БИОГРАФИЯ
Владимир Басов-младший родился в семье актрисы Натальи Фатеевой и режиссера Владимира Басова. Через несколько лет после рождения сына супруги развелись, и мальчика отправили в Харьков к родителям Фатеевой. Дедушка Володи был военным, а бабушка – директором ателье. «У меня было замечательное детство. Я никогда не чувствовал себя обделенным, хотя маму видел урывками. Она приезжала в Харьков на день-два и тут же исчезала на полгода», — вспоминает Басов.
В первый класс Володя пошел уже в Москве, куда его перевезла мама. Сначала он учился в интернате, а потом, когда семья переехала в квартиру на Фрунзенской набережной, Басов перешел в английскую спецшколу. «Все детство я провел на спортивных площадках, где мы с местной шпаной играли в футбол и хоккей», — рассказывает режиссер.
После окончания школы юноша пытался поступить в театральный институт, но везде провалился. Проработав год лаборантом в НИИ «Восход», Владимир решил снова попытать удачу и попробовать поступить на актерский факультет. «Я прошел все туры и даже кое-как сдал общеобразовательные экзамены во ВГИК. Актерскую мастерскую в тот год набирал Сергей Федорович Бондарчук. Но на зачислении выяснилось, что моей фамилии в списках нет», — вспоминает Басов. Как потом оказалось, мастера курса отпугнул кинематографический опыт молодого человека, за плечами которого к тому моменту уже были работы в картинах «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». К счастью, в дело вмешалась Наталья Фатеева, и Владимир все-таки был зачислен на курс С.Ф. Бондарчука.
После ВГИКа Владимир служил при Театре Советской Армии вместе с Олегом Меньшиковым, Антоном Табаковым, Андреем Ташковым и Александром Балуевым.
«Когда же ты постареешь?»
С раскладушкой Басов ушёл не в никуда, а к другой красавице – Наталье Фатеевой. Фатеева, видно, свою вину в расставании Басова с женой чувствовала, потому как в разговоре с одной из подруг как-то обмолвилась: «Меня, видно, Роза прокляла!». Роман Басова с Фатеевой начинался как служебный. Они познакомились на съёмках фильма «Случай на шахте №8». В героиню Фатеевой должен был быть влюблён герой Анатолия Кузнецова. А влюбился – режиссёр Владимир Басов. И снова – фейерверк чувств. Он ей на первой же встрече – Наталья пришла пробоваться на роль – заявил: «Выходите за меня замуж». Фатеева его тогда отбрила: вы меня сперва в фильме своём снимите, потом и о замужестве поговорим.
Басову было от чего сойти с ума – Фатееву тогда сравнивали с Джиной Лоллобриджидой. Всё было предрешено – группа уехала в киноэкспедицию к реальным угольным шахтам. Обстановка была душевной: Басов умел превратить работу в праздник. А по вечерам дружная компания собиралась за столом, и Басов снова был в центре внимания: он был мастером рассказывать байки. И между делом заводил одну и ту же песню «Выходите за меня замуж».
Фатеева сдалась. Вышла. Родила сына – его тоже назвали Владимиром. Как она позже признавалась «Он душу мою привязал к себе». Она искренне восхищалась мужем. Если бы не одно но… Басов пил. Тяжело. Много. Давно – начал еще на фронте. И снова ревновал. Также тяжело. Запойно. И снова абсолютно беспочвенно – Наталья, которая пользовалась сумасшедшим успехом у мужчин и которая получала весьма недвусмысленные отношения от тех, кто стоял на самом верху, всегда с брезгливостью их отвергала. Хуже, что ревновать Басов начал не только к мужчинам, но и к профессиональному успеху Натальи – что было совсем уж непереносимо, потому как Фатеевой приходилось тянуть на себе семью. «Вы не поверите, но он любил мрачно приговаривать: «Когда же ты постареешь, когда тебе будет наконец тридцать лет…», – позже рассказывала она в интервью.
