Дмитрий Хворостовский Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение СодержаниеДмитрий Хворостовский: биографияКарьераБолезньЛичная жизньСмерть9 фактов о Дмитрии Хворостовском, которые


Детские и школьные годы

Дмитрий родился в Красноярске 16 октября 1962 года в интеллигентной семье. Его папа, Александр Степанович, по профессии был инженером-химиком. Мама, Людмила Петровна, трудилась в местной больнице на престижной должности врача-гинеколога. Отец Дмитрия обожал музыку, сам играл на фортепиано, пел, у него был потрясающий глубокий баритон, который достался сыну по наследству. Вечера семья проводила в гостиной, где стояло фортепиано. Александр Степанович играл и пел, подпевала ему мама, а позднее к ним стал присоединяться сынок. А ещё папа имел большую коллекцию пластинок с композициями мировых оперных певцов. Так что маленького Диму с ранних лет окружала музыка. Уже в четыре годика он начал петь, его первыми песнями стали народные композиции и старинные романсы. У мальчика уже тогда появились кумиры:

  • Мария Каллас;
  • Этторе Бастианини;
  • Фёдор Шаляпин;
  • Тито Гобби.

Знакомые Хворостовских, слушая пение маленького Дмитрия, в шутку говорили его родителям, что их мальчик вырастет знаменитым певцом. Разве могли они тогда предположить, что эти шутки станут явью, а из Димы получится не просто певец, а покоритель мировой оперной сцены?

С музыкальным инструментом Дмитрий начал знакомиться тоже довольно рано. Первым его педагогом стал отец, который обучал сына игре на фортепиано.

В 7 лет Дима пошёл в обычную общеобразовательную школу, которая находилась рядом с домом. Но, чувствуя, что ребёнок буквально тянется к искусству, родители решили параллельно отдать сына в музыкальную школу.

Учёба Дмитрию давалась нелегко: ни хорошими оценками, ни примерным поведением в школе он не отличался.

Преподаватели в музыкальной школе пророчили ему будущее пианиста. Но Хворостовский выбрал для себя иной путь.

Студенчество

Получив аттестат о среднем образовании, Дмитрий решил стать студентом музыкального отделения Красноярского педагогического училища имени А. М. Горького. В это же самое время у юноши появилось сильное увлечение такой модной на тот момент роковой музыкой. Причём ему очень хотелось походить на рок-музыкантов не только внешне, но и внутренне.

Помимо обучения Дмитрий начал выступать с красноярским музыкальным коллективом «Радуга» в качестве солиста и клавишника. Направления музыки у группы были разные, пели они в основном в клубах и ресторанах. Поведение Хворостовского со школы ничуть не поменялось, он ещё больше принимал участие в драках и потасовках, любил подебоширить, часто и подолгу пропускал занятия в училище, уходя в загул с музыкантами «Радуги». Одно время он вообще хотел забросить учебное заведение, но одумался и всё-таки получил диплом преподавателя музыки.

С 1982 года Дмитрий продолжил учёбу на вокальном факультете Красноярского института искусств. Благодаря знакомствам и связям родителей ему удалось попасть в группу лучшего преподавателя Екатерины Йофель.

Первоочередной задачей было переучить его с хормейстера на солиста. Первые два курса дались очень тяжело. Дмитрия многое раздражало, ведь его характер отличался вспыльчивостью и нетерпеливостью. Но к третьему курсу всё наладилось, Хворостовский научился понимать свою преподавательницу с полуслова. Он не пропустил ни одного её занятия и до сих пор вспоминает с особой благодарностью все уроки Екатерины Йофель. Институт Дмитрий окончил с красным дипломом.

Музыкальная карьера

Будучи студентом института искусств, Хворостовский начал выступать. Сначала это были симфонические концерты, а потом и постановки в Красноярском театре оперы и балета. В 1985 году его зачислили в театральную труппу.

Начиналось всё со второстепенных партий, но совсем скоро уникальный голос, невероятное трудолюбие и талант сделали своё дело: Хворостовский стал первым голосом. Он исполнял оперы Гуно и Верди, Чайковского и Леонкавалло.

В 1986 году Хворостовский принял участие во Всероссийском конкурсе вокалистов, на котором стал лауреатом. Ещё через несколько месяцев он покорил и Всесоюзный конкурс.

