Драмкружок
Девочку с раннего возраста привлекало творчество, ей нравилось участвовать в спектаклях, петь песни, рассказывать стихи на концертах. В школе Лариса сразу же записалась в драмкружок. Им руководил артист драматического театра И. Д. Россомахин. В этом кружке занимались ребята, которым суждено было стать знаменитыми актерами, – Виталий Коняев, Игорь Ясулович, Владимир Коренев. Спектакли самодеятельной труппы показывали не только на школьной сцене, но и на профессиональной. В этот период времени она начала мечтать о профессии актрисы.
Лучшие фильмы Лужиной
Интересной работой в кинокарьере Ларисы стала роль в картине «Вертикаль». Там ей довелось работать с Владимиром Высоцким.
В этот период актриса получала немало предложений о съёмках. Она сыграла роли в картинах: «Гонщики», «Золото», «Главный свидетель», «Четвёртая высота» и др.
Лужина замечательно смогла сыграть маму Юрия Гагарина в кинофильме «Так начинается легенда». Чтобы создать достоверный образ, актриса лично познакомилась с матерью космонавта.
Были фильмы, в которых по разным причинам Лариса не снялась, но которые могли бы обогатить её фильмографию. С «Женей, Женечкой и «Катюшей» у актрисы не сложилось, она отказалась от съёмок в «Офицерах» по причине беременности. Не удалось сыграть в кинокартине «Один из нас», уже начавшая было сниматься Лужина, слегла с инсультом.
Неудачная попытка
Биография Ларисы Лужиной неразрывно связана с театром и кинематографом. Окончив десять классов, будущая актриса отправилась в Ленинград, чтобы поступить в театральный вуз. На вступительном экзамене ей предложили спеть песню. Переволновавшаяся абитуриентка испытание «провалила». Как считает сама Лужина Лариса Анатольевна, в тот момент ей просто не хватило настойчивости. Она не относила себя к людям, добивающимся цели любой ценой. Она была уверена, что если ей сказали: «Не подходишь», — значит, не стоит и пытаться.
Примечания
- [https://www.echo.msk.ru/programs/dithyramb/612340-echo/ Дифирамб]. Эхо Москвы (16 августа 2009). Проверено 29 июля 2014.
- [https://www.grani.ru/Politics/Russia/yukos/m.91354.html Обращение деятелей культуры, науки, представителей общественности в связи с приговором, вынесенным бывшим руководителям НК ЮКОС
] - [https://www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2012/02/06/Zp12767.html Постановление ЦИК РФ № 96/767-6, 6 февраля 2012]
- [https://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1039578 УКАЗ Президента РФ от 11.12.2009 N 1429]
Работа на подиуме
Итак, несостоявшаяся актриса Лариса Лужина вернулась в Таллин. Она устроилась на работу вначале на фармацевтический завод, вскоре она перешла на работу на кондитерскую фабрику «Калев». Изо дня в день она дышала сахарной пудрой и укладывала в коробки зефир (с тех пор она его не ест). Естественно, что такая работа для девушки, мечтавшей о сцене, была просто способом выживания, морального удовлетворения она не приносила. Однажды Лариса Лужина, фото которой вы видите в этой статье, случайно увидела в газете объявление об открытии Таллинского Дома моделей. Безусловно, подиум вряд ли можно сравнить со сценой, но на тот момент Ларисе он показался достойной альтернативой. Биография Ларисы Лужиной резко изменилась. Девушка с ростом 172 сантиметра и стройной фигурой вполне подошла для Дома моделей.
Лариса с мамой жили очень бедно. У девушки не было лишнего платья, не говоря уже о каких-то дорогих туалетах. Поэтому когда она выходила на подиум в модных и красивых нарядах, она чувствовала себя сказочной Золушкой, оказавшейся на балу. А еще Ларису называли «улыбающейся манекенщицей». В отличие от ее коллег, которые выходили на публику с каким-то отрешенным лицом, Лужина улыбалась. За это ее всегда очень тепло принимали и награждали шквалом аплодисментов.
Биография
Лариса Анатольевна Лужина – актриса кино и театра, ставшая известной после исполнения роли Светланы в кинокартине «На семи ветрах». Несмотря на почтенный возраст, она по сей день продолжает работать.
Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Ей пришлось пережить блокаду, за время которой в шестилетнем возрасте умерла её старшая сестра, отец с бабушкой скончались от ранений и голода. Совсем крошечную Ларису вместе с мамой перевезли в Кемеровскую область, когда блокада уже завершилась.
Лариса Лужина в молодости | Киноавтограф
После окончания войны Лариса с мамой переехали в Таллин, где прошло всё детство девочки. Они жили у родственника в очень маленькой комнате площадью в шесть квадратных метров. Первые несколько лет юной Ларисе приходилось спать на стульях – у неё не было нормальной кровати. Денег у матери никогда не хватало, поэтому жила семья очень бедно.
В местной школе был кружок драмы, руководителем которого был артист русского драмтеатра Иван Россомахин – он поддерживал качество постановок на высшем уровне. Ларисе очень нравился этот кружок, и она старалась не пропускать ни одного занятия. Некоторые из поставленных школьниками спектаклей даже показывали на профессиональной театральной сцене.
Лариса Лужина в молодости | Кино-Театр
Стараниями трудолюбивого учителя кружок заинтересовал многих детей – кроме Ларисы Лужиной тогда актёрами стать решили будущие знаменитости: Владимир Коренев, Игорь Ясулович, а также Виталий Коняев. Они вместе посещали занятия. Школьники по-настоящему заболели театром. С соседом по парте Владимиром Кореневым Лужина некоторое время крутила школьный роман, однако эти отношения продлились недолго.