Наталья Фатеева на съемках фильма «Три плюс два». 1963 г. Фото: РИА Новости
После пяти лет брака Фатеева приняла решение «пройти еще один круг дантового ада» – развестись. После развода они еще три года вынуждены были жить в одной квартире, а позже – на одной улице. Фатеева после этого не раз пыталась устроить своё женское счастье, но всегда это заканчивалось неудачей. Да еще и с детьми разругалась, тяжело болела. Вот и произнесла она тогда горько «Видно, Роза меня прокляла…».
АКТЕР
Первой большой работой Владимира после окончания института стала роль Эрнеста Биверса в картине «Время и семья Конвей», снятой отцом актера – режиссером Владимиром Басовым. После этого были роли в фильмах «Сон в руку, или Чемодан», «Чужие здесь не ходят», «Авария – дочь мента», «Волкодав», и других.
Сегодня фильмография Басова насчитывает около 40 актерских работ в кино. В последнее время Владимира все чаще можно увидеть в его собственных картинах. «Любовь.ru», «Кобра», «Обратный путь», «Салями», «Красавица и чудовище», «Серьезные отношения» — вот лишь малая часть фильмов, в которых Владимиру Басову удалось мастерски выступить в роли и актера, и режиссера.
Фильмография
Фильмография актера Владимира Басова насчитывает более 80 фильмов, многие из которых стали очень популярными. В некоторых из них он выступал не только как актер, но и как автор сценария. К наиболее известным можно отнести следующие работы:
- «Я шагаю по Москве».
- «Москва слезам не верит».
- «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
- «Щит и меч».
- «Афоня».
- «Большая перемена».
- «Москва слезам не верит».
- «Дни Турбиных».
- «Мимино».
- «Тегеран-43».
- «Преступление и наказание».
- «Приключения Буратино».
- «Сильва».
Владимир Басов, помимо актерской работы, также активно занимался режиссурой. В качестве режиссера он участвовал в 19 работах, многие из которых получили признание на кинофестивалях и завоевали популярность у кинозрителей.
РЕЖИССЕР
В начале 90-х годов, когда российское кино пребывало в глубоком кризисе, Владимир Басов решил попробовать себя в режиссуре. «В 1988 году возникла студия «Дебют», куда я принес один сценарий, потом другой, третий. И в 1991 году дебютировал как кинорежиссер. Тогда любой желающий, кто имел высшее образование, мог попробовать свои силы. В перестройку, чтобы снимать, «корочки» не требовались. Алеша Балабанов – педагог, Валера Тодоровский – сценарист», — рассказывает Басов.
Первой работой начинающего режиссера стала короткометражка «Автобус» (1991), снятая по рассказам Хулио Кортасара. В картине снялись Инга Ильм и Александр Феклистов.
В 1993 году вышла первая большая работа Басова – криминальная драма «Бездна (Круг седьмой)», снятая по сценарию Эдуарда Володарского. Речь в картине идет о старинных иконах, ради обладания которыми герои решаются на чудовищные кровавые преступления. Главную роль в картине исполнил Андрей Соколов, а его партнерами стали Алексей Гуськов, Ирина Апексимова, Екатерина Редникова, Лия Ахеджакова, и другие актеры.
Начиная с картины «Одинокий игрок» (1995), Владимир работает в паре со своей женой Ольгой. Вместе супруги сняли более 20 фильмов. «Я — торпеда, которая идет по волнам, а Ольга – глубинная бомба, ее не видно, но она страшнее. То есть она отвечает за глубину повествования, а я за внешний вид», — говорит Басов.
Одна из последних премьер семейного тандема Басовых – картина «Ключи». По сюжету, одинокая девушка Антонина Хавирова мечтает встретить своего суженого, похожего на героя ее любимого сериала. И вот однажды в соседний городок на съемки приезжает ее кумир – актер Болоцкий…В картине снялись: Полина Филоненко, Вадим Колганов, Даниил Белых, Владимир Еремин, и другие.
