Ирина Мазуркевич — актриса театра и кино, которая зрителям запомнилась по фильмам восьмидесятых. В девяностых она сыграла в двух картинах режиссера Астрахани. Сегодня актриса снимается мало, но задействована в нескольких спектаклях театра имени Акимова, которому отдала более четверти века. Биография и личная жизнь Ирины Мазуркевич — тема статьи.
Детство и юность
Ирина Мазуркевич родилась в белорусском городе Мозыре в 1958 году. В детстве занималась художественной гимнастикой. Окончив восемь классов, будущая актриса уехала из родного города и поступила в Горьковское театральное училище.
Ирине Мазуркевич было всего 16 лет, когда она сыграла первую роль в кино. Это был фильм «Чудо с косичками» режиссера Виктора Титова. Юная актриса сыграла роль гимнастки, прототипом которой является олимпийская чемпионка Ольга Корбут.
В биографии Ирины Мазуркевич часто упоминается имя Владимира Высоцкого. Считается, что легендарный бард и поэт сыграл в ее актерской судьбе решающую роль.
Актриса
Чудо с косичками (1974)
Несколько раз ее вызывали, отсматривали и отправляли домой. В кино предстояло сыграть знаменитую гимнастку Ольгу Корбут. Роль ответственная, требовала достоверности, и режиссер долго сомневался в актрисе. Но узнав, что Мазуркевич восемь лет занималась гимнастикой, все же утвердил именно ее. Часть упражнений актриса выполняет без дублерши.
Ее сразу заметили и критики, и киноманы, а режиссеры пристальнее присмотрелись к изящной и талантливой актрисе. Уже через год из десятков претендентов сам Владимир Высоцкий выбрал 16-летнюю Мазуркевич себе в партнерши в «Сказе о том, как царь Петр арапа женил».
Принято считать, что Высоцкий всерьез ухаживал за восходящей звездочкой, но в многочисленных интервью актриса опровергает сплетни. Говорит, что была совсем ребенком и даже не смотрела на великого Высоцкого, как на потенциального кавалера.
А он и не настаивал. Ирина искренне любила его, как актера, провожая взглядом каждый раз, когда, окончив работу, он отправлялся домой в окружении стайки поклонниц со светящимися глазами и разными подарками.
Зато влюбилась она быстро и на всю жизнь, но — гораздо позже и в совсем другого актера.
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Эта картина — вторая в фильмографии Ирины Мазуркевич. Личная жизнь актрисы не порождает сплетен. Она много лет была замужем, вырастила дочь, а теперь помогает ей в воспитании внуков. Но когда-то актрисе Ирине Мазуркевич приписывали роман с Владимиром Высоцким. В интервью она опровергает эти слухи, утверждая, что с бардом ее связывала только дружба. Все же именно благодаря Высоцкому Мазуркевич сыграла в фильме по произведению Александра Сергеевича Пушкина.
На роль Наташи Радищевой Александр Митта рассматривал множество претенденток, среди которых были в основном школьницы или студентки театральных вузов. После долгого отбора осталось только две кандидатуры. Одна из них — Ирина Мазуркевич.
Режиссер спросил у исполнителя главной роли, Владимира Высоцкого, с кем из актрис ему хотелось бы играть. Тот назвал имя героини этой статьи. Партнерами молодой актрисы на съемках картины Митты стали такие актеры, как Алексей Петренко, Михаил Кокшенов, Валерий Золотухин.
После выхода этого фильма Мазуркевич сыграла за три года всего в четырех кинолентах. Наиболее известная — «Трое в лодке, не считая собаки».
Ирина Мазуркевич
Она дебютировала в кино в пятнадцать лет, а совсем скоро, в фильме Александра Митты об арапе Петра Великого, играла в паре с самим Владимиром Высоцким. «О бедном гусаре замолвите слово» Эльдара Рязанова, «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана и еще несколько картин – в небольшой фильмографии актрисы нет ни одной проходной работы. То же самое на сцене: любой из четырех спектаклей театра комедии с участием Ирины Мазуркевич неизменно превращается в ее бенефис.