Когда пришло время получать диплом, Дмитрий для себя уже принял решение – строить свою музыкальную карьеру в Европе. Он участвовал во всех конкурсах вокалистов международного уровня. Первое такое участие во Франции сразу же принесло Хворостовскому Гран-при. В Ницце в оперном театре состоялся его европейский дебют, а в Тулузе он одержал победу. Это был 1988 год.

В следующем 1989 году Дмитрий поехал в Уэльс. В его столице Кардиффе британской компанией ВВС проводился международный фестиваль вокалистов. Впервые за четыре года на нём появился представитель России. Любимые партии Дмитрия из опер Верди и Чайковского, исполненные им на этом конкурсе, покорили всех без исключения. Кто-то в жюри даже сравнил его с Лучано Паваротти. Победа была безоговорочной, весь мир узнал о талантливом российском оперном певце. Хворостовский стал получать приглашения выступать на лучших мировых оперных сценах:

  • Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне;
  • театр «Новая опера» в Москве;
  • Государственные оперы в Баварии, Вене и Берлине;
  • Мариинский театр в Санкт-Петербурге;
  • театр Ла Скала в Милане;
  • Лирическая опера в Чикаго;
  • Метрополитен-опера в Нью-Йорке;
  • театр Колон в Буэнос-Айресе.

В Америке певец дебютировал в 1990 году с оперой «Пиковая дама» Чайковского. Его выступление сразу произвело такой фурор, что заключила с ним контракт на запись альбомов. Вышло более двадцати пластинок с сольными программами и сборниками оперных арий в исполнении Хворостовского. А альбом «Очи черные», где Дмитрий пел романсы и русские народные песни, побил все рекорды популярности в Европе и США.

С 1994 года Хворостовский переехал в Лондон, где купил пятиэтажный особняк, позднее он стал гражданином Великобритании.

Про родину он никогда не забывал. Наряду с мировыми гастрольными турне, он очень много выступает в российских городах. В 2004 году состоялся концерт Дмитрия на Красной площади в сопровождении симфонического оркестра. Это выступление транслировалось по национальным телевизионным каналам.

За свои заслуги в мире искусства Дмитрий Хворостовский был награждён:

