Крылов Иван Андреевич Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение СодержаниеБиографияТворчествоЛичная жизньПоследние годы жизниПризнание и адаптацииСочиненияРусский писатель, басноп


Детские годы будущего писателя

Биография Крылова начинается следующим образом. Будущий писатель появился на свет в Москве. Конечно, читателям было бы интересно узнать также о времени рождения такого человека, как Иван Крылов. «Когда родился он?» — спросите вы. Отвечаем: Иван Андреевич появился на свет в 1769 году, 2 (13) февраля.

Учился будущий писатель бессистемно и мало. Когда умер Андрей Прохорович, его отец, служивший в Твери мелким чиновником, Ивану Андреевичу шел десятый год. Родитель Ивана «наукам не учился», однако читать очень любил и привил сыну свою любовь. Отец мальчика сам выучил его письму и чтению, а также оставил сундук книг в наследство сыну. Портрет Крылова Ивана Андреевича смотрите ниже.

Детство и юность

Переход от высокого жанра трагедии к низкому жанру басни объясняется не только литературными установками писателя, но и обстоятельствами его детства и юности. Крылов родился в семье армейского офицера, участвовавшего в подавлении восстания Емельяна Пугачева, но не получившего от властей ни земельных угодий, ни повышения в чине. Андрей Прохорович Крылов оставил в наследство сыну лишь сундук с книгами.

По косвенным источникам можно сделать вывод, что А.П.Крылов активно участвовал в отражении осады пугачевцами Оренбурга. А.С.Пушкин в своей «Истории Пугачева» свидетельствовал, что вся семья Крыловых, в том числе и пятилетний Иван, была приговорена бунтовщиком к повешению.

Им приходилось скрываться от Пугачева. Временами было нечего есть. Возможно, из-за этого впоследствии Крылов будет проявлять неуемный аппетит. Среди высшего общества ходили легенды о невероятном обжорстве баснописца.

Портрет Ивана Крылова в детстве.

Пытаясь поправить материальное положение семьи, отец Крылова выехал на гражданскую службу в Тверь. Там он получил должность председателя магистрата, но и она не приносила существенного дохода. В 1778 г. Андрей Прохорович умер. Мария Алексеевна Крылова отправилась с детьми в столицу: во-первых, она надеялась получить пенсию по потере кормильца, а во-вторых, позаботиться об устройстве старшего сына на работу.

В пенсии было отказано, что вынудило вдову зарабатывать на жизнь чтением заупокойных молитв над покойниками.

Но в отношении второй просьбы Крыловой правительство пошло навстречу. Иван был принят на работу в казенную палату приказным служителем. Хотя платили немного, угроза голода и нищеты отступила на второй план.

Жизнь у Львова Николая Александровича

Крылов получил дальнейшее образование при покровительстве Львова Николая Александровича, писателя, который познакомился со стихами юного поэта. В детские годы интересующий нас автор много времени проводил в доме Львова, расположенном в том же городе, где родился Иван Андреевич Крылов (то есть в Москве). Он вместе с детьми этого человека учился, а также слушал разговоры художников и литераторов, посещавших Николая Александровича. Впоследствии сказались недостатки такого отрывочного образования. Крылов, например, был всегда слаб в орфографии, однако приобрел с годами довольно широкий кругозор и прочные знания, научился говорить по-итальянски и играть на скрипке.

В Твери

В 1775 году отец Ивана Крылова вышел в отставку и уехал с семьей к своей матери. Не имея денег, Крылов сам обучал сына грамоте, а тот много и охотно читал. Мальчик много гулял по городу, наблюдая за жизнью горожан и бывая на диспутах в семинарии. Там он впервые познакомился с представлениями, которые на сцене устраивали семинаристы. В этих сценках высмеивалось взяточничество, волокитство, крючкотворство. Здесь впервые воочию увидел Иван, что такое сатира. На улицах он самостоятельно научился немного говорить по-итальянски (много иностранцев было в Твери) и играть на скрипке. А в доме помещика Львова ему разрешили заниматься с учителями. И он стал изучать арифметику, геометрию и французский язык. Так бежали годы жизни Крылова. А отец сильно болел, денег почти не было. К тому же родился еще один сынок – Левушка. Крылов-отец не поднимался и вскоре умер, оставив семью почти в нищете.

крылов годы жизни и смерти

Первые пьесы Крылова

Среди увлечений Ивана Андреевича на первом месте находились литературные занятия, а также посещение театра. Не изменились эти пристрастия и после того, как он лишился матери в 17 лет и вынужден был заботиться о младшем брате. Крылов писал много для театра в 80-е годы. Им были созданы либретто таких комических опер, как «Бешеная семья» и «Кофейница», а также трагедии «Филомела» и «Клеопатра», комедия под названием «Сочинитель в прихожей». Произведения эти ни известности, ни денег молодому автору не принесли, однако помогли войти в круг литераторов Петербурга. Покровительствовал Крылову Я. Б. Княжнин, известный драматург, но самолюбивый юноша, решив, что над ним насмехаются в доме «мэтра», порвал со своим другом. Он написал комедию под названием «Проказники» — произведение, в котором главные герои, Таратор и Рифмокрад, сильно напоминали Княжнина и его супругу. Это было уже более зрелое творение, чем предшествующие пьесы, однако постановка данной комедии была запрещена. У Ивана Андреевича испортились отношения с театральной дирекцией, которая решала судьбу драматических сочинений.

Мемория. Иван Крылов

13 (2) февраля 1769 года родился баснописец Иван Крылов.