Мечты сбываются
Выходя на подиум, девушка представляла, что она актриса. Лариса Лужина просто бредила сценой, и однажды случилось чудо. Ее пригласили на киностудию «Таллинфильм» для исполнения крошечной роли певицы в ночном кабаре. Фильм назывался «Незваные гости» (1959). Через несколько месяцев режиссер этой ленты переехал на ПМЖ в Англию, а снятый фильм запретили. Но вероятно, актриса Лариса Лужина, биография которой теперь уже была немыслима вне кинематографа, родилась под счастливой звездой. На съемках фильма она встретила практикантку из ВГИКа, которая показала фото Лужиной С. А. Герасимову. С этого момента Лариса считала практикантку Лейду Лайус своей крестной матерью.
Сергей Апполинариевич согласился посмотреть девушку. Для этого надо было просто приехать в Москву. Но проблема состояла в том, что у Ларисы с мамой на эту поездку не было денег. Как часто бывает, в эту ситуацию вмешался случай. Совершенно неожиданно Лужину пригласили на пробы фильма «Мир входящему», при этом «Мосфильм» оплачивал дорогу и гостиницу. Таким образом, Ларисе удалось познакомиться с Герасимовым. После того как начинающая актриса прочитала великому режиссеру монолог Ларисы из «Бесприданницы», ее дальнейшая судьба была решена – она была без экзаменов принята в мастерскую Герасимова.
С 1959 года Лариса Лужина – студентка ВГИКа. Курс был очень сильным. Вместе с нашей героиней учились Николай Губенко, Жанна Болотова, Галина Польских, Жанна Прохоренко, Евгений Жариков.
Отрывок, характеризующий Лужина, Лариса Анатольевна
– О, достаточно давно… Это уже второй раз я здесь… Почему-то две мои жизни были похожими – в обоих я за кого-то воевал… Ну, а потом платил… И всегда так же горько… – незнакомец надолго умолк, как будто не желая больше об этом говорить, но потом всё же тихо продолжил. – Есть люди, которые любят воевать. Я же всегда это ненавидел. Но почему-то жизнь второй уже раз возвращает меня на тот же самый круг, как будто меня замкнули на этом, не позволяя освободиться… Когда я жил, все народы у нас воевали между собой… Одни захватывали чужие земли – другие те же земли защищали. Сыновья свергали отцов, братья убивали братьев… Всякое было. Кто-то свершал немыслимые подвиги, кто-то кого-то предавал, а кто-то оказывался просто трусом. Но никто из них даже не подозревал, какой горькой окажется плата за всё содеянное ими в той жизни… – А у вас там была семья? – чтобы изменить тему, спросила я. – Были дети? – Конечно! Но это уже было так давно!.. Они когда-то стали прадедами, потом умерли… А некоторые уже опять живут. Давно это было… – И вы всё ещё здесь?!.. – в ужасе оглядываясь вокруг, прошептала я. Я даже представить себе не могла, что вот так он существует здесь уже много, много лет, страдая и «выплачивая» свою вину, без какой-либо надежды уйти с этого ужасающего «этажа» ещё до того, как придёт его час возвращения на физическую Землю!.. И там он опять должен будет начать всё сначала, чтобы после, когда закончится его очередная «физическая» жизнь, вернуться (возможно сюда же!) с целым новым «багажом», плохим или хорошим, в зависимости от того, как он проживёт свою «очередную» земную жизнь… И освободиться из этого замкнутого круга (будь он хорошим или плохим) никакой надежды у него быть не могло, так как, начав свою земную жизнь, каждый человек «обрекает» себя на это нескончаемое, вечное круговое «путешествие»… И, в зависимости от его действий, возвращение на «этажи» может быть очень приятным, или же – очень страшным… – А если вы не будете убивать в своей новой жизни, вы ведь не вернётесь больше на этот «этаж», правда же?– с надеждой спросила я. – Так я ведь не помню ничего, милая, когда возвращаюсь туда… Это после смерти мы помним свои жизни и свои ошибки. А, как только возвращаемся жить обратно – то память сразу же закрывается. Потому, видно, и повторяются все старые «деяния», что мы не помним своих старых ошибок… Но, говоря по-честному, даже если бы я знал, что буду снова за это «наказан», я всё равно никогда бы не оставался в стороне, если б страдала моя семья… или моя страна. Странно всё это… Если вдуматься, то тот, кто «распределяет» нашу вину и плату, как будто желает, чтобы на земле росли одни трусы и предатели… Иначе, не наказывал бы одинаково мерзавцев и героев. Или всё-таки есть какая-то разница в наказании?.. По справедливости – должна была бы быть. Ведь есть герои, совершившие нечеловеческие подвиги… О них потом столетиями слагают песни, о них живут легенды… Уж их-то точно нельзя «поселять» среди простых убийц!.. Жаль, не у кого спросить… – Я тоже думаю, не может такого быть! Ведь есть люди, которые совершали чудеса человеческой смелости, и они, даже после смерти, как солнца, столетиями освещают путь всем оставшимся в живых. Я очень люблю про них читать, и стараюсь найти как можно больше книг, в которых рассказывается о человеческих подвигах. Они помогают мне жить, помогают справляться с одиночеством, когда уже становится слишком тяжело… Единственное, что я не могу понять, это: почему на Земле герои всегда должны погибнуть, чтобы люди могли увидеть их правоту?.. И когда того же самого героя уже нельзя воскресить, тут уж все, наконец, возмущаются, поднимается долго спавшая человеческая гордость, и, горящая праведным гневом толпа, сносит «врагов», как пылинки, попавшиеся на их «верном» пути… – во мне бушевало искреннее возмущение, и я говорила наверняка слишком быстро и слишком много, но у меня редко появлялась возможность выговориться о том, что «болит»… и