Юрий айзеншпис vs. его подопечные. Юрий айзеншпис — биография, информация, личная жизнь Михаил юрьевич айзеншпис


Биография Юрия Айзеншписа

Юрий Шмильевич Айзеншпис – пионер отечественного шоу-бизнеса, обладавший непревзойденным талантом производства и продвижения поп-звезд, лауреат премии «Овация» в номинации «Лучший продюсер».

Российский продюсер Юрий Айзеншпис
Российский продюсер Юрий Айзеншпис

В 24 года он угодил в тюрьму за спекуляцию в особо крупных размерах, контрабанду и проведение незаконных валютных операций, отсидев впоследствии 17 лет. Освободившись, он вывел на всесоюзный уровень и сделал главной группой страны «Кино» во главе с Виктором Цоем. После гибели музыканта он первым разрушил монополию государства на производство пластинок, выпустив последний траурный «Черный альбом» коллектива.

Его называли «крестным отцом», «акулой шоу-бизнеса», «Карабасом-Барабасом российской попсы» за беспроигрышный результат сотрудничества с ним артистов, становившихся мегапопулярными, но обязанными подчиняться ему беспрекословно и отдавать основной доход от выступлений (на начальной стадии – 90%, на конечной – 60%). Среди его подопечных были: рок-группа «Технология», «Динамит», певцы Влад Сташевский, Линда, Катя Лель, Дима Билан.

Биография[ | ]

Юрий Шмильевич Айзеншпис родился 15 июля 1945 года в Челябинске, где находилась в эвакуации его мать Мария Михайловна Айзеншпис (1922—1991).

Родители Шмиль Моисеевич Айзеншпис (1916—1989) и Мария Михайловна Айзеншпис работали в Главном управлении аэродромного строительства (в ГУАСе).

До 1961 года жили в деревянном бараке, а в 1961 году получили квартиру в престижном районе Москвы Сокол. С детства дружил с одноклассником Владимиром Алёшиным и ходил с ним в одну спортивную школу[10]. В юношеские годы он занимался спортом: волейболом, гандболом и лёгкой атлетикой. Из-за травмы ноги бросил спорт в 16 лет[1][4].

Карьера[ | ]

С 1965 года в качестве администратора сотрудничал с рок-группой «Сокол».

В 1968 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист».

Работал в ЦСУ (Центральное статистическое управление)[6].

7 января 1970 года Юрий Айзеншпис был арестован. В результате обыска в его квартире было конфисковано 17 865 долларов[6] и 10 000 рублей.[6]. Осуждён по 88 статье (Нарушение правил о валютных операциях) и 78 (Контрабанда) на 10 лет.[6]

После освобождения в 1977 году по УДО провернул новую махинацию, с фальшивыми долларами, и снова сел. Окончательно освободился в 1987 году.[6] Позже был оправдан по всем статьям.[6]

Работал в творческом объединении «Галерея» при горкоме комсомола, организуя концерты молодых исполнителей.

С декабря 1989 года до гибели Виктора Цоя в 1990 году — директор и продюсер группы «Кино»[11]. В 1990 году на взятые в кредит средства выпустил «Чёрный альбом» (последнюю работу группы «Кино»), одним из первых нарушив государственную монополию на выпуск пластинок.

В 1991—1992 сотрудничает с группой «Технология», затем был продюсером групп «Моральный екс», «Янг Ганз»[12], певицы Линды (1992—1993), певца Влада Сташевского (1993—1999)[13] (в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием» упомянуто, что Айзеншпису в продвижении этого проекта помогал уголовный авторитет Александр Макушенко, известный как «Саша Цыган»[14][15]).

Лауреат национальной российской музыкальной премии «Овация» в номинации «Лучший продюсер» (1992, 1995).

Участвовал в организации Международного Фестиваля «Солнечная Аджария» (1994) и в учреждении музыкальной премии «Звезда».

Продюсер певицы Инги Дроздовой (1997), певицы Кати Лель (1998), певца Никиты (1999—2001), певицы Саши (1999—2000).

Последний проект — певец Дима Билан[16][17][18][19].

С 2000 года вёл дела группы «Динамит».

С 2001 года — генеральный директор .

У Айзеншписа был сахарный диабет, поэтому он старался не полнеть[6].

