Детство и юность
Эндрю Карнеги родился в шотландском городе Данфермлине в 1835 году. Его родители были ткачами. Жили скромно — одна комната служила одновременно столовой, гостиной и спальней.
Уже на следующий год после рождения героя нашей статьи семья переехала в отдельный дом, а в 1848 году переселилась в американский штат Пенсильвания в надежде на лучшую жизнь. Поначалу обосновались в небольшом городке Алленейни. Чтобы переехать, родителям Эндрю Карнеги пришлось влезать в крупные долги.
Поэтому мальчика отправили работать еще в подростковом возрасте. В 13 лет он был смотрителем бобин на ткацкой фабрике, работая по 12 часов в день за два доллара в неделю с одним выходным. В это время его отец трудился на хлопчатобумажной фабрике, а когда не хватало денег, продавал постельное белье. Мать Эндрю Карнеги, которую звали Маргарет Моррисон, чинила обувь.
В 15 лет герой нашей статьи устраивается посыльным на телеграф в Питтсбурге. Работа дает ему серьезные преимущества, например бесплатные билеты в театр на премьеры, да и зарплата составляет уже два с половиной доллара. Залогом успеха Эндрю Карнеги стало стремление проявлять усердие, где бы он ни работал. Вот и на телеграфе он вскоре обратил на себя внимание руководства, которое назначило его оператором.
Став оператором связи, герой нашей статьи зарабатывает уже по четыре доллара в неделю к 18 годам. В дальнейшем его продвижение по карьерной лестнице можно назвать стремительным. Вскоре он уже начальник телеграфного отдела Питтсбурга.
Карнеги был искренне заинтересован в железнодорожном бизнесе, что сыграло определяющую роль в его будущем продвижении. Ведь в то время железные дороги в Америке становятся одной из самых успешных и бурно развивающихся отраслей. Всю подноготную железнодорожного бизнеса он узнает от Томаса Скотта, который помогает ему оформить первые инвестиции в собственное дело. Как выяснится позже, практически все эти деньги Скотт получил в результате коррупционных схем, которые он проворачивал с президентом Пенсильванской компании Томсоном.
В 1855 году Эндрю Карнеги, биография которого приведена в этой статье, вкладывает 500 долларов в компанию Adams Express. Уже спустя несколько лет он получает акции железнодорожной компании Вудраффа. Постепенно герою нашей статьи удается наращивать свой капитал, который станет основой его будущих успехов.
Карнеги, Эндрю — что это такое
Дом в Данфермлине
Эндрю Карнеги родился в Данфермлине, Шотландия, в семье ткачей, в коттедже, который они делили с другой семьей. Единственная комната служила гостиной, столовой и спальней одновременно. Он был назван в честь деда по отцовской линии. В 1836 году семья переехала в большой дом на Эдгар-стрит (напротив парка Reid’s)[3].
В надежде на лучшую жизнь в 1848 году Уильям Карнеги решил переселиться с семьей в Аллегейни, штат Пенсильвания в США[4]. Семье пришлось взять в долг у Джорджа Лаудера для переезда[5]. Миграция Карнеги в Америку станет его вторым путешествием за пределы Данфермлина — первым из них была поездка в Эдинбург, чтобы увидеть королеву Викторию[6].
