Леонид Гайдай, биография, новости, фото


Биография Леонида Гайдая

Леонид Гайдай – советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза. Гений комедии, чьи фильмы и сегодня с удовольствием смотрят, а цитаты из них передаются из уст в уста.


На фото: Леонид Гайдай

«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» была удостоена приза «Серебряный дракон Вавеля» на международном фестивале в Кракове. За время проката комедий Гайдая в СССР их посмотрело более трехсот миллионов человек.

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.09.1969) — за заслуги в области советской кинематографии
  • Народный артист РСФСР (28.03.1974)
  • Народный артист СССР (18.08.1989)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970) — за комедии последних лет
  • Орден Отечественной войны I степени (1985)
  • Медаль «За боевые заслуги» (1942)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
  • МКФ короткометражных фильмов в Кракове (Главный приз «Серебряный дракон Вавеля», фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», 1965)
  • ВКФ в Тбилиси (Диплом и Премия «За вклад в разработку жанра кинокомедии», фильм «12 стульев», 1972)
  • Фестиваль советских фильмов в Сорренто (Специальный приз «Серебряная сирена», фильм «12 стульев», 1972)
  • МКФ в Москве (Специальное упоминание жюри, фильм «За спичками», 1981)
  • Премия «Золотой овен» («Человек кинематографического года», 1993)
  • Приз РТР «Золотой билет» («За лучшую отечественную комедию» (посмертно), фильм «Бриллиантовая рука», 1995)

Детство и юность: Свободный – Чита – Глазково

Леонид родился в 1923 году в городе Свободный Амурской губернии. Помимо него в семье железнодорожных рабочих Иова Гайдая и Марии Любимовой было еще двое детей — Августа и Александр.

Леонид Гайдай в детстве (на фото с братом и сестрой)

Отец Гайдая, Иов Исидорович, родился в украинском селе Ореховщина. Крестьянин с тремя классами образования взял на себя вину своего друга, который сжег дом богачей, и в 1908 году был приговорен к каторжным работам на строительстве Амурской железной дороги.

С мамой Леонида он познакомился благодаря еще одному каторжанину из Рязанской губернии — она была сестрой его нового товарища. Пока Иов отбывал наказание, он переписывался с Марией, и в вскоре у них возникли друг к другу теплые чувства.

После ссылки он остался работать старшим экономистом на Восточно-Сибирской железной дороге. Мария однажды приехала к нему, да так и осталась. После этого влюбленные поженились. Уже после рождения Лени большая семья решила перебраться сначала в Читу, а затем обосновалась в предместье Иркутска — Глазково.

Молодой Леонид Гайдай с семьей

В дошкольном возрасте любимым занятием Леонида было «партизанское» посещение местного кинотеатра, где он заворожённо смотрел фильмы с Чарли Чаплином. Как только заканчивался один сеанс, Леня прятался под сиденьем, дожидаясь следующего.

В 7 лет Гайдай пошел учиться в железнодорожную школу №42. Леонид слыл задирой, хоть и хорошо учился. Также мальчику нравилось читать — он любил Владимира Маяковского, знал его стихи наизусть, выступал с ними со сцены и однажды даже стал победителем конкурса чтецов. В кружке художественной самодеятельности он также научился играть на балалайке.

Отец Гайдая был на царской каторге

Мастер комедии Леонид Гайдай родился в самом начале 1923 года в Амурской области. Его отец происходил из семьи украинских крестьян. В 1908-м он был осужден и приговорен к каторжным работам, приняв на себя чужую вину. После каторги трудился железнодорожником. Там познакомился со своей супругой Марией.

В 1923 году семейство Гайдаев перебралось в Читу, потом в Приангарье…..

Маленький Леня был одаренным ребенком. Он жаждал играть на скрипке. В одном из журналов он прочитал, как самому сделать инструмент. С самодельной скрипкой мальчик решился поступать в музыкальное училище, но преподаватели отказали ему в этом начинании.

Тогда же, в детстве, Леня безумно полюбил кинематограф. Больше всего ему нравились ленты великого Чарли Чаплина. По нескольку раз он пересматривал его картины.

Война

Первый военный год стал для Гайдая стал выпускным. Юноша вместе с одноклассниками пришел в военкомат проситься на фронт, однако Леониду, как и его друзьям, отказали из-за несоответствия призывному возрасту.
В течение года после окончания школы он работал разнорабочим в Иркутском театре. Также Гайдай успевал смотрел спектакли, изучая драматургию, и одновременно с этим проходить обучение в театральной студии клуба железнодорожников. В некоторых постановках театра ему даже удалось поучаствовать, например, в «Свадьбе» и «Медведе» по произведениям Антона Чехова.

Леонид Гайдай на фронте

Зимой 1942 года Гайдая призвали в армию. В первое время он проходил службу в Монголии, где в его обязанности входило объезжать лошадей и ухаживать за ними. Исправно выполняя долг, юноша все равно рвался участвовать в боевых действиях, поэтому вскоре его отправили на Калининский фронт. Знаменитый режиссер нередко вспоминал, как это происходило: Много лет спустя похожий эпизод появился знаменитой в «Операции Ы» Леонида Гайдая (новелла про стройку).

Кадр из фильма «Операция „Ы“»

Спустя год службы Гайдая перевели в пешую разведку. Он сразу же проявил себя в бою под псковской деревней Енкино, закидав гранатами вражеский дот и уничтожив всех, кто там находился. За эти действия он был представлен к медали «За боевые заслуги». На следующий год, участвуя в Великолукской боевой операции, Гайдай подорвался на фашистской мине. Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся В госпитале Леонид пробыл более шести месяцев, всеми силами пытаясь сохранить ногу, которую не позволил врачам ампутировать. В результате Гайдай перенес пять хирургических операций, а последствия того ранения сопровождали Леонида всю оставшуюся жизнь. Со второй группой инвалидности был комиссован и вернулся в Иркутск, где стал учиться актерскому мастерству в театральной студии при драмтеатре.

Служить в Монголии было стыдно

В середине июня 1941-го Гайдай Леонид, биография которого насыщенна и интересна, получил аттестат зрелости, а 23-го уже пошел в военкомат с целью записаться в добровольцы. Ему отказали, и тогда он устроился рабочим сцены в театре Иркутска, где на тот момент жил. Именно в стенах этого храма Мельпомены работала труппа известного столичного Театра сатиры.

Будущему режиссеру удалось посмотреть практически все постановки, а параллельно он обучался актерскому мастерству в театральной студии. Кроме того, ему уже довелось играть в некоторых спектаклях.

В 1942 году Гайдая все-таки призвали в Красную армию. Сперва он служил в мирной Монголии. Ему приходилось объезжать лошадей, которые были предназначены для фронта. Но, по его словам, находиться здесь, в глубоком тылу, было очень стыдно.

Как бы то ни было, новобранца отправили-таки на Калининский фронт. По его воспоминаниям, он считал, что по дороге его часть обязательно увидит столицу. А он никогда там не был. Ирония судьбы: солдат действительно провезли через город, но в метро и в ночное время суток…

На фронте Гайдай Леонид, биография которого гласит, что жизнь этого человека никогда не была простой и безоблачной, уже начал получать заслуженные награды. Он был разведчиком и не раз ходил в тыл противника. Однажды ему удалось забросать гранатами огневую вражескую точку, уничтожив несколько гитлеровцев.

А в 1943-м он получил тяжелейшее ранение ноги. На протяжении лечения ему пришлось перенести пять операций. Врачи даже планировали ампутировать изувеченную конечность. Но Гайдай не пошел на это.