19 сентября 2005 года Айзеншписа госпитализировали в Городскую клиническую больницу № 20 на обследование, он почувствовал себя лучше[6], а 20 сентября 2005 года около 20:00 Юрий Шмильевич Айзеншпис умер от инфаркта миокарда на 61-м году жизни[20].

Похоронен под Москвой на Домодедовском кладбище.

Личная жизнь[ | ]

  • Гражданская жена — Елена Львовна Ковригина (род. 15 апреля 1967) вышла замуж за Леонида Александровича Гойнинген-Гюне (род. 4 мая 1963) (режиссёра телепрограмм для каналов ТНТ, Рен-ТВ, ДТВ), судилась с Димой Биланом из-за невыполнения им договора и использования псевдонима, придуманного Айзеншписом[21][22].
  • Сын — Михаил Юрьевич Айзеншпис (род. 25 апреля 1993), в феврале 2014 года был задержан полицией по подозрению в употреблении наркотиков, у него было изъято 1,5 грамма кокаина и чемодан с деньгами[1][22][23][24][25][26].

Детство и юность

Будущий профессионал, способный даже из заурядных исполнителей создавать яркие и великолепные проекты, появился на свет 15 июля 1945 года в Челябинске. Туда во времена Второй мировой войны попала его беременная мать, Мария Михайловна, уроженка Белоруссии, участница партизанского движения в Гомельской области, выпускница журфака Минского университета (правда, так и не получившая диплом).

Юрий Айзеншпис с родителями

Отец, Шмуль Моисеевич, ошибочно записанный в паспорте как Шмиль, был парикмахером родом из Польши. В СССР он оказался, спасаясь от нацистов, затем в рядах Красной армии дошел до Берлина. Антисемитизм ни Юрия, ни членов его семьи совершенно не затронул – с притеснениями из-за еврейской национальности, по словам продюсера, они не сталкивались.

Родители Юрия познакомились в 1944 году в Москве, куда и переехала позже их семья. Долгое время они мыкались по столичным баракам, но, работая в Главном управлении аэродромного строительства, жили по тем временам неплохо – у них был телевизор, стоивший две средние зарплаты, патефон с солидной коллекцией пластинок. В 1957 в их семействе появилась дочь Фаина, а в 1961 они получили квартиру в районе метро «Сокол».

Юрий Айзеншпис в детстве

Мальчик был поклонником гандбола, волейбола и «королевы спорта» – легкой атлетики. Он посещал спортивную школу, где вместе с ним учились многие будущие чемпионы и видные деятели спорта. В частности, он дружил с Владимиром Алешиным (впоследствии гендиректор Олимпийского комплекса «Лужники»). В 16 лет из-за травмы ноги занятия спортом ему пришлось оставить.

Юрий Айзеншпис в молодости

В те времена он также увлекался джазом и записывал на магнитофон композиции Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд, Джона Колтрейна, Вуди Германа, других ведущих музыкантов мира. Позже его заинтересовал ритм-н-блюз, стоявший у истоков рок-н-ролла.

Биография

Юрий Шмильевич Айзеншпис родился через месяц после окончания Великой Отечественной войны в Челябинске. В то время мать продюсера находилась там в эвакуации. Юрий Шмильевич происходит из необычной семьи. Предки отца жили в Испании, но при этом в паспорте у Шмиля Моисеевича страной рождения указана Польша. Уже во взрослом возрасте мужчина сбежал в СССР, опасаясь расправы нацистов.

Продюсер Юрий Айзеншпис

Интересно, что настоящее имя отца Юрия – Шмуль. Сотрудник НКВД, заполняя паспорт, перепутал. Так получился Шмиль Айзеншпис. Мужчина прошел ВОВ, побывал в Берлине. При этом солдат ни разу не был ранен. У матери Юрия Шмильевича биография не менее интересная. Мария Михайловна родилась в Белоруссии.

После смерти родителей была передана на воспитание дальним родственникам. Из-за начавшейся войны получить диплом журналиста не успела. Мария Михайловна вступила в партизанский отряд, несколько раз едва не попала в руки немцев. В послевоенные годы была награждена медалями и орденами.

Юрий Айзеншпис в молодости

Знакомство родителей Юрия произошло на Белорусском вокзале в 1944 году. После окончания войны Мария Михайловна и Шмиль Моисеевич оказались в Главном управлении аэродромного строительства. По тем временам семья Айзеншпис жила хорошо. У них в доме присутствовали телевизор и патефон с большой коллекцией пластинок.

