Галина Уланова биография, начало жизни
Галина Сергеевна Уланова была рождена 8 января 1910 года в Петербурге – скончалась в марте 1998 года в Московской области. Галина – известная артистка, балетмейстер, преподаватель и самая титулованная балерина за всю историю советского балета. Отец – С.Н. Уланов, режиссёр балета.
Мама – М.Ф. Романова, балерина, преподаватель классического танца, работала в театральном училище. Родственники выступали в антрепризе А. Павловой. Галина с детства знала, что такое балет, и как сложно добиться зрительской симпатии, а также получить ведущую партию. Наверное, изначально Галине Улановой было предначертано стать танцовщицей, ведь она появилась на свет в семье артистов балета.
Детство и юность девочка провела в культурной столице. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее шоу на сцене, хотя бы в записи, смог бы предположить, что эта милая изящная девушка была настоящим сорванцом.
Дело в том, что родители хотели, чтобы родился сын, поэтому папа, так и не настроившийся на жизнь с девочкой, прививал дочке мужские увлечения. Они вместе отправлялись на рыбалку, искали червяков, делали сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачный участок и соседские девчонки звали ее поиграть в куклы или полепить куличики в песочнице, она с гордостью отвечала, что лучше будет стрелять из лука и лазить по деревьям.
После революции родственники решили отправить ее в балетное училище – прежде всего, из-за финансовых проблем семьи: в отличие от остальных школ, это был интернат, Галя была бы на обеспечении государства, нормально одета и сыта. Ей было тогда всего 9 лет.
Сначала Уланова никак не могла привыкнуть к новому дому: в первое же утро она пыталась убежать. Мама навещала ее регулярно, а девочка рыдала, уткнувшись ей в колени. Но именно в тот период жизни она запомнила слово «должна». Галина говорила: «Я должна… Эта формула в моей голове появилась куда раньше, чем стремление к творческой деятельности и чем желание работать на балетной сцене».
Итак, в возрасте 9 лет девочка смогла попасть в Петроградское театральное училище (позже – хореографический техникум), где главными её учителями стали – Мария Романова (у неё Галя училась первые 6 лет), а потом Агриппина Ваганова. Женщина прохладно относилась к своей новой ученице, которая сначала явно не входила в список лучших. Однако ближе к выпуску Ваганова поняла, что всё это время обучала талантливую балерину.
В 18 лет Уланова окончила хореографического типа училище и в том же 1928 году, практически сразу после выпускного спектакля, попала в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета.
Первое время юной балерине было трудно выходить на сцену, она очень боялась зрителей, но позднее страх отступил. Галина всегда была очень недовольна своей работой, особенно в начале карьеры, и это стало стимулом для многочасовых репетиций, после которых вещи девушки можно было отжимать, настолько сильно все было пропитано трудовым потом.
В 19 лет балерина получила уже свою первую ведущую партию – Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», и потом именно ее танцевала до конца жизни.
Если вы хотите посмотреть на балерину глазами ее фанатов, запустите следующее видео:
Биография
Галина Сергеевна Уланова – легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались – ей подражали. Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах — в Санкт-Петербурге и в Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал московского Большого театра носит имя прославленной актрисы балета.
Галина Уланова в детстве
Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мама Мария Фёдоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище. Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления на сцене, хотя бы в записи, смог бы догадаться, что эта хрупкая изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.
Маленькая Галина Уланова с мамой Марией Романовой | Чтобы помнили
Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали ее играть в куклы или лепить куличики в песочнице, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.
Галина Уланова в хореографическом училище | Чтобы помнили
Но беззаботному детству пришел конец, когда Галине исполнилось девять лет. Ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, и она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы, Марии Романовой. А в выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета — Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение, а в народе его будут именовать не иначе как «Ваганковским».
Галина Уланова в молодости | Большой театр
В 18-летнем возрасте Галина оканчивает хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, входит в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получает имя Сергея Кирова, а позднее возвращает себе историческое название — Мариинский театр.
Подробнее о балете
С первого выхода на сцену Галина Уланова привлекла внимание людей. Уже через год она впервые станцевала ведущую партию.
Довольно быстро Галина стала незаменимой балериной, а ее работа с Константином Сергеевым, прославившаяся на весь мир в тридцатых годах, до сих пор является образцовой. В «Мариинке» танцовщица трудилась до 1944 года.
Она танцевала основные партии в таких известных постановках, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и так далее. Но самым важным достижением девушки в те годы считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она сформировала в 1940-ом году. Знатоки балетного искусства из самых разных уголков планеты все еще называют ее танцы эталоном.
Во время ВОВ и ленинградской блокады балерина часто выступала перед солдатами в больницах Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она работала и на сцене Алма-Атинского государственного театра, за это в 1943 году она получила звание Народной артистки. Через год танцовщица уходит в московский Большой театр. По этому поводу Галя позже сказала, что она ни за что не покинула бы любимую сцену Ленинграда, но все решили за нее люди «сверху» – из Центрального комитета. Все было довольно строго: или девушка танцует на главной сцене России, или не танцует вообще.
Несмотря на трудности, в Большом театре талант Гали засиял новыми красками. Шоу с ее участием становились жемчужинами театра, а сцена сумасшествия Жизели в балете была признана вершиной трагедии. Именно с Большим театром танцовщица впервые отправилась на гастроли за рубеж.
В зале Венского театра оперы ей рукоплескали стоя, а в Лондоне девушка и вовсе произвела фурор. Британские СМИ на следующий день писали, что такого успеха не имела ни одна прима со времен великой Анны Павловой. Причем необходимо выделить, что Галине на тот момент было 46 лет.
