Детские и школьные годы
Дмитрий родился в Красноярске 16 октября 1962 года в интеллигентной семье. Его папа, Александр Степанович, по профессии был инженером-химиком. Мама, Людмила Петровна, трудилась в местной больнице на престижной должности врача-гинеколога. Отец Дмитрия обожал музыку, сам играл на фортепиано, пел, у него был потрясающий глубокий баритон, который достался сыну по наследству. Вечера семья проводила в гостиной, где стояло фортепиано. Александр Степанович играл и пел, подпевала ему мама, а позднее к ним стал присоединяться сынок. А ещё папа имел большую коллекцию пластинок с композициями мировых оперных певцов. Так что маленького Диму с ранних лет окружала музыка. Уже в четыре годика он начал петь, его первыми песнями стали народные композиции и старинные романсы. У мальчика уже тогда появились кумиры:
- Мария Каллас;
- Этторе Бастианини;
- Фёдор Шаляпин;
- Тито Гобби.
Знакомые Хворостовских, слушая пение маленького Дмитрия, в шутку говорили его родителям, что их мальчик вырастет знаменитым певцом. Разве могли они тогда предположить, что эти шутки станут явью, а из Димы получится не просто певец, а покоритель мировой оперной сцены?
С музыкальным инструментом Дмитрий начал знакомиться тоже довольно рано. Первым его педагогом стал отец, который обучал сына игре на фортепиано.
В 7 лет Дима пошёл в обычную общеобразовательную школу, которая находилась рядом с домом. Но, чувствуя, что ребёнок буквально тянется к искусству, родители решили параллельно отдать сына в музыкальную школу.
Учёба Дмитрию давалась нелегко: ни хорошими оценками, ни примерным поведением в школе он не отличался.
Преподаватели в музыкальной школе пророчили ему будущее пианиста. Но Хворостовский выбрал для себя иной путь.
Студенчество
Получив аттестат о среднем образовании, Дмитрий решил стать студентом музыкального отделения Красноярского педагогического училища имени А. М. Горького. В это же самое время у юноши появилось сильное увлечение такой модной на тот момент роковой музыкой. Причём ему очень хотелось походить на рок-музыкантов не только внешне, но и внутренне.
Помимо обучения Дмитрий начал выступать с красноярским музыкальным коллективом «Радуга» в качестве солиста и клавишника. Направления музыки у группы были разные, пели они в основном в клубах и ресторанах. Поведение Хворостовского со школы ничуть не поменялось, он ещё больше принимал участие в драках и потасовках, любил подебоширить, часто и подолгу пропускал занятия в училище, уходя в загул с музыкантами «Радуги». Одно время он вообще хотел забросить учебное заведение, но одумался и всё-таки получил диплом преподавателя музыки.
С 1982 года Дмитрий продолжил учёбу на вокальном факультете Красноярского института искусств. Благодаря знакомствам и связям родителей ему удалось попасть в группу лучшего преподавателя Екатерины Йофель.
Первоочередной задачей было переучить его с хормейстера на солиста. Первые два курса дались очень тяжело. Дмитрия многое раздражало, ведь его характер отличался вспыльчивостью и нетерпеливостью. Но к третьему курсу всё наладилось, Хворостовский научился понимать свою преподавательницу с полуслова. Он не пропустил ни одного её занятия и до сих пор вспоминает с особой благодарностью все уроки Екатерины Йофель. Институт Дмитрий окончил с красным дипломом.
Музыкальная карьера
Будучи студентом института искусств, Хворостовский начал выступать. Сначала это были симфонические концерты, а потом и постановки в Красноярском театре оперы и балета. В 1985 году его зачислили в театральную труппу.
Начиналось всё со второстепенных партий, но совсем скоро уникальный голос, невероятное трудолюбие и талант сделали своё дело: Хворостовский стал первым голосом. Он исполнял оперы Гуно и Верди, Чайковского и Леонкавалло.
В 1986 году Хворостовский принял участие во Всероссийском конкурсе вокалистов, на котором стал лауреатом. Ещё через несколько месяцев он покорил и Всесоюзный конкурс.
Когда пришло время получать диплом, Дмитрий для себя уже принял решение – строить свою музыкальную карьеру в Европе. Он участвовал во всех конкурсах вокалистов международного уровня. Первое такое участие во Франции сразу же принесло Хворостовскому Гран-при. В Ницце в оперном театре состоялся его европейский дебют, а в Тулузе он одержал победу. Это был 1988 год.