Родные не пытались отговорить вас от решения стать актрисой? А они просто не успели опомниться. Я росла в белорусском городе Мозыре, на реке Припяти, и имела смутное представление о том, как становятся актрисами. Но старшая сестра одной моей подруги сказала: «Ирка, ты так легко плачешь. Тебе надо во ВГИК!» Что за ВГИК, я тоже понятия не имела, но почувствовала, что у моих подруг какой-то сговор. Оказалось, они собираются в Горький – поступать в театральное училище. И я сказала: «Я с вами!» Вот так в пятнадцать лет я отправилась за тридевять земель. Прошла три тура, и меня взяли, несмотря на то что я не выговаривала буквы «ж» и «ш», да и сочетание «ре» у меня было слишком мягким.
И дальше все как по нотам? Нет. Я не понимала, во что вляпалась. Уезжать из Мозыря насовсем мне не хотелось: я влюбилась в мальчика из своего класса и не желала с ним расставаться. Но, вернувшись, узнала, что перебираться в другой город все равно придется – отца перевели на работу в Минск. И решила, что уж лучше поеду учиться.
А кем были ваши родители? Мама – учительницей. Отец сменил множество профессий, от фельдшера до начальника жилуправления. В Минск его перевели из-за того, что он не подписал одну бумажку. Сдавали новый дом, оставалось только написать, что котельная тоже готова к сдаче. Но это была неправда, отец отказался. Разбираться приехало высокое начальство из Минска. И вот через несколько лет, когда одному из этих начальников дали должность в министерстве, он вспомнил принципиального Мазуркевича и забрал его к себе в команду. Получается, что актрисой я стала потому, что отец отказался открыть котельную. (Смеется.)
Чем вам запомнилось студенческое время? Я снимала даже не квартиру, а диван у двух бабушек. Питаться приходилось одними пряниками с молоком. Помню, как я поехала в Ленинград на кинопробы, зашла в магазин напротив «Ленфильма» и впервые увидела витрину, где лежало мясо всех возможных категорий. Я подумала, что оно, наверное, не продается, а когда узнала, что это можно купить, набрала всего понемногу и повезла поскорее бабушкам, чтобы они знали, что хотя бы в Ленинграде мясо есть!
Актеры быстро приняли вас в свою среду? Мне повезло: я сразу оказалась на одной съемочной площадке с очень хорошими артистами, которые были еще и очень хорошими людьми, а это не всегда совпадает. Все меня опекали, я ведь была намного младше остальных, – сейчас этот мой «недостаток» уже проходит. Виктор Титов, Александр Митта и Эльдар Рязанов, режиссеры, с которыми я работала, не давали меня в обиду. А на съемках «Арапа Петра Великого» меня опекал еще и исполнитель главной роли – Владимир Высоцкий.
Ходят слухи, что не только опекал, но и был в вас влюблен. Эту тайну он унес с собой. А вот что касается моего мужа, актера Анатолия Равиковича, с которым мы познакомились уже в Театре имени Ленсовета, отрицать любовь не стану. Хотя поначалу мы скрывались – гулять ходили на Волковское кладбище, подальше от посторонних глаз.
Как случилось, что вы переехали в Ленинград? Председателем экзаменационной комиссии у нас в училище был главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров. Он увидел меня в дипломном спектакле и первым делом спросил: «Ира, на пуантах танцевать умеешь?» – «Не умею, но если надо, научусь!» Этот ответ ему так понравился, что он взял меня в труппу. Оказалось, пуанты нужны были для спектакля «Левша», где я стала танцевать Блоху. Эту и еще пару ролей мы играли по очереди с Ларисой Луппиан, женой Михаила Боярского. Когда Лариса ушла в декрет, я сменила ее в нескольких спектаклях, а потом, наоборот, она меня. И мы никогда не ревновали зрителя друг к другу.