Личное дело

Иван Андреевич Крылов (1769–1844) родился 1769 года в Москве. Во время пугачевского восстания его отец, армейский офицер, был помощником коменданта Яицкой крепости. Незадолго до того, как казаки Пугачева осадили крепость, он сумел отправить жену и маленького сына в Оренбург. Мальчик ехал на телеге, спрятавшись в большой глиняный горшок. В Оренбурге им пришлось пережить осаду, Иван Андреевич позднее вспоминал, как в их двор падали ядра.

В 1775 году отец Крылова вышел в отставку «по расстроенному здоровью» и переехал в Тверь, где поступил на гражданскую службу. 17 марта 1778 года он умер. Мать, Марья Алексеевна, осталась с двумя детьми в довольно бедственном положении. Лишь благодаря знакомству с состоятельным и просвещенным семейством Львовых Иван Крылов смог учиться в их доме наукам и французскому языку. В 1778 году Иван Крылов, обозначенный в бумагах «пятнадцатилетним», стал подканцеляристом в тверском губернском магистрате, где ранее служил его отец. Его обязанностью было переписывать начисто служебные бумаги.

По словам современника, в свободное время Иван Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». Служба в магистрате продолжалась до 1782 года, когда один из детей семейства Львовых был увезен в Петербург. С ним поехал и Крылов. Некоторое время он живет в доме известного архитектора Николая Львова. В 1783 году Крылову удается устроиться на службу в петербургскую казенную палату.

Но о карьере чиновника он уже не думал. Познакомившись в доме Львова с известными актерами и драматургами того времени, он мечтал о театре. Вскоре Иван Крылов завершает свое первое произведение – комическую оперу «Кофейница». Он сочиняет трагические пьесы «Клеопатра» и «Филомела», которые не были поставлены. Комедии удавались лучше, в 1786 году Крылов сочиняет пьесы «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». В декабре 1786 года Крылов расстается с службой чиновника, окончательно решив, что его призвание в драматургии.

Крылова представили директору театров генералу Соймонову. Тот, прочитав его сочинения, поручил ему перевести французскую пьесу «Инфанта Заморы» и распорядился, чтобы драматурга пускали в театр бесплатно. Потом Соймонов взял Крылова к себе на службу. В 1787 – 1788 годах Крылов написал очередную сатирическую пьесу «Проказники». В ее героях узнали себя многие влиятельные литераторы. В лице писателя Рифмокрада Крылов вывел Якова Княжнина, в жене Рифмокрада, Тараторе, писательнице и сплетнице — жену Княжнина Екатерину Александровну, педант Тянислов должен был изображать стихотворца Петра Карабанова, а врач Ланцетин — театрального доктора и переводчика опер И. Виена и так далее. Поставить или даже напечатать пьесу было невозможно, но она широко разошлась по Петербургу в рукописных копиях. Обиженные пьесой литераторы пожаловались начальству.

Вскоре Соймонов запретил ставить ранее одобренные пьесы Крылова, а самого драматурга перестал пускать в театр. Оскорбленный этим, Крылов распространил в публике свое письмо к Соймонову. Автор письма якобы не верил в подобное поведение Соймонова и старался его защитить от клеветы. Ирония в тексте порой граничила с откровенным издевательством. Письмо было написано столь талантливо, что быстро разошлось по рукам. Однако путь на сцену произведениям Крылова был теперь закрыт. Крылов занялся литературной журналистикой. Он издавал журналы «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Издания пользовались популярностью, но существовали недолго. В конце 1793 года Крылову было предписано покинуть Петербург. О жизни его в последующие три года известно мало.

В начале 1797 года Крылов близко подружился с князем Сергеем Голицыным. Князь предложил Крылову занять место его личного секретаря и домашнего учителя. Крылов оказался в имении князя в Киевской губернии, где тогда по повелению императора Павла жил сам князь. Крылов обучал сыновей князя языкам и словесности. Специально для домашнего театра Голицыных Крылов написал шутовскую трагедию «Подщипа» и сам сыграл в ней роль Трумфа – наглого немецкого принца. Пьеса была острой сатирой, направленной на порядки, установившиеся при правлении Павла. Цензура 20 лет не допускала ее на сцену, но «шутоторагедия» разошлась по стране в сотнях копий и ставилась в домашних театрах.

11 марта 1801 года на престол взошел Александр I, у которого князь Голицын пользовался большим доверием, вследствие чего он был назначен лифляндским генерал-губернатором, а Крылов стал заведовать его канцелярией. Два года Крылов прослужил в Риге, а осенью 1803 года переехал в Серпухов к своему брату Льву Андреевичу – офицеру Орловского мушкетерского полка. В это же время в Петербурге поставлена на сцене пьеса Крылова «Пирог», которая имела успех. Воодушевленный этим, Крылов вернулся к литературной деятельности. Наконец, в 1806 году Крылов вернулся в Петербург и навсегда обосновался в нем. В течение одного года две его комедии – «Модная лавка» и «Урок дочкам» – поставленные на сцене, вновь сделали Крылова литературной знаменитостью. В 1808 году Крылов снова определяется на службу, на этот раз в Монетный департамент, но 30 сентября 1810 года уходит в отставку, занимаясь с тех пор литературным творчеством. Его басни становятся все более популярными.

В 1811 году Крылов избран в члены Российской Академии. С 7 января 1812 года началась его служба в Императорской Публичной библиотеке, сначала помощником библиотекаря, потом библиотекарем, продолжавшаяся 12 лет почти до самой смерти. Тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии (28 марта 1820 г.), «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а еще позднее (26 февраль 1834 г.) увеличивается вчетверо. С основанием литературного общества «Беседа любителей русского слова» в 1811 году Крылов делается его членом и в первом же заседании читает басню «Огородник и философ». Различные ученые и литературные общества выбирают его своим членом. В 1841 году при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности Академии Наук, Крылов становится ординарным академиком по отделению словесности. Умер Крылов 9 (21) ноября 1844 года в Петербурге. Студенты на руках отнесли гроб с его телом в Александро-Невскую лавру.