В следующем 1989 году Дмитрий поехал в Уэльс. В его столице Кардиффе британской компанией ВВС проводился международный фестиваль вокалистов. Впервые за четыре года на нём появился представитель России. Любимые партии Дмитрия из опер Верди и Чайковского, исполненные им на этом конкурсе, покорили всех без исключения. Кто-то в жюри даже сравнил его с Лучано Паваротти. Победа была безоговорочной, весь мир узнал о талантливом российском оперном певце. Хворостовский стал получать приглашения выступать на лучших мировых оперных сценах:
- Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне;
- театр «Новая опера» в Москве;
- Государственные оперы в Баварии, Вене и Берлине;
- Мариинский театр в Санкт-Петербурге;
- театр Ла Скала в Милане;
- Лирическая опера в Чикаго;
- Метрополитен-опера в Нью-Йорке;
- театр Колон в Буэнос-Айресе.
В Америке певец дебютировал в 1990 году с оперой «Пиковая дама» Чайковского. Его выступление сразу произвело такой фурор, что заключила с ним контракт на запись альбомов. Вышло более двадцати пластинок с сольными программами и сборниками оперных арий в исполнении Хворостовского. А альбом «Очи черные», где Дмитрий пел романсы и русские народные песни, побил все рекорды популярности в Европе и США.
С 1994 года Хворостовский переехал в Лондон, где купил пятиэтажный особняк, позднее он стал гражданином Великобритании.
Про родину он никогда не забывал. Наряду с мировыми гастрольными турне, он очень много выступает в российских городах. В 2004 году состоялся концерт Дмитрия на Красной площади в сопровождении симфонического оркестра. Это выступление транслировалось по национальным телевизионным каналам.
За свои заслуги в мире искусства Дмитрий Хворостовский был награждён:
- званиями Почётного гражданина Красноярска, Кемеровской области, Красноярского края;
- Государственной премией РСФСР;
- орденом Александра Невского.
Примечания
- Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека
Record #13010406X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. - SNAC (англ.) — 2010.
- Find a Grave (англ.) — 1995. — ed. size: 165000000
- Store norske leksikon (бук.) — 1978.
- Иофель Екатерина Константиновна // Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. / Гл. ред. В. А. Ламин. Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2009.
- Opera star Dmitri Hvorostovsky told to pay more to ex-wife
- ↑ 12Тамара Ходова.
Оперная звезда и настоящий рокер: из жизни ушел Дмитрий Хворостовский
(неопр.)
. РИА Новости. Дата обращения 27 ноября 2020. - David Mermelstein «I Have to Fly in Order to Sing»: He settled in London in 1994 and is now a citizen of both Britain and Russia
. - Татьяна Вишневская.
Лирическая вселенная Свиридова (интервью с пианистом М. А. Аркадьевым)
(неопр.)
.
Дмитрий Хворостовскийː неофициальный сайт
. Администрация сайта [email protected] Дата обращения 24 ноября 2020. - Концерт Хворостовского и Крутого Дежа вю, билеты на концерт Хворостовского, заказ билетов на шоу Дежа вю
- Концерт на десять миллионов Дмитрий Хворостовский и его друзья продолжают сотрудничество с Русфондом (рус.). Коммерсант (15 июля 2016). Дата обращения 28 августа 2020.
- Прощайте, друг! Ушел великий человек Дмитрий Хворостовский (неопр.)
(24 ноября 2017). Дата обращения 24 ноября 2020. - У Дмитрия Хворостовского обнаружили опухоль мозга, lenta.ru (Проверено 25 июня 2015)
- Новости о летних выступлениях Дмитрия Архивная копия от 8 июля 2017 на Wayback Machine, hvorostovsky.com (Проверено 25 июня 2015)
- Gazeta.ru, 25 июня 2020. Хворостовский будет лечиться в Лондоне
- В возрасте 55 лет ушел из жизни народный артист России, великий оперный певец Дмитрий Хворостовский (неопр.)
. Первый канал (22 ноября 2017). Дата обращения 24 ноября 2017. - Хворостовский выступил в Москве впервые после курса лечения
- Хворостовский на открытии исторической сцены «Геликон-оперы»
- Хворостовский отменил выступление в Вене ради химиотерапии (неопр.)