Дочь Ларисы Регинальдовны стала актрисой, как ее родители, а ваша выбрала другой путь. Мы с мужем никогда не советовали Лизе быть артисткой, но она и сама к этому не стремилась. Я хотела только, чтобы она выросла самостоятельным человеком. При первой же возможности мы отселили ее, чтобы осваивала быт. Она сама выбрала профессию экономиста, сама всегда находит работу.
У нее такой же решительный характер, как у вас? Такой же противный. Правда, сейчас я ангел по сравнению с тем, какой вредной была в детстве и юности. Во мне стало меньше максимализма, я легче иду на уступки и могу найти подход к любому человеку, если захочу.
Говорят, что вы увлечены садоводством. Да, причем почти так же, как театром. Когда из крошечных семян вырастают цветы, это настоящее волшебство! Помню, отец подарил мне одну полезную книгу про садоводство, из которой я запомнила фразу: «Не надо думать, что большим количеством навоза можно заменить отсутствие знаний». По-моему, эти слова подходят к любой жизненной ситуации.
Кажется, кино сейчас отошло для вас на второй план. А оно для меня никогда и не было на первом, хотя я и начала сниматься раньше, чем играть на сцене. В кино ничего не исправишь, и от этого возникает чувство горечи. Из моих зрелых работ мне нравится фильм «Все будет хорошо» Дмитрия Астрахана, потому что с ним было очень легко работать. Впрочем, и с другими режиссерами у меня никогда не возникало трудностей. Кино нужно сказать спасибо за то, что благодаря ему тебя начинают узнавать, но театральные роли дороги мне тем, что со временем меняются вместе со мной. Я с удовольствием играю в спектаклях: в своем любимом «Средстве Макропулоса», в «Виндзорских проказницах», «Деревенской жене», «Свиданиях в предместье», в антрепризах.
Не трудно играть вместе с мужем? Легко, он ведь хороший актер. А если что-то не так – придем домой и выясним! (Смеется.)
Благодарим за помощь в проведении съемки кафе «Унция» (Невский пр., д.63)
«О бедном гусаре замолвите слово»
Этот фильм снимали в Москве, Ленинграде и Павловске. Сценарий был написан еще в 1978 году, но кинематографическое начальство долгое время не давало разрешения Рязанову на съемки картины. А уже после утверждения пришлось внести в сюжет изменения, в чем немалую роль сыграла начавшаяся война в Афганистане.
Подбор актеров завершился в 1980 году. На роль Настеньки Бубенцовой, которую сыграла Ирина Мазуркевич, претендовали многие актрисы, в том числе и Татьяна Догилева. В фильме, как во многих других картинах Эльдара Рязанова, звучит много песен. «Романс Настеньки» исполнила сама актриса Ирина Мазуркевич. Фото ее героини в киноленте «О бедном гусаре замолвите слово» представлено в статье.
В 1983 году актриса сыграла в фильме по книге Агаты Кристи — «Тайна „Черных дроздов“». Здесь она исполнила второстепенную роль. Другие фильмы с Ириной Мазуркевич, вышедшие на экраны в восьмидесятые: «Встретимся в метро», «Последний визит», «Залив счастья», «Жизнь Клима Самгина», «Оно».
Фильмография[ | ]
Год | Название | Роль | |
1974 | ф | Чудо с косичками | Таня Малышева |
1976 | ф | Сказ про то, как царь Пётр арапа женил | Наташа Ртищева |
1976 | ф | Сын председателя | Томка |
1977 | мтф | Открытая книга | Маша Спешнева |
1979 | мтф | Трое в лодке, не считая собаки | Патриция |
1979 | ф | Белый танец или «Людвиг Варыньский» (Польша) | Варвара Шулепникова |
1980 | мтф | О бедном гусаре замолвите слово | Анастасия Афанасьевна Бубенцова |
1983 | мф | Ико — отважный жеребёнок | жеребёнок Ико |
1983 | ф | Тайна «Чёрных дроздов» | Гледис |
1983 | тс | Расследует бригада Бычкова | Хельга |
1984 | тф | Последний визит | Барбара |
1985 | ф | Встретимся в метро | Шура |
1986 | тс | Маленькая Баба-Яга | Маленькая Баба-Яга |
1986—1988 | с | Жизнь Клима Самгина | Нехаева |
1987 | ф | Залив счастья | Невельская |
1988 | ф | Предлагаю руку и сердце | Имя персонажа не указано |
1989 | мтф | Васька | Тата |
1989 | ф | Оно | блаженная Аксиньюшка |
1993 | ф | Ты у меня одна | попрошайка |
1995 | ф | Всё будет хорошо! | жена Тузова |
1999 | с | Улицы разбитых фонарей | Коновалова |
2001 | ф | Коллекционер | Вера |
2001 | с | Агентство | Наталья Павловна Лыняева, менеджер |
2005 | ф | Подлинная история поручика Ржевского | Марина Панина |
2009 | ф | Третье дыхание | Имя персонажа не указано |
2017 | ф | Три сестры | Ирина |
«Все будет хорошо!»