Театр и первые фильмы

По окончании учебы фронтовика Гайдая приняли в местную труппу. Первые его роли ограничивались знаменитым «кушать подано», но вскоре его ввели в постановку «Молодой гвардии» по роману Александра Фадеева. После блестящего исполнения роли Ивана Земнухова о Гайдае заговорила местная пресса.

Леонид Гайдай в молодости

Однако, несмотря на успех, начинающий актер понимал, что на его фактуру ролей наберется немного, поэтому решил развиваться в режиссуре. Именно в Иркутском драмтеатре, его альма-матер, состоялся первый режиссерский опыт Гайдая — Леонид поставил сцену с дракой в спектакле «Госпожа министерша». Леонид вспоминал, как эта работа повлияла на его дальнейшую карьеру: Во ВГИК Леонид Гайдай поступил в 1949 году. По воспоминаниям, студент-фронтовик отличался от своих сокурсников не только актерским талантом, но и какой-то особенной внутренней сосредоточенностью. Еще во время учебы Гайдай начал работать режиссером-практикантом у своего учителя Бориса Барнета. У него же состоялся актерский дебют Гайдая в кинофильме «Ляна», где ему досталась роль Алексея.

Первая роль Леонида Гайдая в кино («Ляна»)

По окончании ВГИКа, в 1955 году, Гайдай стал режиссером «Мосфильма» и снял совместно с Валентином Невзоровым первую картину «Долгий путь» по мотивам рассказов Владимира Короленко. Увидев эту работу, знаменитый режиссер Михаил Ромм посоветовал Леониду заняться комедийным жанром.

Долгий путь, первый фильм Гайдая, вышел в 1956

Через год Гайдай приступил к съемкам сатирической комедии «Жених с того света» (1958), где впервые познакомился с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным, которого позднее будет снимать практически во всех своих фильмах. Картина была жестко раскритикована представителями министерства культуры и сокращена почти наполовину – в ней осталось 48 минут хронометража. Все из-за того, что фильм нещадно высмеивал советский бюрократизм – главный герой пытается доказать, что умер не он, а человек, укравший его бумажник, но доказать чиновникам свое существование у него не получается.

Кадр из фильма «Жених с того света»

Режиссеру перестали давать сценарии для съемок, но тут на его защиту встал режиссер и лауреат шести Сталинских премий Иван Пырьев, которому Гайдай очень нравился. С его помощью Гайдаю удалось продолжить деятельность, и в 1960 году он снял драматическую картину «Трижды воскресший». Однако и она не имела успеха в широком прокате.

Лучшие режиссерские работы

Его дебютная режиссерская работа (драматический фильм «Долгий путь») вышла на телеэкраны в 1956 году. Уже тогда Гайдай понял, что нашел дело по душе, но вот о том, что ему лучше всего снимать комедии, начинающему режиссеру посоветовал Михаил Ромм. Сняв комедию о бюрократах под названием «Жених с того света», Леонид Иович попал в немилость чиновников, которые усмотрели в его работе камешек в свой огород. Эту картину обрезали, убрав компрометирующие кадры, из-за чего ее длительность составила всего 51 минуту. После того, как режиссер выпустил фильм «Трижды воскресший», его простили.

Сам Гайдай не любил вспоминать об этой работе, но зато он имел возможность продолжить свою карьеру, в которой наметился прогресс. Начиная с 1961 года его творческая копилка стала пополняться такими яркими и неординарными работами, как «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию» и другими. Все картины проходили на ура и в одночасье стали народными любимцами. Статус востребованных и популярных приобретали также и актеры, которые были задействованы в фильмах Леонида Иовича.

Съемки фильма “Кавказская пленница”

Последние картины режиссера не были приняты зрителями так тепло, как прежние работы. В лихие 90-е годы в обществе происходили изменения и Гайдаю было сложно уловить, что может рассмешить народ в это непростое время. В 1993 году Волович и Инин показали ему сценарий новой комедии, но тогда режиссер уже болел, поэтому отказался от съемок. Вскоре Леонид Иович заболел воспалением легких, а в ноябре у него оторвался тромб в легочной артерии, который привел к летальному исходу.

Слава комедиографа

В начале 60-х, после череды неудач, режиссер погрузился в депрессию и, решив, что больше никогда не будет снимать, уехал с женой в Иркутск. Однако практически каждый вечер он все равно садился за рабочий стол и что-то писал. Спустя некоторое время Гайдай заявил жене, что закончил работать над сценарием, а их семье придётся вернуться в Москву, чтобы подать заявку на новые съемки.
В Москве Гайдай снова обратился к Пырьеву за помощью. С его благоволения Леониду выдали пленку для съемок, а сам он начал самостоятельно собирать съемочную группу. Когда актерский состав с участием Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова был утвержден, началась работа над короткометражной кинокомедией «Пес Барбос и необычный кросс». Актеры перевоплотились в троицу мелких мошенников, решивших оглушить рыбу динамитом, но их планы нарушил прибившийся дворовый пёс.

Знаменитая троица: Трус, Балбес и Бывалый

Фильм показали в последний день Московского кинофестиваля 1961 года, в программе короткометражек. Режиссера на показ не пригласили, поэтому об ажиотаже, который вызвала картина, он не знал до момента, пока не раздался звонок в его дверь — на пороге стоял Сергей Бондарчук с тарелкой в руках. На ней был нарисован Барбос с золотой медалью. Режиссер торжественно вручил ее Леониду со словами «Это тебе первая золотая медаль – лично от меня».

Леонид Гайдай и Юрий Никулин, 60-е годы

После этой корометражки жизнь Гайдая круто переменилась. «Барбоса» номинировали на Пальмовую ветвь в Каннах. Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял «Самогонщиков». Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже появились и в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа..

«Самогонщики»: режиссер и знаменитое актерское трио

В 1962 году режиссер экранизировал новеллы О. Генри «Деловые люди».

На съемках фильма «Деловые люди»

Ну и с 1965 по 1968 годы на экраны один за другим вышли три гайдаевских фильма, которые вскоре советские зрители назовут самыми лучшими картинами столетия. Первой стала «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», второй – «Кавказская пленница», а третьей, самой обожаемой зрителями, «Бриллиантовая рука».

Фото со съемок «Бриллиантовой руки»

Сам Гайдай считал лучшей своей работой картину «Двенадцать стульев», снятую в начале 70-х. Изначально роль Остапа Бендера предназначалась Владимиру Высоцкому, но актер ушел в запой. Тогда режиссер заявил, что никогда не будет снимать проблемную звезду в своих работах, и отдал роль малоизвестному Арчилу Гомиашвили. Сам Леонид появился в фильме в роли Варфоломея Коробейникова, и то лишь потому, что утвержденный на эту роль актер заболел.

Леонид Гайдай в роли Коробейникова

Гайдай мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег», но сделать ему этого не дали. Тогда он обратился к другому произведению писателя. Так в 1973 году на экраны вышла искрометная комедия «Иван Васильевич меняет профессию», основанная на пьесе «Иван Васильевич».

На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

К этому фильму Гайдай очень кропотливо подбирал актеров. Главную роль он изначально предложил Юрию Никулину, но поскольку тот был тотально занят, царя сыграл Юрий Яковлев. Впоследствии режиссер скажет, что это было очень точное попадание, а его слова подтвердят миллионы зрителей, которые и по сей день не устают смотреть этот замечательный фильм. После премьеры Леониду присвоили звание народного артиста РСФСР.