. Lenta.ru. Дата обращения 19 февраля 2020. - Хворостовский о своем самочувствии после химиотерапии (неопр.)
. Дни.ру. Дата обращения 19 февраля 2020. - Хворостовский отказался от дебюта в Большом театре по состоянию здоровья (неопр.)
. РИА Новости. Дата обращения 19 февраля 2020. - Хворостовский перенес концерт в Красноярске из-за болезни (неопр.)
. Дата обращения 19 февраля 2020. - Хворостовский с травмированным плечом выступил в родном Красноярске: «Должен был вернуться!» (неопр.)
. Дата обращения 4 июня 2020. - ↑ 12
Умер Дмитрий Хворостовский
(неопр.)
. РБК (22 ноября 2017). - ↑ 12
Дмитрий Хворостовский умер.
(неопр.)
. - Маликов сообщил о кончине Хворостовского.
- Умер Дмитрий Хворостовский
- Близкая подруга Хворостовского о его последних днях. Поэтесса Лилия Виноградова долгие годы дружила с артистом и была с ним рядом до конца (рус.), КП
(23 ноября 2017). Дата обращения 23 ноября 2020. - Семья Хворостовского опубликовала заявление после его смерти
- Соболезнования родным и близким Дмитрия Хворостовского
- На Новодевичьем кладбище захоронили прах Хворостовского
- Капсулу с прахом Хворостовского заложили в основание будущего памятника в Красноярске
- Новости и События — Diocese of Sourozh (неопр.)
. www.sourozh.org. Дата обращения 11 февраля 2020. - Софья Бенуа.
Дмитрий Хворостовский: две женщины и музыка. — М.: Алгоритм, 2015. — С. 83—91. — 224 с. — ISBN 978-5-4438-1001-0. - Дмитрию Хворостовскому увеличили сумму алиментов, «Комсомольская правда». (недоступная ссылка)
- Бывшая жена требует у Хворостовского на содержание 12 миллионов рублей, «Комсомольская правда»
- Straight out of Siberia (англ.). Los Angelos Times (11 April 2004). Дата обращения 23 ноября 2020.
- Флоранс Хворостовская: «Дмитрий научил меня делать сибирские пельмени», «Труд», 19.11.2009.
- Florence в Instagram: «Today is my son’s 15th birthday! Words are not enough to tell you how much I love you and how proud I am of you!! You’ve grown in such a…» (рус.). Instagram. Дата обращения 9 июля 2020.
- Экспортный вариант, «Русский курьер». (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 5 февраля 2010. Архивировано 1 декабря 2008 года. - Florence в Instagram: «And today it’s the birthday of my beautiful, talented, sweet, cheeky Nina. Already 11!!! Keep smiling my love. You have the most beautiful…» (рус.). Instagram. Дата обращения 9 июля 2020.
- Мария Бабалова.
Второй попытки не будет
(неопр.)
. Российская газета (30 мая 2016). Дата обращения 19 февраля 2017. - Хворостовского посмертно выдвинули на «Грэмми»
- Имя Хворостовского официально присвоили театру оперы и балета в Красноярске — Новости (Культура) / Sibnovosti.ru (неопр.)
. krsk.sibnovosti.ru. Дата обращения 8 марта 2020. - В Красноярск прилетел самолёт “Дмитрий Хворостовский»
- Главная — ГПОУ «Прокопьевский областной колледж искусств имени народного артиста РФ Д.А. Хворостовского» (неопр.)
. www.music-prk.ru. Дата обращения 13 марта 2020. - Семёнов Д. В «Геликон-опере» установили бюст Дмитрия Хворостовского // Телеканал «Звезда», 22.11.2018
- В «Геликон-опере» почтили память Дмитрия Хворостовского, ТАСС
(21 ноября 2018). Дата обращения 27 ноября 2020. - Указ Президента РФ от 31 мая 2020 г. №246 «О присвоении аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством».
- Памятник оперному певцу Дмитрию Хворостовскому установили в Красноярске (неопр.)
. ИА «ТАСС» (23 сентября 2019). Дата обращения 23 сентября 2019. - Памятник Дмитрию Хворостовскому открыли на Новодевичьем кладбище ТВ «Культура» (16 октября 2019).