Личная жизнь и семья актёра
Владимир Павлович за свою жизнь женился 3 раза. Коллеги всегда удивлялись, как он со своей незаурядной внешностью мог очаровывать женщин и влюблять их в себя. На его счету романы с первыми красавицами советского кино. Многие говорили, что талантливый актёр и режиссёр привлекает дам своей харизмой, красноречием и грамотностью. При этом Басов всегда старался выглядеть джентльменом: даже в обычной жизни он носил классические костюмы, курил дорогие сигары и предпочитал роскошные автомобили. Он был статным и привлекательным. Это подтверждают его юношеские фото. Рост артиста составлял 176 см.
Со своей первой женой актёр познакомился ещё во время студенчества. Ею стала актриса Роза Макагонова. Влюблённые не успели прожить долгую и счастливую жизнь, так как брак вскоре распался. Поклонники актёра выдвигали две версии развода. По одной из них, Роза не хотела заводить детей, что послужило разрывом отношений. Другие предполагали, что Власов видел холодность жены по отношению к себе и не стал мучить её оковами брака. Несмотря на развод, супруги не потеряли дружеские отношения и периодически общались. Макагонова неоднократно посещала его в больнице во время тяжёлой болезни.
Владимир Басов и Наталья Фатеева встретились во время съёмок и практически сразу поженились. Уже в 1959 году в семье родился сын — Владимир Владимирович Басов. Он перенял талант отца и также пошёл учиться на актёрское и режиссёрское мастерство. Сын учился под присмотром Сергея Бондарчука, а после окончания университета начал сниматься в фильмах. Однако и этот союз вскоре распался. После развода Фатеева не желала видеться и общаться с Владимиром Басовым старшим. Она даже запрещала отцу навещать своего родного сына. Однако известный актёр всё равно всегда был в курсе событий, которые происходили в жизни его сына.
Со своей третьей супругой Басов познакомился на съёмках картины «Метель». Он увидел молодую Валентину Титову и сразу в неё влюбился. По некоторым данным, Владимир Павлович прямо на съёмочной площадке решил, что вскоре женится на актрисе. Сначала Валентина не отвечала взаимностью настойчивому актёру, но чуть позже поддалась на его чары и вышла замуж. Через некоторое время в семье родился сын Александр Владимирович Басов и дочь Елизавета Басова. Брак тоже в скором времени дал трещину. Валентина Титова не желала быть домохозяйкой и посвящала свою жизнь карьере, а вскоре и вовсе ушла к другому мужчине.
Развод нанёс удар Басову, он надеялся, что бывшая жена опомнится и вернётся, но этого не произошло. Актёру пришлось даже судиться с супругой. По решению суда дети от третьего брака остались проживать вместе со своим отцом. Чуть позже Александр Басов, сын актёра, рассказал, что на самом деле причиной разрыва супругов стала потеря любовных чувств, а не измена его матери. Сегодня дети артиста занимаются актёрской и художественной деятельностью.
ИНТЕРВЬЮ
О своей матери
«Я благодарен матери за то, что рано задумался о смысле жизни и цене свободы. Она меня развивала, я рос «западником», свободным человеком. И рад этому».
О профессии режиссера
«Мне кажется, режиссура – это не профессия, а стиль жизни. Так мозги устроены. Один режиссер увидел, как падает автобус с горы. Все остались живы. Но первая мысль, которая у него возникла: «Как это можно было бы хорошо снять!». Нам в свое время предложили снять картину о том, как под горной лавиной погибли люди. Мы отказались. Подумали, что «притянем к себе» историю».