Через 4 года балерина в последний раз выступила на сцене. Она представила фанатам балет «Шопениана» и завершила балетную карьеру. Но в Большом театре она продолжила работать. До конца своей жизни лучшая балерина страны оставалась там на должности преподавателя. Среди ее учеников были такие известные звезды, как Н. Цискаридзе, Н. Семизорова, И. Прокофьева и много других артистов. Еще женщина взаимодействовала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.
Кроме того, прима в качестве председателя жюри судила Международного типа конкурсы, причем не только в Московской области, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из официальных фестивалей она оценила выступление еще одного великого артиста – Мариса Лиепу.
Многие Галину Уланову называли богиней, хотите узнать почему? Посмотрите следующий видеоролик:
Галина Уланова: обыкновенная богиня, ради которой бросали жен-красавиц
Ее не стало в 1998-м. Но имя балерины не забыто, ее по прежнему боготворят! 8 января — день рождения Галины Сергеевны — для поклонников ее творчества особенный день.
Родилась будущая звезда в балетной семье. Мама и папа были связаны с классическим танцем. Однажды маленькую Галю взяли в Мариинский театр на «Спящую красавицу» и когда на сцену вышла Фея Сирени, девочка звонко закричала на весь зал: «А это моя мама!».
Мечтала стать моряком
В детстве Галя не слишком любила играть в куклы, зато с удовольствием залезала на деревья вместе с мальчишками. Она не думала о балетной профессии, видела по родителям, насколько это каторжный труд. Галя мечтала стать… моряком. Но в 9 лет ее привели в хореографическое училище. У юной ученицы были отличные профессиональные данные, мечта родителей о продолжении балетной династии начала воплощаться в реальность. Галина отдавалась новому делу с полной отдачей, она ко всему подходила основательно. Наверное, поэтому, для многих стала откровением ее фраза: «Не могу сказать, что люблю балет как таковой»… Учеба проходила в самые тяжелые послереволюционные годы. Не было ни света, ни дров, порой приходилось делать экзерсис в шубах. Зато детей в интернате кормили! Галя училась у мамы, потом осваивала мастерство под руководством Агриппины Вагановой.
Родители балерины были также связаны с классической хореографией.Фото: Анатолий ЖДАНОВ
В 1928-м году Уланова стала артисткой ленинградского театра оперы и балета. Дебют юной балерины был громким, публика влюбилась в нее мгновенно. На этой сцене она прослужила 16 лет. А потом ее «перевели» официальным приказом в Москву, в Большой театр. На должность солистки Галина поступила в 1944-м.
Увы, москвичкой Уланова так и не стала и до последних дней грустила о Ленинграде.
Главная балерина Советского Союза
Ее танец завораживал, вдохновлял. Уланова при помощи движений тела умела рассказать нечто такое, чего не было написано в либретто. Драматическое мастерство ее поражало в сердце. Почти каждый спектакль с участием Улановой заканчивался овациями. Зрители аплодировали ей стоя, а иногда плакали от переизбытка чувств.
— Ты должен так сделать каждое движение, чтобы это было правдой. Ты должен работать головой, — говорила Уланова.
В 1956-м Уланова отправилась на гастроли в Англию. Какой был ажиотаж! Приехала легенда. Чопорная английская публика выстраивалась в очереди, чтобы увидеть ее Жизель и Джульетту. Уланова оправдала ожидания: зритель был в полном экстазе.
На спектакль пожаловала королева. При ее появлении весь зал встал и вытянулся в струнку. В тишине Елизавета проследовала к месту. Так же должно было быть и в финале представления. Но публика стояла у сцены и никто не заметил, как ушла королева. Овации длились полчаса. А ведь тогда Улановой было 45 лет! По нынешним меркам — глубокая балетная пенсия! Кстати, Галина Сергеевна всю жизнь делала специальную гимнастику, весила 48 килограммов и предпочитала высокие каблуки.
Галина Уланова в роли Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Великие мужчины великой женщины
Красавицей себя Галина Сергеевна не считала. Зато говорила, что для балета неброская внешность идеальна: при помощи грима ее можно преобразить в кого угодно! Тем не менее, мужчины сходили с ума по ней. Талант, гений балерины завораживал мужчин. Увидев ее на сцене, многие стремились познакомиться с ней поближе.
Ради нее оставляли жен-красавиц. Режиссер Юрий Завадский ушел к балерине от звезды советского кино Веры Марецкой. Актер, художественный руководитель Московского театра им. Ленинского комсомола Иван Берсенев, оставил актрису Софью Гиацинтову (развод так и не было оформлен).
Главный художник Большого театра Вадим Рындин, также ради советской Джульетты ушел из семьи. Вадим Федорович ревновал балерину. А она признавалась, что ей это даже льстило: «тебе уже за сорок, а тебя еще ревнуют».
В 1928-м году Уланова стала артисткой ленинградского театра оперы и балета.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
И с Рындиным Галина Сергеевна рассталась.
— Наверное, я просто по характеру не домашний человек, вот семьи и не получилось, — признавалась Галина Сергеевна. — Все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили. Я их с признательностью вспоминаю.