- https://dejavu-pro.ucoz.ru/publ/1-1-0-36 (недоступная ссылка с 23-11-2017 [921 день])
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 апреля 1990 год «О присвоении почетного звания „Заслуженный артист РСФСР“ Хворостовскому Д. А.»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 66 «О присуждении Государственных премий РСФСР 1991 года в области литературы и искусства»
- Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 1995 год № 820 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- Почетные граждане Красноярска
- «Соотечественниками года» названы певец, писатель и два ветерана Великой Отечественной войны, ИА REGNUM
, ИА REGNUM (Москва, 9 декабря 2005, 15:46 — REGNUM). Дата обращения 26 ноября 2020. - Аман Тулеев выразил глубокие соболезнования от всех кузбассовцев родным и близким оперного певца, народного артиста РФ, Почетного гражданина Кемеровской области Дмитрия Хворостовского (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 25 ноября 2020. Архивировано 24 ноября 2020 года. - Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 14 июля 2006 года № 1765 «О присвоении звания „Почётный гражданин Кемеровской области“»
- Дмитрий Хворостовский получил престижную премию Opera News Award
- Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 года № 505 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- Закон Красноярского края от 15 октября 2020 года № 9-3657 «О присвоении почетного звания „Почетный гражданин Красноярского края“ Хворостовскому Дмитрию Александровичу»
- Астахов наградил Хворостовского медалью «За заслуги в деле защиты детей» / KM.RU
- Gramophone Hall of Fame (англ.). Gramophone. Дата обращения 2 января 2020.
- Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2020 года № 416 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- Павел Астахов: У Дмитрия Хворостовского был сложный путь к Богу
- BraVo: в Москве вручили премию в области классической музыки (рус.), РИА Новости
(11 марта 2018). Дата обращения 12 марта 2020.
Личная жизнь
Со своей первой женой танцовщицей из кардебалета Светланой Ивановой Дмитрий познакомился ещё в Красноярском театре. За плечами Светы уже был один брак, она самостоятельно воспитывала дочь. Но Дмитрия это не смущало, он влюбился, как мальчишка.
В течение двух лет продолжался их роман, в конце концов Светлана с дочерью переехала к Дмитрию в коммунальную квартиру. Вскоре они сыграли свадьбу, и Хворостовский удочерил дочь Светы от первого барка Марию. Хотя многие друзья отговаривали его от женитьбы, потому что у Светланы была не слишком хорошая репутация.
В 1994 году семья уехала в Лондон, там Света родила двойняшек Даниила и Александру. Дети появились на свет в 1996 году, и буквально вскоре после этого в семье начались разлады. Супруга не хотела изучать английский язык, мужу она стала уделять гораздо меньше времени, они начали отдаляться друг от друга, что привело к увлечению Дмитрия алкоголем.
Последней каплей стала измена Светланы, в 1999 году они с Дмитрием расстались и через два года официально оформили развод. Дело было громким, Светлана отсудила дом, машины, квартиру, годовое содержание в 170 тысяч фунтов стерлингов.
Через 10 лет она вновь завела судебный процесс, в котором требовала увеличить её годовое содержание в связи с тем, что доход бывшего супруга стал намного больше. Светлана своего добилась, и сумма годового содержания выросла в два раза, до 340 тысяч фунтов стерлингов.
31 декабря 2020 года в Лондоне Светлана скончалась, дети уже довольно взрослые, девочка Александра художница, мальчик Даниил играет на гитаре в рок-группе.
Свою вторую супругу Флоранс Дмитрий ласково называет Флоша. Так впервые он сказал ей, когда признавался в любви. Она тогда ещё совсем плохо понимала по-русски, хотя обожала всё, что связано с Россией, прочла полное собрание сочинений Достоевского и Чехова на французском языке.
Познакомились они в 1999 году на репетициях. Флоранс – певица, родом из Женевы, происхождение у неё итальяно-швейцарское, девичья фамилия Илли. Дмитрий понравился ей сразу, она предпринимала попытки сблизиться с ним, но он тогда ещё был женат и вёл себя, как подобает приличному семьянину.
Развод с первой женой, постоянные суды дали о себе знать и сказались на здоровье Хворостовского: открылась язва желудка, началась жуткая депрессия, которую певец снова пытался заглушить алкоголем.
На помощь пришла Флоранс, она вытащила его из этого ужасного состояния. С 2001 года они стали жить вместе, в 2003 Флоранс родила сынишку Максима, в 2007 – дочь Нину.