Секрет супружеского долголетия
«Быть может, мы с Олей живем вместе больше тридцати лет, потому что всерьез к себе не относимся. Даже иногда играем в какие-то дурацкие игры, как подростки. У Оли тщеславия нет вообще, а во мне этого добра всегда было навалом. Она меня воспитала. Говорила: «Перестань думать о том, почему кому-то дают постановку, а тебе — нет. Не думай об этом, забудь». И я забыл. Снимаю картины, и если они нравятся хоть одной какой-нибудь тете Мане — мне хорошо».
По материалам сайтов kino-teatr.ru, 7days.ru, kinopoisk.ru, newizv.ru, peoples.ru.
ФИЛЬМОГРАФИЯ: РЕЖИССЕР
- Укрощение свекрови (2019)
- Невозможная женщина (2018)
- Ключи (2016)
- Другой берег (2014)
- Серьезные отношения (2013), сериал
- Красавица и Чудовище (2012)
- Салями (2011)
- Обратный путь (2010)
- Терапия любовью (2009)
- Вторжение (2009)
- Клинч (2009)
- Материнский инстинкт (2008)
- Безмолвный свидетель (2007)
- Срочно в номер (2007), сериал
- Сваха (2007), сериал
- Жаркий ноябрь (2006)
- Никогда не разговаривайте с неизвестными (2006)
- Не забывай (2005)
- Чистые ключи (2003)
- Кобра. Черная кровь (2001)
- Любовь.ru (2001)
- Вместо меня (2000)
- Окно напротив (2000)
- Одинокий игрок (1995)
- Бездна, круг седьмой (1993)
- Семь криков в океане (1986)
- Время и семья Конвей (1984)
Биография[ | ]
Родился 28 июля 1923 года (существует версия, что он приписал себе год, чтобы уйти на фронт) в селе Уразово[4] (в настоящее время — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области России)[5] в семье Павла и Александры Басовых. Имел русские, грузинские и финские корни[6]. Родители перемещались с места на место. Отец, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, погиб в 1931 году. Мать много занималась с сыном, поэтому он пошёл сразу в третий класс.
В 1931—1941 годах учился в Московской средней школе № 64[7]. По другим данным, в 1930 году пошёл в школу в городе Мары, в 1931—1932 годах учился в городе Железнодорожном, в 1933 году — в Кашине Западной области, в 1934—1935 годах — в Сухуми, в 1936 году — в селе Александрово Горьковского края, с 1937 по 1941 год — в Москве[8]. Параллельно Басов учился в художественном училище.
Летом 1941 года пришёл во ВГИК, чтобы узнать, что необходимо для поступления, но его планы разрушила война.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В звании лейтенанта интендантской службы 4-й отдельной стрелковой бригады за образцовое исполнение обязанностей в должности начальника клуба бригады был награждён медалью «За боевые заслуги» в 1943 году. Организованный им ансамбль художественной самодеятельности дал более ста пятидесяти концертов для бойцов. В звании старшего лейтенанта был командиром батареи 424-го миномётного полка 36-й миномётной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва РГК. 23 февраля 1945 года во главе штурмовой группы обеспечил захват опорного пункта немецкой обороны, в бою был тяжело контужен, за свой подвиг награждён орденом Красной Звезды[9]. В звании капитана был помощником начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва Резерва СВГК.
В 1947 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма, которую окончил в 1952 году.
В 1950—1952 годах работал ассистентом режиссёра, а с 1952 — режиссёром киностудии «Мосфильм». Первой режиссёрской работой стала экранизация спектакля Театра-студии киноактёра «Нахлебник» (1953) совместно с Мстиславом Корчагиным и Борисом Лифановым.
В 1954 году снял фильм «Школа мужества», где одну из ролей исполнила его первая жена Роза Макагонова, с которой он познакомился ещё в институте. Второй режиссёр этого фильма, Мстислав Корчагин, погиб в авиакатастрофе, и Басову пришлось завершать картину самостоятельно. По итогам проката 1954 года фильм занял десятое место, а на кинофестивале в Карловых Варах он получил приз как лучший воспитательный фильм. В этом фильме первые свои роли в кино сыграли Леонид Харитонов и Ролан Быков.