Галина Уланова репетирует с Людмилой Семенякой и Андрисом Лиепой.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
В финале жизни рядом с балериной оказалась подруга, журналистка «Комсомолки» Татьяна Агафонова. Уланова иногда представляла Агафонову своей «приемной дочерью». Своих детей у нее не было. Татьяна стала ее помощницей по дому, секретарем. Ради того, чтобы всегда быть рядом с великой Улановой, журналистка оставила работу в газете, разменяла свою квартиру и мамы, и поселилась в знаменитой высотке на Котельнической набережной. Позже Галина Сергеевна и Татьяна обменяли свои квартиры на одну четырехкомнатную. Но там они прожили недолго. Татьяна умерла на три года раньше балерины, сгорела от рака. После смерти подруги Галина Сергеевна закрыла комнаты и жила лишь в одной. В 89 лет у нее случился инсульт, когда Уланову обнаружили, было слишком поздно. Спасти ее не удалось. Похоронили балерину на Новодевичьем кладбище.
Интерьер кабинета Галины Улановой в доме на Котельнической набережной.Фото: Анатолий ЖДАНОВ
ДОСЬЕ КП
Галина Сергеевна родилась в Петербурге 8 января 1910 года. Уланова, пожалуй, самая титулованная балерина: народная артистка, дважды Герой соцтруда, лауреат ленинской и сталинских премий, Она воспитала 12 учеников. Да каких! Каждый звезда, великая индивидуальность: Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе…
Похоронили Галину Уланову на Новодевичьем кладбище.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Знакомство с вождем
В первый раз Сталин увидел Галину в «Эсмеральде». Тогда юная артистка отыгрывала роль Дианы. По сценарию девушка должна была прицелиться из лука прямо в сторону ложи, где располагался государственный деятель. Галя, перед тем как выполнить эту манипуляцию, на секунду замерла – она ведь реально понимала, что за это НКВД могло обвинить ее в покушении на вождя. Но, к счастью, все прошло хорошо. Сталин был потрясен шоу и даже пригласил к себе в Кремль на прием всю труппу.
В Кремле был банкет, после которого Галину пригласили в зал и усадили рядом со Сталиным. Позже журналисты у балерины поинтересовались, не боялась ли она сидеть рядом с вождем. Девушка ответила, что ей было не страшно, а очень неловко из-за высокого статуса Иосифа Виссарионовича, который находился рядом.
Государственный деятель очень ценил талант балерины, поэтому ей 4 раза выдавали Сталинскую премию. Но звания и даже все восхитительные титулы не смогли заставить танцовщицу подчинить свое творчество политическому строю. Удивительно сильной была Галина, многие бы без нареканий выполнили приказ, но девушка не хотела подчиняться государственной власти.
Примы-балерины
Автор: Ирина Кравченко
В Большом театре всегда танцевали балерины, которых называли великими, гениальными, выдающимися, замечательными. Мы выбрали самых-самых, хотя, конечно, балетоманы будут расстроены, не увидев сегодня на страницах Story Раисы Стручковой, Нины Семизоровой, Людмилы Семеняки, Нины Тимофеевой, Нины Ананиашвили или Натальи Осиповой… Но это еще раз говорит о том, как много бриллиантов было, есть и, уверены, будет в русском балете!
Затворница
Галина Уланова
Галине Улановой (1909–1998) поставили два памятника еще при жизни – в ее родном Санкт-Петербурге и в Стокгольме. Об иконе классического балета написано и сказано столько восторженных слов, что трудно добавить что-то новое. При этом всей правды о балерине всех времен и народов не знает никто.
Майя Плисецкая – одна из многих, кто считал Уланову очень закрытым человеком: «Безумно боялась людей! Ходила по коридору, опустив глаза. Не дай бог с кем-нибудь встретиться глазами». Николай Цискаридзе вспоминал, как она репетировала с ним Нарцисса: «В один прекрасный день она мне сказала: «Я тебе сейчас покажу, каким я его вижу» и… стала прыгать! В этот момент в зале произошло какое-то чудо. Ей было 87 лет, она была на каблуках, но она превратилась в молодого юношу, прыгала, бегала. Я в тот момент понял, что людей сводило с ума, что заставляло с ее фотографией идти под пули во время войны. Магия! Магия таланта – она необъяснима».
Хранительница традиций
Марина Семенова
Как и Галина Уланова, Марина Семенова (1908–2010), была ученицей легендарной Агриппины Вагановой и в Большой театр попала, добившись большого успеха на ленинградской сцене. С именем Семеновой связывают возрождение имперской славы русского балета – она стала танцевать, когда многие ее великие предшественницы после революции оказались в эмиграции. Ее коронной партией четверть века была роль Одетты в «Лебедином озере». В конце 30-х годов карьера Семеновой оказалась омрачена положением «жены врага народа» – ее супруг, посол СССР в Турции, был арестован, а сама она некоторое время находилась под домашним арестом.
С 1953 года и до конца жизни Марина Тимофеевна с успехом занималась преподаванием, из ее учеников можно составить целый «Семеновский полк»!
Оптимистка
Ольга Лепешинская
«От нее можно прикуривать!» – говорили партнеры по сцене об Ольге Лепешинской (1916–2008). Ее танец нарушал каноны академизма, но любимая балерина Сталина и обладательница четырех Сталинских премий умела искусно скрыть свои недостатки, в том числе небольшой рост, и подчеркнуть достоинства. Ее энергия не знала границ! Как вспоминали современники, днем Лепешинская помогала строить метро или ездила «на картошку», а вечером танцевала «Коппелию». «Она была шумная общественница, энергичнейший неутомимый член партии, входивший во все бюро, комитеты, президиумы.
Ольга Васильевна не пропустила ни одного случая, чтобы не взобраться на трибуну и громогласно не высказать в тысячный раз свою принадлежность к партии большевиков» – так писала о ней Плисецкая. В 1962 году в результате шока, вызванного смертью мужа, генерала Алексея Антонова, Лепешинская ослепла, но в Италии ей смогли вернуть зрение.