Чем знаменит

Иван Крылов

В 1805 году Крылов встретил в Москве известного баснописца Ивана Дмитриева и показал свой перевод нескольких басен Лафонтена. Дмитриеву басни понравились и благодаря его рекомендации были напечатаны в журнале «Московский зритель». Рассказывают, что Дмитриев сказал тогда Крылову: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». В 1809 году выходит первое издание «Басен Ивана Крылова», в книгу вошли двадцать три басни. В 1811 году появились «Новые басни Ивана Крылова», в 1815 году – «Басни Ивана Крылова» в трех частях, в 1816 году – «Новые басни И. А. Крылова» составившие четвертую и пятую части, в 1819 году вышло издание в шести частях, а в 1830 году уже в восьми. Первые басни были переводами из Лафонтена, но уже в 1807 году Крылов сочиняет и басни на собственные сюжеты. Первой из них стала басня «Ларчик». Позднее, читая басни Эзопа, Крылов переложил в стихи ряд эзоповских сюжетов, которые отсутствовали у Лафонтена. Уже вскоре после первого издания своих басен Крылов становится знаменитым. Но особую славу ему принес цикл басен, посвященных войне 1812 года: «Раздел», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Московский ополченец С. Н. Глинка о. Популярность басен Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: «Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием». В баснях отразились события: разногласия командования на первом этапе войны («Раздел»), взятие французами Москвы и голод во французской армии («Ворона и Курица»), предложение Наполеоном мирных переговоров («Волк на псарне»), нерасторопность адмирала Чичагова, упустившего Наполеона под Березиной («Обоз», «Щука и Кот»), Венский конгресс («Собачья дружба»).

О чем надо знать

Заслуживает интереса деятельность Крылова в литературной журналистике. После конфликта с Соймоновым, означавшего конец карьеры в театре, Крылов начал работать в еженедельном журнале Ивана Рахманинова «Утренние часы», публикуя там басни и сатирические очерки. В 1789 году Рахманинов договаривается с Крыловым, что тот начнет выпускать более серьезный журнал «Почта духов». В этом журнале все материалы представляли собой «письма» воздушных, водяных и подземных духов. По отзывам современников, «Почта духов» была самым смелым сатирическим журналом того времени. Среди персонажей сказочной переписки читатель узнавал известных писателей, деятелей театра, высших чиновников, а порой и саму императрицу. Авторы писем не указывались, считалось, что они принадлежат восьми духам: Зору, Буристону, Астароту, Вестодаву, Бореиду, Дальновиду, Световиду и Выспрепару, а также философу Эмпедоклу и волшебнику Маликульмульку. Автором большинства писем был Крылов. Журнал стал выходить с конца января 1789 года и продержался только восемь месяцев. До сих пор не вполне ясно, что стало причиной его закрытия: финансовая нерентабельность или усиление государственного надзора, вызванное известием о штурме Бастилии. Крылов решил открыть собственную типографию, чтобы не зависеть от других издателей. Вместе с актерами Дмитриевским и Плавильщиковым, а также молодым писателем Александром Клушиным он основал книгоиздательскую . В 1792 году он начинает выпускать журнал «Зритель» (вышло 11 номеров). С начала 1793 года «Зритель» превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий». Но журнал выходил лишь год, так как после казни Людовика XVI российская императрица с подозрением относилась ко всем журналистам. Официально «Санкт-Петербургский Меркурий» закрыт не был, но последние номера выпускались уже в типографии Академии Наук под надзором казенного редактора. После издателям предложили покинуть столицу. Правжа, сделано это было в довольно мягкой форме, например, Клушину выдали денег и разрешили поехать в Германию для продолжения образования. Декабрьский номер журнала заканчивался заявлением Крылова и Клушина: «Год Меркурия кончился — и за отлучкою издателей продолжаться не будет».

Прямая речь

В книжных лавках близ Кузнецкого моста у книгопродавца Зандмарка и на Покровке у книгопродавца Миллера принимается подписка на выходящее вновь с генваря месяца сего 1789 года ежемесячное издание под заглавием: «Почта духов, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Издатель оного в объявлении своем уведомляет, что он служит секретарем у сего недавно приехавшего сюда арабского волшебника, имеющего великое отвращение к бешеным домам и расположившегося несколько времени прожить здесь инкогнито, почему и намерен выдавать переписку сего знатного в своем роде господина…

И. А. Крылов Извещение об издании «Почты духов»

Было время, когда не умели решить, кто выше – Хемницер или Крылов и было время, когда Дмитриева как баснописца считали выше Крылова. Время это давно уже прошло, и теперь, умея ценить по достоинству Хемницера и Дмитриева, все знают, что Крылов неизмеримо выше их обоих. Его басни – русские басни, а не переводы, не подражания. Это не значит, чтоб он никогда не переводил, например, из Лафонтена, и не подражал ему: это значит только, что он и в переводах и в подражаниях не мог и не умел не быть оригинальным и русским в высшей степени. Такая уж у него русская натура! Посмотрите, если прозвище «дедушки», которым так ловко окрестил его князь Вяземский в своем стихотворении, не сделается народным именем Крылова во всей Руси!

