Детство и семья Натальи Щукиной
Наталья Щукина появилась на свет в городе Барнаул, однако уже в раннем возрасте переехала с родителями в Москву. Ее отец с матерью расстались, когда Наташа была еще ребенком, а потому все свое детство будущая актриса провела с мамой.
Наталья Щукина и Дмитрий Марьянов в фильме Мираж
Умудренная опытом женщина во всем поддерживала свою дочь, а потому та всегда была ей благодарна за это. Наташа ни в чем себя не ограничивала и в раннем возрасте занималась сразу в нескольких различных секциях. Она любила танцы, гимнастику, а затем всей душой влюбилась еще и в актерское искусство.
Первые роли Натальи Щукиной
С детских лет Наталья занималась в театральной студии Вячеслава Спесивцева. Актерские занятия проводились сразу после уроков, а потому Наташе всегда удавалось совмещать учебу в школе с любимым хобби. В тот период наша сегодняшняя героиня сыграла множество замечательных ролей в различных полулюбительских постановках. Вспоминая то время, актриса отмечает, что театральная школа научила ее не только многим тонкостям актерского ремесла, но и привила ей чувство долга и дисциплины.
Именно благодаря данным качествам, в 1985-м году Наташа получила свою первую роль в кино. Таковой стала роль Оли Костиной в картине «Фотография на память». Весьма примечательно, что для этой роли юной актрисе был подобран специальный наряд, скрывающий… ее грудь. Все дело в том, что в пятнадцать лет девушка отличалась уже весьма солидными формами, а потому играть на съемках ей пришлось в специальном утягивающем корсете.
Наталья Щукина, Истории в деталях После этого были некоторые другие роли в кино. Таким образом, еще до окончания школы наша сегодняшняя героиня успела сыграть в нескольких известных кинофильмах. Среди таковых выделяются ленты «Дорогая Елена Сергеевна», «Брызги шампанского» и некоторые другие. Благодаря этим ролям, Наталья Щукина сумела познакомиться с особенностями актерского ремесла, что впоследствии отлично помогло ей при поступлении в «Щукинское» театральное училище.
Наталья Щукина родилась в Москве 12.09.1970 г. Ее родители с театром или кино никаким образом связаны не были.
С ранних лет родители Наташи расстались, и дальнейшим воспитанием дочери занималась одна мама. Наталья очень благодарна маме, которая, по ее словам, очень демократично относилась ко всем увлечениям дочери: личным и неличным, никогда ни в чем ее не ограничивала.
Мама всячески способствовала развитию дочери. Маленькая Наташа занималась танцами, гимнастикой. Однажды в школу пришли артисты набирать детей в театр-студию Вячеслава Спесивцева на Красной Пресне. За компанию с подружкой десятилетняя Наташа отправилась на прослушивание. Тогда она еще и не думала, что когда-нибудь станет настоящей актрисой.
Наталья Щукина вспоминает: «Наш класс Спесивцев решил сделать экспериментальным, то есть были обычные классы, а наш «Б» стал первым, который вместо продленки, когда все гуляют, шел заниматься к балетному станку, обучаться актерскому мастерству. Очень интересные детские спектакли мы делали. Это была большая школа для меня, в первую очередь школа дисциплины».
Именно благодаря занятиям в театре-студии состоялся дебют Наташи в кино. В 1985 году она снялась в главной роли в детской картине режиссера Рубена Мурадяна «Фотография на память». О той своей работе актриса рассказывает: «К пятнадцати годам я была уже большегрудая, но режиссер считал, что советская девочка не может быть с большой грудью. Поэтому как меня только не утягивали… В итоге получилась абсолютно непонятная фигура под этими совковыми сарафанчиками в цветочек. Грудь была распластана по пузу — и выглядело это ужасно…»
«Дорогая Елена Сергеевна»
Неудивительно, что по окончании школы, ни о какой другой профессии, кроме как актерской, Наталья не мечтала. Но перед тем как поступить в театральный, девушка снялась еще в одном фильме – в драме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». В картину знаменитого режиссера вчерашняя школьница попала благодаря Дмитрию Марьянову, который играл вместе с ней в студии Спесивцева. В то время юный актер был популярен благодаря картине «Выше Радуги». Ассистентка режиссера обратила внимание на Диму, затем привела на спектакль самого Рязанова, и на пробы отобрали несколько ребят, в числе которых была и Наталья.
Сниматься у самого Рязанова! Об этом можно было только мечтать. Наталья Щукина рассказывает: «Это было сильнейшее потрясение для меня! Рязанов в тот момент озвучивал «Забытую мелодию для флейты». Мы сидим у него в кабинете, и вдруг заходят он, Филатов, Неелова и Купченко. Одного Эльдара Александровича я бы пережила, но когда вошло такое количество звезд, я встала и думала, как бы не упасть, как бы не потерять сознание!»