  • званиями Почётного гражданина Красноярска, Кемеровской области, Красноярского края;
  • Государственной премией РСФСР;
  • орденом Александра Невского.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека
    Record #13010406X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. SNAC (англ.) — 2010.
  3. Find a Grave (англ.) — 1995. — ed. size: 165000000
  4. Store norske leksikon (бук.) — 1978.
  5. Иофель Екатерина Константиновна // Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. / Гл. ред. В. А. Ламин. Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2009.
  6. Opera star Dmitri Hvorostovsky told to pay more to ex-wife
  7. 12Тамара Ходова.
    Оперная звезда и настоящий рокер: из жизни ушел Дмитрий Хворостовский
    (неопр.)
    . РИА Новости. Дата обращения 27 ноября 2020.
  8. David Mermelstein «I Have to Fly in Order to Sing»: He settled in London in 1994 and is now a citizen of both Britain and Russia
    .
  9. Татьяна Вишневская.
    Лирическая вселенная Свиридова (интервью с пианистом М. А. Аркадьевым)
    (неопр.)
    .
    Дмитрий Хворостовскийː неофициальный сайт
    . Администрация сайта [email protected] Дата обращения 24 ноября 2020.
  10. Концерт Хворостовского и Крутого Дежа вю, билеты на концерт Хворостовского, заказ билетов на шоу Дежа вю
  11. Концерт на десять миллионов Дмитрий Хворостовский и его друзья продолжают сотрудничество с Русфондом (рус.). Коммерсант (15 июля 2016). Дата обращения 28 августа 2020.
  12. Прощайте, друг! Ушел великий человек Дмитрий Хворостовский (неопр.)
    (24 ноября 2017). Дата обращения 24 ноября 2020.
  13. У Дмитрия Хворостовского обнаружили опухоль мозга, lenta.ru (Проверено 25 июня 2015)
  14. Новости о летних выступлениях Дмитрия Архивная копия от 8 июля 2017 на Wayback Machine, hvorostovsky.com (Проверено 25 июня 2015)
  15. Gazeta.ru, 25 июня 2020. Хворостовский будет лечиться в Лондоне
  16. В возрасте 55 лет ушел из жизни народный артист России, великий оперный певец Дмитрий Хворостовский (неопр.)
    . Первый канал (22 ноября 2017). Дата обращения 24 ноября 2017.
  17. Хворостовский выступил в Москве впервые после курса лечения
  18. Хворостовский на открытии исторической сцены «Геликон-оперы»
  19. Хворостовский отменил выступление в Вене ради химиотерапии (неопр.)
    . Lenta.ru. Дата обращения 19 февраля 2020.
  20. Хворостовский о своем самочувствии после химиотерапии (неопр.)
    . Дни.ру. Дата обращения 19 февраля 2020.
  21. Хворостовский отказался от дебюта в Большом театре по состоянию здоровья (неопр.)
    . РИА Новости. Дата обращения 19 февраля 2020.
  22. Хворостовский перенес концерт в Красноярске из-за болезни (неопр.)
    . Дата обращения 19 февраля 2020.
  23. Хворостовский с травмированным плечом выступил в родном Красноярске: «Должен был вернуться!» (неопр.)
    . Дата обращения 4 июня 2020.
  24. 12
    Умер Дмитрий Хворостовский
    (неопр.)
    . РБК (22 ноября 2017).
  25. 12
    Дмитрий Хворостовский умер.
    (неопр.)
    .
  26. Маликов сообщил о кончине Хворостовского.
  27. Умер Дмитрий Хворостовский
  28. Близкая подруга Хворостовского о его последних днях. Поэтесса Лилия Виноградова долгие годы дружила с артистом и была с ним рядом до конца (рус.), КП
    (23 ноября 2017). Дата обращения 23 ноября 2020.
  29. Семья Хворостовского опубликовала заявление после его смерти
  30. Соболезнования родным и близким Дмитрия Хворостовского
  31. На Новодевичьем кладбище захоронили прах Хворостовского
  32. Капсулу с прахом Хворостовского заложили в основание будущего памятника в Красноярске
  33. Новости и События — Diocese of Sourozh (неопр.)
    . www.sourozh.org. Дата обращения 11 февраля 2020.
  34. Софья Бенуа.
    Дмитрий Хворостовский: две женщины и музыка. — М.: Алгоритм, 2015. — С. 83—91. — 224 с. — ISBN 978-5-4438-1001-0.
  35. Дмитрию Хворостовскому увеличили сумму алиментов, «Комсомольская правда». (недоступная ссылка)
  36. Бывшая жена требует у Хворостовского на содержание 12 миллионов рублей, «Комсомольская правда»
  37. Straight out of Siberia (англ.). Los Angelos Times (11 April 2004). Дата обращения 23 ноября 2020.
  38. Флоранс Хворостовская: «Дмитрий научил меня делать сибирские пельмени», «Труд», 19.11.2009.
  39. Florence в Instagram: «Today is my son’s 15th birthday! Words are not enough to tell you how much I love you and how proud I am of you!! You’ve grown in such a…» (рус.). Instagram. Дата обращения 9 июля 2020.
  40. Экспортный вариант, «Русский курьер». (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 5 февраля 2010. Архивировано 1 декабря 2008 года.
  41. Florence в Instagram: «And today it’s the birthday of my beautiful, talented, sweet, cheeky Nina. Already 11!!! Keep smiling my love. You have the most beautiful…» (рус.). Instagram. Дата обращения 9 июля 2020.
  42. Мария Бабалова.
    Второй попытки не будет
    (неопр.)
    . Российская газета (30 мая 2016). Дата обращения 19 февраля 2017.
  43. Хворостовского посмертно выдвинули на «Грэмми»
  44. Имя Хворостовского официально присвоили театру оперы и балета в Красноярске — Новости (Культура) / Sibnovosti.ru (неопр.)
    . krsk.sibnovosti.ru. Дата обращения 8 марта 2020.
  45. В Красноярск прилетел самолёт “Дмитрий Хворостовский»
  46. Главная — ГПОУ «Прокопьевский областной колледж искусств имени народного артиста РФ Д.А. Хворостовского» (неопр.)
    . www.music-prk.ru. Дата обращения 13 марта 2020.
  47. Семёнов Д. В «Геликон-опере» установили бюст Дмитрия Хворостовского // Телеканал «Звезда», 22.11.2018
  48. В «Геликон-опере» почтили память Дмитрия Хворостовского, ТАСС
    (21 ноября 2018). Дата обращения 27 ноября 2020.
  49. Указ Президента РФ от 31 мая 2020 г. №246 «О присвоении аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством».
  50. Памятник оперному певцу Дмитрию Хворостовскому установили в Красноярске (неопр.)
    . ИА «ТАСС» (23 сентября 2019). Дата обращения 23 сентября 2019.
  51. Памятник Дмитрию Хворостовскому открыли на Новодевичьем кладбище ТВ «Культура» (16 октября 2019).
  52. https://dejavu-pro.ucoz.ru/publ/1-1-0-36 (недоступная ссылка с 23-11-2017 [921 день])
  53. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 апреля 1990 год «О присвоении почетного звания „Заслуженный артист РСФСР“ Хворостовскому Д. А.»
  54. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 66 «О присуждении Государственных премий РСФСР 1991 года в области литературы и искусства»
  55. Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 1995 год № 820 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  56. Почетные граждане Красноярска
  57. «Соотечественниками года» названы певец, писатель и два ветерана Великой Отечественной войны, ИА REGNUM
    , ИА REGNUM (Москва, 9 декабря 2005, 15:46 — REGNUM). Дата обращения 26 ноября 2020.
  58. Аман Тулеев выразил глубокие соболезнования от всех кузбассовцев родным и близким оперного певца, народного артиста РФ, Почетного гражданина Кемеровской области Дмитрия Хворостовского (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 25 ноября 2020. Архивировано 24 ноября 2020 года.
  59. Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 14 июля 2006 года № 1765 «О присвоении звания „Почётный гражданин Кемеровской области“»
  60. Дмитрий Хворостовский получил престижную премию Opera News Award
  61. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 года № 505 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  62. Закон Красноярского края от 15 октября 2020 года № 9-3657 «О присвоении почетного звания „Почетный гражданин Красноярского края“ Хворостовскому Дмитрию Александровичу»
  63. Астахов наградил Хворостовского медалью «За заслуги в деле защиты детей» / KM.RU
  64. Gramophone Hall of Fame (англ.). Gramophone. Дата обращения 2 января 2020.
  65. Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2020 года № 416 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  66. Павел Астахов: У Дмитрия Хворостовского был сложный путь к Богу
  67. BraVo: в Москве вручили премию в области классической музыки (рус.), РИА Новости
    (11 марта 2018). Дата обращения 12 марта 2020.