В. Г. Белинский

13 фактов об Иване Крылове

  • Когда умер отец, Ивану Крылову было девять лет, а его младшему брату Льву – два года. Крылов всю жизнь заботился о младшем брате, который в письмах называл его «тятенькой».
  • В первой пьесе Ивана Крылова – «Кофейница» – рассказывалось о пропаже ложек в помещичьем доме. Ложки разыскивали при помощи гадания на кофейной гуще, гадалка сговорилась с похитителем-приказчиком, и указал на молодого парня Петра, у которого приказчик хотел отбить невесту. Однако все пришло к счастливой развязке, обман разоблачили, а Петр женился на своей любимой Анюте.
  • Издатель Брейткопф предложил Крылову за пьесу «Кофейница» первый в его жизни гонорар – шестьдесят рублей. Но автор предпочел получить свой гонорар не деньгами, а книгами французских драматургов: Расина, Мольера и Буало.
  • Одним из псевдонимов Крылова был «Нави Волырк» – «Иван Крылов», прочитанное наоборот.
  • Сохранились свидетельства, что после высылки из Петербурга в 1793 году Крылов добывал средства на жизнь карточной игрой. Он был весьма умелым игроком и однажды выиграл очень большую по тем временам сумму – тридцать тысяч рублей.
  • Живя некоторое время в поместье Татищева, Крылов решил «испытать быт первого человека», то есть дикаря. «Он отпустил себе бороду, отрастил длинные ногти и волосы — и вот похаживает по саду с книгою. Так продолжалось несколько месяцев». Эксперимент продолжался до тех пор, пока не вернулся хозяин имения. «Раз, углубленный в чтение, слышит он близкий стук кареты, оглядывается — и что же? Граф и все его семейство перед его глазами. При этой чудной, изумительной встрече в карете поднялся шум и крик, и наш Иван Андреевич в ту же минуту исчез».
  • После образования в 1810 году Государственного совета, первыми председателями департаментов в нем стали Петр Завадовский, Николай Мордвинов, Петр Лопухин и Алексей Аракчеев. Несколько первых заседаний было посвящено решению вопрос, как их рассадить. Крылов отозвался на это известной теперь басней «Квартет».
  • Басня «Кукушка и Петух» содержала намек на литераторов Николая Греча и Фаддея Булгарина.
  • Под влиянием своего коллеги по работе в Публичной библиотеке Николая Гнедича Крылов в возрасте пятидесяти лет выучил древнегреческий язык.
  • Иван Крылов отличался крепким здоровьем. Он начинал регулярно купаться в апреле, а заканчивал в ноябре, когда для купания уже приходилось разбивать лед.
  • Прозвище «дедушка Крылов» появилось в «Песни в день юбилея И. А. Крылова» Петра Вяземского (1838), где повторялся рефрен: «Здравствуй, дедушка Крылов».
  • На вопрос, почему он не пишет новых басен, Крылов отвечал: «Потому, что я более люблю, чтобы меня упрекали, для чего я не пишу, нежели дописаться до того, чтобы спросили, зачем я пишу».
  • 12 мая 1855 года был открыт памятник Крылову работы Петра Клодта, ставший первым в России памятник писателю.

Материалы об Иване Крылове

Статья об Иване Крылове в русской Википедии

Сочинения Крылова в библиотеке Мошкова

И. А. Крылов в воспоминаниях современников

Деятельность Ивана Андреевича в сфере журналистики

Основная деятельность с конца 80-х годов разворачивалась у этого автора в сфере журналистики. В течение 8 месяцев в 1789 году Иван Андреевич издавал журнал под названием «Почта духов». Проявившаяся уже в раннем творчестве сатирическая направленность здесь сохранилась, но несколько трансформировалась. Крыловым была написана карикатурная картина, изображающая современное общество. Свой рассказ он облек в форму переписки между волшебником Маликульмульком и гномами. Это издание было закрыто, поскольку у журнала было очень мало подписчиков — всего 80. Судя по тому, что в 1802 году «Почту духов» переиздали, появление ее для читающей публики не осталось незамеченным.

Похожие на фамилию «Крылов»:

  • Крыладзе
  • Крыланова
  • Крылас
  • Крыласов
  • Крылатая
  • Крылаткина
  • Крылатков
  • Крылаткова
  • Крылатов
  • Крылатовашугаевао
  • Крылатская
  • Крылатский
  • Крылатых
  • Крылач
  • Крылев
  • Крылевская
  • Крылевскаясадов
  • Крылевскаячервякова
  • Крылевский
  • Крыленкин
  • Крыленко
  • Крылепова
  • Крылецкий

Журнал «Зритель»

В 1790 году биография Крылова отмечена тем, что Иван Андреевич вышел в отставку, приняв решение сосредоточиться на литературной деятельности. Писатель приобрел в январе 1792 года типографию и вместе с Клушиным, своим другом, также литератором, принялся издавать журнал под названием «Зритель», который пользовался уже некоторой популярностью.

«Зрителю» наибольший успех принесли написанные самим Крыловым произведения «Каиб», «Мысли философа о моде», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Похвальная речь в память моему дедушке». Росло число подписчиков.

«Меркурий»

Журнал в 1793 году переименовали в «Меркурий». Его издатели к тому времени сосредоточились на иронических нападках в адрес Карамзина и его сторонников. «Меркурию» реформаторское творчество этого писателя было чуждо, казалось излишне подверженным влияниям Запада, искусственным. Одной из излюбленных тем творчества Крылова в молодые годы, а также объектом изображения во множестве комедий, написанных им, является преклонение перед Западом. Карамзинисты, кроме того, отталкивали Ивана Андреевича пренебрежением к классицистической традиции стихосложения, этого писателя возмущал «простонародный», излишне незамысловатый слог Карамзина.

Издание «Меркурия» прекратилось в 1793 году, и Крылов уехал из Петербурга на несколько лет.