Как и все фильмы, снятые на злобу дня, сегодня «Дорогая Елена Сергеевна» смотрится наивно, но для того времени это был настоящий скандал. Безобразная история, рассказывала о том, как несколько учеников приходят к учительнице, чтобы выпросить, а если не получится, то отнять силой ключ от кабинета, где хранятся работы, чтобы внести в них необходимые исправления…
Наталья Щукина вспоминает о тех съемках: «Мне было очень тяжело сниматься, но это оказалась хорошая школа. Я ужасно комплексовала. Мне все время казалось, что Рязанов мной недоволен. И жалеет о том, что меня взял. В фильме есть один кадр, о котором знаю только я. Я там прячусь за партнеров, потому что ужасно заплакана. Рязанов же человек вспыльчивый, может наговорить кучу обидных слов… Сейчас-то я привыкла, и не такое слышала. Но тогда… Мне хотелось провалиться сквозь землю».
Щукинское училище
По окончании школы Наталья решила поступать в Щукинское училище. «Разницы между школой мхатовской, вахтанговской или школой малого театра я тогда не видела и не осознавала. Мне хотелось именно в «Щуку», я туда рвалась, больше никуда не хотела», — рассказывает актриса.
Первая попытка оказалась неудачной… «У меня была полная уверенность, что я поступлю, но я не поступила. Ужасно переживала и считала, что вот, наверное, и всё, больше мне ничего не светит».
Спустя год Наталья подала документы почти во все театральные ВУЗы столицы. Она вспоминает: «В Щепкинском училище
меня попросили поднять юбку и показать коленки, что в общем и решило судьбу моего существования в этом училище. Во МХАТе меня «остановили» студенты-старшекурсники, которые подошли и стали говорить, что у меня это не так, и это не так. Всё это было очень эмоционально! И в ГИТИСе тоже что-то случилось. Видимо, ждала меня именно «Щука»».
На вступительных экзаменах девушка читала стихи Есенина, басню Крылова «Щука», а из прозы выбрала отрывок из «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова. Этот же отрывок она читала и год назад. Как ей показалось, на этот раз она прочитала хуже, но к удивлению, ее приняли. Наталью зачислили на курс Ю. И. Авшарова.
Неуступчивый характер
Параллельно с учебой Наталья Щукина продолжала активно сниматься в кино. Благодаря удачной работе в «Дорогой Елене Сергеевне» она была приглашена в еще одну скандальную для того времени картину – мелодраму Петра Тодоровского «Интердевочка». Кстати, рекомендовала актрису та же самая ассистентка по актерам, которая работала у Рязанова.
В этом фильме Наталья сыграла молоденькую, симпатичную путану, рассказывающую милиционерам про папу-«африкановеда». Между прочим, во время съемок начинающая актриса не побоялась спорить с самим Петром Тодоровским. «Мне не нравился текст, — рассказывает Наталья. — Никак не могла его произнести. Но даже сейчас, когда смотрю этот фильм, думаю, что была права. Этот текст немного не из лексикона проституток. «Мой папа-африкановед…» В общем, я бесконечно с ним спорила. Когда съемки были закончены, Петр Ефимович мне сказал: «Все в тебе хорошо, но слишком тяжелый характер». Чего, в общем, я никогда за собой не замечала».
Сложный ли у Натальи Щукиной характер? Скорее дело тут в другом, – просто у актрисы всегда было свое видение роли, и если она была с чем то не согласна, то не боялась спорить по этому поводу даже с маститыми режиссерами. А уж какие режиссеры ее снимали! Петр Тодоровский, Станислав Говорухин (в 1989 году в психологическом триллере «Брызги шампанского»), Эльдар Рязанов. В последующие годы она работала с Георгием Данелия, Валерием Тодоровским, Олегом Янковским, Николаем Лебедевым, но об этом чуть позже, а пока вернемся в начало 90-х.
В 1991 году Щукину вновь пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. В его знаменитой трагикомедии «Небеса обетованные» Наталье досталась небольшая роль, но как она была сыграна! Особенно зрителям запомнилась сцена с поеданием сгущенки.