Леонид Гайдай и Юрий Яковлев

После успеха “Ивана Васильевича” Гайдай сразу же приступил к комедии “Не может быть!” по мотивам произведений Михаила Зощенко. Также в 90-х и начале 90-х он снял еще несколько запоминающихся картин. В их числе – “Спортлото-82” и “На Дерибасовской хорошая погода” (1992). Правда, многие ценители советского кино утверждают, что последние ленты Гайдая значительно уступают его предыдущим работам.

Съемки комедии «Спортлото-82»

Биография

Леони́д И́ович Гайда́й (30 января 1923, Свободный, Амурская губерния — 19 ноября 1993, Москва) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободном (ныне Амурской области России).

В том же году семья перебралась в Читу, затем — в Иркутск, где проживала в железнодорожном посёлке Глазкове.

Учился в Иркутской железнодорожной школе № 42 (ныне Лицей № 36 ОАО «РЖД»), которую окончил 21 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр, где в это время прибыл в эвакуацию Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.

Леонид Гайдай. Иркутск, 1941 год
Участвовал в войне. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт, в разведку. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх немцев, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги» (приказ № 69 от 20.12.

С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение в эвакогоспитале № 1386 в Иванове, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево).

В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова), где работал осветителем, актёром.

В 1949—1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа в Москве.

С 1955 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».

В 1956 году вышел первый фильм режиссёра — «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко совместно с В. Невзоровым.

В 1958 году на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Л. Гайдай был практически отстранён от режиссёрской работы.

Лишь в 1960 году, после выпуска идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором режиссёр сам позже никогда не упоминал), его «простили».

Дальше были короткометражные фильмы 1961 года — «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также актёрской тройке Трус — Балбес — Бывалый. На следующий год Л. Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри в рамках своего фильма «Деловые люди».

Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, так же, как и следующие два фильма — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и «Бриллиантовая рука» (1968 года).

Памятник Леониду Гайдаю в г. Свободном

В 1970-х годах режиссёр экранизировал классические произведения отечественных авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя. В 1981—1988 годах снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». Тогда же на экраны вышло несколько новых картин. Для зрителей они были менее заметны, нежели раннее творчество режиссёра. Последней работой стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», вышедший в 1992 году.

Сценарии к своим фильмам писал совместно с Яковом Костюковским, Морисом Слободским, Владленом Бахновым, Романом Фурманом, Аркадием Ининым и другими. Член Союза кинематографистов СССР.

Леонид Гайдай скончался вечером 19 ноября 1993 года, на 71-м году жизни, в московской больнице в результате тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Александр, Августина и Леонид Гайдай, 1920-е годы

  • Отец — Иов Исидорович Гайдай (1886—1965), железнодорожный служащий, уроженец хутора Ореховщина на Полтавщине. Происходил из крестьян.
  • Мать — Мария Ивановна Гайдай (в девичестве — Любимова), родом из Рязанской области.
  • Брат — Александр Иович Гайдай (1919—1994), журналист и поэт.
  • Сестра — Августа (1921)
  • Жена — Нина Павловна Гребешкова (род. 1930), актриса, заслуженная артистка России (2001), 40 лет прожили вместе. Дочь — Оксана Леонидовна Гайдай (Худякова) (род. 27 ноября 1957) — экономист, работает в банке. Внучка — Ольга Худякова — родилась в Малайзии, экономист, работает в банке.

Известный советский режиссер Леонид Гайдай появился на свет зимой 1923 года в небольшом поселке Амурской области. Он был еще совсем маленьким, когда семья переехала в Иркутск, где и прошло все детство мальчика.

Леонид был третьим, самым младшим ребенком в семействе Гайдай: у него была старшая сестра Августа и брат Александр. Родители Леонида были простыми советскими тружениками, которые работали на железной дороге.

Все дети Гайдай успели окончить железнодорожную школу, после чего началась Великая Отечественная война. Вчерашний школьник попытался уйти добровольцем на фронт, но его не взяли из-за юного возраста. Тогда он устроился обычным рабочим в Иркутский драмтеатр, где успел посмотреть все спектакли и даже ездил на гастроли.

Осенью 1941 года молодого Гайдая призвали в ряды советской армии, и поначалу он проходил службу в Монголии. Затем молодого бойца направили в разведку на Калининский фронт. В боях Леонид доказал свое мужество и отвагу, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». Однако после тяжелого ранения был признан непригодным к несению воинской службы и отправлен на гражданку.

После окончаний войны Леонид стал студентом театральной студии при Иркутском драмтеатре. После ее окончания работал в театре актером и осветителем.

В 1949 году талантливый парень решил попытать счастья и отправился в столицу, чтобы поступить в знаменитый ВГИК. Это ему удалось, и в течение следующих шести лет он учился на режиссерском факультете.

Впервые на экране молодой Гайдай появился в 1955 году, сыграв в картине «Ляна». Однако актерская стезя не задалась с самого начала, и он направил свои силы на режиссуру. Уже спустя год он выпустил свой первый фильм – драматическую ленту «Долгий путь». После ее просмотра Михаил Ромм, рассмотревший в юном режиссере большие комедийные задатки, посоветовал ему снимать в юмористическом жанре.

Леонид прислушался к совету мэтра и снял смелую по тем временам сатирическую картину «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. Испугавшись, что ему запретят заниматься любимым делом, Гайдай по заказу «Мосфильма» согласился снять идеологическую картину «Трижды воскресший». Он получил разрешение работать, однако до конца жизни очень стеснялся своего поступка.

Далее последовал период легких юмористических короткометражек. В 1961 году в прокат вышли сразу две работы Гайдая, принесшие ему первую славу: «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Зрителям особенно полюбилась троица главных героев, которых блестяще исполнили советские актеры Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Их персонажи стали народными любимцами.

Далее Леонид Гайдай снял три новеллы О’Генри, объединив их в картину «Деловые люди.

Родился в семье железнодорожного служащего. Практически сразу после появления Леонида на свет семья переехала в Читу и вскоре оказалась в Иркутске. Семья поселилась в предместье Глазково, в деревянной усадьбе по адресу: ул. Касьянова, 35. Леонид Гайдай учился в железнодорожной школе. Ещё в детстве во время театральных школьных репетиций он проявлял себя как яркий комедиант.

Из Иркутска он ушёл на фронт, где получил серьёзное ранение. В 1947 окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. После двух лет работы поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который окончил в 1955 и пришёл работать на киностудию «Мосфильм». Творческую биографию начал как ассистент режиссера и актер в комедии Б.

Барнета «Ляна». В 1958 поставил свою первую кинокомедию, сатирический памфлет «Жених с того света». Самые популярные герои Гайдая — комическое трио Балбес, Трус и Бывалый впервые появились в 1961 в поставленной им по собственному сценарию новелле «Пес Барбос и необычный кросс» в комедийном киноальманахе «Совершенно серьёзно».

Благодаря тому, что в комедиях Гайдая задача «высмеять» (сатира) стала явно уступать задаче «рассмешить» (эксцентрика, пародия), его герои приобрели определенное позитивное обаяние и стали чрезвычайно популярны у зрителя. Персонажи Никулина, Вицина и Моргунова стали переходить из фильма в фильм, обретая статус фольклорных комических масок.

Вместе с тем попытки использования этих же персонажей другими режиссерами («Дайте жалобную книгу» Э. Рязанова, «Семь стариков и одна девушка» Е. Карелова) заметно снижали их комедийный потенциал. Что касается фильмов Гайдая, то «Операция Ы…» и «Кавказская пленница» предлагали зрителю не просто удачно найденные комические маски, но целый пародийный микромир, где смешным было всё, от главных положительных героев до мимолетных реплик и мельчайших деталей реквизита (примечательно, что и сам Гайдай весьма удачно исполнял эпизодические комедийные роли).