Жизнь и творчество писателя в период с 1795 по 1801 год

За период 1795-1801 гг. сохранились лишь отрывочные сведения о его жизни. Биография Крылова того времени представлена весьма кратко. Известно, что он путешествовал по провинции, гостил в поместьях своих товарищей. В 1797 году писатель отправляется к С. Ф. Голицыну и живет у него в качестве учителя детей и секретаря.

Пьеса под названием «Трумф, или Подщипа» была написана в 1799-1800 годах для домашнего спектакля Голицына. В злом, заносчивом, тупом вояке Трумфе угадывался царь Павел I. Ирония была настолько язвительной, что в России впервые опубликовали данную пьесу лишь в 1871 году.

Первые басни

Князь Голицын после смерти этого царя был назначен генерал-губернатором в Риге, и Крылов Иван Андреевич находился 2 года здесь в качестве его секретаря. Он опять вышел в отставку в 1803 году и путешествовал по стране, играл в карты. Именно в это время, о котором известно немного, и начал создавать Иван Андреевич Крылов басни.

В 1805 году писатель показал в Москве И. И. Дмитриеву, известному баснописцу и поэту, свой перевод двух басен Лафонтена — «Разборчивая невеста» и «Дуб и трость». Дмитриев высоко оценил проделанную Крыловым работу и отметил первым, что автор наконец нашел свое призвание. Иван Андреевич, однако, сам понял это не сразу. В 1806 году он издал лишь 3 басни, а затем вернулся опять к драматургии.

Биография И. А. Крылова

Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля 1769 года в Москве в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов долгое время служил рядовым солдатом, затем ротным писарем и, в конце концов, дослужился до сержанта. Отличился во время подавления восстания Пугачёва и ушёл в отставку в 1774 году в чине капитана.

После отставки получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. Так маленький Крылов оказался в Твери. Воспитывался он матерью. Та была, по словам самого баснописца, простой женщиной без образования, но умной от природы. В 10-летнем возрасте у мальчика умер отец, и семья осталась без всяких средств к существованию.

Мать мальчика, став вдовой, хлопотала о пенсии, обращалась с прошением на высочайшее имя, умоляла снизойти к её бедности, учесть долгую и беспорочную службу мужа. Но в пенсии было отказано, и мать Крылова стала добывать деньги на хлеб насущный услугами в богатых домах и чтением псалтыря по покойникам.

Самого юного Крылова определили подканцеляристом в тот же губернский магистрат, где при жизни служил его отец. Но зимой 1782 года мать с сыном перебрались в Санкт-Петербург. Там Крылова взяли в канцелярию в Петербургскую казённую палату. Этим семья была обязана заслугам почившего отца. Хотя вдове и было отказано в пенсии, но государство проявило участие, и сыну заслуженного капитана дали более-менее достойную работу.

Три знаменитые пьесы в 1807 году

Писатель выпустил в 1807 году три пьесы, которые стали очень популярными и с успехом были поставлены на сцене. Это «Илья Богатырь», «Урок дочкам» и «Модная лавка». Наибольшим успехом пользовались последние две, высмеивавшие пристрастие представителей дворянства к французскому языку, нравам, моде и т. д. «Модная лавка» была поставлена даже при дворе.

Крылов Иван Андреевич, несмотря на долгожданный успех в театральной сфере, решил все-таки пойти по другому пути. Этот драматург прекратил создавать пьесы. Решил писать Иван Андреевич Крылов басни, созданию которых он уделял все больше внимания с каждым годом.

Расцвет творчества и признание

В 1805 г. писатель показывает самому знаменитому баснописцу страны И.И.Дмитриеву свой вариант перевода с французского басен Лафонтена. Дмитриев отнесся с восторгом к текстам Крылова и настойчиво убеждал его, что сочинение оригинальных текстов и перевод уже существующих и есть его призвание. Но Крылов все еще пытался продолжить занятия драматургией.

В 1806 г. на сцене ставят наиболее популярные его комедии: «Модная лавка» и «Урок дочкам».

При этом Крылов занимается и сочинением басен, хотя публикует их неохотно. Только в 1809 г. он издает отдельным сборником 23 басни, несколько из которых были написаны на оригинальные сюжеты. Эта дата знаменует начало всероссийской известности Крылова.

На волне патриотического подъема, вызванного наполеоновскими войнами, Иван Андреевич становится самым популярным писателем страны. В его произведениях высмеивается характерная для России галломания, в то время как все отечественное превозносится.

Успех первых басен позволяет Крылову занять видное место в числе русских писателей. Улучшается и его материальное положение: с 1810 г. Крылов работает в Императорской публичной библиотеке. Кроме того, ему назначена персональная пенсия, которая вскоре выросла сначала в 2, а потом в 4 раза. На момент выхода в отставку (1841 г.) Крылов получает 11700 руб. ассигнациями в год.

С годами писатель становится все более ленив. За первые 12 лет литературной деятельности он опубликовал 140 басен, а за следующие 25 — всего 68. Но количественный спад не приводил к качественному.

Все басни Крылова представляют собой результат кропотливого труда. Анализ черновиков показывает, что писатель тщательно сокращал исходные тексты, стремясь к наиболее возможной краткости, емкости и ясности языка, даже если иногда это происходило в ущерб орфографии.

Источником афоризмов Крылова, придающих остроту и образность его басням, стала живая разговорная речь, с которой он был отлично знаком. Заимствования из народного языка вместо церковнославянских архаизмов позволяли большому количеству читателей познакомиться с произведениями Крылова.

Сочетание ярких образов с хлесткой сатирой, направленной против лицемерия, глупости и ханжества сделало его басни столь популярными в народе.