«Да, знаменательная сцена… — вспоминает Наталья Щукина. — Мои главные опасения касались не внешнего вида, а того количества сгущенки, которое мне пришлось употребить за время съемки. В общей сложности я съела банки две. Потом, понимая, что организм такой экзекуции не перенесет, тут же отправила съеденную сгущенку туда, куда надо. Два пальца в рот, и свобода…»
На съемках этого фильма Наталья вновь продемонстрировала свой неуступчивый характер. Ей удалось убедить Эльдара Рязанова исключить из картины эротическую сцену. Вот, что она рассказывает: «Эльдар Александрович хотел снять эротическую сцену с фотографом. … когда моя героиня уходит с ним в комнату наверх, а он ее спрашивает: «Что, снять?» — «Не надо, я сама сниму». И набрасывается на него. А потом уже выходит растрепанная. То есть всем ясно, что там происходило. Эльдар Александрович же хотел сделать что-то наподобие «Маленькой Веры». Ничего не видно, но понятно, чем занимаются. В этот день я пришла на съемку, и гример заговорщицким тоном мне шепчет: «У Рязанова такая идея…». Я отозвала Эльдара Александровича и попросила этого не снимать. На что он мне сказал: «Наташ, ты же меня знаешь. Все будет прилично, ничего видно не будет». Но я стояла на своем: «Вы вроде как комедию снимете, а такая сцена будет смотреться в ней достаточно странно». В общем, я победила. К своему счастью».
Наталья Щукина продолжала активно сниматься в кино до середины 90-х. В 1993 году она сыграла небольшую, но весьма колоритную роль продавщицы с фингалом в комедии Георгия Данелии «Настя». Затем последовали работы в драме «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского и «Призрак дома моего» Павла Любимова.
Во второй половине 90-х, когда наш кинематограф был в кризисе, Наталья сосредоточилась на работе в театре.
Театр
Первые свои роли в театре Наталья Щукина сыграла, учась на четвертом курсе. Юрий Авшаров пригласил ее в театр Александра Калягина «Et-cetera» на роль Сони в спектакле «Дядя Ваня». Об этой роли Наталья отзывается с большой теплотой, тем более что вообще любит драматургию Чехова.
Тогда же состоялся ее дебют в Ленкоме – в роли кота в детском спектакле «Бременские музыканты». В Ленком Наталья Щукина попала благодаря своему однокурснику, ныне популярному актеру Дмитрию Марьянову. Кстати, ему стоило больших трудов уговорить Наталью. Многочисленные работы в кино немного вскружили ей голову, как признается сама актриса, в то время ей казалось, что «все театры сейчас падут к моим ногам …»
Молодая актриса понравилась руководителю Ленкома Марку Анатольевичу Захарову, и он предложил ей остаться в театре после окончания училища. Таким образом в 1992 году Наталья Щукина была зачислена в труппу и сразу же приступила к репетициям спектакля «Безумный день, или Женитьбе Фигаро». Причем взяли ее сразу на роль Сюзанны.. Премьера спектакля состоялась в январе 1993 года.
Спустя год Наталья, которая к тому времени была замужем (муж Натальи – ее однокурсник по училищу, хотя сегодня по профессии он не работает), родила дочку Сашеньку. На некоторый период Щукину подменила в спектакле Марина Ильинская. Затем Наталья вновь вернулась на сцену.
Последние работы в кино
Очередную работу Натальи Щукиной в кино зрители увидели в 2000 году. Ее Динка из мелодрамы Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть» просто покорила всех искренностью и непосредственностью.
В настоящее время Наталья Щукина появляется в кино очень редко. Последний раз она снялась у Эльдара Рязанова в его ретро-комедии «Ключ от спальни». Мэтр кино всегда отличался пристрастием к так называемым «своим» актерам. В круг «рязановских» актрис с полным основанием можно занести и Наталью Щукину. На этот раз она сыграла весьма специфичную даму Софью. Наталья отмечает, что ей очень понравилось вновь поработать с Эльдаром Александровичем. Также большое удовольствие доставило сниматься в костюмных сценах: «Конечно, это тяжело, потому что я была в парике, в шляпке, всё это в 30-ти градусную жару. Корсет — это нечто. В первый день у меня было ощущение сломанных ребер. Но это же так здорово! Эти юбки, бантики, туфельки».
Больше серьезных предложений актрисе пока не поступало: «Либо мне не нравится роль, либо сценарий», а от съемок в нескольких сериалах ей пришлось отказаться по причине работы в театре.
1988 Дорогая Елена Сергеевна 1988 Защитник Седов 1989 Брызги шампанского 1989 Интердевочка 1990 Секс и перестройка 1991 Небеса обетованные 1993 Настя 1994 Подмосковные вечера 1994 Призрак дома моего 1999 Поклонник 2000 Приходи на меня посмотреть 2003 Ключ от спальни 2006 Андерсен. Фантазия на тему (в производстве)
Раздел Актёры
Звездный путь актрисы Натальи Щукиной, фильмография
Став студенткой, актриса продолжила сниматься в кино и уже в 1989-м году появилась в известном фильме «Интердевочка». В этой ленте также снимались Елена Яковлева, Анастасия Немоляева, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте и другие. После этого были картины «Небеса обетованные», «Настя» и некоторые другие. В названных лентах актриса исполнила хоть и второстепенные, но довольно яркие роли. Учась на четвертом курсе, молодая актриса дебютировала также и на театральной сцене – исполнив одну из ролей в постановке «Дядя Ваня» театра «Et-cetera».