Именно поэтому его фильмы стали чемпионами проката и частью народной смеховой культуры. Рискнув отказаться от излюбленных героев и снять Юрия Никулина в главной положительной роли в фильме «Бриллиантовая рука», Гайдай, однако, добился ещё большего успеха и упрочил свою славу одного из корифеев советской кинокомедии.

Личная жизнь Леонида Гайдая

Свою жену Нину Гребешкову (1930 г.р.) Леонид Гайдай встретил на первом курсе ВГИКа. За очаровательной девушкой пытались ухаживать многие студенты, но покорить ее сердце смог только Леонид.

Леонид Гайдай и Нина Гребешкова в молодости

Позже в одном из интервью актриса расскажет, что влюбилась в будущего гениального комедиографа не сразу — ее сердце стало принадлежать ему только после войны. Поначалу девушка его очень стеснялась: Леонид был старостой курса, и она боялась ляпнуть при нем какую-нибудь глупость. Леонид же не догадывался, какие эмоции он вызывает у симпатичной однокашницей, часто провожал девушку домой после репетиций, а вскоре между ними зародились теплые чувства.

Жена и дочь Леонида Гайдая

Свадьба Гайдая и Гребешковой состоялась в 1953 году и была весьма скромной: родственники, друзья и студенты, собрались в коммунальной квартире. Единственное, что омрачало радость жениха – молодая жена не захотела брать его фамилию.

Режиссер прожил всю жизнь с одной женщиной

В 1957 году у пары появилась дочь Оксана. Вместе супруги прожили около 40 лет. На их протяжении режиссер несколько раз снимал супругу в кино — хоть и не в главных, но ярких ролях. Так, Гребешкову можно увидеть в таких картинах как «Бриллиантовая рука», «Не может быть!», «Спортлото-82».

Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука»

Оксана Гайдай изучала международную экономику в МГИМО, там же встретила мужа. Их дочьку Ольгу Леонид Иович снял в своем предпоследнем фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация“».

Леонид Гайдай с внучкой

Леонид очень любил внучку и мечтал. чтобы она связала жизнь с кино. Но она тоже поступила в МГИМО. Сейчас она носит фамилию Худякова.

Нина Гребешкова, Оксана Гайдай и Ольга Худякова

Гений комедии. Леонид Иович Гайдай

Леонид Гайдай появился на свет 30 января 1923 в Амурской области в городе Свободный. Отец его, Иов Исидорович Гайдай, являлся уроженцем Полтавщины. Он вырос в крестьянской семье, имел всего три класса образования и трудился с одиннадцати лет. В двадцать два года юноша, взяв на себя вину чужого человека, был осужден на каторжные работы в Сибири, растянувшиеся на долгие семь лет. После каторги, окончившейся весной 1913, Иов осел в Амурской области. Там близкий друг Гайдая познакомил его со своей младшей сестрой Марией Ивановной Любимовой. Молодые друг другу понравились, и вскоре была сыграна свадьба. В 1923 Гайдай вместе с супругой и тремя детишками (Августой, Александром и только-только родившимся Леонидом) перебрался в Читу, а позднее — в расположенный в предместье Иркутска приангарский поселок Глазково. Здесь Иов Исидорович выстроил свой собственный дом, а также, будучи опытным садоводом, разбил вокруг него прекрасный сад.
Детство Леонида Гайдая складывалось вполне обычно. Он мечтал научиться играть на скрипке, однако у его родителей не было лишних денег. В одном журнале Леня вычитал, как самому смастерить инструмент. Скрипка у него не вышла, однако привычка к внимательному изучению различных журналов осталась у Гайдая на всю жизнь. В 1931 он пошел в первый класс Иркутской железнодорожной школы №42. Учился он неплохо, однако отличался плохим поведением, много хулиганил и озорничал, частенько разыгрывал других ребят. Помимо учебы Гайдай участвовал в художественной самодеятельности, лихо бренчал на балалайке, с удовольствием декламировал Зощенко и Маяковского, а также ездил с культурным десантом от местного клуба железнодорожников. В 1940 ему был вручен томик Чехова «По Сибири» с надписью: «Гайдаю Лене. Лучшему участнику художественной олимпиады». Подобно другим мальчишкам Леонид боготворил кино, в особенности фильмы Чаплина, которые показывали по воскресеньям. Позднее он рассказывал, что приходил на первый сеанс местного кинотеарта, а по окончанию фильма ложился на пол и тихо заползал под сиденье. Переждав таким образом паузу между сеансами, он снова смотрел ту же картину.

В середине июня 1941 Леонид окончил школу, а спустя пять дней вместе со своими одноклассниками уже шел записываться в армию добровольцем. Позже будущий кинорежиссер писал: «…Выпускной бал в 42 школе был 20 июня, а 22 июня началась, как известно, война… О ней мы узнали в 17 часов по местному времени. В тот момент я с отцом сажал перед домом тополя. В это время нам (подросткам, я имею в виду) отчего-то было весело, каждый намеревался быстрее попасть в армию и отправиться на фронт сражаться с фашистами». Однако в военкомате Леониду сообщили, что он должен немного подождать, и тогда юноша устроился в Иркутский театр рабочим сцены. Помимо того в город на время войны перебрался столичный Театр Сатиры. Молодой Гайдай пересмотрел все их постановки, ездил вместе с актерами на гастроли, а также успевал заниматься в театральной студии, работавшей при Доме Культуры железнодорожников. Там он сыграл в рядей спектаклей, в частности, «Медведь» и «Свадьба» по Чехову. Сам Леонид Иович вспоминал: «Я работал в Театре сатиры — ставил декорации, закрывал и открывал занавес… Выучил наизусть текст почти всех спектаклей, познакомился с такими примечательными актерами, как Хенкин, Коль, Слонова, Любезнов, Милютин».

В начале февраля 1942 Гайдая, наконец, призвали в армию. Изначально служба его проходила в Монголии, где будущий кинорежиссер объезжал предназначенных для фронта лошадей. Худой и высокий парень смотрелся весьма комично на приземистых монгольских лошадках, однако с работой своей справлялся весьма успешно. В одном из посланий своему брату он писал: «Я на хорошем счету. Начальству нравится мой «поставленный» голос… Кроме того, активно участвую в самодеятельности». Подобно другим своим сверстникам Гайдай страстно желал оказаться на фронте. Хорошо известна история о том, как на все вопросы офицера, приехавшего отбирать пополнение в действующую армию, Леонид Иович отвечал «Я». Состоялся примерно такой диалог, легший спустя много лет в основу известного эпизода из фильма «Операция «Ы»: «Кто в кавалерию?» «Я», «В артиллерию?» «Я», «В разведку?» «Я», «Во флот?» «Я». В итоге Гайдая отправили на Калининский фронт. Позже он сообщал: «Когда я узнал о Калининском фронте, то решил, что нас непременно повезут через столицу. Тогда я очень хотел увидеть Москву. И нас действительно провезли через город, однако пересекли его мы ночью в метро под землей. Поезд с солдатами не останавливался ни на одной станции, и Москвы в тот раз я так и не увидел».