Аллегейни быстро рос в 1840-х годах, увеличившись с 10 000 до 21 262 жителей[7]. В городе была развита промышленность и производилось большое количество товаров, включая шерсть и хлопчатобумажную ткань. Марка «Made in Allegheny», используемая на этих и других разнообразных продуктах, становилась все более популярной[8]. Бизнес его отца не был столь удачным[9]. В конце концов, отец и сын получили предложения о работе на шотландской хлопковой фабрике, Anchor Cotton Mills. Эндрю устроился смотрителем бобин. Его рабочий день составлял 12 часов, а зарплата — 1,2 доллара в неделю (35 долларов с учётом инфляции в 2020 году)[10]. Работал он шесть дней в неделю. Мать Эндрю, Маргарет Моррисон Карнеги, зарабатывала деньги помогая своему брату (сапожнику), и продавая мясо в горшках в её «магазине сладостей»[11]. Вскоре после этого его отец покинул пост на хлопчатобумажной фабрике, вернувшись к ткацкому станку и опять лишив семью заработка[7]. Но Эндрю привлек внимание Джона Хэя, шотландского производителя катушек, который предложил ему работу за 2 доллара в неделю (58 долларов с учётом инфляции к 2020 году)[12]. В своей автобиографии Карнеги говорит о своих прошлых трудностях, которые ему пришлось пережить с этой новой работой:
Вскоре после этого мистеру Джону Хэю, шотландскому производителю катушек в Аллегейни, понадобился мальчик, и он спросил, не хочу ли я поступить к нему на службу. Я ходил и получал два доллара в неделю, но поначалу работа была ещё более утомительной, чем на фабрике. Мне пришлось запускать небольшую паровую машину и разжигать котёл в подвале катушечной фабрики. Это было слишком для меня. Ночь за ночью я ловил себя на том, что сижу в постели и проверяю манометры, опасаясь то того, что пар слишком низкий и что рабочие наверху будут жаловаться, или что у них недостаточно энергии, от того, что пар слишком высокий и что котёл может взорваться[13].
Эндрю в возрасте 16 лет со своим братом Томасом
В 1850 году Карнеги становится рассыльным в Питтсбургском телеграфном офисе и зарабатывает 2,5 доллара в неделю. Его работа даёт ему много преимуществ, в том числе бесплатные билеты в местный театр. Своим рвением в работе он обратил на себя внимание начальства и вскоре был назначен оператором.
Начиная с 1853 года, он работает как оператор связи за 4 доллара в неделю. В возрасте 18 лет он быстро продвигается по служебной лестнице и вскоре становится начальником телеграфного отдела в Питтсбурге. Его заинтересованность в железнодорожном бизнесе сыграет важную роль в его последующем успехе. Железные дороги были первым большим бизнесом в Америке, а Пенсильванская компания была одной из самых больших. Карнеги многое узнает о железнодорожном бизнесе от Томаса А.Скотта. Скотт также помог ему с его первыми инвестициями. Многие из них были частью коррупции, которой занимался Скотт и президент Пенсильванской компании Дж. Эдгар Томсон. В 1855 году Карнеги вложил 500 долларов в Adams Express. Несколько лет спустя он получил акции железнодорожной компании Вудраффа. Карнеги постепенно накапливал капитал, который впоследствии стал основой для его дальнейших успехов.
1860—1865: Гражданская войнаПравить
До гражданской войны Карнеги организовал слияние компании Вудрафф, и то, что Джордж Пулльман изобрел спальный вагон, ещё больше способствовало успехам Карнеги и Вудраффа. Молодой Карнеги продолжал работать в Пенсильвании. Весной 1861 года Карнеги был назначен Скоттом, который был в то время помощником военного министра, отвечающим за военные перевозки, руководителем военной железной дороги и Союза телеграфных линий на Востоке. Карнеги помог открыть железнодорожные линии в Вашингтоне. Он лично руководил перевозкой войска, потерпевшего поражение при Булл-Ране. Он сыграл значительную роль в победе Севера.
После войны Карнеги покинул железные дороги, чтобы посвятить себя деятельности в металлургической промышленности. Карнеги работал над созданием нескольких типов железа, в конечном итоге сформировал The Keystone Bridge Works и Union Ironworks в Питтсбурге. Хотя он и ушёл из Пенсильванской железнодорожной компании, он оставался тесно связан с её руководством, а именно с Томасом А. Скоттом и Дж. Эдгаром Томсоном. Затем он построил свой первый металлургический завод[14].
1880—1900: Учёный и активистПравить
Карнеги продолжал свою карьеру в бизнесе, а некоторые из его литературных намерений были проведены в жизнь. Он подружился с английским поэтом Мэтью Арнольдом и английским философом Гербертом Спенсером, а также находился в переписке и был знаком с большинством президентов США, государственными деятелями и известными писателями.
