Актер Евгений Лебедев: биография и фильмография


Актёр Евгений Лебедев. Биография знаменитости

Нужно сказать, что талантливых и хороших людей забыть нельзя, одним из них и является «человек с грустным лицом». Так называли Лебедева многие поклонники и коллеги.

Актёр Евгений Лебедев родился 15 января 1917 года в Балаково. О нём можно сказать, что был он советским и российским актёром не только театра, но и кино, а также очень талантливым и хорошим педагогом. Лебедев был рождён в семье священника, и стоит сказать, что в будущем ему приходилось постоянно скрывать своё происхождение. Хорошие воспоминания о своём родном любимом городе у мужчины остались навсегда, несмотря на то что там он прожил совсем недолго. Через многие годы актёр Евгений Лебедев с особой нежностью и любовью вспоминал то время, когда он жил в Балаково.

Уже в 1920-х годах семья Лебедева уехала в Кузнецк, а затем долгое время переезжала с места на место по всему Саратовскому побережью.

ЛЕБЕДЕВ Евгений Алексеевич

15.01.1917, Балаково, Саратовская область — 09.06.1997, Санкт-Петербург

Народный артист СССР (1968) Герой Социалистического Труда (1987) Лауреат Сталинской премии (1950, за роль Сталина в спектакле «Из искры…») Лауреат Государственной премии СССР (1968, за театральную работу) Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1980, за роль Королева в фильме «Блокада») Лауреат Приза «Золотая нимфа» Международного фестиваля в Монте-Карло (за роль Королева в фильме «Блокада») Лауреат Ленинской премии СССР (1986, за театральную работу)

Поповский сын

Евгений Лебедев родился 2 (15-го по новому стилю) января 1917 года в городе Балаково Саратовской губернии в семье священника. Семье пришлось немало покочевать по стране, после чего Евгения в 1927 году отправили к деду в Самару.

В те годы быть сыном священника было очень опасно, и Евгению приходилось тщательно скрывать свое происхождение. Он поступил в ФЗУ, стал комсомольцем. Евгений Алексеевич рассказывал: «Меня как комсомольца губком посылал в период коллективизации в деревню работать с молодежью. И я работал, верил в то, что моя работа необходима. Сам полуграмотный, учил неграмотных. А сколько их было в ту пору! Научатся писать свою фамилию — уже победа, ставили ему в графу – грамотный».

В 1932 году Евгений Лебедев поступил в Самарский Театр рабочей молодежи (ТРАМ), но проработал там недолго. Спустя год открылось его происхождение. Евгения вызвали на собрание. Что ему пришлось пережить! Он вспоминал: «Я стою в репетиционном зале, вокруг меня мои бывшие товарищи. Теперь я им не товарищ, а злостный враг. Меня пригвоздили к позорному столбу. Кричали, ярлыки всякие клеили. Заявляли, что таким, как я, не место в театре, и не только в театре, но и в обществе… Я стоял и плакал, мне было шестнадцать лет…»

Евгению пришлось фактически бежать из Самары. В 1933 году он приехал в Москву и поступил в студию при Театре Красной армии, а спустя три года был принят в Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС, будущий ГИТИС).

ЦЕТЕТИС Лебедев окончил в 1937 году – в том самом, когда репрессировали его отца. Чуть позже эта участь постигла и мать Евгения. Они с сестрой остались одни. Евгений Алексеевич рассказывал: «Я привез сестру на площадь Дзержинского в Москве и сказал: «Вот девочка, ее нужно устроить в детский дом, у нее родители репрессированы». Я делал вид, что она мне чужая: «Нашел на улице!»… До Лубянки были в Наркомпросе. Наркомпрос ответил: «Врагов не устраиваем, кому нужно, тот о них позаботится. Уходите!» И мы ушли. Пришли в женотдел. После моего объяснения председатель закричала: «А, поповские выродки! К нам пришли? Деться некуда? Поездили, покатались на нашей шее? Хватит!» Мы стояли и слушали, как над нами издеваются взрослые мамы и тети. А мы-то надеялись!..»

Но жизнь, тем не менее, продолжалась. В 1937 году Евгений поступил в училище Камерного театра, где учился у В.В. Готовцева, известного актера МХАТа. Спустя год училище было соединено с двумя другими театральными училищами при московских театрах и стало называться Московское городское театральное училище. Параллельно с учебой Евгений работал грузчиком, разнорабочим, вальцовщиком, бутафором в Камерном театре.