я продолжала. – Ведь даже своего бедного Бога люди сперва убили, а только потом уже стали ему молиться. Неужели нельзя настоящую правду увидеть ещё до того, когда уже бывает поздно?.. Неужели не лучше сберечь тех же самых героев, равняться на них и учиться у них?.. Неужели людям всегда нужен шоковый пример чужого мужества, чтобы они могли поверить в своё?.. Почему надо обязательно убить, чтобы потом можно было поставить памятник и славить? Честное слово, я бы предпочитала ставить памятники живым, если они этого стоят… А что вы имеете в виду, говоря, что кто-то «распределяет вину»? Это – Бог что ли?.. Но ведь, не Бог наказывает… Мы сами наказываем себя. И сами за всё отвечаем. – Ты не веришь в Бога, милая?.. – удивился, внимательно слушавший мою «эмоционально-возмущённую» речь, печальный человек. – Я его не нашла пока… Но если он и вправду существует, то он должен быть добрым. А многие почему-то им пугают, его боятся… У нас в школе говорят: «Человек – звучит гордо!». Как же человек может быть гордым, если над ним будет всё время висеть страх?!.. Да и богов что-то слишком много разных – в каждой стране свой. И все стараются доказать, что их и есть самый лучший… Нет, мне ещё очень многое непонятно… А как же можно во что-то верить, не поняв?.. У нас в школе учат, что после смерти ничего нет… А как же я могу верить этому, если вижу совсем другое?.. Думаю, слепая вера просто убивает в людях надежду и увеличивает страх. Если бы они знали, что происходит по-настоящему, они вели бы себя намного осмотрительнее… Им не было бы всё равно, что будет дальше, после их смерти. Они бы знали, что опять будут жить, и за то, как они жили – им придётся ответить. Только не перед «грозным Богом», конечно же… А перед собой. И не придёт никто искупать их грехи, а придётся им искупать свои грехи самим… Я хотела об этом кому-то рассказать, но никто не хотел меня слушать. Наверное, так жить всем намного удобнее… Да и проще, наверное, тоже, – наконец-то закончила свою «убийственно-длинную» речь я. Мне вдруг стало очень грустно. Каким-то образом этот человек сумел заставить меня говорить о том, что меня «грызло» внутри с того дня, когда я первый раз «прикоснулась» к миру мёртвых, и по своей наивности думала, что людям нужно «только лишь рассказать, и они сразу же поверят и даже обрадуются!… И, конечно, сразу же захотят творить только хорошее…». Каким же наивным надо быть ребёнком, чтобы в сердце родилась такая глупая и неосуществимая мечта?!! Людям не нравится знать, что «там» – после смерти – есть что-то ещё. Потому, что если это признать, то значит, что им за всё содеянное придётся отвечать. А вот именно этого-то никому и не хочется… Люди, как дети, они почему-то уверены, что если закрыть глаза и ничего не видеть, то ничего плохого с ними и не произойдёт… Или же свалить всё на сильные плечи этому же своему Богу, который все их грехи за них «искупит», и тут же всё будет хорошо… Но разве же это правильно?.. Я была всего лишь десятилетней девочкой, но многое уже тогда никак не помещалось у меня в мои простые, «детские» логические рамки. В книге про Бога (Библии), например, говорилось, что гордыня это большущий грех, а тот же Христос (сын человеческий!!!) говорит, что своей смертью он искупит «все грехи человеческие»… Какой же Гордыней нужно было обладать, чтобы приравнять себя ко всему роду людскому, вместе взятому?!. И какой человек посмел бы о себе такое подумать?.. Сын божий? Или сын Человеческий?.. А церкви?!.. Все красивее одна другой. Как будто древние зодчие сильно постарались друг друга «переплюнуть», строя Божий дом… Да, церкви и правда необыкновенно красивые, как музеи. Каждая из них являет собой настоящее произведение искусства… Но, если я правильно понимала, в церковь человек шёл разговаривать с богом, так ведь? В таком случае, как же он мог его найти во всей той потрясающей, бьющей в глаза золотом, роскоши, которая, меня например, не только не располагала открыть моё сердце, а наоборот – закрыть его, как можно скорее, чтобы не видеть того же самого, истекающего кровью, почти что обнажённого, зверски замученного Бога, распятого по середине всего того блестящего, сверкающего, давящего золота, как будто люди праздновали его смерть, а не верили и не радовались его жизни… Даже на кладбищах все мы сажаем живые цветы, чтобы они напоминали нам жизнь тех же умерших. Так почему же ни в одной церкви я не видела статую живого Христа, которому можно было бы молиться, говорить с ним, открыть свою душу?.. И разве Дом Бога – обозначает только лишь его смерть?.. Один раз я спросила у священника, почему мы не молимся живому Богу? Он посмотрел на меня, как на назойливую муху, и сказал, что «это для того, чтобы мы не забывали, что он (Бог) отдал свою жизнь за нас, искупая наши грехи, и теперь мы всегда должны помнить, что мы его не достойны (?!), и каяться в своих грехах, как можно больше»… Но если он их уже искупил, то в чём же нам тогда каяться?.. А если мы должны каяться – значит, всё это искупление – ложь? Священник очень рассердился, и сказал, что у меня еретические мысли и что я должна их искупить, читая двадцать раз вечером «отче наш» (!)