Наиболее известные басни И. А. Крылова.

Крылов продолжает создавать басни

В 1808 году было опубликовано уже 17 из них, среди которых была и знаменитая басня «Слон и Моська».

В 1809 году был выпущен первый сборник, который сразу же сделал по-настоящему знаменитым Крылова. Всего им было написано более 200 различных басен, объединенных в 9 книг. Творил Иван Андреевич до последних своих дней: знакомые и друзья писателя получили его последнее прижизненное издание в 1844 году вместе с сообщением о смерти писателя.

В творчестве Крылова сначала преобладали переложения и переводы басен Лафонтена («Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей»), после чего постепенно этот автор стал находить самостоятельные сюжеты, связанные со злободневными событиями действительности. Например, реакцией на политические события являются басни «Волк на псарне», «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет». В основу «Пустынника и медведя», «Любопытного» и других легли более отвлеченные сюжеты. Но созданные «на злобу дня» басни стали очень скоро восприниматься как обобщенные.

В свое время смеявшийся над стилем Карамзина за пристрастие к простонародным выражениям, Иван Крылов начал сам создавать понятные всем произведения. Он превратился в подлинно народного писателя.

Об авторе

И. А. Крылов

» Полное собрание сочинений

  • Об авторе
  • Об издании
  • Указатели

Крылов Иван Андреевич [2(13).II.1769 (или 1768), Москва, — 9(21).XI.1844, Петербург] — русский писатель, журналист, баснописец. Родился в семье армейского офицера, который из рядовых дослужился до капитанского чина, руководил обороной Яицкого городка от мятежников-пугачевцев. Детские годы Крылова прошли в опасностях и лишениях. Во время пугачевского восстания он вместе с матерью находился в осажденном Оренбурге. После смерти отца (1778) семья осталась без средств, и десятилетний подросток поступил подканцеляристом в Калязинский земский суд, затем в Тверской магистрат. Крылов самостоятельно изучил французский, впоследствии также немецкий и итальянский языки, а в старости — древнегреческий; с юности был начитан в русской, европейской и античной литературе.

В 1782 году Крылов переехал в Петербург и через год определился на должность мелкого чиновника в Казенную палату, а в мае 1787 г. устроился на службу в Горную экспедицию. В Петербург Крылов привез свою первую комическую оперу «Кофейница» (1782), которая была приобретена издателем, но не напечатана. В столице Крылов познакомился с Н. А. Львовым и Г. Р. Державиным, сблизился с театральным миром. Выдающийся актер И. А. Дмитревский стал советчиком молодого Крылова в его драматических опытах. На протяжении 1786—1788 гг. Крылов создал трагедии «Клеопатра» (не сохранилась) и «Филомела», комическую оперу «Бешеная семья», а также прозаические комедии «Сочинитель в прихожей» и «Проказники». Последняя привела к конфликту между Крыловым и Я. Б. Княжниным, выведенным в пьесе под именем Рифмокрада. Жалоба Княжнина привела к снятию пьес Крылова с постановок. В мае 1788 г. он уволился из Горной экспедиции и на много лет оставил государственную службу.

В 1789 г. Крылов начал издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традицию сатирических журналов Н. И. Новикова. По резкости и смелости сатиры «Почта духов» явилась одним из крупнейших явлений русской журналистики конца XVIII века. Используя жанр сатирического эпистолярного романа с несколькими сюжетными линиями, Крылов в «Почте духов» дает гротескную панораму современных нравов, демонстрируя комизм повседневного существования и абсурдность привычного порядка вещей. Остановка издания после восьмого выпуска могла быть связана с усилением цензурных гонений после начала революции во Франции.

В 1792 г. в компании с актерами И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым и драматургом А. И. Клушиным Крылов организовал собственную типографию «Крылов с товарищи» и приступил к изданию журнала «Зритель», в котором опубликовал несколько сатирических памфлетов и фельетонов, в том числе «Похвальную речь в память моему дедушке», повести «Ночи» и «Каиб». В 1793 г. Крылов и Клушин издавали журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», не получивший популярности. Разочаровавшись в журналистике, Крылов отошел от журнальной деятельности. Переехав в Москву (1794), он на некоторое время стал профессиональным карточным игроком. С осени 1795 г. до воцарения Павла I ему как игроку запрещено жить в столицах.

В 1797 г. Крылов поступил личным секретарем к генералу кн. С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы Голицына последовал за ним в имение Казацкое на Украине, где прожил на положении компаньона до 1801 г. В эти годы он написал бурлескную «шутотрагедию» «Трумф» (иначе «Подщипа», 1799—1800) — издевку и над самодержавием, и над немецким засильем при Павле I. Позднее, в 1807 г., Крылов представил пьесу в цензуру, но публикация ее была запрещена, что не помешало «Подщипе» распространяться в списках и стать одним из самых популярных неподцензурных текстов первой четверти XIX века.

После коронации Александра I Голицын был назначен военным губернатором Лифляндии. С октября 1801 г. по сентябрь 1803 г. Крылов жил в Риге, заняв должность правителя дел канцелярии Голицына. На протяжении нескольких следующих лет, выйдя в отставку в невысоком чине губернского секретаря, жил то в столицах, то в провинции, вел крупную карточную игру.

