвращалась всегда намного позже, так как ходила во вторую смену, и уроки у нас кончались где-то около семи часов вечера, но в тот день двух последних уроков не было и нас раньше обычного отпустили домой. Погода была на редкость приятной, не хотелось никуда спешить, и перед тем, как пойти домой, я решила немного прогуляться. В воздухе пахло cладко-горьковатым ароматом последних осенних цветов. Игривый лёгкий ветерок шебуршился в опавших листьях, что-то тихо нашёптывая стыдливо краснеющим в отблесках заката обнажённым деревьям. Покоем и тишиной дышали мягкие сумерки… Я очень любила это время суток, оно притягивало меня своей загадочностью и хрупкостью чего-то не свершившегося и в то же время даже ещё не начавшегося… Когда ещё не ушёл в прошлое сегодняшний день, а ночь тоже пока ещё не вступила в свои права… Что-то «ничейное» и волшебное, что-то как бы зависшее в «междувременье», что-то неуловимое… Я обожала этот коротенький промежуток времени и всегда чувствовала себя в нём очень особенно.
Первые успехи
Впервые Губанова оказалась на съемочной площадке еще в студенческие годы. Она сыграла небольшую роль в короткометражке «Несчастливое число». К моменту окончания училища Ирина уже не сомневалась, что хочет стать актрисой. Девушке удалось попасть в штат киностудии «Ленфильм», а затем получить роль в мюзикле-драме «Пиковая дама». В этом фильме она воплотила образ нежной красавицы Полины, чья судьба не может не вызывать сочувствие у зрителей.
Ирина Губанова не стала звездой благодаря мюзиклу «Пиковая дама», но ей удалось обратить на себя внимание режиссеров. Начинающая актриса снялась в картинах «Горизонт», «713-й просит посадку», «Принимаю бой», блеснула в короткометражке «Явление Венеры».
Фильмография
- 1957 — Девушка без адреса — соседка
- 1960 — Пиковая дама — Полина
- 1961 — Горизонт — Вера, выпускница
- 1961 — Человек идёт за солнцем — эпизод
- 1962 — 713-й просит посадку — пассажирка-американка
- 1962 — Порожний рейс — курортолог
- 1963 — Первый троллейбус — Света Соболева
- 1963 — Принимаю бой
- 1964 — Где ты теперь, Максим?
- 1965—1967 — Война и мир — Соня
- 1966 — Снежная королева — Принцесса Эльза
- 1967 — Зелёная карета — Маша Донцова, подруга Вари Асенковой
- 1968 — Снегурочка — Купава
- 1968 — Виринея -— библиотекарь Антонина Николаевна
- 1970 — Поздний ребёнок — Людмила
- 1970 — Ференц Лист. Грёзы любви — Ольга Янина
- 1971 — Где вы, рыцари? — Ольга
- 1973 — Каждый вечер после работы — Эллочка
- 1973 — Сойти на берег
- 1973 — Цемент — Поля Ивагина
- 1976 — Небесные ласточки — Каролина, настоятельница пансиона благородных девиц «Небесные ласточки»
- 1977 — Степанова памятка — Настя, мать Татьяны
- 1978 — Чужая — Лена, помощник режиссёра
- 1980 — День на размышление
- 1980 — Сицилианская защита — Янина Станиславовна Гронская, эксперт музея
- 1981 — Восьмое чудо света — Чернова
- 1981 — Женщина в белом — графиня Фоско
- 1982 — Частная жизнь — Нелли Петровна, секретарь
- 1985 — Битва за Москву — мама Зои Космодемьянской
- 1985 — Соучастие в убийстве — мисс Саммерс
- 1986 — Лицом к лицу — Жаклин
- 1990 — Хомо новус — директор школы
- 1992 — Три дня вне закона — мать Маши
Звездная роль
Ирина Губанова – актриса, которой удалось заявить о себе благодаря фильму «Первый троллейбус» Исидора Анненского. Девушка сыграла в этой картине женственную и обаятельную Светлану Соболеву, главную героиню мелодрамы.
Светлана – водитель троллейбуса, на котором добирается до работы заводская молодежь южного городка. У красавицы множество поклонников, ей нравится постоянно находиться в центре внимания. Однако случается событие, которое переворачивает жизнь Соболевой.
Фильмы с ее участием
«Первый троллейбус» — мелодрама, благодаря которой начинающая актриса сумела продемонстрировать свой талант. Восходящей звезде стали активно предлагать новые роли. Фильмы Ирины Губановой пользовались большой популярностью у зрителей. Актрисе, у которой не было специального образования, одинаково удавались драматические и лирические образы.
В «Зеленой карете» она сыграла Машу Донцову, роль Купавы исполнила в «Снегурочке». «Война и мир» — эпическая драма, в которой Ирина перевоплотилась в Соню, воспитанницу графа Ростова. Актрисе прекрасно удалось передать любовь, которую ее героиня испытывает к Николаю Ростову, готовность к самопожертвованию.