Карнеги возвёл просторный бассейн в своём родном городе в Данфермлине в 1879 году. В следующем году Карнеги дал 40 000 долларов на создание там же бесплатной библиотеки. В 1884 году он пожертвовал 50 000 долларов медицинскому колледжу (ныне часть Нью-Йоркского университета Medical Center).
Эндрю Карнеги. Приблизительно 1878 год.
В 1881 году Карнеги вместе со своей семьёй отправился в поездку по Великобритании. Там его мать заложила основу будущей библиотеки в Шотландии.
В 1886 году младший брат Эндрю Карнеги Томас умер в возрасте 43 лет. Это, однако, не сказалось на успехе бизнеса Эндрю. Затем он пробует себя на писательском поприще. В 1889 году Карнеги опубликовал статью «Wealth» в июньском номере North American Review. Статья стала предметом многочисленных дискуссий. Карнеги утверждал, что жизнь богатого промышленника должна состоять из двух частей. Первая часть — это сбор и накопление богатства. Вторая часть предназначается для последующего распределения этого богатства для благих целей. Благотворительность, по его словам, — ключ к достойной жизни.
В 1898 году Карнеги попытались организовать борьбу за независимость Филиппин. Соединенные Штаты купили Филиппины у Испании за 20 млн долларов США. Чтобы противостоять тому, что воспринималось как империализм со стороны Соединённых Штатов, Карнеги лично предложил 20 млн долларов США Филиппинам, чтобы они могли купить независимость у Соединенных Штатов. Однако из этого ничего не вышло, и последовала филиппино-американская война.
В 1908 году[15] журнал «Боб Тэйлорс Мэгэзин» заказал молодому Наполеону Хиллу серию статей об успешной карьере известных людей, первым из которых стал знаменитый американский промышленник и меценат Эндрю Карнеги. Наполеон Хилл произвел хорошее впечатление на Карнеги, и тот благословил репортёра на большую работу, которая должна была занять порядка двух десятилетий: предполагалось взять подробнейшие интервью у пятисот наиболее преуспевающих американцев и вывести универсальную формулу успеха, пригодную для людей даже с самыми скромными способностями.
В 1928 году, ровно через двадцать лет после знакового разговора с Карнеги, Хилл опубликовал первую книгу об успехе. А через ещё 9 лет — и его самую известную книгу «Думай и богатей», которая является одной из самых продаваемых книг всех времён (к 1970 году было продано 20 миллионов копий). В связи с неоценимым вкладом Карнеги в написании книги «Думай и богатей» Хилл посвятил ему эту книгу, указав на первой странице «Посвящается Эндрю Карнеги».
Во время Гражданской войны
Еще до Гражданской войны, начавшейся в 1860 году, Карнеги организовал слияние компании Вудраффа. Изобретение Джорджем Пулльманом спального вагона сыграло ему на руку, поспособствовав еще большим успехам. Первое время герой нашей статьи остается работать в Пенсильвании.
Весной 1861 года Скотт назначает его руководителем военными железными дорогами и телеграфными линиями на всем Востоке Америки. Сам Скотт к тому моменту занимает высокопоставленную должность, будучи помощником военного министра, он непосредственно отвечает за все перевозки на фронт и обратно. При участии американского предпринимателя Эндрю Карнеги удается открыть железнодорожные линии в Вашингтоне. Он начинает осуществлять личное руководство перевозкой войск, оружия и обмундирования по железным дорогам. Считается, что именно эта налаженная работа сыграла серьезную роль в итоговой победе Севера во всей гражданской войне.
Когда боевые действия завершаются, Карнеги покидает пост руководителя железными дорогами, чтобы полностью погрузиться в металлургическую промышленность. Его чутье предпринимателя подсказывает, что это новая перспективная отрасль, которой следует уделить самое пристальное внимание. Как показала история, он в этом не ошибся.
Карнеги начинает разрабатывать несколько принципиально новых типов железа. Это позволяет ему открыть несколько своих предприятий в Питтсбурге. Стоит отметить, что хоть он и ушел из Пенсильванской железнодорожной компании, но остался тесно связан с ее руководством, в первую очередь с Томсоном и Скоттом.