В 1957 году во время съёмок фильма «Случай на шахте восемь» Басов познакомился с актрисой Натальей Фатеевой, которая вскоре стала его второй женой. В 1959 году появился на свет сын Владимир. Супруги часто ссорились друг с другом, Басов подозревал Наталью в изменах.
В 1964 году снял фильм «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Фильм получил Главный приз I Всесоюзного кинофестиваля. Властям этот фильм не понравился, и его быстро сняли с проката. В том же году в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» исполнил эпизодическую роль полотёра
, которая дала старт его актёрской карьере.
В 1963 познакомился с начинающей актрисой Валентиной Титовой и предложил ей главную роль в своём фильме «Метель» по мотивам повести Пушкина. И хотя Титова была сверх меры загружена в театре, Басову удалось уговорить руководство театра отпустить актрису на съёмки, во время которых настойчиво за ней ухаживал; в результате Титова стала его третьей женой. В браке родились сын Александр и дочь Лиза.
В 1968 году на экраны вышел четырёхсерийный фильм о разведчиках «Щит и меч», снятый Басовым, который также выступил в качестве автора сценария. Фильм посмотрело более 200 миллионов зрителей, а первая и вторая серии стали лидерами проката 1968 года. Фильм также стал дебютом в кино Олега Янковского.
В 1974 у Басова случился обширный инфаркт, на полтора месяца уложивший его в больницу[8]. Он вынужден был много лежать и ходил, опираясь на трость, но это почти не отразилось на его работоспособности.
В 1975 году он снялся в двухсерийном фильме «Приключения Буратино». По воспоминаниям коллег, Басов записывал реплики своего героя, Дуремара, прямо в психиатрической клинике: из-за алкогольной зависимости актёр переставал себя контролировать[10].
В 1976 году он снял трёхсерийный художественный телевизионный фильм «Дни Турбиных», в основу которого легла пьеса Михаила Булгакова. Сам Басов исполнил роль штабс-капитана Мышлаевского
, ставшую одной из наиболее ярких в его карьере[11][12]. Однако последовал ещё один удар — в 1977 году его жена Валентина Титова, снимаясь в картине «Отец Сергий», влюбилась в оператора Георгия Рерберга и подала на развод. В результате у Басова боли в сердце стали постоянными. Он несколько лет страдал тяжёлой формой депрессии, усугублённой алкогольной зависимостью.
Как артист Владимир Басов был весьма разноплановым, он обладал выразительной мимикой, огромным артистизмом и неотразимым обаянием. Наиболее ярко талант актёра раскрывался в характерных ролях, часто отрицательных. Он был музыкален от природы, и, хотя его голос был несколько специфичен (хрипловат), в фильмах он много пел. Ещё одна заслуга режиссёра в том, что он перенёс в кино театральную драматургию: экранизации Михаила Булгакова и Джона Бойнтона Пристли и поныне привлекают внимание зрительской аудитории.
В ряде своих фильмов выступал как автор или соавтор сценариев.
Читал курс лекций «Кинорежиссура» слушателям режиссёрского отделения ВКСР[13].
Состоял членом Союза кинематографистов СССР и был членом КПСС (с 1948 года)[14].
В 1980 году был снят фильм «Факты минувшего дня» по мотивам повести Юрия Скопа «Техника безопасности», а в 1982 году он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В 1983 году Басову присвоили звание народного артиста СССР.
В апреле 1983 года у Басова случился инсульт, в результате чего он был почти полностью парализован. Видимо, это было следствием контузии во время войны. Режиссёру так и не удалось научиться полноценно ходить и восстановить двигательные функции левой руки. Чтобы поддержать Басова материально, ему дали ставку режиссёра-консультанта. И уже в следующем году в прокат вышла картина «Время и семья Конвей».
