Биография
Ольга Остроумова — звезда советского и российского киноэкрана, ведущая артистка театра им. Моссовета. Она блестяще стартовала в самом начале творческого пути главными ролями в культовых фильмах Станислава Ростоцкого, но при этом сумела сохранить непосредственность натуры и редкую скромность. Актриса не стремилась к славе, но сегодня считается одной из красивейших и ярких звезд своего поколения.
Личная жизнь Ольги Остроумовой
В личных отношениях Ольга оправдывает породу тех женщин, которые терпят-терпят, а потом – вулкан! Впервые Остроумова вышла замуж в конце шестидесятых за однокурсника Бориса Аннабердыева. Брак был коротким. Затем – распределение после института, ее знакомство и любовь с Михаилом Левитиным, о чем она тут же поставила в известность мужа и подала на развод. Борис не сопротивлялся, в его жизни вдали от жены также произошли перемены.
Ольга Остроумова с мужем Михаилом Левитиным и детьми
Жизнь с Левитиным, театральным режиссером и писателем, оказалась насыщенной и яркой. Родились дети, которых родители назвали своими именами: девочку – Ольгой, мальчика – Михаилом. Но семья, так много значившая для Остроумовой, не имела столь важного значения для Левитина. На протяжении двадцати лет актриса училась закрывать глаза на интрижки супруга, даже если ей в открытую заявляли права на него. Но все-таки подала на развод. Наиболее сильно он повлиял на маленького Мишу, даже изъявившего желание жить с папой.
Ольга Остроумова с детьми
Со временем повзрослевшие дети стали ревновать Остроумову к ее новому избраннику – Валентину Гафту. Их шапочное знакомство на площадке «Гаража» Эльдара Рязанова в какой-то момент переросло в серьезные чувства. Расписались актеры прямо в больнице, где лежал Гафт после операции.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт
Обаяние и такт Валентина вскоре возымели свое действие, и Миша с Олей наконец одобрили любимого мужчину мамы. Их собственные дети, Фаина, Полина и Захар обожают гостевать у бабушки, которая всеми силами старается беречь так трудно выстраданную любимую семью.
Детство и юность
Ольга Михайловна Остроумова появилась на свет в Оренбургской области, в городке Бугуруслан, в сентябре 1947 года. Она росла в большой дружной семье, где, кроме нее, было еще трое детей: сестры Раиса, Людмила и брат Георгий. Папа Ольги был учителем физики, мама — домохозяйкой. В маленьком доме Остроумовых, расположенном неподалеку от церкви, была теплая атмосфера. Здесь всегда царили любовь и согласие.
Ольга Остроумова в молодости (кадр из фильма «Доживем до понедельника»)
Ольга Остроумова говорит, что желание стать артисткой пришло в юном возрасте, в 10 лет, после того как она вместе с мамой и сестрами попала на спектакль, в котором играла подруга матери. В душе девочки навсегда осталось то чувство невероятного праздника и необычайного волнения, которое она испытала тогда. Поэтому не ради славы и всенародной известности, а ради повторения этого праздника девушка решила связать свою взрослую жизнь с актерским ремеслом.
Карьера: студенчество-кино-театр
Семидесятые годы. Проснувшись на утро после выхода картины «Доживем до понедельника», студентка Остроумова как всегда села в троллейбус и поехала на занятия. Никакой славы или признаков знаменитости она не ощущала. Зато талантливую игру девушки заметили не только зрители, но и режиссеры. Последующее после фильма десятилетие Ольга Остроумова – самая востребованная актриса в кино. Роли, которые она с кажущейся легкостью получала, потрясают своей жизненностью, искренностью, глубиной.
Ольга Остроумова в фильме «Доживем до понедельника»
Нюра из новеллы «Сталинград – 1929 год», вошедшей в мелодраму Бориса Яшина «Город первой любви» – ее вторая роль. Дебютировали в фильме вместе с «опытной» Остроумовой Леонид Филатов и Наталья Егорова. Затем была картина «Город в огне» об осаде Севастополя фашистами и снова – Станислав Ростоцкий, решивший снимать одноименный фильм по повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие».
Пронзительная красавица Женька Комелькова, которую играет Ольга, стала словно родной многим людям, прошедшим войну. Остроумова вместе с партнерами по съемкам Андреем Мартынюком (старшина Васков), Еленой Драпеко (Лиза Бричкина), Ириной Шевчук (Рита Осянина) и остальным творческим коллективом создали на экране поистине потрясающую картину, которую даже номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и удостоили Государственной премии.