Вскоре он строит свой первый металлургический завод, который положил начало его успешной промышленной империи.
Работа в Pennsylvania Railroad
Работая рассыльным, Карнеги преуспевал, и вскоре ему даже стали платить больше — около $13,5 в месяц вместо $10. Вскоре он научился пользоваться телеграфом и заменил оператора в соседнем городке, а потом занял эту должность на постоянной основе в Питтсбурге. После трех лет работы Карнеги Томас Скотт, глава местного отделения Pennsylvania Railroad, предложил ему должность секретаря и телеграфиста.
Зарплата составляла $35 в месяц, работа считалась престижной и многообещающей. Дороги тогда были только одноколейными, движение шло со сбоями, а работу затрудняли различные мелкие аварии. Однажды такая авария произошла в день, когда трудоголик Скотт опоздал на службу: движение встало, и всюду царил хаос. Карнеги не нашел босса и решил действовать на свой страх и риск. Ответственность на нем лежала колоссальная, но он отлично справился и восстановил движение поездов.
Скотт отреагировал на действия секретаря сдержанно, и Эндрю сначала испугался, что сделал что-то не так. Лишь через какое-то время он узнал, что Скотт одобрил его действия.
В дальнейшем Карнеги постоянно контролировал и курировал движение поездов. В 1856 году Скотта повысили до директора Пенсильванской железной дороги, и он забрал секретаря с собой в Алтуну. Для Карнеги переезд в другой город был довольно болезненным событием, но из карьерных соображений он согласился.
На новом месте Эндрю столкнулсся со стачками. Однажды он по счастливой случайности узнал о готовящейся забастовке и листе с подписями и требованиями. Карнеги сразу же передал информацию Скотту, и тот объявил рабочим, что участники стачки будут уволены. Забастовку удалось остановить.
В этот же период Карнеги, пользуясь поддержкой и советами Скотта, начал инвестировать. Первые $500, ради которых пришлось заложить часть своего имущества, он внес в компанию Adams Express, на чем получил солидную прибыль. Есть версия, что ему помогла мать, взявшая для этого кредит. Вырученные на инвестициях деньги были своего рода подушкой безопасности в первых начинаниях Карнеги. Встречаются сведения, что в середине 1860-х и в начале 1870-х годов он ездил в Англию, где продавал облигации железнодорожных и мостовых компаний.
Еще одно успешное вложение Карнеги сделал после знакомства с Теодором Вудраффом, владельцем патента на производство спальных вагонов. Они вместе ехали в поезде, и Эндрю так понравилась идея Вудраффа, что он помог продвинуть ее Томасу Скотту. Вудрафф предложил Карнеги принять участие в деле. За $217, которые были взяты в банке, Эндрю получил восьмую часть бизнеса. Кредит ему дали легко: в городе знали, что Карнеги умеет вести дела.
Вложение в спальные вагоны вскоре окупило себя, и Карнеги неплохо на нем зарабатывал. Позже он обеспечит слияние этой компании с фирмой Пульмана. Так появилась «Компания Пульмановских спальных вагонов».
В 1859 году Скотт получил очередное повышение. Карнеги готовился снова переехать вместе с ним, но получил более интересное предложение — возглавить Питтсбургское отделение, где когда-то начиналась его карьера. Официально он приступил к делам в 1860 году. Из-за проблем с рельсами и задержек поездов он иногда неделями безвылазно оставался на работе.
В 1861 году началась Гражданская война. Республиканец и противник рабства, Карнеги был убежденным сторонником северян. Скотт в это время стал одним из помощников военного министра и вызвал Эндрю в Вашингтон, чтобы он занялся военными перевозками и налаживанием связи. Карнеги играл важную роль в процессе транспортировки и снабжения войск, он сам выезжал на места, если обнаруживались повреждения железнодорожной линии. Тогда он получил возможность общаться с первыми лицами государства, в том числе и с Линкольном. Карнеги и Скотту получили полномочия действовать даже без официального приказа, если понадобится.