На сцену она уже не вернулась, но активно занималась преподавательской и общественной деятельностью, в том числе за рубежом.
Мадам «Нет»
Екатерина Максимова
Шутливое прозвище Екатерина Максимова (1939–2009) получила из-за того, что часто наотрез отказывалась от новых ролей, уверяя, что не сможет выполнить требования хореографа. Но в итоге преодолевала неуверенность, исполняя все предельно точно и артистично. Станцевала весь классический репертуар Большого, ее знаменитые 32 фуэте в «Дон Кихоте» приводили публику в неистовство. Любимой ролью называла Анюту из одноименного современного балета на музыку Гаврилина, поставленного специально для нее.
Полным именем и по отчеству Максимову, миниатюрную и грациозную, звали редко. Для всего мира она была Катей, Катюшей. «Катя и Володя» – не только название фильма Доминика Делуша. Так называли знаменитый дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, ее постоянного партнера по сцене и жизни. Несмотря на разницу темпераментов, они были прекрасной парой, «аристократами сцены».
О себе Екатерина Сергеевна говорила: «Я нормальный человек, причем какой-то очень земной». Преодолев травму позвоночника, полученную в 1975 году, Максимова снова вернулась на сцену, хотя врачи сомневались, будет ли она ходить. Уйдя из Большого – во многом из-за конфликта с Григоровичем, она вернулась туда спустя несколько лет и занималась учениками, передавая им, чему научилась от своих учителей – Елизаветы Гердт и Галины Улановой.
Умерла Екатерина Сергеевна внезапно, от инфаркта – в канун Международного дня танца.
Муза
Наталья Бессмертнова
Можно сказать, что Наталии Бессмертновой (1941–2008) повезло с мужем: Юрий Григорович, долгие годы – главный балетмейстер главного театра страны, часто задействовал супругу в премьерных составах своих шедевров (скажем, его «Лебединое озеро» она станцевала прежде Плисецкой).
Но успех к ней пришел гораздо раньше: в труппе Большого театра Бессмертнова служила с 1961 года, а женой Григоровича стала лишь спустя семь лет. И одну из своих коронных партий – Жизель – исполнила в 1963 году, да так, что ее сравнили со Спесивцевой и Улановой, подчеркивали романтичность и одухотворенность созданного ей образа.
«Я сильна своей слабостью», – говорила Бессмертнова. Ее в общем-то ранний уход из жизни можно объяснить травлей, которую устроили Григоровичу. В последние годы о Большом театре Наталия Игоревна предпочитала не говорить.
Павлова-вторая
Надежда Павлова
Говоря о стиле Большого театра 70-х годов, чаще всего вспоминают Надежду Павлову (1956 г.р.) и ее неповторимый большой батман – она буквально летала над сценой! Однофамилица знаменитой русской балерины, родом из Чувашии. Младший, восьмой ребенок в семье. Рано стала знаменитой, станцевав в 17 лет Золушку и Жизель.
Постоянным ее партнером, а первые 10 лет и мужем был танцовщик Вячеслав Гордеев. Эту пару считали символом Большого театра и называли «Надеждой и Славой русского балета». На пике карьеры Павлова пережила тяжелую депрессию, однако сумела вернуться на сцену. Сочетала в себе драматический и комедийный дар.
Сыграла главные роли в фильмах «Синяя птица» и «Сицилианская защита». Сегодня – профессор РАТИ, работает в разных странах как педагог-репетитор. Любит верховую езду. По мнению людей, знающих ее близко, обладает сильно развитой интуицией и ясновидением.
Символ
Светлана Захарова
Светлана Захарова (1979 г.р.), новый символ русского балета и «главная государственная балерина», родом из украинского Луцка. В Большой театр перешла в 2003 году из Мариинского. Обладательница прекрасного тела и техники, она активно работает на ведущих сценах мира, за рубежом известна даже больше, чем в России, и считается самой востребованной русской балериной. В «Ла Скала» Захарова получила титул этуал.
Говорят, Михаил Барышников называет ее своей любимой современной танцовщицей. Балерина склонна к экспериментам: к своему 30-летию показала на сцене Большого новый балет «Захарова. Суперигра», созданный специально для нее. После окончания карьеры Светлана видит себя в кресле министра культуры, а пока – депутат Госдумы от «Единой России».
Замужем за известным скрипачом Вадимом Репиным. В начале 2011 года родила дочь и уже приступила к репетициям.
фото: Рудольф Кучеров/РИА «Новости», Михаил Трахман/FOTOSOYUZ; Александр Макаров/РИА «Новости», Николай Бобров; Надежда Баусова/Большой театр/FOTOSOYUZ
Личная жизнь
В 1940 году на премьере известного спектакля «Ромео и Джульетта» снова выделилась Уланова. Играла она тогда, естественно, главную роль. Ромео в новой постановке исполнил Константин Сергеев. Долго работая и вместе переживая сюжет, артисты влюбились. Чувства между парой вспыхнули очень серьезные. Константин уважительно относился к Галине, поэтому всегда называл ее на «вы».
К сожалению, отношения не смогли продлиться долго, так как танцовщицу перевели в Москву. В итоге дуэт распался. Но это далеко не последний роман в жизни женщины.
ГАЛИНА УЛАНОВА В БОЛЬШОМ БАЛЕТЕ
С огромным успехом в 1929 году прошло ее первое выступление в «Лебедином озере», но сама она снова не испытала чувства удовлетворенности от своей работы. Одетта-Одиллия в ее исполнении совершенствовалась от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины. В этом ей помогали не только систематические упражнения — в процессе работы над ролью Уланова много читала, импровизировала и размышляла над образами. Это была уже ее собственная система, в основе которой лежало «обещание самой себе выполнить то-то и то-то. Это было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом», — размышляла Галина Сергеевна.