В 1940 году Евгений Лебедев окончил училище и покинул Москву…

Тбилиси

Евгения Лебедева командировали работать в Тбилиси — в Русский театр юного зрителя им. Л.М.Кагановича. Здесь же его застало известие о начале Великой Отечественной войны…

В Тбилиси Лебедев очень скоро стал одним из ведущих актеров театра. Роли Мити и Подхалюзина в пьесах А.Н.Островского «Бедность не порок» и «Свои люди – сочтемся», Бабы-Яги в спектакле «Василиса Прекрасная», Труффальдино в «Слуге двух господ» по К.Гольдони, Сергея Тюленина в «Молодой гвардии» и Павла Корчагина в «Как закалялась сталь» сделали его любимцем местной публики.

В Тбилиси Евгений Лебедев очень сблизился с семьей Товстоноговых – Георгием, Нателлой и их мамой (отца репрессировали в 1937 году). Именно в те годы и начал складываться творческий союз Лебедева с Георгием Товстоноговым, преподававшим в Грузинском театральном институте. Вместе они будут впоследствии работать не один десяток лет.

Тем временем работа в Тбилисском ТЮЗе все больше тяготила Евгения Лебедева. «Я давно собирался уходить, — рассказывал Евгений Лебедев. — Уехать обратно в Россию. И отношения мои с коллективом натянулись до предела. Меня не отпускали… Ждали, когда я успокоюсь, смирюсь, привыкну. А я не успокаивался, не смирялся, я тосковал, бунтовал, просил привезти земли русской… Мне ее привезли… в спичечной коробке… из Москвы… Я хранил ее у себя в гримерной. И ждал, ждал, когда смогу уехать, чтобы ходить, дышать, ступать своими собственными ногами по своей родной земле. А здесь… мне все чужое… не родное… Меня не отпускали». И все же в 1949 году ему, наконец, удалось вырваться в Москву.

Ленком

В Москве Евгений Лебедев недолго проработал в Театре Промкооперации, после чего, в том же 1949 году по приглашению Георгия Товстоногова, возглавившего ленинградский театр имени Ленинского комсомола, уехал в северную столицу.

Вместе с Георгием Товстоноговым в Ленинград перебралась и его сестра Нателла. Она была на десять лет младше Евгения Лебедева, и если в Тбилиси между ними ничего и быть не могло, то здесь Евгений влюбился в повзрослевшую девушку. В 1950 году они сыграли свадьбу.

Нателла Александровна вспоминала: «Мы с Гогой (Георгием Товстоноговым) были абсолютно беспомощными в быту людьми, чего нельзя сказать про Женю. Поэтому он как бы взял над нами шефство. Когда мы поженились, то зажили одним домом. Даже когда получили отдельные квартиры. Поскольку они располагались рядом, мы прорубили в стене дверь и жили все вместе, одной семьей».

Уже первая же роль, сыгранная Евгением Лебедевым в «Ленкоме», принесла ему признание официальных властей. За роль Сталина в спектакле «Из искры…» он был удостоен Государственной премии I степени. Но актер понимал, что эта награда была отнюдь не за его способности, а скорее данью личности самого Сталина.

Лебедев продолжал оттачивать свое актерское мастерство. Умело сочетая в своей работе эксцентрику и гротеск он добивался при этом создания глубоких психологических образов. Таким, например, стал его Тихон в «Грозе» Островского. Именно эта роль положила начало теме маленького человека, характерной для будущих работ Лебедева. Не менее ярко была им сыграна и Ведьма в «Аленьком цветочке» по С.Т. Аксакову.

БДТ

В 1956 году Георгий Александрович Товстоногов возглавил Ленинградский академический Большой драматический театр имени М.Горького. Впоследствии, после смерти Георгия Александровича, театр будет переименован в БДТ имени Товстоногова.

Вслед за Товстоноговым в БДТ ушел и Евгений Лебедев. Первой ролью Лебедева на его сцене стала мадемуазель Куку в спектакле «Безымянная звезда» – блистательная комедийно-гротескная зарисовка.

На сцене БДТ Лебедев проработал до конца своей жизни, создав множество незабываемых образов, вошедших в золотой фонд отечественного театра. В первую очередь – это персонажи из произведений русской классики. Среди них: Рогожин и Фома Опискин из спектаклей «Идиот» и «Фома», поставленных по произведениям Ф.М. Достоевского (которого Лебедев очень любил), Серебряков и Фирс («Дядя Ваня» и «Вишневый сад» А.П.Чехова), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), Бессеменов («Мещане» М. Горького). Одна из самых лучших ролей актера – Холстомер в «Истории лошади» по Л.Н.Толстому.

Помимо российской классики актер обращался и к зарубежной: Фальстаф в пьесе «Король Генрих IV» Уильяма Шекспира и Артуро Уи в спектакле «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» по Бертольду Брехту, а также к советской драматургии: Щукарь в «Поднятой целине» по М.Шолохову, Аристарх Петрович («Энергичные люди» В.Шукшина) и др.