… Комментарии, думаю, излишни… Я могла бы продолжать ещё очень и очень долго, так как меня всё это в то время сильно раздражало, и я имела тысячи вопросов, на которые мне никто не давал ответов, а только советовали просто «верить», чего я никогда в своей жизни сделать не могла, так как перед тем, как верить, я должна была понять – почему, а если в той же самой «вере» не было логики, то это было для меня «исканием чёрной кошки в чёрной комнате», и такая вера не была нужна ни моему сердцу, ни моей душе. И не потому, что (как мне некоторые говорили) у меня была «тёмная» душа, которая не нуждалась в Боге… Наоборот – думаю, что душа у меня была достаточно светлая, чтобы понять и принять, только принимать-то было нечего… Да и что можно было объяснить, если люди сами же убили своего Бога, а потом вдруг решили, что будет «правильнее» поклоняться ему?.. Так, по-моему, лучше бы не убивали, а старались бы научиться у него как можно большему, если он, и правда, был настоящим Богом… Почему-то, намного ближе я чувствовала в то время наших «старых богов», резных статуй которых у нас в городе, да и во всей Литве, было поставлено великое множество. Это были забавные и тёплые, весёлые и сердитые, грустные и суровые боги, которые не были такими непонятно «трагичными», как тот же самый Христос, которому ставили потрясающе дорогие церкви, этим как бы и вправду стараясь искупить какие-то грехи… «Старые» литовские Боги в моём родном городе Алитус, домашние и тёплые, как простая дружная семья… Эти боги напоминали мне добрых персонажей из сказок, которые чем-то были похожи на наших родителей – были добрыми и ласковыми, но если это было нужно – могли и сурово наказать, когда мы слишком сильно проказничали. Они были намного ближе нашей душе, чем тот непонятный, далёкий, и так ужасно от людских рук погибший, Бог… Я прошу верующих не возмущаться, читая строки с моими тогдашними мыслями. Это было тогда, и я, как и во всём остальном, в той же самой Вере искала свою детскую истину. Поэтому, спорить по этому поводу я могу только о тех моих взглядах и понятиях, которые у меня есть сейчас, и которые будут изложены в этой книге намного позже. А пока, это было время «упорного поиска», и давалось оно мне не так уж просто… – Странная ты девочка… – задумчиво прошептал печальный незнакомец. – Я не странная – я просто живая. Но живу я среди двух миров – живого и мёртвого… И могу видеть то, что многие, к сожалению, не видят. Потому, наверное, мне никто и не верит… А ведь всё было бы настолько проще, если бы люди послушали, и хотя бы на минуту задумались, пусть даже и не веря… Но, думаю, что если это и случится когда-нибудь, то уж точно не будет сегодня… А мне именно сегодня приходится с этим жить… – Мне очень жаль, милая… – прошептал человек. – А ты знаешь, здесь очень много таких, как я. Их здесь целые тысячи… Тебе, наверное, было бы интересно с ними поговорить. Есть даже и настоящие герои, не то, что я. Их много здесь… Мне вдруг дико захотелось помочь этому печальному, одинокому человеку. Правда, я совершенно не представляла, что я могла бы для него сделать. – А хочешь, мы создадим тебе другой мир, пока ты здесь?.. – вдруг неожиданно спросила Стелла. Это была великолепная мысль, и мне стало чуточку стыдно, что она мне первой не пришла в голову. Стелла была чудным человечком, и каким-то образом, всегда находила что-то приятное, что могло принести радость другим. – Какой-такой «другой мир»?.. – удивился человек. – А вот, смотри… – и в его тёмной, хмурой пещере вдруг засиял яркий, радостный свет!.. – Как тебе нравится такой дом? У нашего «печального» знакомого счастливо засветились глаза. Он растерянно озирался вокруг, не понимая, что же такое тут произошло… А в его жуткой, тёмной пещере сейчас весело и ярко сияло солнце, благоухала буйная зелень, звенело пенье птиц, и пахло изумительными запахами распускающихся цветов… А в самом дальнем её углу весело журчал ручеек, расплёскивая капельки чистейшей, свежей, хрустальной воды… – Ну, вот! Как тебе нравится? – весело спросила Стелла. Человек, совершенно ошалевши от увиденного, не произносил ни слова, только смотрел на всю эту красоту расширившимися от удивления глазами, в которых чистыми бриллиантами блестели дрожащие капли «счастливых» слёз… – Господи, как же давно я не видел солнца!.. – тихо прошептал он. – Кто ты, девочка? – О, я просто человек. Такой же, как и ты – мёртвый. А вот она, ты уже знаешь – живая. Мы гуляем здесь вместе иногда. И помогаем, если можем, конечно. Было видно, что малышка рада произведённым эффектом и буквально ёрзает от желания его продлить… – Тебе правда нравится? А хочешь, чтобы так и осталось? Человек только кивнул, не в состоянии произнести ни слова. Я даже не пыталась представить, какое счастье он должен был испытать, после того чёрного ужаса, в котором он ежедневно, и уже так долго, находился!.. – Спасибо тебе, милая… – тихо прошептал мужчина. – Только скажи, как же это может остаться?.. – О, это просто! Твой мир будет только здесь, в этой пещере, и, кроме тебя, его никто не увидит. И если ты не будешь отсюда уходить – он навсегда останется с тобой. Ну, а я буду к тебе приходить, чтобы проверить… Меня зовут Стелла. – Я не знаю, что и сказать за такое… Не заслужил я. Наверно неправильно это… Меня Светилом зовут. Да не очень-то много «света» пока принёс, как видите… – Ой, ничего, принесёшь ещё! – было видно, что малышка очень горда содеянным и прямо лопается от удовольствия. – Спасибо вам, милые… – Светило сидел, опустив свою гордую голову, и вдруг совершенно по-детски заплакал…
Первые шаги в кино
Многие люди, близкие к кинематографу знают, что Герасимов очень любил снимать своих учеников. Тех, кто по каким-то причинам ему не подходил, он рекомендовал другим талантливым режиссерам. К сожалению, Лариса Лужина оказалась не его актрисой.