Флоранс учится у Дмитрия всему русскому, он даже обучил жену лепке сибирских пельменей. Очень часто она сопровождает супруга в его гастрольных турах.
Митина любовь
«Выглядит он, как молодой Рудольф Нуреев, а поет, как Павел Лисициан», — написал английский оперный критик Алан Блайт, увидев Дмитрия Хворостовского в 1989 году на конкурсе «Певец мира» в Кардиффе. Это была высшая похвала: невозвращенец Нуреев числился тогда эталонным танцовщиком, а виртуозный Лисициан, в 1960-м первым из отечественных певцов после Шаляпина выступивший на сцене Метрополитен-опера, — примерным русским вокалистом. Рослый и атлетичный Хворостовский — тогда ему было двадцать шесть — вышел на сцену во фраке, купленном в долг, спел на чистейшем итальянском Генделя с Верди — и победил. После первого тура у него уже был западный профессиональный агент, на следующий день после финала — контракт со звукозаписывающим гигантом Philips. Дебюты в Лондоне, Нью-Йорке случились в течение года. Так началась самая стремительная карьера в классическом вокале последнего двадцатилетия. В 1991 году, сняв Хворостовского в черной коже и с прищуром Марлона Брандо, американский журнал People так и формулировал: настоящая рок-звезда.
«Не много в современной опере таких ярких артистов, хотя сейчас опера помолодела, певцы стали сексуальными, подтянутыми, медийными. Роскошный голос, блестящая техника и актерский талант: Дмитрий задал новые стандарты исполнения», — говорит о коллеге и друге Анна Нетребко. Хворостовский пел с ней десятилетие назад в «Войне и мире» в Метрополитен-опера. И он же станет ее первым Онегиным: в апреле в Вене русская примадонна исполнит свою первую в карьере Татьяну.
В англоязычной прессе его называют, употребляя определенный артикль, обозначающий исключительность: The Russian Baritone. Образцовый Евгений Онегин, князь Елецкий из «Пиковой дамы», Болконский в «Войне и мире», Хворостовский не просто царит в русском репертуаре, хотя и обращается к нему теперь все реже: он давно уже вердиевский баритон мирового уровня, одинаково убедительный почти во всем спектре, от трогательного компримарио Жермона-отца в «Травиате», коронной партии Лисициана, до трагических Риголетто и Симона Бокканегры, главных героев одноименных опер.
При этом Хворостовский совершает регулярные и масштабные экскурсы в прочие вокальные сферы. Исполняет барочные арии и русские романсы, песни из репертуара Марка Бернеса и Иосифа Кобзона. В Юрмале на «Новой волне» спел шлягеры, специально созданные для него Игорем Крутым, — даже записал на один клип в духе Леди Гаги. Восьмого декабря в мировых кинотеатрах (в Москве — в «35 мм») в рамках проекта The Met: Live in HD будут транслировать в прямом эфире золотую оперу Верди «Бал-маскарад», новую постановку Метрополитен-опера. Хворостовский будет петь в ней партию Ренато, уязвленного мужа, ставшего злодеем. Это его третья за год премьера в Метрополитен: зимой прогремела «Эрнани», весной «Травиата». Дальше, в феврале, — возобновление «Дона Карлоса» в той же Метрополитен, в апреле — «Евгений Онегин» с Нетребко, а еще концерты в Карнеги-холле в Нью-Йорке, в Мюнхене, в Кремлевском дворце в Москве.
— Мне пятьдесят, жизнь для баритона только начинается. Да и в личном смысле дальше будет, думаю, лучше. Я помню и свое двадцатилетие, и тридцатилетие. Было много вопросов и очень мало ответов. Неуверенность, боязнь восполнялись петушиной смелостью, пафосом. Сейчас я учусь чувствовать себя свободным, наслаждаться жизнью. Не только работать, но и получать удовольствие от того, что делаю. Этому я никогда не учился, а вот сейчас хочу. Мои обращения к эстраде, к легким жанрам — часть этого. Я всегда шел своим путем, рушил стереотипы, мог нравиться или не нравиться, делать ошибки — но это были мои ошибки и мои победы. Карузо тоже пел песенки, написанные современниками. Весь вопрос, как их исполнять.
