Биография
Льюис Кэрролл появился на свет в деревушке Дарсбери в английском графстве Чешир 27 января 1832 года. Его отцом стал приходской священник, он же занимался образованием Льюиса, как и других своих детей. В общей сложности в семье Кэрроллов родились четыре мальчика и семь девочек. Льюис проявлял себя достаточно умным и сообразительным учеником.
Кэрролл был левшой, что в девятнадцатом веке воспринималось религиозными людьми не так спокойно, как сейчас. Мальчику запрещали писать левой рукой и заставляли его использовать правую, что стало причиной психологической травмы и привело к небольшому заиканию. Некоторые исследователи утверждают, что Льюис Кэрролл – аутист, однако точных сведений об этом нет.
Льюис Кэрролл
В двенадцатилетнем возрасте Льюис начал учиться в частной грамматической школе, расположенной неподалеку от Ричмонда. Ему нравились преподаватели и одноклассники, а также царившая в небольшом учебном заведении атмосфера. Однако в 1845 году мальчика перевели в фешенебельную публичную школу Рагби, где большое значение придавалось физической подготовке мальчиков и привитию им христианских ценностей.
Эта школа юному Кэрроллу понравилась значительно меньше, однако он неплохо учился в ней на протяжении четырех лет и даже продемонстрировал хорошие способности к богословию и математике.
Льюис Кэрролл в молодости
В 1850 году молодой человек поступил в колледж Крайст-Черч при Оксфордском университете. В целом он учился не слишком хорошо, однако по-прежнему показывал выдающиеся математические способности. Через несколько лет Льюис получил звание бакалавра, а затем начал читать в Крайст-Черч собственные лекции по математике. Он занимался этим более двух с половиной десятков лет: работа лектором приносила Кэрроллу хороший заработок, хотя он и находил ее весьма скучной.
Поскольку учебные заведения в те времена были тесно взаимосвязаны с религиозными организациями, заступив на должность лектора, Льюис обязан был принять духовный сан. Чтобы не работать в приходе, он согласился принять сан диакона, отказавшись от полномочий священника. Еще во время обучения в колледже Кэрролл начал писать небольшие рассказы и стихи, и тогда же он придумал себе этот псевдоним (на самом деле настоящее имя писателя — Чарльз Лютвидж Доджсон).
Место рождения Англия
19 век славится многими гениями, одного из них знают все – Льюис Кэрролл. Биография его начинается в живописной деревне Дарсбери, что входила в графство Чешир. В доме священника Чарльза Доджсона всего было 11 детей. Будущего писателя назвали в честь отца, он родился 27 января 1832 года и до 12 лет получал домашнее образование. Затем был отправлен в школу частного порядка, где обучался до 1845 года включительно. Следующие 4 года провел в Рагби. В этом учреждении он был менее счастлив, но показывал блестящие успехи по дисциплинам математики и божьего слова. В 1950 году поступил в Крайст-Черт, в 1851 перевелся в Оксфорд.
Дома со всеми детьми занимался сам глава семейства, и занятия походили на веселые игры. Чтобы лучше объяснить маленьким детям азы счета и письма, отец использовал такие предметы, как шахматы и счеты. Уроки правил поведения походили на веселые застолья, где путем «чаепития наоборот» в детские головы укладывались знания. Когда молодой Чарльз учился в грамматической школе, то наука давалась легко, его хвалили, и обучение доставляло удовольствие. Но в последующем изучении наук удовольствие пропало, и успехов было меньше. К Оксфорду он считался средним учеником с хорошими, но неиспользуемыми способностями.
Сотворение Алисы
В 1856 году в колледже Крайст-Черч сменился декан. Для работы в этой должности в Оксфорд приехал филолог и лексикограф Генри Лидделл, а также его жена и пятеро детей. Льюис Кэрролл вскоре подружился с семейством Лидделлов и стал их верным приятелем на долгие годы. Именно одна из дочерей супружеской четы, Алиса, которой в 1856 году было четыре года, и стала прототипом всем хорошо известной Алисы из самых знаменитых произведений Кэрролла.