Ольга Остроумова исполнила роль Жени Комельковой
Образ Мани Поливановой, созданный Остроумовой на экране, еще одна глубокая и жизненная роль актрисы. Любовь к женатому мужчине, пронесенная сквозь годы, пережившая войну и потери, тема, которую в Советском Союзе не приветствовали, но фильмы «Любовь земная» и «Судьба» были сняты таким мастером и с таким актерским составом, что партийным чиновникам оставалось лишь признать, что секс в СССР есть, даже при строительстве социализма-коммунизма. Съемки в дилогии принесли Остроумовой неоценимый опыт работы с такими актерами как Евгений Матвеев, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Вадим Спиридонов, Зинаида Кириенко, а также заслуженную Государственную премию.
Ольга Остроумова в фильме «Любовь земная»
Восьмидесятые годы. После бешеного успеха в карьере актрисы наступило некоторое затишье – вплоть до фильма «Василий и Василиса», который сама Остроумова считает своей большой удачей. Именно эта картина помогла ей получить роль Анфисы в спектакле Моссовета «Вдовий пароход». Режиссер Генриетта Яновская, посмотрев фильм, решила задействовать Ольгу в постановке спектакля, хотя на эту роль претендовали и более зрелые актрисы.
В восьмидесятых Остроумова также снималась, хоть и в менее популярных, но интересных картинах: «Сестра моя Люся», «Не было печали», «Отпуск по ранению», «Мелочи жизни». В 1989 году Евгений Матвеев снял криминальную драму «Чаша терпения» с Остроумовой в главной роли, но картина не произвела на зрителей того сильного впечатления, которое осталось после «Любви земной» и «Судьбы».
Девяностые годы. Совсем мало достойных таланта Остроумовой ролей стало в лихие девяностые. К счастью, актриса была задействована в лучших спектаклях театра им. Моссовета, играла Фаину Раневскую, Елизавету Протасову, Эмму Бовари. Из фильмов этого периода можно отметить экранизацию одноименной повести Николая Лескова «Очарованный странник», где актриса играет Екатерину Семеновну. Съемки приносили ей удовольствие от общения с такими замечательными актерами как Александр Михайлов, Ирина Скобцева, Андрей Ростоцкий, Майя Булгакова, Леонид Кулагин.
Ольга Остроумова в фильме «АдмиралЪ»
Двухтысячные. Все чаще Ольга Остроумова снималась в документальном кино, посвященном ушедшим актерам. Из художественных картин можно о, где она сыграла маму беспутного Андрея Жданова (Григорий Антипенко), монументальное полотно «Адмирал» (роль матери Софьи Колчак Дарьи Омировой/Каменской), сериал «Папа для Софии» (Марина Александровна).
Фильмы
Кинематографическая биография Ольги Остроумовой началась с появления в фильме «Доживем до понедельника», который вошел в золотой фонд советского кинематографа. Актриса сыграла самую красивую девушку в классе. В белокурую красавицу тогда влюбилась вся мужская аудитория. Но на пик успеха Остроумову вынесла роль Жени Камельковой в драматическом военном фильме «…А зори здесь тихие», снимавшемся в Карелии.
О личном…
Вот такая она, актриса Остроумова Ольга Михайловна. Биография ее содержит сведения о трех мужьях, с последним из которых она счастлива до сих пор.
Со своим первым супругом, Борисом Аннабердыевым, она познакомилась, еще будучи студенткой. Он тоже учился в ГИТИСе. Брак был недолгим, и они развелись. Бориса после окончания учебы распределили в Туркменистан. Всего несколько месяцев жизни в разлуке показали, что их ничего не связывает.
Позже она вышла замуж за Михаила Левитина — режиссера и писателя. Это произошло в 1973 году. Михаил в начале их знакомства был несвободен, и Ольге пришлось несколько лет ждать его развода.
У супругов родилось двое деток — Оля и Миша. Остроумовой приходилось буквально бороться за семейное счастье: муж постоянно ей изменял, а она каждый раз об этом узнавала. Они развелись после 23 лет совместной жизни.
Долгое время актриса не хотела даже смотреть в сторону мужчин. Она занималась воспитанием детей и любимой работой. Все изменилось после очередной встречи с Валентином Гафтом. Ему Ольга понравилась еще в семидесятых, когда они вместе работали над фильмом «Гараж». Церемония бракосочетания состоялась в 1996 году в больничной палате (Гафт незадолго до торжества перенес операцию). Но все эти условности не имели никакого значения. Супруги счастливы до сих пор. Актриса теперь понимает, что такое быть счастливой и любимой женщиной.