На концертах он в открытую заигрывает с публикой и партнерами. Однажды, исполняя в Альберт-холле куплеты Эскамильо из «Кармен», в финале арии вдруг выхватил из-за пазухи — не ради драматического эффекта, а просто чтобы поприветствовать зрителей — британский флаг и стал размахивать им в такт, держа при этом ноту. Или взять его «дуэли» с дирижерами, о которых певец сейчас рассказывает смеясь:
— Бывает, пою несколько фраз в произведении на одном дыхании. Это тяжело: наступает гипоксия. А дирижер подстраивает оркестр под мой темп, играет все медленнее и медленнее. В следующий момент у меня уже глаза начинают из орбит вылезать от длительности нот. Есть один дирижер, который в такие моменты смотрит мне прямо в глаза из ямы и улыбается. А меня потом тонкие ценители музыкальной классики вроде вас спрашивают, что же это я так медленно пою, не по партитуре.
С внешним видом у Хворостовского теперь тоже свободные отношения. На съемку для VOGUE, например, он приезжает в майке с глубоким вырезом, в котором виден медальон — парящий орел на цепи, сверху — джинсовый полосатый жилет, венчают образ красные солнцезащитные очки («купил в Токио»). Фраков от Зайцева Хворостовский давно уже не носит. Чаще предпочитает выступать во френче с воротником-стойкой или деконструированных мягких пиджаках, вместо бабочки — распахнутый ворот. А то и просто выходит к публике в рубашке, как Ив Монтан.
— Галстуки я и в школе не любил. Когда-то раньше, когда был такой пухленький, одевался в Armani. А теперь мне стал нравиться Ermanno Scervino. Еще Dolce & Gabbana, Gucci, Balmain. Концертные костюмы мне сделали московские ребята из Freshart. Что вы улыбаетесь? Они стараются быть ни на кого не похожими, а такое я двумя руками поддерживаю. Я сам такой.
У него каменные бицепсы и грудная клетка культуриста. По утрам, если вечером нет выступлений, певец ходит в спортивный зал. Приседает с гантелями, делает жим от груди — может поднять штангу в сто сорок килограммов. Хорошо плавает вольным стилем.
Неужели даже в этом он не хочет плыть по течению? Раньше считалось, что спорт для певцов — табу, и уж тем более тяжелая атлетика: вредно для певческих мышц. Зачем превращаться в Конана-варвара, если и так секс-символ?!
— Смотрите, я ведь лучше всех в мире пою, да? — смеется Хворостовский. — Значит, для голоса не вредно. А если серьезно, очень много моих более молодых коллег в оперном мире сейчас занимаются спортом. У меня, например, нет цели сильно раздаваться в плечах, потому что, видите, и так уже проблемы с костюмом. Но так я чувствую себя в тонусе. Разве плохо, когда у тебя много сил и энергии! Обычно оперные певцы после каждого спектакля теряют несколько килограммов. А я, когда пою, мало потею, даже если одет в тяжелый сценический костюм. Мышечная масса помогает. В «Риголетто» три часа хожу и пою полусогнутый, из-за горба. Раньше спина болела после спектакля, теперь гораздо меньше.
Еще в позапрошлом году Хворостовский открыл для себя моржевание.
— После спектакля зимой — ну, правда, в Нью-Йорке, но все равно минусовая температура — плавал в речке. И абсолютно не болел. Никак на голосе не сказалось. В детстве я был болезненным ребенком, худеньким. С возрастом понял, что нужно владеть и своим духом, и телом. Короче, владеть собой.
Он задумывается, когда я спрашиваю, откуда же родом эти его сила и желание бороться с предрассудками.
— Из детства, — отвечает после паузы.
Отец Хворостовского был инженером-химиком, обожал петь и аккомпанировал себе на фортепиано, мать работала гинекологом. В три года Дмитрий начал отцу подпевать, в семь был отдан в музыкальную школу в класс фортепиано. Подростком, будучи большим поклонником рока, чуть было не бросил академические штудии — стал клавишником и фрон. Играли в ресторанах и клубах Красноярска всё — от диско до регги.
Как и подобает рокеру, Дмитрий был, по его словам, слишком буйный. Дрался так, что нос сломан в нескольких местах. Уходил в загулы. Привычки не изменились, даже когда он бросил «Радугу», поступил в музыкальный институт, еще студентом стал солистом Красноярского театра, в двадцать лет получил от местного крайкома партии квартиру, а вскоре после победы в Кардиффе переехал в Москву.