Первое издание книги “Алиса в Стране Чудес”
Писатель нередко рассказывал детям Генри Лидделла забавные сказки, персонажей и события которых он сочинял на ходу. Как-то летом 1862 года во время лодочной прогулки маленькая Алиса Лидделл попросила Льюиса, чтобы он в очередной раз сочинил интересную историю для нее и ее сестер Лорины и Эдит. Кэрролл с удовольствием взялся за дело и рассказал девочкам захватывающую сказку о приключениях маленькой девочки, попавшей через нору Белого Кролика в Подземную Страну.
Алиса Лиделл — прототип знаменитого сказочного персонажа
Чтобы девочкам было интереснее слушать, он сделал главную героиню похожей на Алису по характеру, а также добавил некоторым второстепенным персонажам характерные черты Эдит и Лорины. Маленькая Лидделл была в восторге от рассказа и потребовала, чтобы писатель записал его на бумаге. Кэрролл сделал это лишь после нескольких напоминаний и торжественно вручил Алисе рукопись под названием «Приключения Алисы под землей». Несколько позже он взял эту первую историю за основу своих известных книг.
[править] Алиса и СПГС
Почти каждая строчка и каждый выверт сюжетной линии указанных произведений на самом деле являются тонким троллингом автора в отношении коллег по университетскому цеху. Здесь вам и критика отдельных аспектов семантики, и бесконечные рекурсии, в том числе и смысловые, и бездна метафизики. В каноничном издании каждый абзац текста сопровождается тремя абзацами сносок, полными мрачного матанного юмора. С этой точки зрения можно считать, что основная тема произведения — резкий когнитивный диссонанс, приключающийся со средним здравомыслящим человеком при столкновении с творениями математиков.
К примеру, когда гусеница говорит Алисе: «Откусишь с одной стороны гриба — увеличишься, с другой — уменьшишься», — она имеет в виду, что у гриба, представляющего собой приблизительно тело вращения и не имеющего другой симметрии, есть только одно чётко выделенное направление (ось симметрии) и, соответственно, всего две стороны: низ и верх. И якобы очевидно, что имелась в виду «одна сторона» — шляпка гриба, «другая» — ножка. Если же рассматривать под грибом одну только окружность шляпки, как это сделала Алиса, случайно разведя руками и описав пол-окружности с помощью , можно случайно отломить кусочек с любой «стороны» шляпки/гриба, соответственно, противоположная «сторона» тогда станет противоположной. Есть мнение, что это троллинг одного из коллег Кэррола, употребление которым слова «очевидно» вводило других в многочасовую задумчивость, что же он имел в виду.
В качестве примера годной кроличьей математики, Алиса, падая в цилиндрическое отверстие, ведущее в страну Антиподов и проходящее через центр Земли вспоминает что погналась она именно за Белым Кроликом в Чёрном Цилиндре, объём которого исчисляется по точной британской формуле V=PhD. Или, например, рассуждения Алисы во второй книге на тему «не знаю, можно ли пить зазеркальное молоко» представляют собой суровый намек на взаимодействие вещества с антивеществом и последующую их аннигиляцию. (спойлер:
Причём намёк сделан за 28 лет до первого упоминания антивещества в физике
)
. Неплоским гуманитарным ценителям английской бумаги и пера будет довольно интересен случай нахождения общего между письменным столом и вороном (What’s common between the Raven and the Writing Desk?). Особенно учитывая временную разницу между сабжем и сабжем.
В целом, «Алиса» — это не совсем сказка, а скорее коллективное бессознательное английских профессоров XIX века, выраженное в яркой сказочной форме.
Некоторые знатоки нравов английской профессуры XIX века даже полагают, что это произведение с поправкой на эзопов язык вполне можно считать документальным. Отсылки к бурной молодости имеются как явные, вроде эпизода с необходимостью съесть оба купленных яйца (в альма-матер Кэррола на завтрак давали два яйца вместо одного, т.к. одно почти всегда оказывалось тухлым), так и завуалированные (безумное чаепитие например есть ни что иное, как дружеская попойка студиозов, на которую случайно набрела Алиса).