С первого курса ее уже начали снимать в фильмах. Это была главная роль Любы в киноповести «Человек не сдается» (1960), садовницы в «Человек идет за Солнцем» (1961). Но самой большой удачей была работа в фильме «На семи ветрах» (1962) Ростоцкого и Галича. На роль Светланы Ивашовой ее порекомендовал Герасимов.
Следует сказать, что актриса Лариса Лужина, биография которой состоит из постоянных экспериментов, вспоминает, что работа в этом фильме далась не просто. Вначале у нее вообще ничего не получалось. Дошло до того, что Ростоцкий просто испугался, что актриса не справится с ролью. Он показал Герасимову весь отснятый материал и попросил заменить Лужину. Герасимов был великолепным психологом, он прекрасно понимал, что этот отказ может убить Ларису как актрису. И еще он очень верил в свою талантливую ученицу, поэтому он посоветовал режиссеру уделить ей больше внимания. Вняв советам своего великого учителя, Ростоцкий стал много работать с молодой актрисой. Он даже попытался перекрасить ее в блондинку, чтобы усилить соответствие создаваемому образу Светланы Ивашовой.
Известность
После премьеры картины «На семи ветрах» Лариса проснулась знаменитой. Фильм был направлен на кинофестиваль в Канны, куда отправилась и делегация отечественного кинематографа во главе с Герасимовым, Ростоцким, Кулиджановым, Райзманом. Актеров представляли молодые Инна Гулая и Лариса Лужина. Необходимо было как-то решить вопрос с нарядами. В знак уважения Таллинский дом моделей прислал Ларисе два роскошных вечерних платья, в которых актриса блистала в Каннах.
На фестивале произошла ситуация, из-за которой Лариса Лужина, биография которой полна неожиданностей, могла распроститься с дальнейшей карьерой. На вечернем приеме Ларису пригласили танцевать твист. В те времена этот танец в СССР считали безыдейным, и даже непристойным. Студенты ВГИКа, в их числе и Лариса, отлично его «освоили» и лихо отплясывали его на своих вечеринках. Но танцевать твист на приеме, да еще и за рубежом? Актрису успокоил Герасимов, который сказал, что его ученица должна уметь все.
Вернувшись на Родину, Лужина была вызвана к Фурцевой (министру культуры). В гневе она вычеркнула «провинившуюся» актрису из дальнейших поездок. И вновь на помощь пришел Герасимов. Он пришел на прием к Фурцевой и сказал, что Лариса его ученица и именно он разрешил ей танцевать. После этого Лужина побывала на фестивале в Карловых Варах, Швеции, Иране, Польше.
Биография[ | ]
Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде.
Отец: Анатолий Иванович. Мать: Евгения Адольфовна. Старшая шестилетняя сестра умерла от голода во время блокады Ленинграда, от осколочного ранения погибла бабушка.
Лариса с мамой пережили блокаду: когда была открыта «Дорога жизни», их по Ладоге эвакуировали в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
После войны Лужины поселились в Таллине, где Лариса начала заниматься в школьном драмкружке, которым руководил артист Русского драматического театра . Вместе с Ларисой учились будущие актёры Виталий Коняев, Владимир Коренев, Игорь Ясулович. Спектакли, поставленные под руководством Ивана Даниловича, показывали не только на школьной, но и на профессиональной сцене. Именно тогда Лариса решила стать актрисой[1]. Окончив школу, Лариса поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на экзамене. Прийти в кино ей помог случай: в 1959 году Ларису, напротив дома которой находились павильоны Таллинской киностудии, прямо с улицы пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в снимавшемся тогда фильме «». После выхода фильма на экран режиссёр «Ленфильма» Герберт Раппопорт предложил поступившей в 1960 году на актёрский факультет ВГИКа Лужиной одну из главных ролей в картине «», ставшей началом профессиональной работы в кинематографе.
Когда режиссёр С. И. Ростоцкий, готовившийся к съёмкам фильма «На семи ветрах», искал кандидата на роль Светланы, знаменитый С. А. Герасимов, на курсе которого занималась Лариса Лужина, порекомендовал её на эту роль, впоследствии принесшую молодой актрисе огромную известность и любовь зрителей.