Свой последний фильм «Семь криков в океане» он выпустил в 1986 году. Критики довольно прохладно встретили картину, что стало последним ударом для режиссёра.
Владимир Басов проснулся ранним утром 17 сентября 1987 года, начал бриться, и в этот момент у него произошёл второй инсульт, от которого он умер прямо на глазах сына Александра. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок № 10)[15]. Незадолго до смерти он написал сценарий к фильму «Мышеловка» по мотивам пьесы Агаты Кристи. Но снял картину, отдавая дань памяти этому великому человеку, его друг и кинорежиссёр Самсон Самсонов[16].
Семья[ | ]
- Мать — Александра Ивановна, была дочерью православного священника родом из Покровска, в 1920-е годы обучала крестьянских детей грамоте и литературе, работала секретарём районной газеты.
- Отец — Павел Басултайнен, финн по национальности, выпускник Тартуского университета, революционер-большевик (партийная кличка «Басов», впоследствии заменившая ему фамилию). Был офицером, комиссаром, воевал в коннице Василия Чапаева, погиб в 1931 году, будучи командиром пограничной заставы в Средней Азии[6][17].
- Первая жена — актриса Роза Ивановна Макагонова (1927—1995), Заслуженная артистка РСФСР (1976). Детей в браке не было.
- Вторая жена (1958—1961) — актриса Наталья Николаевна Фатеева (род. 1934). Народная артистка РСФСР (1980). В 1961 году Владимир и Наталья развелись по причине алкогольной зависимости Басова и его постоянной ревности[8]. Сын — Владимир Басов (род. 1959), кинорежиссёр.
- Сын — Александр Басов (род. 1965), кинорежиссёр.
ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТЕР
- Невозможная женщина (2018)
- Серьезные отношения (2013), сериал
- Красавица и чудовище (2012)
- 45 секунд (2012)
- Салями (2011)
- Терапия любовью (2011)
- Обратный путь (2010)
- Клинч (2008)
- Срочно в номер (2007), сериал
- Мужской зигзаг (1992)
- Волкодав (1991)
- Исчадье ада (1991)
- Жена для метрдотеля (1991)
- Попугай и его следователь (1991)
- Действуй, Маня (1989)
- Авария-дочь мента (1988)
- В одной знакомой улице (1988)
- Командировка (1988)
- Корабль (1988)
- Кувырком через голову (1987)
- Без сына не приходи (1986)
- Чужие здесь не ходят (1985)
- Сон в руку, или Чемодан (1984)
- Через все годы (1984)
- Первая конная (1983)
- Трясина (1977)
- Отроки во Вселенной (1974)
- Москва-Кассиопея (1973)
Фильмография[ | ]
Актёр[ | ]
- 1954 — Школа мужества — поручик-адъютант
- 1955 — Крушение эмирата — полковник
- 1957 — Случай на шахте восемь — эпизод
- 1963 — Я шагаю по Москве — полотёр
- 1964 — Тишина — шофёр
- 1965 — Тридцать три — директор музея
- 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика (новелла «Напарник») — суровый милиционер
- 1966 — Путешествие (киноальманах, новелла «Завтраки 43 года») — пассажир-фронтовик
- 1967 — Фокусник — эстрадный актёр
- 1968 — Щит и меч (фильм № 1 «Без права быть собой») — разведчик Бруно
- 1968 — В тринадцатом часу ночи (телефильм) — режиссёр в студии
- 1969 — Преступление и наказание — Лужин
- 1969 — Мосты через забвение — посетитель кафе
- 1970 — Любовь к трём апельсинам— маэстро Дапертутто