Евгений Алексеевич любил театр всей душой. По признанию Нателлы Александровны его работа на образами не прекращалась ни после репетиций, ни после спектаклей. Потому то персонажи, сыгранные им на сцене БДТ всегда отличались тщательностью прорисовки.

По мнению критиков: «В попытках определить амплуа актера его можно было бы назвать «неврастеником», своеобразным исследователем «физиологии» русского национального характера, если бы, по слову критика А.Свободина, не была так велика амплитуда жанровых колебаний его сценических созданий».

А вот как его характеризует критик Эльга Лындина: «Лебедев обладал даром буквально на глазах зрителей создавать внутренний мир своих героев — трепетный, противоречивый, перетекающий из одного состояния в другое. <�…> Актер умел удивить лукавством и шальной удалью, ошеломить эффектом, взрывом эмоций, к чему точно подводил зрительный зал».

К сожалению, Лебедеву не удалось сыграть на сцене все то, что он хотел. Его мечтой была роль шекспировского короля Лира. Его звали сыграть Лира в других театрах, но в те годы не было принято играть в чужих труппах, да, к тому же, Лебедев знал, что Товстоногова такая «измена» наверняка огорчила бы. Тем не менее, он готовился к этой роли всю жизнь, работал над ней, как над премьерой, зная, что никогда ее не сыграет. Может быть, это была бы его лучшая роль на сцене. Не сложилось…

Работа в кино

На экране Евгений Лебедев дебютировал уже в зрелом возрасте. Ему исполнилось 35, когда он сыграл небольшую роль в биографическом фильме Григория Рошаля и Геннадия Казанского «Римский-Корсаков». А затем был его незабываемый Ромашов (Ромашка) в экранизации романа Каверина «Два капитана» (впоследствии эту роль не менее блистательно исполнит Юрий Богатырев).

В отличие от театра кинематограф не спешил воспользоваться многогранным талантом актера. Хотя Лебедев снимался немало, но, как правило, в ролях второго плана. При этом виртуозное мастерство актера было так велико, что нередко выдвигало его героев в один ряд с главными. Стоит вспомнить Супругова из киноповести Искандера Хамраева «Поезд милосердия», Агафона Дубцова из «Поднятой целины», снятой Александром Ивановым по знаменитому роману Шолохова, полковника в военной ленте Глеба Панфилова «В огне брода нет», Нечипор в искрометной комедии «Свадьба в Малиновке» и др.

Когда же Лебедеву выпадал редкий шанс сыграть главную роль, то тут уж он разворачивался в своей полной красе. В лирической драме Леонида Дербенева «Последний месяц осени» он с огромной нежностью и лиризмом сыграл роль Отца, решившего проведать своих сыновей, от которых уже давно нет никаких вестей. Очень яркой оказалась и роль Броньки Пупкова в новелле «Роковой выстрел» (киноальманах «Странные люди»), снятой Василием Шукшиным.

Среди лучших образов, созданных Евгением Лебедевым на экране: Борис Савинков в историко-приключенческом сериале Марка Орлова «Синдикат-2» по роману В. Ардаматского «Возмездие» и Королев в киноэпопее Михаила Ершова «Блокада» (Премия им. Братьев Васильевых).

Последние годы

Евгению Лебедеву довелось перенести тяжелейший инсульт, сопровождающийся потерей речи. Казалось, что о театре не могло быть и речи, ведь ему пришлось заново учиться двигаться, ходить, разговаривать. Но он нашел в себе силы вернуться на сцену, и после этого еще играл и Холстомера и профессора Серебрякова, выступал в спектаклях Л.Додина в МДТ: «Любвовь под вязами» (Эфраим Кэббот) и «Вишневый сад» (Фирс).

Нателла Александровна вспоминала: «Но характер после болезни у него очень изменился. До этого он был очень веселый, легкий в общении. Болезнь сделала его характер более трудным. Мне очень тяжело смириться с его уходом. Смерти Евгения Алексеевича могло бы и не быть, он был очень сильным человеком, даже в свои восемьдесят… Если бы его не уговорили на абсолютно ненужную ему операцию, которую к тому же не сумели сделать, он бы сейчас еще играл в театре…»

Скончался Евгений Алексеевич 09 июня 1997 в Санкт-Петербурге.