В 1804 г. Крылов переехал в Москву, а в 1806 г. возвратился в Петербург. Там он познакомился с театральным деятелем кн. А. А. Шаховским, с которым издавал в 1808 г. журнал «Драматический вестник». В Петербурге были созданы Ссатирические комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807), а также сказочная комическая опера «Илья-богатырь» (1806, музыка К. А. Кавоса), которые имели шумный успех и оставались в репертуаре до середины XIX века. «Модная лавка», лучшая из комедий Крылова, высмеивала галломанию русского дворянства. К этому времени относится и сближение Крылова с А. Н. Олениным, принявшим участие в судьбе писателя. Благодаря его дружеским связям в 1812 г. Крылов занял должность библиотекаря в открывшейся в Петербурге Императорской Публичной библиотеке, где прослужил около 30 лет. В разные годы сослуживцами Крылова по Публичной библиотеке были известные поэты и прозаики — Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. Х. Востоков, М. Н. Загоскин, А. А. Дельвиг и др.

В январе 1806 г. в «Московском зрителе» были опубликованы переведенные из Лафонтена басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», с которых начался путь Крылова-баснописца. «Ворона и лисица», «Ларчик» и ряд других басен были напечатаны в 1808 г. в «Драматическом вестнике». Первая книга басен, собранных под одной обложкой, увидела свет в 1809 г. С выхода этого сборника началась еще одна — вторая или третья, но для нас самая главная литературная жизнь Крылова. В 1811 г. появились «Новые басни Ивана Крылова», в 1815 г. — «Басни Ивана Крылова в трех частях», в 1816 г. были напечатаны части четвертая и пятая, в 1819 г. басни вышли уже в шести частях. Сочинять их Крылов продолжал до конца жизни. В 1825 г. басни вышли в семи частях (книгах), в 1830 и 1834 — «в осьми книгах», в 1844 г. — в девяти. Последнее упомянутое издание, на титуле которого стоит 1843 год, в действительности вышло уже после смерти баснописца. На траурной обертке экземпляров, разосланных ближайшим друзьям и знакомым, было напечатано: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. СПБ. 1844 г. 9 ноября 3/4 8-го, утром» (дата и час смерти Крылова).

В первой половине 1810-х годов Крылов декламировал свои новые басни на заседаниях «Беседы любителей русского слова». В противоположность другому знаменитому баснописцу тех лет, И. И. Дмитриеву, чьи басни написаны ровным средним стилем, Крылов был сторонником не Карамзина, а Шишкова. Реформатор русской басни был последовательным архаистом: в его баснях реализована установка на русский разговорный язык, очищенный от иноязычного влияния. Народная лексика, экспрессивные формы народного языка, своеобразные черты его синтаксиса, фразеология и семантика использованы в баснях Крылова с необычайным мастерством и разнообразием. В контекст басен органически внедрялись народные пословицы; с другой стороны, многие афоризмы и крылатые выражения из басен Крылова вошли в ежедневный обиход, стали общераспространенными пословицами и поговорками. Пушкин, назвавший Крылова «истинно народным поэтом», утверждал, что «Крылов превзошел всех нам известных баснописцев, исключая, может быть, Лафонтена».

В Крылове-баснописце неизменно чувствуется Крылов-драматург. Стремительное развитие диалога во многих баснях, драматическая острота и динамичность реплик, которыми обмениваются басенные персонажи, сценически действенные положения и «ремарочный» характер авторского «комментария» к ним — все это делает иные басни миниатюрными «сценами», легко поддающимися театрализации. Таковы «Мышь и крыса», «Демьянова уха», «Волк и ягненок», «Крестьянин и лисица», «Волк на псарне» и др. Характерный для басен Крылова говорной стих отлично передает интонационное многообразие живой речи (размер басен — разностопный ямб вольной рифмовки, за исключением басни «Стрекоза и муравей», написанной четырехстопным хореем).

Вместе с тем идейно и тематически басни продолжали журнальную сатиру Крылова. Современники, считавшие, что едва ли не все басни Крылов сочинял «по поводу», уверенно вычитывали в них сатиру на высшие правительственные учреждения («Квартет», 1811), лично на Александра I («Воспитание Льва», 1811) и Николая I («Вельможа», 1836), на конкретные события общественной и литературной жизни. Так, басня «Волк на псарне», написанная в разгар Отечественной войны 1812 г. и опубликованная в патриотическом журнале «Сын отечества», сатирически изображает попытку Наполеона вступить в мирные переговоры с Кутузовым. Читатели легко догадывались, что басня «Кошка и соловей» (1824) описывает бесчинства цензуры, «Кукушка и Петух» (1841) изображает Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина и т. д.

Наконец, Крылов стал творцом еще одного произведения, значимость которого, пожалуй, сопоставима со значением его басен. Это легендарный образ «дедушки Крылова» — ленивца, обжоры, неряхи и причудника, лишь отчасти соответствующий реальной личности баснописца и тем подобный литературному персонажу или театральной роли. Так, во все биографии Крылова вошло, будто причиной его последней болезни стала неумеренность в еде, в чем он перед смертью якобы сам каялся; сохранился, однако, официальный документ, свидетельствующий о том, что Крылов умер от воспаления легких. В глазах современников поэта реальное в его жизни столь тесно переплеталось с легендарным, что часто они не отличали одно от другого.

И. П.

По материалам «Краткой литературной энциклопедии», биобиблиографического словаря «Русские писатели. 1800—1917», академической «Истории русской литературы в 10 томах» и предисловия к сборнику «И. А. Крылов в воспоминаниях современников»

В основу крыловского раздела РВБ положена электронная версия самого значительного издания произведений Крылова — Полного собрания сочинений в трех томах, выпущенного Гослитиздатом в 1945—1946 гг. по случаю столетия со дня смерти писателя. В первом томе помещены прозаические произведения, во втором — драматургия, в третьем — басни, стихотворения, письма и официальные записки. Наибольшую ценность представляет третий том, содержащий обширный свод печатных и рукописных разночтений. В первых двух томах другие редакции и варианты, к сожалению, не учитываются.