Впрочем, всем, кто ниасилил, в том числе детям, предлагается забить на СПГС и просто и незатейливо наслаждаться хорошей, годной сказкой.
Книги
Свои культовые произведения – «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» — Льюис Кэрролл написал в 1865 и 1871 годах соответственно. Его манера написания книг не была похожа ни на один из существовавших на тот момент писательских стилей. Как человек очень творческий, с богатым воображением и внутренним миром, а также как выдающийся математик с прекрасным пониманием логики он создал особый жанр «парадоксальной литературы».
Иллюстрация к сказке “Алиса в Стране Чудес”
Его персонажи и те ситуации, в которые они попадают, вовсе не призваны поразить читателя нелепостью и абсурдом. На самом деле все они следуют определенной логике, причем сама эта логика и доведена до абсурда. В необычной, порой даже анекдотичной форме Льюис Кэрролл тонко и изящно затрагивает множество философских вопросов, рассуждает о жизни, мире и нашем месте в нем. В результате книги получились не только занимательным чтивом для детей, но и мудрыми сказками для взрослых.
Неповторимый стиль Кэрролла появляется и в других его произведениях, хотя они и не были столь популярны, как рассказы об Алисе: «Охота на Снарка», «Сильви и Бруно», «Истории с узелками», «Полуночные задачи», «Евклид и его современные соперники», «Что черепаха сказала Ахиллу», «Аллен Браун и Карр».
Писатель Льюис Кэрролл
Некоторые утверждают, что Льюис Кэрролл и его мир не были бы столь необычными, если бы писатель не употреблял опиум на регулярной основе (он страдал от сильных мигреней, а также по-прежнему достаточно заметно заикался). Однако в то время опийная настойка была популярным лекарством от многих заболеваний, ее употребляли даже при легких головных болях.
Современники рассказывали, что писатель был «человеком с причудами». Он вел достаточно активную светскую жизнь, но при этом страдал от необходимости соответствовать определенным социальным ожиданиям и отчаянно жаждал вернуться в детство, где все было проще и можно было в любой ситуации оставаться самим собой. Некоторое время он даже страдал бессонницей, а все свободное время тратил на многочисленные исследования. Он действительно верил в выход за пределы известной нам реальности и пытался постичь что-то большее, чем могла предложить наука того времени.
Льюис Кэрролл: любопытные факты
14 января 1898 года скончался Льюис Кэрролл, английский писатель и математик. Diletant.media решил вспомнит самые яркие истории, связанные с ним или его жизнью.
1. После прочтения «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье» королева Виктория пришла в восторг и потребовала принести ей остальные работы этого чудесного автора. Просьбу королевы, конечно, выполнили, но остальные работы Доджсона были целиком и полностью посвящены… математике. Самые известные книги — это «Алгебраический разбор пятой книги Евклида» (1858, 1868), «Конспекты по алгебраической планиметрии» (1860), «Элементарное руководство по теории детерминантов» (1867), «Евклид и его современные соперники» (1879), «Математические курьёзы» (1888 и 1893) и «Символическая логика» (1896).
2. В англоязычных странах сказки Кэрролла занимают третье место среди наиболее цитируемых книг. Первое место заняла Библия, второе — произведения Шекспира.
Кэролл был одним из первых фотографов-портретистов
3. Первый оксфордский тираж «Алисы в Стране Чудес» был полностью уничтожен по желанию автора. Кэрроллу не понравилось качество издания. При этом писателя совершенно не интересовало качество издания в других странах, например, в Америке. В этом вопросе он полностью положился на издателей.
4. В Викторианской Англии быть фотографом было совсем непросто. Процесс фотосъемки был необычайно сложным и трудоемким: фотографии нужно было снимать с огромной выдержкой, на стеклянные пластинки, покрытые коллодиевым раствором. После съемки пластинки нужно было очень быстро проявлять. Талантливые фотографии Доджсона долго оставались неизвестны широкой публике, но в 1950 году вышла книга «Льюис Кэрролл — фотограф».