Наладив железнодорожное сообщение в Вашингтоне, Скотт решил вернуться к работе в Питтсбургской железнодорожной компании. Карнеги также вернулся на должность главы отделения, но вскоре заболел — одной из причин стало изнеможение от тяжелой работы. Он вспоминал, как получил солнечный удар, долго от него восстанавливался, а после с трудом мог выносить летнюю жару.
Получив отпуск от компании, Карнеги отправился на родину в Шотландию, но там простудился и пролежал около шести недель. Лечили его кровопусканиями, что тоже не лучшим образом сказалось на процессе выздоровления. Правда, морская поездка назад в США помогла ему восстановить здоровье, и он вновь вернулся на работу, с которой ушел в 1865 году, когда его предприятия стали демонстрировать стабильный рост.
Ученый и активист
Карнеги развивает свою промышленную империю, параллельно пытаясь воплотить в жизнь некоторые свои намерения в творчестве, в частности в литературе. Ему удается близко подружиться с британским поэтом Мэтью Арнольдом, а также философом Гербертом Спенсером. В активной переписке он находится с несколькими президентами США, а также с известными писателями и государственными деятелями своего времени.
В 1879 году, став уже достаточно состоятельным человеком, он начинает осуществлять первые проекты в сфере благотворительности. В родном городе Данфермлине возводит просторный общественный бассейн, выделяет значительные средства на создание бесплатной библиотеки, жертвует деньги медицинскому колледжу в Нью-Йорке.
В 1881 году вместе со всей своей семьей отправляется в Европу в путешествие по Великобритании. В 1886 году происходит трагедия: в возрасте 43 лет умирает его брат Томас.
Правда, Эндрю не позволяет личной утрате сказаться на его бизнесе. К тому же он начинает пробовать себя в литературе, пытаясь воплотить в жизнь давние мечты. Andrew Carnegie, именно так его имя пишется по-английски, публикует статьи в популярных журналах, они практически сразу становятся предметом оживленных споров и дискуссий. В своих публицистических материалах он размышляет о том, что жизнь состоятельного промышленника должна состоять только из двух частей. Это сбор и накопление богатств, а после их последующее распределение на благо общества. Карнеги убежден, что именно благотворительность является ключом к достойной жизни, пытаясь в этом убедить и всех окружающих.
Конец жизни и слова на могиле
Эндрю умер одиннадцатого августа тысяча девятьсот девятнадцатого года в городе Леннокс (Массачусетс). Причиной смерти стала бронхиальная пневмония. Предпринимателя похоронили в Сонной Лощине (нью-йоркское кладбище). На могиле Карнеги написано, что в ней лежит человек, умевший собирать возле себя людей, которые были значительно умнее его самого.
Эндрю Карнеги был успешным человеком с большим сердцем. К моменту своей смерти предприниматель, несмотря на все усилия, не смог пожертвовать все свое состояние. Он распределил триста пятьдесят миллионов долларов, но у него осталось тридцать миллионов долларов, которые вошли в фонд его корпорации.
К концу своей жизни мужчина преследовал одну цель: достижение мира во всем мире. Он верил в силу международных законов и был убежден, что будущие конфликты можно предотвратить с помощью посредничества. Он поддержал создание Дворца мира в Гааге в начале двадцатого века, выделил десять миллионов долларов на создание Фонда Карнеги за международный мир, чтобы «ускорить ликвидацию международной войны», и неустанно работал над этим делом до начала Первой мировой войны. Он умер с разбитым сердцем из-за провала его усилий, в августе девятнадцатого года, через два месяца после подписания Версальского договора.
[Всего: 1 Средний: 5/5]
Независимость Филиппин
В 1898 году Карнеги принимает участие в нескольких и вовсе авантюрных мероприятиях. Например, участвует в борьбе за независимость Филиппин.
К тому моменту США покупают Филиппины у Испании за 20 миллионов долларов. Карнеги предлагает свои 20 миллионов филиппинскому правительству, чтобы оно могло противостоять проявлению империализма со стороны США. Именно так этот поступок был воспринят международным сообществом. Фактически Карнеги предлагает им купить у американских властей свою независимость.