Из-за прекрасного знания немецкого языка Леонид Иович был определен в разведку. В составе своего взвода он неоднократно бывал во вражеском тылу, захватывал языка и был удостоен нескольких наград. В декабре 1942 в боях за село Енкино он забросал гранатами огневую точку противника, уничтожив трёх немцев. В 1943 Гайдай, возвращаясь с очередного задания, подорвался на мине. С тяжелым ранением в ногу он был доставлен в госпиталь, где провел больше года, последовательно перенеся пять сложнейших операций. К слову, изначальный вердикт врачей «ампутация ноги», его категорически не устраивал и, со словами «одноногих артистов не бывает», молодой разведчик настоял на продолжении лечения. Все обошлось, и нога зажила, однако последствия ранения преследовали кинорежиссера всю его жизнь. Время от времени кость воспалялась и начинались сильные боли. По факту, Леонид Иович был инвалидом второй группы, однако никто из посторонних людей не только не знал об этом, но даже не догадывался — Гайдай терпеть не мог жаловаться на свои недуги и болезни.

Выписавшись из госпиталя, комиссованный Леонид Иович очень скоро на костылях появился в стенах родного Иркутского областного драмтеатра. Несмотря на не выговариваемые с детства буквы «л» и «р», Гайдай сумел поступить в студию при театре и благополучно окончил ее в 1947. Два года после этого он играл в постановках драмтеатра и пользовался у публики успехом. О его работах писали в газетах, однако Леонид Иович довольно трезво оценивал возможности своей специфической внешности и начал присматриваться к режиссерской работе. Вопрос об отъезде в Москву младшего члена семьи решился на семейном совете. Иов Исидорович дал сыну слово поддерживать его материально. Старший брат Александр Гайдай, к слову, уже известный поэт и журналист, участник войны, также заверил Леонида в том, что будет отправлять ему часть своего офицерского жалованья. Таким образом, при поддержке родных в 1949 Гайдай отправился в Москву и успешно поступил в мастерскую Григория Александрова на режиссерском факультете ВГИКа. Поступал он, к слову, со стихотворением «Про девочку Лиду» Ярослава Смелякова. Позднее этот стих будет читать Демьяненко Селезневой. Признанные мэтры были поражены актерским талантом Гайдая — согласно рассказам очевидцев, известные кинорежиссеры Борис Барнет и Иван Пырьев буквально со стульев сползали от смеха при просмотре его студенческих работ.

На курсе, где занимались известные в будущем мэтры кино (в частности, Ордынский и Кулиджанов) Леонид Иович был одним из самых заметных. Учился он блестяще — являлся сталинским стипендиатом, что означало повышенную стипендию, а также перспективу дальнейшего трудоустройства. Однако, по словам бывших сокурсников Гайдая, первое время обучения его подводила страсть к розыгрышам. Шутки молодого человека не очень нравились наставникам, и спустя уже первое полугодие будущий классик отечественной кинокомедии оказался отчислен из института за профнепригодность. Другой человек в подобной ситуации опустил бы руки, но только не Гайдай. Леонид Иович посетил множество высоких начальников, доказывая им, что был исключен незаслуженно. В результате ему поверили и вновь приняли с испытательным сроком.

Во ВГИКе Гайдай встретил Нину Гребешкову, на которой впоследствии женился и с которой прожил всю свою жизнь. Ухаживая, Леонид Иович много рассказывал ей об Иркутске и о фронте, читал стихи. Сама Нина Павловна вспоминала: «Во ВГИКе мы учились на одном курсе. Не могу сказать, что влюбилась в него сразу… Вообще я стеснялась его, боялась при нем глупость сказать. Он ведь старше на целых восемь лет, побывал на войне. А мне тогда лишь семнадцать исполнилось…». По вечерам Гайдай провожал Гребешкову до дома в Гагаринском переулке. Как-то раз он вдруг сказал ей: «Что мы все ходим и ходим с тобой? Давай поженимся!» Нина Павловна растерялась, поскольку не была уверена, шутит ли Леонид в очередной раз или говорит серьезно. Однако Гайдай был серьезен, Гребешкова рассказывала: «Свадьба была скромная — у нас дома в коммунальной квартире. Были родственники, студенты, знакомые. После мы сняли комнату и жили там. Леня, кстати, очень обиделся, когда я не взяла его фамилию. Но стать Гайдай — это же не то женщина, не то мужчина…».

Необходимо отметить, что еще учась, Гайдай приглянулся мэтру советского кино тех лет Ивану Пырьеву. А когда обучение его во ВГИКе окончилось известный кинорежиссер предложил молодому человеку два варианта — пойти помощником к Эльдару Рязанову, готовящемуся снимать «Карнавальную ночь», или также помощником к театральному режиссеру Андрею Гончарову. Леонид Иович выбрал второй вариант. Режиссеры приступили к съемкам киноленты по драме Короленко «Долгий путь», однако в ходе работы неожиданно начали конфликтовать. Ссора разрослась до таких масштабов, что съемки пришлось остановить. В дело вмешалось руководство студии, и в итоге Гончарова убрали со съемочной площадки. Фильм Гайдай доснимал вместе с Валентином Невзоровым. Таким образом, Леонид Иович первым из выпускников своего курса получил самостоятельную работу, да к тому же на легендарном «Мосфильме».

После выхода драмы «Долгий путь» Михаил Ромм, каким-то образом разглядевший в молодом режиссере комедийные наклонности, дал ему совет работать в данном направлении. Второй фильм Гайдая «Жених с того света», законченный в 1958 в мастерской Ромма, являлся уже чистой комедией. Народный артист СССР Никита Богословский рассказывал: «На «Мосфильме» эта 90-минутная комедия произвела настоящий фурор — уже на первых просмотрах люди выпадали из кресел. Однако картину запретили — ее почему-то возненавидел секретарь ЦК комсомола Михайлов… В итоге фильм пришлось сокращать вдвое. Этот удар Гайдай сильно переживал, даже заболел туберкулезом легких…». Изуродованную ленту малым тиражом пустили по захудалым киноточкам. Кинокритики, вторя чиновникам от кино, в один голос твердили, что режиссура не дело Гайдая. В этой обстановке Пырьев решил поддержать талантливого дебютанта, буквально заставив Леонида Иовича снять картину по полной комсомольского пафоса пьесе Галича «Пароход зовут «Орленок». Партийное начальство обожало подобные темы, а режиссеров щедро осыпало наградами. Тем не менее, идеологический пафос оказался Гайдаю чуждым — нелюбовь к материалу просвечивала буквально в каждом кадре. Почувствовал это и зритель — в прокате фильм «Трижды воскресший», несмотря на участие в главной роли первой красавицы экрана тех лет Аллы Ларионовой, провалился с треском. Несмотря на то, что после выпуска идеологически «правильного» фильма, режиссера наверху «простили», сам Гайдай впоследствии никогда не упоминал об этой ленте.