— Моя московская квартира в начале девяностых была одним из самых бойких мест. Заходили совершенно посторонние люди, которых я даже не помнил. Сплошной загул. Было трудно от всего этого отстраниться. В середине девяностых мне предлагали на Западе стать лицом водки «Столичная», я отказался: посчитал, что стыдно еще и рекламировать это. В общем, родители настрадались. Всю жизнь я им что-то доказываю. Интересно, что это не прошло, наоборот, превратилось в навязчивую идею. Недавно, например, родители были на моем «Симоне Бокканегре» в Вене. Я в тот день заболел так, что вообще хотел прервать спектакль. В антракте меня уговорили продолжать, в общем, допел до конца. Родители были удручены, хотя из зрителей никто ничего не понял: ну пел и пел. Через несколько дней я выздоровел и хорошо спел последнего своего Симона. Мама после спектакля подошла ко мне и говорит: «Да, Дима, ты реабилитировался за это свое кхе-кхе в прошлый раз!» Понимаете?
Хворостовский совсем не пьет уже десять лет, не курит. А в рекламе все-таки снялся — итальянского шоколада Ferrero Rocher. Ролик крутили весной: Хворостовский съедает конфету и выдает на-гора куплеты Эскамильо. Тонко чувствующие получили еще один повод уколоть певца.
— Да я всегда любил эти конфетки! — объясняет Дмитрий без тени смущения. — Я сладкоежка.
— Певцам же шоколад нельзя! — удивляюсь я.
— Опять вы со своим «нельзя-можно». Можно, если осторожно.
Демоны прошлых лет помогают ему петь так, как он поет, говорит Хворостовский. И благодарит за поднятую острую тему:
— Надо бы перечитать «Гойю» Фейхтвангера. О дьяволе, с которым борется артист. Он в каждом из нас, и чем больше талант, тем больше дьявола. В Красноярске в институте искусства у нас было такое задание — публичное одиночество. Требовалось делать на публике то, что бы мы делали наедине с самими собой. Это было неприятно и трудно, практически невыполнимо. Но когда пошли мои первые конкурсы, я чувствовал себя на сцене королем. И до сих пор до выхода на сцену я могу сомневаться, мне бывает даже плохо от нервов. Но, ступив на сцену, преображаешься тут же. И когда уже ты дошел до этого уровня, как звучит твой голос — не самое важное.
В 1994 году Хворостовский переехал на постоянное место жительства в Лондон, купил пятиэтажный дом. Тогда певец был женат на Светлане, артистке кордебалета, с которой познакомился еще студентом в Красноярском театре оперы и балета. Когда началась международная карьера мужа, Светлана завершила свою, в 1996 году родились близнецы Александр и Данила. В 2001-м пара развелась.
С нынешней женой, полуфранцуженкой-полуитальянкой родом из Женевы, кудрявой брюнеткой Флоранс Илли Хворостовский уже четырнадцать лет. Познакомились на сцене. Дмитрий пел в женевском театре одного из первых своих Дон Жуанов, «в провинции — чтобы никто не слышал и не видел, как говорят, try out». Меццо-сопрано Илли исполняла партию подружки Дон Жуана.
— Я увидел девушку невероятной красоты. Тогда я еще пытался спасти свой прежний брак, в общем, держал себя сильно в руках, очень сильно, — Хворостовский натурально заключает себя в железные объятия. — А тут мы по воле режиссера должны были целоваться на сцене. И я ей говорю на репетиции: «Я женат, двое детей…» А она: «Ну и что?» Все было понятно с первого мгновения.
В 2003 году у пары родился сын Максим, еще через четыре года дочь Нина. Жену Хворостовский зовет на русский манер Флоша и показывает сейчас их фотографии с последнего семейного отдыха на озерах штата Нью-Йорк.
Выйдя замуж за Дмитрия, Флоранс тоже оставила сцену. Спрашиваю, как она относится к его статусу секс-символа.
— Флоранс очень умная женщина. Я читал интервью какого-то заслуженного человека. И там была одна интересная фраза: «Я нахожусь в прекрасном возрасте, когда у меня уже нет конфликта с тестостероном. Вся моя карьера прошла под его знаком, а сейчас я остыл и могу заниматься исключительно тем, что мой ум позволяет мне делать». Раньше или позже любой конфликт с тестостероном заканчивается, самец должен уйти. Правда, хотелось бы, чтобы позже.