Правда, из этого ничего не выходит. Завязавшийся конфликт оборачивается филиппино-американской войной. Она продолжается с 1899 по 1902 год, пока островное правительство официально не признало власть Соединенных Штатов. При этом отдельные группы партизан, устраивающих диверсии, продолжали действовать вплоть до 1913 года. Эта война стала фактическим продолжением антиколониальной революции, начавшейся в 1896 году, когда филиппинцы стали добиваться полного освобождения от испанского владычества.
Карьеры известных людей
При этом Карнеги остается одним из самых успешным и популярных людей своего времени. Когда в 1908 году авторитетный журнал «Боб Тэйлорс Мэгэзин» заказывает серию репортажей про то, как сложилась карьера известных людей, как они пришли к успеху, первым выходит материал, посвященный Карнеги.
Цитаты Эндрю Карнеги и сегодня многими воспринимаются как образец для подражания. Особенно популярны его шесть правил мотивации, которые он пытался донести до всех, кто пытался начать собственное дело и спрашивал у него совета. Афоризмы Карнеги многих вдохновляют и сегодня:
Излишние богатства — это священное бремя, которое накладывает на своего обладателя долг распорядиться им в течение своей жизни так, чтобы эти богатства пошли на пользу обществу.
В нашем возрасте возникает проблема: как правильно распорядиться имуществом. Поэтому богатого и бедного должны связывать узы братства.
Никакие способности и возможности не имеют значения, если человек обеспечен.
Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят, и тот, кто делает не больше того, что ему говорят.
Молодой репортер Наполеон Хилл, который берет интервью у Карнеги, производит на него настолько положительное впечатление, что тот благословляет его на дальнейшую реализацию проекта, охотно его спонсирует. В результате Хилл трудится над ним около двух десятилетий.
Цель, которую ставят перед собой Карнеги и Хилл — взять интервью у пятисот самых успешных и влиятельных американцев, а затем постараться вывести универсальную формулу успеха, которая сможет помочь добиться многого даже людям с весьма скромными возможностями и способностями.
В 1928 году, спустя ровно двадцать лет после первой встречи с героем нашей статьи, Хилл опубликовал первую книгу, посвященную тому, как добиться успеха. В 1937 году выходит еще один труд на эту же тему, известный под названием «Думай и богатей». Это произведение остается популярным до сих пор среди начинающих бизнесменов и предпринимателей. Какое-то время оно было самой продаваемой книгой.
Хилл посвятил книгу Эндрю Карнеги, отмечая его большой вклад в общее дело. Позже бизнесмен сам напишет автобиографию. Назовет ее Карнеги «Евангелие богатства».
Личная жизнь
Дейл Карнеги был женат дважды. Первый брак закончился разводом, но публично об этом никто не говорил, ведь как раз должна была выйти его очередная книга, в которой был отдельный раздел о семи секретах успешного брака. Второй его брак был не более удачливым. Он также должен был закончиться разводом, но вторая жена нащупала золотую жилку и взяла все бразды правления бизнесом мужа в свои руки. Хотя вместе они уже и не жили.
У Дейла Карнеги была дочь от второго брака и ещё одна приёмная — от первого брака его второй супруги.
Скончался Карнеги в своём доме. Причиной стала болезнь Ходжкина — злокачественные образования в лимфатических узлах. Хотя до сих пор существует версия, что Карнеги покончил с собой. Его похоронили в Белтоне.
«Стальной король»
Тем временем свое основное состояние Карнеги концентрирует в сталелитейной промышленности. Со временем он начинает контролировать наиболее обширные американские металлургические предприятия.
Одной из его ключевых инноваций, обеспечивших успех, стал принцип эффективного и дешевого массового производства стальных рельсов для нужд железнодорожного транспорта, с которым он по-прежнему был тесно связан.