Не зная, что делать дальше, Леонид Иович вернулся в Иркутск. Именно в эти дни в судьбу его снова вмешался глава «Мосфильма» Иван Пырьев. Прочитав в 1960 в «Правде» стихотворный фельетон украинского поэта Степана Олейника «Пес Барбос», он предложил молодому режиссеру снять по нему короткометражную ленту. Фельетон в стихах необычайно увлек Гайдая. Он рассказывал родным: «Послушайте, как же это смешно! Бежит собака — два метра пленки, за ней Бывалый — три метра, оглядывается — полтора метра. Затем общий план — все бегут…». Но родные лишь пожимали плечами: «Три идиота бегают от пса со взрывчаткой, которую сами же бросили. Что здесь смешного?». Одна лишь Гребешкова, зная характер мужа, сказала: «Потрясающе!». На роль Бывалого согласно рекомендациям того же Пырьева вместо актера Михаила Жарова был приглашен Евгений Моргунов. Прозвища своим героям Леонид Иович придумал сам — в оригинальном фельетоне участвовали безликие Гаврила и два Николы. Вторым на роль Труса был назначен Георгий Вицин, а третьим на роль Балбеса — Сергей Филиппов. Однако к началу съемок его в Москве не оказалось, и ассистенты начали рассматривать другие варианты. Наконец, Георгий Михайлович заявил: «Я был вчера в цирке и видел там одного клоуна — удивительный парень…». Этим человеком являлся Юрий Никулин, когда он пришел на студию, Гайдай, только завидев его, объявил: «Все, у нас есть Балбес. Не нужно никаких проб». Сам Юрий Владимирович вспоминал об их первой встрече так: «Гайдай не производил впечатления комедийного кинорежиссера. Мне всегда казалось, что ежели человек снимает комедию, то непременно и сам должен быть весельчаком. А я увидел совершенно серьезного человека».

У советских зрителей девятиминутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс» имел огромнейший успех. Впоследствии эту короткометражную ленту приобрели более ста стран. На волне успеха Гайдай очень скоро снял продолжение — ленту «Самогонщики» (1961). Ее идею подбросил Юрий Никулин, игравший в цирке подобную интермедию вместе со своим напарником Михаилом Шуйдиным. И хотя в СССР этот фильм имел меньший успех, его также приобрели около семидесяти стран. А в 1963 на экранах страны появилась новая работа Гайдая «Деловые люди», основанная на рассказах американского писателя О. Генри. Третья новелла картины «Вождь краснокожих» стала подлинным шедевром отечественного комедийного кино. В фильме «Деловые люди» было множество режиссерских находок. На все вопросы, зачем это нужно, Гайдай только пожимал плечами: «Не знаю, нравится мне и все тут… А зачем, критики придумают что-нибудь…». В прокате 1963 года «Деловые люди» посмотрело свыше двадцати трех миллионов зрителей.

Следующий фильм Леонида Иовича увидел свет в 1965. «Операция «Ы» мгновенно стала лидером проката. С этого момента началось «золотое десятилетие Гайдая» — все его работы занимали в списке самых кассовых фильмов первые строчки. В последней истории «Операции «Ы» снова появилась знаменитая троица. Однако сам режиссер по окончании съемок внезапно объявил: «Больше не буду снимать с ними никаких отдельных картин. Тройка изживает себя». Это заявление, к счастью, не оправдалось. Спустя год Леонид Иович приступил к работам над «Кавказской пленницей». Фильм вышел отменный, однако именно он поставил на судьбе Труса, Балбеса и Бывалого крест. По словам самого Гайдая, причиной стал Моргунов, с которым у него с самого начала не заладились отношения. Неоднократно Евгений Александрович отказывался сниматься, но Пырьев уговаривал его вернуться. На «пленнице» неприязнь между актером и режиссером усугубилась еще больше. Однажды Моргунов, переживающий очередной приступ звездной болезни, привел на съемочную площадку свою подругу. Необходимо отметить, что даже к любимым артистам Гайдай был беспощаден, если они не соблюдали дисциплину. Увидев девицу, Леонид Иович потребовал удалить ее со съемочной площадки. В результате дело едва не докатилось до драки. После этого Моргунов уехал в столицу, тройка распалась, а в оставшихся сценах «Пленницы» снимался дублер.

«Кавказская пленница», вышедшая в 1966, принесла ее автору еще больший успех, нежели все предыдущие работы. В прокате фильм занял первое место, собрав рекордное число зрителей — семьдесят шесть с половиной миллионов человек. До этого момента ни одному отечественному режиссеру не удавалось завлечь в кинотеатры такое количество народа. К тому времени наладился быт гениального режиссера — вместе с супругой он получил трехкомнатную квартиру. Необходимо отметить, что его семейная жизнь была вовсе не идеальной. Леонид Иович шутил и веселился только на публике, а дома предпочитал одиночество. Гребешкова рассказывала: «В гости к нам заходили лишь по обстоятельствам и по делу. Весь свой юмор Леня воплощал в фильмах, а дома был тих, мил и занят мыслями о работе… Конфликты у нас, конечно же, были. Виной всему мелочи. Например, Леня, собираясь по делам, первым делом надевал ботинки. А потом говорил: «Ой! Нинок, я папку забыл! Будь любезна принеси очки из комнаты. Извини, я записную книжку оставил… И так до бесконечности! И каждый день!». Любопытный факт, написать гениальный сценарий для Гайдая зачастую оказывалось проще, чем вбить гвоздь. Хозяйство и дом лежали на плечах Нины Павловны, и она старалась в меру сил — покупала мебель, затевала ремонты. После очередного приобретения Гайдай мог спросить супругу: «Нинок, а зачем нам все эти вещи?». Когда в 1972 супруги купили свой первый автомобиль «Волга», идти в автошколу пришлось именно Нине Павловне. Однако с ее ростом в 150 см, из-за руля была видна одна лишь голова актрисы. Она попросила у Гайдая другую машину, и уже спустя несколько дней была гордой владелицей второй модели ВАЗа с красными сиденьями.

После успеха «Кавказской пленницы» Гайдай неожиданно решил «изменить» комедии и экранизировать «Бег» Михаила Булгакова. Однако идея эта была в Госкино встречена прохладно, и тогда кинорежиссер обратил свое внимание к книге «Двенадцать стульев». Но и эта задумка в тот момент не осуществилась — на экранах только что появился «Золотой теленок» Швейцера, и киношное руководство с интересом ждало на него первых откликов. И тогда, дабы не простаивать, Леонид Иович снял «Бриллиантовую руку». Фильм этот, признанный в 1995 лучшей отечественной комедией за сто лет, принес режиссеру первое место в прокате (1968 год) и около восьмидесяти миллионов зрителей на просмотрах. Нина Гребешкова рассказывала: «До мозга костей Леня являлся профессионалом. Он отлично чувствовал ритм ленты, знал, где необходимо сократить, а где совсем чуть-чуть затянуть. Говорил: «Вот здесь будут смеяться, нужно прибавить пятнадцать кадров, чтобы зрители услышали реплики» или «Это затянуто, длинно, надо сократить». Все сцены разбирал с хронометром». Сам Гайдай говорил: «Кинокомедия обязана иметь как можно меньше слов. А те, которые есть, должны быть отточенными, лаконичными, бьющими прямо в цель». И он оставался верен своим принципам — монтаж в его лентах был жесточайшим, трюки сыпали, как из рога изобилия, темп не позволял зрителям перевести дыхание, а фразы и слова сразу делались крылатыми. Гайдай варьировал интонации и выражения, пока не достигал такого звучания фраз, что они становились заразительными: «Клиент готов», «Сядем усе», «Не виноватая я», «У вас ус отклеился» и другие. Актеры вспоминали, что картина «Кавказская пленница» еще находилась в стадии съемок, а подсобные рабочие уже бормотали при встрече друг другу: «Бамбарбия! Кергуду!». Сам Гайдай говорил: «Если смеются рабочие, будет смеяться страна!», и был абсолютно прав. «Операцию «Ы», «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку» за пятнадцать месяцев проката посмотрело около двухсот двадцати миллионов человек, то есть почти все население огромной страны.