Фильмография
- 1968 – «Доживем до понедельника»
- 1972 – «…А зори здесь тихие»
- 1974 – «Любовь земная»
- 1977 – «Судьба»
- 1979 – «Гараж»
- 1981 – «Василий и Василиса»
- 1982 – «Не было печали»
- 1982 – «Безумный день инженера Баркасова»
- 1984 – «Столкновение»
- 1986 – «Время ее сыновей»
- 1997 – «Змеиный источник»
- 2002 – «По ту сторону волков»
- 2003 – «Бедная Настя»
- 2008 – «Адмиралъ»
- 2012 – «Ефросинья»
- 2015 – «Подлец»
- 2019 – «Ван Гоги»
1973–1982. Матвеев. Театр на Малой Бронной. «Василий и Василиса»
В 1973 году в жизни актрисы произошли значимые события.
- Свадьба Остроумовой и Левитина.
- Увольнение из ТЮЗа.
- Переход в драматический театр на Малой Бронной.
- Фильм «А зори здесь тихие» – лидер советского кинопроката.
После успеха картины последовали предложения от других режиссёров. Ролей, сходных с Женькой Комельковой, Остроумова не хотела, поэтому отказывалась.
В 1974 году актриса согласилась на роль Мани Поливановой в фильме Евгения Матвеева «Любовь земная». Великолепная, чувственная внешность актрисы привлекла внимание режиссёра.
В эти удачные в карьере годы Остроумова была необыкновенно хороша, но воспитанная в строгих правилах, не позволяла себе даже лёгкого флирта.
В 1975 году в семье Левитина и Остроумовой родилась дочь, её назвали Ольгой, в честь мамы.
«Любовь земная» имела зрительский успех и Евгений Матвеев в 1977 году снял продолжение под названием «Судьба». Обе работы отметили наградами: Золотой медалью им. Довженко (1978) и Государственной премией (1979).
Ольга Остроумова между съёмками в кино участвовала и в спектаклях театра на Малой Бронной. Этому способствовала тёплая и дружная обстановка как при Дунаеве, так и Анатолии Эфросе, его сменившем. Актриса успела сыграть Татьяну во «Врагах» (1977), Лиду в «Веранде в лесу» (1978), героиню по имени Она в спектакле «Лунин или смерть Жака» (1979), Розу Гонсалез в пьесе «Лето и дым» (1980).
В 1979 году Эльдар Рязанов пригласил Остроумову в фильм «Гараж» на роль профессорской дочки. Этот опыт не доставил удовольствия. Молодая женщина чувствовала себя лишней на фоне Маркова, Невинного, Гафта, Мягкова и Савиной. После сатирической комедии наступил перерыв.
Через два года Ирина Поплавская позвонила актрисе и предложила роль Василисы в своём фильме по рассказу В. Распутина. Остроумова считает эту работу самой любимой ролью в кино, а тему картины «Василий и Василиса» о прощении и не прощении – библейской.
В 1982 году актрисе присвоили звание заслуженной артистки.
Театр
В 1970 году Ольга Остроумова стала актрисой Московского театра юного зрителя. Она играла в спектаклях «Мужчина семнадцати лет» (Варя), «Поздняя любовь» (Лебядкина), «Тень» (Юлия Джули).
В 1973-1983 годах она служила в Драматическом театре на Малой Бронной, где была занята в постановках «Варвары» (Лидия), «Волки и овцы» (Глафира), «Лунин, или смерть Жака» (Она), «Веранда в лесу» (Лида), «Лето и дым» (Роза Гонсалес).
В 1977 году была занята в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан» в театре «Эрмитаж».
С 1983 года Ольга Остроумова работает в театре имени Моссовета. Актриса играла в спектаклях «Живой труп» (Елизавета Протасова), «Вдовий пароход» (Анфиса), «Орнифль, или Сквозной ветерок» (Ариана), «Завтрак с неизвестными» (Маша), «У врат царства» (Элина Карено), «Мадам Бовари» (Эмма Бовари), «Вишневый сад» (Раневская), «Учитель танцев» (Фелисьяна), «Не будите мадам» (Роза), «Белая гвардия» (Елена Тальберг), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Бабушка) и др.
В текущем репертуаре театра Остроумова занята в спектакле «Римская комедия», где исполняет роль Мессалины. Кроме того исполняет главную роль в постановке «Путешествие с тетушкой» по мотивам одноименного романа Грэма Грина. Режиссером-постановщиком стал сын актрисы — Михаил Левитин-младший.
Ольга Михайловна – член жюри Фестиваля театра малых городов России, который проходит под эгидой Театра наций и его руководителя Евгения Миронова.