5. Во время одной из лекций Кэрролла у одного из студентов случился приступ эпилепсии, а Кэрролл смог помочь. После этого случая Доджсон всерьез заинтересовался медициной, и он приобрел и изучил десятки медицинских справочников и книг. Чтобы проверить свою выдержку, Чарльз присутствовал на операции, где пациенту ампутировали ногу выше колена. Увлечение медициной не прошло незамеченным — в 1930 году в больнице Святой Марии было открыто детское отделение имени Льюиса Кэрролла.
В Викторианской Англии ребенок до 14 лет считался асексуальным и бесполым
6. В Викторианской Англии ребенок до 14 лет считался асексуальным и бесполым. А вот общение взрослого мужчины с молодой девушкой могло разрушить ее репутацию. Многие исследователи полагают, что из-за этого девочки занижали свой возраст, рассказывая о дружбе с Доджсоном. О невинности этой дружбы можно судить и по переписке Кэрролла с повзрослевшими подружками. Ни одно письмо не намекает на какие-то любовные чувства со стороны писателя. Напротив, они содержат рассуждения о жизни и носят совершенно дружеский характер.
7. Исследователи никак не могут сказать точно, каким человеком в жизни был Льюис Кэрролл. С одной стороны, он тяжело заводил знакомства, а его студенты считали его самым скучным преподавателем в мире. Но другие исследователи говорят о том, что Кэрролл вовсе не был застенчивым и считают писателя известным дамским угодником. Они считают, что родственники просто не любили упоминать об этом.
Льюис Кэрролл был подозреваемым по делу о Джеке Потрошителе
8. Льюис Кэрролл очень любил писать письма. Он даже поделился своими мыслями в статье «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма». А в 29 лет писатель завел журнал, в котором фиксировал всю входящую и исходящую корреспонденцию. За 37 лет в журнале было зарегистрировано 98 921 письмо.
9. Кроме обвинения в педофилии, Льюис Кэрролл был подозреваемым по делу о Джеке Потрошителе — серийном убийце, который так и не был пойман.
Настоящей Алисе пришлось продать 1 рукописный вариант книги за £15400
10. Неизвестна точная дата той памятной лодочной прогулки по Темзе, по время которой Кэрролл рассказал свою историю про Алису. Принято считать, что «июльский полдень золотой» — это 4 июля 1862 года. Однако журнал Английского Королевского метеорологического общества сообщает, что 4 июля 1862 года с 10:00 за сутки выпало 3 см осадков, причем основное количество — с 14:00 поздней ночи.
11. Настоящей Алисе Лидделл пришлось продать первый рукописный вариант книги «Приключения Алисы под землей» за 15400 фунтов стерлингов в 1928 году. Ей пришлось это сделать, ведь ей нечем было платить за дом.
12. Существует синдром Алисы в Стране Чудес. Во время острого приступа определенного типа мигрени люди ощущают себя или окружающие объекты непропорционально маленькими или большими и не может определить расстояние до них. Эти ощущения могут сопровождаться головной болью или проявляться самостоятельно, а приступ может длиться месяцами. Помимо мигреней причиной синдрома Алисы в Стране чудес может быть опухоль головного мозга или прием психотропных препаратов.
13. Чарльз Доджсон страдал бессонницей. Пытаясь отвлечься от грустных мыслей и уснуть, он выдумывал математически головоломки, и сам же их решал. Свои «полуночные задачи» Кэрролл выпустил отдельной книгой.
14. Льюис Кэрролл провел в России целый месяц. Он все-таки был диаконом, а в то время православная и англиканская церковь пыталась наладить прочные контакты. Вместе с другом-богословом Лиддоном он встретился с митрополитом Филаретом в Сергиевом Посаде. В России Доджсон посетил Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Москву и Нижний Новгород, и нашел путешествие захватывающим и познавательным.