- 1970 — Чудный характер — Ефимов
- 1970 — Бег — Артур Артурович
- 1970 — Карусель — Василий Смычков, контрабасист
- 1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — Аматор
- 1971 — Возвращение к жизни — гитарист
- 1972 — Опасный поворот — Чарлз Трэвор Стэнтон
- 1972 — Чиполлино — принц Лимон
- 1973 — Большая перемена — фотограф
- 1973 — Высокое звание (фильм № 1 «Я — Шаповалов Т. П.» — Шумский, разведчик
- 1973 — Дача — Николай, собаковод
- 1973 — Совсем пропащий — папаша Гекльберри Финна
- 1973 — И на Тихом океане… — начальник железнодорожной станции
- 1973 — Нейлон 100 % — адвокат Киреев
- 1975 — Братушка — Иоганн
- 1975 — Ау-у! (киноальманах, новелла «Что наша жизнь?! или что наша жизнь?!») — Андрей Степаныч (король)
- 1975 — Афоня — Владимир Иванович, сотрудник ЖЭКа
- 1975 — Восход над Гангом — эпизод
- 1975 — Иван и Коломбина — кладовщик
- 1975 — Капитан Немо — морской министр адмирал Руайе
- 1975 — Под крышами Монмартра — Фраскатти, генерал от кавалерии в отставке, министр изящных искусств
- 1975 — Приключения Буратино — Дуремар, продавец пиявок
- 1975 — Шаг навстречу — Стрешников
- 1976 — Сентиментальный роман — отец Городницких
- 1976 — 100 грамм для храбрости (киноальманах), новелла «По законам гостеприимства» — Ружевский, тамада
- 1976 — Дни Турбиных — штабс-капитан Виктор Викторович Мышлаевский
- 1977 — Солнце, снова солнце — режиссёр
- 1977 — Про Красную Шапочку — худой Волк
- 1977 — Нос — доктор
- 1977 — По семейным обстоятельствам — Эдуард Бубукин, квартирный маклер
- 1977 — Приехали на конкурс повара — Владислав Константинович, учитель танцев и вокала
- 1977 — Мимино — Синицын, оперный певец
- 1977 — Семейные обстоятельства — Андрон
- 1977 — Смешные люди! — дьякон Авдиесов
- 1977 — Волшебный голос Джельсомино — король Джакомон
- 1977 — Обмен — Лёва
- 1977 — Открытая книга — отец Тани
- 1978 — Пока безумствует мечта — полковник Теодор Отсебятников
- 1978 — Живите в радости — жулик Марципанов
- 1978 — Расписание на послезавтра — отец Кати Шумейко
- 1978 — Шла собака по роялю — Громов, командир аэродрома
- 1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — Блок Сайлент
- 1978 — По улицам комод водили, новелла «Комод» — контролёр
- 1978 — Отец Сергий — эпизод
- 1979 — Мужчины и женщины — дантист
- 1979 — Бабушки надвое сказали… — Михаил, изобретатель телепортера
- 1979 — Москва слезам не верит — Антон Круглов, замначальника главка
- 1979 — Пани Мария — фотограф
- 1979 — Пена — Кочевряжкин
- 1979 — Поездка через город (киноальманах) — Гаврилов, посетитель аттракционов с сынишкой
- 1979 — Приключения Электроника — Стамп, шеф гангстеров
- 1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы — инспектор Трентон
- 1979 — Пробивной человек — изобретатель
- 1980 — Вечерний лабиринт — шеф
- 1980 — Тегеран-43 — таксист
- 1981 — Отпуск за свой счёт — Евдокимов
- 1981 — Женщина в белом — Луи, слуга сэра Фэрли
- 1981 — Будьте моим мужем — отдыхающий на пляже
- 1981 — Факты минувшего дня — Пётр Данилыч
- 1981 — Сильва — генерал фон Ронсдорф
- 1982 — Не ждали, не гадали! — дезинфектор