Огромную роль в становлении балерины Улановой сыграл руководитель балетной труппы Кировского театра Федор Васильевич Лопухов. Первые годы выступлений показались самокритичной балерине крайне неудачными — беспомощность, усталость, досада и разочарования. На самом деле, неудачных партий было много, но Федор Васильевич продолжал верить в талант молодой Улановой, поручая ей самые разнообразные и сложные в техническом плане партии.
Галина Уланова в балете «Жизель»
Когда-то он увидел ее «бледненькой девочкой с бесцветным лицом северянки, не отличающейся внешним темпераментом и красотой», и все же обратил на нее внимание, сумев разглядеть ту притягательную силу, которая исходила от Улановой, прелесть, которая и заключалась в ее стеснительности и замкнутости. Постепенно балерина начинала понимать: чтобы успешно воплотить тот или иной образ на сцене, нужно искренне и глубоко перевоплощаться, не только внешне, но и внутренне.
Это осознание пришло к ней внезапно, когда после одной из репетиций «Жизели» она, пребывая в полной растерянности и отчаянии от того, что не может понять своей роли, села в автобус и уехала в Царское село. В полном одиночестве она сидела на скамейке, размышляя над образом «Жизели» и внезапно испытала момент озарения. Именно с этого момента цепочка неудач была прервана.
«Жизель» — совершенно особенный спектакль в творчестве Галины Улановой. Впервые она станцевала главную партию в 1932 году, причем роль предназначалась не ей, а другой балерине, Елене Люком, которая из-за болезни не смогла принять участие в спектакле. Ни разу в жизни не видевшая Жизель в исполнении таких прославленных балерин, как Анна Павлова или Тамара Карсавина, Галина Уланова была практически предоставлена самой себе и работала над созданием образа, доверяясь собственной интуиции. В ее Жизели появились совершенно новые черты — огромная духовная сила образа, его удивительная целостность и величие — все то, чего не было раньше даже у самых лучших танцовщиц, которым довелось исполнять эту партию. Уланова полюбила свою Жизель — этот спектакль, за исключением некоторых небольших перерывов, она танцевала на протяжении всей своей творческой жизни.
К тому времени ее постоянным партнером на сцене Кировского театра был Константин Сергеев. О том, насколько великолепен был этот дуэт, сказано очень много. Вершиной их совместного творчества стал балет «Ромео и Джульетта» — и этот же балет стал и его окончанием. После начала Великой Отечественной войны пути Улановой и Сергеева разошлись, однако каждый из них оставил теплые воспоминания о партнере. Позже, на сцене Большого театра, партнерами Улановой были Михаил Габович и Юрий Жданов.
Образ Джульетты, как и другие образы в творчестве Галины Улановой, рождался постепенно. Жизнь героини пересекалась с жизнью самой балерины. Тот же самый момент озарения и душевного сдвига, который испытывает в одной из сцен спектакля Джульетта, стоя перед зеркалом, испытала и Галина Уланова. Позже она часто вспоминала эпизод, произошедший в то время, когда она еще училась в школе. Уланова отдыхала вместе с друзьями на даче у одной из сокурсниц. Во время утренней прогулки по тенистой аллее она внезапно оказалась на просторе, залитом солнечным светом. Потрясенная внезапной переменой, она закричала и бросилась бежать, не помня себя и не отдавая себе отчета в том, что с ней происходит. Это странное и удивительное ощущение рождалось у нее снова и снова, уже во время спектакля, когда Уланова-Джульетта стояла перед зеркалом, тревожно всматриваясь в свое будущее.
Галина Уланова в балете «Бахчисарайский фонтан»
В Джульетте Улановой много личного, непосредственно пережитого. Незадолго до того момента, когда балерина начала работать над образом Джульетты, она перенесла очень тяжелую болезнь. На врача, который спас ее от смерти, она смотрела, как на Бога, испытывая чувство безграничного обожания, беззаветной преданности — те же чувства, которые позже испытывала ее Джульетта к своему Ромео.
К тому времени, когда на сцене Кировского театра была осуществлена постановка балета «Бахчисарайский фонтан», Уланова уже обрела свою творческую индивидуальность, поэтому партия Марии создавалась с учетом особенностей исполнительницы. Свою Марию, трогательную и бесконечно печальную, Галина Уланова наделила огромной внутренней силой, которая постепенно становится все более отчетливой за внешней покорностью и безответностью девушки. Образ Марии развивался от спектакля к спектаклю — Уланова никогда не прекращала над ним работать, находя новые движения и выразительные средства для раскрытия душевного состояния своей героини.
Развитие творчества Галины Улановой напоминает постепенное движение от лирики к трагедии. Со временем ее Мария становилась все более непримиримой. И даже нежный образ Джульетты она сумела наполнить волей и страстью, став первой исполнительницей этой роли на сцене Кировского театра. Образ Джульетты — один из самых ярких и запоминающихся в творчестве Улановой.
Репертуар Улановой удивительно многообразен. Юная, доверчивая и впечатлительная Золушка — настоящий, живой человеческий портрет, гимн беззаветного чувства; Параша — простая, скромная русская девушка, преданная и искренняя в своем чувстве; поэтичная Тао Хоа — маленькая героиня великого китайского народа, танец которой насыщен подлинным драматизмом. Мария, Корали, Джульетта — сложные психологические образы, одухотворенные и живые характеры.