Личная жизнь

Со своей первой женой танцовщицей из кардебалета Светланой Ивановой Дмитрий познакомился ещё в Красноярском театре. За плечами Светы уже был один брак, она самостоятельно воспитывала дочь. Но Дмитрия это не смущало, он влюбился, как мальчишка.

В течение двух лет продолжался их роман, в конце концов Светлана с дочерью переехала к Дмитрию в коммунальную квартиру. Вскоре они сыграли свадьбу, и Хворостовский удочерил дочь Светы от первого барка Марию. Хотя многие друзья отговаривали его от женитьбы, потому что у Светланы была не слишком хорошая репутация.

В 1994 году семья уехала в Лондон, там Света родила двойняшек Даниила и Александру. Дети появились на свет в 1996 году, и буквально вскоре после этого в семье начались разлады. Супруга не хотела изучать английский язык, мужу она стала уделять гораздо меньше времени, они начали отдаляться друг от друга, что привело к увлечению Дмитрия алкоголем.

Последней каплей стала измена Светланы, в 1999 году они с Дмитрием расстались и через два года официально оформили развод. Дело было громким, Светлана отсудила дом, машины, квартиру, годовое содержание в 170 тысяч фунтов стерлингов.

Через 10 лет она вновь завела судебный процесс, в котором требовала увеличить её годовое содержание в связи с тем, что доход бывшего супруга стал намного больше. Светлана своего добилась, и сумма годового содержания выросла в два раза, до 340 тысяч фунтов стерлингов.

31 декабря 2020 года в Лондоне Светлана скончалась, дети уже довольно взрослые, девочка Александра художница, мальчик Даниил играет на гитаре в рок-группе.

Свою вторую супругу Флоранс Дмитрий ласково называет Флоша. Так впервые он сказал ей, когда признавался в любви. Она тогда ещё совсем плохо понимала по-русски, хотя обожала всё, что связано с Россией, прочла полное собрание сочинений Достоевского и Чехова на французском языке.

Познакомились они в 1999 году на репетициях. Флоранс – певица, родом из Женевы, происхождение у неё итальяно-швейцарское, девичья фамилия Илли. Дмитрий понравился ей сразу, она предпринимала попытки сблизиться с ним, но он тогда ещё был женат и вёл себя, как подобает приличному семьянину.