Как-то раз, вернувшись с гастролей, Гребешкова почувствовала себя плохо и вскоре поняла, что беременна. Новость режиссер принял с восторгом, и в родившейся дочке Оксане души не чаял. Годы спустя Нина Павловна рассказывала: «Он много занимался с дочкой, воспитывал ее своеобразно — не ругал и не опекал по мелочам. В восемнадцать лет она вышла замуж. Леня тогда спросил меня: «Давай, им денег дадим?». А я в ответ: «Дадим, когда попросят». Но они никогда не просили…».

В 1970 Гайдай, перехватив инициативу у Данелия, начал, наконец, снимать «Двенадцать стульев». Сам он рассказывал по этому поводу: «Долгое время я добивался экранизации книги. А потом узнал, что роман собирается ставить Данелия, и там все уже на мази. Я, разумеется, расстроился, однако ничего не поделаешь. И вот как-то ко мне подходит Данелия и говорит: «Леня, хочешь поставить «Двенадцать стульев»?» Я в ответ: «Это мечта всей жизни». Он: « Ну тогда бери и начинай. У меня, пока готовился, все перегорело». И я взялся за дело…». Самой большой проблемой стали поиски артиста на роль Остапа. Леонид Иович перепробовал более сотни актеров, пробы прошли двадцать три (среди которых были Баталов, Басов, Миронов, Евстигнеев, Борисов, Высоцкий), однако сам режиссер в итоге остановился на кандидатуре Александра Белявского. Но в самый первый съемочный день, когда по давней традиции ассистент должен был разбить бутылку шампанского, та не разбилась. Гайдай невероятно расстроился и все повторял: «Теперь везенья не будет». И действительно, уже скоро Александра Борисовича сняли со съемок, а на его место был назначен Владимир Высоцкий. Однако и он, не проработав двух недель, запил и был также со съемок снят. После этого пришлось разыскивать нового актера, которым стал никому неизвестный 44-летний артист русского театра Грибоедова Арчил Гомиашвили, и снимать все сначала в третий раз.

Комедия вышла на экраны в 1971, и хотя сам Гайдай впоследствии не раз говорил, что «Двенадцать стульев» одна из его лучших картин, лента пользовалась меньшей популярностью, нежели предыдущие работы. Несмотря на это среди зрителей Леонид Иович продолжал оставаться самым любимым режиссером — его старые картины продолжали собирать полные залы. В эти годы Гайдай впервые побывал в Америке, а в 1972 посетил Италию. Эльдар Рязанов предложил ему снять «Приключения итальянцев в России», однако Леонид Иович отказался. В семидесятые годы Гайдай выпустил еще две вошедшие в золотой фонд советского кино комедии — «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и «Не может быть!» (1975). Песня «Вдруг, как в сказке…» из картины «Иван Васильевич» превратилась в визитную карточку всех ресторанов страны, а сам Леонид Иович в 1974 получил звание народного артиста.

В обычной жизни Леонид Иович продолжал оставаться очень скромным человеком. Он никогда не выпячивал свое «я», наоборот, осаждал самопровозглашенных «художников» и «творцов». Не любил давать интервью. Объяснял: «Смотрите мои картины, там все сказано». Архивные фотографии, выполненные на съемках комедий, показывают — режиссер нередко занимал место артиста, объясняя, что необходимо делать. Играл он талантливо, репетируя дома перед зеркалом за всех своих героев. Нередко также режиссер переозвучивал своих персонажей. К примеру, в «Кавказской пленнице» за Варлей говорит Румянцева, а в «Бриллиантовой руке» за Светличную — актриса Толбузина. Любил он подменять в кадре и части тел актеров. Для «Бриллиантовой руки» снимали эпизод, в котором герой Никулина падал и говорил: «Черт побери!». Падал он прекрасно, однако поскользнуться у него не получалось, и за него это выполнил Каневский. А в фильме «Двенадцать стульев» в драке отца Федора и Воробьянинова исполнителям ролей Пуговкину и Филиппову было нужно лягать друг друга. Однако у Филиппова оказались коротковаты ноги, и эффектные пинки не выходили. Отпинаться пришлось лично Гайдаю — в группе он оказался самым длинноногим. Кроме того, известно, что Леонид Иович свято верил в приметы и был убежден в мистической силе черных кошек, считая, что они приносят удачу. В связи с этим он снимал их практически в каждой картине. После выхода каждой новой комедии Леонид Иович говорил, что это последняя, что он будет снимать только что-нибудь серьезное. А потом сам смеялся над собой: «Для меня снимать комедию — это вроде вредной привычки. Как курение». На самом деле вредной привычкой его было делать работу хорошо. Он часто ходил в кинотеатры и наблюдал — не обветшала ли картина, не замылились ли шутки. К жене возвращался, радостно потирая руки: «Вообрази! Сколько лет прошло, а смеются в тех же местах…».

В начале семидесятых Гайдай расстался со своими верными соавторами — сценаристами Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Костюковский, в частности, вспоминал: «Гайдай являлся нашим третьим соавтором. Не формальным, как это зачастую бывает, а настоящим, активным, въедливым. Работая втроем над сценарием, мы перед тем как разойтись по домам, давали друг другу задания — продумать изречения, афоризмы, фразы. Никто из нас не работал по принципу — пусть хуже, зато по-моему. Когда я сегодня смотрю самые первые версии наших сценариев, то вижу, какой это был адский труд… Гайдай являлся очень опытным режиссером — знал, как снять с артиста штамп, не хуже, чем Бендер изъять деньги».

Следующий фильм Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (1977) имел третью категорию и слабую посещаемость. Эту ленту Леонид Иович снял, устав от эксцентрики, однако большинство его задумок руководство приказало вырезать. Сам он с горечью вспоминал: «В «Инкогнито» было множество по-современному острых сцен… Но все вычистили. Все сцены, не механически перенесенные из пьесы, а творчески обогащенные, осовремененные, полетели в корзину». В начале восьмидесятых на экраны страны вышли комедии «Спортлото-82» и «За спичками». Эти ленты стали последними, имевшими у зрителей большой успех. Последующие картины Гайдая, которые он снимал, стараясь вписаться в новую действительность («Опасно для жизни!», «Частный детектив», «На Дерибасовской хорошая погода»), пользовались куда меньшей популярностью. Все свои неудачи Леонид Иович тяжело переживал. По словам Гребешковой: «Леня всегда болезненно следил, как идут его фильмы, частенько подходил к стендам и смотрел репертуары кинотеатров». К слову, сама Гребешкова никогда не просила супруга, чтобы он ее снимал в своих картинах. Однако если предлагал, то не отказывалась. Известен случай, когда ей предложили главную роль на Киевской киностудии, а Леонид Иович — эпизодическую роль врача-психиатра в «Кавказской пленнице». Нина Павловна выбрала работу у мужа.

По воспоминаниям родных, образ Шурика — его внешность и характер — режиссер полностью списал с себя. Гребешкова рассказывала: «Каким он был? Взгляните на Шурика, и все вам станет ясно. Это его точная копия — от жестов до походки… Он никогда не учил, никогда не делал замечаний, однако всегда выражал свое отношение. К примеру, терпеть не мог за глаза кого-то обсуждать. Если я говорила о ком-нибудь плохо, Леня всегда меня останавливал: «Ну, ладно, и что ты предлагаешь? Ты не можешь убить его, изменить тоже. Ну, такой вот он. Все разные, и он — такой». Он каким-то образом любил людей со всеми их недостатками…». Со слов Нины Павловны известен один случай, очень точно характеризующий гениального режиссера: «Однажды в магазинах пропал лук. И вот вижу, на улице торгуют луком с машины, однако стоит гигантская очередь. А у Гайдая была книжка инвалида войны. Я дома говорю ему: «Леня, там большая очередь, пожалуйста, сходи, возьми хотя бы килограмм». Леня ушел за луком и исчез на несколько часов. Оказывается, все это время он стоял в очереди, так как стеснялся использовать удостоверение. И взял ровно килограмм». Опять же со слов Гребешковой: «Он был абсолютно равнодушен к званиям, хотя имел их все вплоть до народного артиста. Когда ему сообщали об очередном ордене, Леня приходил и говорил: «Опять меня записали на какую-то цацку». Гайдай не понимал, зачем ему вообще нужны звания: «От этого я ведь ни хуже, ни лучше не стану…». Когда супруга попросила его устроить дочку в английскую школу, Леонид Иович наотрез отказался: «Зачем? Я вот учился в обычной и как будто бы не дебил…».