Igor BIN

Использованные материалы: Евгений Алексеевич Лебедев https://www.krugosvet.ru; Эльга Лындина. Евгений Алексеевич Лебедев. Краткая биография. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000; Натела Товстоногова, «Великий лицедей» («АиФ Долгожитель» № 23 (59) от 09.12.04)

Переезд в Москву

В 1927 году актёр Евгений Лебедев переехал в Самару к своему деду, который его воспитывал. Там же, в Самаре, он стал учиться в средней школе № 13 им. Чапаева. После этого Женя учился в ФЗУ при . Уже в 1932 году Лебедев поступил в ТРАМ. На следующий год актёр покинул Самару и переехал в Москву. Там ему пришлось работать в студии при Театре Красной Армии. В 1936 поступил и до 1937 года учился в техникуме, который сейчас называется ГИТИСом. А в 1940 году Лебедев окончил училище Камерного театра, в котором учился с 1937 года.

В 1937 году отец Евгения был репрессирован, а через некоторое время – и мать. На протяжении долгих лет ему приходилось скрывать от всех то, что он был сыном «врагов народа», и стоит сказать, что актёр этого всегда очень стыдился.

Детство и юность

Актер родился в семье священника, жившего и служившего в городе Балаково Саратовской области. Такое родство не красило биографию Лебедева, поэтому приходилось на протяжении многих лет скрывать происхождение. Отца советская государственная машина не пощадила, в 1937 году мужчину репрессировали, а вскоре в лагеря отправилась и мама. Актер превратился в сына врагов народа. После войны отца расстреляли.

Видеокурс «Весенний»

Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот

Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.

Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!

₽ 1200.00 ₽ 600.00

ПОДРОБНЕЕ ❯❯❯

Евгений Лебедев в детстве с родителями
Евгений Лебедев в детстве с родителями

С 10 лет Женю воспитывал дед, к которому мальчик переехал в Самару, а с 12 уже работал. Параллельно учился сначала в школе №13, носившей имя Василия Чапаева, затем поступил в фабричное учебное заведение, организованное на базе . Здесь-то юноша и понял, к чему лежит душа – стал активистом художественной самодеятельности. В итоге влился в ряды студии, открытой в самарском театре рабочей молодежи.

В будущем уже состоявшийся актер в рассказах поведает поклонникам, с какими трудностями пришлось столкнуться. Женя скрывал от окружающих происхождение, по легенде родители умерли еще в 1921 году от голода на Волге. Юноша организовал комсомольскую ячейку, в период коллективизации работал по заданию губернского комитета в деревнях с молодежью.

Евгений Лебедев в молодости

Но однажды правда всплыла, вчерашние друзья и товарищи до слез стыдили 16-летнего комсомольца, который вдруг оказался поповским сыном и раньше времени похоронил родителей. Врать пришлось и после расстрела отца. Евгений остался старшим в семье, где подрастали еще четверо детей. Младшую сестренку он сдал в детский дом, делая вид, что не знает девочку. Эти события тоже отражены в мемуарах мужчины.

В 1933 году начинающий актер отправился в столицу России, где его радушно приняли в Театре Красной армии. Чуть позднее отучился в нынешнем ГИТИСе и училище Камерного театра. На хлеб зарабатывал где придется.

Евгений Лебедев в роли Бабы-Яги

Побывал разнорабочим на маслобойной фабрике, попробовал силы в строительном деле, даже поработал на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» в должности вальцовщика. Денег все равно не хватало, иногда приходилось ночевать на улице.

В дальнейшем Евгения Алексеевича помотало по Союзу. Талантливый саратовец по распределению попал в состав труппы тбилисского театра, где дослужился до ведущего актера. Репертуар был наполнен яркими ролями из пьес Александра Островского, Дениса Фонвизина и других классиков русской литературы. Лебедев даже играл Бабу-Ягу

. Актер снова возвращался в Москву, а оттуда переехал в Ленинград, где уже навсегда обосновался.

Работа в Тбилиси

Лебедев – актёр, который стал популярен уже через несколько лет после работы в театре и первых ролей, сыгранных в 1940 году. Тогда в Тбилиси он начал работать в ТЮЗе, и именно после этого его стали считать ведущим актёром.

Нужно сказать, что Евгений был не только актёром, но и педагогом. В Тбилиси работу в театре юного зрителя Лебедев совмещал с преподавательством актёрского мастерства в Грузинском театральном институте. Немаловажно, что актёр также был руководителем драмкружка в женской школе № 16.