«Я во всех своих ролях провожу какую-то единственную линию, придерживаясь какой-то большой глубины человеческих чувств, отношений, самопожертвования — ради большого, глубокого, чистого и светлого…»
Интересна определенная закономерность — самые удачные роли всегда были у нее в дни неблагополучия, когда ей приходилось бороться со страхом или волнением, заставлять себя отрешиться от жизненных проблем и сконцентрироваться на спектакле, а порой и превозмогать сильную физическую боль.
Балет, который она когда-то так не любила, стал ее судьбой. Жизнь Галины Улановой была отдана театру. До войны это был Кировский театр, после войны — Большой театр. От спектакля к спектаклю слава Улановой росла, но она продолжала оставаться такой же самокритичной и требовательной к себе.
«Я не помню случая, чтобы она позволила себе опоздать на репетицию или хотя бы перед ее началом, в последнюю минуту, подшивать ленты у туфель. Если репетиция назначена в один час, Уланова стоит в час совершенно готовая, «разогретая», собранная, предельно внимательная», — вспоминал балетмейстер Леонид Михайлович Лавровский.
Ее требовательность к самой себе порой была просто беспощадной. В последние годы выступлений она сильно ограничила свой репертуар. Как-то ей задали вопрос о том, почему она перестала танцевать «Лебединое озеро», которое удавалось ей так замечательно. Она ответила просто:
«Я не могу танцевать хуже, чем Уланова».
Из-за травмы она не могла больше выполнять некоторые технически сложные движения, которые прежде удавались ей, а заменить их другими, более простыми движениями, не посчитала достойным… Ее творческое самоограничение — следствие повышенной самокритичности. Те немногие партии, которые Уланова оставила в своем репертуаре, перешагнув порог творческой зрелости, исполнялись ею так же совершенно, как и много лет назад.
Ее выпускным спектаклем, который она танцевала на сцене Кировского театра, была «Шопениана». Он же стал и ее последним спектаклем на сцене Большого театра спустя сорок с лишним лет. Между двумя «Шопенианами» пролегла целая эпоха в истории русского балета. Шестнадцатого мая 1928 года она вышла на сцену робкой, стеснительной и неуверенной в себе девочкой. Двадцать девятого декабря 1960 года она танцевала «Шопениану» прославленной балериной, чей путь был усеян почестями и славой. И все же великая, гениальная Уланова, которую называли иногда «первой балериной эпохи», продолжала оставаться скромной, самокритичной, «неулыбчивой балериной», как назвал ее кто-то из балетных критиков, абсолютно лишенной даже тени кокетства и жеманности.
Коррективы, которые внесла работа в столице
Послевоенные годы серьезно сказывались на жизни Галины. Для девушки переезд в Москву стал ударом. Ведь она должна была не только забыть о любимом месте работы, но и о своем молодом человеке.
Родственников в столице у артистки не было, поэтому жить приходилась ей в гостиницах. Галине в городе жилось хорошо, ведь ее баловали вниманием, прекрасным отношением, наградами и званиями. Уланова осознавала, что в Москве из нее желают сделать «столбовую дворянку».
Это ее пугало, но больше смущало то, что государство хотело связать ее любовь к творчеству с политикой. Однажды секретарь парткома Большого Театра попросил балерину поблагодарить руководство государственной власти от имени артистов за содействие в вопросах творчества. Уланова наотрез отказалась, сказав напоследок, что она занимается балетом, а не политикой.
Жизнь балерины Галины Улановой после окончания карьеры
После окончания балетной карьеры наша сегодняшняя героиня начала работать в качестве педагога. В разные годы она занималась с такими известными танцовщицами как Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Нина Семизорова и некоторыми другими. Многие из ее учеников впоследствии сделали прекрасные карьеры в мире российского балета.
Заслуги Галины Улановой в балете настолько велики, что в честь нее выпустили почтовую маркуНесколько раз Галина Уланова принимала участие в различных творческих фестивалях и международных конкурсах, где работала в качестве педагога и члена жюри. Кроме того, за свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер.
Великая балерина скончалась 21 марта 1998-го года. Она никогда не выглядела болезненной или дряхлой, а потому ее кончина стала для многих неожиданностью. Могила артистки находится на Новодевичьем кладбище.
Новая любовь
О личной жизни Галина не любила распространяться, счастье любит тишину, как говорится. Известно было только то, что все мужчины балерины были солидными людьми. В первый раз она вышла замуж очень рано. Мужем ее тогда стал Исаак Меликовский. Второй брак тоже быстро распался. Позже Уланова призналась, что ее болью были не загубленные отношения, а отсутствие детей. В своей бездетности артистка винила родственников, которые убедили девушку сделать ставку не на детей, а на карьеру.
Самые яркие чувства
Радостью и настоящим счастьем для Галины стал режиссер Иван Берсенев. Этот молодой человек подарил артистке 2 ярких года совместной жизни. Любил Иван двух дам – Уланову и жену. Именно они вдвоем и плакали из-за смерти Ивана Берсенева, который скончался в сравнительно молодом возрасте.
После этого сердце Галины захватил Вадим Рындин. Он, как и другие мужчины артистки, восхищался ей. Но Вадим очень любил выпить, смириться с этим девушка так и не смогла. Также мужчина был очень ревнив, что поначалу даже льстило.
Однажды танцовщицу в уже зрелом возрасте журналисты спросили, о чем она жалеет в своей личной жизни. Галина ответила, что всегда хотела иметь крепкую семью, одного мужчину на всю жизнь, которому бы отдалась полностью. Также звезда призналась, что вообще не умеет готовить, но мечтает исправить это недоразумение после окончания карьеры.