После распада Советского Союза и разъединения «Мосфильма» Гайдаю предлагали возглавить какое-нибудь свое объединение. Однако он в отличие от своих коллег (например, Быкова и Наумова) этого не сделал. Объяснял так: «Не буду браться за то, чего не умею». Сценарист Аркадий Инин, с которым он работал последние годы, видел у измотанного болезнями режиссера две отдушины — игровые автоматы и сигареты, от которых Леонид Иович, несмотря на проблемы с легкими, не желал отказываться. Инин говорил: «Дома он мог часами рассказывать супруге, что если б крутанул еще раз «однорукого бандита», то яблочки обязательно бы совпали с лимонами, а он сорвал банк. Это меня удивляло — невероятно умный же был человек». Сама Нина Гребешкова так вспоминала о последних годах жизни великого режиссера: «Работалось ему тяжело. Лежачим больным он не был, но страдал — открылась на ноге рана плюс эмфизема легких. Однако он был счастливым человеком — жил лишь тем, что интересовало его. Любил играть в карты и на «одноруких бандитах». Бороться с этим было бесполезно, я пыталась остановить его: «Леня, так никто не живет». А он отвечал: «Как это никто!? Я так живу».

[center]

В 1993 сценаристы Аркадий Инин и Юрий Волович написали для Леонида Иовича сценарий комедии о подводной лодке, однако Гайдай удивил их, сказав: «Ребята, наверное, я не смогу…». В семидесятилетнем возрасте у него было обнаружено воспаление легких. Нина Гребешкова писала: «Сначала все было плохо — начался отек легких, стала скапливаться жидкость. Потом он стал себя лучше чувствовать. Я была в больнице каждый день, иногда ночевала там. Наступило 19 ноября 1993. Стемнело… Мы сидели и разговаривали, он отправлял меня домой, и вдруг резко наклонился вперед. Я обняла его одной рукой, а другой взяла за голову. Примчались врачи, одели маску… Все было бесполезно, он ушел. Тромбоэмболия легочной артерии — оторвался тромб и произошла закупорка. Спасти его не было возможности… Для меня он так и не умер, просто на минутку вышел…». Гайдай не дожил совсем немного до тех лет, когда фильмы его стали чуть ли не еженедельно показываться по Центральному телевидению. Похоронен неповторимый мастер советской сатирической и эксцентрической комедии в Москве на Кунцевском кладбище.

По материалам сайта https://leonid-gaidai.ru/ и https://chtoby-pomnili.com.

Смерть

Последний фильм, который был снят легендарным режиссером в 1992 году, назывался «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». После этого ему стало очень тяжело работать — не давала покоя легочная эмфизема и вновь открывшаяся старая рана на ноге. Последнее интервью Леонида Гайдая (1992) В 1993 году Гайдай температурил, но твердо намеревался пойти на Тверскую, где проходил митинг в поддержку демократов. Вместо этого он был госпитализирован в Кунцевскую больницу.

Леонид Гайдай в последние годы жизни

Рядом с режиссером неотрывно находилась жена Нина. Леонид умер внезапно: они разговаривали, и вдруг он замолчал. Причиной смерти назвали тромбоэмболию легочной артерии. Легенде советской эксцентричной комедии было семьдесят лет. Похоронили Леонида Гайдая на Кунцевском кладбище.

Личная жизнь

Леонид Гайдай встретил свою будущую жену актрису Нину Гребешкову в годы учебы во ВГИКе. Леонид Иовыч сразу заметил маленькую хохотушку, но не думал, что Нина станет музой на всю жизнь. Гайдай был старше Гребешковой на 8 лет, прошел войну, был ранен в ногу. Но Нина Павловна была покорена искренностью, простотой и неиссякаемым оптимизмом Гайдая.

В 1953 году Гайдай и Гребешкова поженились. Свадьбу отпраздновали скромно. Молодожены поселились в небольшой комнате у родителей Нины Гребешковой. Через несколько лет супруги переехали в собственную 3-комнатную квартиру. Актриса с первых дней поняла, что живет с гением, поэтому бытом всегда занималась сама. У супругов родилась дочь Оксана.

В 70 лет режиссер заболел. Врачи диагностировали отек легкого. 19 ноября 1993 года Леонид Гайдай умер на руках у Нины Павловны. Она говорит, что для нее Гайдай все еще жив, просто вышел ненадолго.

Память о гении

Через двадцать лет после ухода великого режиссера на доме по улице Черняховского, в котором он жил, была установлена мемориальная доска с его улыбающимся лицом.

Памятник Леониду Гайдаю

В городе Свободный, где родился режиссер, ему поставлен памятник. К слову, он расположен рядом с кинотеатром, который также носит имя Леонида Гайдая. В начале двухтысячных в Иркутске также появился «Центр российского кино имени Леонида Гайдая».

Однако главными памятниками гениальному Леониду Гайдаю остаются его незабвенные картины, которые смотрят и будут смотреть самые разные поколения россиян.

Память

Мемориальная доска на доме 5, корпус 1 по ул. Черняховского, Москва, Россия.

  • Решением Курганской городской Думы от 26 мая 2020 года одной из новых улиц микрорайона Левашово присвоено имя режиссёра.
  • В Свободном Амурской области есть кинотеатр им. Л. Гайдая, рядом с которым ему установлен памятник.
  • В 2003 году, в дни празднования 80-летия Л. Гайдая, в Иркутске имя режиссёра было присвоено старейшему кинотеатру города «Художественный», который теперь называется Центр российского кино имени Л. И. Гайдая. В день рождения режиссёра, 30 января, на доме, где он жил, и на здании школы, где учился, были установлены мемориальные доски.
  • Имя режиссёра носит одна из площадей на территории киноконцерна «Мосфильм».
  • Скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый» установлена в Перми в 2010 году перед кинотеатром «Кристалл». Герои комедий Гайдая изображены в полный рост, в движении, без постамента, и при большом стечении народа сливаются с толпой. Автор — пермский скульптор Алексей Залазаев.
  • Ток-шоу «Сегодня вечером»: В студии программы — близкие Леонида Гайдая (Первый канал, 2 февраля 2013).
  • В Иркутске, 10 октября 2012 года была открыта скульптурная композиция: троица Трус, Балбес и Бывалый и Леонид Гайдай на режиссёрском стульчике, рядом с ним пёс Барбос с динамитной шашкой в пасти.
  • 14 декабря 2013 года на доме № 5, корпус 1 по московской улице Черняховского, где жил режиссёр, открыта мемориальная доска.
  • 7 мая 2020 года в Иванове на здании школы № 49, где в 1943—1944 годах режиссёр проходил лечение в госпитале, располагавшемся в этой школе во время войны, была установлена мемориальная доска в честь Л. Гайдая.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]