Не скучает ли он по России, то скитаясь по друзьям, то возвращаясь домой, который теперь в викторианском особняке на юге Лондона?
— Никакой ностальгии нет, с русскими в Лондоне не вижусь. У меня в саду растет береза, но и пальма тоже есть. Ностальгия у меня по временам. Есть фотография, сделана на Енисее, когда я гостил у Виктора Астафьева в селе Овсянка. Ну, что еще. Мои дети говорят по-русски, жена тоже, я ее приучил. Этого достаточно.
И даже лучшие театры страны не могут убедить его вернуть московскую прописку.
— Я юношей, второкурсником, попал в советский театр, с этой его системой репертуарной, где каждый ждет своей очереди. Они же все там как пауки в банке: сильный пожирает слабых. Друзья становятся недругами — зачем мне это нужно?! Я прекрасно живу как свободный художник, люблю и уважаю всех. Кому надо — помогаю, недругов не замечаю. Никто меня не волен ни заставить, ни упрекнуть. Я получил то, к чему всю свою жизнь стремился. Нет, меня никогда не покидало ощущение, что я любимый и желанный в своей стране. Просто мои творческие интересы не принадлежали России. После победы на конкурсе Глинки, еще до Кардиффа, я получил от Большого театра предложение перейти из Красноярска, где я уже был солистом, в их стажерскую труппу. Я отказался. Александр Лазарев, тогдашний главный дирижер, обещал меня приглашать, но ни разу не пригласил. После этого руки у меня были развязаны.
Через три дня Дмитрий Хворостовский появляется на сцене Большого зала Консерватории — лучезарный, сиятельный, в черном смокинге с широкими лацканами, расшитыми мелкими стразами. Концерт пора начинать, но партер еще не полон, зрители продолжают рассаживаться. Хворостовский стоит несколько минут, созерцая Москву, как булгаковский Воланд на Воробьевых горах. А потом, не дождавшись тишины, начинает петь.
Стиль: Vadim Galaganov/GQ. Прически: Марина Мелентьева/THE AGENT. Груминг и макияж: Алексей Кузин. Маникюр: Алена Балтыш/THE AGENT. Сет-дизайн: Наталия Обухова/AD. Модели: Анастасия Белкина, Ольга Сухенко, Алиса Бачурина/BLACK MODEL MANAGEMENT. Ассистент фотографа: Денис Авраменко. Ассистент стилиста: Полина Ладонщикова. Ассистент парикмахера: Динара Самигулина. Ассистент визажиста: Юлия Володзько. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Александра Ткаченко. Редакция благодарит магазин Armani Casa за помощь в проведении съемок.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.
Фото: Danil Golovkin
Болезнь и возвращение к музыке
В начале лета 2020 года появились сообщения о том, что врачи диагностировали у Дмитрия Хворостовского страшную болезнь – опухоль мозга.
Певец подтвердил это и объявил о временном прекращении концертной и гастрольной деятельности в связи с предстоящим лечением. Голос Дмитрия при этом не пострадал, болезнь сказалась на равновесии, которое ему тяжело было удерживать, нарушена была координация движений, часто кружилась голова, появились проблемы со слухом и зрением.
Очень хорошо, что болезнь обнаружили на ранней стадии. Дмитрий прошёл курсы консервативного лечения в лондонской онкологической клинике.
Осенью 2020 года в Нью-Йорке в «Метрополитен Опере» Хворостовский вернулся на мировую сцену, он выступил с Анной Нетребко.
Это была опера «Трубадур» Джузеппе Верди и блестяще исполненная Дмитрием партия графа ди Луна. Охапки белоснежных роз падали к ногам певца, как знак того, что мир восхищён человеком, победившим рак головного мозга.
Болезнь
25 июня 2020 года стало известно, что Хворостовский временно до конца августа приостанавливает свою концертную деятельность в связи с состоянием здоровья. На официальной странице известного оперного певца было опубликовано сообщение о том, что в связи с серьезной болезнью Дмитрий отменяет все свои выступления до конца августа.
Врачи поставили Хворостовскому страшный диагноз — опухоль мозга. Когда именно артист узнал о своей болезни, достоверно неизвестно, однако за неделю до публикации он был вынужден отменить свое выступление в Венском театре. Голос исполнителя не пострадал, но Хворостовский испытывал проблемы с равновесием.
Дмитрий решительно был настроен победить недуг.