Развод с первой женой, постоянные суды дали о себе знать и сказались на здоровье Хворостовского: открылась язва желудка, началась жуткая депрессия, которую певец снова пытался заглушить алкоголем.

На помощь пришла Флоранс, она вытащила его из этого ужасного состояния. С 2001 года они стали жить вместе, в 2003 Флоранс родила сынишку Максима, в 2007 – дочь Нину.

Флоранс учится у Дмитрия всему русскому, он даже обучил жену лепке сибирских пельменей. Очень часто она сопровождает супруга в его гастрольных турах.

Митина любовь

«Выглядит он, как молодой Рудольф Нуреев, а поет, как Павел Лисициан», — написал английский оперный критик Алан Блайт, увидев Дмитрия Хворостовского в 1989 году на конкурсе «Певец мира» в Кардиффе. Это была высшая похвала: невозвращенец Нуреев числился тогда эталонным танцовщиком, а виртуозный Лисициан, в 1960-м первым из отечественных певцов после Шаляпина выступивший на сцене Метрополитен-опера, — примерным русским вокалистом. Рослый и атлетичный Хворостовский — тогда ему было двадцать шесть — вышел на сцену во фраке, купленном в долг, спел на чистейшем итальянском Генделя с Верди — и победил. После первого тура у него уже был западный профессиональный агент, на следующий день после финала — контракт со звукозаписывающим гигантом Philips. Дебюты в Лондоне, Нью-Йорке случились в течение года. Так началась самая стремительная карьера в классическом вокале последнего двадцатилетия. В 1991 году, сняв Хворостовского в черной коже и с прищуром Марлона Брандо, американский журнал People так и формулировал: настоящая рок-звезда.

«Не много в современной опере таких ярких артистов, хотя сейчас опера помолодела, певцы стали сексуальными, подтянутыми, медийными. Роскошный голос, блестящая техника и актерский талант: Дмитрий задал новые стандарты исполнения», — говорит о коллеге и друге Анна Нетребко. Хворостовский пел с ней десятилетие назад в «Войне и мире» в Метрополитен-опера. И он же станет ее первым Онегиным: в апреле в Вене русская примадонна исполнит свою первую в карьере Татьяну.

В англоязычной прессе его называют, употребляя определенный артикль, обозначающий исключительность: The Russian Baritone. Образцовый Евгений Онегин, князь Елецкий из «Пиковой дамы», Болконский в «Войне и мире», Хворостовский не просто царит в русском репертуаре, хотя и обращается к нему теперь все реже: он давно уже вердиевский баритон мирового уровня, одинаково убедительный почти во всем спектре, от трогательного компримарио Жермона-отца в «Травиате», коронной партии Лисициана, до трагических Риголетто и Симона Бокканегры, главных героев одноименных опер.

При этом Хворостовский совершает регулярные и масштабные экскурсы в прочие вокальные сферы. Исполняет барочные арии и русские романсы, песни из репертуара Марка Бернеса и Иосифа Кобзона. В Юрмале на «Новой волне» спел шлягеры, специально созданные для него Игорем Крутым, — даже записал на один клип в духе Леди Гаги. Восьмого декабря в мировых кинотеатрах (в Москве — в «35 мм») в рамках проекта The Met: Live in HD будут транслировать в прямом эфире золотую оперу Верди «Бал-маскарад», новую постановку Метрополитен-опера. Хворостовский будет петь в ней партию Ренато, уязвленного мужа, ставшего злодеем. Это его третья за год премьера в Метрополитен: зимой прогремела «Эрнани», весной «Травиата». Дальше, в феврале, — возобновление «Дона Карлоса» в той же Метрополитен, в апреле — «Евгений Онегин» с Нетребко, а еще концерты в Карнеги-холле в Нью-Йорке, в Мюнхене, в Кремлевском дворце в Москве.

— Мне пятьдесят, жизнь для баритона только начинается. Да и в личном смысле дальше будет, думаю, лучше. Я помню и свое двадцатилетие, и тридцатилетие. Было много вопросов и очень мало ответов. Неуверенность, боязнь восполнялись петушиной смелостью, пафосом. Сейчас я учусь чувствовать себя свободным, наслаждаться жизнью. Не только работать, но и получать удовольствие от того, что делаю. Этому я никогда не учился, а вот сейчас хочу. Мои обращения к эстраде, к легким жанрам — часть этого. Я всегда шел своим путем, рушил стереотипы, мог нравиться или не нравиться, делать ошибки — но это были мои ошибки и мои победы. Карузо тоже пел песенки, написанные современниками. Весь вопрос, как их исполнять.