В 1962 году на кинофестиваль в Канны советская делегация отправилась с картиной «На семи ветрах». Вместе с ведущими режиссёрами отечественного кинематографа Сергеем Герасимовым, Станиславом Ростоцким, Львом Кулиджановым, Юлием Райзманом поехали и молодые актрисы Лариса Лужина и Инна Гулая. Из Таллинского дома моделей Ларисе, по старой памяти, прислали два вечерних платья. На Фестивале произошёл случай, чуть было не стоивший Ларисе дальнейшей карьеры. На приёме один из присутствующих предложил ей станцевать твист. Когда Лариса вернулась в Советский Союз, на столе у министра культуры Фурцевой уже лежал французский журнал Paris Match
с фото Лужиной и заголовком «Сладкая жизнь советской студентки». Разгневанная Фурцева вычеркнула «неприличную» актрису из дальнейших поездок. Сергей Апполинарьевич Герасимов пришёл на приём к министру и заявил: «Это моя ученица, я ей разрешил танцевать». После этого Лариса Лужина поехала на , после чего побывала в Швеции, Польше и Иране.
В 1960-е годы Лариса Лужина в фильмах, снятых киностудиями СССР и ГДР, создала галерею образов романтических девушек, затем на смену лирическим героиням пришли более сложные и драматичные образы русской женщины. В 1965 году режиссёр студии «ДЕФА» Иоахим Хюбнер увидел её в картине «На семи ветрах» и пригласил для съёмок в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер». Лужина сыграла сразу две главные роли: антифашистку Еву и её дочь Ирэну, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. За время работы в ГДР Лариса Лужина снялась в шести картинах, в том числе двух многосерийных. Именно в ГДР актриса впервые сыграла роли из русской классики — Марью Николаевну в «Вешних водах» (1968) и Варвару Павловну в «Дворянском гнезде» (1969), поставленных по произведениям И. С. Тургенева. Немецкие зрители высоко оценили работу Ларисы Лужиной: по опросу одного из журналов, она была признана популярнейшей актрисой в ГДР. Вскоре ей были присуждены Национальная премия Германии и дважды премия «Золотой лавр телевидения».
В 1966 году Лариса снялась в приключенческом фильме Станислава Говорухина про альпинистов «Вертикаль». На съёмках этого фильма она познакомилась с Владимиром Высоцким. Тогда же, в 1960-х годах, Лужина стала прототипом персонажа его песни «Она была в Париже».
После «Вертикали» Лариса много снималась. Её героини были всегда женственными, лиричными, обаятельными, но при этом сильными и мужественными. Среди наиболее известных её работ — роли в психологической мелодраме «Главный свидетель», героико-приключенческом фильме «Золото», спортивной драме «Гонщики», мелодраме «Настенька», киноповести «Небо со мной», биографическом фильме «Четвёртая высота». В 1976 году Лариса Лужина сыграла в картине «Так начинается легенда» мать Юрия Гагарина, Анну Тимофеевну. Для того чтобы войти в роль, Лариса съездила в Гжатск и познакомилась с мамой первого космонавта. Лариса Анатольевна вспоминает: «Она встретила меня очень тепло. Жила она в небольшом каменном одноэтажном домике, который ей построили. В старом доме с маленьким садиком устроили Музей, который в принципе Анна Тимофеевна и содержала: принимала туристов, проводила экскурсии, убирала, мыла. Обычная, простая русская женщина. Я хотела запомнить её жесты, манеру поведения. Потом на съёмках мне это всё пригодилось».
C 1964 года — актриса Театра-студии киноактёра.
Преподаёт актёрское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при Департаменте образования Правительства Москвы. Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, является председателем женского клуба «Сударыня».
После распада Советского Союза Ларису Лужину перестали приглашать в кино, закрылся Театр Киноактёра. Заняв у знакомого небольшую сумму денег, Лужина сделала спектакль «Театральный анекдот», с которым ездила по России.
В последние годы Лариса Лужина сыграла несколько ролей в телевизионных сериалах «Нет спасения от любви», «Юнкера». В сериале «Охота на изюбря» она сыграла судью. В 2006 году на экраны вышел сериал «Любовь как любовь». Лариса Лужина и Сергей Никоненко сыграли в нём роли Платона и Татьяны Лобовых. Критики отмечают достоверность, с которой актёры изображают своих героев.
28 июня 2005 года Лужина в числе 50 представителей общественности подписала «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям ЮКОСа»[2]. 6 февраля 2012 года была официально зарегистрирована как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Путина.
Живёт в районе Крылатское г. Москвы[3].
Работа в Германии
После картины «На семи ветрах» фильмы с участием Ларисы Лужиной зрители ждали с нетерпением. В это время немецкий режиссер Иоахим Хюбнер пригласил ее сниматься в своей пятисерийной картине «Доктор Шлюттер» (1964–1966) сразу в двух ролях – матери и дочери. Съемки продлились два года.
Для Ларисы это было сложное время. Приехав в чужую страну, она по-немецки знала всего два слова, поэтому поначалу она просто зазубривала текст, гораздо позже она стала понимать, о чем говорит. Но это были не все проблемы, возникшие перед актрисой, – ей было необходимо обнажиться в кадре. Ей предстояло сняться в одних плавках – эпизод для советского кино немыслимый! Режиссеру удалось уговорить ее, удалив с площадки всех, кроме оператора и его самого.
Образ романтической девушки
В 60-х годах в фильмах Лариса Лужина активно эксплуатирует образ романтической девушки. При этом она играет на киностудиях не только в СССР, но и в ГДР.
В 1965 году немецкий режиссер Иоахим Хюбнер приглашает ее на съемки многосерийного фильма «Доктор Шлюттер», в котором Лужина играет сразу две роли — антифашистки Евы и ее дочери Ирэн.
Примечательно, что именно в ГДР Лариса Анатольевна Лужина впервые играет в фильмах, поставленных по русским классическим романам. В первую очередь, это произведения Тургенева «Дворянское гнездо» и «Вешние воды». Любовь немецких зрителей была настолько сильной, что ее даже признали самое популярной актрисой в ГДР.