- 1982 — Суббота и воскресенье (короткометражный) — учитель рисования
- 1982 — Ищите женщину — месье Жак Антуан, клиент
- 1982 — Предчувствие любви — экскаваторщик
- 1982 — Принцесса цирка — Пеликан
- 1982 — Сказка странствий — адвокат
- 1982 — Срочно… Секретно… Губчека — Блейкин
- 1983 — Комета — Георгий Фомич Боклевский
(озвучил Александр Леньков) - 1983 — Трест, который лопнул — лже-Морган
- 1984 — Время и семья Конвей — Эрнест Биверс
- 1984 — Через все годы — эпизод
- 1985 — Золотая рыбка — актёр на сцене
Режиссёр[ | ]
- 1953 — Нахлебник (телеспектакль, совместно с М. В. Корчагиным и Б. Н. Лифановым)
- 1954 — Школа мужества (совместно с М. В. Корчагиным)
- 1955 — Крушение эмирата (совместно с Л. А. Файзиевым)
- 1956 — Первые радости
- 1956 — Необыкновенное лето
- 1957 — Случай на шахте восемь
- 1958 — Жизнь прошла мимо
- 1959 — Золотой дом
- 1961 — Битва в пути
- 1964 — Тишина
- 1964 — Метель
- 1968 — Щит и меч
- 1971 — Возвращение к жизни
- 1972 — Опасный поворот
- 1973 — Нейлон 100 %
- 1976 — Дни Турбиных
- 1981 — Факты минувшего дня
- 1984 — Время и семья Конвей
- 1986 — Семь криков в океане
Сценарист[ | ]
- 1963 — Тишина (совместно с Ю. В. Бондаревым)
- 1964 — Метель
- 1968 — Щит и меч (совместно с В. М. Кожевниковым)
- 1971 — Возвращение к жизни (совместно с М. С. Ерзинкян)
- 1972 — Опасный поворот
- 1973 — Нейлон 100 % (совместно с С. М. Шатровым)
- 1976 — Дни Турбиных
- 1981 — Факты минувшего дня (совместно с Ю. С. Скопом)
- 1984 — Время и семья Конвей
- 1986 — Семь криков в океане
- 1990 — Мышеловка
Художественный руководитель[ | ]
- 1970 — Опекун
- 1978 — По улицам комод водили (совместно с Леонидом Гайдаем)
Озвучивание[ | ]
- 1960 — Пиковая дама
- 1961 — Битва в пути — голос диктора из радиоприёмника
- 1964 — Хоккеисты — мужчина в буфете
(роль В. Л. Гуляева) - 1971 — Звёзды не гаснут
- 1971 — Возвращение к жизни — авторский текст
- 1973 — Много шума из ничего — Бораччио
(роль В. В. Довейко) - 1973 — Привет, артист — Жан Рошфор
- 1979 — На западном фронте без перемен
- 1982 — Избранные — банкир Лаинес
Озвучивание мультфильмов[ | ]
- 1975 — Василиса Микулишна — князь Владимир
- 1976 — Храбрец-удалец — колдун
- 1977 — Мальчик-с-пальчик — барин
- 1978 — Легенды перуанских индейцев — текст от автора
- 1978 — Последняя невеста Змея Горыныча — Змей Горыныч
- 1981 — Шиворот-навыворот — чёрт-учитель
- 1982 — Чертёнок № 13 — чёрт-учитель
- 1983 — Новогодняя песенка Деда Мороза — Дед Мороз
Озвучивание аудиоспектаклей[ | ]
- 1978 — Невероятные приключения Буратино и его друзей — Дуремар
Архивные кадры[ | ]
- 1991 — Владимир Басов — режиссёр, актёр, человек (из цикла телепередач «Кинопанорама»)
- 1999 — Владимир Басов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2003 — Владимир Басов (из цикла телепередач канала «Культура» «Острова») (документальный)
- 2004 — Владимир Басов (из цикла телепрограмм канала «Культура» «Легенды Мирового Кино») (документальный)
- 2005 — Владимир Басов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 — Владимир Басов. Дуремар и красавицы (документальный)
- 2013 — Владимир Басов. Львиное сердце (документальный)