На концертах он в открытую заигрывает с публикой и партнерами. Однажды, исполняя в Альберт-холле куплеты Эскамильо из «Кармен», в финале арии вдруг выхватил из-за пазухи — не ради драматического эффекта, а просто чтобы поприветствовать зрителей — британский флаг и стал размахивать им в такт, держа при этом ноту. Или взять его «дуэли» с дирижерами, о которых певец сейчас рассказывает смеясь:

— Бывает, пою несколько фраз в произведении на одном дыхании. Это тяжело: наступает гипоксия. А дирижер подстраивает оркестр под мой темп, играет все медленнее и медленнее. В следующий момент у меня уже глаза начинают из орбит вылезать от длительности нот. Есть один дирижер, который в такие моменты смотрит мне прямо в глаза из ямы и улыбается. А меня потом тонкие ценители музыкальной классики вроде вас спрашивают, что же это я так медленно пою, не по партитуре.

С внешним видом у Хворостовского теперь тоже свободные отношения. На съемку для VOGUE, например, он приезжает в майке с глубоким вырезом, в котором виден медальон — парящий орел на цепи, сверху — джинсовый полосатый жилет, венчают образ красные солнцезащитные очки («купил в Токио»). Фраков от Зайцева Хворостовский давно уже не носит. Чаще предпочитает выступать во френче с воротником-стойкой или деконструированных мягких пиджаках, вместо бабочки — распахнутый ворот. А то и просто выходит к публике в рубашке, как Ив Монтан.

— Галстуки я и в школе не любил. Когда-то раньше, когда был такой пухленький, одевался в Armani. А теперь мне стал нравиться Ermanno Scervino. Еще Dolce & Gabbana, Gucci, Balmain. Концертные костюмы мне сделали московские ребята из Freshart. Что вы улыбаетесь? Они стараются быть ни на кого не похожими, а такое я двумя руками поддерживаю. Я сам такой.

У него каменные бицепсы и грудная клетка культуриста. По утрам, если вечером нет выступлений, певец ходит в спортивный зал. Приседает с гантелями, делает жим от груди — может поднять штангу в сто сорок килограммов. Хорошо плавает вольным стилем.

Неужели даже в этом он не хочет плыть по течению? Раньше считалось, что спорт для певцов — табу, и уж тем более тяжелая атлетика: вредно для певческих мышц. Зачем превращаться в Конана-варвара, если и так секс-символ?!

— Смотрите, я ведь лучше всех в мире пою, да? — смеется Хворостовский. — Значит, для голоса не вредно. А если серьезно, очень много моих более молодых коллег в оперном мире сейчас занимаются спортом. У меня, например, нет цели сильно раздаваться в плечах, потому что, видите, и так уже проблемы с костюмом. Но так я чувствую себя в тонусе. Разве плохо, когда у тебя много сил и энергии! Обычно оперные певцы после каждого спектакля теряют несколько килограммов. А я, когда пою, мало потею, даже если одет в тяжелый сценический костюм. Мышечная масса помогает. В «Риголетто» три часа хожу и пою полусогнутый, из-за горба. Раньше спина болела после спектакля, теперь гораздо меньше.

Еще в позапрошлом году Хворостовский открыл для себя моржевание.

— После спектакля зимой — ну, правда, в Нью-Йорке, но все равно минусовая температура — плавал в речке. И абсолютно не болел. Никак на голосе не сказалось. В детстве я был болезненным ребенком, худеньким. С возрастом понял, что нужно владеть и своим духом, и телом. Короче, владеть собой.

Он задумывается, когда я спрашиваю, откуда же родом эти его сила и желание бороться с предрассудками.

— Из детства, — отвечает после паузы.

Отец Хворостовского был инженером-химиком, обожал петь и аккомпанировал себе на фортепиано, мать работала гинекологом. В три года Дмитрий начал отцу подпевать, в семь был отдан в музыкальную школу в класс фортепиано. Подростком, будучи большим поклонником рока, чуть было не бросил академические штудии — стал клавишником и фрон. Играли в ресторанах и клубах Красноярска всё — от диско до регги.

Как и подобает рокеру, Дмитрий был, по его словам, слишком буйный. Дрался так, что нос сломан в нескольких местах. Уходил в загулы. Привычки не изменились, даже когда он бросил «Радугу», поступил в музыкальный институт, еще студентом стал солистом Красноярского театра, в двадцать лет получил от местного крайкома партии квартиру, а вскоре после победы в Кардиффе переехал в Москву.