Льюис Кэрролл провел в России целый месяц
15. У Кэрролла было два страстных увлечения — фотография и театр. Он, будучи знаменитым писателем, лично присутствовал на репетициях своих сказок, проявляя глубокое понимание законов сцены.
16. Во времена Льюиса Кэрролла мастера по изготовлению фетровых шляп подолгу работали с парами ртути. Отравление ртутью часто проявлялось в таких симптомах, как несвязная речь, потеря памяти, тремор, что нашло отражение в поговорке «Mad as a hatter» («Безумен как шляпник»). Именно поэтому Шляпник из «Алисы в Стране чудес», он же Болванщик, представлен безумным.
Математика
Чарльз Доджсон действительно был одаренным математиком: возможно, отчасти поэтому загадки его текстов столь сложны и многообразны. Когда автор не писал свои шедевральные книги, он нередко занимался математическими работами. Конечно, он не стал в один ряд с Эваристом Галуа, Николаем Лобачевским или Янушем Бойяи, однако, как отмечают современные исследователи, делал открытия в сфере математической логики, опережающие свое время.
Математик Льюис Кэрролл
Льюис Кэрролл разработал собственную графическую технику для нахождения решения логических задач, которая была гораздо более удобной, нежели использовавшиеся в те времена диаграммы. Кроме того, сказочник виртуозно решал «сориты» — особые логические задачи, состоящие из последовательности силлогизмов, изъятие заключений одного из которых становится предпосылкой для другого, при этом все оставшиеся посылки в такой задаче были перемешаны.
Фотография
Еще одним серьезным увлечением писателя, отвлечь от которого его могли только собственные сказки и герои, стала фотография. Манеру его исполнения фото относят к стилю пикториализма, отличающегося постановочной манерой съемок и монтажом негативов.
Больше всего Льюис Кэрролл любил фотографировать детей. Он был хорошо знаком с другим популярным фотографом тех времен – Оскаром Рейландером. Именно Оскар сделал один из лучших фотопортретов писателя, впоследствии ставший классикой фотоискусства середины 1860-х годов.
Был одним из выдающихся фотографов своей эпохи
Алиса Лидделл в ее лучшем наряде. Фото Льюиса Кэрролла. 1858
Интерес к новому в середине XIX века искусству — фотографии — проснулся у Кэрролла еще в юношеские годы. Он достиг больших успехов в фотоискусстве и относился к фотографии как к призванию. Центральным жанром в его творчестве стал детский портрет. Технику Кэрролла относят к пиктореализму, когда в фотографии подчеркиваются те черты, которые сближают её с живописью и графикой конца XIX — начала ХХ вв. (импрессионизм, работы прерафаэлитов, символизм, ар-нуво). Многие литературные произведения автора «Алисы в Стране чудес» посвящены теме фотографии: «Выходной день фотографа», «Необычная фотография», «Гайавата за фотокамерой» (пародия на «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло) — о тяготах жизни фотографа, делающего «семейные» снимки. Также Кэрролл писал статьи о фотографическом искусстве и принимал участие в выставках.
Личная жизнь
Писатель вел весьма активную светскую жизнь, в том числе, нередко был замечен в обществе различных представительниц прекрасного пола. Поскольку одновременно с этим он носил звание профессора и дьякона, семья старалась всячески вразумить не желавшего остепениться Льюиса или хотя бы скрыть истории его бурных похождений. Поэтому после смерти Кэрролла его история его жизни тщательно ретушировалась: современники стремились создать образ добродушного сказочника, который очень любил детей. Впоследствии это их стремление сыграло с биографией Льюиса злую шутку.
Льюис Кэрролл и дети
Кэрролл действительно очень любил детей, в том числе, в кругу его общения периодически оказывались маленькие девочки – дочери друзей и коллег. К сожалению, женщину, на которую он мог бы примерить статус «жена», и которая родила бы ему своих собственных детей, Кэрролл так и не нашел. Поэтому в 20 веке, когда переворачивать вверх дном биографии известных людей и искать в их поведении фрейдистские мотивы стало очень модно, сказочника начали обвинять в таком преступлении, как педофилия. Некоторые особо рьяные сторонники этой идеи даже пытались доказать, что Льюис Кэрролл и Джек Потрошитель – это один и тот же человек.