Также он организует вертикальную интеграцию всех поставщиков сырья, с которыми работает. К концу 1880-х годов его превращается в крупнейшего производителя стальных рельсов и чугуна в стране с объемом производства две тысяч тонн металла в сутки. В 1888 году Карнеги фактически становится монополистом в своей отрасли, купив главного конкурента — Гомстедский металлургический комбинат.
Благодаря этому уже в следующем году производство стали в США превышает объемы выпуска этого сырья в Великобритании.
Нищее детство
24 ноября 1888 года, штат Миссури – время и место рождения Дейла Брекенриджа Карнеги. Его мать – Аманда Элизабет Харбисон – учительствовала в школе, а отец – Джеймс Вильям Карнеги – был фермером. Дела на ферме шли неважно, хотя и родители, и Дейл со старшим братом трудились не покладая рук. Почти каждый год вода уничтожала посевы, а поголовье свиней погибало от инфекционных болезней. Свои первые калоши Дей получил в 14 лет, и только тогда смог оценить, как хорошо, когда в непогоду ноги остаются сухими. А когда ему на какой-то праздник отец подарил 10 центов, он почувствовал себя обладателем всех индейских сокровищ.
Развал империи
Монополистская империя Карнеги долго просуществовать не смогла. Ключевую роль в этом сыграл помощник Карнеги Чарльз Шваб, который фактически у него за спиной договорился с Морганом о выкупе корпорации у своего начальника. После осуществления этой сделки «стальной король» сразу вышел на пенсию.
В марте 1901 года состоялись финальные переговоры, в которых участвовали Карнеги, Чарльз Шваб, Морган и другие заинтересованные лица. Герой нашей статьи потребовал за свой бизнес 480 млн долларов. Сделка была заключена. Размер этих отступных равен примерно 400 млрд долларов в наши дни.
После этого Карнеги стал самым богатым человеком на планете.
Выход на пенсию
Последние годы своей жизни Карнеги провел, занимаясь благотворительностью. При этом он жил то в Нью-Йорке, то в шотландском замке. Он сделал все, чтобы доказать свой тезис о том, что капитал должен служить на благо обществу.
Был сторонником реформы правописания ради содействия распространению английского языка по всему миру. Открывал публичные библиотеки в Штатах и Великобритании. В общей сложности он профинансировал около трех тысяч библиотек. Некоторые из них были открыты в Ирландии, Вест-Индии, Австралии, Новой Зеландии, на Фиджи.
В 1901 году на 2 млн долларов был открыт технологический институт Карнеги, который и сегодня работает в Питтсбурге. Еще один вуз, названный его именем, есть в Вашингтоне.
Герой нашей статьи скончался в конце лета 1919 года в штате Массачусетс. Причина смерти Эндрю Карнеги — бронхиальная пневмония. Ему было 83 года.
Нью-Йорк и первые лекции
Сначала он начинает слушать курс лекций в Академии драматического искусства Нью-Йорка. Но особых успехов там не добился. Он получил небольшую роль доктора в шоу Polly of the Circus. После закрытия шоу Дейл остался без работы, у него началась депрессия. Вернувшись в Нью-Йорк без гроша, он сперва жил в доме для неимущих от Христианской ассоциации для парней. В таких условиях трудно было найти силы жить дальше, но Дейл придумал метод: он попросил одного из менеджеров ХАДП разрешить ему разговаривать с парнями, чтобы те избавились от своих проблем. За это он должен был получать 80% от денег, отложенных организацией на эти цели. Сперва у Карнеги не слишком получалось, но потом ему удалось разговорить ребят. Он предложил им просто говорить обо всём, что их тревожит. Оказалось, что такой метод сработал безотказно.
Тут Карнеги также вспомнил о напечатанных брошюрах с советами о том, как стать успешным. На улице бушевал экономический кризис и люди готовы были отдать несколько долларов за полезные советы, как за несколько дней помочь самому себе.
Джонстаунское наводнение
Чтобы лучше понять сущность его личность, остановимся на нескольких спорных и неоднозначных эпизодах его биографии. Карнеги оказался в числе 50 членов клуба рыболовства и охоты в Саут-Форке, по вине которых произошло Джонстаунское наводнение. В результате погибло 2 209 человек.