Вплоть до 1961 года семья продюсера жила в деревянном бараке, но потом переехала в квартиру, расположенную в московском районе Сокол. Юрий Шмильевич был спортивным ребенком, посещал спортивную школу. Продюсер был поклонником гандбола, волейбола и легкой атлетики. Из профессионального спорта пришлось уйти из-за травмы ноги.

Юрий Айзеншпис

Первые шаги в роли администратора Юрий делал уже в юности. В 1965 году мужчина начал сотрудничать с рок-группой «Сокол». Несмотря на явную тягу к шоу-бизнесу, Айзеншпис получил экономическое образование в Московском экономико-статистическом институте.

Начало пути. Тюрьма

Получив аттестат, юноша поступил в экономико-статистический институт (МЭСИ). Во время учебы в 1965 году он параллельно занялся продюсированием рок-группы «Сокол», устраивая ее полуподпольные выступления в местном кафе и Доме культуры, а с устройством на работу в Тульскую филармонию и получением официального статуса – гастрольные туры по Союзу. Уже тогда он проявил данную от природы деловую хватку – его месячный доход достигал более 1,5 тыс. рублей.

Группа «Сокол», с которой началась карьера Юрия Айзеншписа

В 1968 Айзеншпис получил диплом инженера-экономиста и, уволившись из филармонии, стал трудиться в Центральном статистическом управлении с окладом в 115 руб. Одновременно он занимался деятельностью, сегодня именующейся предпринимательством, но тогда считавшейся незаконной.

К примеру, Юрий скупал по государственной, а продавал по спекулятивной цене билеты на концерты своего коллектива. Затем стал приобретать валюту для покупки в дефицитных товаров, а позже – золота в слитках в коммерческом отделении Внешторгбанка, и реализовывал их в несколько раз дороже. Вследствие подобных махинаций он вскоре стал миллионером, а в 1970 попал на 10 лет в тюрьму.

Юрий Айзеншпис в период тюремного заключения

В 1977 Юрия выпустили по УДО, но, взявшись на свободе за старое, через 3 месяца он снова оказался за решеткой. Хотя следует отметить, что благодаря феноменальной коммуникабельности и предпринимательскому таланту Айзеншпиц смог сделать свое пребывание и на зоне достаточно сносным. Окончательно он вышел из заточения в 1987 и позже получил оправдательный вердикт по всем статьям.

Музыка и продюсирование

Карьера продюсера для Юрия Шмильевича началась еще во время учебы в институте. Сотрудничество с рок-группой не помогло достичь желаемых высот. Потом Айзеншпис угодил в тюрьму за проведение незаконных валютных операций. После выхода из заточения продюсер попал в перестроечный мир, который стал отправной точкой для развития карьеры в шоу-бизнесе.

Удачливый продюсер Юрий Айзеншпис

Знакомство с Александром Липницким позволило Айзеншпису стать руководителем фестиваля «Интершанс». Постепенно мужчина изучал основы закулисной жизни, выявлял методы влияния на музыкантов, позже перешел к продюсированию.

«Продвигать артиста – функциональная обязанность продюсера. И тут любые средства хороши. Путем дипломатии, подкупа, угроз или шантажа», — заявлял Юрий Шмильевич.

Такой подход к делу оказался успешным. Из обычного продюсера Айзеншпис быстро поднялся до звания акулы шоу-бизнеса. Юрий начал помогать исполнителям, которые хотели оказаться на большой сцене. Не каждый подходил Айзеншпису. Продюсер, зажигающий звезды, выбирал артистов, способных «зацепить» зрителя. Обязательным условием стало наличие репертуара. Для продвижения музыкантов Юрий Шмильевич использовал СМИ и телевидение.

Юрий Айзеншпис и Виктор Цой

В 1988 году в руки Айзеншписа попадает группа «Кино». К этому времени музыканты уже самостоятельно достигли определенного уровня, но требовался профессиональный подход к продвижению. Сотрудничество двух талантливых людей – Юрия Шмильевича и Виктора Цоя — дало плоды.

Известность продюсера и музыканта взлетела до небывалых высот. Через два года Виктор Цой погибает. Айзеншпис берет кредит в 5 миллионов рублей и выпускает посмертную пластинку музыканта «Чёрный альбом». Тираж диска превысил 1 миллион экземпляров. На этом проекте продюсер заработал 24 миллиона.