  • В Полном собрании сочинений Aлфавитный указатель
  • Хронологический указатель басен
  • Оригинальные указатели РВБ
      Указатель словоформ в произведениях Крылова
  • Указатель словоформ в произведениях, приписываемых Крылову
  • Жанрово-хронологический указатель стиховых форм, имеющий, по сравнению с другими аналогичными указателями РВБ, дополнительную графу «Сюжет: источники и параллели».
  • © Электронная публикация — РВБ, 2007—2020. Версия 2.0 от 18 декабря 2020 г.

    Популярность Ивана Андреевича Крылова

    Краткая биография Крылова была бы неполной без упоминания о том, что этот автор уже при жизни стал классиком. В 1835 году в статье под названием «Литературные мечтания» в русской литературе Виссарион Григорьевич Белинский нашел лишь четырех классиков, включая Крылова, которого он поставил в один ряд с Грибоедовым, Пушкиным и Державиным.

    В 1838 году празднование 50-летнего юбилея творчества этого баснописца стало всенародным торжеством. С тех пор за прошедшие почти два века ни одно поколение в нашей стране не обошло стороной басни Крылова. На них и по сей день воспитывается молодежь.

    Одним из атрибутов огромной популярности этого автора явилось множество полулегендарных рассказов о его якобы обжорстве, неряшливости, лени. Иван Андреевич жил долго и ни в чем не изменял своим привычкам. Поговаривали о том, что он полностью погрузился в гурманство и лень. Этот умный и не вполне добрый человек сжился в конце концов с ролью чудака, добродушного, нелепого обжоры. Пришелся ко двору придуманный им образ, и на склоне лет он мог позволить своей душе все что угодно. Иван Андреевич не стеснялся быть лентяем, неряхой и обжорой. Все считали, что умер этот писатель от заворота кишок вследствие переедания, хотя на самом деле он скончался от воспаления легких.

    Баснописец

    К 1805 году в жизни Крылова произошло множество изменений. Он был учителем детей князя Голицына, служил, писал комедии и в Москве показал И. И. Дмитриеву переводы басен Лафонтена. Наконец 36-летний литератор нашел себя. И все-таки он продолжает писать пьесы. Они имели успех, и он стал известным драматургом, но басен не оставлял. Так проходили годы жизни Крылова-баснописца. Он обласкан властью и не обижен материально. Правительство платит ему высокие пенсии, постоянно их повышая. За литературные заслуги он уже при Николае I был утвержден академиком. Если в начале творчества он опирался на сюжеты Лафонтена, Эзопа, то теперь автор начинает находить злободневные острые русские сюжеты, такие как «Лебедь, рак и щука», например. И постепенно он становится народным писателем, которого все цитируют. Популярность его велика. Молодой Белинский поставил его в тот же ряд, что и Пушкина, Грибоедова и Лермонтова.

    Биография и годы жизни Крылова Ивана Андреевича заключены в довольно длинный промежуток времени – 75 лет. Мы ценим этого человека за ум, в котором смешаны лукавство и насмешка, за его живой и ясный русский слог. Умел тонко, остро и зло высмеять недостатки Крылов. Годы жизни и смерти (1769 – 1844) – время то застоя в обществе, то энтузиазма, то вновь давления правительства на мыслящего человека.

    Смерть Ивана Андреевича

    Иван Крылов умер в Санкт-Петербурге в 1844 году. Похороны Ивана Андреевича были пышными. Второй человек в русском государстве, граф Орлов, отстранил студента, несшего гроб, и сам понес его до дрог. Современники Крылова полагали, что Саша, дочь его кухарки, была рождена от него. Подтверждается это тем, что писатель отдал девочку в пансион, а после смерти кухарки воспитывал как дочь, кроме того, дал за нее богатое приданое. Все свое имущество, а также все права на сочинения перед своей кончиной Иван Андреевич завещал мужу Саши.

    Так заканчивается в нашем изложении краткая биография Крылова. Теперь вы знаете, что этот человек создавал не только басни. Кроме того, вам может быть неизвестно о том, что А. Г. Рубинштейном положены на музыку такие его басни, как «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Осел и Соловей», «Кукушка и Орел». А Касьяник Ю. М. создал также вокальный цикл для фортепьяно и баса «Басни Крылова», который включает в себя произведения «Ворона и Лисица», «Осел и Соловей», «Прохожие и Собаки», «Троеженец». Все эти творения весьма интересны.

    Биография для детей

    Иван Андреевич Крылов прошел долгий жизненный путь. Он родился в бедной семье. Его отец служил тридцать лет, чтобы получить дворянство и передать его детям. Ни гувернеров, ни школ Иван Андреевич не видел. Первые знания он получил от отца, а дальше годы жизни Крылова Ивана Андреевича – для детей пример постоянного самообразования. Он очень много читал и стал одной из самых разносторонних личностей своего времени. Он самостоятельно выучил в детстве итальянский язык, а во взрослом возрасте – немецкий. Французский он тоже знал, так как это был принятый разговорный язык общества того времени. Крылов писал с каждым годом все лучше и лучше, повышая к себе требовательность. Иван Андреевич жил в период правления трех императоров, которые относились к нему и с недоверием, и с уважением.

    Его заслуги перед русской литературой необычайно высоки – недаром строки из его басен знает каждый образованный русский человек. Последние тридцать лет своей жизни он служил в Публичной библиотеке, одновременно занимаясь литературной работой. Его похороны в 1844 году были торжественными. Второй значимости человек в государстве – граф Орлов – нес его гроб. Похоронен И. А. Крылов в Петербурге.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]