Лебедев – актёр, который в 1945 году был награждён медалью «За оборону Кавказа». В 1946 году его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Эти медали Евгений получил за то, что вместе с группой артистов своего театра выступал в воинских подразделениях, госпиталях, а также на заводах с шефскими концертами.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (1987)
  • Заслуженный артист РСФСР (1953)
  • Народный артист РСФСР (1962)
  • Народный артист СССР (1968)
  • Ленинская премия (1986) — за театральные работы последних лет
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли И. В. Сталина
    в спектакле «Из искры…» Ш. Н. Дадиани
  • Государственная премия СССР (1968) — за исполнение роли Василия Васильевича Бессемёнова
    в спектакле «Мещане» М. Горького в БДТ им. М. Горького
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980) — за исполнение роли Королёва
    в фильме «Блокада» (1973, 1977)[4]
  • Два ордена Ленина (1971, 1987)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1977)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997) — за большой вклад в развитие театрального искусства
    [12]
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1945)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
  • Медаль «Ветеран труда» (1984)
  • Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (1979)
  • Премия КГБ СССР в области литературы и искусства I степени (1984, за участие в фильме «Синдикат-2», роль террориста Б. Савинкова
    )
  • Премия мэра Санкт-Петербурга А. А. Собчака «За выдающиеся заслуги в развитии культуры» (1994)
  • Кинофестиваль в Мар-дель-Плата (Приз за лучшую мужскую роль, 1966, Аргентина, фильм «Последний месяц осени»)
  • Телевизионный фестиваль в Монте-Карло (Приз «Золотая нимфа», 1977, за участие в фильме «Блокада»)[4]
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» — специальная премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру» (1996)[4].
  • Почётный гражданин Балаково (1987)[5]
  • Почётный гражданин Тбилиси (1992)[5]
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1996)[4].

Ленком

Лебедев стал работать в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, куда его пригласил руководитель Г. Товстоногов. С ним Евгению пришлось работать, будучи ещё в Тбилиси. Свою первую роль он запомнил надолго. Лебедев сыграл Саню Григорьева в фильме «Два капитана». В 1950 году актёр получил Сталинскую премию 1 степени за то, что сыграл Сталина в спектакле руководителя театра. Это была вторая роль Лебедева. Когда Евгений работал в Ленинградском театре, он получил звание «Заслуженный артист РСФСР».

Фильмы

Фильмография актера впечатляет – Евгений Алексеевич поучаствовал в более 90 кинопроектах. Впервые появился на экране уже в зрелом возрасте. В 1952 году театрального артиста пригласили на скромную роль Кощея Бессмертного в биографическую картину «Римский-Корсаков», снятую Григорием Рошалем и Геннадием Казанским.

Евгений Лебедев в фильме «Два капитана»

А спустя три года появился незабываемый Ромашов – персонаж экранизации произведения Вениамина Каверина «Два капитана». В это же время Лебедев снялся у Фридриха Эрмлера в «Неоконченной повести». Досталась роль секретаря райкома Федора Ивановича, а коллегами по съемочной площадке стали звезды советского экрана – Элина Быстрицкая, Сергей Бондарчук, Евгений Самойлов.

Жизнь в театре сильно отличалась от работы в кино. Постановщики долго не могли открыть многогранность таланта актера и поэтому не спешили предлагать главные партии в фильмах. Впрочем, второстепенных героев мужчина умудрялся виртуозно превращать чуть ли не в ведущих. Это доказывает россыпь лент.

Евгений Лебедев в фильме «Поднятая целина»

Евгений Алексеевич блестяще перевоплотился в Агафона Дубцова в драме по роману Михаила Шолохова «Поднятая целина», в Супругова в военной ленте «Поезд милосердия», снятой по мотивам повести Веры Пановой.

Навсегда в памяти зрителей осталась игра Лебедева в картине Глеба Панфилова «В огне брода нет», где он примерил образ полковника, и в искрометной комедии «Свадьба в Малиновке», в которой предстал в облике деда Нечипора.

Евгений Лебедев в фильме «Свадьба в Малиновке»

Редко Евгению Лебедеву выпадал шанс играть главную роль, но уж если такое случалось, то актер был на высоте. Чего только стоит образ отца, который отправляется в гости к сыновьям в лирической драме «Последний месяц осени». Евгений Алексеевич исполнил роль с пронзительной нежностью.

Евгений Лебедев в фильме «Блокада»

Запоминающимся, ярким получился Бронька Пупков из киноновеллы «Странные люди», поставленной Василием Шукшиным. А роль Михаила Ершова в военной киноэпопее «Блокада» оценили на высшем уровне, вручив Лебедеву Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.

Последним фильмом Евгения Алексеевича стала комедия «На кого Бог пошлет», которую представил в 1994 году режиссер Владимир Зайкин. В главных ролях в картине играют Лариса Удовиченко и Станислав Садальский.

Театр, в котором актёр работал до конца жизни

Лебедев Евгений Алексеевич – актёр, который работал в драматическом театре имени Горького с 1956 года и до самого конца своей жизни. Здесь его первой ролью стала роль мадмуазель Куку. Это была комическая зарисовка, из-за которой карьера актёра пошла ввысь. Он блистательно сыграл роль и смог дать зрителю море положительных эмоций и улыбок.