Музыканты группы «Кино», Евгений Додолев и Юрий Айзеншпис на презентации «Чёрного альбома»

Карьера Юрия Шмильевича развивалась стремительно. После «Кино» последовал еще один коллектив – «Технология». Фактически с нуля Айзеншпис раскрутил группу. Молодые музыканты стали популярными. По неизвестной причине спустя год совместной работы дороги продюсера и подопечных расходятся.

Уже в 1992 году Юрия Айзеншписа признают лучшим продюсером страны. Через год после официального признания он знакомится со Светланой Гейман, известной под псевдонимом Линда. Проработали они несколько месяцев, после чего раскруткой певицы занялся Максим Фадеев.

В течение 6 лет Юрий Шмильевич сотрудничал с известным в 90-х годах певцом Владом Сташевским. Совместная работа привела к записи 5 альбомов. Айзеншпис увеличил популярность и узнаваемость Влада в разы. Музыканта приглашали на крупные концерты и мероприятия в России и США.

В послужном списке Юрия Айзеншписа присутствуют такие звезды, как Катя Лель, Никита, группа «Динамит». Главным достижением в работе продюсера стал Дима Билан. Под руководством Юрия Шмильевича об артисте узнали в России.

Юрий Айзеншпис и Дима Билан

Айзеншпис описывал яркие моменты жизни и работы в книгах. Продюсер издал «Зажигающий Звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса», «От фарцовщика до продюсера. Деловые люди в СССР» и «Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды». В память о продюсере вышла передача на телеканале «ТВЦ» под названием «Дикие деньги».

Карьера в шоу-бизнесе

На свободе Юрий впал в глубокую депрессию и перенес инфаркт – в 42 года у него не было ничего: ни квартиры, ни семьи, ни денег. Он стал заниматься организацией выступлений начинающих исполнителей, работая в творческом молодежном объединении «Галерея» при горкоме комсомола.
Со временем его приятель музыкант и режиссер Александр Липницкий, пасынок В.М. Суходрева, личного переводчика высших лидеров страны (включая Брежнева, Хрущева, Громыко, Горбачева), помог ему получить должность руководителя фестиваля «Интершанс». Вначале он начал сотрудничать с группой «Кино», записавшей альбом «Группа крови». Он вывел коллектив на большую сцену, организовал участие в популярных телепрограммах «Взгляд» и «Утренняя почта», которые в те годы смотрела вся страна, подключил прессу и превратил Цоя в суперзвезду. После трагической гибели певца в 1990, взяв кредит в 5 миллионов, Айзеншпиц выпустил его посмертный диск и в результате заработал авторитет и 24 млн. рублей.

Юрий Айзеншпис о Викторе Цое и работе с группой «Кино» В 1991 году, занявшись своим вторым проектом – группой «Технология», продюсер показал, что даже из исполнителей среднего дарования можно сделать звезд. Спустя год он получил премию «Овация» как лучший продюсер страны и приступил к продюсированию групп «Моральный Кодекс» и «Янг Ганз». В 1993 он поработал над раскруткой певицы Линды, позже работавшей под началом композитора Максима Фадеева.

Юрий Айзеншпис на съемках с группой «Технология»

Затем в течение шести лет Айзеншпиц сотрудничал с Владом Сташевским. Каждый из пяти выпущенных за этот период альбомов музыканта становился бестселлером. Артиста звали на все крупные мероприятия в стране, а в 1997 по приглашению Сената США он выступил перед 20-тысячной аудиторией в городе Бруклин-Парк.

Юрий Айзеншпис и Влад Сташевский

В 1995 за творческие достижения продюсер вновь был удостоен премии «Овация», а в 1997 в его послужном списке появились такие звезды, как Катя Лель, Инга Дроздова, затем – певец Никита, Саша, группа «Динамит». В 2001 Юрий занял пост гендиректора крупнейшей продюсерской компании Media Star. Кроме этого, он проявил себя и в качестве писателя, представив автобиографическую книгу «Зажигающий звезды».

Юрий Айзеншпис с группой «Динамит»

Последним и главным проектом Юрия Шмильевича был Дима Билан. В отличие от Сташевского, его Айзеншпиц называл «настоящим талантом», а не «синтетическим продуктом». Юрий не дожил буквально двух дней до триумфа своего воспитанника, получившего премию MTV RMA-2005 в категориях «Лучший исполнитель» и «Лучший артист». Дмитрий вышел на сцену за наградой вместе с Мишей, 8-летним сыном продюсера, и публика почтила минутой молчания память Юрия.