— Моя московская квартира в начале девяностых была одним из самых бойких мест. Заходили совершенно посторонние люди, которых я даже не помнил. Сплошной загул. Было трудно от всего этого отстраниться. В середине девяностых мне предлагали на Западе стать лицом водки «Столичная», я отказался: посчитал, что стыдно еще и рекламировать это. В общем, родители настрадались. Всю жизнь я им что-то доказываю. Интересно, что это не прошло, наоборот, превратилось в навязчивую идею. Недавно, например, родители были на моем «Симоне Бокканегре» в Вене. Я в тот день заболел так, что вообще хотел прервать спектакль. В антракте меня уговорили продолжать, в общем, допел до конца. Родители были удручены, хотя из зрителей никто ничего не понял: ну пел и пел. Через несколько дней я выздоровел и хорошо спел последнего своего Симона. Мама после спектакля подошла ко мне и говорит: «Да, Дима, ты реабилитировался за это свое кхе-кхе в прошлый раз!» Понимаете?

Хворостовский совсем не пьет уже десять лет, не курит. А в рекламе все-таки снялся — итальянского шоколада Ferrero Rocher. Ролик крутили весной: Хворостовский съедает конфету и выдает на-гора куплеты Эскамильо. Тонко чувствующие получили еще один повод уколоть певца.

— Да я всегда любил эти конфетки! — объясняет Дмитрий без тени смущения. — Я сладкоежка.

— Певцам же шоколад нельзя! — удивляюсь я.

— Опять вы со своим «нельзя-можно». Можно, если осторожно.

Демоны прошлых лет помогают ему петь так, как он поет, говорит Хворостовский. И благодарит за поднятую острую тему:

— Надо бы перечитать «Гойю» Фейхтвангера. О дьяволе, с которым борется артист. Он в каждом из нас, и чем больше талант, тем больше дьявола. В Красноярске в институте искусства у нас было такое задание — публичное одиночество. Требовалось делать на публике то, что бы мы делали наедине с самими собой. Это было неприятно и трудно, практически невыполнимо. Но когда пошли мои первые конкурсы, я чувствовал себя на сцене королем. И до сих пор до выхода на сцену я могу сомневаться, мне бывает даже плохо от нервов. Но, ступив на сцену, преображаешься тут же. И когда уже ты дошел до этого уровня, как звучит твой голос — не самое важное.

В 1994 году Хворостовский переехал на постоянное место жительства в Лондон, купил пятиэтажный дом. Тогда певец был женат на Светлане, артистке кордебалета, с которой познакомился еще студентом в Красноярском театре оперы и балета. Когда началась международная карьера мужа, Светлана завершила свою, в 1996 году родились близнецы Александр и Данила. В 2001-м пара развелась.

С нынешней женой, полуфранцуженкой-полуитальянкой родом из Женевы, кудрявой брюнеткой Флоранс Илли Хворостовский уже четырнадцать лет. Познакомились на сцене. Дмитрий пел в женевском театре одного из первых своих Дон Жуанов, «в провинции — чтобы никто не слышал и не видел, как говорят, try out». Меццо-сопрано Илли исполняла партию подружки Дон Жуана.

— Я увидел девушку невероятной красоты. Тогда я еще пытался спасти свой прежний брак, в общем, держал себя сильно в руках, очень сильно, — Хворостовский натурально заключает себя в железные объятия. — А тут мы по воле режиссера должны были целоваться на сцене. И я ей говорю на репетиции: «Я женат, двое детей…» А она: «Ну и что?» Все было понятно с первого мгновения.

В 2003 году у пары родился сын Максим, еще через четыре года дочь Нина. Жену Хворостовский зовет на русский манер Флоша и показывает сейчас их фотографии с последнего семейного отдыха на озерах штата Нью-Йорк.

Выйдя замуж за Дмитрия, Флоранс тоже оставила сцену. Спрашиваю, как она относится к его статусу секс-символа.

— Флоранс очень умная женщина. Я читал интервью какого-то заслуженного человека. И там была одна интересная фраза: «Я нахожусь в прекрасном возрасте, когда у меня уже нет конфликта с тестостероном. Вся моя карьера прошла под его знаком, а сейчас я остыл и могу заниматься исключительно тем, что мой ум позволяет мне делать». Раньше или позже любой конфликт с тестостероном заканчивается, самец должен уйти. Правда, хотелось бы, чтобы позже.