Знакомство с Высоцким
После возвращения из Германии актрису ждал настоящий подарок судьбы. Ее пригласил сниматься в свою картину Станислав Говорухин. Речь идет о фильме «Вертикаль» (1966), где Лужиной предстояло работать с легендарным Владимиром Высоцким. Его утверждение на эту роль было очень сложным. Против его кандидатуры категорически возражал худсовет Одесской киностудии. Его утвердили лишь после того, как Говорухин клятвенно пообещал, что в фильме Высоцкий петь не будет. Слова своего он не сдержал, ведь вряд ли нашелся бы в тот момент человек, который смог бы удержать Владимира, очарованного горами.
Знаменитый бард написал несколько великолепных песен, которые мгновенно разлетелись по стране.
Лариса Лужина быстро подружилась с Высоцким. У них сложились очень теплые отношения, но они были только дружескими. Владимир Семенович посвятил своей новой подруге песню «Она была в Париже».
Лариса Лужина: личная жизнь
Первую любовь Лариса испытала в шестнадцать лет. Парня звали Павел, он учился в мореходном училище Таллина. Ребята встречались, ходили на танцы. После окончания училища Павел уехал в родной Иркутск. Уезжая, он подарил Лужиной гитару и пообещал писать. А позже девушка узнала, что в Иркутске Павла ждала невеста, на которой он вскоре женился.
В кино Ларисе Анатольевне очень везло на партнеров – Вячеслав Тихонов, Владимир Высоцкий, Игорь Ледогоров. По сценариям она во всех них она была влюблена. Однако в жизни ей нравились совсем другие мужчины.
Лариса Лужина, мужья которой — люди творческие, четырежды пыталась создать семью. Первым супругом был Алексей Чардынин (оператор фильмов «Журналист», «Не ставьте лешему капканы», «Иван да Марья»). Лариса познакомилась с ним на втором курсе ВГИКа. Красивый, высокий и очень талантливый молодой человек покорил сердце девушки практически мгновенно. Но прожили молодые люди только семь лет – брак не выдержал разлук, постоянных разъездов Ларисы.
Второй муж Ларисы – Валерий Шувалов (оператор в фильмах «12 стульев», «Фокусник», «Интердевочка» и др.). К огромной радости актрисы в этом браке родился сын – Павел. Семья распалась, когда мальчику исполнилось семь лет.
В третий раз союз тоже не сложился. В отличие от первых двух браков, инициатором развода был муж, и это стало трагедией для Ларисы Анатольевны. Можно сказать, что личная жизнь актрисы не сложилась. С четвертым супругом семьи тоже не получилось. Но вместе с тем Лариса Анатольевна считает себя счастливой женщиной. У нее взрослый и успешный сын, хорошая, заботливая невестка, два самых лучших внука. Сын — отличный инженер звукозаписи на киностудии «Мосфильм».
Личная жизнь
Лужина выходила замуж четыре раза. Самый первый брак продержался семь лет. Избранником актрисы стал Алексей Чардынин, с которым она обручилась сразу после окончания ВГИКа.
Во второй раз Лариса вышла замуж за Валерия Шувалова. У пары родился сын, для которого отец выполнял и роль матери – сама она практически сразу после родов вернулась в профессию.
Лариса Лужина с Владимиром Гусаковым | Теленеделя
Со вторым мужем Лужина тоже рассталась довольно быстро, бросив его ради сценариста Владимира Гусакова. Спустя десять лет они развелись после измены Владимира.
Четвёртый и последний муж актрисы был скорее её спасением от одиночества. Администратор Вячеслав Матвеев после Перестройки потерял работу, после чего Лариса с ним развелась.
Лариса Лужина и Алексей Чардынин | Теленеделя
Сейчас Лужина живёт одна, бывшие мужья с ней отношения не поддерживают. Её сын Павел женат, у него есть дети.
Перестройка
В этот сложный для всей страны период в жизни Лужиной наступили перемены. Ее стали мало снимать в кино, Театр Киноактера закрылся. Однако Ларисе Анатольевне удалось пережить этот период немного легче, чем многим ее коллегам. Заняв немного денег у знакомого, она поставила «Театральный анекдот» — спектакль, с которым много гастролировала по стране. Больших денег заработать не удалось, но на жизнь хватало.
Огорчало, что в кино дела обстояли совсем плохо. Фильмов практически не снимали, а те, что выходили в прокат, были очень низкого качества.
Новый век
Ситуация начала стабилизироваться после двухтысячного года. Первой серьезной работой после длительного застоя стала картина «Тайны дворцовых переворотов» (2001-2003) Светланы Дружининой, роль Прасковьи Долгоруковой. В карьере актрисы это первая настоящая костюмная роль.
Потом наступила пора сериалов – «Юнкера» (2007), «Нет спасения от любви» (2003), «Охота на изюбря» (2005). В 2006 году состоялась премьера сериала «Любовь как любовь» В. Краснопольского. В этой ленте Лариса Лужина и Сергей Никоненко стали любимцами зрителей. Строгие критики отметили удивительную достоверность созданных ими образов.
Лариса Лужина, фильмы с которой очень любимы зрителями, по-прежнему работает в Театре киноактера. Она играет в спектакле «Ровно в семь» а также участвует в антрепризах. Часто зрители спрашивают, сколько лет Ларисе Лужиной. Паспортный возраст актрисы не имеет никакого значения. Каждый, кому посчастливилось пообщаться с нею, попадает под обаяние этой уверенной в себе, очень красивой женщины. При этом она совершенно лишена «звездности». Она всегда искренна и внимательна к собеседнику.