В «Цементе» Губанова изобразила Полину Ивагину, в «Женщине в белом» сыграла графиню Фостко, примерила на себя образ Нелли Петровны в «Частной жизни». Нельзя не отметить и комедийные роли Ирины, которые она исполнила в «Позднем ребенке», «Снежной королеве», «Небесных ласточках».
Биография[ | ]
Родилась 3 марта 1940 года в Ленинграде в семье служащих. Отец, Губанов Игорь Викторович (1913 г. рожд.), оставил семью, когда дочери было семь лет. Мать, Минаева Антонина Сергеевна (1913 — 2004), воспитывала дочь одна.
С 1949 по 1958 год училась в Ленинградском хореографическом училище имени А.Я. Вагановой. Студенткой снимаясь в короткометражном фильме «Несчастливое число», познакомилась с актёром Сергеем Гурзо и вскоре стала его женой. В 1959 году у них родилась дочь Анна, однако, брак продлился всего несколько лет.
После окончания училища была принята в штат киностудии «Ленфильм» и вскоре была приглашена на роль Полины в фильм-оперу «Пиковая дама». Фактически эта работа проложила актрисе путь в большое кино. Вслед за этим последовали роли молодых героинь в фильмах «Горизонт» и «713-й просит посадку».
В 1963 году режиссёр Исидор Анненский снял Губанову в главной роли в картине «Первый троллейбус». Наряду с теми же лирическими героинями (Маша Донцова в «Зеленой карете», Купава в «Снегурочке») создавала интересные драматические образы, такие как Соня в «Войне и мире», Полина Ивагина в «Цементе», графиня Фоско в «Женщине в белом», Нелли Петровна в «Частной жизни». Прекрасно удавались и характерно-комедийные роли, среди которых нужно отметить принцессу Эльзу («Снежная королева»), Людмилу («Поздний ребенок») и матушку Каролину («Небесные ласточки»).
В конце 1960-х годов Ирина Губанова стала женой Александра Харитоновича Аршанского (1928—2003), руководящего работника в области искусства. В 1978 году его перевели в Москву в связи с назначением на должность председателя «Совинфильма», и Ирине Игоревне пришлось переехать вместе с ним.
С 1978 года — артистка Московского Театра-студии киноактёра. Проработала там до начала 1990-х годов.
Параллельно с актёрской деятельностью много работала на дубляже. В 1990-е годы озвучивание стало её основным ремеслом и средством существования. Сотрудничала с телеканалами НТВ и НТВ-Плюс, , озвучивая для них роли в зарубежных сериалах. Последней её работой стал документальный сериал «Холодная война».
Ушла из жизни после воспаления лёгких 15 апреля 2000 года. Урна с прахом захоронена на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Дочь актрисы Анна Губанова окончила Ленинградский институт культуры имени Крупской и работала в одном из городских кинотеатров методистом-организатором. В последние годы жизни матери она была нетрудоспособной по причине психического заболевания. Трагически погибла в 2007 году.
Надгробие И. И. Губановой на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Личная жизнь
Со своим первым мужем Губанова познакомилась еще в студенческие годы. Произошло это во время работы над короткометражкой «Несчастливое число». Ее роман с актером Сергеем Гурзо был красивым, однако брак оказался несчастливым. Супруги расстались в 1959 году, успев произвести на свет дочь Анну.
Во второй раз Ирина Губанова решилась связать себя брачными узами в конце 60-х. Ее избранником стал Александр Аршанский, председатель «Совинфильма». Второй брак оказался удачным, супруги прожили душа в душу много лет. Ради Александра актриса решилась на переезд в Москву, присоединилась к труппе Театра-студии киноактера. В этом театре она проработала до начала 90-х, после чего полностью переключилась на озвучивание фильмов.
Дочь Ирины осталась жить в Санкт-Петербурге с бабушкой, поэтому актриса постоянно «разрывалась» между северной столицей и Москвой.
Смерть
В конце 90-х врачи обнаружили у актрисы рак. Ирина мужественно боролась с болезнью до самого конца, не отказывалась от любимой работы и была уверена, что сможет поправиться. Она перепробовала все доступные способы лечения, даже обращалась к помощи народной медицины. К сожалению, диагноз ей поставили слишком поздно, спасти ее не удалось. «Холодная война» — документальный сериал, над озвучиванием которого она трудилась в свои последние дни.
Губанова покинула этот мир в апреле 2000 года, ей было всего 60 лет. Она умерла в Москве, однако родственники перевезли тело в Санкт-Петербург. Могила актрисы находится на Серафимовском кладбище. Единственная дочь звезды пережила мать всего на семь лет. В последние годы жизни Анна страдала психическим заболеванием, которое лишило ее возможности работать. Она умерла в 2007 году.
Фото Ирины Губановой можно увидеть в статье.