Не скучает ли он по России, то скитаясь по друзьям, то возвращаясь домой, который теперь в викторианском особняке на юге Лондона?

— Никакой ностальгии нет, с русскими в Лондоне не вижусь. У меня в саду растет береза, но и пальма тоже есть. Ностальгия у меня по временам. Есть фотография, сделана на Енисее, когда я гостил у Виктора Астафьева в селе Овсянка. Ну, что еще. Мои дети говорят по-русски, жена тоже, я ее приучил. Этого достаточно.

И даже лучшие театры страны не могут убедить его вернуть московскую прописку.

— Я юношей, второкурсником, попал в советский театр, с этой его системой репертуарной, где каждый ждет своей очереди. Они же все там как пауки в банке: сильный пожирает слабых. Друзья становятся недругами — зачем мне это нужно?! Я прекрасно живу как свободный художник, люблю и уважаю всех. Кому надо — помогаю, недругов не замечаю. Никто меня не волен ни заставить, ни упрекнуть. Я получил то, к чему всю свою жизнь стремился. Нет, меня никогда не покидало ощущение, что я любимый и желанный в своей стране. Просто мои творческие интересы не принадлежали России. После победы на конкурсе Глинки, еще до Кардиффа, я получил от Большого театра предложение перейти из Красноярска, где я уже был солистом, в их стажерскую труппу. Я отказался. Александр Лазарев, тогдашний главный дирижер, обещал меня приглашать, но ни разу не пригласил. После этого руки у меня были развязаны.

Через три дня Дмитрий Хворостовский появляется на сцене Большого зала Консерватории — лучезарный, сиятельный, в черном смокинге с широкими лацканами, расшитыми мелкими стразами. Концерт пора начинать, но партер еще не полон, зрители продолжают рассаживаться. Хворостовский стоит несколько минут, созерцая Москву, как булгаковский Воланд на Воробьевых горах. А потом, не дождавшись тишины, начинает петь.

Стиль: Vadim Galaganov/GQ. Прически: Марина Мелентьева/THE AGENT. Груминг и макияж: Алексей Кузин. Маникюр: Алена Балтыш/THE AGENT. Сет-дизайн: Наталия Обухова/AD. Модели: Анастасия Белкина, Ольга Сухенко, Алиса Бачурина/BLACK MODEL MANAGEMENT. Ассистент фотографа: Денис Авраменко. Ассистент стилиста: Полина Ладонщикова. Ассистент парикмахера: Динара Самигулина. Ассистент визажиста: Юлия Володзько. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Александра Ткаченко. Редакция благодарит магазин Armani Casa за помощь в проведении съемок.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Danil Golovkin

Болезнь и возвращение к музыке

В начале лета 2020 года появились сообщения о том, что врачи диагностировали у Дмитрия Хворостовского страшную болезнь – опухоль мозга.

Певец подтвердил это и объявил о временном прекращении концертной и гастрольной деятельности в связи с предстоящим лечением. Голос Дмитрия при этом не пострадал, болезнь сказалась на равновесии, которое ему тяжело было удерживать, нарушена была координация движений, часто кружилась голова, появились проблемы со слухом и зрением.

Очень хорошо, что болезнь обнаружили на ранней стадии. Дмитрий прошёл курсы консервативного лечения в лондонской онкологической клинике.

Осенью 2020 года в Нью-Йорке в «Метрополитен Опере» Хворостовский вернулся на мировую сцену, он выступил с Анной Нетребко.

Это была опера «Трубадур» Джузеппе Верди и блестяще исполненная Дмитрием партия графа ди Луна. Охапки белоснежных роз падали к ногам певца, как знак того, что мир восхищён человеком, победившим рак головного мозга.

Болезнь

25 июня 2020 года стало известно, что Хворостовский временно до конца августа приостанавливает свою концертную деятельность в связи с состоянием здоровья. На официальной странице известного оперного певца было опубликовано сообщение о том, что в связи с серьезной болезнью Дмитрий отменяет все свои выступления до конца августа.

Врачи поставили Хворостовскому страшный диагноз — опухоль мозга. Когда именно артист узнал о своей болезни, достоверно неизвестно, однако за неделю до публикации он был вынужден отменить свое выступление в Венском театре. Голос исполнителя не пострадал, но Хворостовский испытывал проблемы с равновесием.

Дмитрий решительно был настроен победить недуг.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]