Фильмография
- 1959 — Незваные гости — певица кабаре
- 1960 — В дождь и в солнце — Лиззи
- 1960 — Человек не сдаётся — Люба
- 1961 — Приключения Кроша — Зина
- 1961 — Человек идёт за солнцем — Ленуца, работница парка
- 1962 — На семи ветрах — Светлана Ивашова
- 1963 — Тишина — Нина
- 1963 — Штрафной удар — телеведущая
- 1964 — Большая руда — Вера
- 1965 — Доктор Шлюттер (ГДР) — Ева / Ирен, дочь Евы
- 1965 — Преемник — Лило Рохман
- 1966 — Вертикаль — Лариса
- 1966 — Нет и да — Аня
- 1967 — Встречи — Татьяна
- 1968 — Любовь Серафима Фролова — Анфиса
- 1969 — Вешние воды — Мария Николаевна
- 1969 — Главный свидетель — Варвара
- 1969 — Дворянское гнездо — Варвара Павловна
- 1969 — Золото — Матрёна Рубцова, знатная животноводка из колхоза «Красный пахарь»
- 1971 — Путина — Лиля
- 1972 — Гонщики — Люся Кукушкина
- 1973 — Жизнь на грешной земле — Мария Макшеева
- 1973 — Исполнение желаний — Варвара Николаевна
- 1973 — Настенька — Настя
- 1974 — Кыш и Двапортфеля — мама Алёши
- 1974 — Небо со мной — Надежда Грибова
- 1974 — Совесть — Нина Александровна Карнацкая
- 1975 — Роса — мать Троши
- 1975 — Ярослав Домбровский — Елизавета Дмитриева
- 1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — жена Ивана Гаврилова
- 1976 — Жить по-своему — Зоя
- 1976 — Самый красивый конь — мама Игоря Пономарёва
- 1976 — Так начиналась легенда — Анна Тимофеевна Гагарина
- 1977 — Долг — Галинка, жена казака Трифона
- 1977 — Четвёртая высота — мама Гули Королёвой
- 1978 — Встреча в конце зимы — Анна Фёдоровна Губарева
- 1978 — Расмус-бродяга — фру Бьёрисон
- 1978 — Артём — Александра Валерьяновна Мечникова
- 1979 — С любимыми не расставайтесь — Миронова
- 1979 — Сыщик — Таисия
- 1982 — Год активного солнца — Лида
- 1982 — Полигон — Антонина Павловна
- 1983 — Признать виновным — мать Виктора
- 1983 — Срок давности — женщина в меховой горжетке
- 1984 — Хроника одного лета — Тамара Колесникова
- 1985 — Внимание! Всем постам… — Ольга Ивановна Кольцова
- 1986 — Железное поле — Анна Илларионовна Капустина
- 1986 — Земля моего детства — Антонина Сергеевна
- 1986 — Тайны мадам Вонг — фрау Шульц
- 1992 — Виновата ли я… — Паша
- 1992 — Непредвиденные визиты — Ольга Григорьевна
- 1992 — Трактористы 2 — Марковна
- 1992 — Цена сокровищ — Тилли
- 1995 — Тихий ангел пролетел…
- 1996 — Третий сын
- 2000 — Дом для богатых — Марина Михайловна
- 2001 — Курортный роман
- 2001 — Ночь на кордоне — учительница Дарья Петровна
- 2001 — 2003 — Тайны дворцовых переворотов — Прасковья Долгорукова
- 2002 — Светские хроники — Раиса Валерьяновна
- 2003 — Амапола — Антонина Антоновна
- 2003 — Нет спасения от любви — Наталья Яковлевна
- 2003 — Прощальное эхо — доктор в женской консультации
- 2004 — О любви в любую погоду — работница сосисочной фабрики
- 2005 — Казус Кукоцкого — учительница Тани
- 2005 — Охота на изюбря — Баланова, судья
- 2006 — Юнкера — Лидия Васильевна, сестра генерала Анчутина
- 2006 — Мой ласковый и нежный мент — Нина Павловна Петрова
- 2006 — Под Большой Медведицей — эпизод
- 2006 — Любовь как любовь — Татьяна Лобова
- 2007 — Возвращение Турецкого — Валентина Денисовна, тётя Турецкого
- 2007 — Дар Божий — тётя Сима
- 2007 — Май — Вера Петровна
- 2007 — 2009 — Повороты судьбы — Тая
- 2008 — Срочно в номер — Наталья Сергеевна, домработница нумизмата
- 2009 — Аннушка — Нина Ильинична, учительница
- 2010 — Судмедэксперты — Галина Семёновна Иорданцева
- 2010 — Счастье по контракту — мама Сергея Одинцова
- 2010 — Маруся — Тамара Береговая
- 2010 — Сердце Марии — Василиса Потаповна
- 2011 — Лесное озеро — Василиса Сергеевна
- 2011 — Улыбка судьбы — Надежда Павловна
- 2012 — Любовь без страховки — мама Кати
- 2012 — Охота на гауляйтера — Мария Архипова
- 2012 — Развод — Регина
- 2012 — Роковая любовь Саввы Морозова — Мария Фёдоровна Морозова
- 2012 — Стервы
- 2013 — Дождаться любви — Вера Петровна
- 2014 — Если ты не со мной — Тая