Юрий Айзеншпис и Дима Билан

Карьера продюсера

Можно с уверенностью сказать, что профессиональная биография Юрия Шмильевича началась в студенческие годы. Первым шагом его стало сотрудничество с группой, которая исполняла свои композиции в стиле «рок». Это не принесло Айзеншпису успеха. Он был замечен в незаконных операциях с валютой, за что попал в тюрьму. Отсидев назначенный ему срок, Юрий оказался в мире перестройки Советского Союза. В это время активное развитие получил шоу-бизнес.

Когда Юрий познакомился с Александром Липницким, он тогда ещё и не знал, что станет руководить фестивалем «Интершанс». Айзеншпис не сразу перешёл к продюсированию, он тщательно изучал, чем живут исполнители за кулисами, как можно оказать влияние на состояние музыкантов.
Юрий Шмильевич уяснил для себя главную цель продюсера – продвинуть артиста, дать ему путёвку в творческую жизнь. Айзеншпис находил «изюминки» в тех артистах, которых продюсировал. Для продвижения на большую сцену продюсер использует все средства, сотрудничает с рекламой на телевидении и в СМИ.

Айзеншпис продюсировал группу «Кино», которая уже представляла собой состоявшихся музыкантов. Солист Виктор Цой и Юрий Шмильевич сумели продвинуть молодых исполнителей. После 2 лет успешного сотрудничества погиб Виктор Цой. Продюсер выпустил пластинку, посвящённую солисту и композитору на взятый пятимиллионный кредит. Айзеншпису удалось увеличить доход от продажи музыки Цоя на 19 миллионов рублей.

Следующим успешным коллективом, благодаря известному продюсеру, стала группа «Технология». Этих ребят он повёл с самого начала их существования. Через год ему удалось раскрутить «Технологию». Юрий Шмильевич стал лучшим из всех продюсеров. Айзеншпис передал раскрученную им в течение нескольких месяцев певицу Линду в руки Максима Фадеева.

За 6 лет совместной работой с исполнителем Владом Сташевским было записано 5 альбомов. Практически, получается, что певец и продюсер выпускали каждый год по альбому. Влад посетил с концертами не только крупные города России, но в Америке. Своим продвижением обязаны Айзеншпису Катя Лель и Дима Билан, группа «Динамит» и Никита.

Юрий Шмильевич написал несколько пособий и советов для продюсеров. В его книгах есть описания таких методов продвижения начинающих артистов, которыми Айзеншпис владел сам.

Личная жизнь Юрия Айзеншпица

В музыкальной среде ходили слухи о нетрадиционной ориентации продюсера и некоторых его подопечных. Однако они не нашли подтверждения и не помешали его роману с младшей на 22 года Еленой Львовной Ковригиной. В 1993 году у пары появился сын Миша.

Юрий Айзеншпис с женой и сыном

Жить Айзеншпис, одиночка по натуре, предпочитал в большой отдельной квартире, хотя сын, проживавший с мамой в соседнем доме, очень часто к нему заходил. Любящий отец не жалел средств на его образование – с раннего возраста мальчик учил иностранные языки, много путешествовал.

Юрий Айзеншпис и его сын

В феврале 2014 юноша был задержан в Москве по подозрению в употреблении наркотиков. У него обнаружили чемодан с деньгами и 1,5 г кокаина, но, допросив, отпустили под подписку о невыезде. В ноябре следующего года молодого человека обнаружили в Северной столице. Он ушел из дома в январе и находился по заявлению матери в розыске (как утративший связь с родственниками).

Смерть

В 2005 продюсер исполнил второстепенную роль в фильме «Дневной дозор», получившем дурную славу из-за несчастий, обрушившихся на участников проекта (в частности, Мария Порошина вывихнула ногу, Алексей Маклаков потерял мать и перенес микроинфаркт, Константин Хабенский потерял отца и впоследствии жену).

Могила Юрия Айзеншписа
Во время съемок Айзеншпис почувствовал недомогание. 19 сентября его госпитализировали, провели необходимые медицинские манипуляции, улучшившие его состояние. Однако на следующий день он скончался от острой сердечной недостаточности. В память о продюсере, главным для которого в шоу-бизнесе был все же творческий процесс, а не деньги, на канале «ТВ Центр» вышла телепередача в рамках документальной серии «Дикие деньги» (2016-2017гг.). Программа «Дикие деньги»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]