В девяностые годы многие известные российские актеры исчезли с экрана. Ирина Мазуркевич, которая была весьма востребована в начале своей карьеры, снялась за десять лет всего в двух фильмах. Это были картины Дмитрия Астрахана. Фильмы этого режиссера пришлись как нельзя кстати. Они напоминали сказку, которая так нужна была людям в это непростое время.
В фильме «Ты у меня одна» Ирина Мазуркевич сыграла эпизодическую роль. Она появилась на экране всего на несколько минут в образе попрошайки. В следующей картине Дмитрия Астрахана актриса получила большую роль.
В фильмах восьмидесятых годов Ирину Мазуркевич зрители видели в образе юной, утонченной девушки. В 1993-м она предстала перед ними в роли уставшей, немолодой женщины. Ирина Мазуркевич в фильме Астрахана «Все будет хорошо!» сыграла роль жены спившегося музыканта.
Когда-то в молодости она любила молодого человека, но они расстались. Спустя годы, когда героиня Мазуркевич уже имеет взрослого сына и трудится комендантом в общежитии, она снова встречает его. Теперь он не бедный студент, а миллионер.
Театр
После окончания театрального вуза актриса была принята в труппу театра имени Ленсовета. На его сцене она играла одиннадцать лет. Однако ролей с каждым годом становилось все меньше, и Ирина Мазуркевич решила уйти. С 1988 года актриса играет в театре комедии имени Акимова.
Самые яркие роли она исполнила в спектаклях «Зойкина квартира», «Средство Макропулоса». В последнем, поставленном по произведению Карела Чапека, героиня Мазуркевич стремится к вечной молодости, в чем ей помогает чудодейственные средство. Прожив триста лет, она понимает, что бесконечная жизнь ей не подарила ничего, кроме одиночества.
Биография[ | ]
С раннего возраста Ирина в течение восьми лет занималась спортивной гимнастикой. В 15 лет, окончив восемь классов, уехала в Горький, где поступила в Горьковское театральное училище. Спустя год в училище приехал ассистент режиссёра Виктора Титова, который готовился снимать на «Мосфильме» спортивную драму «Чудо с косичками». Взяв её фото, ассистент уехал. Затем Ирину несколько раз вызывали на пробы, после чего, наконец, утвердили.
Потом её фото, попавшее в картотеку «Мосфильма», заметил режиссёр Александр Митта. Он приступал к картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Последовали пробы, после которых Митта некоторое время колебался между кандидатурой Мазуркевич и другой претенденткой. Выбор на Ирину пал благодаря Владимиру Высоцкому, к которому режиссёр обратился с вопросом, с кем бы он хотел сниматься.
В 1977 году Ирина окончила Горьковское театральное училище (мастерская Николая Селивестровича Хлибко). В выпускном спектакле «Много шума из ничего» на неё обратил внимание И. П. Владимиров — главный режиссёр Театра имени Ленсовета. Он был в тот год председателем ГЭК и тут же пригласил её в свою труппу. Ирине, как и всем начинающим актрисам, пришлось пройти массовку. Вместе с Ларисой Луппиан (женой Михаила Боярского) в спектакле «Левша» они по очереди танцевали блоху и изображали народ[4][5].