Роль Ромашова в фильме «Два капитана» сделала Лебедева известным на всю страну. Многие зрители стали его узнавать, а его игра и мастерство полюбились абсолютно всем. После этого первый раз после переезда и последний раз в своей жизни Евгений побывал в своём родном и горячо любимом Балаково.

Что скрывал «великий лицедей» Евгений Лебедев.

«Холстомер»! Гениальнейшая работа!!!

Только учтите, это поздняя запись 1989 года. Поставлен он Товстоноговым в 1975 году.

Никогда и ничего не видел на сцене сильнее этого… КТ

​ «Историю лошади». Действительно, это была что-то необыковенное.

Я помню этот спектакль будто видела его недавно.

Зал смотрел, затаив дыхание.​​

​15 января исполняется 100 лет со дня рождения Евгения Лебедева, советского актёра театра и кино, которого называли «великим лицедеем» XX века.

Имя Евгения Лебедева хорошо знакомо старшему поколению. Его роли в фильмах

«Два капитана», «Поднятая целина», «Иду на грозу», «Свадьба в Малиновке», «Блокада» помнят многие, но это лишь малая часть из актёрских работ талантливого артиста, который выходил играть на сцену вплоть до 80 лет. На долю драматического актёра выпало немало испытаний, в юбилей Лебедева хочется вспомнить лишь некоторые из них.

​​«Поповский сын»

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени и Государственной премии СССР родился в городе Балаково в семье священнослужителя. И, к сожалению, первый серьёзный урок, который пришлось усвоить талантливому юноше: своё происхождение надо скрывать.

Евгений Лебедев. 1987 год.

Где бы ни появлялся комсомолец, его гнобили, называя «поповским сыном». Расплачиваясь за «родословную», Лебедев был вынужден сменить несколько театральных училищ, переезжать из города в город, подрабатывать грузчиком, разнорабочим, вальцовщиком, бутафором и… учиться врать. Лебедев говорил, что его родители умерли в голодном 1921 году, а сам втайне от всех встречался с матерью. «С тех пор как я стал врать, ко мне стали хорошо относиться, меня перестали называть „попёнком“, „кутейником“. Но страх перед Богом всё время ходил за мною и напоминал о моих грехах до тех пор, пока я не привык к нему, потому что другой страх сделался страшнее. Бог неизвестно ещё, когда накажет. А люди наказывали быстро», — позже вспоминал артист.

Врать про смерть отца ему пришлось недолго: в 1937 году Алексея Лебедева расстреляли. А всего за несколько дней до этого в привокзальном буфете на станции Аркадак состоялась их последняя встреча. Отцу — за шестьдесят, сыну — двадцать. Эту встречу актёр запомнил навсегда: «Первый и последний раз я пил с отцом. Он мне сам предложил: „Я хочу с тобой выпить. Я чувствую, что мы больше никогда не увидимся“. Я никак не ожидал услышать от него такое. А он смотрел в стопку и говорил, как заклинание, как молитву: „Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоём должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм — в тебе самом, храм — душа наша. Трудись — и воздастся тебе, стучи — и откроются тебе двери познания жизни, ищи — и найдёшь… Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог — это человек“».

Евгений Лебедев в роли Ивана в сцене из спектакля «Иван». 1986 год.

Детдом

В биографии Лебедева был ещё один страшный эпизод, о котором он не мог забыть никогда. Через год после смерти отца расстреляли его мать, и у молодого актёра на руках осталась малолетняя сестра, которую ему запретили взять с собой в общежитие.

Чтобы пристроить малютку, артист пошёл с ней в Народный комиссариат просвещения, где ему заявили: «Врагов не устраиваем. Кому нужно, тот о них позаботится. Уходите». После отправился в женотдел, где услышал: «А, поповские выродки! К нам пришли? Деться некуда, поездили, покатались на нашей шее. Хватит!» После долгих скитаний и унижений Лебедеву удалось пристроить Нину в детский дом, но для этого пришлось соврать, что он нашёл девочку на улице и даже её не знает.

Конечно же, через много лет артист разыскал свою младшую сестру, которую в 1937, казалось, навсегда оставил в детдоме, но от душевных ран не оправился никогда. «Он всю жизнь не мог себе этого простить, но по-другому было нельзя», — вспоминал друг Лебедева Олег Басилашвили. Также его коллега по сцене был прав, когда говорил: «Всю боль свою за родных, за их перечёркнутые, исковерканные судьбы он вложил в роли. Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актёра, наложила отпечаток на всё его творчество».

Евгений Лебедев в роли Холстомера в драматическом мюзикле «История лошади» по повести Л. Толстого «Холстомер». 1978 год.