Клубом была выкуплена дамба с прудом-накопителем, которая разорилась, не выдержав конкуренции с железными дорогами. Зато появилось частное озеро, которое использовали исключительно члены клуба. Там построили гостевые домики и основное здание. Высоту дамбы уменьшили, чтобы расширить дорогу, которая проходила по ней.
В 1889 году после мощных и продолжительных ливней 22-метровую дамбу размыло, были затоплены городки Вудвейл, Саут-Форк и Джонстаун. После трагедии члены клуба оказали существенную помощь в ликвидации последствий катастрофы. Например, Карнеги построил в Джонстауне библиотеку, в которой сейчас можно посетить музей наводнения.
Жители, потерявшие дома и близких, пытались обвинить членов клуба в преступной модификации дамбы, но судебный процесс им выиграть не удалось.
Гомстедская стачка
Акция протеста на металлургическом комбинате в Гомстеде стала вторым по величине трудовым конфликтом в США, в ходе которого было применено оружие. В 1892 году было принято решение о ликвидации профсоюза на комбинате после истечение очередного трехлетнего соглашения с администрацией. Сам Карнеги в это время находился в Шотландии, от его имени управлял младший партнер Генри Фрик. При этом сам владелец «стальной империи» всегда высказывался положительно в отношении профсоюзов.
В ходе переговоров рабочие потребовали увеличение зарплаты в связи с ростом прибыли предприятия практически на 60%. Фрик в ответ выдвинул предложение снизить оклад для половины сотрудников на 22%. По плану администрации, это должно было внести раскол в профсоюз.
Окончательным условием, которые выдвинула администрация в ходе дальнейших переговоров, стало повышение зарплаты только на 30%, в противном случае, грозил роспуск профсоюза. Рабочие не согласились на такой вариант, в день завершения действия соглашения был объявлен локаут. Завод закрыли, на него привезли охранников и несколько тысяч штрейкбрехеров. Забастовщики заблокировали работу предприятия со своей стороны, не позволяя запустить производство.
6 июля вооруженных агентов из Нью-Йорка встретили рабочие, которые оказали им сопротивление. В результате было убито три агента и девять рабочих. Победа осталась на стороне профсоюза. В ситуацию вмешался губернатор, который прислал на выручку Фрику полицию штата. На комбинате было установлено военное положение. Только таким способом удалось восстановить производство. Осенью стачка повторилась снова, но на этот раз она завершилась полным поражением профсоюза.
На мост — со слоном
Будучи молодым, но уже крупным бизнесменом, Эндрю сделал такую запись в дневнике: «Я отойду от дел в 35 лет и каждый день после обеда буду читать и заниматься самообразованием». Мечта сбылась на тридцать лет позже. На телеграфе талантливого юношу заметил владелец Пенсильванской железной дороги и взял к себе начальником отдела связи. Дела 18-летнего шотландца пошли на лад, и в 24 года он занял место начальника пиггсбургского отделения железной дороги. На новой должности Карнеги первым в США внедрил расписание поездов. В стране, где почти все дороги были одноколейными, расписание помогло упорядочить движение. У Карнеги завелись деньги и появилась возможность поменять судьбу наёмного работника на жизнь бизнесмена. Он ещё кое-что взял в долг и вложил собранные средства в начавшееся производство спальных вагонов. Состоятельные американцы с удобствами поехали в них от Атлантического до Тихоокеанского побережья. Вскоре в США началась замена деревянных железнодорожных мостов на металлические, и обладавший прекрасным деловым чутьём Карнеги создал мостостроительную компанию. Когда в 1874 году в Сент-Луисе состоялось шоу-открытие стального моста через главную американскую реку Миссисипи, то первыми на него вступили невысокий (158 сантиметров ростом) Эндрю Карнеги в своём любимом твидовом костюме в крупную клетку и… огромный индийский слон. Они прошли под растяжкой с лозунгом «Восток встречает Запад». За ними с гудком проследовал пассажирский поезд.