Никаких подтверждений подобным теориям найдено не было. Более того: все письма и рассказы современников, в которых писателя выставляли любителем маленьких девочек, впоследствии были разоблачены. Так, Рут Гэмлен заявляла, что писатель пригласил в гости «застенчивого ребенка лет 12» Изу Боумен, тогда как в действительности девушке на тот момент было не менее 18 лет. Аналогичным образом обстоит ситуация и с другими якобы малолетними подружками Кэрролла, которые на самом деле были вполне совершеннолетними.
«Алиса» Льюиса Кэрролла — сказка для детей и головоломка для взрослых Материал редакции
Очень милый текст, несмотря на обилие фактологических ошибок.
Сначала его знали как выдающегося учёного
При жизни его никогда не считали выдающимся ученым. Фактически он даже звание профессора (как научную степень) никогда так и не получил, а всю жизнь был преподавателем. Любимая Кэрролом евклидова геометрия считалась изученной вдоль и поперек и ни у кого интереса не вызывала, как и его труды.
Несмотря на посредственные успехи в учёбе, Доджсон проявлял незаурядные способности к математике и вскоре начал зарабатывать чтением лекций. Правда, для этого ему пришлось принять духовный сан и обет безбрачия.
Перед Кэрроллом стоял выбор — пойти по стопам отца и стать священником или стать преподавателем математики. Он принял духовный сан и пробовал читать проповеди, но этому сильно мешало заикание. С преподаванием было проще — лекции можно было читать монотонным неэмоциональным голосом и заикание в этом случае не мешало. К тому же в это время освободился пост декана, а это означало возможность наконец встать на ноги в финансовом плане.
И да — выдуманный «обет безбрачия» никак не помешал бы Кэрроллу жениться. В католической церкви низшим духовным чинам это разрешено. Папа-священник Кэрролла с оравой отпрысков на мысли не навел? ))
Скорее всего, дело совершенно в другом. Кэрролла всегда описывают, как застенчивого человека. Он очень смущался в обществе взрослых и серьёзных людей. А учитывая врождённое заикание, часто стеснялся даже заговорить.
Заиканее Кэрролла действительно почти пропадало во время встреч с детьми, но его катастрофическая застенчивость — это миф. Кэрролл много и охотно общался с людьми, часто бывал в Лондоне, хорошо знал тамошнюю богему (поэту, театралы, художники), умел легко сходиться с людьми и фотографировал их при первом удобном случае (попробуйте уговорить только что встреченную семью постоять 20 минут неподвижно, пока делается снимок — да и развлекать их в это время надо было разговорами). Даже к великому затворнику Альфреду Теннисону сумел подобраться ни кто нибудь, а именно Кэрролл, без него фотографий знаменитого поэта мы бы никогда не увидели. Бурная социальная жизнь даже Кэрролла вызывала негодование у его богобоязненных провинциальных родственников. А уж дружба с молодыми актрисами…
Однако доподлинно неизвестно, использовал ли Тенниел хоть какие-то рекомендации Кэрролла при создании рисунков. Скорее всего, он ориентировался исключительно на своё воображение.
Доподлинно известно что вспыльчивого холерика Тенниела просьба Кэрролла сделать иллюстрации похожими на фото моментально взбесила. Также доподлинно известно что Кэрролла вспышка гнева не испугала и два почтенных джентльмена продолжительно орали друг на друга в присутствии множества свидетелей. До драки впрочем не дошло, но разгневанный Кэрролл вернулся в Оксфорд с намерением найти другого художника. Поостыв он позволил друзьям убедить себя что ему нужен именно Тенниел. Тот позволил себя убедить вновь взяться за заказ (оплата ему была обещана королевская), но намеренно сделал Алису на своих иллюстрациях полной противоположностью тому образу который хотел Кэрролл.
И так далее и тому подобное. В общем матчасть надо подучить.