Несыгранная роль

Пожалуй, самым «тяжёлым» в карьере талантливого артиста был спектакль «История лошади», в котором он сыграл главную роль. В истории его героя — старого пегого мерина — было много из жизни самого Лебедева. Актёр говорил: «Я играю лошадь. Прежде чем сказать первую фразу, я всегда вспоминаю отца и мать, а уж потом говорю: „Когда я родился…“». А зрители утверждали, что тот, кто хоть раз видел в БДТ «Историю лошади», уже никогда не мог забыть этого артиста: столько в нём было боли.

Однажды критик Эльга Лындина охарактеризовала Лебедева: «Он обладал даром буквально на глазах зрителей создавать внутренний мир своих героев: трепетный, противоречивый, перетекающий из одного состояния в другое. Актёр умел удивить лукавством и шальной удалью, ошеломить эффектом, взрывом эмоций, к чему точно подводил зрительный зал». А когда в возрасте 35 лет артист дебютировал на большом экране, уже широкая публика смогла убедиться в его таланте.

К 80 годам в копилке Лебедева были десятки театральных и киноролей, но, к сожалению, ему так и не удалось сыграть на сцене всё, что он хотел. Главной мечтой артиста была роль шекспировского короля Лира. Лебедеву даже предлагали сыграть её в нескольких театрах, но он отказывался, так как в то время служил в БДТ, где главным режиссёром был Георгий Товстоногов, его близкий друг и шурин. Артист не хотел «предавать» своего товарища (в то время было не принято играть в чужих труппах). Жена Лебедева, Натела Александровна Товстоногова, об этом вспоминала так: «Женя даже не говорил ему об этих предложениях. Но всю жизнь он мечтал о роли короля Лира. И не просто мечтал, а работал над ней, как будто готовился к премьере. И эта роль, я точно знаю, у него была готова. И текст знал наизусть. Хотя он её так никогда и не сыграл».

Незадолго до смерти Лебедев перенёс тяжелейший инсульт, после которого ему пришлось заново учиться двигаться, ходить, разговаривать. Он даже вернулся в театр, но в возрасте 80 лет ушёл навсегда не только со сцены. Его вдова была убеждена, что этой смерти могло бы и не быть в этом возрасте: «Он был очень сильным человеком даже в свои восемьдесят… Если бы его не уговорили на абсолютно ненужную ему операцию, которую ещё и не сумели сделать, он бы сейчас играл в театре…».

Воспоминания о детстве

После посещения своего города Лебедева снова стали посещать воспоминания о прекрасном и беззаботном детстве. Актёр вспоминал, что его мать часто водила его в театры, когда он был ещё совсем маленьким. Однако Лебедев делится, что актёрство его совсем не интересовало. С самого раннего детства Женя мечтал стать капитаном. Его мысли были заполнены тем, как он будет плавать на пароходе, станет матросом или же кочегаром. Маленький Лебедев очень любил Волгу, и главным его делом было просто наблюдать за её красотой. Евгений делился, что все 30 лет, которые он провёл вдали от дома, его не покидало желание вновь увидеть волжские просторы и свой любимый родной город.

Личная жизнь талантливого актёра

Отдал практически всю свою сознательную жизнь театру актёр Евгений Лебедев. Личная жизнь актёра не стала тайной, потому что этого он скрыть не мог. В 1938 году он женился на Наталье Петровой, однако нужно сказать, что долго и счастливо жить супругам, видимо, не было суждено. Через год после свадьбы у Евгения и Натальи родилась дочь, которую супруги решили назвать Ириной. Однако даже ребёнок не смог удержать их вместе.

Товстоногов развёлся, после чего экс-супруга оставила ему двоих детей. Его сестра, Натела, решила, что будет помогать своему брату в воспитании детей. Первое время им пришлось жить в общежитии, однако, вскоре им дали квартиру. Нужно сказать, что в это время в Ленинград приехал Евгений Лебедев, которого пригласил Георгий Товстоногов. Старый друг решил помочь Гоге и Нателе, в связи с чем переехал к ним и взял над братом и сестрой шефство.

С этого момента между Евгением и Товстоноговой возникла любовь и они стали встречаться. Их свадьба стала счастьем не только для самих молодожёнов, но и для Георгия Товстоногова. Нужно сказать, что связь между братом и сестрой была настолько сильной, что даже после замужества Нателы они не могли разлучиться. Их квартиры располагались на одном этаже, после чего молодожёны и Товстоногов решили прорубить стены и жить большой семьёй в одной квартире. Вскоре Натела родила ребёнка, и теперь дружная семья состояла из супругов, Товстоногова и уже троих мальчиков.