Любовь с женатым
Учитывая невероятную увлеченность Улановой своим делом, удивительно, как она находила время на личную жизнь: «Дом у меня был только для того, чтобы поспать и потом обратно вернуться в зал», — рассказывала она в интервью. Тем не менее один штамп в паспорте у танцовщицы все же имеется. Узами брака Уланова связала себя с Юрием Завадским. Однако после нескольких лет брака развелась с актером и потом предпочитала только гражданские союзы.
Статья по теме
Талант и неуверенность. 9 фактов из биографии Екатерины Максимовой
Самый трагичный роман балерины случился с режиссером Иваном Берсеневым, который не только был старше Галины Сергеевны на двадцать один год, а еще и находился в официальном браке с актрисой Софьей Гиацинтовой. Тем не менее семейный статус не помешал Берсеневу провести последние два года своей жизни именно с Улановой, 25 декабря 1951 года его не стало.
Своих детей у балерины не было, правда, в 70-е годы она познакомилась с журналисткой Татьяной Агафоновой, которую называла своей дочерью. Женщина даже поселилась в просторной квартире Галины Сергеевны на Котельнической набережной, где сегодня располагается мемориальный музей танцовщицы. Но в 90-е она умерла от онкологического заболевания. Уланова пережила свою названную дочь на четыре года.
Режиссёр Иван Берсенев работает над пьесой, 1949 г. Фото: РИА Новости/ Елизавета Микулина
Памятник при жизни
Галина была действительно уникальным человеком. Осознавая это, президент комиссии танца ЮНЕСКО решился открыть в Стокгольме монумент Улановой. Интересно то, что памятник был возведен еще при ее жизни.
На открытии памятника Галина присутствовала. Но из-за природной скромности, она постоянно прятала лицо в свой воротник, повторяя себе, что памятник воздвигли не ей, а великой силе балета.
Советскую балерину любили практически все. Помимо памятников и мемориалов есть и удивительные проявления благодарности. Цветоводы из Голландии вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали астероид ее именем, ЦБ России выпустил монетку с профилем Улановой.
Неудивительно, что Уланову ценят даже после смерти. Что же скажут о ней другие кумиры?
Галина Сергеевна Уланова. Биографическая справка
В Театре оперы и балета им. Кирова Галина Уланова исполняла партии классического репертуара: принцессы Авроры в «Спящей красавице», Маши в «Щелкунчике», Царь-девицы в «Коньке-Горбунке», Раймонды в одноименном балете Александра Глазунова и др. В 1932 году она впервые исполнила партию Жизели в постановке Мариуса Петипа и танцевала ее до конца своей сценической карьеры.
В репертуаре Улановой были партии Комсомолки («Золотой век» Дмитрия Шостаковича), Сольвейг («Ледяная дева» на музыку Эдварда Грига), Актрисы («Пламя Парижа») и Корали («Утраченные иллюзии») Бориса Асафьева, Дианы («Эсмеральда» Цезаря Пуни), Никии («Баядерка» Людвига Минкуса) и др.
В 1940 году состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», в которой Уланова исполняла партию Джульетты. Для всех современников, видевших Уланову в этой роли, она осталась единственной и неповторимой Джульеттой.
Во время Великой Отечественной войны Уланова выступала в госпиталях перед ранеными, танцевала в театрах Москвы, Перми, Алма-Аты, Свердловска, Ленинграда.
С 1944 года по 1960 год Галина Уланова была солисткой Большого театра России и неоднократно выезжала в составе его труппы за рубеж, в первый раз – в Лондон в 1956 году, в Париж в 1958 году и в Нью-Йорк в 1959 году.
На сцене Большого театра она исполнила партию Золушки в одноименном балете Сергея Прокофьева, Тао-Хоа в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра, Катерины в «Сказке о Каменном цветке» Сергея Прокофьева и др.
29 декабря 1960 года состоялось последнее выступление Галины Улановой на сцене Большого театра. Уланова простилась со зрителями балетом «Шопенина».
Одним из последних партнеров Галины Улановой был Марис Лиепа.
Покинув сцену, Галина Сергеевна осталась в театре и больше тридцати лет проработала педагогом-репетитором.
Ее заслуги были отмечены советскими и российскими государственными наградами и званиями. Галина Уланова была Народной артисткой СССР (1951), дважды Героем Социалистического Труда (1974, 1980), награждена Орденом Ленина (1953, 1970), орденом Дружбы народов (1980).
Была лауреатом Ленинской премии 1957 года, Государственных премий СССР (1941, 1946, 1947, 1950). В 1995 году она стала лауреатом театральной премии России «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство в профессии», в 1997 году – премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства.
Галина Уланова завоевала всемирное признание. Она была Почетным членом Американской Академии искусств и наук; членом-корреспондентом Немецкой академии искусств в Берлине (1959), Почетным членом академий Финляндии, Бразилии, КНР, Венесуэлы. Уланова была награждена международными наградами: Премией Анны Павловой Парижской Академии танца (1958), премией Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988, Милан), медалью «За Финляндию» ордена Финского льва» (1958), премией в честь итальянского скрипача Бьотти (1958), болгарским орденом Кирилла и Мефодия первой степени (1968); Командорским орденом за заслуги в области искусства и литературы (Франция, 1992), орденом «Парасат» Республики Казахстан (1995).
Она снималась в художественном фильме «Солистка балета» (1946), в кинофильмах-концертах «Большой концерт» (1951), «Концерт мастеров искусств» (1952), «Мастера русского балета» (1953).