В 1992-м году наша сегодняшняя героиня окончила Высшее Театральное училище имени Бориса Щукина и устроилась на работу в театр Ленинского комсомола, который впоследствии стал для нее, буквально, вторым домом.
Наталья Щукина, Великая иллюзия На местной сцене Наталья Щукина сыграла множество ярких и самобытных ролей. Одной из актрис местной труппы она остается и сегодня.
Учеба, театр
Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» подарил начинающей актрисе первых поклонников, однако она не стала отказываться от получения профильного образования. Наталья сделала попытку поступить в Щукинское училище, которая, к ее огромному удивлению, провалилась. На некоторое время девушка впала в депрессию, но быстро пришла в себя и решила не сдаваться.
Поступить в «Щуку» Наталье удалось уже на следующий год. Она была зачислена на курс, который вел Юрий Авшаров. Еще в студенческие годы актриса стала сотрудничать с театром Et-cetera. Дебютной для нее стала постановка «Дядя Ваня», в которой Щукина воплотила образ Сони. Кинозвезда до сих пор не забыла свой первый спектакль, что связано и с ее искренней любовью к творчеству Чехова.
Затем Наталья дебютировала на сцене театра «Ленком», куда ее привел Дмитрий Марьянов. Сначала она сыграла кота в «Бременских музыкантах», затем исполнила роль Сюзанны в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». С «Ленкомом» актриса сотрудничает до сих, приняла участие во многих известных постановках, к примеру, «Князь», «Ва-банк», «Клинический случай».
Новые фильмы с Натальей Щукиной
В 1999-м году наша сегодняшняя героиня вновь стала часто играть в кино. В конце девяностых – начале двухтысячных годов она исполнила несколько ярких ролей в российских фильмах. Среди работ данного периода стоит выделить лирическую комедию «Приходи на меня посмотреть», мелодраму «Ключ от спальни», а также некоторые другие работы.
В двухтысячные года актриса снималась довольно часто, а потому постоянно оставалась на виду у зрителей и режиссеров. Кроме того, в 2008-м году Наталья Щукина попробовала себя также в роли актрисы озвучивания, подарив свой голос персонажам мультиков «Приключения Алёнушки и Еремы», а также «Новые приключения Аленушки и Еремы».
Интересные роли
Сложно перечислить все замечательные картины, в которых сыграла Наталья Щукина, фото которой можно увидеть в этой статье. К примеру, нельзя не отметить трагикомедию «Небеса обетованные», представленную на суд зрителей в 1991 году. Критики сочли эпизод, в котором актриса поедает сгущенку, одной из самых удачных сцен фильма Эльдара Рязанова. Интересно, что пока этот эпизод снимался, Наталье пришлось съесть примерно две банки угощения.
«Настя» — картина Георгия Данелии, увидевшая свет в 1993 году. В этой ленте Щукина воплотила образ колоритной продавщицы с фингалом. Столь же яркими оказались ее героини в драмах «Призрак дома моего», «Подмосковные вечера». Сложной задачей для звезды оказались съемки в комедии «Ключ от спальни», так как работа велась в 30-градусную жару, а актриса была вынуждена надевать парик и шляпку.
Наталья Щукина в настоящее время
Что касается новых экранных ролей, то их в фильмографии актрисы также было немало. В конце 2000-х годов наша сегодняшняя героиня стала часто сниматься в российских телесериалах. Так, в частности, Наталья Щукина исполнила роли в таких телепроектах как «Гаражи», «Варенька. Испытание любви», «Все к лучшему», а также сыграла в отдельных эпизодах сериалов «Дальнобойщики-3» и «Огни большого города».
Актриса Наталья Щукина сейчас редко снимается в кино
Однако, несмотря на обилие экранных работ, Наталья Щукина неоднократно признавалась, что своей актерской карьерой не довольна. В последние несколько лет она снимается довольно редко, отмечая, что большинство предлагаемых ей ролей являются серыми и поверхностными. Именно поэтому в настоящее время актриса значительно большее внимание уделяет своим театральным работам. Она играет на сцене театра «Ленком», собирая одну за другой престижные награды. Так, к настоящему моменту в личной коллекции актрисы уже есть премия «Триумф», а также две премии имени Евгения Леонова. Кроме того, с 2002-го года наша сегодняшняя героиня является Заслуженной артисткой России.
Однако не стоит полагать, что Наталья Щукина окончательно захлопнула за собою дверь в мир российского кинематографа. В 2013-м году она снялась в двух фильмах, исполнив роли в мини-сериале «Цветы зла» и в комедии «Все включено-2». О новых экранных работах Натальи Щукиной пока ничего не известно.