Личная жизнь

Работая в тбилисском театре, Евгений Лебедев подружился с режиссером Георгием Товстоноговым, даже снимал в его квартире комнату. Другу и коллеге оставался преданным до конца жизни. Евгений Алексеевич мечтал сыграть короля Лира

, наизусть знал роль, однако так и не получил от постановщика такой подарок. Но когда актеру предлагали воплотить этот образ в других театрах, он неизменно отказывался, боясь обидеть Георгия Александровича.

Евгений Лебедев и его жена Натела

Актер женился на младшей сестре Товстоногова Нателе, брак продлился всю жизнь. У супругов родился только один ребенок – сын Алексей, ставший в будущем режиссером кино. В воспоминаниях о друге и коллеге актер Олег Басилашвили отмечал, что Лебедев пронес по жизни вину за оставленную в детдоме сестренку, так и не смог себя простить.

Видимо, поэтому артист старался баловать собственного сына, до капли отдавал душевное тепло и заботу. Кстати, сестру много лет спустя все же нашел.

Евгений Лебедев с сыном Алексеем

Евгений Алексеевич слыл мастером на все руки, создавал поделки из дерева, легко мог сделать ремонт, перешить одежду, наловить рыбы, обожал готовить.

Еще одна несбыточная мечта актера – внук. Лебедев скончался за год до появления ребенка в семье сына, малыша назвали в честь деда Евгением.

Евгений Лебедев – актёр. Фильмография. Лучшие роли

Можно сказать, что за всю свою жизнь Лебедев сыграл огромное количество различных ролей, которые сделали его известным и уважаемым актёром. Огромным успехом пользовались такие роли:

  1. Рогожин по роману «Идиот».
  2. Роль в спектакле «Мещане».
  3. Роль в «Последнем месяце осени».
  4. Бронька Пупков в «Странных людях».
  5. Роль в «Истории лошади» и т. д.

Многие поклонники интересуются, от чего умер актёр Евгений Лебедев, однако конкретного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Очень сложно найти хоть какую-либо информацию о том, что же стало причиной смерти великого русского актёра.

Фильмография

  • 1952 – «Римский-Корсаков»
  • 1955 – «Два капитана»
  • 1955 – «Неоконченная повесть»
  • 1961 – «Поднятая целина»
  • 1964 – «Поезд милосердия»
  • 1965 – «Последний месяц осени»
  • 1967 – «Свадьба в Малиновке»
  • 1969 – «Странные люди»
  • 1974 – «Последний день зимы»
  • 1974 – «Блокада»
  • 1977 – «Первые радости»
  • 1980 – «Эскадрон гусар летучих»
  • 1985 – «Прощание славянки»
  • 1992 – «Сам я — Вятский уроженец»
  • 1994 – «На кого Бог пошлет»

Кратко о жизни актёра

О Евгении Лебедеве можно сказать много хорошего и абсолютно ничего плохого. Несмотря на то что его детство было достаточно трудным, он смог стать человеком с большой буквы, который не обозлился на весь мир. В детстве и в юности Евгения часто называли сыном «врагов народа», потому что он родился в семье священника. Лебедеву приходилось скрывать своё происхождение, и именно это он считал грехом. Однако Евгений говорил: «Кто знает, когда накажет Бог. Люди накажут раньше».

Нужно сказать, что Евгений Лебедев был очень талантливым актёром, который отличался от многих других мастерством и настоящим талантом. Он отлично владел мимикой, а также жестами. Его игра запоминалась всем и покоряла каждого зрителя. Он был не только талантливым актёром, но и добрым, ласковым, чутким и понимающим человеком. Место уважаемого и известного Евгения Лебедева не сможет занять никто. Сыгранные им роли навсегда останутся в памяти каждого зрителя, который восхищался игрой великого русского актёра.

Тбилиси

Биография актера Евгения Лебедева свидетельствует о том, что он какое-то время проработал в Русском театре юного зрителя (Тбилиси). Практически сразу он вошел в число ведущих артистов. «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Василиса Прекрасная», «Слуга двух господ», «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия» — постановки с его участием выходили одна за другой. Появились зрители, которые приходили в театр специально ради того, чтобы насладиться его игрой.

В Тбилиси Лебедев быстро обзавелся с друзьями, наиболее теплые отношения сложились у него с семьей Товстоноговых. Именно тогда и зародился его творческий союз с Георгием Товстоноговым, это сотрудничество продлилось в течение нескольких десятилетий.

Биография актера Евгения Лебедева указывает на то, что он быстро устал от жизни в Тбилиси. Он мечтал вернуться в Россию, однако никак не мог уволиться из театра. Руководство не желало расставаться с перспективным артистом, вырваться в Москву он смог лишь в 1949 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]