Ирину Мазуркевич и Анатолия Равиковича свёл спектакль «Малыш и Карлсон», в котором Ирина играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Они поженились в июле 1980 года.
В 1979 году она сыграла в музыкальной комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки». Затем последовала роль в картине Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». В дальнейшем иногда актриса и сама отказывалась от ролей, порой её вызывали на пробы и не утверждали. Лишь в конце 1980-х — начале 1990-х она сыграла несколько больших ролей. В театре она была занята не так часто, как ей хотелось бы. Среди редких больших работ — спектакли «Спешите делать добро» и «Зинуля», которые остались для актрисы одними из самых любимых.
Не видя для себя будущего, Ирина Мазуркевич в 1988 году покинула Театр имени Ленсовета и перешла в Театр комедии имени Н. П. Акимова, где постепенно стала одной из ведущих актрис. В её репертуаре:
- Зоя Пельц в спектакле «Зойкина квартира»;
- Миссис Пейдж — «Виндзорские проказницы»;
- Стеффи Блондел — «Хочу сниматься в кино»;
- Эмилия Марти — «Средство Макропулоса».
В спектакле «Средство Макропулоса» по пьесе Карела Чапека героиня Ирины Мазуркевич в течение всего времени борется за рецепт вечной жизни, но, в конце концов, прожив 300 лет и постигнув всю меру одиночества человека, живущего бесконечно, отказывается от вечной жизни.
Романтик Хоботов
Ей было восемнадцать. А ему — сорок. Равикович был женат, у него подрастала дочь. Ему пришлось уйти из семьи буквально в никуда. Мазуркевич позже вспоминала, что ее будущий муж ухаживал за ней, как романтик Хоботов — неумело, но трогательно.
Когда молодая актриса увидела его впервые на сцене, он показал ей древним старцем. Равикович играл возрастные роли. Он был опытным и известным актером. Но однажды Ирина заметила, что у него, несмотря на зрелый возраст, красивые и молодые глаза. Но тогда она не могла еще представить, что с мужчиной, который старше ее вдвое, у нее будет роман. На первых порах она восхищалась им, но только как артистом.
Стоит сказать, что и восемнадцатилетняя Мазуркевич тогда была не совсем свободна. После окончания театрального училища она приехала в Ленинград со своим гражданским мужем, который не имел никакого отношения ни к кинематографу, ни к театру. Имя этого человека актриса ни разу не называла в интервью.
Анатолий Равикович зрителям запомнился по роли неуклюжего, немолодого Хоботова. Но когда он познакомился с Мазуркевич, он выглядел иначе — стройный, поджарый, спортивный. Впрочем, встретились они впервые всего за два года до выхода киноленты «Покровские ворота». И полюбила Ирина Мазуркевич своего будущего мужа, конечно же, не за внешние данные.
Анатолий Равикович очень любил дочь от первого брака. Незадолго до встречи с Мазуркевич он получил квартиру. Для того чтобы уйти к молодой возлюбленной, в двенадцатиметровую коммуналку, нужно было найти в себе мужество. Актер решался на этот поступок около двух лет.
Все это время им приходилось скрывать свои отношения. Они, подобно героям фильма «Покровские ворота», ездили на трамвае, прогуливались по паркам и скверам. Несмотря на огромную разницу в возрасте, у них было очень много общего.
Вдова Анатолия Равиковича: «Я обещала ему, что выйду замуж»
Анатолий Равикович в роли Хоботова из фильма «Покровские ворота» // Фото: кадр из к/ф
Знаменитого Хоботова из лирической картины Михаила Козакова – народного артиста страны Анатолия Равиковича — не стало пять лет назад. Актер умер 8 апреля 2012 года в больнице Санкт-Петербурга от сердечной недостаточности. Анатолий Юрьевич так и не оправился после ранее перенесенного инфаркта.
Спустя несколько лет его вдова, актриса Ирина Мазуркевич, стала героиней программы канала НТВ «Однажды», в которой сделала неожиданное признание. Ирина Степановна незадолго до смерти любимого супруга, пообещала ему, что не будет одинока после его ухода и обязательно снова выйдет замуж.