Танец Улановой запечатлен в кинолентах «Ромео и Джульетта» (1954) и «Балет Большого театра» (1956). Ее творчеству посвящен документальный фильм «Галина Уланова» (1963) и телефильм «Мир Улановой» (1981).
16 ноября 1981 года в Париже состоялся организованный ЮНЕСКО торжественный вечер, посвященный Улановой, был исполнен балет «В честь Улановой» (балетмейстер Владимир Васильев).
В 1984 году в Стокгольме Улановой был открыт памятник — первый и единственный памятник русскому человеку за границей, поставленный при жизни (скульптор Елена Янсон-Манизер), в том же году в Санкт-Петербурге был установлен бронзовый бюст балерины (скульптор Михаил Аникушин).
Умерла великая балерина 21 марта 1998 года. Она похоронена на Новодевичьем кладбище.
8 июня 2001 года на Новодевичьем кладбище состоялась церемония открытия памятника Галине Сергеевне Улановой. Авторы скульптуры – Федор Фивейский и Александр Тихонов. Памятник установлен по инициативе правительства Москвы, Министерства культуры РФ, коллектива Большого театра и оргкомитета IХ Международного конкурса артистов балета и хореографов.
20 декабря 2004 года для посетителей открылся музей-квартира балерины Галины Улановой. Музей располагается в доме, где жила балерина. Экспозиция музея, состоящая из фотографий, афиш, писем, мемориальных вещей рассказывает о жизни и творчестве Галины Улановой, начиная с ее первых выступлений на сцене и заканчивая последними годами жизни. В музее сейчас 15 тысяч единиц хранения. Сохранилась личная библиотека Улановой. Из 2400 томов — 300 книг с дарственной надписью знаменитых людей.
Музей является филиалом Государственного театрального музея имени Бахрушина. Заведует музеем Татьяна Касаткина.
Имя Галины Улановой присвоено ювелирному алмазу весом 164,70 карата, добытому в марте 1998 года на алмазной трубке «Удачная» в Западной Якутии. Алмаз «Галина Уланова» пополнил коллекцию из более 400 уникальных и знаменитых именных якутских алмазов, являющихся национальным достоянием России.
По свидетельству нескольких близких ей людей, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, из которых можно было что-то узнать о ее частной жизни. Однако известно, что Галина Уланова трижды была замужем, и все три ее избранника — выдающиеся люди искусства: режиссер Юрий Завадский, актер и режиссер Иван Берсенев, художник Вадим Рындин.
Жизнь с Агафоновой
В семидесятилетнем возрасте артистке посчастливилось пообщаться с журналисткой Агафоновой. Она была младше Галины на двадцать лет. Впоследствии женщины начали дружить. Уланова разрешила Агафоновой стать ее секретарем. После этого они съехались и начали вместе жить, что породило много сплетен.
Таня помогала балерине во всех бытовых вопросах, но дружбу разрушила внезапная смерть Агафоновой. Ее Галина очень тяжело переживала. Для примы потеря подруги была подобна потере единственного ребенка.
Интересные факты
Далеко не все знают, что любила Галина Уланова, было ли у нее хобби. Существует список интересных фактов, который поможет вам лучше узнать балерину:
- Первый факт. У Галины практически не было увлечений, она полностью отдавалась балету. Но были пристрастия, к примеру, она очень любила музыку.
- Второй факт. Самое комфортное состояние для танцовщицы – одиночество. Обычно она не подходила ни к кому первая.
- Третий факт. Уланова обожала животных.
- Четвертый факт. Старалась держать себя в форме. Утро начиналось с зарядки, в которую были включены и балетные па. И в старости её вес оставался тем же, что в молодости – 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась изяществом.
- Пятый факт. Она не считала себя домашним человеком и винила родителей в этом.
«Ромео и Джульетта»
Вскоре постоянным партнёром девушки в Кировском театре стал Константин Сергеев. Он слышал много хорошего про Галину Уланову и был рад начать с ней работу. Коллеги по сцене и поклонники балета постоянно хвалили этот дуэт. Апогеем их совместного творчества стал спектакль «Ромео и Джульетта». Потом началась Великая Отечественная война, и пути Сергеева и Улановой разошлись. Но каждый из них оставил приятные воспоминания о партнёре. Потом напарниками Галины на сцене Большого театра были Юрий Жданов и Михаил Габович.
Образ Джульетты, как и многие типажи в творчестве балерины, рождался постепенно. Жизнь героини трагедии пересекалась с действительностью самой танцовщицы. В спектакле есть сцена, когда стоящая перед зеркалом Джульетта испытывает момент душевного сдвига и озарения. То же самое было и в жизни Улановой. В будущем она часто вспоминала этот эпизод, который произошёл с ней ещё во время школьной учёбы. Вместе с друзьями Галина поехала отдохнуть на дачу одной из сокурсниц. На следующее утро она отправилась на прогулку по тенистой аллее. Неожиданно девочка оказалась на открытом пространстве, залитом солнечным светом. Ошарашенная внезапной переменой Уланова закричала и побежала куда глаза глядят. Галя не отдавала себе отчёта в том, что происходит. Это удивительное и странное ощущение рождалось у неё снова и снова, уже во время самого спектакля. Как раз в той сцене, где Джульетта стояла перед зеркалом, с тревогой всматриваясь в своё неясное будущее.
С образом героини шекспировской трагедии у Галины связано много личного, пережитого в реальности. Перед началом работы над типажом Джульетты, Уланова перенесла довольно тяжёлую болезнь. На доктора, который спас её от смерти, девушка смотрела, словно на Господа, испытывая чувство беззаветной преданности и безграничного обожания. В спектакле те же эмоции появятся у Джульетты к Ромео.