Ирина Мазуркевич // Фото: кадр из программы «Однажды»
«Когда он болел, говорил: «Ну, мы же знали, что я уйду раньше. А ты обязательно должна выйти замуж, не будь одна». Наверное, это будет… когда-нибудь. Во всяком случае, я уже воспринимаю людей противоположного пола, ну как… как кого-то, с кем можно жить дальше… Наверное, так и будет. Тут вопрос времени», — сказала Ирина Степановна.
Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич // Фото: кадр из программы «Однажды»
Актрисе Мазуркевич 59 лет, от брака с Равиковичем у нее есть дочь Елизавета, которая родила ей двух внуков.
Со своим будущем мужем Ирина Степановна встретилась в театре имени Ленсовета. Ей было 18, ему 40. Но разница в возрасте не помешала пусть не очень долгой, как говорит сама Мазуркевич, но счастливой семейной жизни. Вспоминая своего мужа, которого она называет ласково Равик, актриса не может сдержать слез.
«Когда произносишь «33 года», то кажется, что действительно это много. Может быть потому, что сейчас не многие, особенно в нашей среде, такой срок выдерживают. Но по жизни, оглядываясь назад, это совсем немного… Когда мы познакомились, у нас была большая разница в возрасте, я чего-то не могла, а Равик и готовил хорошо… Он в чем-то был как Хоботов, потому что интеллигент, а в чем-то нет – он очень много умел делать руками», — рассказала Ирина Мазуркевич.
Анатолий Равикович умер в апреле 2012 года // Фото: кадр из программы «Однажды»
Ирина Мазуркевич дебютировала в кино в 15 лет, сыграв роль гимнастки Тани в фильме «Чудо с косичками», а в 18 уже стала партнершей Владимира Высоцкого в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Премьера фильма совпала с выпуском артистки из Горьковского театрального училища.
В дипломном спектакле Ирину заметил режиссер Игорь Владимиров и пригласил работать в Ленинград. Мастер искал актрису-травести на замену Алисе Фрейндлих, выросшей из роли Малыша в спектакле про Карлсона. Роль самого мужчины с пропеллером исполнял Анатолий Равикович.
«За год до смерти у Равика была клиническая смерть. Поскольку Равик меня очень любил и жалел, как я говорю, он меня подготовил к этому… Поэтому когда он умер уже понимала, какие чувства испытывать», — рассказала Ирина Мазуркевич.
Семья
Ирина Мазуркевич и Анатолий Равикович поженились в 1980 году. Спустя много лет, когда актриса была уже мало задействовано в театре, они купили дом в деревне. Ирина Мазуркевич однажды в интервью призналась, что для нее в жизни на первом месте семья. Слава и известность — это хорошо, но, когда они уходят, женщина остается одна, какой бы талантливой не была.
«Нужно выходить замуж, заводить детей, дабы в определенный момент не оказаться в подвешенном состоянии» — сказала как-то актриса.
В начале девяностых, когда работы совсем не было, Ирина Мазуркевич занималась извозом. Она, не стесняясь, рассказывает о том мрачном периоде и даже с восторгом вспоминает, как всего за день заработала столько, сколько получала за месяц в театре и поняла, что ее семье не грозит голод.
У Анатолия Равиковича было больное сердце. В последние годы он перенес инфаркт. Несмотря на плохое самочувствие, продолжал работать. Он умер 8 апреля 2012 года.
Дочь
Актриса однажды сказала, что единственное, о чем она жалеет, — это о том, что родила всего одного ребенка. Дочь Елизавета появилась на свет в 1981 году. Она не пошла по стопам родителей, хотя еще в шесть лет снялась в фильме-спектакле «Кошкин дом». Некоторое время работал администратором на телевидении. Но в 2003 году все же сыграла эпизодическую роль в кино.
Елизавета взяла фамилию матери. Она замужем, имеет дочь и сына. Чем сегодня занимается Елизавета Мазуркевич, неизвестно. Она — человек непубличный.